Дыра в финале

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Дыра в финале — тот случай, когда автор сначала накручивает сюжет, а затем пытаясь разрубить накрученный Гордиев узел, рубит его так, что концовка пробивает дыру в сюжете, которой изначально не было. Или по крайней мере её не было заметно — а этот-то финальный выверт и привлёк к ней внимание.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Знаменитые Орлы Толкина, пробившие такую дыру в сюжете, что возникает вопрос: нафига было переться пешком в Мордор?
    • Слово Данте — в компьютерной игре «Властелин колец: Война на Севере» есть возможность задать этот вопрос Гэндальфу. Тот объясняет, что орлы слишком велики, чтобы пролететь в Мордор незаметно, а боя с крылатыми назгулами они не выдержат.[1]
      • А это ничё, что за Кольцом к Бильбо назгулы пихтарили на лошадках? Крылатыми они стали далеко не сразу.
        • Крылья у них были, скорее всего, уже давно, просто использовать их назгулы не хотели. Слишком много внимания привлечет. Другое дело, что Братство об этом ничего не знало и не могло принять решение на этой основе. Первую встречу с крылатой тварью, вызванной в Мордор, см. уже после Лориэна, причём сразу же Леголас её без труда сбивает.
    • На самом деле другого выхода не было. Вопреки тому, что показалось многим поверхностным читателям (и зрителям), эти орлы — не транспорт, не «боевая, бомбардировочная или диверсионная авиация Светлых Сил», а младшие божественные духи в облике орлов, и им положено приходить земным жителям на помощь только в исключительных случаях и по минимуму (в сеттинге действует строгий объективный лимит на вмешательства свыше). Гэндальфу орлы несколько раз приходили на помощь (см. также «Хоббит») как одному из своих; а за хоббитами они имели право прилететь только после того, как те выполнят свою миссию, т. е. проберутся-таки в Мордор пешком и тайком (важно!) и САМИ, без прямой помощи Небес, уничтожат Кольцо.
      • В книге на это, в частности, намекает диалог на совете в Имладрисе перед началом Похода Хранителей Кольца. Смысл разговора следующий. Боромир: «А почему Небеса просто не изымут Кольцо, то есть не заберут его к себе в Блаженный Край? Если оно будет храниться там, оно больше не причинит никакого вреда земным жителям». Элронд: «Так нельзя». В нескольких переводах этот момент запорот — переведено так, будто разговор ведётся о каких-то «заморских жителях», то есть земном заокеанском государстве, населенном какими-то людьми или кем-то подобным. На самом деле у Толкина «за Морем» всегда означает «в Раю» (см. кельтские и саксонские мифы), и под «теми, кто за Морем», говоривший имел в виду валар и майар — божественных духов, слуг самого Эру Илуватара.
        • Вот точно так же, т. е. по метафизическим причинам, нельзя было и пустить в ход чит с божественными орлами, типа «а пусть они быстренько довезут диверсантов». Бильбо, присутствовавший на имладрисском совете, много лет назад уже дважды видел этих орлов в деле (сам же и бывал ими спасаем), однако он в теме (поскольку друг эльфов и книжник), знает всю подоплёку, и ему — как, впрочем, и никакому другому персонажу — и в голову не пришло крикнуть «А чего это мы планируем пеший поход, пусть нас лучше орёлики отвезут!».
      • Народный обоснуй типа «орлы могли поддаться влиянию Кольца» тоже не катит: Кольцо не такое уж всесильное, «как его малюют», а орлы достаточно устойчивы морально[2] (учитывая, что они слуги и гонцы самого Манвэ — главного вала!). Ну а под назгулов — которые непременно попытались бы пресечь этакий «авианалёт» — орлы и впрямь не имели права подставляться (точнее, вступать с ними в открытый бой), но это не главная причина. Куда важнее то, что прислать в Мордор аж Небесных Орлов — это гарантированное палево: Саурон (который сам предатель из числа майар) непременно это заметил бы, сразу догадался о прорыве к Ородруину и бросил бы все силы на защиту горы, вплоть до того, чтобы (не исключено!) пожаловать туда лично. По лору, в Амане (и выше) совсем не дураки сидят, идиотских ходов не делают.
    • Давайте будем честны: в книге (отдельно взятой, прочитанной даже без Приложений к ней) полноценного объяснения нет. Его можно вывести, если долго и целенаправленно вкуривать в детали сеттинга, разбираться в трактовке намёков, а ещё лучше — досконально изучить другие материалы автора по этому миру. У человека, впервые прочитавшего ВК и незнакомого с миром Арды, вопрос об орлах наверняка возникнет. Этот факт, впрочем, не отменяет другого факта: в сообществах знатоков этот вопрос — ещё с начала 1990-х годов (когда никакого фильма и в проекте не значилось) вызывает истерику, к тому же многими задавался ради наглого троллинга; на «серьёзных» толкинистических форумах за него сходу банят.
      • В «Хоббите» орлы показаны, как птицы с непомерным ЧСВ, которые добрые дела делают лишь по желанию своей левой лапы и то, если их пнуть. Поди с ними ещё договорись. А времени и так немного — тут Саурон задумал мир переустроить и активно эти планы воплощает.
  • «Кодекс Алеры» — первые четыре книги наглядно показывают, что ударом меча проблемы не решаются, пятая содержит сомнительные стратегические решения. А шестая, заключительная, говорит нам, что проблемы таки решаются ударом меча. Но это на первый взгляд, а на второй вылезают такие проблемы, что впору писать еще столько же книг для их решений, но нет. В общем, серия книг закончилась… ничем. Империя агонизирует, дальше что?

Кино[править]

  • Диснеевский восьмой эпизод «Звёздных войн» с тараном вызвал вопрос: а что, так можно было?
  • «Терминатор 4: Да придет спаситель»: всё происходящее — это (ВНЕЗАПНО!) хитрый и очень, очень масштабный план Скайнет с целью заманить Джона Коннора в ловушку. Окай. Вот, значицца, годами приводимый в действие план срабатывает, и Джон в ловушку попадает. А там его ждёт терминатор. В количестве одной (!) штуки. Без оружия. Мать вашу, это серьёзно? (Недаром, ох недаром третий, четвёртый и пятый фильмы ныне исключены из канона, типа в ватсонианском смысле всё это вре́менные плоды временны́х парадоксов, не обращайте внимания…)
  • «Люди X: Дни минувшего будущего»: в оригинале Мистик прокрадывается и по-тихому убивает Траска. В измененном прошлом Магнето в погоне за Мистик нападает на Белый дом и устраивает фейерверк с летающим стадионом. Почему после такого программу Стражей отменили, а не приписали пару нулей к ее бюджету?
    • Потому что он, помимо стадиона, использовал против людей именно Стражей, может быть? К тому же не стоит забывать, что у Магнето есть один друг-телепат, который к финалу фильма как раз снова полностью контролирует свой дар...
      • Ну дали бы средствов на то, чтобы такого захвата контроля над Стражами больше не было. В будущем, которое герои пытались изменить, Магнето такой фокус с рельсами провернуть не мог, судя по всему. И да, несветлое будущее изменилось не в тот момент, когда все увидели захваченных Магнето Стражей, а именно когда Мистик обезвредила Магнето, показав, что мутанты могут быть и хорошими.

Телесериалы[править]

Все сериалы по умолчанию в зоне рискa, который увеличивается с каждым новым сезоном.

  • «Видоизменённый углерод» — не знаю, как в книге, а в сериале — после финала (первого сезона) возникает вопрос: зачем было всё это воротить, да ещё специально ради этого принимать новый закон, если воспоминания можно было просто уничтожить, разбив блок памяти кулаком, что в той же самой последней серии и было продемонстрировано перед самым финалом.
    • В книге просто так кулаком стэк памяти не разбивался, но момент тоже немного провисал, потому как лучевым оружием сжечь его всё же было можно. Просто совсем бесследная пропажа людей со временем всё же подстегнула бы расследование, а так выходило, что девушки просто гибли при невыясненных обстоятельствах, а дальше вступали в силу их закидоны, то есть дескать сами напросились. Если бы они пропадали, а стэки потом не обнаруживались, было бы куда заметнее, что кто-то пытается что-то скрыть.
  • «Остаться в живых» — Источник, мать его, Света, как универсальный ответ на все вопросы, которые копились шесть сезонов! На него предлагается списывать всю хрень, которая творится на Острове: от бессмертия отдельных личностей до подземных магнитных карманов и прочих аномалий. Серьёзно: в попытке хоть как-то подвязать концы за две серии до финала создатели скатились в какую-то волшебную сказку, достойную Диснея!
  • «Сверхъестественное» — король тропа: дыры в финале, в сюжете и просто во вселенной обнаруживаются примерно в 10 последних сезонах, с каждым разом становясь всё очевиднее. Некоторые надеялись на громадную заплатку, которая хоть как-то исправить эти непотребства в последнем сезоне, но увы, не случилось. А сам финал взбесил львиную долю фанатов.
  • «Игра престолов» — заслуженно считается одним из самых эпичных сериалов и одним из самых дырявых финалов. Внимание: когда и если, спустя годы, наконец выйдут все сиквелы экранизируемой тут (недописанной) книжной эпопеи — может неожиданно оказаться, что тут субверсия или зигзаг, и что финал не то чтобы дырявый, а просто выглядящий таковым из-за того, что о большей части важных подробностей экранизаторы намеренно умолчали (а о некоторых, может, и не ведали вовсе, потому что Джордж Мартин — автор книг — был как-то подозрительно скрытен и лаконичен, когда устно и письменно консультировал сценаристов сериала).

Аниме[править]

  • «Ходячий замок Хаула» — тот случай, когда скрещивание текста великой английской писательницы и видения великого японского режиссёра ведет к хроническим прорывам канвы. В итоге страшная Ведьма Пустошей, которую до жути боялся сам Хаул, оказалась весьма жалкой личностью, была повержена посторонними силами и стала впавшей в маразм старушкой… А война и преследование Хаула грязелюдьми все равно продолжились, видимо, уже по велению мадам Салиман, причем на совершенно другом уровне. В итоге сердце Хаула Ведьма похищает просто из некоего порыва старческого хулиганства, а по возвращении сердца Хаулу Салиман тут же велит прекратить, по ее же словам, бессмысленную войну. Выходит, вся война, чьи ужасы нам весьма доходчиво показали и с которой безнадежно, обращаясь в демона, боролся Хаул, была остановлена словами одного-единственного человека, который в итоге хотел… освободить Хаула от контракта с демоном и вернуть ему сердце? Как-то не сходится цель со средством!
    • Да не было в аниме такого. Война началась из-за исчезновения соседского принца. Принц нашелся, и Салиман решила остановить войну.
    • На всякий случай пояснение: в оригинале Дианы Уинн Джонс войны не было вовсе, все строилось на постепенном взаимопонимании Софи и Хаула, и финал был оправдан именно потому, что Ведьма Пустошей оставалась злодейкой до конца и желала присвоить Хаула себе.
      • Ну а у Миядзаки все иначе. Но никаких прорывов канвы автор правки в аниме не заметил.

Визуальные романы[править]

  • «Клуб романтики», «Секрет Небес» — необычный пример, связанный с происхождением антагониста: выясняется, что в далёком прошлом Бог-Творец словил идиотский мяч: в детстве антагонист узнал и попытался рассказать, что демоны (а также люди) — творение Анти-Бога, который был забыт после поражения. Из-за этого кто-то из Серафимов попытался допросить антагониста. Это пробудило в нём неуправляемую силу и стоило жизни многим. Беда в том, что Творец предпочёл разделить антагониста на светлую и тёмную сторону. Ни на мгновение не задумываясь о том, что с тёмной стороной сделают в заточении и как она вернётся и попытается отомстить.

Примечания[править]

  1. Достаточно подкованный толкинист тут же прокомментирует: «В данном месте этой игры — даже не то чтобы именно „неканон“. Просто Гэндальф, что весьма вероятно, не имел права сказать обитателям Арды [земного, тварного мира] правду или по крайней мере всю правду».
  2. История Арды и Амана не знает случаев, чтобы хоть один Орёл Великого Манвэ «перешёл на тёмную сторону».