Файтер, клирик, маг и вор
« | По гибельной пустыне и по снежным склонам гор Идут, объединившись, файтер, клирик, маг и вор. Пускай ДМ увидит нас в своих кошмарных снах! Ползут по закопушкам файтер, клирик, вор и маг. Да будет так! |
» |
— С. Калиниченко/Гакхан, «Неистовый квартет» |
Если группа приключенцев собралась покорять подземелье, как она будет выглядеть? В ней как минимум будут файтер, клирик, маг и вор (Fighter, Cleric, Wizard, Rogue). Файтер принимает на себя урон и делает вещи, требующие грубой силы; клирик лечит, кладёт бафы и дебафы; маг закидывает фаерболами толпы кобольдов, читает надписи на древних языках и высматривает следы магии; а вор снимает ловушки, ворует ключи, заговаривает зубы и тычет ножиками в спину зазевавшихся врагов. Минимальное число людей, необходимое для автономного прохождения подземелий со времён самых первый версий ДнД.
Конечно, никто не требует от группы быть именно в таком составе, от произведения к произведению, от игры к игре возможны вариант, но скелет будет именно таким.
Если троп играется не в фэнтези, а в современности или фантастике, то может быть Штурмовая группа. Именно может, потому что слишком уж узкая там специализация, в отличие от сабжа.
Расширенный набор классов описан в статье Класс персонажа.
Пятиминутка истории
Вообще, архетип группы путешественников, вместе выполняющих какое-то героическое дело, стар как само человечество. Достаточно вспомнить хотя бы Ясона и аргонавтов. К этому архетипу обращались авторы всех времён и народов вплоть до появления современного фэнтези как такового. Конан, несмотря на то, что был одиночкой, под давлением обстоятельств частенько объединялся с разными людьми. Впрочем, эталоном группы приключенцев можно считать Братство Кольца из одноимённой книги Толкина. Она вполне могла бы служить кодификатором, если бы не появление Dungeons & Dragons.
Неизвестно, какая группа была в самой первой партии ДнД, но состав второй мы знаем точно. Когда Гэри Гигакс собрал четверых своих друзей на кухне, чтобы поиграть в созданную им ролевую игру, в приключение выдвинулось восемь персонажей: воин Робилар, клирики Сертен и Риггби (последний — с оруженосцем Ирагом), маг Морденкайнен с учениками Бигби и Тензером и рейнджер Отис. Когда вышла первая книга правил, в ней прямо было написано, что сбалансированная группа добьется больших успехов и был приведён состав этой группы — воин, жрец, колдун и разбойник, ставшие в калькированном виде названием данного тропа.
Примеры тропа
(link)
Одна из версий песни.Литература
- «Путешествие на Запад»: монаха Сюаньцзан сопровождает царь обезьян Сунь Укун, полусвинья Чжу Бацзе, монах Ша Сэн и даже белый конь-дракон, который раньше был принцем.
- «Братство Кольца»: файтеры Боромир и Гимли, файтер напополам с клириком Арагорн, маг Гэндальф, рейнджер Леголас и целых четыре хоббита — Фродо, Сэм, Мерри и Пиппин.
- «Гарри Поттер» — файтеры с Гриффиндора, клирики с Хаффлпаффа, маги с Рейвенкло и воры со Слизерина.
- «Сага о Копье» — Карамон, Флинт, Стурм, Речной Ветер — файтеры, Танис, Тассельхоф, Лорана — воры, Рейстлин (и иногда Фисбен) — маги, Золотая Луна — клирик (добавьте, кого забыл).
- Александр Рудазов, «Властелин» — первая же группа приключенцев, заявившаяся в гости к Темному Властелину, представляла собой, по словам Управляющего, «стандартный набор» — воин, волшебник, священнослужитель, представитель теневой экономики и какая-нибудь забавная зверушка. В роли забавной зверушки был паровой голем на гремлинском ходу.
- Да и в его opus magna герои довольно долго действуют вполне стереотипной партией. Индрак — чистый файтер, лод Гвэйдеон — файтер-клирик, Логмир — файтер-вор, дальний дамаг и социальное взаимодействие обеспечивают Витааль и Ванесса, и заглавный герой сам-шест.
- Жесточайший стеб над сабжем в книге «Криабал». Группа, собравшаяся для поиска легендарной волшебной книги — того самого Криабала — состоит из могучего воина-берсерка Мектига Свирепого, талантливой волшебницы Джиданны и её волшебной белки-фамильяра, ловкого вора-полугоблина Плаценты и жреца Дрекозиуса. Вот только дух-тотем, который вселяется в раненного или разъярённого Мектига — это лемминг, и единственное, на что он в форме одержимого способен — спрыгнуть с ближайшей скалы. Джиданна ленива, неопрятна и цинична (хотя если бы занялась своей внешностью — была бы очень ничего), а императорская белка хоть и является истинным средоточием магии, питается металлами — и лучше всего ей подходит золото и серебро. Плацента (это не прозвище, а имя, которым его наградила собственная мать) гнусен на вид и по характеру и не способен сказать десяток слов, не матюгнувшись. А святой отец Дрекозиус, даром что богами избран, попросту не верит ни в каких богов, он и жрецом-то стал потому, что это работёнка непыльная. И тем не менее эта, с позволения сказать команда, неплохо действует, ухитряясь справится с очень серьёзными противниками.
- «Грязная игра»: «хороших» в группе по ограблению сокровищницы Аида представляют Гарри (маг), Майкл (паладин — файтер-клирик) и Анна Вальмон (воровка). И Грей, метаморф, двойной агент и настоящий файтер.
- В таком составе Гарри и «Альфы» обычно играют в настолки. Причём Гарри всегда играет только файтером — магом он по жизни «наигрался».
- «Хроники странного королевства»: в геройской команде Элмара были воин ближнего боя — сам Элмар, лучница Валента, мистик Шанкар и волшебница Этель.
- Ольга на вопрос об идеальном составе геройской команды мгновенно реагирует: «Паладин, лучник, клерик, маг. Might and Magic, часть шестая».
- Да и команда девушек, вынесшая дракона вперёд лапами, вполне попадает под троп: воительница Кира — паладин, целительница-христианка Тереза —
клирикмистик (подсвечено — по ходу боя она молится и благословляет подруг), волшебница Этель — разумеется, маг, а попаданке Ольге (единственной, кто умеет обращаться с огнестрелом и может видеть сквозь драконий морок) достается роль стрелка-разведчика-диверсанта с плазменной винтовкой.
- Николай Ромашкин, «Бета-тестеры» — состав команды тестеров: воин Махмуд, снайпер Мак-Мэд, маг (непременно чёрный) или алхимик-подрывник Ксенобайт, воровка Мелисса, целительница Внучка и пилот Банзай.
- Махабхарата: Бхимасена — файтер, жрец Юдхиштхира, воры — близнецы, маг Арджун.
- В различных сказках героя (в лучшем случае он воин, но обычно простой человек, которому подфартило) часто сопровождают спутники с различными талантами, полезными при решении «квестов». Часто талант используется один раз за сказку, но есть исключения.
- Ви таки удивитесь, но Ильф и Петров, «Золотой телёнок». Драчун Балаганов, охмурённый ксёндзами Козлевич, норовящий скрысить даже у своих Паниковский и творящий хитрые плетения Бендер по-над усе. Подсвечено.
- Козлевич в роли клирика не из-за ксёндзов (он неверующий, «охмурение» было недолгим), а за большое и доброе сердце. А Бендер, как и Паниковский, вор по жизни. При этом он физически сильнее Балаганова и побеждает Корейко в том числе в рукопашной схватке. Но если за магию принимать комбинаторство — да, это его роль в команде, другие так не умеют.
- Анна Лин, «Владычица Черной Башни» — посланный против сидящих в означенной башне отряд состоит из рыцаря, лучницы, светлого колдуна и подосланной к ним заглавной героини.
Кино
- Фильмы про Конана. Если в «Конан-варвар» группа состоит всего лишь из Конана, лучника Субатая и амазонки Валерии (с эпизодической помощью колдуна Акиро), то в сиквеле «Конан-разрушитель» уже действует полноценная команда из Конана, вора Малека, принцесса Дженна с телохранителем Бомбатой, воительница Зула и маг Акиро.
- Трилогия «Подземелье драконов»:
- «Подземелье драконов» — стихийно сложившийся отряд имеет в своем составе двух воров, волшебницу-недоучку, следопытку и воина, а вот клирика им не досталось.
- «Подземелье драконов 2: Источник могущества» — рыцарь Берек для выполнения миссии собирает отряд именно такого формата. Сам он является пятым его членом и командиром.
- «Подземелье драконов 3: Книга заклинаний» — в отряде два мага, два файтера и ассассин.
Мультсериалы
- «Подземелья и драконы» — внезапно, аверсия: в партии целых два «вора», но нет ни одного клирика.
- RWBY — файтер Ян (умеет стрелять, бить и сильно бить), клирик Руби (не только умеет бить и стрелять, но и имеет сверхъестественную силу Серебряных Глаз), маг Вайсс (с помощью Дуста и гравитацией манипулирует, и огнем поддаст, и льдом заморозит) и вор Блейк (профессиональная террористка-ниндзя).
- Команда служителей Салем тоже подходит: есть файтер Хейзел (брутальный громила, обладающий чудовищной силой и живучестью), клирик Уоттс (эталонный неэтичный учёный, который также ещё и доктор), маг Синдер (носительница древней колдовской силы) и вор Тириан (полагающийся на ловкость, скорость и отравленное жало беспощадный убийца).
- Castlevania (2017) — тут героев три: Охотник, Ученая и Солдат. Охотник — Тревор Бельмонт, профессиональный истребитель нечисти со сверхъестественными абилками — вор-клирик. Ученая — Сайфа, юная отшельница, владеющая секретами колдовства и принадлежащая секте христианских мистиков — маг-клирик. Наконец, Солдат — Алукард, могучий полувампир, компенсирующий отсутствие каких бы то ни было способностей к магии и мистике умением виртуозно владеть огромным мечом — файтер.
Веб-комиксы
- Гоблины: Жизнь их глазами:
- Приключенцы из начала комикса: файтер Минимакс, клирик Форгат и троица дроу с файтером, волшебницей и вором.
- Команда гоблинов: файтеры Именами и Меткость, полуфайтер-полуклирик Большеухий, «клирик по классу, но вор по сути» Вождь.
- В подземелье Драконьей утробы партия состоит из воинов Минимакса и Именами, вора Меткости, полуклирика Большеухого и полноценного жреца Недотёпы.
- Homestuck:
- Бета-Дети: аверсия, один файтер (рыцарь, nuff said), три мага (наследник (sorcerer), ведьма (warlock) и провидец (wizard)).
- Альфа-Дети: файтер Джейк (паж - слабый в начале игры, но всё же файтер), клирик Джейн (дева - класс, основанный на лечении и восстановлении), полумаг-полувоин-полувор Дирк (принц - класс, основанный на нанесении урона, а вот каким способом - не важно), вор Рокси (разбойник он и есть разбойник).
- Тролли: два файтера (Каркат и Таврос), два вора (Непета и Вриска), четыре мага (Фефери, Эквиус (с уклоном в воина), Соллукс и Терези (с уклоном в воина)), два клирика (Арадия и Канайя), два полумага-полувоина-полувора (Эридан и Гамзи).
Аниме и манга
- KonoSuba — откровенная пародия на троп. Файтер Даркнесс вложила все свои очки в зверскую живучесть, но с трудом может попасть во врага мечом. Клирик (и более того, богиня) Аква — пьяница и маразматичка, каких свет не видывал. Ведьмочка Мегумин знает всего одно заклинание, хотя и абсурдно-эпически мощное, и только мастер на все руки Казума спасает положение.
- Берсерк — файтер Гаттс постепенно обрастает компанией из другого файтера Серпико, вора Исидро, магички Ширке и двух церковников — монашки Фарнезе (клирик-маг) и орденского рыцаря Азана (файтер-клирик).
- Slayers же! Волшебница Лина — маг, мечник Гаури — файтер, жрица Амелия — клирик… Зелгадис, правда, воин-маг, но с криминальной репутацией и прокачанными навыками грабежа.
- Bleach — файтеры Ичиго и Чад, лучник-маг Исида и целитель Орихимэ
- Hellsing — Верхушка "Миллениума". Капитан — файтер, Док и Майор — клирики (соответственно — врач и идеолог-вдохновитель), Зорин Блиц и Рип Ван Винкль — маги, Шреддингер — вор.
Видеоигры
- Серия РПГ от Bioware: полный комплект сопартийцев на любой вкус и цвет.
- «Might and Magic», части шестая и седьмая — если игрок не станет заморачиваться с созданием команды, то по умолчанию она будет иметь как раз такой состав.
- В перезапуске такой состав получается, если взять в отряд защитника, рунного жреца, вольного мага и наёмника. Причём этот отряд ещё и вполне жизнеспособный.
- The Elder Scrolls III: Morrowind — Неревар — файтер, Сота Сил — маг, Альмалексия — клирик, Вивек — вор. Когда Неревара из-за предательства Альмалексии, да и всего Трибунала, не стало, файтером стала Альмалексия.
- Вообще, серия TES всегда сколнялась к еще более классической триаде «воин — маг — вор», вплоть до того, что она прописана в местной астрономической системе. Однако в онлайн-спиноффе Elder Scrolls Online классов именно четыре: условный воин — Рыцарь Дракона, условный клирик — Храмовник, условный маг — Чародей, и условный вор — Меч Ночи. Почему «условный»? Потому что жесткой специализации нет, и практически любой класс можно приспособить для любой роли. В недавнем дополнении ввели ноый класс, Хранителя, пологающегося на силы природы и умеющего призывать животных.
- DotA — танк, саппорт, мидер, кэрри. Причём у сыгранных команд кэрри всего один, а саппортов — аж двое. У нубов — обычно наоборот вплоть до аверсии: играть нубам против четырёх дамагеров и несчастного саппорта тяжело. Троих постоянно ловят, приходит отъеденный четвёртый и разносит всё, а разведка у нубов не так хороша, чтобы этого четвёртого отловить и уничтожить. И пуши — оружие профи против таких связок — часто захлёбываются.
- Final Fantasy — в первой игре серии именно так и выглядит основная партия. По сюжету, воин прокачивается до рыцаря, вор до ниндзя, клирик до белого волшебника, маг до чёрного волшебника. Правда, если еще пара дополнительных профессии — каратист и красный маг. В последующих играх серии количество профессий значительно увеличилась.
- Warhammer: Vermintide — ордам крысолюдей противостоят файтер Маркус Крюгер (бывалый наемник), клирик Виктор Зальцпир (церковный рыцарь и охотник на ведьм), магичка Сиенна Фуэгонасус (волшебница Красного Колледжа), файтер-вор Бардин Горекссон (дварф-следопыт) и воровка Кериллиан (эльфка-охотница). Причём в партии может участвовать ровно четыре бойца.
- Hexen: три игровых персонажа. Только вора нет. Субверсия: в мультиплеере клирик — очень нелюбимый напарник из-за риска попасть в своего.
- Hexen II — четыре персонажа: крестоносец (вместо клирика), паладин, ассасин (вместо вора) и тёмный маг. В аддоне добавляется демонесса как разновидность мага.
- Pixel Dungeon: вместо клирика охотница со сходными способностями (дистанционная, хорошо с исцелением).
- Diablo 1: с аддоном Hellfire именно эти четверо (как минимум по названиям).
- Tyranny — файтеры Барик и Смерть-из-Тени (первый — латник, вторая — варвар), клирик Лантри (хотя он и маг неплохой), вор Фуга (хотя и сражаться очень даже умеет), маги Атли и Сирин (первая — «чистый» маг, вторая — не менее «чистый» саппорт).
- Стоит заметить, что Смерть-из-Тени, как и подобает персонажу с таким именем, не только больно бьёт, но и прекрасно прячется.
- Аллоды: Печать тайны — здесь в партии воров нет, а есть несколько воинов и несколько магов, большинство из которых большую часть времени нужны в качестве лекарей.
- Starcraft II — в миссии за терранов «Чрево чудовища» именно такая партия отправляется в подземелье (возможно, прямая отсылка к RPG и данжам). Джим Рейнор — воин, Игон Стетманн — лекарь, Рори Свонн — маг (вместо файерболов огнеметные турели), Тайкус Финдли — вор (в бою как бы тоже воин, но по жизни вор, и срок приличный за решёткой отсидел).
- Классы терранской пехоты. Морпех и мародер — воины, головорез — вор, медик — лекарь, призрак и фантом — маги (и частично воры).
- А у протоссов зилот — воин, тёмный тамплиер и адепт — воры, высший тамплиер — маг, а лекарей из-за синдрома протосса нет, кроме героя Артаниса.
- А у зергов зерглинг, таракан и гидралиск — воины, королева — лекарь, а заразитель — маг и вор, безоружен, убивает заразой по площадям и ворует вражеские юниты.
- South Park: The Stick of Truth — есть классы файтер, маг и вор, а вот клирика назвали… Jew, дословно «еврей». Впрочем, игромеханически Еврей скорее монах, чем клирик — он наносит тем больше урона, чем меньше у него hp.
- Cadash, аркадный РПГ-платформер начала 90-ых — четыре играбельных персонажа: воин, маг, жрица и нинзя. К сожалению, в версии для Mega Drive два последних персонажа были вырезаны.
- Darkest Dungeon — ваша первая группа всегда будет соответствовать шаблону: обучение проходится разбойником и крестоносцем, а по прибытии в город вас там всегда будут ждать монахиня и чумной доктор, который здесь специализируется на станах и периодическом уроне. В качестве клирика может пойти ещё оккультист, он же второй маг, вором также является расхитительница, а уж файтеров целая куча: помимо крестоносца это прокажённый, воевода и выродок.