Гайнакс-энд

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Мягко говоря непонятная концовка. Что это вообще было?
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Gainax Ending. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« А что это было? »
— зритель после просмотра

Иногда автор произведения понимает, что концовка будет слита, и избежать этого нельзя или просто не хочется.[1] Тогда он делает это так плохо, что становится уже хорошо, делая под конец полный вывих мозга.

Гайнакс-энд не даёт зрителю ничего, за что может уцепиться логика, от чего может оттолкнуться откровение у холодильника или от чего можно банально поплеваться и забыть. Нет, у зрителя вытянут душу, вызовут бурю эмоций и оставят ни с чем. Вы пересмотрите концовку, пересмотрите произведение целиком, пойдёте в интернет к таким же недоумевающим людям и всё равно ничего не поймёте. Зрителю могут дать фальшивого бога из машины (в отличие от настоящего, он ничего не исправит), или клиффхэнгер под сиквел (которого никогда не будет, и вы об этом прекрасно знаете), или даже прямое объяснение происходящего (которое на самом деле ничего не объясняет). Обычно остаётся от неё только отмахнуться — мол, ясно, с этого момента последовательное повествование кончается, и над нами глупо шутят. Например, когда в конце одного из червяков-джимов всё сущее превращается в коров.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Борис Акунин, «Приключения Пелагии» — в чистом виде он самый. Пелагия переместилась в другое время, погибла или исчезла без вести по другой причине? Пещера — портал во времени или нет?
  • Игорь Абакумов, «Модератор реальности» — сравнимо разве что с «Евангелионом», и то лишь как слабая аналогия.
  • Братья Стругацкие «Град обреченный» — что там означает последняя сцена?.. Неужто это был только сон? Впрочем, если считать «Град…» переделкой фармеровского «Шиворот навыворот», то концовка «Града» является вполне понятным хэппи-эндом (отсутствующим у Фармера).
  • Филип Дик, «Убик». Как понимать финал? На самом деле все мертвы? Потусторонняя «реальность» начала просачиваться в настоящую? Как-то еще? На самом деле, по словам автора, понимать можно как угодно, смысл концовки именно в отсутствии окончательного ответа.
  • А. Алексин, «Очень страшная история» — внутримировой пример, детектив писателя Бородаева «Тайна старой дачи»: «На протяжении трехсот двадцати трех с половиной страниц пропавшего искали следователи, собаки и родственники. Но напрасно…». Преступника так и не нашли, и книга кончается словами: «Поиски продолжаются». Упоминается, что Бородаев хотел написать продолжение, но умер, но не исключено, что это вранье.
  • Глуховцев «Перевал Миллера». Лихо закрученная мистическо-детективная интрига заканчивается н и ч е м, что автор подсвечивает словами КОНЕЦ СКАЗКИ.
  • А. Безуглов, «Факел Сатаны» — история начинается, как обычный советский детектив, однако в деле начинают появляться откровенно мистические подробности, сюрреалистические элементы, эротика, постепенно переходящая в порнографию, а в финале все настолько скатывается в какое-то безумие, что даже главный герой уже не уверен, похищают ли его и отравившуюся цианидом подозреваемую инопланетяне, или это уже просто бред сумасшедшего.

Кино[править]

  • Дэвид Линч — признанный мастер закончить кино так, чтобы зритель ничего не понял, но восхитился. В случае с «Малхолланд Драйв» даже причины те же, что у «Гайнакса». Планировался детективный сериал в духе «Твин Пикса», но не хватило бюджета — и в итоге Линч срочно придумал и снял концовку в стиле «это был только сон». И ведь прокатило, критики в восторге!
  • «Космическая одиссея 2001 года» Стэнли Кубрика — если вы не читали литературную новеллизацию, то вряд ли поймёте, что это там с героем в конце происходит и отчего это он так постарел.
  • Интерстеллар в этом плане не отстаёт.
    • Нет, это не гайнакс-энд, а временная петля.
  • «Тихая Земля» — ГГ пытается воспроизвести эксперимент, в результате которого на всей планете осталось всего три человека. После каких-то спецэффектов, ГГ встаёт на берегу чужого моря и смотрит как на горизонте восходит огромная планета с кольцом. Конец фильма.
  • «Новый Человек-Паук 2: Высокое Напряжение» — фильм заканчивается тем, что нам дают ЖИРНЕЙШИЙ намёк на триквел, но его так и не выпустили.
  • «Под Сильвер-Лэйк» — главный герой Сэм в поисках пропавшей девушки из дома напротив бродит по бесконечным вечеринкам и клубам, мимоходом раскрывает тайну всей поп-музыки XX века и убивает ее, узнает о куче теорий заговоров (многие из которых оказываются красной сельдью — таинственная серийная убийца девушка-сова просто убегает от него, душитель собак и вовсе остается лишь в комиксах), по карте с пачки хлопьев находит правду о пропаже Сары (она обрекла себя на подземное заточение с якобы погибшим миллионером), чудом выбирается обратно…и продолжает ничего не делать. Проблему огромных долгов за квартиру решил просто — перешел жить к соседке-старушке напротив. Как был пустышкой, так и остался.
  • Монти Пайтон и Священный Грааль — в решающей битве король Артур со своей армией нападает на захваченную французами крепость… и через пару минут, откуда не возьмись, появляется полиция и арестовывает Артура за то, что он ненароком убил историка. В этот самый момент один из детективов прерывает работу оператора, экран затемняется и ничего толком не происходит. Даже титры не пускают. Играет только смешная музыка на фоне.
  • Вся «квартирная трилогия» Поланского: «Отвращение», «Ребёнок Розмари» и «Жилец».
  • Ей подражает «Бартон Финк» — вы не узнаете, что было в коробке. И какой у сюжета смысл.
  • «Петровы в гриппе» — в финальной сцене квартира Петрова оказывается совершенно без следов жены и ребенка, а по телевизору передают репортаж о сбежавшем из катафалка трупе, где одним из полицейских оказывается его друг Игорь-Аид, а другой — его жена. Чем были все события фильма и насколько они были реальны — загадка.

Телесериалы[править]

  • The Prisoner — один из эталонов, финал сериала был под завязку забит противоречивой и сюрреалистичной информацией. Реальна ли Деревня? Если да, то в чем ее предназначение? Если Номер Шесть это и в правду Номер Один, то в чем смысл? Кто всем управляет? Все было настолько непонятно и запутано, что если бы не вышел Евангелион, то троп наверняка назывался был «Призонер-энд» или «МакГугэн-энд».
  • «Остаться в живых» — классика. После окончания 6-го сезона форумы просто пестрели темами в духе «Что это было?».
  • «Твин Пикс», окончание второго сезона — да, Дэвид Линч проворачивает свои фокусы не только в кино.
    • И третьего тоже.
  • Жизнь на Марсе — от финального кадра у аудитории до сих пор дымятся мозги.
  • Westworld — просто скажите, когда происходит сцена после титров в конце второго сезона.
  • «Даёшь молодёжь!» — концовка новогоднего эпизода.
  • «Боишься ли ты темноты» — в конце последней серии лидер предыдущего Общества полуночников завершает свой рассказ, который повествовал о реальных сверхъестественных событиях, происходящих с членами нынешнего Общества.
  • «Анна-детективъ» — второй сезон, в отличие от первого, получился неоднозначным в целом, и получил противоречивые оценки. По мнению автора правки, было много забавного «хулиганства» с мумией и египтологом, Чеховым, профессором Преображенским и адвокатом Ульяновым… Но закончилось всё вот так.

Мультсериалы[править]

  • Для мультсериала Superjail («Тюряга») вывих мозга — стандартный метод работы, но финал первого сезона заслуживает отдельного упоминания — он получился именно таким в силу неуверенности создателей в возможности продолжения.
  • Amazing World of Gumball — эпизод Inquisition. Бонусные баллы за то, что Масами в одной из сцен пародирует Аянами
  • Губка Боб Квадратные Штаны — довольно много примеров. Настолько, что на перечисление подобных концовок эпизодов отведена отдельная статья на TVTropes. Ибо жанр обязывает.
    • Серия «Несчастный случай» не только эксплуатирует троп, но и подсвечивает. На Боба и его друзей нападает горилла (причём не мультяшная, его играет актёр в костюме). Боб задал себе вслух вопрос «А что делают гориллы под водой?». Услышав это, с ужасом горилла удирает на коне в сторону заката. После чего нам показывают уже кадр с семьёй на диване (тоже живые актёры), которые от недоумения выключают телек.
  • Смешарики — серии, автором сценария которых является Алексей Лебедев. Причём ранние серии за авторством Лебедева как сценариста, стоящего у истоков всего мультсериала, отличаются вполне логичным завершением сюжета. Но, где-то с 2011 года Лебедев всё чаще начинает пользоваться данным тропом. Особенно это видно в новом сезоне 2020 года.
    • Например какие для примера? Особо непонятные были?
      • Серия «Два волшебника» — получив магическую способность исполнять желания, лишь почесав своё тело, Бараш и Нюша сначала исполняют для себя довольно безобидные желания, но потом каждый из них пытается обустроить идеальный для себя окружающий мир, конфликтуя при этом друг с другом. Перекроив планету, а возможно, и целую Вселенную N раз, оба смешарика оказываются в абсолютно белом пустом пространстве, и тут их волшебная суперспособность исчезает. На этом серия заканчивается. Куда пропали все остальные смешарики и как Вселенная вернётся в своё привычное состояние — неизвестно.
      • Серия «Кто дёргает за ниточки» — неужели Бараш навсегда потерял способность самостоятельно двигаться, судя по концовке серии?
      • Серия «Библиотека» — по сюжету Бараш обзывает Нюшу словом «мансипама». Позже Нюша находит значение этого слова в древней книге из библиотеки Лосяша. При этом, на следующий день Бараш отвечает Нюше, что это слово ничего не означает. Произнеся это слово полушёпотом, Нюша убегает, и на этом серия заканчивается. Также, за счёт устрашающих органных аккордов, звучащих в титрах, концовка серии получилась не только недосказанной, но и бафосной.
      • Серия «Заг» — наручная самодельная кукла, сделанная Крошем из носка и пуговиц, каким-то образом оказывается настоящим инопланетянином, что сообщает Карычу, когда тот берёт её себе. А судя по последней фразе в серии, дружбе между Крошем и Ёжиком осталось недолго…
      • Серия «Бирюльки» — Лосяш окончательно сходит с ума и называет себя Крошем, когда присваивает себе достижения Кроша, который, будучи новичком в игре «бирюльки», без труда обыгрывает профессионала Лосяша. В конце Лосяш произносит фразу «жизнь расставит все точки над „и“» и смотрит на лежащие на полу осколки зеркала, где видит Лосяшей с наградами.
      • Серия «Камыши» — Отправившись вместе с Совуньей на рыбалку к реке с камышовыми зарослями, Нюша начинает слышать, как кто-то из камышей её зовёт. Она говорит Совунье, что это может быть принц и уходит в заросли искать его. В конце серии Совунья находит Нюшу, которая сидит с удочкой, поплавок которой погружён в маленькую лужу, и говорит, что больше никто не зовёт её. Что интересно, из зарослей действительно выглядывал кто-то неизвестный…
      • Серия «Нервный и заразный» — здесь почти все смешарики ссорятся друг с другом, передавая между собой плохое настроение. По итогу серии, шесть из девяти смешариков так и остаются агрессивными невротиками, так как Кар Карыч, с которого всё и началось, пытался успокоить разозлённого Лосяша и снова вышел из себя. Тем самым, круг замкнулся, на чём серия и закончилась.
      • Серия «Умный дом» — совершенно непонятно, почему ИИшник вел себя так ненормально; откуда именно он был куплен и привезен, да ещё и моментально и не пойми кем; почему дом Совуньи и сама Совунья в конце осталась нормальной; куда потом подевались все ИИшники; было ли все это на самом деле, во сне Кроша или в сюжете компьютерной игры в которую играл Крош, и если последнее, то что происходило с виртуальным Крошем дальше и чем для него все закончилось; как Крош умудрился заснуть за компьютерной игрой в бодром расположении духа даже не заметив этого, да ещё когда на него бухтит Совунья про уборку, и почему она его не разбудила; если это было на самом деле, то куда испарилась Совунья когда Крош купил ИИшника, и почему она никак с доставщиком или Крошем по поводу ИИшника не провзаимодействовала — и так далее и тому подобное.
    • Вообще это довольно характерно для поздних серий мультсериала, и особенно для попытки возрождения 2D (и в обычном виде, и в виде азбук). Особенно учитывая, что в сериях почти невозможно сделать четкий таймлайн сюжета, тем более если учесть что номер серии впрямую не говорит о времени событий в ней (Т. Е. события серии N могут происходить после событий серии N+100, а может быть и до неё, и в тот же день; то есть раскладывать их нужно ориентируясь только на сам сюжет) и что в и без того непонятной временной линии есть путешествия во времени (пускай и в немногих сериях), что может запутать все ещё больше. Да, есть серии которые можно условно считать «концовками» если считать что они стоят в самом конце хронологической линии и что их события на самом деле попросту неоткатываемы к нормальному руслу (скажем уже упомянутая серия «Два волшебника»), но они, во-первых, имеют события которые все же возможно откатить к нормальному виду ватсонианским способом без критических ошибок (скажем если считать что в серии «Кто дергает за ниточки» Бараш только временно потерял возможность двигаться), и даже если события действительно неоткатываемы — такие серии попросту противоречат друг другу, так как такие события в концовках попросту не совместимы.

Аниме и манга[править]

  • «Евангелион» — кодификатор тропа от студии «Гайнакс». Под конец работы, из-за несоответствия ожиданий спонсора и получившегося результата, финансирование урезали в ноль. Последние два эпизода рисовались чуть ли не карандашами на туалетной бумаге и представляют из себя склейку отрывков из предыдущих эпизодов с реально плохими рисунками под закадровые философские рассуждения о человеческой природе. В сочетании с самим сериалом, который представлял из себя одну из первых[2] деконструкций жанра мехи, такая концовка вызвала бурю негодования.
    • Потом студия пересняла полноценную концовку под названием End of Evangelion, но стало ненамного легче. Ответы на вопросы она даёт лишь частично и полунамёками, зато в некоторых местах прямо противоречит (по мнению некоторых — всё-таки нет) оригинальной концовке.
    • Справедливости ради стоит сказать, что у NGE есть ремейк/Сиквел — полнометражные фильмы, объединённые в серию Rebuild of Evangelion. И вот там концовка тоже оставляет вопросы, но уже однозначно куда более счастливая.
  • Копирующий Евангелион Argento Soma ближе к концу начинает перерастать в сабж. Последняя серия вообще оставляет ощущение, что понятно только, что ничего не понятно.
  • Копирующий почти все топовые мехи Darling in the FranXX прекрасное и заманчивое в первой половине и неоднозначное, мозговыносящие во второй половине. Концовка соответствует канону жанра, Героическое самопожертвование, Обрубленный конец , откуда не возьмись инопланетные войска, супербомба, риск уничтожения планеты, космическая миссия и всё уместили в одну главу, хотя было для реализации все 24 (Спасибо, что вообще добавили). В создание участвовала студия Trigger (созданная бывшими сотрудниками Gainax. Этим все объясняет столь отвратительную и внезапную концовку).
  • Ну это ещё что. Panty & Stocking with Garterbelt от того же Gainax прорывает ткань реальности. Это надо видеть. Это вообще не концовка — это самый смачный плевок в лицо зрителю за всю историю студии, а то и аниме в целом.
    • Ходят слухи о втором сезоне аниме, так что всё ещё поправимо. Не говоря о том, что есть некоторые предзнаменования того, что Стокинг — демон.
  • Kareshi Kanojo no Jijou — еще одно изделие от «Гайнакс». Все шло хорошо, потом досыпали новых персонажей и даже успели их чуть развить, а потом — у Анно кончились деньги. Никогда такого не было, и вот опять. (Вернее, еще раз, потому что дело было до «Евы».) В результате до конца слота сняли такую лютую хтонь, что некоторые фансабберы даже принципиально отказывались это переводить.
  • The Big O. Финал ставит всё с ног на голову, и не то чтобы не даёт ответов на мучившие зрителей вопросы, а делает так, что эти вопросы сами собой отпадают.
  • Medaka Box — аверсия. Адаптация Gainax манги Нисио Исина завершилась на высокой ноте, но без лишних недосказанностей. И сама манга завершилась вполне определенно.
    • Манга да, а вот аниме остановилось, по сути, в самом начале, лишь представив Мисоги Кумагаву на последних минутах и в доп.серии.
  • Yuri Kuma Arashi — фирменная выдумка и стилистика режиссера «Утэны» и «Пингвиньего барабана» дошли до терминальной стадии. В частности, в финале ясно ровно одно: Курэха решила стать медведем и ушла с любимой Гинко по лестнице в небо. Что это значит, куда они идут, что стало с остальными, вообще считать ли это счастливым или несчастливым концом — существует множество теорий.
  • «Тайная жизнь пингвинов»/«Пингвинья тропа» — с прикрученным фитильком. ГГ и ученые успешно спаслись, таинственный Океан и все иные странные явления пропали, но что это было — тайна, которую разгадать из фильма почти невозможно. Сам ГГ лишь намеревается разгадать её в будущем.
    • Это не гайнакс-энд, просто открытый финал.
  • Pop Team Epic — сложно ожидать чего-то иного от самого «странного» аниме-2018.
  • Saito-kun wa Esper Rashii — похоже, мангаке сообщили о завершении манги буквально за несколько страниц до конца главы (ну, или он нарочно решил потроллить читателей). Иначе как объяснить, что нежданно наметившаяся арка с пропажей уникального дара Сайто и гостьей из будущего обрывается столь беспардонно тем, что Сайто с Коизуми вновь прыгают с крыши? Экстра, где Сайто все-таки осваивает телепортацию и попадает в мир другой манги автора, впечатление лишь укрепляет.
  • Fukigen Cinderella («Ген Золушки») — странноватая, но интересная психологическая манга о парне по имени Харухико Канна с психологической травмой от издевательств в детстве, который внезапно стал превращаться в девушку и обратно через каждые 12 часов, в последних 2 главах стала нести откровенный бред и изменила своему же смыслу (изгой учится понимать других людей). Внезапно вылезла яндере, похитившая героя и требующая убить его подруг, чтобы начать новую счастливую жизнь; его женская ипостась оказалась своего рода «запасной жизнью» для другого варианта развития событий (он не соглашается на ее предложение и не убивает никого, а жертвует собой); а в итоге герой выживает после удара ножом в сердце и… на соседней койке лежит его женская ипостась, обретшая независимость, но сохранившая память! Понятно, что мангу было велено срочно прикрыть, но такой бред и слив идеи читатели не оценили.
  • «Реинкарнация безработного» — основной сюжет ранобэ заканчивается тем, что главный герой спокойно умирает от старости в окружении своих близких при том, что Хитагами при его жизни так и остаётся непобеждённым (победят его только потомки Руди, но тут нет его вины: чтобы переместится в измерение Хитогами требуется артефакт, запечатанный в душе Демона-Бога Лапласа, но тот возродится только лет через 100 после смерти Рудэуса). Сам Рудэус после смерти встречается с Хитогами, и тот говорит ему, что у него есть хитрый план, как обратить своё поражение в победу. На вопрос, что теперь с ним будет, «Бог Человеческий» поясняет, что души людей после смерти растворяются в потоке маны, пронизывающей весь этот мир. Да вот только Рудэус как-то не спешит растворятся (по всей видимости, из-за другой структуры души, чужеродной для этого мира), и, немного постояв в абсолютной пустоте, решает идти дальше на поиски новых приключений — ему ничего не мешает переродиться вновь среди своих же потомков и лично дать по рогам Хитогами через 100 лет.
  • Sakamoto desu ga? — даже обложка последней главы показывает Сакамото, стоящего в шкафу с руками на груди, будто в гробу. Сакамото объявляет, что отправляется в Америку участвовать в колонизации людьми Марса, но на вопрос Хаябусы, ложь ли это, отвечает уклончиво, и уходит из школы. Так и остается непонятным, человек ли он, пришелец ли, и что с ним на самом деле: на самом ли деле отправится в Америку, умрет или вернется на свою планету?
  • «Дети моря» — яркий образец: невинный мультфильм про девочку, двух мальчиков и подводный мир под конец превращается в какой-то непонятный философский сюр.
  • Wonder Egg Priority — гайнакс-энд с параллельными мирами и противопоставлением Ай прошлого себе настоящей был лучшим способом хоть как-то завершить все то, что в итоге наворотил сценарист за предыдущие 10 серий. Правда, остальные ветки сериала так и не привели вообще ни к чему.
  • City Hunter — устав от десятилетней работы над мангой Цукаса Ходзё сделал максимально невразумительный финал, который закончился ничем; Каори забыла про признание Рё и герои живут той же жизнью которой и жили, разве что Умибозу и Мика стали супружеской парой. Фанаты истинным финалом считают арку где появился отчим Рё майор Шин Кейбарра, он же лидер самого страшного в Западном полушарии наркокартеля Теон с последующей победой над ним.

Комиксы[править]

  • Homestuck. Он полон таких роскошных чеховских ружей и интересных вопросов, что последний акт иначе как издевательством и не назовёшь[3]. Впрочем, это всё может оказаться многоходовочкой Хасси, подготовившего зубодробительный финал, как в Problem Sleuth.

Видеоигры[править]

  • Взрыв мозга предусмотрен создателями и в «конце» игры Spore — надо только добраться через многочисленные миры враждебно настроенных Гроксов до центра Галактики.
  • «Вангеры»: сама игра напичкана сюрреализмом под завязку и держит педаль на уровне мантии, но после концовок мозг взрывается окончательно.
  • С прикрученным фитильком: концовки SWKOTOR2 и Mass Effect 3. Причина: «поспешишь — людей насмешишь». Издатели торопили разработчиков, в итоге в первой игре концовка просто получилось «обрезанной»[4] и немного нелогичной. Во второй же игре концовка изначально была ещё более обрезанной[5]; разработчики потом частично исправились, выпустив Extended Cut — после этого финал перестал быть слитым, но для многих стал неприемлемым — определённая логика и идея есть, но как подано
  • Slain: вы дошли до последнего, как вы думаете, босса, готовитесь с ним драться и… он убивает вас в катсцене, и дальше следует чёрт знает что.
    • Пофиксено в Slain: Back From Hell, но после победы над финальным боссом следует всё то же чёрт знает что.
  • Hellblade: Senua’s Sacrifice — что это было? А вот так, понимайте как хотите, всё-таки игра о психически больной девушке.
  • «Back to the Future: The Game» — только мы решили все проблемы, как на машинах времени прилетели сразу три взрослых Марти МакФлая и принялись обвинять друг друга в фальшивости. Молодой Марти с Доком прыгают в машину, сказав «хрен с ним с будущим, нам бы разобраться с настоящим» и улетают в неизвестное время. Одному Кришне ведомо, что это всё значит.
    • Планировали второй сезон, но первый показал не лучшие продажи.
  • Twisted Metal 2 — концовка Брюса Кокрейна, водителя автомобиля Thumper. Он хочет стать королём мира и становится, но выясняется, что весь мир уничтожен во время турнира. Вот только, во-первых, в концовках остальных водителей мир после турнира всё ещё существует. Во-вторых — как вообще мир смогли уничтожить 15 автомобилей? По сюжету нынешний 11 турнир Калипсо решил провести по всему миру, так как Нью-Йорк оказался разрушен предыдущими соревнованиями, которые проводились раз в год. Если на уничтожения одного города пришлось потратить 10 лет, то не слишком ли быстро мир весь сдался?
  • Chrono Trigger — некоторые из 13 концовок просто взрывают мозг своей абсурдностью. Чего стоит только концовка «Наследник Гуардии», где вся королевская семья превратилась в антропоморфных лягушек, потому что Фрог женился на королеве во времена средневековья. К счастью, истинная концовка вполне логична и понятна.
  • Critical Depth — концовка Team Earth Hope, экозащитников с субмарины Siren’s Song. Прилетевшие инопланетяне с досадой отмечают, что самой разумной расой на Земле стали люди, а не дельфины и уничтожают всё человечество, однако в концовках остальных команд тот факт, что люди стали самыми разумными, инопланетян не смущает и они исполняют желания победителей, хотя и своеобразно. Есть правда одна секретная концовка, в которой инопланетяне тоже недовольны, что дельфины не стали самыми разумными, но в ней они человечество не трогают, а отправляют оставшегося на планете Наблюдателя на новую миссию.
  • Drakengard: пятая концовка, в некотором роде печально известная: главгерой и его дракон проваливаются с чужеродным чудовищем в портал в наш мир, где герой кончает с чудовищем, а затем его самого с драконом сбивают ракетой. Абсурд? Эта концовка — отправная точка спин-оффа NieR, и с неё в нашем мире начались серьёзные проблемы.
  • Death Stranding: с фитильком, но всё же. В финале Сэм, с Лу на руках, выходит под дождь — и дождь их не «старит», а после дождя появляется обычная радуга (у темпоральных дождей радуга появляется до дождя, она перевёрнута и в ней нет синего цвета). Что это — Выход Смерти закончился? Или просто для красоты и не значит ровным счетом ничего? Нет ответа.
  • MOTHER 3 — что же таки случилось, после того как Лукас вытащил последнюю Иглу? Слово Божие говорит — Представьте концовку сами — разрабы намеренно сделали финал открытым, чтобы каждый мог интерпретировать концовку по-своему.
  • «Черный оазис» — финал, конечно, неожиданный и эффектный, но абсолютно непонятный. Наиболее очевидное объяснение явно противоречит сюжету игры, что даже породило споры и вопросы. А разгадка одна: как гласит Слово Божие, в его сценарии сюжет тупо обрывался, вот студии и пришлось добавить финал от себя. Кто-то даже ждал сиквел, который все объяснит. Сиквел, «Территория тьмы», даже как бы и вышел, но от другой студии, в другом жанре, с едва прописанной привязкой и был отстоем. Скомканное и откровенно неудачное объяснение было вдобавок не в нем, а в приложенном комиксе. На трех страчниках.
  • «Петька-5. Конец игры» — да уж, конец и впрямь вышел оглушительный: главгеры после приключений попали, по сути, в вечный плен, а что такое Красный проект и как он связан с нашей реальностью, осталось непонятно. Самое обидное, что вышло потом еще аж четыре игры, но ни одна не решилась объяснить сюжет пятой части, вместо этого тупо проигнорировав связь с предыдущими частями.
  • «Monkey Island 2»: что это было? Действительно ли Гайбраш и ЛеЧак братья? Почему они оказались детьми в парке аттракционов, и почему в сундуке с сокровищем «Big Whoop» оказался билетик из того самого парка? Это все детская фантазия или же ЛеЧак напустил на Гайбраша чары? Рон Гилберт планировал выпустить третью игру и раскрыть игрокам тайну, но преждевременно ушёл из LucasArts; третья игра «The Curse of Monkey Island» создавалась без него, так что там ЛеЧак просто заявил — да, это были чары, успокойтесь. Фанаты подумали и предпочли ждать триквел от Гилберта… Ну вот и ждут.
  • Фактическая дилогия Sublustrum и Фобос 1953. В обеих концовках неясно ничего, даже судьба главного героя неизвестна (мало ли, действие же в иллюзорном мире). И если первая игра даёт около шести объяснений финала, то вторая вообще ничего толком не поясняет.
  • Ash of Gods: Redemption — что это было? Что это за женщина (вернее кто же она такая)? — А, её ещё в начале игры мельком показали? Что это за небоскреб? Что теперь будет? Потом разработчики расширили концовку всё объяснив, теперь основной вопрос «И что всё это значит?»

Визуальные романы[править]

  • Air.
  • «Бесконечное лето»: одной из причин немалой популярности БЛ стала отлично поставленная, но ни черта не объясняющая концовка, которая оставляла огромный простор для всевозможных толкований и самых безумных теорий. Частично исправлено в «Истории одного пионера».
  • Robotics;Notes: внутримировой пример с ноткой субверсии. В произведении, сознательно пускающем в нарративу всевозможные оммажи к культовым работам жанра меха, самый известный внутримировой меха-сериал (нечто среднее между Евангелионом и TTGL), на котором выросло целое поколение, выходит вовсе без концовки, оставив фанатов по всему миру в страшном разочаровании. Когда же сюжет новеллы начинает накаляться, выясняется, что невыпущенная концовка сериала выполнена в психоделическом, совершенно мозгоразрывном ключе, повествуя о конце всего живого и смерти почти всех главных героев. Эта концовка топчет все основы, на которых стоял сериал до этого, и содержит в себе тайное послание от пропавшего без вести режиссёра, который пытался предупредить мир о плане дёргающей за верёвочки мира тайной организации, желающей уничтожить мир. Так Гайнакс-энд органично соединяется с темой Великого Заговора, которым пропитана вся серия новелл.

Примечания[править]

  1. Или автор изначально рассчитывал оставить некоторые вопросы без ответа, доводя каждую из сюжетных линий до логичного в его видении этапа, а не до стадии «дальше точно вообще ничего не будет» — в таком случае всё произведение фактически является одной большой растянутой концовкой. Широкая публика такой подход одобряет далеко не всегда.
  2. Да уж, одну из первых. Всего-то после Zambot 3, который батька Томино выпустил в конце 70-х ещё до «Гандама» с «Идеоном», и самих «Гандама» с «Идеоном».
  3. Сходство было настолько очевидным, что фанаты не могли не сделать «кроссовер» (В «двух» экземплярах). Осторожно, спойлеры.
  4. Да что там, в исходной версии вся игра была обрезанной, хотя при первом прохождении, особенно если не проходил первую часть, это и не так заметно
  5. Вообще не показывались последствия выбора игрока — оттуда и известное даже среди не игравших «выбирай, каким цветом всё взорвать» — к исправленной версии, где исправлено большинство ляпов и показываются последствия выборов, это уже не относится