Пуффендуй

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Hufflepuff House. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Организация, которая как бы и есть, но мало влияет на сюжет.
« Антресоли — это, сука, Монголия, потому что нихрена не понятно, что там лежит, что там происходит, вообще нихрена не понятно! »
— Вадим Галыгин

Пуффендуй — это сюжетная массовка. Фракция или организация, которая на протяжении всей истории остается на вторых ролях, не играет особой роли в сюжете и вообще существует только для придания объёма описанной структуре общества. В роли Пуффендуя может выступить страна, которая не участвует в эпической битве Пресветлого Гондора с Претёмным Мордором (или участвует, но также тихо, незаметно и на вторых ролях с описанием из одной фразы вроде «корабли тёмного властелина также вторглись и в моря королевства Альбион»), спортивная команда, которая так никогда и не входит в число победителей, магический орден, о котором известен только его цвет и, в лучшем случае, философия в виде одной фразы. Иными словами, Пуффендуй как бы есть, но произведение не стало бы невозможным, если бы он пропал.

Первоисточник названия — один из факультетов в магической школе Хогвартс в Harry Potter, который реже всего участвует в сюжете и из которого не происходит ни один из постоянных друзей или недругов Гарри.

В предельном случае превращается в декоративную локацию, с которой не связано вообще никаких сюжетно значимых событий (пусть даже малозначимых и/или в далёком прошлом). Сходный троп — в тени колосса.

Смотри также: Вселенная за кадром, когда сеттинг процентов эдак на девяносто состоит из Пуффендуев, которые вроде как есть, но на сюжет никак не влияют.

Где встречается[править]

Комплексные франшизы[править]

  • Звёздные войны
    • Галактическая Империя насчитывает 70 миллионов обитаемых миров, однако поименно перечислены всего 1240, из них примерно половина известны только своим названием. Про остальные миллионы мы не знаем ровным счетом ничего.
    • Штурмовой корпус Империи известен всем и каждому, именно эти ребятки в 90 % случаев являются антагонистами главгероев в бесчисленных произведениях по теме ГГВ. Однако что вы слышали об имперской армии? Подавляющее число фанатов ответят отрицательно, они даже не подозревают о ее существовании. А ведь это грозная и могучая сила, насчитывающая десятки триллионов солдат и офицеров, многие миллиарды танков, бесчисленное количество прочей бронетехники. Армия составляет основу гарнизонов во всех имперских мирах, это костяк Вооруженных Сил, без которого Империи вовсе бы не было. И как же она представлена в произведениях по тематике ЗВ? А никак, мельком упоминается в 3-4 малоизвестных рассказиках, парочке комиксов, нескольких атласах. И все.
    • Два слова: Имперский космодесант. Без сомнения, лучшие воины Галактики. Самый страшный и ненавистный враг Восстания, невероятно грозный, невероятно эпичный, невероятно опасный… и большинству фанатов абсолютно неизвестный. Встречается настолько редко, что все упоминания можно перечислить буквально по пальцам.

Литература[править]

Отечественная[править]

  • А. М. Волков, «Волшебник Изумрудного города»: Жёлтая Страна. Про неё вообще ничего не известно, кроме имени её правительницы — волшебницы Виллины — и наличия у той книги с заклинаниями.
  • Братья Стругацкие, «Обитаемый остров»: все регионы Саракша, кроме Страны Отцов и мест обитания мутантов-выродков. Правда, об Островной империи хоть немного становится известно, с Хонти Страна Отцов воюет, а Пандея живёт себе мирно и во время вторжения Страны Отцов в Хонти официально заявляет по радио, что её устроит любой вариант разрешения конфликта.
    • Впрочем, в «Жуке в муравейнике» упоминаются некие пандейские дервиши — возможно, с пятнами на лицах (во всяком случае, когда на лице внешне спокойного Льва Абалкина от сдерживаемого гнева появляются пятна краски, его как раз с этими дервишами и сравнивают).
  • «Сварог» — практически весь внеконтинентальный Талар, за исключением, разве что, Сегура. Автор очень старательно придумывал описание кучи островов в океане для глоссария, но больше мы о них ничего или почти ничего не узнали.
    • Сильвана — сюда же. Сколько книг уже прошло, а об этой планете мы знаем лишь то, что лары её используют в качестве курорта, да и имеют собственный континент, Антлан. Есть ещё Гиперборейское царство и орден гурганских воинов-монахов (и знаменитый книжник-землеописатель Гонзак тоже оттуда), но в целом это terra incognita.
    • Иллюзор описан в глоссарии к каждой книге и занимает на карте Харума немалый кусман (больше, чем Глан или Харлан, к слову). Зачем? А шут его знает!
  • Лукьяненко, «Дозоры» — зигзаг. Магическая Инквизиция проходит долгий путь от полулегендарной организации, про которую не все Иные знают (первая и вторая книги), до почти принимающей участие в сюжете (как главный поставщик краснорубашечников) в середине цикла и абсолютного Пуффендуя в пятой и шестой книгах. Оказывается, они далеко не всесильны, а в каждом регионе по пять таких супердозорных организаций, и с апокалипсисами куда лучше разбираются Гесер и Завулон. Правда, в спин-оффе «Школьный надзор» главный герой — Инквизитор.
  • Перумов, «Алмазный меч, деревянный меч» и продолжения — часть Орденов Радуги. О Нерге только говорят, что о нём ничего не известно — в конце его тайна, конечно, раскрывается. Но вот чем занимаются Флавиз и Солей? На этот вопрос может ответить только сам Перумов (если вообще кто-то).
    • В продолжении троп даже подсветили, вопросом о том, чем же отличаются Красный Арк от Оранжевого Гарама, задаются сами персонажи.
  • «Отблески Этерны» — Холта и Нухутский Султанат.
  • «Дом, в котором» — шестая. Самая многочисленная группа, однако персонажей из неё нам известно мало, и ни одной сцены не происходит в её спальнях.
    • Целая одна — вернувшийся Ральф пытается выяснить, что произошло с Помпеем.
    • Потому что Шестая — это, по сути, те же Фазаны, но со знаком «плюс» — закрытый клуб только для своих, в который кого попало просто так пускать не будут.
    • Педаль до ядра Земли: а куда делась пятая комната? У автора правки есть стойкое ощущение, что пятая существует, но в книге не упоминается ВООБЩЕ.
    • Автор ЭТОЙ правки всегда считал, что пятая влилась в шестую, что объясняет ее численность.
  • «Бремя Империи» — Японская империя.
  • «Хроники Сиалы» — Орден Серых. Да, они против выполнения героями их миссии, но их участие в сюжете ограничивается двумя единичным появлениями (во время которых радостно выпиливаются, во втором случае — ещё и очень позорно) — да ещё одним давнишним пророчеством, которое тоже не имеет никакого отношения к сюжету.
    • «Цикл Ветра и Искр» — Морассия. Если Сид и Набатор присутствуют в лице тонн пушечног мяса для героев, то Морассия известна лишь как поставщик искуссных ремесленных поделок и все.
      • Гроган только есть на карте. и один из персонажей .в конце там заказала маску.
  • Владимир Васильев, тетралогия «Смерть или Слава» — галактическая раса А’йеши. Входят в число пяти «высших», но, в отличие от остальных четырёх, никогда не присутствуют в переговорах и действиях лично, даже в батальных сценах их корабли упоминаются только, как массовка. Также не участвуют в политических играх и интригах галактов. Ещё более тяжёлый случай, среди «продвинутых» рас второй волны в событиях участвуют только Земляне, Шат-тсурры и Оаонс, остальные 4—6 рас со сходным технологическим развитием только упоминаются время от времени, не принимая участие в событиях даже как массовка.
  • Подсвечено в «Геноме» Лукьяненко — могучая цивилизация халфлингов, о которой кроме того, что очень могучая ничего и не сообщается.
    • Правда, в «Калеках» главный конфликт повести выстроен как раз вокруг психологии халфлингов.
    • А вот цивилизация Фэнхуан — однозначно троп. О них говорится только два факта: у них есть крылья и нет чувства мести.
  • Виталий Зыков, «Безымянный раб» — если одного из персонажей заносит в Поднебесную империю и Султанат Иссор, то Скар (о нем известно только то, что это государство придерживается жесточайшего нейтралитета нигде не участвует и ни на что не влияет.) и большая часть Сардуора подходят под троп.
  • Николай Носов — «Незнайка в Солнечном городе» — Каменный город и Земляной город.
  • Метавселенная Рудазова как мироцентричный сеттинг, не чурающийся тропа «больше и эпичнее», полнится фракциями, народами, странами и даже мирами, которые в каноне присутствуют, но в сюжетах книг не участвуют либо ещё, либо уже, либо никак. Так, многие годы пылятся в статусе змеебарсуков романы о Хвитачи и Хорадзиме; от Довоса aka Мира Вековых Суток, которому должен был быть посвящён выкинутый в итоге из плана том «Архимага», осталось лишь краткое камео в «Сыне архидемона», а от Академии Деорга — упоминание буквально одной строчкой в том же «Архимаге». Пуффендуи представляют собой родной мир ийров (демонов-элементалей электричества из «Архимага»), многие страны Каабара и Рари, большая часть Парифата (напомним, на этой планете пятьдесят два континента!), конкурирующий с Паргороном Тёмный мир Кристальная Тьма…
    • Впрочем, многие Пуффендуи регулярно переползают как минимум в камео, а как максимум — в полноценные сюжетные деятели. Так, в паргоронской байке «Поглощённый Тьмой» действие происходит в мире Эккебем, где поклоняются демиургу Овзесу — тот и другой в предыдущий раз упоминались ещё в нулевых, и то лишь по имени. Да и многие из паргоронской «требухи» (Саа’Трирр, Оргротор и т. д.) впервые были упомянуты задолго до того, как хоть как-то поучаствовали в сюжете (а сквозной сюжет у «Баек» таки есть).

Зарубежная[править]

  • Собственно, Пуффендуй (Хаффлпафф) в «Гарри Поттере».
    • Там же — Когтевран (Рейвенкло) — такие же сюжетные статисты, но, по крайней мере, с этого факультета подруга главных героев Полумна Лавгуд, первая любовь Гарри Поттера Чжоу Чанг и ещё несколько персонажей второго плана. А у Пуффендуя — по воле рока ставший соперником Гарри Поттера Седрик Диггори и… ещё несколько персонажей второго плана. Кстати, в главном помещении Когтеврана Гарри Поттер однажды был, а в его аналоге у Пуффендуя — ни разу, почему и описание его автору пришлось делать отдельно от книжной серии.
    • В «Фантастических тварях» главный герой таки пуффендуец. Впрочем, это упоминается вскользь и не играет роли — в школе он давно не учится, и более того — его оттуда исключили.
    • По иронии, Рейвенкло — самый популярный факультет у фанатов, судя по многочисленным опросам и тестам «с какого ты факультета». Потому что в книгах прямым текстом сказано, что туда попадают самые умные. А Хаффлпафф — факультет трудолюбивых, что само по себе других выдающихся способностей не гарантирует (хоть и не отрицает) и, по репутации, тупых. Тем более что трудолюбие, верность и терпение — это качества, которые по сути требуются от каждого ученика.
      • Даже говорится, что в Пуффендуй принимают и всех тех, кто не подходит для трёх остальных факультетов. Прямо в одной из песен Распределяющей Шляпы: «Пуффендуй — это все остальные».
  • Евразия и Остазия в «1984». Они как бы есть (хотя и в этом можно усомниться, зная тенденцию Министерства Правды трындеть, как Троцкий), но о них известно только то, что Океания всегда воевала с одной из них, и никогда — с другой (с какой именно — зависит от желания левой пятки Минправа).
  • Евгений Прошкин «Зима-0001» — Запад (Западный континент). Как выясняется в финале, всё действие разворачивается в виртуальности, а Запад существует лишь в качестве идеи возможности альтернативы. Как бы главгерой ни собирался «бросить всё и переехать на Запад», ему это не удалось бы.
  • Легендариум Толкина охватывает историю огромных территорий на протяжении тысячелетий:
    • Известно, что было семь кланов гномов, основанные семью праотцами, выкованными лично Аулэ (и оживленными Илуватаром). Однако значительную роль в истории играет только клан Долгобородов (они же род Дурина), основанный во Мглистых Горах. Ещё про два клана — Огнебородов и Широкозадов, известно, что они изначально проживали в Синих Горах, где основали города Ногрод и Белегост, разрушенные в конце Первой Эпохи. Что они делали дальше и какие другие поселения основывали — история умалчивает. Про четыре клана гномов востока (Железноруки, Жёсткобороды, Черновласы, Камненоги) и вовсе ничего не известно, кроме названий и того факта, что они посылали свои армии (это сделали все гномьи кланы), чтобы помочь роду Дурина отвоевать Морию у орков.
    • Такими во «Властелине колец» кажутся отодвинутые на задний план Эребор, Дейл и Озёрный Город, сыгравшие важную роль в сюжете «Хоббита». На деле читавшие приложения к «Властелину колец», «Неоконченные Предания» и «Историю Средиземья» знают, что и в Войне Кольца за Одинокую Гору шла долгая, эпичная и кровавая битва, во время которой погибли внук Барда Лучника Бранд и Даин Железностоп — и Гэндальф говорил, что если бы не их сопротивление Врагу, то Саурон превратил бы весь Север в пепелище. Темнолесье и отчасти Лориэн тоже сюда — в приложениях рассказывается о том, как лесные эльфы выдержали тяжелейший натиск орков Мории и Дол Гулдура, а в итоге смогли взять и разрушить Крепость Саурона. Иронично, что в «Хоббите» Пуффендуями были Рохан и Гондор — они тогда существовали, но даже названий этим странам Толкин ещё не придумал.
    • Умбар, Харад и Рун в рамках всё того же «Властелина колец» — оттуда пришли люди, верные Саурону, ещё на Восток были отправлены Синие Маги, о судьбе которых ничего не известно… Но в рамках всей истории у этих государств больше значимости, так как всю Третью Эпоху они крепко воевали с Гондором и даже пару раз чуть не поставили его на грань уничтожения (в частности, Эорл Юный получил в дар земли Рохана как раз за то, что спас Гондор от бальхот — разновидности вастаков). А вот Кханд чистый пример тропа — он известен только тем, что оттуда на Войну Кольца пришли варайги.
    • Дорвинион, плодородный край людей на побережье Моря Рун. Дорвинионов, кстати, было три: один из них находился на юге Белерианда (или даже ещё южнее), а ещё один — на острове Тол Эрессэа.
  • Активные игры с этим тропом идут в «Песни льда и пламени». В первых книгах пуффендуями кажутся все дома, не участвующие в разборке Севера с Королевской Гаванью — Мартеллы, Аррены, Тиреллы. Затем эти дома один за другим оказываются вовлечены в события, и нам показывают взгляды изнутри, демонстрирующие, о чём все эти дома. К окончанию пятой книги на Вестеросе ни одного Пуффендуя не осталось — даже отдалённый остров Скагос оказывается сюжетно важен. На Эссосе, с другой стороны, бесспорными Пуффендуями пока остаётся большая часть Вольных Городов (Лорат, Лисс, Мир, Норвос, Тирош, Квохор), один из рабовладельческих городов (Новый Гис) и все далёкие окраинные государства, исключая достаточно подробно показанный Кварт.
  • «Голодные игры»: больше половины дистриктов ограничены лишь персонажами второго, если не третьего плана. Но больше всего не повезло Дистриктам № 9 и 10: ни в книгах, ни в экранизациях они не играют практически никакой серьёзной роли.
  • Джейн Остин, «Гордость и предубеждения» — Мэри Беннет, третья из пяти сестер Беннет, и единственная, кто практически никак не участвует в сюжете. Похоже, введена только для количества — чтобы показать, как отчаянно Беннеты пытались родить наследника-мальчика.
    • Про Мэри сказано следующее: единственная в семье дурнушка, из-за чего старательно занимается самоусовершенствованием, любит занудствовать, озвучивать прописные истины, считает себя особой серьезной и благоразумной, и вообще, похоже активно готовится в старые девы. И больше о ней похоже, нечего сказать, яркими чертами она, увы, обделена напрочь, и как раз это- её отличительная черта. В сюжет участвует мало, так как в семье стоит особняком и одинакова далека как и от старших сестер, так и от двух дурех-младших. Ну вот такая вот пятая сестра, очень средняя во всем, даже по возрасту. Вполне реалистичный персанаж.
  • «Досье Дрездена» — покамест, такую роль играли здешние драконы. Их представитель мелькнул в сюжете один раз и пропал, ещё один появился в качестве посмертного персонажа. Впрочем, учитывая любовь автора к таким вещам и незавершённость цикла, драконы вполне могут оказаться чертовски дальнобойным ружьём.
    • Да и Нефритовый двор вампиров. В отличие от Белого, Чёрного и Красного дворов, представители которых неоднократно оказывались у Гарри как в союзниках, так и в противниках, в серии романов не встречается даже второстепенных персонажей из Нефритового.
  • «Сага о ведьмаке» — Зеррикания. Оттуда только немного персонажей и отрывочные сведения, что Зеррикания похожа на Африку и там матриархат. Из героев там никто не бывает, разве что за кадром. Есть ещё Офир, откуда родом некоторые персонажи из дополнения к третьей части игры. А вот Зангвебар, Ханна и Хакланд — уже декоративные локации.
  • Филип Дик, «Человек в высоком замке» — Италия. В книге много упоминается об участии Италии в альтернативной Втором мировой войне. Известно, что она вошла в число победителей, но самого Муссолини нет в живых («Дуче был клоуном»). По своим силам и ролью в политике «Опереточный Новый Рим» (слова главной героини) несопоставим с подлинными победителями, разделившими мир — Германией и Японией. В сюжете участвует персонаж, долго выдающий себя за итальянца. И в политической линии эпизод завязан на итальянского министра, который на сцене, впрочем, не появляется.
  • «Земной круг»: Север и Союз — постоянные места действия, вдобавок подавляющее большинство POV’ов оттуда. Гуркхул и Стирия выплывают из Пуффендуев по мере развития сюжета (и написания романов), но вот Старая Империя — классический предмет статьи. Даже сюжет забрасывает героев в эти края.
  • «Князь Пустоты» — Сингулат. За все книги в повествовании не появилось ни одного персонажа из этой страны, а так же о ней практически ничего неизвестно.
  • Дэвид Вебер, «Хонор Харрингтон» — в роли Пуффендуя выступают Андерманская империя (есть только в одной книге) и Эревон.

Сетевая[править]

  • «Луна над Бездной». Бог-император Таталл, обладающие такой же властью богини Ллея и Града. Властители Бездны Ламия, Клиодна, Домну, супруги Сцилл (здесь — мужского рода) и Харибда, Аэгир. Соответственно, в качестве Пуффендуя выступают и их страны вместе с населением и армиями.

Кино[править]

  • В киновселенной Marvel как сеттинге с большим миром, но героецентричным сеттингом, есть сразу несколько примеров. Все ниже упомянутые даже в событиях «Финала» не участвовали:
    • Йотунхейм после первого фильме о Торе просто выпадает из сюжета, хотя и уцелел после выходки Локи в конце вышеупомянутой кинокартины. Что там происходило и почему ледяные великаны совершенно никак не участвуют в дальнейших событиях — не говорится.
    • Зандер, игравший ключевую роль в событиях «Стражей галактики», только один раз упоминается в «Войне бесконечности» как обоснуй, откуда у Таноса камень Разрушения, причём обоснуй весьма короткий — пришёл, увидел, проредил.
    • Ванахейм, родной мир одного из друзей Тора, появляется мельком во втором фильме про вышеупомянутого персонажа, а дальше его как ветром сдуло. Почему асгардцы не переселяются в дружественный им мир ванов, а вместо этого летят на Землю — тоже не объясняется.
    • Судьба тёмных эльфов также неизвестна. Победу над Малекитом и падение флагмана тёмных эльфов ему на голову нам показали, а с остальными-то что? Неужели вымерли из-за действий Тора?
  • Артур и минипуты — в трилогии появлялись только Первое, Пятое и Седьмое королевства (точнее даже, небольшие кусочки территорий каждой из этих стран). Об остальных известно только по некоторым коротким абзацам из книг, и то не вполне понятно, где же там правда, а где байки.

Телесериалы[править]

  • «Вавилон-5» — каста рабочих Минбари. Периодически упоминаются, после гражданской войны Деленн отдаёт им большинство мест в Сером Совете, но с ними не связано ни одной сюжетной линии (например, в гражданской войне между Жрецами и Воинами они не участвуют). Более того — во всём сериале нет ни одного неэпизодического персонажа-минбарца, принадлежащего к этой касте.
    • Там же — именно Пуффендуями стали после 1 сезона Аббаи, Врии, Гроумы и ещё ряд «младших» рас из Лиги Неприсоединившихся Миров (в первом сезоне у них какие-никакие сюжетные линии были). Представители этих рас сидят в зале совета «Вавилона-5», «летающие тарелки» Вриев показаны в составе флота Альянса миров, но больше никакой роли они не играют. Экстремальный пример — Ллорты, которые ВООБЩЕ не произносят ни слова за весь сериал.
  • Примерно 6 из 9 королевств сериала «Десятое королевство»
  • Parks and Recreation — по мнению главгероини, факультет Пуффендуй представляет Герри…

Мультфильмы[править]

  • «Зверополис» — Морковные Грядки. Упоминается только, что находятся где-то на севере, в отличие от Малых Норок. А также многие из заявленных 12 районов Зверополиса, которые даже названы разве что на карте в отделении полиции.

Мультсериалы[править]

  • «Аватар: Легенда о Корре» — про Страну Огня известно лишь то, что Зуко передал правление своей дочери Изуми. И всё. Магов Воздуха оттуда тоже не поступало.
    • В рамках всей вселенной:
      • Воины Солнца. Появились на одну серию, слегка себя показали, и исчезли. Ни в Корре как сиквеле, ни в книгах-приквелах их не раскрывают. А так-то это «альтернативная» Стране Огня полноценная цивилизация, потенциально способная оказать влияние на сюжет.
      • Воздушные кочевники, как ни странно. Один из четырёх основных народов раскрыт слабо (хотя нельзя сказать, что мы вообще ничего о нём не знаем). В «Аанге» мы их видим или в лице, собственно, Аанга, который ещё мальчуган и не всё знает о своём народе, или в малочисленных флэшбеках. В «Корре» мы видим семью Тензина и новых магов воздуха, которые уже живут иначе, чем «те самые» кочевники. В приквелах (даже про Аватара из этого народа) народ воздуха слишком пассивен, за исключением пары отдельных личностей, и потому на сюжет почти не влияет. Как итог — мы очень плохо знаем особые техники магии воздуха, слабо представляем, насколько они кочевники, а настолько — монахи, сидящие в храмах, нюансы их жизни надо собирать по крупинкам, а уж какого-то конфликта внутри этого народа или с другими стихиями тем более не показано.
  • RWBY — Вакуо. Даже в сериале о нём отзываются в духе: «Ну а Вакуо — это Вакуо». На данный момент, является только местом действия книжного спин-оффа (если не считать пару сцен в сериале, в которых даже не показывали страну, а только её пустынные ландшафты). Ситуацию может исправить десятый том. Девятый же сезон, которому пророчили перенос действия в Вакуо, вообще посвящён параллельному сказочному изменению, но не этой стране.

Аниме и манга[править]

  • Евросоюз в основной сюжетной линии Code Geass до 2012 года, пока создатели в погоне за сиквелами не выпустили спин-офф. Оказался куда хуже Британской Империи, по крайней мере, в отношении к «унтерменшам».
  • Все страны Берсеркверса, кроме Мидланда, Тюдора и Кушана. Впрочем, о Тюдоре известно ровно то, что он воевал с Мидландом и что один из губернаторов там п***рас во всех смыслах слова. Никаких различий в вооружении, костюмах и языке с Мидландом нет.
  • Три океана из пяти в One Piece. События первой саги проходят в Ист Блю, дальше герои отправляются на Гранд Лайн. А о Норт Блю, Саус Блю и Вест Блю мы знаем только то, что оттуда родом некоторые из персонажей, да пару островов, куда героев отправили на переквалификацию.
    • Ну, и битву при Маринфорде не забываем. Если шичибукаи и лидеры Морского Дозора отметились каждый чем-то, то вот командиры взводов Пиратов Белоуса и его капитанов-союзников не меньше половины отметились только именем да несколькими кадрами.
    • А вы знали, что в этом мире существует полиция?
    • Подразделения Сайфер Пол, кроме 0 и 9. 6 и 7 выделили по одному бойцу для обороны морепоезда, причём только второй смог оказать толковое сопротивление, а пятый известен тем, что там раньше находился Спандам и он должен был забрать чертежи Плутона, но не получилось, не фартануло.
  • Fullmetal Alchemist — Драхма. Государство, похожее на Россию, много раз упоминается и есть на карте, но в сюжете играет свою роль всего один раз, ни одного значимого персонажа оттуда нет.
    • Сюда же Аэруго и Крета. Первая страна в сюжете упоминается (даже не участвует, а лишь упоминается) лишь дважды, а вторая и вовсе всего один раз.
  • YuGiOh GX — факультет «Ra Yellow». Самый что ни на есть классический Пуффендуй. Крутые парни учатся в «Obelisk Blue», лузеры (и главные герои) — в «Slifer Red». А ученики из Ра никому не интересны. Один из эпизодов посвящён как раз этой теме — декана этого факультета никто не узнаёт, хотя он и присутствовал на всех учительских советах и совещаниях…
  • Girls und Panzer — из всех 16 школ, участвующих в танковом турнире, в аниме показано меньше половины. Остальные, менее значительные, раскрыты в манге и дополнительных материалах.
  • «Ублюдок FFF ранга» — в изначальной программе такими были южный и западный континенты. Первый — край пустынь, отделённый от места призыва героя землями демонов. Второй — земля вечной тьмы, населённая некромантами и вампирами, и опять-таки отделённая от королевств людей сначала изоляционистами-эльфами, потом горами. Однако по ходу действия герой добирается и туда, и троп исчезает.

Видеоигры[править]

  • Мета-примеры: для RPG с открытым миром — небольшие селения, населенные почти исключительно базовыми NPC, для глобальных стратегий — фракции-миноры с урезанной линейкой войск (или копирующей таковую у ближайшей крупной фракции), нужные для того, чтобы игроку было кого захватывать на первых порах.
  • Клан-Мертвец в MMO. Суть такая: игрок не хочет уделять много времени игре или гильдии, поэтому создаёт гильдию/клан/альянс/т. п., с настройками и уклоном в то, что он будет со скрипом, скрежетом и текущем во все стороны маслом работать без главы гильдии. Сам начальник получает имущество клана, бонусы от него, гильдийскую лавку, укрепрайон и т. д. В самом клане будут в лучшем случае игроки класса «Такой же лентяй, как и начальник ГИ», «AFKшник», «Кто в лес, кто по дрова», «Пофигист», «Социальщик», «Вражеский шпион-диверсант», «Вредитель», «Для Галочки», от которых всех вместе взятых толку меньше, чем от 5 нормальных игроков. В худшем — в гильдии один начальник и больше никого. В события такая ГИ не вмешивается: начальнику некогда, а остальные не могут или не хотят, внутри тоже ничего толком не происходит. Фактически не альянс, а пустое место.
  • Любая 4X-стратегия позволяет превратить кого-нибудь в Пуффендуй прямо во время игры, и к концу партии остаётся несколько титанов плюс пара таких вот недобитков, которым могло не повезти со стартовой позицией, или их как раз загнобили в середине игры. А иногда разработчики делают специальные фракции этого плана, будь то полноправные, но неигровые, или же ущербные гумбы.
    • Warhammer: Total War — в начале партии большинство фракций представляют собой именно они, обладатели плашки Minor Power. Артуа, клан Септик, Дюнные царства, колонисты Нового Света, Темпельхоф, Крававые Копья — все это статисты, играть за них нельзя, а нужны они для того, чтобы основные стороны конфликта могли набить руку и расширить территорию. А ведь ещё есть нейтральные бродячие армии, пираты, периодически спавнящиеся дикие орки… и Зверолюды. Последние — фракция играбельная, но настолько убогая, что в большинстве партий быстренько умножается на ноль, как и в каноне.
  • Final Fantasy XII — Розаррия вроде как главный противник Аркадии и вторая империя в мире. Но побывать нам там не удастся, да и встретим мы оттуда всего парочку персонажей.
    • С прикрученным фитильком, так как Розаррия всё-таки играет важную роль в сюжете, обостряя самим фактом своего существования милитаристскую паранойю Аркадийцев. А вот с точки зрения на игровой мир, Розаррия это декоративная локация.
  • Мор (Утопия) — да полным полно там этого сабжа! Можно было бы так описать и Гнилое Поле, и левый берег Горхона, и столицу, и страну в целом. Но нет смысла. Зато непосредственно в самом городе можно упомянуть Управу, которая, вроде как, является административным зданием, но при этом не несёт никакого предназначения аж до 9 дня. Как и Собор, который всё время пустовал, пока его не решили превратить в изолятор. Подсвечивается в самой игре.
  • «Космические рейнджеры» — корабли, встречающиеся в чёрных дырах. Кто они такие, откуда они там взялись — неизвестно, да и неважно.
  • Freelancer — пожалуй, добрых три четверти всех организаций в игре — хорошо срежиссированная массовка, призванная насытить реалии различных уголков сектора Сириуса. Все фракции состоят между собой в определённых отношениях. В космосе они перевозят товары, патрулируют пространство и ведут друг с другом ожесточённые бои. На планетах и космических станциях — торгуют и предлагают контракты на уничтожение врагов. И если бы некая группировка из их всеобщей мешанины разом взяла да растворилась в вакууме, то не всякий игрок заметил бы такую пропажу. Но вот сообща они таки создают наглядную видимость того, что жизнь в этой вселенной всегда кипит, хотя в сюжете многие из них и не участвуют.
  • Ведьмак 3: Дикая Охота — встречаются некоторые деревни, в которых нет ничего, кроме обычных NPC.
    • Не стоит забывать и скоя’таэлей, которые ушли даже не на второй план, а скорее на склад реквизита. Единственный поименованный персонаж — «Кудлатая Хуйня в Лесу» Верноссиэль. А ведь планировалось полноценное возвращение Иорвета и Яевинна и сюжетная линия за них, но потом на это забили.
  • Hyperdimension Neptunia — японская франшиза о моэ-антропоморфизмах игровых компаний и консолей. Гейминг в Японии в основном консольный, поэтому персонификаций ПК в играх нет, а Континент ПК не играет почти никакой роли, если не считать того, что его уроженкой является Нитроплас. Да что там роль в сюжете, там даже своей правительницы-CPU нет.
  • Trails — их много, но особенно выделяются демоны и ангелы, по классике являющиеся вселенским злом и вселенским добром соответственно. И это реально всё, что про них известно. Ни одного принадлежащего к ним персонажа девять игр мы так и не увидели, только безликих монстров. Хотя дать ответы на немаленький процент вопросов в сеттинге они, скорее всего, способны.
  • GTA San Andreas — банда Цезаря Varios Los Aztecas. Да, Цезарь — один из близких друзей Карла, но о самой банде информации почти нет, она даже в войнах районов не участвует. К последнему, впрочем, можно подвести обоснуй — в начале игры активно воевать за территории с бандой, с парнем из которой твоя сестра крутит роман, как-то не комильфо, а в конце игры от этой банды уже практически ничего не остаётся.
    • Туда же и San Fierro Rifa. В отличие от Лос-Сантоса, в Сан-Фиерро тема уличных банд не затрагивается и близко, а поэтому о них известно даже меньше, чем об «ацтеках» — «какие-то там очередные латиносы, которые слушаются Ти-Боуна и иногда сотрудничают с „вагосами“».
  • The Elder Scrolls — Акавир. Очень важный, с точки зрения лора, континент. Однако про него известны лишь легенды и слухи, да и попасть на него за все игры серии невозможно. Хотя шестая часть может-таки поиметь местом действия именно его… с той же вероятностью, что и любую другую локацию.
  • S.T.A.L.K.E.R. — сектора Зоны, находящиеся севернее ЧАЭС. Во всех играх серии, кроме ЗП, в которой показали окрестности Припяти, основные действия разворачиваются к югу от станции, но подразумевается, что неизученных мест ещё много.
  • Bloodborne — Кейнхёрст с Нечистокровными и Палачами. На основной сюжет не влияют никак и нужны только для PvP: два игрока с рунами двух этих фракций смогут наносить друг другу урон всегда.
  • В древнем Privateer целые планеты представлялись двумя экранами — космопорта и квестовой локации (библиотекой, кафешкой, итп.). Проходные, неквестовые планеты — одним.
  • Starcraft — Кел-Морийский Синдикат и Умоджанский Протекторат. А вы знали, что Доминион/Конфедерация — не единственное человеческое государство в секторе Копрулу?
  • Warframe — Арбитры Гексиса и Цефалон Суда. В отличие от остальных синдикатов из реле, пытающихся разрулить на свой лад ситуацию в Солнечной системе, эти занимаются непонятно чем. К тому же, у Арбитров своей сюжетной линии нет вообще, а у Суды по сравнению с другими синдикатскими квестами очень слабая.
  • Encased: A Sci-Fi Post-Apocalyptic RPG — фракция «Белый лебедь», изначально подается как один из ведущих игроков под куполом, но на деле превращается в пару записок и непися с праздничного эвента. А причина простая.
  • Ex Machina — три деревни в Краю, нужные разве что для посещения по квесту Лисы. И почти все деревни в Хеле, которые тоже нужны только для одного квеста.
  • Submachine 4: The Lab — команды исследования Субнета. С прикрученным фитильком, поскольку эти команды хоть и упоминаются только в документах, и в сюжете напрямую не участвуют, но именно из их отчётов протагонист узнаёт координаты ключевых локаций.
    • Вообще, в серии «Submachine» довольно много подобных Пуффендуев. К примеру, персонажи, которые упоминаются только в записках, или локации, на которых не завязаны никакие квесты (все подобные локации находятся в Submachine Universe). Даже одна из ключевых персонажей — Элизабет, подходит под этот троп.

Настольные игры[править]

  • Метапример для настольных ролевых игр в целом: мастер при написании модуля не только расставляет мишени для персонажей игроков, но зачастую ещё и прописывает некоторые цепочки событий, которые происходят в сеттинге без явного участия игроков, но в которые игроки при желании или невезении рискуют влезть — в зависимости от решений игроков их команда может разминуться с большей частью прописанных мастером действующих лиц, сделав их предметом статьи.
  • Warhammer 40,000 — феноменальный случай многоуровневого пуффендуйства:
    • Если зашла речь об о космодесанте, то с вероятностью 90 % это будет увенчанный унитазом синенький орден суповаров (причём почти всегда именно вторая рота), примерно 9 % — кто-нибудь из 5—6 набивших меньшую оскомину орденов вроде Тёмных Ангелов, Космических волков, Кровавых ангелов. Доля остальных нескольких тысяч орденов — работать за пуффендуй, тупых приспешников, дев в беде и прочих краснорубашечников[1].
      • В свою очередь, космодесант (которого на всю галактику максимум несколько миллионов штук если считать скаутов, если не считать — менее миллиона, при том что самих планет у Империума более миллиона) выставляет пуффендуями весь остальной Империум. Миллиарды имперских гвардейцев и СПОшников, которые гибнут ежедневно? Пусть и дальше гибнут. А в самой Имперской Гвардии дублируется ситуация из абзаца выше: в роли ультры — Кадия, в роли остальных прославленных орденов — Армагеддон, Криг, Катачан и Вальгалла (и ещё несколько), остальные как бы и не существуют.
        • Продолжая шкалу пуффендуйности, с точки зрения гвардии чистым пуффендуем является вообще безымянное СПО, с полного истребления которого любой значимый для лора конфликт начинается.
          • А вы знали, что у Адептус Арбитес тоже есть свои вооружённые силы? Да, представьте себе, в Империуме есть свой настоящий ОМОН, набираемый из простых жителей имперских миров. У них даже есть своя система подготовки и своё отличное от прочих вооружение. Окромя баек с Некромунды, встречаются эпизодически и зачастую штучно, причём в основном в качестве выходцев оттуда, перешедших в свиту очередного лорда-инквизитора. Кстати в случае значимых конфликтов, если у имперцев не было времени подготовиться к нападению, Арбитес вступают в бой ДО сил планетарной обороны, которые в это время ещё только разворачивают свои силы.
        • А много ли вы вспомните героических подвигов ауксилариев? Кто это такие? А это гвардия, набираемая орденами космодесанта из простых людей с тех же миров, откуда они берут рекрутов для прохождения отбора и превращения в космодесантников: в рекруты в сам космодесант годятся только мальчики определённого возраста — но это не значит, что орден не найдёт места на поле боя для остальных. В романах по тридцать первому тысячелетию полноправно присутствуют в виде Гвардии Шпилей, поддерживающей легион Тысячи Сынов, и ауксилариев Вороньей Гвардии (униформа которых позаимствована автором из Xenogears), да плюс ещё кое-где проскакивают мельком. В сорок первом тысячелетии разве что периодически всплывают набираемые по аналогичному принципу легионами-отступниками культисты — да и то бывает, что для культистов будет явно прописано, что это временно примкнувшая к отряду варбанда, постоянных связей с легионом не поддерживающая. Педаль в пол у лоялистов сорок первого тысячелетия — у них ауксиларии в кодексах для настольной игры даже не упоминаются!
      • Инквизиция, однако. В кадре засветилось от силы полсотни инквизиторов. Причем чаще всего отыгрывая роль балласта-параноика/экстремиста перед ГГ повествования. Чем занимается самая многочисленная и могущественная спецслужба планеты — ХЗ. Исключение — книжный цикл Абнетта про инквизиторов Эйзенхорна и Рейвенора.
      • В зависимости от пользуемого сеттинга пуффендуем могуть быть и космические торговцы.
        • Особенно иронично это смотрится на фоне того, что в оригинальном Rogue Trader по изначальной концепции роль этих самых вольных торговцев брали на себя… игроки, выступающие представителями Благородных Домов, набирающими отряды наёмников для участия в торговых войнах. Да-да, то, что по итогу стало глобальными фракциями, изначально было всего лишь сортами дикой гусятины, а сторонами галактического конфликта были именно Благородные Дома, а Императора тогда вообще ещё не придумали.
      • Довольно парадоксально, но до начала выхода Ереси в самом Империуме пуффендуем были механикумы, лишь изредка всплывавшие в виде приглядывающих за машинами техножрецов. Одна из влиятельнейших внутренних фракций Империума, способная богатством померятся со ВСЕМИ Вольными Торговцами вместе взятыми, а влиятельностью затыкающая за пояс Верховных Лордов Терры? Да, ага, вот эти вот мужики в красных балахонах там в каптёрке при мастерской.
      • Святая Терра — главный и святейший мир Империума. Обитель Бога-Императора. Упоминается чуть ли не в каждом кодексе/книге. Но как место действия фигирирует всего 2-3 книгах 40-тысячного сеттинга.[2]
    • А Империум выставляет пуффендуями весь остальной сеттинг. По количеству подфракций с отдельными кодексами он впереди с огромным отрывом. Педаль в Варп в пятой редакции, когда половина всех фракций оказалась так или иначе сортами космодесанта.[3] А самые первые версии настолки так и вовсе были написаны полностью от лица имперцев.
    • Эльдар «звёздные» тоже в некоторой степени этим страдают: в главных ролях обычно Ультвэ с его хитрыми планами и Биэль-Тан с тотальным реваншем, а также Алаиток, Сайм-Ханн и Иянден. Лугганат? Иибрэзиль? Альтанзар? Остальные -дцать миров-кораблей? Это кто такие?
      • Таки да! Автор правки в первый раз о них услышал именно здесь, в этой статье.
        • У автора правки выше от названия «Варанта», наверное, вообще инсульт жопы будет.
    • У Темных Эльдаров схожая ситуация. В 90 % случаях описывается деятельность Кабала Ядовитого Сердца Асдрубаэля Века или Культа Распри Лилит Хесперакс. То что кабалов и всевозможных культов дохрена и больше мы знаем только из сеттинга.
    • Все главные некронские персонажи происходят из династии Саутех или неизвестно откуда.
    • Тау сидят в дальнем углу Галактики и технически не в состоянии отожраться до размеров того же Империума, да ещё одними из первых вляпались в тиранид. А внутри самой фракции Пуффендуем является раса веспидов, крайне скудно представленная юнитами.
    • Множество инопланетян, которых либо походя геноцидят имперцы, либо те сидят тихо и ни во что не встревают, так что в первооснове всего — настолке — никак не представлены. Сланны, ю’ваты, умбры, хруды, скваты… Тау как раз из их числа и наименее пуффендуйны.
      • Скватов по итогу всё же реабилитировали, причём даже без ломающего канон реткона, но предметом статьи они были до того много лет.
  • Warhammer Fantasy Battles 
    • Все «цивилизованные» люди кроме Империи, Кислева и Бретонии.
    • Среди хаоситов — хунги, по сравнению с курганами и норсами.
    • Все скавены, кроме кланов Эшин, Пестиленс, Моулдер и Скрайр. В каком-то смысле выбивается клан «боевиков» Морс.
    • А также все зверолюды и лесные эльфы. Причём первые из этого статуса отчаянно хотят выбраться и занять место главных культистов Хаоса, а вторые наоборот стремятся его поддерживать чтобы можно было спокойно сидеть в лесу. Самое смешное, что именно зверолюды больше всех лезут в Атель Лорен, а эльфы оттуда вылазят в основном пинать зверолюдов.
      • К слову, существуют и другие лесные анклавы остроухих вроде Лаурелорна, но о них известно чуть больше, чем ничего. Так что они пуффендундуестее азраев, лесных эльфов «по умолчанию».
    • Вампирская династия Стригоев старательно запинывается остальными в этот статус по причине презрения к её основателю. Да и вообще, бал правят фон Карштайны, оттяпавшие себе целую имперскую провинцию, в то время как Ламии присутствуют в большой политике либо никак, либо тайно, а Кровавым Драконам она вообще не нужна.

Реальная жизнь[править]

Политика[править]

  • Весьма и весьма часто распространяется на многие страны мира, а то и континенты:
    • Антарктида. Вплоть до того, что порой забывают рисовать её на картах. Всё равно там из населения пингвины и горстка временных полярников.
    • Канада по сравнению со своими южными соседями весьма спокойная и тихая, а потому всплывает в новостях реже всего.
    • Представляя себе Океанию (не ту), не каждый вспомнит прилегающие к Австралии и Новой Зеландии разнообразные крохотные государства, о чьей жизни мировой общественности практически ничего не известно.
      • Ну, про Фиджи и Таити хотя бы слышали, наверно, многие.
        • Про Фиджи и Таити — возможно. Но гораздо более эпична история Науру прос… разбазарившего свои гигантские природные ресурсы и вынужденного по сей день прозябать в нищете.
      • Правило про маленькие государства распространяется, за малым исключением, и на остальной мир. Так, Бруней оттеняется западным соседом Сингапуром, а автономный регион Макао, соответственно, Гонконгом.
      • Да и сама Новая Зеландия как-то не очень привлекает к себе внимание, особенно на фоне Австралии. Её даже иногда «забывают» в картах Google и «Яндекса».
    • Индонезия. Крупнейшая мусульманская страна, население четверть миллиарда человек. Широкой общественности памятен только остров Бали.
    • Эталонным Пуффендуем в глазах всего мира выступает все постсоветское (шире — восточноевропейское) пространство за исключением России. Про эти страны известно только то, что они есть. А некоторые не знают даже и этого. Известность к постсоветским странам приходит, главным образом, за счёт происходящих на их территориях военных конфликтов.
      • Средняя Азия в глазах западного обывателя как таковая. Может, Казахстан там и припомнят (например, в качестве родины Бората), но остальные страны остаются далёкими даже от клюквенного представления.
      • Постсоветский обыватель скажет пару слов и про Казахстан, и про Узбекистан, и про Туркменистан, и про Кыргызстан. Только бедный Таджикистан остаётся эталонным тропом, про который помнят разве что афганскую границу… и немного природы — Сарезское озеро, высочайшую точку СССР пик Коммунизма (ныне пик Исмоила Сомони) и ледники Памира, служащие истоком Амударьи, её притоков и составляющих.
        • На западе вспомнят о Казахстане как родине Бората, а про Таджикистан жители России скажут как про поставщика дешёвой рабочей силы.
      • Украина. Иронично, но «самую европейскую страну» забугорный обыватель воспринимает почти исключительно как мини-Россию, только победнее и поплоше. Притом что слово «Малороссия» там мало кто слышал. Но в 2014-м про Украину заговорили многие — хотя украинцев такая слава едва ли обрадовала.
        • А уж в 2022-м, с началом СВО…
      • Та же ситуация и с Белоруссией. Единственный известный белорус — это Бацька. Опять же — о том, что есть такая страна, мир вспомнил после драматичных выборов 2020-го и последовавших за ними протестов. Тоже так себе известность.
      • Грузия и Молдавия на западе известны только как производители дрянного и дешевого вина[4], которое в их маркетах стоит на самых нижних полках. Интерес к Грузии вспыхныл… Ну, да, конечно — после войны 08.08.08. Впрочем, поговорили-поговорили, сняли пару средненьких фильмов по этим событиям, и снова забыли.
      • Прибалтийские страны известны только тем, что они есть, что они очень маленькие и что по соседству со сверхдержавой им очень-очень страшно.
      • Армения и Азербайджан до недавнего времени подпадали под этот троп. Однако в связи с карабахским конфликтом мир нежданно вспомнил об их существовании. Правда, нужна ли им такая известность — большой вопрос.
      • А КВНщики в качестве куска карты, на котором непонятно что происходит, упоминают Монголию. Нет, кроме шуток: когда вы в крайний раз слышали в международных новостях что-либо об этой державе?
    • Третий мир и Африка как кодификатор термина: изначально это те страны, которые не были вовлечены в Холодную войну между двумя блоками, а потому в этом контексте были «массовкой» этого долгого противостояния.
      • Отдельно про Африку можно добавить, что она и поныне остаётся серым пятном, представления о котором смешаны в некую кашу о «вечно страдающем регионе, где голодают дети и совершаются перевороты». В среднем жизнь там и правда не сахар, но люди слабо представляют, насколько это вообще разнообразный регион — по языкам, по культуре, религии, политике, даже расе (генетики утверждают: негроидная раса генетически очень разнообразна и по сути тянет на несколько похожих внешне рас, просто эти различия мы не умеем отличать на глазок).
    • Среди стран Персидского залива — султанат Оман. Практически не фигурирует в новостях, в шумной геополитической жизни региона особо не участвует.
    • Когда упоминают сохранившиеся соцстраны, всегда упоминают КНДР, Кубу и Китай, немного реже — Вьетнам, но почти никогда — Лаос.
    • Исландия. Расположена чёрт-те где, стратегического значения нет, значительного участия в мировой экономике нет, споров с соседями нет, населена потомками викингов. Если о ней что-то сейчас и вспоминают, так это о вулкане на её территории, который в 2010-м на неделю вынудил прекратить авиасообщение во всей Европе.
  • Американская двухпартийная система, где все остальные партии играют роль прославленного факультета Хогвартса.
  • Явление государственных и просто распространённых языков, при которых языки национальных меньшинств становятся просто неинтересными и затенёнными более популярными. Правда, с фитильком, поскольку политически таким языкам уделяются особые правовые нормы для их поддержки и защиты от полного исчезновения.
  • Вторая мировая война также весьма богата на этот троп, а тема, кто тут Пуффендуй, а кто Гриффиндор, является очень хорошей почвой для срачей. Из наиболее известного:
    • Несмотря на общеизвестность Италии как родины фашизма (хотя за это сомнительное звание с ней соперничает Франция), её деятельность в ВМВ весьма малоизвестна на фоне двух более активных членов Оси. Зато все непременно вспоминают, кто и где итальянцев бил.
      • И это не считая таких членов, как Венгрия и Румыния[5][6]. Но им ещё повезло: кто припомнит участие в войне на стороне Оси Норвегии[7], Хорватии, Словакии и тем более Болгарии или Таиланда? Хотя… «Если к другому уходит невеста, то неизвестно, кому повезло…»
  • Для японцев — вся Европа включая Россию. Если о Британии и Германии у них есть минимальное представление, то об остальных странах в лучшем случае два-три тропа.
    • Как тут не вспомнить Францию, благодаря которой в Японии даже специфический сорт ПТСР называется «Парижский синдром». Состоит он в том что, зная о пуффендуе полтора тропа, пациент ожидал увидеть именно их, а они оказались совсем не определяющими или даже неверными, после чего разрыв шаблона довел пациента до психотерапевта. В случае Франции — мода и галантность которую японский турист в центре Парижа не найдёт.
    • Ходящий в Интернете миф о том, что во время подписания капитуляции Германии генерал-полковник Вермахта Альфред Йодль, увидев в списке победивших Францию, искренне удивился: «А они что, тоже нас победили?»
  • Когда вспоминают Афганскую войну, из противоборствующих сторон помнят только советские войска, правящую Народно-демократическую партию Афганистана и моджахедов (могут даже вспомнить, что они делились на южных суннитов и северных горных шиитов, которые и продолжили войну после падения Наджибуллы). И совершенно не помнят афганских маоистов, которые получали деньги и оружие из Китая. Тем более, что крупнейшей их военной операцией так и осталось восстание в кабульской крепости Бала-Хиссар 5 августа 1979 года.
  • Большинство штатов США презрительно называемые flyover states, мол смотреть на них стоит только из иллюминатора самолета. В радикальных вариантах включает Техас и агломерацию Чикаго, два из четырех экономических центра Штатов, почти не представленых в культуре и политике (по сравнению с Нью-Йорком и Калифорнией, конечно).
    • Это Техас-то не представлен в культуре? Этот вот самый стереотипный Дикий Запад? Не смешите мой белый стетсон…
  • Едва ли не в любой авторитарной стране (не будем тыкать пальцем), где пожизненный президент раз за разом выигрывает фальсифицированные и не очень выборы, конкурирующие кандидаты зачастую оказываются представителями тропа.
  • В Древнем Риме и Византии: красная и белая партии ипподрома. Существовали до XII века, но не оставили о себе толком известий, потому что императоры традиционно болели либо за синих, либо за зелёных.

Технологии[править]

  • На рынке консолей такую позицию заняла Nintendo, стараясь минимизировать своё участие в дуэли Sony и Microsoft, заняв специфичную как по части игр, так и по железу позицию.
    • После ухода Хуана в мир вечной охоты эмуляторов уже не актуально.
    • Nintendo имеет самую продаваемую серии игр в мире, Mario с 800 миллионов продаж. А также Pokemon с 380 миллионов продаж.
  • Насколько были популярны портативные игровые системы от большой N настолько же сильно были в тени все остальные карманные конкуренты. Заявить о себе смогла только PSP от Sony которая всё равно не состояла в прямой борьбе с DS (потому что железо у последней было слабее из-за чего и игровая библиотека сильно отличались). А наиболее успешный конкурент Game Gear от SEGA продался тиражом аж в 11 млн против переваливших за сотню миллионов экземпляров Game Boy. Чувствуя почти полную монополию на данном рынке и потерю позиций на домашних консолях Nintendo выпустила Switch и вероятнее всего она продолжит свою индустрию именно в портативном направлении.
    • Зато в России DS очень неизвестна по сравнению с PSP.
      • СНГ рынок в принципе на консольном поприще не решающий, а в плане портативок пробивает педаль пол. PSP очень многие пиратили так что Sony практически ничего эта локальная популярность не дала.
  • Почти в каждом поколении домашних игровых систем был однозначный лидер продаж который возвышался над своими конкурентами (Sony так сделала 2,5 раза из 4!!!) и превращал их в троп: второе поколение — Atari 2600, третье — NES, пятое — Playstation 1, шестое — Playstation 2, с восьмым субверсия, PS4 однозначный лидер продаж, но у XONE продажи скорее идут чем нет, а Nintendo Switch несмотря на поздний релиз обрела дикую популярность после выхода.
    • Для СНГ особенно актуально потому что до нас добирались в основном наиболее популярные системы, а консоли с более скромными результатами известны только людям интересующимся видеоигровой историей.
  • С игр для аркадных автоматов игровая индустрия по факту началась. Сейчас аркадные залы, по большому счёту, остались только в Японии.
    • Для Японии Пуффендуем является ПК-гейминг. И нет, визуальные романы его популярности не способствуют, поскольку они тоже выходят на консолях.
  • Среди ОС вообще, такую роль играет FreeBSD (и OpenBSD) — её используют как прошивку для роутеров и, иногда, на старых серверах. Из популярного можно вспомнить разве что прошивки PS3+ и Switch’а.
    • Строго говоря, прошивка Switch’а не основана на FreeBSD, а лишь заимствует её некоторые функции. Прошивка Switch’а — наследник прошивки 3DS, которая в свою очередь является собственной разработкой Nintendo.
    • Среди ОС для ПК такую роль играет Linux в битве между Windows и macOS. Или вообще любые системы кроме версий Windows.
      • С прикрученным фитильком, поскольку многие попробовавшие Linux уже никогда не возвращаются к нормальной жизни винде и макоси. По опыту автора правки: поставить и настроить линя — всё равно что приручить кролика-убийцу. Никаких кошечек-собачек после этого уже не хочется.
        • Ерунды не говорите. Полноценно в винды на линь, как говорится, по зову сердца, переходят люди очень специфические. Большинству от ПК что нужно? В интернете посидеть, поиграть, и посмотреть кино. С первым у линя порядок, с третьим — почти порядок, а вот второе — в известном месте. А ещё, винда ставится тремя кликами мышки, как в прочем и user-friendly дистрибутивы Linux. Ну и на кой простому юзеру этот ваш линукс? Простому юзеру проще раз в полгода пригласить знакомого эникея/убить пару часов самому, для переустановки винды, чем обмазываться мануалами на неделю, дабы, с нуля, линукс сначала правильно поставить, а затем привести в юзабельное состояние. Линукс — хорошая система, но она ОЧЕНЬ не для всех.
      • Впрочем, даже в качестве настольной ОС обычно ставят либо Debian (Ubuntu и производные), либо Fedora/CentOS (от Red Hat). Они как раз ставятся с флешки и так же просто, как Windows. Десятки прочих дистрибутивов (включая ветку Slackware и Gentoo) составляют пуффендуй, который только попадает в обзоры.
    • А вот в качестве ОС для серверов, суперкомпьютеров и всего остального Пуффендуями становятся все системы, кроме Linux. Основная часть интернета, с серверами, поисковыми машинами, облачными хранилищами, вашими любимыми сайтами, многие высокопроизводительные вычисления и научно-исследовательские лаборатории, некоторые правительственные организации работают на кривой ОС финского студента.
      • Не совсем, изрядное количество Enterprise-сегмента все еще использует Windows Server, ибо офисные сервисы и прочее для компаний может быть удобнее разворачивать именно там. В целом — всё сильно завист от ниши.
      • Фряха(Free BSD). Пусть и весьма нишевое решение, но зато в своей северной нише, пуффендуем делает остальные ОС, за исключением Линя.
    • На рынке мобильных ОС Пуффендуем является уже Windows Phone в битве между iOS и Android (который основан на ядре Linux).
      • Теперь уже скорее трупом Пуффендуя — работа над сей ОС прекращена в 2017, поддержка тоже закончилась.
  • Goodgame и sc2tv peka2.tv на фоне гиганта Twitch.tv на рынке стриминговых площадок.
  • Любой веб-браузер, который не Google Chrome или Firefox[8]. Пополам с презренный Джа-Джа — ставший меметичным Internet Explorer, чья задача сейчас — дать возможность скачать любой другой браузер. После выхода Windows 8.2 Десятки — Edge, уже официально приказавший долго жить.
    • Да, приказал, как же. После перехода на движок Chromium, Edge активно наверстывает позиции и даже выгнал со второго пьедестала Firefox[9].
    • Правда, на 2021 год, все известные браузеры почему то строят на основе Chromium.
  • Среди поисковых систем аналогом IE является Bing, что характерно, тоже пропихиваемый Microsoft’ом. Также после того, как Google набрал популярность и стал доминировать, до этого скатился некогда популярный Yahoo.
    • Ну и ещё под троп подходит DuckDuckGo, но с субверсией — этот поисковик по крайней мере популярен среди желающих избегать деанона и не распространять личную информацию.
      • Ценна не только и не столько анонимность, сколько отсутствие «пузыря фильтров» — тут в выдачу попадает то, что буквально соответствует запросу, а не то, что поисковик считает нужным показать. Автор правки неоднократно находил с помощью этого поисковика то, что в других терялось на фоне всевозможных мусорных ссылок в районе восьмой страницы.
        • Только с марта 2022 основатель "приватного" поисковика DuckDuckGo обещает снижать в выдаче сайты, которые дают "неправильную" информацию. О чём заявил в твиттере: "Like so many others I am sickened by Russia’s invasion of Ukraine and the gigantic humanitarian crisis it continues to create. At DuckDuckGo, we've been rolling out search updates that down-rank sites associated with Russian disinformation." — так, что «объективность» этого поисковика крайне сомнительна.
    • В Рунете же, где бал правит Яндекс (хоть и стоящий за вездесущим Гуглом), троп отыгрывают поисковики Рамблер (его постигла схожая с Yahoo судьба) и изначально неважнецкий Mail.ru.
  • Субверсия с инди-играми: безусловно есть творения, ставшие куда выше и популярнее AAA-блокбастеров, но это лишь единицы на фоне безликой массы дешёвых поделок, чья ценность не выходит за рамки Steam-коллекционирования.
  • В области IDE для разработки на Java троп отыгрывают Eclipse и NetBeans на фоне всеми любимой IntelliJ IDEA (а также её форка Android Studio).
    • До этого, когда приложения были оконными, существовала эпическая среда разработки-пуффендуй C++Builder: оконные библиотеки от Delphi, но писать можно на C++. Именно на нём были написаны такие великие программы, как Partition Magic, Goldwave, IDA Pro и WinRAR до версии 2008 года. Но подлинно эпичной была битва между Borland Delphi (очень просто делать формы и работать с БД, но пишем на Pascal) и Visual Studio (сделано Microsoft, всё очень дубово, писать надо на C++).
  • В компилируемых языках есть три варианта: C, C++, Objective-C/Swift. На всё остальное не найти ни вакансий, ни программистов.
    • На минуточку, Java и C# тоже компилируемые. С вакансиями у них полный порядок, как и с программистами.
  • Кто-нибудь вообще слышал о сетях кроме интернета? Ну, и еще ФИДО, если вы принадлежите к вымирающей касте олдфагов из девяностых или к редкому виду людей, интересующихся всякой интернет-стариной? А они есть. И даже ФИДО еще есть!
    • У французов был свой, уникальный, ни на что не похожий Minitel. Но вымер.
    • Хотя про локальные сети кто-то мало-помалу слышал.
    • В Японии с 1999-го до 2010-ых была вообще своя экосистема мобильного интернета которую совместно поддерживали несколько корпораций. О ней все знали, но ни присоединиться, ни скопировать толком ее было нельзя. Сейчас технологически японские мобильники пользуются вполне себе «большим интернетом», но только он огорожен своими аналогами Яндекса и Вконтакта даже похлеще российского.
    • Туда же без сомнений входит внутренняя сеть КНДР под названием «Кванмён». Она жива, используется, но информация оттуда вытаскивается клещами изредка заезжающими интуристами. С прикрученным фитильком — сеть за Великим Китайским Файрволлом.
  • Viber и Signal на фоне Telegram и What’s App.

Разное[править]

  • Для жителя любого большого города заметная часть этого самого города остаётся Пуффендуем. Спальные районы, промзоны, лабиринты улочек и дворов в старом городе — если ты там не жил, не учился, не работал, там не живёт друзей, к которым ты иногда заходишь в гости, или клуба, в который регулярно ходишь, эта часть города может остаться надписью на карте. Ленивые и нелюбопытные давят педать куда-то в метро. Для автовладельцев нередко в трёх шагах от проторенного маршрута начинается Terra Incognita, где живут драконы и правит благочестивый пресвитер Иоанн. Да и перемещающиеся подземкой — даже если несколько лет по 200 дней в году проезжают туда и обратно две остановки, могут не знать, что там наверху на средней станции.

Примечания[править]

  1. Про процентов 80 поименованных орденов только и известно, что название, да эмблема, да парочка военных кампаний, в которых они принимали какое-то участие
  2. В 30K-сеттинге «Великий крестовый поход/Ересь Хоруса» встречается чаще, но там это особенность сеттинга.
  3. Входят ли сюда хаоситы, источник умолчал, но там, кстати, тоже обычные культисты куда-то задвинуты.
  4. По европейским меркам.
  5. Совершенно незаслуженно: румыны, на секундочку, успешно воевали на территории Украины, штурмовали Севастополь, дошли аж до Сталинграда и Кавказа — и это при материально-техническом уровне, сильно уступающем немецкому! Даже героем того самого штабного анекдота про десять дивизий стали! Тем не менее, Румынию воспринимали Пуффендуем даже сами немцы: несмотря на то, что румынские войска отличились в Битве за Севастополь, немецкое командование отказало им в праве с триумфом войти в город. Уязвлённый таким отношением генерал Георге Манолиу отправил свои войска в атаку вопреки приказу своего начальства.
  6. Как минимум, у Гайдара («Военная тайна») и Ан. Рыбакова («Бронзовая птица») Румыния — та ещё злобная гадина. У Катаева в «Волнах Чёрного моря 4» злобная гадина, но как-то по сравнению с Германией несколько карикатурная.
  7. Это при том, что Норвегия, по крайней мере, на Восточном фронте была самым преданным и упорно воюющим союзником Германии! Впрочем, не удивительно, учитывая, кто в Норвегии стоял у руля.
  8. Единственное исключение — Safari, эксклюзив для пользователей яблочной продукции.
  9. https://www.gizchina.com/2020/04/01/microsoft-edge-has-become-the-second-largest-browser-in-the-world/