Одинокий волк

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья I Work Alone. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Слушай, гонец, даже если и так, запомни — я работаю один, и никакой напарник мне даром не нужен. »
— Реакция Добрыни Никитича на попытку гонца Елисея присоединиться к нему
« Друзья для меня — роскошь »
— Бэтмен

Этот персонаж определённо крут и нередко отправляется туда, где без напарников практически не обойтись, при этом возможность собрать целую команду у него тоже есть. У него даже могут быть друзья и родственники. Но он всё равно предпочитает действовать в одиночку, а всех желающих присоединиться к нему старается оградить. Если такой герой всё же попадает в команду, то обычно держится обособленно.

Позвольте представить: одинокий волк — крутой, действующий один из принципа. Может быть как героем, так и антигероем, в зависимости от его прошлого и отношения каждого конкретного автора к одиночеству.

Причин может быть несколько:

Капитан очевидность напоминает: волки — стайные животные. Волк-одиночка в реальности — это либо изгой (то есть слабый), либо больной и умирающий, в общем, первый кандидат в покойники. Потому одинокий Lupus и стал кодификатором, что это явление редкое, почти оскюморон, а если он до сих пор ещё жив — значит, крут вдвойне. Но вообще любителям гордых и независимых созданий-одиночек логичнее было бы выбрать своим талисманом кого-нибудь из кошачьих (только не львов) — у них это действительно часть натуры, а не случайность.

Примеры[править]

Комплексные франшизы[править]

  • «Звёздные войны» — Оби-Ван Кеноби длительное время косплеил сабж, живя на Татуине отшельнической жизнью.
    • Хан Соло тоже пытался косплеить и всячески подчеркивать, что ему никто на свете не нужен. Но все время получалось наоборот, накрепко обрастал компанией друзей, да и постоянный напарник к нему прилип намертво.
    • Кейнан Джаррус, чудом выживший после приказа 66, тоже нарочито изображал волка-одиночку, по-джедайски избегая заводить привязанности и устраивать личную жизнь, но не избежал в своей жизни ни боевых товарищей-единомышленников, ни роли «коррекционного педагога» для девиантных подростков-подопечных.
    • Таков Дарт Вейдер. Не то что бы эмиссару Императора вообще кто-то нужен. Даже если приходится командовать, он держится особняком. Вот только за ним тоже неизменно увязываются, как правило, крайне назойливые, но исключительно компетентные простые крутые смертные. В итоге на просторах Расширенной Вселенной у него нехилая коллекция сайдкиков.

Литература[править]

  • Л. Буссенар, «Капитан Сорвиголова» — периодически протагонист действовал без поддержки товарищей.
  • Редьярд Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе». Стала кодификатором почти наравне с волком (тем более что Киплинг волков описывал красочно, но правильно — как стайных), особенно для женщин, которым не всегда нравится ассоциация с волчицей. По иронии, в оригинале был кот.
  • Легендариум Толкина — король Рохана Хельм Молоторукий после потери всех своих сыновей начал в одиночку делать вылазки в лагеря осаждающих Хорнбург дунландцев, нападая на них и не оставляя в живых никого, пока во время одной из таких вылазок не замёрз насмерть.
    • Куда более яркий пример из той же вселенной — Беорн. Умеет превращаться в огромного чёрного медведя, и в этом облике раскидывает целые армии (в битве Пяти Воинств в одиночку уничтожил гвардию Больга вместе с предводителем). При этом живёт один (если не считать полуразумных животных) и гостей совсем не любит: чтобы он не прогнал с порога всю компанию гномов, Гэндальфу пришлось пойти на хитрость, представляя их по двое. Впрочем, из «Властелина Колец» известно, что у Беорна как минимум завёлся сын (судя по имени Гримбеорн — характером пошёл в папу).
    • Берен Эрхамион четыре года партизанил в одно лицо в Дортонионе, захваченном войсками Моргота. Выйдя на пенсию, не изменил себе и зажил в глуши вдвоем с женой. Бонус за то, что в ходе приключений Берену пришлось побывать именно в волчьей шкуре.
    • Арагорн, имея в товарищах Гэндальфа, сыновей Элронда и множество толковых арнорских следопытов, тем не менее, предпочитал путешествовать один, чем и занимался почти всю жизнь до Войны Кольца. Имидж у него, соответственно, эталонный: мрачный и неразговорчивый, с изможденным лицом и гардеробом выживальщика, Арагорн своей наружностью пугает и хоббитов, и людей, над чем часто с некоторой горечью иронизирует.
    • Сам Гэндальф, да и все остальные истари, тоже обделывает свои дела в одиночестве и в таинственной обстановке, как и полагается магу.
  • Конан больше любит путешествовать и сражаться один, чем в команде героев. Однако часто приходится действовать сообща с остальными.
  • «Волкодав» — протагонист предпочитает сражаться в одиночку, но в ходе странствий (и в результате его хронического героизма) вокруг него всегда образуется небольшая компания приключенцев, чему он поначалу не очень радуется. Но это субверсия: в глубине души он очень хочет иметь близких людей, просто у него угрюмый характер и очень плохо с социальными скиллами.
  • «Сага о ведьмаке» — Геральт на протяжении всего цикла рассказов. Впоследствии обрастает компанией. Бонус за то, что он реально Волк, в смысле Белый.
    • Мильва, кстати, объясняет ему, что волки одиночками не бывают — это стайные животные.
      • Хотя, как уже выяснилось — таки бывают.
    • Жестокий охотник за головами Лео Бонарт тоже предпочитает действовать в одиночку. Может себе позволить — в силу опыта и отмороженности в одно рыло он банально эффективнее действует.

Кино[править]

  • «Терминатор» — что с той, что с другой стороны в прошлое всегда отправляют ровно одного робота.
  • Джон Рэмбо:
    • В первом фильме он в одиночку противостоит властям.
    • В остальных фильмах (кроме четвёртого) отправляется на задание в одиночку.
  • «Хэнкок» — главный герой.
  • Грязный Гарри Каллахэн. С его напарниками всегда что-то происходит и он работает в одиночку.
  • Техасский рейнджер Джей Джей Маккуэйд по прозвищу, собственно, Одинокий волк Маккуэйд. В исполнении Чака Норриса.
  • Серия фильмов о Риддике — классический случай, причем причины одиночно-волковости у главного героя едва ли не все имеющиеся в списке из начала статьи.
  • «Серые волки» (1993 г.). Буквально волк-одиночка. В сценах охоты показан волк вне стаи, а стая отдельно. Хрущев этого волка убивать не стал, а Брежнев застрелил. Сама стая — как аллюзия на элиту.
  • «Майор Гром: Чумной Доктор» — Игорь Гром предпочитает работать один после того, как его отца застрелил собственный напарник, и совсем не в восторге от того, что начальство приставило напарника уже к самому Игорю. Даже на финальное сражение отправляется один. Не помогло, Дубин и Пчёлкина увязались следом и в какой-то момент спасли ему жизнь. Дважды.

Мультфильмы[править]

  • Цикл о трёх богатырях от студии «Мельница» — в одиночку привык работать Добрыня Никитич (см. эпиграф).
  • «Суперсемейка» — Мистер Исключительный, иногда

Мультсериалы[править]

  • RWBY — Кроу всегда путешествует один, и не любит брать с собой спутников, поскольку он во первых тот ещё козёл, а во вторых из за особенности своего проявления — притягивать неудачу.

Телесериалы[править]

  • «Мандалорец» — главный герой является примером сабжа пока не становится опекуном для Мини Йоды.
  • «Коломбо» — лейтенант, как, правило, работает один, не имеет ни напарника, ни команды, ни близких друзей, а его жену никто из телезрителей не видел. Правда, на волка он не тянет. Он, скорее, одинокий лис.

Комиксы[править]

  • Большинство супергероев и суперзлодеев действуют именно что в одиночку (либо в команде из других обладателей суперспособностей), но особенно выделяется Халк.
  • Также многие антигерои 1990-х годов, такие как Дэдпул, Каратель, Спаун, или Лобо предпочитают все делать в одиночку.

Аниме и манга[править]

  • Манга Kozure Okami, т. е. «Одинокий Волк и его ребёнок», фактически тропнеймер для Японии — заговорщики убивают жену и разоряют дом Огами Итто, мастера меча и «государственного кайсякунина», а заодно и выставляют его самого заговорщиком против сёгуна. Став ронином и взяв с собой отставшегося в живых маленького сына, герой берет себе новое имя — похожее на прежнее, но с троповым значением — и отправляется мстить. По мотивам манги поставлено несколько пьес, полдюжины фильмов с Томисабуро Вакаямой в главной роли и несколько телесериалов. Обладатель рекорда по продолжительности дуэли героя с антагонистом — несколько сотен страниц (заканчивается тем, что оба падают от усталости).
  • Берсерк — Гаттс в первой арке и в начале арки «Потерянные дети». Позже обрастает компанией спутников.
  • Beastars - главный герой Легоши в прямом смысле слова. Причем одиночество это он не выбирал - оно связано с пренебрежительным отношением общества к хищникам.
  • Sword of the Stranger — Безымянный. Но, когда к нему присоединяется Котаро, подходит уже под другой троп.
  • Trigun — Николас Вульфвуд. Да и сам Вэш тоже поначалу странствует один.
  • Ди — охотник на вампиров, собственной персоной.
    • Ирония в том, что один он не бывает почти никогда.
  • Osomatsu-san — Ичимацу и Карамацу. Первый построил вокруг себя неприступную «стену», аки Пинк Флойд, второй эксплуатирует образ «ковбоя-одиночки». На самом деле Ичимацу просто боится сближаться с людьми, чтобы они не сделали ему больно, а Карамацу не хочет показывать, как ему на самом деле плохо.
  • Sword Art Online — таков поначалу Кирито. Правда, впоследствии его поведение меняется.
  • Golden Kamuy — Асирпа так жила, когда погиб её отец (как она тогда считала) и её покинул белый волк Ретар. Потом встретила Сугимото, а там и вовсе обросла целым табором, где почти каждый хочет с её помощью поднять бабла. Кстати, ей принадлежит волчья анималистическая символика, а её отца и вовсе зовут Вилк, что по-польски означает «волк», из-за его восхищения волками. С ними же связан шифр, ведущий к золоту.
    • Огата Хякуноскэ — одинокий…кот! Нет, серьёзно. У него даже прозвище «Дикий кот» (Yamaneko).
  • «Алиса в аду» Дзиро Мацумото — пустынный снайпер Шуу. Нет, формально-то он работает не один — с ним смародёренный целлулоид (секс-гиноид) Алиса, которую он использует вместо приманки и компаньона, грабя разбойничьи караваны. Но он Алису даже за человека до поры до времени не считает и жестоко избивает за «непроходимую тупость». Ведёт он такой образ жизни и не хочет идти в коммуну, хотя его с таким талантом с руками оторвут, вовсе не от нежелания делиться добычей, зашкаливающей или любви к уединённости — напротив, однажды караванов не было несколько недель и они с Алисой ослабли и чуть не умерли от голода (целлулоиду для поддержания жизни нужно молоко). Просто это он только в засаде и с винтовкой крутой, а вблизи — хлипкий от недокорма подросток всего-то тринадцати лет от роду. Потом, правда, всё же стал жить в коммуне и работать в компании бой-девок с калашами.
  • City Hunter — долгое время Умибозу и Ре Саеба, для обеих это последствия их участие в гражданской войне в Латинской Америке
  • Kumo Desu ga, Nani ka? — выживая в Лабиринте Элроу, Кумоко привыкла расчитывать только на себя. Да и воспоминания о вымышленной прошлой жизни подталкивали её к этому. Если по сюжету приходится с кем-то работать совместно, то с ОЧЕНЬ большой неохотой.
  • Boku no Hero Academia — антигерой-линчеватель Пятно из принципа не объединял усилия ни с героями, которых он считал насмешкой над своим же добрым именем, ни со злодеями, что по его мнению — поголовно лицемеры.

Видеоигры[править]

  • Warcraft III: The Frozen Throne, кампания «Основание Дуротара» — всю компанию Рексара составляли приручённые медведь и кабан, а Рокхана, Ченя и Кэрна он взял в напарники только по суровой необходимости. В конце кампании Рексар отказывается от службы в рядах Орды и спокойно уходит обратно в пустоши Калимдора без компаньонов. Сам же он при перемещении из одной точки в другую нередко повторяет реплику «я всегда один».
    • World of Warcraft — по лору, таковыми являются практически все охотники и чернокнижники. Первые — выживальщики, вторые страдают тяжёлой формой манчкинизма.
  • Режим «Все против всех» в игре любого жанра — каждый игрок является сабжем.
  • Diablo III — судя по репликам, охотник на демонов не очень хорошо относится к идее ходить в бой с компаньонами.
  • Starcraft — Зератул. В каждой миссии, где он появляется (кроме задания «В кромешной тьме») он так или иначе начинает всё в одиночку.
    • Призраки, коронная фраза которых «Мне не нужны напарники» тоже предпочитают действовать в одиночку
    • Артанис и Керриган отправлялись исследовать Ульнар без своих армий и напарников с кораблей.
  • Divinity: Original Sin — есть даже такой талант, повышающий все характеристики и дающий бонус к опыту, но не позволяющий брать напарников.
  • The Last Of Us — Элли. Сама прямо об этом говорила Дэвиду.
  • Sonic forces — Инфинит представляет злую версию сабжа.
  • Guilty Gear — Сол Бэдгай практически весь сюжет представляет собой сабж. Однако ему придётся побыть и воспитателем для сына Кая в Overture (однако даже там он в итоге сразился с последней фазой Валентайн без кучки напарников). Да и в Xrd ему тоже придётся обзаводиться компанией в боях с особо опасными врагами.

Визуальные романы[править]

  • Rewrite — Харухико Ёсино.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40000 — инквизиторы и ассасины Империума предпочитают работать в одиночку, хотя первые в случае необходимости могут принять командование целыми полками Имперской Гвардии.
    • Инквизиторы, работающие в одиночку, исключительно редки, и это по большей части новички на службе у более опытного и высокопоставленного. Обычная свита у инквизитора колеблется от пары учеников с десятком головорезов до личной армий, способных самостоятельно подавить бунт не слишком развитой планеты. Да и сама возможность по факту предъявления удостоверения получить всё от такси до выжигания обитаемого мира к работе в одиночку не слишком располагает.
      • Если иметь в виду именно инквизиторов, друг с другом работающих не часто, то да. Но не стоит забывать о свите, сколь бы изолированные исследования он ни вёл, при нём хоть кто-то да ошивается, от сервитора-переводчика\когитатора, до пары десятков специалистов. И это только ближнее окружение.
    • Некоторые особенно жадные понторезы орков, который даже присоединяться к карсарам отказались.
    • У Космических волков в разведчики идут не новобранцы, а опытные бойцы-одиночки. У них же не принято пополнять поредевшие отряды, и последние выжившие становятся одинокими мстителями.
  • В Карауле Смерти существует такая должность как Истребитель (Kill-marine). Это специально натренированные для действий в одиночку космодесантники (как правило скаут-сержанты), которых направляют на миссии, где по каким-либо причинам официально Караулу светиться нежелательно. Могут быть как непосредственными исполнителями задания, тогда подпадают под троп полностью, или выполняют роль советника и серого кардинала при чиновнике Империума, которому поручено его официальное исполнение.
  • Адепус Кустодес до определённого момента действовали почти исключительно поодиночке. У этих гавриков тяжелейшая паранойя — доверяют они только Императору (из чьего геносемени сделаны, так что это у них наследственное), и работать в команде для них представляет объективную трудность. Пробудившийся Жиллиман сумел-таки и из Кустов сформировать боевые подразделения и отправить на выполнение задач за пределами Терры, но даже в их составе эти ребята действуют как воины, а не солдаты.

Музыка[править]

  • Наутилус Помпилиус — «Одинокая птица».
  • Слот, «Мёртвые звёзды» — «Я растерял давно друзей, но мой спокоен взгляд. Свободный волк-одиночка к законам спиной».
  • «Машина времени» — «Кошка, которая гуляет сама по себе» — развивает вариант Киплинга, а волка-одиночку деконструирует: «Даже волки, далёкие братья собак, выбирают себе вожака». И только кошка гуляет сама по себе.

Реальная жизнь[править]

  • Со снайперами, вопреки стереотипам, инверсия: они действуют в связке с наблюдателями и воздушной разведкой.
    • Сейчас. Раньше бывал и сабж.
    • Не совсем. Боевая пара существует примерно столько же, сколько существуют егеря (предтеча снайперов). Другое дело, что характер Англо-бурской и Первой Мировой воин подразумевал именно стрелков-одиночек. Но ко Второй Мировой большинство стран-участников все-таки вернулись к боевой паре.
  • Летчик-ас в режиме свободной охоты. С фитильком, ибо чаще всего ведомый летит у него за спиной. Но любителей одинокой охоты все равно не остановишь.
  • Современные егеря (лесники) чаще всего работают одни. Ибо такую территорию группой надежно не прикроешь.
  • Водители-дальнобойщики. В первую очередь в США, где на напарниках часто экономят. Австралийцы же пробивают педаль в земную кору. Тащить автопоезд о 4-8 фургонах через дикую пустошь на скорости свыше 100 км/ч в одиночку, зная что случись что-либо, помощи ждать придется очень долго - это круто. Неудивительно, что в Австралии водители-дальнобойшики пользуются заслуженным уважением.
  • Большинство хищников — именно одиночки, и с себе подобными объединяются в небольшие группы только по необходимости — или когда мама проводит обучение детей-подростков на рабочем месте. Исключения — львиные прайды, волчьи и стаи гиен и волков, при охоте на крупную добычу (ещё молодые братья-гепарды), да ещё дельфины, которые загоняют в удобные места косяки рыбы или китов.