 | Короче, Склихосовский! Ловушки и монстры безо всякой опоры на реализм и здравый смысл, с единственной целью — создать как можно больше проблем героям. |
Гайгэксианское подземелье — ролевой мем, с которым, тем не менее, вы наверняка встречались хотя бы в легкой форме.
Сами вспомните — возникал ли у вас когда-нибудь вопрос, какого черта эти гоблины забыли в этих руинах? Почему этот огромный монстр живет в тесной комнатке? Почему, почему эта гора сокровищ до сих пор лежит уже несколько столетий, и никто ее не тронул?..
Так вот — Гайгэксианское подземелье является стократным умножением всех этих неувязок. Еще и сверху присыпет.
Откуда происходит
Гэри Гайгэкс, создатель Dungeons & Dragons, любил писать приключения в определенной манере — весьма вольно обращаясь с реалистичностью, логикой и практически без чувства меры. Нормальные люди воспринимали это как редкое издевательство, потому что истинное Гайгэксианское подземелье включает такие «радости», как:
- Совершенно неуместные, помпезные загадки, которые либо способен решить и ребенок, либо которые наглухо ставят всех в тупик. В первом случае непонятно, зачем ставить то, что не поможет от нежелательных гостей, во втором — как эти загадки не мешают повседневному использованию подземелья. В обоих — зачем вообще делать загадки, одинаково трудные для своих и для врагов, вместо чего-то, с чем легко справится тот, кому положено, но на чём сядут чужаки (например, кодовых замков с паролями, которые нельзя угадать, если тебе их заранее не сказали).
- Монстры сидят в ̶в̶а̶к̶у̶у̶м̶е̶ тупиковой комнате с замурованной и ждут, когда придут храбрые герои, которые зарубят их насмерть. О том, что кому-то из них нужно питаться, справлять нужду или хотя бы спать никто не задумывается. Или сборная солянка монстров, когда в соседних комнатах обитают орки, мумии и реморхазы.
- Смертоносные ловушки с совершенно непредсказуемыми триггерами, вплоть до того, что создатели подземелья сами попадутся в ловушку с той же лёгкостью, что и мародёры-приключенцы, возможно — до того, что однократное срабатывание ловушки сделает подземелье в принципе непроходимым и непригодным для использования (бетонная плита 10×2×3 метра, которая падает в проход и полностью закрывает его). Несмотря на реалистичность такого подхода в отдельных случаях (например, если речь о гробнице, куда никто и не должен приходить, а сокровища там оставлены не на временное хранение, а в вечную собственность погребённого) — захотите ли вы, скажем, играть дальше после того, как ваш паладин 18-го уровня мгновенно умрет только из-за того, что наступил на плиту не того цвета? А если усугубить это тем, что подсказок никаких нет, и проверять надо буквально на ощупь?..
- Обилие проклятых сокровищ, после использования которых не хочется жить. Серьезно, все трофеи из настоящего Гайгэксианского подземелья лучше или выбросить, или по крайней мере несколько раз проверить всеми возможными и невозможными способами.
- Планировка. Помимо того, что подземелье совершенно непригодно для жилья или хотя бы кратковременного использования, в нем очень много ненужных и длинных ответвлений, заканчивающихся тупиками.
- Даже если вы только что вскрыли это века назад закрытое подземелье, там уже будут гореть факелы и жаровни, притом нередко — самые обычные, а не волшебные. Может, само подземелье волшебное и автоматически активировало источники света, как только было вскрыто?.. А зачем? Для удобства воров?.. Нет, что вы, для удобства стражей подземелья. Которые тоже автоматически активировались. Дурдом…
- Невменяемое количество всевозможных обманок. Фальшивые ловушки (за которыми могут скрываться настоящие ловушки — помните, что они скорее всего смертельные?..), фальшивые сокровища, фальшивые двери, фальшивые сундуки (те самые, которые при приближении вдруг отращивают ноги, показывают зубы и пытаются зажевать вашу руку — да-да, они родом именно отсюда)…
- Некоторые подземелья весьма фантасмагоричны и сами по себе, без всех этих безумных деталей.
- Здесь вас может поджидать невесть откуда взявшийся Торговец не к месту
К сожалению, совершенно необязательно быть Гайгэксом, чтобы придумывать и делать такие подземелья.
Примеры
- «Хроники Сиалы». Храд Спайн — гигантский могильник множества рас, в котором за прошедшие эпохи порядком накопилось всякого мусора. Обусловлено тем, что все, достраивавшие могильник расы или защищались от неведомых чу-чу из-под земли, или искренне подстраивали пакости друг другу. Люди же просто проявили чудеса сказочного идиотизма, спрятав в этих руинах жизненно важный артефакт.
- «Гарри Поттер и Кубок Огня» — Лабиринт в финальном испытании. Искусственно созданная мини-версия, однако все основные признаки на месте.
- Метавселенная Рудазова — Цитадель Зла. Потому что местный Тёмный властелин старательно реконструирует все тропы, связанные с его профессией.
Веб-комиксы
- «Гоблины: Жизнь их глазами». Практически все показанные на данный момент подземелья в комиксе, самым Гайгэксианским из которых является Лабиринт Многих.
- «Lazy Dungeon Master» — главный герой является хранителем и управляющим такого подземелья. С обоснуем: присутствие и смерть не принадлежащих подземелью существ (включая людей) генерируют специальную магическую валюту, на которую можно создавать еду, одежду, предметы и обычные деньги — не говоря уже о сокровищах для привлечения приключенцев, монстрах, включая разумных, а также коридорах, комнатах, ловушках, огромных пещерах и действующих вулканах.
- Silent Storm- не подземелье а надземелье. В Брандербурге и Ганновере есть дома, на чердак которых нельзя залезть, не ломая перила, в сортир- не ломая унитаза, а подойти к шкафчикам- не ломая столы и стулья.
- Pillars of Eternity — Бесконечные Пути Од Нуа.
- Planescape: Torment — полигоны Рубикона: модель подземелья для приключенцев, созданная модронами. Все участки лабиринта выглядят практически одинаково, так что в нём легко заблудиться; почти в каждой второй комнате, команду поджидают один-три конструкта; практически все трофеи от врагов совершенно бесполезны, и в лавке за них дадут лишь жалкие гроши; ловушек к счастью очень мало. По сути, единственные вещи, ради которых стоит исследовать этот лабиринт, это неограниченное количество экспы, и возможность взять в команду модрона-отступника Нордома.
- Если вы играете магом, то можно еще насобирать годных заклинаний, вершина которых — свиток Пушки Механусов (кастует портал, сквозь который в оппонента стреляет гигантская пушка).
- Собственно является — подсвеченной пародией на предметь статьи. О чем прямо намекают населяющие роботы.
- The Elder Scrolls — по убыванию от первых частей к последним. В Arena прообразом для планировки подземелий, вероятно, служила огромная кастрюля, полная вермишели. В Daggerfall все не настолько плохо, но без заклинания телепортации ко входу в подземелья все равно лучше не соваться. В Morrowind подземелья приобретают более-менее вообразимые очертания, в Oblivion они даже, в большинстве случаев, без проблем раскладываются на плоскость, а в Skyrim число ответвлений сведено к минимуму, а подземелье с вероятностью 98 % загнуто в кольцо, хотя внешне подземелья приобретают вид чего-то, уже отдаленно напоминающего долговременное пристанище тамошних обитателей.
- Подземелья из roguelike игр, но там это закон жанра.
- Уровни из классических шутеров, вроде того же DOOM, вполне подходят под определение. Почему патроны разложены по углам комнат? Зачем нужны все эти замаскированные под стены «чуланы», в которых так любят прятаться монстры? Каково предназначение всех этих причудливых помещений? Где вообще персонал спит, ест, работает? Почему в Аду столько аптечек и земного оружия? Ответ прост — на таких уровнях тупо интересней играть. Еще на начальных этапах разработки игры Том Холл как следует изучил планы реальных военных баз, чтобы сделать как можно более реалистичные уровни — которые вскоре были отправлены остальными разработчиками в мусор, так как они сочли их скучными, плоскими и квадратно-гнездовыми. А «абстрактные» и «нереалистичные» уровни Джона Ромеро пришлись по вкусу не только разработчикам, но и игрокам.
- Однако, троп ломает Duke Nukem 3D, а также, отчасти Blood. В обоих случаях действо происходит где частично, а где и полностью в «земных» декорациях. Поэтому присутствуют и «санитарно-бытовые» и прочие утилитарные помещения. А вот Wolfenstein 3D, Spear of Destiny, Heretic и более древний Blake Stone Chronicles от Apogee — классика жанра.
- Гробница Прекора Лота из Ultima Underworld 2, источником вдохновения для которой послужила та самая Гробница Ужасов (см. ниже Настольные игры). Проходится либо с помощью руководства по прохождению, либо с матами и плевками в монитор.
- Модуль Tomb of Horrors для Dungeons & Dragons — самое эпичное, самое параноидальное и самое гайгэксианское из всех подземелий для D&D.
- Кампания World’s Largiest Dungeon — Самое Большое Подземелье в Мире. Для того же Dnd. Руководство содержит 16 полноцветных карт и 840 (восемьсот сорок!) страниц печатного текста. Подземелье содержит 1600 (тысяча шестьсот!!!) комнат и всех монстров SRD существующих на тот момент и приличное количество новых. Персонажи начинают 4-6 lvl нубами, через два года внутриигрового времени выползают назад на 20 уровне. Является примером мегаподземелья.
См. также
Видеоигры |
---|
Жанры |
Зелёным выделены те, для которых есть отдельные шаблоны
Ролевая компьютерная игра (С сражениями/Immersive sim • Dungeon Crawl • С сражениями холодным оружием • С японской спецификой • Многопользовательская • Privateer • Roguelike • Roguelite • Souls-like) • Тактическая • Survival Horror • 4X-стратегии • Абстрактная игра • Варгейм • Визуальные романы • Головоломки (Puzzle-platformer • головоломка от первого лица) • 'Инженерный конструктор (Cosmoteer) • Интерактивные мультфильмы • Интерактивные фильмы • Казуальные игры (Игровой автомат • Мобильный гейминг • Runner game • Tower Defence • Zuma и Luxor) • Квесты (Я ищу) • «Королевская битва» • Платформеры (Puzzle-platformer • метроидвания) • Пошаговые стратегии • Симуляторы (Экономические) • Shoot'em up (Шутеры (От первого лица • Про войну) • Стелс-экшен • Стратегии в реальном времени (MOBA • стратегия непрямого контроля • тактическая стратегия • экономическая стратегия) • Beat 'em up (Файтинги) • Экшн-триллеры • Idle game • Мешанина жанров • Инди-игры • Прочее (Covetous • osu!) |
---|
Геймплейные архетипы |
Все видеоигры — это 8-битки • Суповой набор от Bioware • Геймплей от X-COM • Лутоцентричная игра • Песочница |
---|
Амплуа |
Безликий протагонист (бесплотный генерал) • Безымянный герой • Бесполезный советчик • Боевой наркоман • Бывшие нейтралы • Виртуальная пассия (гей-вариант) • Герой в радужных доспехах • Гумба • Девушка-геймер • Единственный человек в цеху • Закадровый штурман • Манчкин/Пауэрплеер • Металлический слизень • Не героические тактические роли (Лицехват • Моб-вредитель • Моб-грабитель) • Никакой не приключенец • Скальный наездник (Рыба-кусака) • Неиграбельная вражеская фракция • Странствующий герой • Суперстража • Торговец не к месту • Уникальный головорез • Ходячий IDDQD • Этот гадкий hitscan-пулемётчик |
---|
Тактические роли |
Буквальный джаггернаут • Выходила на берег Катюша • Гарпунщик • Джаггернаут • Крепкий середнячок • Реактивный громила • Стеклянная пушка • Танк (автономный • консервная банка • мамонт-танк • недотанк) • Хлипкий маг • Хрупкий шустрик |
---|
Боссы |
Арена для босса vs Арена против босса • 3872 орка • Бонусный босс • Босс-антипод • Блуждающий босс • Босс-будильник • Босс-головоломка • Босс-головорез • Босс в головорезьей шкуре • Босс-дуэлянт • Босс за рулём • Босс, который ни при чём • Босс-ментор • Босс-недобиток • Босс не для битья (Босс-препятствие)• Босс — ранняя пташка • Босс-раш (Игра про боссов) • Босс со свитой (Босс не вмешивается) • Головорез в боссьей шкуре • Два босса (двойной босс • босс-сменщик) • Игра за босса • Истинный Финальный Босс • Марафонский босс (Босс — губка для пуль) • Минибосс • Многоглавый босс • Мясные ворота • Непобеждаемый босс • Неподвижный босс • Никакой не босс • Психоделичная босс-арена • Повторяющийся босс • Последний Босс Первого Диска • Секретный босс • Синдром босса SNK • Скальный босс • Теперь босс разозлился vs Однокрылый ангел не взлетел • Фальшивый босс • Финальный босс (в начале) • Этот гадкий босс |
---|
Персонажи |
Guest character • NPC (NPC не воруют • NPC не трусят!) • Автоматическая турель • Несколько игровых персонажей • Поиграй пока вот этим! (игра за злодея • игра за зверя • игровой антропоцентризм) • Редактор внешности персонажа |
---|
Уровни/архитектура |
Автоскроллинг-троллинг • Бесхозный станковый пулемёт • Благосклонная архитектура • Взрывающиеся бочки • Внутри меньше, чем снаружи • Волшебная лесопилка • Вышки в Open-world • Дай покататься! • Данж (гайгэксианское подземелье • желудочно-кишечный тракт • лабиринт • нубская пещера • освещённые подземелья • Очевидно Зловещий Последний Данж • уровень-утроба) • Злонамеренная архитектура • Карманный Сусанин • Карта локаций/Сеть телепортов • Корзина для мусора • Край уровня • Ключи и двери (взаимозаменяемые ключи из антивещества) • Летать через кольца • Лоскутная география • Лунный уровень • Невидимая стена vs Ложная стена • Нубская песочница • Новый старый уровень • Обвалившийся мост • Паркур • Плоская архитектура • Подводный уровень • Предупредительная архитектура • Проскочить в сейв-поинт • Прыжковая головоломка • Прыжок веры • Рушится царство кощеево • Секретка (секрет святого Рандомия) • Скелет в шкафу • Склад • Смертельная яма • Стражник сторожит стену • Совсем не уникальная задача • Сюжетный гранатомёт • Терминаторизатор • Точка невозврата • Туториал • Уровень-качалка • Уровень-передышка • Штаб-квартира игрока • Этот гадкий уровень/Эта гадкая карта |
---|
Графика |
HUD • Motion capture • Анимация простоя • Блики объектива • Вид (Вид от сапога • От первого лица/призрак от первого лица • От третьего лица) • Видеовставка • Всегда чистый • Двурукий спрайт • Дистанционный туман • Зловещая долина • Испаряющиеся трупы • Графон как в Крузисе vs Графон не нужен • Круг позора • Модели освещения • Мониторный угол зрения • Не хватает черт лица • Перескиновка • Получен предмет! • Проекции графики • Псевдотрёхмерность • Смена палитры • Спецдефекты • Стили графики • Тайлсет • Фальшивый камуфляж • Цел-шейдинг • Юниты не в масштабе • Экран загрузки |
---|
Физика |
Автопилот • Адамантовый блок • Бежать по диагонали • Бесконечный боезапас • Взрывающийся транспорт • Время не в масштабе • Воздух — это земля • Гравитационная пушка • Граната поражает вблизи • Гранату бросить нелегко • Двойной прыжок • Добежать до пулемётчика за ход • Забыли про гравитацию • Капюшон мгновенного облысения • Лезть через забор без рук • Небьющиеся лампочки • Неизменяемый ландшафт • Неприступный заборчик • Один хитбар на всё • Плавать в доспехе • Плавать в лаве • Подпрыгнув, присесть • Пуленепробиваемый картон • Ракета летит медленно • Распрыжка • Рокет-джамп • Рэгдолл • Снайперский пистолет • Стрельба из гранатомёта в комнате • Танк имеет много хитов • Физическая головоломка • Хлипкий всадник • Хитбокс |
---|
ИИ |
Автобой • Автодогон • Автоприцел • Идиотская дипломатия • ИИ ненавидит игрока • ИИ этим не пользуется • Искусственный идиот (Обезьяна с гранатой • Топографический кретинизм у ИИ) vs Искусственный гений • Лобовая атака • Полуслепые стражники • Универсальный скупщик • Читерский ИИ (Всевидящий ИИ) • Эскорт-миссия |
---|
Сетевая и онлайн |
Deathmatch • Free to Play/Free to Play • Full Invasion • PvE • PvP • Армия Избранных • Баг (багоюзерство) • Бот • Вредительство vs. Антивредительская фича • Ганк • Донат • Захват флага • Игра на победу • Кемпер • Киберспорт • Классификация MMO-игроков по Бартлу • Контра • Кооперативная игра • Нуб • Победа на старте • Сессионка • Твинк • Фраг • Читерство • Чиз |
---|
Движки |
Build • idtech (Doom • Wolfenstein 3D) • LithTech • NetImmerse • RPG Maker • Source • Unreal |
---|
Критика |
Angry Video Game Nerd • Игрожур |
---|
← |
Навигация |
---|
Видеоигровые термины |
---|
Игры и
приложения |
DLC • Hotseat • Shovelware • Аддон (Аддон-переворот) • Демка • Демо-версия • Игра поддержки • Инди-игры • Лицензированный треш • Миниигра • Мод (Антимоддерская фича)/Пиратские игры/Фанатские игры • Новая игра — новые правила • Система рейтингов • Шкала свободы действий • Эпизодная структура в шутерах |
---|
Баланс |
Асимметричный конфликт • Классификация фракций (Быстрый, сильный и хитрый) • Золотой снитч • Имба (Временная имба • Запоздалая имба • Намеренная имба (Гейм-эндер • Терминаторизатор) • Ненужная фича (Имба у врага — пустышка у игрока • Резиновый нож) vs Добровольно-принудительное умение (Запоздалое принуждение • Обыденная имба • Трудно, но не невозможно) • супероружие в RTS) • Камень-ножницы-бумага • Нубская труба vs. Нубская имба (Убийца ИИ) • Сверхбыстрое моральное устаревание • Святой Рандомий • Синдром орка • Синдром протосса • Сила Мэджикарпа vs Стартовый ускоритель • Эти гадкие… (Атака • Ачивка • Босс • Карта • Механика • Моб (hitscan-пулемётчик) • Уровень) |
---|
Геймплей |
Game over (Save scumming vs перманентная смерть • Множество способов умереть • Нестандартный геймовер • Плюнуть в могилу) • Limit Break • Rage-bar • Активная пауза • Альтернативный огонь • Буллет-тайм • Взаимоисключающие технологии • Внезапная смена геймплея • Геймплей вразрез с сюжетом (Ветеран-дилетант • дали только пистолет • и пусть весь мир подождёт (Ручная перемотка времени) • катсценная некомпетентность vs сила катсцен на максимум • катсценное умение) • Закон подозрительной щедрости в видеоиграх • Заявленное проклятие • Злой рандом • Игровые очки • Достижения (Глумливые ачивки • Неофициальная ачивка • Эта гадкая ачивка) • Инвентарь • Как научиться плавать • Красная сельдь (Склад красных сельдей) • Критический удар • Лимит содержания vs Очки командования/Очки командования • Нам не помешает лишний ствол (Гадские рельсы) • Лоскутная карта • Можно грабить корованы • Мультикилл • Нажми Старт, чтобы умереть vs Нажми X, чтобы не погибнуть vs Нажми X, чтобы умереть vs Нажми Х, чтобы победить • Невозможный выбор • Оверкилл • Очевидный выбор vs Кажущийся очевидным выбор • Постулат лорда Бритиша • Придумай глагол vs Универсальный глагол Use • Принудительный геймплей (Стелс vs Экшен, Миссия без базы) • Синдром Буриданова осла • Сломанный интерфейс • Случайные столкновения • Совсем не уникальная задача • Прокачка удачи • Проклятие — всегда проклятие • Поражение неприемлемо • Рандом • Стелс • Эволюция главного меню • Эта гадкая механика • Очки работы |
---|
Условности |
Армия Избранных • Видеоигровая биология (волшебные аптечки • затыкать насмерть • исцелися сам • Лечение через питание • синдром Росомахи) • Волшебное превращение ресурсов • Всегда знает свой результат • Легенда-новодел • Милорд на побегушках • Никому не нужные сокровища • Обоснуй фасттревела • Освещённые подземелья • Отличная связь • Псевдоодноместность • Фарм главгадов |
---|
Сложность |
Навязанный хардкор • Не играй на лёгком • Пианино • Пик сложности (Скальный наездник (Этот гадкий hitscan-пулемётчик) • Эта гадкая атака • Эта гадкая ачивка • Эта гадкая карта • Эта гадкая механика • Этот гадкий босс • Этот гадкий ивент • Этот гадкий ресурс • Этот гадкий сайдквест • Этот гадкий уровень) • Никаких тебе подсказок • Фальшивая сложность vs Хардкор |
---|
Реиграбельность |
Взаимоисключающий контент • Генератор квестов • Новая игра+ • Обоснуй перепрохождения • Постгеймоверная прокачка • Перенос прогресса |
---|
Баги, фичи и
читы |
Save scumming • Антивредительская фича • Антизастревательная фича •Антизастревательное маклаудство• Антипиратская фича • Античитерская фича vs Чит-код (Код Konami • чит за деньги) • Баги — это смешно vs Баги – это страшно • Багофича (Совершенно законный финт ушами vs эксплойт • Спидран) • Игра вне игры • Играть в экселе • Кривой монтаж • Легальный чит • Непроходимая забагованность (патч скачал? Проходи сначала!) • Несуществующий игровой секрет • Одноразовый инструмент • Пасхальное яйцо • Русефекация • Фичекат (Отключённая фича)
|
---|
Тактика и стратегия |
Десболл • Заказное строительство/Рабочая сила • Затыкать насмерть vs Тактика тотального ваншота • Зашивание • Кайт • Макроконтроль и микроконтроль • Разбаф • Раш • Спам • Станлок • первым бей медика/вторым бей магика • Тактическая смерть • Танк-приманка • Тактика булавочных уколов • Чиз |
---|
Игровая механика |
Внутриигровой конструктор • Квест (геймплей)(Генератор квестов • Классовый квест • Квестовая причина • Квестовое везение • Сайдквест (гадкий) • Секретный квест) • Крафт • Ролевая система (Мана • Опыт • Перк • Скилл • Стандартные атрибуты персонажа) • Боёвка/Система повреждений (Маленькие синие пульки • Один хитбар на всё • Один хитпойнт vs Очки жизни • Очки действия • Периодический урон • Резист • Стандартные эффекты состояния) |
---|
Разное |
Acknowledgement (Исследование завершено • Никто не смеет мне приказывать! • Нужно больше золота • нужно построить зиккурат • хватит в меня тыкать!) • • Алхимия — это просто • А оружие отнимем у противника vs Не будем брать оружие противника • Безнадёжный бой • Бунт населения • Бунт соратников • Взаимоисключающие напарники • Воины — по прямой, маги — по параболе vs Воины — по прямой, маги — в заднице • Гимп • Даунгрейд (Никакой не апгрейд vs Никакой не даунгрейд) • Жестокость в видеоиграх/Видеоигры поощряют доброту • Дымовых гранат не существует • Захват флага • Знать, где упадёшь • Игра по разным правилам • Каскадный резонанс • Книга заклинаний • Концовки (быстрая • досрочная • золотая • каноническая • модульная • откровенно халтурная • плохая-красочная • плохая-непонятная • плохая-трудная) • Первый напарник — воин • Пик сложности (Ад в начале игры • Кризис среднего уровня • Зубодробительный эндшпиль) • Кризис поздней игры • Крутой с 1000 хитов • Купи долбаный гайд! (Нубский мост) • Метагейминг • Металлолом и макулатура • Мыльное кинцо • На голову выше мира • Нам не помешает лишний ствол • Напасть со спины • Незаконные предметы • Необходимый напарник• Не смей играть так! • Нестандартная озвучка монстра • Обесценивающиеся ресурсы • Объекты коллекционирования из видеоигр • Одежда в качестве награды • Он просто слишком крут (Не действует на боссов) • Они повсюду • Офигенно находчивые разработчики • Офигенно предусмотрительные разработчики • Погибнуть в мелких взрывах • Поощрение за стелс • Последний пришелец • Прямая линия с врагом • Сделает напарник, а не я • Смехотворно высокая цена • Смехотворно низкая награда • Сон — лучшее лекарство • Сохранение • Специализированный контроллер • Способности фракции • Стандартные квестовые головоломки (Замок по Лойду) • Стелс бьёт экшн • Степени двойки • Унылое ожидание • Фарм в стратегиях • Фриплей • Публика — сволочь • Это плохо, понятно?
Городской портал |
---|
← |
Видеоигры |
---|
|