Файтер, клирик, маг и вор

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« По гибельной пустыне и по снежным склонам гор
Идут, объединившись, файтер, клирик, маг и вор.
Пускай ДМ увидит нас в своих кошмарных снах!
Ползут по закопушкам файтер, клирик, вор и маг.
Да будет так!
»
— С. Калиниченко/Гакхан, «Неистовый квартет»
В начале пути

Если группа приключенцев собралась покорять подземелье, как она будет выглядеть? В ней как минимум будут файтер, клирик, маг и вор (Fighter, Cleric, Wizard, Rogue). Файтер принимает на себя урон и делает вещи, требующие грубой силы; клирик лечит, кладёт бафы и дебафы; маг закидывает фаерболами толпы кобольдов, читает надписи на древних языках и высматривает следы магии; а вор снимает ловушки, ворует ключи, заговаривает зубы и тычет ножиками в спину зазевавшихся врагов. Минимальное число людей, необходимое для автономного прохождения подземелий со времён самых первых версий ДнД.

Конечно, никто не требует от группы быть именно в таком составе, от произведения к произведению, от игры к игре возможны вариант, но скелет будет именно таким.

Если троп играется не в фэнтези, а в современности или фантастике, то может быть Штурмовая группа. Именно может, потому что слишком уж узкая там специализация, в отличие от сабжа.

Расширенный набор классов описан в статье Класс персонажа.

Пятиминутка истории[править]

Вообще, архетип группы путешественников, вместе выполняющих какое-то героическое дело, стар как само человечество. Достаточно вспомнить хотя бы Ясона и аргонавтов. К этому архетипу обращались авторы всех времён и народов вплоть до появления современного фэнтези как такового. Конан, несмотря на то, что был одиночкой, под давлением обстоятельств частенько объединялся с разными людьми. Впрочем, эталоном группы приключенцев можно считать Братство Кольца из одноимённой книги Толкина. Она вполне могла бы служить кодификатором, если бы не появление Dungeons and Dragons.

Неизвестно, какая группа была в самой первой партии ДнД, но состав второй мы знаем точно. Когда Гэри Гигакс собрал четверых своих друзей на кухне, чтобы поиграть в созданную им ролевую игру, в приключение выдвинулось восемь персонажей: воин Робилар, клирики Сертен и Риггби (последний — с оруженосцем Ирагом), маг Морденкайнен с учениками Бигби и Тензером и рейнджер Отис. Когда вышла первая книга правил, в ней прямо было написано, что сбалансированная группа добьется больших успехов и был приведён состав этой группы — воин, жрец, колдун и разбойник, ставшие в калькированном виде названием данного тропа.

Примеры тропа[править]

(link)

Одна из версий песни.

Литература[править]

  • «Путешествие на Запад»: монаха Сюаньцзан сопровождает царь обезьян Сунь Укун, полусвинья Чжу Бацзе, монах Ша Сэн и даже белый конь-дракон, который раньше был принцем.
    • И кто из них кто по этим ролям?
  • «Братство Кольца»: файтеры Боромир и Гимли, файтер напополам с клириком Арагорн, маг Гэндальф, рейнджер Леголас и целых четыре хоббита — Фродо, Сэм, Мерри и Пиппин.
  • «Гарри Поттер» — файтеры с Гриффиндора, клирики с Хаффлпаффа, маги с Рейвенкло и воры со Слизерина.
  • «Сага о Копье» — Карамон, Флинт, Стурм, Речной Ветер — файтеры, Танис, Тассельхоф, Лорана — воры, Рейстлин (и иногда Фисбен) — маги, Золотая Луна — клирик (добавьте, кого забыл).
  • Александр Рудазов, «Властелин» — первая же группа приключенцев, заявившаяся в гости к Темному Властелину, представляла собой, по словам Управляющего, «стандартный набор» — воин, волшебник, священнослужитель, представитель теневой экономики и какая-нибудь забавная зверушка. В роли забавной зверушки был паровой голем на гремлинском ходу.
    • Да и в его opus magna герои довольно долго действуют вполне стереотипной партией. Индрак — чистый файтер, лод Гвэйдеон — файтер-клирик, Логмир — файтер-вор, дальний дамаг и социальное взаимодействие обеспечивают Витааль и Ванесса, и заглавный герой сам-шест.
    • Жесточайший стёб над сабжем в книге «Криабал». Группа, собравшаяся для поиска легендарной волшебной книги — того самого Криабала — состоит из могучего воина-берсерка Мектига Свирепого, талантливой волшебницы Джиданны и её волшебной белки-фамильяра, ловкого вора-полугоблина Плаценты и жреца Дрекозиуса. Вот только дух-тотем, который вселяется в раненного или разъярённого Мектига — это лемминг, и единственное, на что он в форме одержимого способен — спрыгнуть с ближайшей скалы. Джиданна ленива, неопрятна и цинична (хотя если бы занялась своей внешностью — была бы очень ничего), а императорская белка хоть и является истинным средоточием магии, питается металлами — и лучше всего ей подходит золото и серебро. Плацента (это не прозвище, а имя, которым его наградила собственная мать) гнусен на вид и по характеру и не способен сказать десяток слов, не матюгнувшись. А святой отец Дрекозиус, даром что богами избран, попросту не верит ни в каких богов, он и жрецом-то стал потому, что это работёнка непыльная. И тем не менее эта, с позволения сказать команда, неплохо действует, ухитряясь справится с очень серьёзными противниками.
  • «Грязная игра»: «хороших» в группе по ограблению сокровищницы Аида представляют Гарри (маг), Майкл (паладин — файтер-клирик) и Анна Вальмон (воровка). И Грей, метаморф, двойной агент и настоящий файтер.
    • В таком составе Гарри и «Альфы» обычно играют в настолки. Причём Гарри всегда играет только файтером — магом он по жизни «наигрался».
  • «Хроники странного королевства»: в геройской команде Элмара были воин ближнего боя — сам Элмар, лучница Валента, мистик Шанкар и волшебница Этель.
    • Ольга на вопрос об идеальном составе геройской команды мгновенно реагирует: «Паладин, лучник, клерик, маг. Might and Magic, часть шестая».
    • Да и команда девушек, вынесшая дракона вперёд лапами, вполне попадает под троп: воительница Кира — паладин, целительница-христианка Тереза — клирик мистик (подсвечено — по ходу боя она молится и благословляет подруг), волшебница Этель — разумеется, маг, а попаданке Ольге (единственной, кто умеет обращаться с огнестрелом и может видеть сквозь драконий морок) достается роль стрелка-разведчика-диверсанта с плазменной винтовкой.
  • Николай Ромашкин, «Бета-тестеры» — состав команды тестеров: воин Махмуд, снайпер Мак-Мэд, маг (непременно чёрный) или алхимик-подрывник Ксенобайт, воровка Мелисса, целительница Внучка и пилот Банзай.
  • Махабхарата: Бхимасена — файтер, жрец Юдхиштхира, воры — близнецы, маг Арджун.
  • В различных сказках героя (в лучшем случае он воин, но обычно простой человек, которому подфартило) часто сопровождают спутники с различными талантами, полезными при решении «квестов». Часто талант используется один раз за сказку, но есть исключения.
  • Ви таки удивитесь, но Ильф и Петров, «Золотой телёнок». Подсвечено.
    • Файтер — Балаганов. Молодой, энергичный, но недалёкий и порывистый, норовит решать все проблемы мордобоем и хулиганством.
    • Клирик — охмурённый ксёндзами Козлевич, самый добрый и сострадательный из «партии». Хотя он под влиянием Бендера разуверился, но «воскресил» общее дело, когда трое остальных были близки к полному провалу.
    • Вор — норовящий скрысить даже у своих Паниковский. При том, что и у всех остальных есть уровень-другой в этом классе (хотя Козлевич уже отсидел и завязал).
    • Маг — творящий хитрые плетения-комбинации Остап Бендер по-над усе. При этом он физически сильнее Балаганова и побеждает Корейко в том числе в рукопашной схватке. Но если за магию принимать комбинаторство — да, это его роль в команде, другие так не умеют.
  • Анна Лин, «Владычица Черной Башни» — посланный против сидящих в означенной башне отряд состоит из рыцаря, лучницы, светлого колдуна и подосланной к ним заглавной героини.
    • Лучница тут считается вором, а заглавная героиня клириком?

Кино[править]

  • Фильмы про Конана. Если в «Конан-варвар» группа состоит всего лишь из Конана, лучника Субатая и амазонки Валерии (с эпизодической помощью колдуна Акиро), то в сиквеле «Конан-разрушитель» уже действует полноценная команда из Конана, вора Малека, принцесса Дженна с телохранителем Бомбатой, воительница Зула и маг Акиро.
  • Трилогия «Подземелье драконов»:
    • «Подземелье драконов» — стихийно сложившийся отряд имеет в своем составе двух воров, волшебницу-недоучку, следопытку и воина, а вот клирика им не досталось.
    • «Подземелье драконов 2: Источник могущества» — рыцарь Берек для выполнения миссии собирает отряд именно такого формата. Сам он является пятым его членом и командиром.
    • «Подземелье драконов 3: Книга заклинаний» — в отряде два мага, два файтера и ассассин.
  • Подземелья и драконы: Честь среди воров – вариация на тему, но суть та же. Изначальная команда: варвар, бард, маг, вор. Новая команда: варвар, бард, маг, друид и все они воры.

Мультсериалы[править]

  • «Подземелья и драконы» — внезапно, аверсия: в партии целых два «вора», но нет ни одного клирика.
  • RWBY — файтер Ян (умеет стрелять, бить и сильно бить), клирик Руби (не только умеет бить и стрелять, но и имеет сверхъестественную силу Серебряных Глаз), маг Вайсс (с помощью Дуста и гравитацией манипулирует, и огнем поддаст, и льдом заморозит) и вор Блейк (профессиональная террористка-ниндзя).
    • Команда служителей Салем тоже подходит: есть файтер Хейзел (брутальный громила, обладающий чудовищной силой и живучестью), клирик Уоттс (эталонный неэтичный учёный, который также ещё и доктор), маг Синдер (носительница древней колдовской силы) и вор Тириан (полагающийся на ловкость, скорость и отравленное жало беспощадный убийца).
  • Castlevania (2017) — тут героев три: Охотник, Ученая и Солдат. Охотник — Тревор Бельмонт, профессиональный истребитель нечисти со сверхъестественными абилками — вор-клирик. Ученая — Сайфа, юная отшельница, владеющая секретами колдовства и принадлежащая секте христианских мистиков — маг-клирик. Наконец, Солдат — Алукард, могучий полувампир, компенсирующий отсутствие каких бы то ни было способностей к магии и мистике умением виртуозно владеть огромным мечом — файтер.

Веб-комиксы[править]

  • Goblins: Life Through Their Eyes:
    • Приключенцы из начала комикса: файтер Минимакс, клирик Форгат и троица дроу с файтером, волшебницей и вором.
    • Команда гоблинов: файтеры Именами и Меткость, полуфайтер-полуклирик Большеухий, «клирик по классу, но вор по сути» Вождь.
    • В подземелье Драконьей утробы партия состоит из воинов Минимакса и Именами, вора Меткости, полуклирика Большеухого и полноценного жреца Недотёпы.
  • Homestuck:
    • Бета-Дети: аверсия, один файтер (рыцарь, nuff said), три мага (наследник (sorcerer), ведьма (warlock) и провидец (wizard)).
    • Альфа-Дети: файтер Джейк (паж - слабый в начале игры, но всё же файтер), клирик Джейн (дева - класс, основанный на лечении и восстановлении), полумаг-полувоин-полувор Дирк (принц - класс, основанный на нанесении урона, а вот каким способом - не важно), вор Рокси (разбойник он и есть разбойник).
    • Тролли: два файтера (Каркат и Таврос), два вора (Непета и Вриска), четыре мага (Фефери, Эквиус (с уклоном в воина), Соллукс и Терези (с уклоном в воина)), два клирика (Арадия и Канайя), два полумага-полувоина-полувора (Эридан и Гамзи).

Аниме и манга[править]

  • KonoSuba  — откровенная пародия на троп. Файтер Даркнесс вложила все свои очки в зверскую живучесть, но с трудом может попасть во врага мечом. Клирик (и более того, богиня) Аква — пьяница и маразматичка, каких свет не видывал. Ведьмочка Мегумин знает всего одно заклинание, хотя и абсурдно-эпически мощное, и только мастер на все руки Казума спасает положение.
  • Берсерк — файтер Гаттс постепенно обрастает компанией из другого файтера Серпико, вора Исидро, магички Ширке и двух церковников — монашки Фарнезе (клирик-маг) и орденского рыцаря Азана (файтер-клирик).
  • Slayers же! Волшебница Лина — маг, мечник Гаури — файтер, жрица Амелия — клирик… Зелгадис, правда, воин-маг, но с криминальной репутацией и прокачанными навыками грабежа.
  • Bleach — файтеры Ичиго и Чад, лучник-маг Исида и целитель Орихимэ
  • Hellsing — Верхушка "Миллениума". Капитан — файтер, Док и Майор — клирики (соответственно — врач и идеолог-вдохновитель), Зорин Блиц и Рип Ван Винкль — маги, Шреддингер — вор.

Видеоигры[править]

  • Серия РПГ от Bioware: полный комплект сопартийцев на любой вкус и цвет.
  • «Might and Magic», части шестая и седьмая — если игрок не станет заморачиваться с созданием команды, то по умолчанию она будет иметь как раз такой состав.
    • В перезапуске такой состав получается, если взять в отряд защитника, рунного жреца, вольного мага и наёмника. Причём этот отряд ещё и вполне жизнеспособный.
  • Morrowind — Неревар — файтер, Сота Сил — маг, Альмалексия — клирик, Вивек — вор. Когда Неревара из-за предательства Альмалексии, да и всего Трибунала, не стало, файтером стала Альмалексия.
    • Вообще, серия TES всегда сколнялась к еще более классической триаде «воин — маг — вор», вплоть до того, что она прописана в местной астрономической системе. Однако в онлайн-спиноффе Elder Scrolls Online классов именно четыре: условный воин — Рыцарь Дракона, условный клирик — Храмовник, условный маг — Чародей, и условный вор — Меч Ночи. Почему «условный»? Потому что жесткой специализации нет, и практически любой класс можно приспособить для любой роли. В недавнем дополнении ввели ноый класс, Хранителя, пологающегося на силы природы и умеющего призывать животных.
  • DotA — танк, саппорт, мидер, кэрри. Причём у сыгранных команд кэрри всего один, а саппортов — аж двое. У нубов — обычно наоборот вплоть до аверсии: играть нубам против четырёх дамагеров и несчастного саппорта тяжело. Троих постоянно ловят, приходит отъеденный четвёртый и разносит всё, а разведка у нубов не так хороша, чтобы этого четвёртого отловить и уничтожить. И пуши — оружие профи против таких связок — часто захлёбываются.
  • Final Fantasy — в первой игре серии именно так и выглядит основная партия. По сюжету, воин прокачивается до рыцаря, вор до ниндзя, клирик до белого волшебника, маг до чёрного волшебника. Правда, если еще пара дополнительных профессии — каратист и красный маг. В последующих играх серии количество профессий значительно увеличилась.
  • Warhammer: Vermintide — ордам крысолюдей противостоят файтер Маркус Крюгер (бывалый наемник), клирик Виктор Зальцпир (церковный рыцарь и охотник на ведьм), магичка Сиенна Фуэгонасус (волшебница Красного Колледжа), файтер-вор Бардин Горекссон (дварф-следопыт) и воровка Кериллиан (эльфка-охотница). Причём в партии может участвовать ровно четыре бойца.
  • Hexen: три игровых персонажа. Только вора нет. Субверсия: в мультиплеере клирик — очень нелюбимый напарник из-за риска попасть в своего.
    • Hexen II — четыре персонажа: крестоносец (вместо клирика), паладин, ассасин (вместо вора) и тёмный маг. В аддоне добавляется демонесса как разновидность мага.
  • Pixel Dungeon: вместо клирика охотница со сходными способностями (дистанционная, хорошо с исцелением).
  • Diablo 1: с аддоном Hellfire именно эти четверо (как минимум по названиям).
  • Tyranny — файтеры Барик и Смерть-из-Тени (первый — латник, вторая — варвар), клирик Лантри (хотя он и маг неплохой), вор Фуга (хотя и сражаться очень даже умеет), маги Атли и Сирин (первая — «чистый» маг, вторая — не менее «чистый» саппорт).
    • Стоит заметить, что Смерть-из-Тени, как и подобает персонажу с таким именем, не только больно бьёт, но и прекрасно прячется.
  • Аллоды: Печать тайны — здесь в партии воров нет, а есть несколько воинов и несколько магов, большинство из которых большую часть времени нужны в качестве лекарей.
  • StarCraft II — в миссии за терранов «Чрево чудовища» именно такая партия отправляется в подземелье (возможно, прямая отсылка к RPG и данжам). Джим Рейнор — воин, Игон Стетманн — лекарь, Рори Свонн — маг (вместо файерболов огнеметные турели), Тайкус Финдли — вор (в бою как бы тоже воин, но по жизни вор, и срок приличный за решёткой отсидел).
    • Классы терранской пехоты. Морпех и мародер — воины, головорез — вор, медик — лекарь, призрак и фантом — маги (и частично воры).
    • А у протоссов зилот — воин, тёмный тамплиер и адепт — воры, высший тамплиер — маг, а лекарей из-за синдрома протосса нет, кроме героя Артаниса.
    • А у зергов зерглинг, таракан и гидралиск — воины, королева — лекарь, а заразитель — маг и вор, безоружен, убивает заразой по площадям и ворует вражеские юниты.
  • South Park: The Stick of Truth — есть классы файтер, маг и вор, а вот клирика назвали… Jew, дословно «еврей». Впрочем, игромеханически Еврей скорее монах, чем клирик — он наносит тем больше урона, чем меньше у него hp.
  • Cadash, аркадный РПГ-платформер начала 90-ых — четыре играбельных персонажа: воин, маг, жрица и нинзя. К сожалению, в версии для Mega Drive два последних персонажа были вырезаны.
  • Darkest Dungeon — ваша первая группа всегда будет соответствовать шаблону: обучение проходится разбойником и крестоносцем, а по прибытии в город вас там всегда будут ждать монахиня и чумной доктор, который здесь специализируется на станах и периодическом уроне. В качестве клирика может пойти ещё оккультист, он же второй маг, вором также является расхитительница, а уж файтеров целая куча: помимо крестоносца это прокажённый, воевода и выродок.