Ящеры

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи Lizard Folk, The Reptilians. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Эта статья — о разумных ящероподобных существах. Если вы ищете динозавров — вам сюда, если обычных ящериц — то сюда.

« Есть у игроделов такая профессиональная примета: если неспециалист с горящими глазами предлагает: «А давайте сделаем дополнение к такой-то игре!», причём игра эта — в стиле фэнтези, то с вероятностью 90 % следующей фразой будет: «Мы назовем её — Rise of Lizards!» »
— журнал «Лучшие Компьютерные Игры»
Ящер-лучник из D&D

Ящеры, или рептилоиды — существа, похожие на пресмыкающихся (рептилий) и часто, хоть и не всегда, на человека. Если не похожи на человека, то похожи на хищного динозавра, благо, хищные динозавры бегали на двух конечностях и имели хватательные передние конечности.

Их можно часто встретить в фэнтези или научной фантастике, чаще всего в качестве отрицательных персонажей.

В фэнтези ящеры — разнообразная раса, способная занимать все возможные роли в истории. Рептилоиды в основном живут в джунглях или на болотах и представляют из себя примитивные племена или являются остатками древней цивилизации. В последнем случае у них тогда есть каменные храмики и пирамидки, как у индейцев Центральной Америки. В некоторых случаях, несколько пореже, ящеры могут жить в пустыне, а их общественный строй напоминать типичное государство из арабских (и псевдоарабских) сказок.

В НФ ящеры являются злобной цивилизацией, пытающейся захватить галактику. Их нередко можно встретить в армии Тёмного Властелина. В некоторых случаях ящеры являются родственниками драконов и связаны с ними теми или иными отношениями.

Если в сеттинге можно увидеть их самок, то с 90 % вероятностью у них будет грудь, из-за чего многие игроки жалуются на незнание разработчиками биологии, и ведутся длительные дискуссии с высказыванием разных обоснуев. Хотя возможно, разработчики сделали это специально, из благих побуждений, чтобы женские особи этой расы выглядели красиво![1]).

Очень часто отличительной особенностью ящеролюдов является безэмоциональность, социопатия и, иногда, другие странности вроде неспособности понимать метафоры — ведь реальные рептилии такие хладнокровные в обоих смыслах и медитативно спокойные до тех пор, пока не приходит идеальный момент для нападения. К тому же рептилоиды зачастую сильнее людей, имеют когти, острые зубы, мощный хвост, а иногда и способность к регенерации.

Родственные тропы: Змеелюди, Дракониды, Люди-динозавры. Человекоподобные черепахи и крокодилы встречаются значительно реже.

Об инопланетных ящерах-захватчиках подробнее в статье Рептилоиды с Нибиру.

Примеры[править]

Литература[править]

Отечественная[править]

  • Войскунский и Лукодьянов, «Формула невозможного» — отупевшие от сладкой жизни «серые идиоты», трёхглазые инопланетные ящеры.
  • Ю. Тупицын, «Мезозой» (издавался также под названием «Эхо мезозоя» и в более поздней версии 1982 г. «На восходе солнца»). Жители планеты Мезы — разумные ящеры. Там же есть великое множество неразумных рептилий, выполняющих роль домашних животных и строительной техники. Последнее обстоятельство очень заинтересовало землян.
  • Эдуард Скобелев, «Необыкновенные приключения Арбузика и Бебешки» — зеленохвостые, раса злобных и подлых разумных антропоморфных крокодилов, пушечное мясо в армии злого короля-мага Дуляриса и его тупого сына Болдуина (нет, не того). Считаются созданными какими-то тёмными магами, но в третьей книге выясняется, что их как универсальных солдат создал внебрачный сын Дуляриса — командор Сэтэн.
    • В экранизации «Полёт в страну чудовищ» заменены на роботов, но среди роботов-солдат подозрительно много роботов с головами, стилизованными под голову ящера (видимо, отсылка к книге-первоисточнику).
  • Лукьяненко, «Лорд с планеты Земля» — на планете Алга жили разумные ящеры, пока их не уничтожила секта Потомков Сеятелей.
  • Павел Шумил, «Долг перед видом» — вид разумных динозавров, к которому принадлежит главный герой.
  • Дмитрий Емец, «Компьютер звёздной империи» и «Месть компьютера». Ящеры обычно служат Императору, не столько по злобе, сколько потому, что воинственны и туповаты одновременно. Во второй части действуют только два ящера — совершившие поворот направо кругом вместе со своим командиром Хрюк и Драгль.
  • Виталий Зыков, «Дорога домой» — аж несколько видов разных ящероподобных рас, которые, насколько известно, безнадёжно вымерли в далёком-далёком прошлом. Были неимоверно круты, причём настолько, что ГГ, будучи во многом преемником их «школы» и выкашивающий драконов пачками, бессмертных эльфийских колдунов десятками, а рядовых солдат противника чуть ли не тысячами — считался бы у них, в лучшем случае, подающим надежды середнячком.
  • Владимир Васильев, тетралогия «Смерть или Слава». Одна из «высших» галактических рас — Свайги, ящероподобные амфибии, свободно живущие под водой и на поверхности. Если воюют, то всегда на одной стороне с землянами. Однако совсем «хорошими» не назовёшь, поскольку, открыв человеческую цивилизацию, поначалу обложили данью и изобрели расистскую теорию, согласно которой млекопитающие не могут обладать развитым разумом в связи со слишком сложной физиологией организма, которая якобы препятствует развитию интеллекта. Вынуждены были признать людей если не равными, то хотя бы перспективными, только под давлением обстоятельств.
  • Сергей Вольнов, «Армия Солнца» — зантиане, криптилы, сорамейцы.
  • В. Дёмин, «Ущелье печального дракона» — тут параллельно с древними людьми проживают разумные ящеры, причём техника у них даже по нашим меркам футуристическая. С людьми они контактируют, Печальный Дракон даже прогрессорствует. Потом ящеры вымерли, оставив о себе противоречивые воспоминания в легендах.
  • Сергей Зайцев, «Призраки Пустоши» — Саламандры, как их называют люди. Самоназвание не приводится. Прямоходящие бесхвостые ящерицы сходного с человеком размера. Непревзойдённые технари, обладающие нечеловеческим незлым разумом.
  • С. Логинов, «Закат на планете Земля» — трагическая история разумных динозавров, живших за миллионы лет до появления человека.
  • Игорь Росоховатский, «Повод для оптимизма» — Губатам, разумный потомок динозавров из джунглей.
  • Владимир Титов, «Золото колдуна» — подземные хищные рептилоиды, бета-версия тираннозавров, обладающие зачатками разума и даже имеющие что-то вроде религиозного культа. Судя по тому, что они пытались охотиться на главных героев — разум у них в самом деле зачаточный.
  • Олег Верещагин, «Путь домой» — урса, синтетическая раса на основе рептилий, постоянные «оппоненты» белых арийских подростков в параллельном игровом мире. Изначально автор планировал отдать на побиение хорошим ребятам негров, но в издательстве решили, что это уже слишком.
  • «Гнев Дракона» Джорджа Локхарда — орки (оорки) Ринна, антропоморфные теплокровные ящеры, продукт инженерии Рэйдена. показанные в кадре — кочевники, населяющие холодные степи.
  • «Грязная вода» Евгения Абрамовича — рептильно-земноводные водные монстры, преследующие героев.
  • Метавселенная Рудазова:

Зарубежная[править]

  • Говард Лавкрафт:
    • «Единственный наследник» («The Survivor») — доктор Жан-Франсуа Шарьер, перевоплотившийся в ящерочеловека.
    • «В стенах Эрикса» — коренные обитатели Венеры.
  • Гарри Гаррисон:
    • West of Eden — ящеры-иилане'.
    • «Билл — герой Галактики» («Bill, the Galactic Hero») — чинжеры.
  • Эдмонд Гамильтон, «Возвращение к звёздам» (сиквел «Звёздных королей») — магелланийцы-сверхтелепаты. Или это амфибии, если учитывать кожу?
  • Айзек Азимов, «Чёрные монахи пламени» — треть галактики, включая живущих в ней людей, под властью рептилоидной расы.
  • Роберт Асприн:
    • «Войны жуков и ящериц» («The Bug Wars») — ящеры тут единственные главные герои, а люди кратко упоминаются как давно вымершая раса Предтеч, погубленная собственным пацифизмом. В нарушение упомянутого в статье тропа грудей у самок как будто нет, да и вообще половые отношения для персонажей явно второстепенны. Действие романа происходит во времена динозавров.
    • Серия «МИФ» — ящеры из измерения Извр, именуемые «извергами». Очень обижаются, когда их называют «извращенцами».
  • Цикл Кейт Эндрю о космическом иностранном легионе — убренфары.
  • Нил Гейман, «Но молоко, к счастью…» («Fortunately, the Milk…») — Профессор Стего, динозавриха-учёный.
  • Вальтер Моэрс, «Замонийский цикл» — обитатели Драконгора, разумные динозавры. Вопреки предрассудкам, вполне миролюбивы. Подарили Замонии множество известных поэтов, писателей и философов. Собственно, сам цикл представляет собой якобы переведённые с замонийского книги драконгорца Хильдегунста Мифореза. Начиная с четвёртой книги («Город мечтающих книг») Хильдегунст сам выступает в качестве главного героя.
  • Р. Л. Стайн, «Вся нечисть» — банда школьных хулиганов оказывается ящероподобными существами, которые планируют превратить всю школу в себе подобных. Из-за одной неудачной шутки они принимают главного героя, Рикки, которого раньше всячески изводили, за своего командира. Поначалу Рикки, пользуясь «служебным положением», всеми силами срывал планы злокозненных рептилоидов, однако насмешки сыграли свою роль, и он решил: а и пускай!
  • Цикл «Эсминец „Уокер“» — грики и другие грикоподобные расы из параллельного мира. Представляют собой потомков велоцирапторов с острыми когтями и зубами, но в бой обычно идут с изогнутыми мечами и арбалетами. Выковали себе огромную империю, простирающуюся от экваториальной Африки (южнее — им холодно) и до Юго-Восточной Азии. Являются смертельными врагами лемурианцев, которых когда-то не добили (а для гриков это — позор). Поначалу являются скорее имитаторами, чем инноваторами, однако это со временем меняется. В более поздних книгах превращаются из орды в профессиональную армию, вооружённую мушкетами и пушками, чуть ли не наравне с объединёнными войсками человеко-лемурианского Альянса.
    • Примечательно то, что цикл написан в наше время, тогда как действие происходит в 1940-х. Естествоиспытатель Кортни Брэдфорд исследует мёртвое тело грика и с удивлением обнаруживает полые кости и перья, указывая на родство с птицами. О родстве современных птиц и древних динозавров стало известно сравнительно недавно; до этого считалось, что динозавры полностью повымирали.
  • «Малазанская книга павших» — К’чейн че’малл, первая разумная раса этого мира. Похожи на динозавров, передвигаются на задних лапах как тираннозавры или велоцирапторы. По структуре общества они ближе к муравьям и термитам, где во главе стоит матрона, и есть трутни и солдаты.
  • Гарри Тёртлдав, цикл «Мировая война» (иногда переводят как «Флот вторжения») — Раса с планеты Дом, вращающаяся вокруг звезды Тау Кита. Хладнокровные, яйцекладущие, глаза — как у хамелеонов (вращаются независимые друг от друга), с ежегодным брачным сезоном. Флот Расы прибывает в самый разгар Второй мировой и крайне удивлён тем, что эти жалкие тосевиты (так они называют людей, а планету — Тосев-3) каким-то образом умудрились продвинуться от рыцарей и замков до радаров и самолётов за каких-то 800 лет (прогресс для Расы измеряется тысячелетиями). Позже становится известно, что две другие расы, порабощённые ими (работевы и халессы), тоже сабж и такие же консерваторы; они вообще впервые сталкиваются с млекопитающими. Позже становится известно, что имбирь для них — сильнейший наркотик и вызывает преждевременную течку у самок.
  • Терри Брукс, «Шаннара» — мвеллреты, тролли, которые выглядят как гигантские ящеры. Обладают способностью изменять форму своего тела.
  • Цикл Dragonlance. Вся первая трилогия — о борьбе с армией Такхизис, значительную часть которой составляют дракониды.
  • «Фабий Байл: Прародитель» Джоша Рейнольдса — лаксолотли, крайне опасные четвероногие ящеры. Олеандр пользовался их услугами, чтоб выйти на эльдар.

Кино[править]

  • «Чужой» — собственно ксеноморфы, похожие на помесь насекомых и ящериц.
  • «Враг мой» — инопланетяне-драки, рептилии-квазигуманоиды.
  • «Годзилла: Последняя война» — ксиллены.
  • Расширенная вселенная «Звёздных войн»:
    • Раса фалиенов — хладнокровные расчётливые рептилии, источающие мощные феромоны, действующие на представитель всех рас далёкой-далёкой Галактики. Фалиен Ксизор и вовсе создал одну из самых могущественных криминальных организаций в Галактике.
    • Жестокие охотники трандошане ещё хуже.
    • Неймодиане и их дальние родственники дуросы.
    • Родиане, одного из которых в своё время прибил Хан Соло.
  • «Теодор Рекс» («Theodore Rex») — возрождённые разумные динозавры. Вполне миролюбивы.
  • «В поисках галактики» — галактический завоеватель Саррис и его армия.
  • «Затерянный мир» («Land of the Lost») 2009 — слистаки.
  • «Затура: Космическое приключение» («Zathura: A Space Adventure») — инопланетяне зоргоны. Любят огонь и мясо.
  • «Железное небо: Грядущая раса» — врилы.

Телесериалы[править]

  • Сериал «Затерянный мир» 1990-х годов — народ ящеров, косплеящий римлян.
  • Сериал «Доктор Кто» — силурианцы (живут под землёй), ледяные воины (коренные марсиане), драконианцы.
  • «Звёздные врата: SG-1» — унас, первые носители гоаулдов. Серракины тоже похожи на рептилоидов, правда, они способны производить потомство с людьми. Большинство населения Гебридана — гибриды.
  • «Звёздный путь» — кардассианцы, джем’хадары, ксинди-рептилоиды, горны, селаи, тоски и воты (потомки земных гадрозавров).
  • «Вавилон-5» — дрази. Продали Земле суперпушку, которую земляне поставили на свои орбитальные спутники, а потом и на эсминцы типа «Колдун».
    • Нарны — субверсия. Они только выглядят рептилоидами, на самом деле у них больше общего с земными сумчатыми.
  • «Орвилл» — криллы. Вот только греться на солнышке не будут — их кожа совершенно не защищает их от ультрафиолета, поэтому и ходят в скафандрах на солнечных планетах. Религиозные фанатики.
  • «На краю Вселенной» — жестокие скарранцы, создавшие одну из космических сверхдержав (противостоять им могут только Миротворцы и, внезапно, небари). Обожают тепло и способны проецировать тепловой луч, которым могут выпытывать информацию или сжечь заживо. Их элита поддерживает свой интеллект поеданием цветка, идентичного земной стрелитции. Скорпиус является гибридом себацианца и скарранца. К сожалению, это неестественно, ибо себацианцы не переносят жару, поэтому Скорпирус выживает только благодаря охладительным стержням в голове, которые надо часто менять.
  • «За гранью возможного» — множество различных рас подходит под сабж.
  • «От заката до рассвета». В сериале вампиры или лос кулебрас, как их здесь называют, являются именно рептилоидами и вообще во многом связаны со змеями.

Мультфильмы[править]

  • «Товарищъ со звёздъ» — один из главных героев, ящероподобный (скорее даже черепахоподобный) пришелец, попавший из-за аварии своего космического корабля в Сибирь в самый разгар Гражданской войны.

Мультсериалы[править]

  • «Небесные рыцари» — эскадрилья «Рапторы» и пиратская эскадрилья «Тёмные рейдеры».
  • «Планета монстров» — жители Костяной Планеты.
  • «Футурама» — омикронианцы. А также продавец-хамелеон в сексшопе.
    • И ещё ящер — папа римский, похожий на аллигатора (Крокодилус Понтификус — его полный титул). Пародийный ответ на слухи (и антинаучно-конспирологические теории) о сотрудничестве Ватикана с рептилоидами. Впрочем, персонаж положительный.
  • Stargate: Infinity — Тла’кханы.
  • «Экстремальные динозавры» — именно то, что написано на упаковке.
  • «Наездники драконов» — враги главных героев. Не то мутировавшие животные, не то мутировавшие люди.
  • «Звёздная принцесса и силы зла» — Септариане.
  • «A.T.O.M. Alpha Teens On Machines» — клон Акселя, Тилиан, с добавлением ДНК кобры, крокодила, геккона и хамелеона.
  • «Охотники на драконов» — в домике мастера Као на полке шкафа вместе со склянками и колбами можно найти череп человекоящера, вернее, человекодракона (эпизод «Гланды Мимикара»). Насколько эти существа ещё живы в показанном мире, остаётся открытым вопросом.
  • «Защитник камня» — врагами главных героев является маг-ящер Зок и его воины.
  • «Ши-Ра и непобедимые принцессы» — Дабл-Трабл разгуливает в изначальной (или просто предпочтительной, поди разбери) форме гуманоидной ящерицы. Правда, при этом оно также обладает блондинистой шевелюрой и вертикальным разрезом век.

Аниме и манга[править]

Комиксы[править]

  • Teenage Mutant Ninja Turtles: человекообразные черепахи, антропоморфные трицератопсы — завоеватели из космоса под названием Трицератоны, метаморф Хамелеон, человек-ящерица Мондо Гекко, аллигатор-мутант Кожеголовый, Кренг до превращения в мозг с глазами и щупальцами и многие другие.
  • (link)

    Убийца Крок
    DC Comics: Убийца Крок, он же Уэйлон Джонс — мутант, похожий на человекообразного крокодила; цивилизация подземных ящеров — потомков динозавров.
  • (link)

    Ящер
    Marvel Comics: мутант Ящер, он же Курт Коннорс, учёный-мутант-динозавр-суперзлодей Стегрон, мутант-птеродактиль Саурон.
  • Image Comics: супергерой Дикий Дракон, он же император Курр.

Веб-комиксы[править]

  • «Гоблины: Жизнь их глазами» — «сильнейший из людоящеров» Кселисс, по слухам — гибрид ящера и огра.
    • Есть теория, что на самом деле он троглодит. Огромные габариты и культ силы и пожирания прилагаются.

Видеоигры[править]

Стратегии[править]

  • Старенький симулятор бога Evolution — в одной из концовок можно получить цивилизацию динозавров-велоцерапторов.
  • Heroes of Might & Magic III: жители болотного замка, крутые лучники (возможно, именно отсюда пошла традиция изображать ящеров крутыми лучниками). К этой расе принадлежит несколько героев.
    • Horn of the Abyss — никсы.
    • В Heroes V уступили название тёмноэльфийским ездовым животным.
      • В 7-й части игры появляются в качестве нейтральных наёмников с дополнением «Trial by fire».
  • Age of Wonders: Ящеры присутствуют в первой части игры. Впоследствии их заменили драконидами, но среди любительских модификаций можно найти целую историю о попавшем на неизведанный остров герое, который и обнаруживает иммигрировавших туда ящеров. Так мододелы дали лорное объяснение их исчезновению.
  • Master of Orion: если в первом Саккра одинаково походили как на гекконов (рептилии), так и на лягушек (амфибии), то во втором они приобрели явно рептилоидную внешность.
  • Warlords Battlecry III — ящеры Сирасси из страны Кешан. Приручают динозавров, поклоняются Солнцу. Стиль архитектуры похож на ацтекский. В отличие от большинства фэнтезийных собратьев, миролюбивы. Нападают, только защищая свой мир от чужаков — любителей пограбить. По сюжету — проигрывают.
  • «Эадор» — гордая и воинственная раса ящеров.
  • Disciples — нейтральные юниты, обитатели болот. Зачастую сопровождают медуз.
  • VGA Planets: одна из рас так и называется — Ящеры.
  • Игры серии X: Телади — ушлые ящерицы-торговцы, способные продать снег зимой и горячий воздух летом.
  • Spellforce: The Shadow of the Phoenix: Люди-ящеры Ша, встречающиеся почти в самом конце игры. Плюются иглами через трубки, имеют некое подобие орденов с монахами, храмовниками и магистрами, практикуют чёрную и белую магию, поклоняются каменным идолам (должно быть, злых богов), практикуют сдирание кожи заживо, обитают в джунглях, служат местному Тёмному Властелину.
  • Венгерская RTS «Armies of Exigo»: развитая цивилизация ящеров входит в игровую фракцию Тварей (Beasts). Ящеры здесь многочисленны, разумны, могут в магию и живут на болотах. Самой же интересной их чертой является перманентная невидимость, пока они неподвижны.
  • В стратегии Dragonshard (по миру Eberron) являются одной из трёх сторон конфликта, наряду с «хорошим» Орденом пламени и «плохими» Убермаргиналами Умбрагенами. Имеют на своей стороне динозавров и других рептильных существ из D&D-бестиария, таких как троглодиты и юань-ти, а также пользуются поддержкой духов природы, занимая экологическую нишу местных «эльфов».
  • Spore: в этой игре можно создать буквально КОГО УГОДНО, в том числе и расу разумных рептилий.
  • «Millennia: Altered Destinies» — одна из четырёх рас, с которыми необходимо нянчится, чтобы они дожили до космической эпохи — рептоиды. Предпочитают пустынный климат. Довольно воинственны.
  • В Stellaris им отведена отдельная группа портретов. Правда, некоторые похожи на лягушек.

RPG и TRPG[править]

  • Neverwinter Nights — остатки цивилизации древних человекоящеров, ведомые своей королевой, являются главными антагонистами в первой игре франшизы. В своё время были могущественны настолько, что соперничали за власть над миром с драконами, а на момент действия сюжета почти все свои силы утратили, и уповают лишь на мощные магические артефакты. Неизменными остались лишь их надменность и презрение к другим разумным расам, пробивающие кору Фэйруна до самых недр.
  • Chrono Trigger: рептиды — раса антропоморфных динозавров.
  • Fallout: Когти Смерти — генетически модифицированные хамелеоны.
  • Final Fantasy XIII и Final Fantasy Tactics Advance — воинственная раса ящеров-бангаа.
  • Gothic II. Люди-ящеры в красных доспехах.
    • Risen от тех же разработчиков. Саурианцы. Поскольку в серии есть множество разной толщины намёков, что мир тот же, что и в «Готике», вполне очевидно, что саурианцы и есть те самые люди-ящеры.
  • «King’s Bounty: Принцесса в доспехах»: материк Рехау, населённый ящерами с внешностью динозавров и с культурой а-ля Доколумбовая Америка.
  • Во вселенной Mass Effect присутствуют расы дреллы и кроганы, являющиеся рептилиями. С прикрученным фитильком: ни те, ни другие ни капли не похожи на классических «разумных динозавров».
  • В третей игре Dragon Age можно найти упоминания о так называемой «Забытой войне», где гномы столкнулись с загадочными рептилоидами, произошло это где-то после появления Тевинтера, но до уничтожения Арлатана самим Тевинтером. Судя по записям, телосложением они похожи на людей, но с рептилиеподобными мордами (один из них схватил челюстями голову жертвы и свернул шею), доспехи прочные даже для оружия гномов, и к тому же похоже, они мраккультисты — погибших врагов насадили на алтарь в форме костра, а жрец (или жрица, судя по голосу) поджёг дыханием их кровь в сосуде. Но когда туда прибыли гномы, нашли только обугленный сосуд, а чешуйчатые и алтарь с трупами бесследно исчезли.
  • Might and Magic VI — та же вселенная, что и HoMM, континент первых двух «героев». Обитают болотах в районе замка Айронфист. Метко стреляют из луков и владеют кое-какой магией. Героям враждебны.
    • Might and Magic VIII. Ящеры — отдельная раса NPC, проживающая на Острове кинжальной раны в тропиках. На стороне игрока. Выглядят от просто неприятных до полных страхолюдин с длиннющими зубами и когтями. Абсолютно не злые. Смело защищают свой остров от пиратов, несмотря на количественный проигрыш. Быт у них примитивный, в экономике не смыслят совсем. Назвать этих ящеров тупыми нельзя, они скорее простые как три рубля и не любят интриг. У них есть свой грандмастер алхимии, так-то. Сиськи не замечены.
    • А вот в 7 части ящеров нет, хоть её действие и происходит там же, где третьи «Герои».
  • The Elder Scrolls: аргониане — жители болот крайнего юго-востока Тамриэля. О них немногое известно; они живут в симбиозе с разумными деревьями Хист, дышат не только воздухом, но и водой (из-за этого биологически правильнее называть их амфибиями), и с недавних пор управляют своим собственным государством, отделившимся от Империи Тамриэль и проведшим успешную военную кампанию против тёмных эльфов (потом, правда, те взяли реванш, но по очкам преимущество осталось таки за ящерами). Защищать свои земли тоже умеют, являясь поистине страшными партизанами — подтвердят и имперские легионы, и даже дреморы из Обливиона.
    • Кроме того, существуют другие рептилоиды на соседних материках Атмора и Акавир, о которых известно только из внутриигровых книг. Змеелюди-цаэски, например. Да и драконы Скайрима — ящеры.
  • Titan Quest: египетские рептилиды — раса антропоморфных крокодилов. Носят броню (о как!), которую можно после боя забрать и надеть на себя.
  • «Проклятые земли». Разумные ящеры встречаются на Гипате — ходят на двух ногах, используют в качестве оружия вилы и приручают драконов. Практичному игроку, несмотря на достаточно миролюбивое поведение, интересны в первую очередь их шкуры — без них не сделать лучшего на тот момент доспеха…
  • В серии «Divinity» такие тоже есть. Правда, больше всего их в стратегии «Divinity: Dragon Commander».
    • Было, до выхода Divinity: original sin 2, где за них можно играть и есть даже ящеры-нежить.
  • Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura — бедокаане, разумные рептилии, похожие на прямоходящих кайманов. Впрочем, для предприимчивых охотников прямохождение и использование орудий труда не являются поводом, чтобы не делать из бедокаан сумки и кошельки. Это не совсем расизм — полуогров презирают, полуорков используют на самой чёрной работе, дворфы ненавидят эльфов, но большинству расистов не приходит в голову ходить в куртке из кожи эльфа или варить мыло из жира полурослика. Охотники же просто считают бедокаан неплохой сырьевой базой. Один из немногих примеров, где отрицательными персонажами являются противники рептилоидов.
  • Hand of fate: здесь раса людей-ящеров (так и называется) представлена мастью чешуи (пики). По сути самая сильная масть в игре, сносят много, здоровья много, блокируют любой не пробивающий удар (если не начинать с него комбо) войны, и больно стреляются огнём лучники, к тому же их дама (посредством тотема) и король накладывают неуязвимость на воинов. Если верить Раздающему, то по характеру они спокойные, терпеливые, да и вообще «умнее чем кажутся», и скорей нейтральная раса, нежели злая.
  • Terraria — ящеры из подземного храма ящеров. Слово Божие, а также некоторые его фразы гласят, что знахарь — один из них.
  • Space Station 13: Унатхи — раса высоких рептилий-гуманоидов. Их общество крайне сексистское, где женщины рассматриваются как частная собственность.
  • Dungeon Siege дополнение «Легенды Аранны» — заураски.
  • Pillars of Eternity: D&Dшные корни игры проявились и в наличии в ней разумных ящериц-ксаурипов.

MMORPG[править]

  • Everquest — иксары.
  • AION — балауры.
  • WoW — сауроки, раса искусственно выведенная могу.

Roguelike[править]

  • Ancient Domains of Mystery: один из видов «гуманоидов» (маленькая буква «h»), примечательны тем, что только они могли напасть ордой (horde) — орки и гоблины нападали патрулями (patrol), варвары — группами (group), огры — армиями (army), а эти, похоже, захватили монополию. А ещё тем, что они не является игровой расой, но с игровой расой «дракончиков», которая по сюжету «яростно отрицает какое-либо родство между ними», по внешности вообще ничем не различаются.

FPS[править]

  • Quake III: Arena — Сорлаг, представительница расы Соргов.
  • Duke Nukem — солдаты пришельцы.
  • Serious Sam — алудранский рептилоид.
  • Battleborn — Роа, целая планета пришелцев-ящеров, откуда родом один из возможных героев игры — Пендлс.

TPS[править]

  • Crimsonland — один из видов противников. Об их антропоморфности судить сложно, поскольку вид сверху.

Поединки[править]

  • Killer Instinct: Риптор — гибрид человека и раптора.
  • Mortal Kombat: зауриане (Рептилия, Хамелеон, Камелеона). Помимо них — король-дракон Онага.
  • Soulcalibur: Lizardmen, спартанский воин, ставший ящером под влиянием проклятия (его истинное имя — Аэон Каликос). Есть и просто раса ящеров.
  • Ящеролюд из Cardinal Syn (не помню, как зовут персонажа).

Боевики[править]

Квесты[править]

  • The Next Big Thing: главгад Фицрендольф — получеловек-полуящер.

Сказочные бродилки[править]

  • Серия Donkey Kong Country: кремлинги — раса антропоморфных крокодилов.
  • Mario: Боузер, его сын, Купалинги и его подданные — черепахи купа. Друг Марио — динозаврик Йоши (в других играх выясняется, что этот динозавр — представитель целой расы миролюбивых мультяшных динозавриков).
  • Yooka-Laylee: один из главных героев — антропоморфный хамелеон Юка.

Настольные игры[править]

  • Warhammer Fantasy Battles — лизардмены. Имеют культуру майя и приручают динозавриков, а также борются с хаосом и пытаются воплотить в жизнь некий великий план Предтеч. Всего ящеров четыре расы: сланны — высшее начальство, похожие на жаб толстые маги огромной силы; сцинки — по происхождению земноводные, занимаются интеллектуальной деятельностью более низкого уровня, иногда партизанят по джунглям и колдуют; завры — раса воинов, не пригодная ни для какой другой деятельности жертва сверхспециализации; кроксигоры — грубая рабочая сила, в большинстве своём очень тупая и послушная.
  • Warhammer Age of Sigmar — вышеупомянутые лизардмены, только теперь называются серафонами, так как вознеслись к звёздам во время Конца Времён. Вернулись в лице звездопада, когда Хаос вторгся в Смертные Владения.
  • Warhammer 40,000. Инопланетная раса Сланнов. Очень древняя и продвинутая раса рептилий, чей уровень технологий воспринимается как магия даже эльдарами. Учитывая мрачный сеттинг настольной игры, несколько удивительно то, что сланны никак не вмешиваются как вооружённая сила в бесконечную войну, бушующую на просторах галактики. Это объясняется тем, что народ ящеров познал некую Высшую Истину, ощутил Дух Вселенной и более не видит смысла в бесконечной межзвёздной экспансии, предпочитая этому духовное самосовершенствование. Впрочем, записными пацифистами сланны вовсе не являются и вполне способны постоять за себя, если в этом есть необходимость.
    • Тау, возможно, которые по определённым признакам соответствуют рептилиям. Живут на отшибе галактики и медленно, но верно присоединяют планеты разных рас силой и дипломатией к своей Империи. Строят Высшее Благо для всей галактики и любят экзоскелеты. Есть, правда, версия, что тау, как и крууты, — антропоморфные птицы.
  • Forgotten Realms — когда-то были правящей расой мира, потом одичали и стали жить малыми племенами на болотах.
  • В целом же, миры Dungeons & Dragons населяет целая плеяда ящероподобных гуманоидов:
    • Собственно, ящеролюди (lizardfolk). Здоровые, с крепкой естественной броней, по дефолту — дикари из болотистых земель с технологиями каменного века. Среди остальных диких рас немного выделяются тем, что вместо жрецов-шаманов (как у орков, гоблинов и так далее) у них друиды (как у людей и эльфов), что предполагает относительно высокий уровень духовной культуры. Обычно нейтральны. Nota bene про безэмоциональность в начале статьи — полностью про них.
    • Троглодиты. Именно отсюда пошла традиция называть троглодитами не пещерных людей, а пещерных рептилий. Живут под землёй, могут выделять облако жуткой вони, в остальном — обычные дикари-охотники-людоеды. Злые.
    • Кобольды. Здесь — тоже ящерки. Мелкие, слабые и не сказать чтобы очень уж хороши в магии — классическое пушечное мясо для приключенцов начальных уровней, наравне с гоблинами. От такого обращения стали во-первых, очень агрессивными ко всем не-кобольдам, а во-вторых, прекрасными специалистами по засадам и ловушкам в подземельях. Считают себя потомками драконов, которым зачастую и служат. Тоже злые.
    • Драконорождённые (dragonborn). А вот это действительно родственники драконов — здоровенные, чешуйчатые и с драконьим дыханием. Как и многое другое, появились в третьей редакции, затем были включены в четвёртую в качестве игровой расы. По умолчанию — добрые.
      • Ну и вишенка на торте. Поскольку многие драконы в этой игре обладают способностью к полиморфизму и… эм… разнообразными эстетическими пристрастиями, то с помощью шаблона Half-Dragon потомка дракона (с чешуёй, крыльями и когтями) можно сделать из любого живого и материального существа. Любого.
    • С фитильком сюда же идут Юань-ти и Тортлы, правда первые — змеелюди, а вторые — антропоморфные черепахи.
  • Warmachine — гаттормены, антропоморфные дикари-аллигаторы.

Музыка[править]

  • Ящер из одноимённой песни группы «Иван Купала». И сидит ящер, орешки лущит(!), веретёно точит(!!) и жениться хочет(!!!)…

Интернет-проекты[править]

  • «Всемирье» — Ай’Сир, которые обитали на Трискелионе и славились своими достижениями в техномагии.
  • «SCP Foundation» — SCP-682 же! Хотя, возможно субверсия, так как, по-видимому, он способен изменять облик.
    • Обьект SCP «Со множеством голосов» выглядят как красные полупрямоходящие ящерицы с длинными челюстями. Могут пародировать голоса своих жертв, причём вполне осознанно.

Прочее[править]

  • Эстрадное шоу (и его телеверсии) клоуна-фокусника Руди Коби. Выпуск, пародирующий супергеройские комиксы. Ящер Продюсер. Злодей похитил Руди, а потом заставил нырять в бассейн с пираньями для поиска выбранной карты.
  • Книга-игра «Пиратская одиссея» — встречаются на одном из островов как рядовые враги и в пустыне как крутые лучники и охранники, которых придётся перебить для ограбления каравана.

Реальная жизнь[править]

  • Человек-ящерица из городских легенд.
  • По одной из конспирологических шизогипотез, мел-палеогеновое вымирание — следствие глобальной войны (с жёстким приземлением бо-ольших камушков из космоса, куда кузькиной мамке до этого) разумных динозавров.
  • Есть мнение, что если бы динозавры вида «троодон» не вымерли, то через 30 миллионов лет превратились бы в сабж.
    • В ЮТе № 4 1996 г. в статье В. Пятницкого «Все мы дети Вселенной» (рубрика «Сумасшедшие мысли») приведён портрет рептилоида (стр. 35), который мог бы стать представителем господствующего на Земле вида, если бы динозавры не вымерли.
    • Ранее в журнале «Техника — молодёжи» (№ 9 за 1987 год) была опубликована заметка «Этот симпатичный дино сапиенс», которая, ссылаясь на исследования канадского палеонтолога Дэйла Рассела, высказывала мысль, что стенонихозавры, отведи им Матушка-Природа больше времени, вполне могли эволюционировать в человекоподобных разумных существ.
  • Конвергентная эволюция, в принципе, допускает существование в Млечном Пути хотя бы одного вида разумных ящеров. Хотя можно ли будет их считать за прямо-таки ящеролюдов — ещё вопрос.
  • А за пропаганду лженауки научно-просветительский ресурс «Антропогенез.ру» и фонд «Эволюция» вручают статуэтку грустного рептилоида тем, кто особо отличился. Заодно и избирают академиком ВРАЛ (ВРунической Академии Лженаук).
    • В лекции «Неизбежен ли разум?» один из создателей ресурса «Антропогенез.ру», антрополог Станислав Дробышевский опроверг возможность появления разумных рептилоидов в результате эволюции динозавров.

См. также[править]

Примечания[править]

  1. Мнение циника: ну, или из-за нежелания заморачиваться с новыми моделями женских персонажей в игре.