Хэппи-энд нужно заслужить

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Earn Your Happy Ending. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!
« Счастье похоже на сказочные дворцы, двери которых стерегут драконы, и необходимо бороться, чтобы овладеть ими. »
— А. Дюма, «Граф Монте-Кристо»

Автор щедрой рукой отсыпает своим героям всевозможных испытаний и обрушивает на их голову все мыслимые муки, беды и горести. Зритель/читатель уже изжевал все платки и выпил не один стакан валерьянки, но тут автор проявляет милосердие и после всех пережитых героями страданий, потерь и жертв всё-таки даёт им хороший конец. Зачем он их так мучил (а вместе с ними и читателя)? А потому что хэппи-энд нужно заслужить! Чем сильнее страдания, тем лучше драма и мощнее катарсис, и тем больше обрадуется зритель/читатель, когда герой всё-таки получает свой счастливый конец. Хотя порой авторы перегибают палку, и даже хэппи-энд может выглядеть недостаточной наградой за все прошлые мучения. Как правило, этот троп для персонажей, у которых есть железная воля.

Родственный троп, характерный для видеоигрзолотая концовка, когда хэппи-энд зависит от приложенных игроком усилий.

Примеры[править]

Религия[править]

  • За единичными исключениями, любая религия, в которой наличествует понятие «жизнь после смерти» и некий список предписаний и табу, обязательных к соблюдению. Практически всегда несоблюдение заповедей подразумевает лишение человека хэппи-энда.

Литература[править]

Русскоязычная[править]

« Сюжетом не предусмотренный поворот,

Небесный тунгусский камень в твой огород, Лед и пламень, война и смута, Тамерлан и Наполеон, Приказ немедленно прыгать без парашюта С горящего самолёта, — всё это Он.

»
— Дмитрий Быков
  • Кир Булычёв любил этот троп. В романах, не относящихся к циклу об Алисе Селезнёвой или Великом Гусляре, Игорь Всеволодович мог под конец подвергать героев суровым испытаниям, но тем не менее, всё равно всё заканчивается хорошо и без богов из машины и музыкальных инструментов. Особенно ярко это проявилось в романе «Посёлок», когда к развязке всё, что могло пойти не так, пошло не так. Схожим образом выполнена кульминация «Последней войны» и «Города наверху».
  • Владислав Крапивин периодически обращается к этому тропу:
    • «Застава на Якорном поле» — Ёжики сбежал от Кантора из его кошмарного Суперлицея и нашёл в параллельном мире свою маму, которая (как он и был уверен) не погибла. Но все приключения мальчика на пути к счастливому финалу — неизбывное горе от разлуки с дорогими ему людьми и изощрённые психологические издевательства Кантора. Кроме того, Ёжики пришлось расстаться навсегда с единственным другом, разумным кристаллом Яшкой, и в конце его едва не сбил поезд метро. Поэтому несмотря на счастливый конец, после прочтения ещё долго горчит.
    • «Белый шарик Матроса Вильсона» из того же цикла — в конце концов героям, Яшке и Стасику, удалось остаться в живых, сохранить дружбу и уберечь родных от внимания госбезопасности в лице осведомителя Коптелыча. Но перед этим Стасик едва не погиб под завалом, плененный вечными недругами, перешедшими черту, а Яшка окончательно перестал быть звездой и с помощью последних остатков звездной силы подстроил аварию, в которой погибли Коптелыч и его начальник. Да, они собирались донести на маму Стасика просто для «увеличения раскрываемости»…но простительно ли обречь на мучительную смерть двух людей, даже таких?
    • «Острова и капитаны» — окончательно вся история с рукописью несчастного, сломленного ГУЛАГом писателя Курганова (1940-е) о кругосветке Крузенштерна, многократно переходившей из рук в руки и опубликованной под чужим именем, а также вина Гая перед братом Анатолием, которого он своей дурацкой шалостью фактически обрек на смерть (1960-е), найдут разрешение только в последней части трилогии уже в начале 1980-ых.
    • «Летчик для особых поручений» — тот случай, когда герой это понимает уже в финале. Всю повесть он всячески торопился, пропуская мимо себя приключения и квесты, а в итоге заветная модель клипера, которую он желал отдать в подарок любимой девочке, оказывается совершенно буднично засунута на полку. Оказывается, каков путь, такова и награда.
  • «Хроники странного королевства»: спустя тринадцать книг политических интриг, терактов, войн, самопожертвований, попаданий в плен, пыток, побегов, блужданий между мирами и выяснения отношений герои прибили-таки местного Тёмного властелина, натянули нос корпорациям с Земли, стабилизировали политику своего мира и обзавелись детьми.

На других языках[править]

  • «Джейн Эйр» — на пути к счастью героине пришлось очень несладко.
  • «Оливер Твист», «Крошка Доррит», «Николас Никльби» — практически весь Диккенс.
  • Карло Коллоди, «Приключения Пиноккио» — главному герою пришлось немало настрадаться, прежде чем он стал настоящим мальчиком.
  • «Одиссея капитана Блада» — для заглавного героя всё закончилось хорошо, но в процессе он потерял свой флагманский корабль, а его друг Хагторп погиб в бою.
  • «Сильмариллион» и «Лэ о Лейтиан» — Берен и Лютиэн. Какой подвиг они должны были совершить, чтобы получить свой хэппи-энд, да и тот горько-сладкий!
  • «Властелин Колец»: героям пришлось сделать не меньше, да и то хэппи-энд вышел подпорченным. Разве что Сэму Гэмджи достался полноценный.
  • Гарри Поттер. Просто Гарри Поттер.
  • Тэд Уильямс:
    • «Хвосттрубой, или Приключения молодого кота» — многие коты погибли в книге, и многие были замучены Живоглотом. Но в итоге всё вернулось на круги своя.
    • «Орден Манускрипта» — педаль в магму. Ну да, герой на престоле, женился на принцессе, счастливый брак, всем (выжившим) хэппи-энд просто по самое нихачу. Но мамочки мои королевы, как им всем ради этого счастья пришлось поплясать!!!
  • «Голодные игры»: Китнисс пришлось потерять кучу близких, родной дом, научиться убивать людей, заработать лютый ПТСР и проч., и проч. На то, чтобы оправиться от последствий пережитого и всё-таки получить нормальный хэппи-энд, ей потребовалось 17 лет.
  • Ялмар Тесен:
    • «Возвращение»: Анна выздоравливает и в конце книги заводит отношения с Джеймсом. Так же относится к её коту Пятнице, который после всех приключений возвращается к хозяйке.
    • «Опасное соседство»: Чёрному леопарду (одному из главных героев) пришлось страдать всю книгу — вначале он был искалечен в ловушке и не мог охотиться на животных, но в конце Джин и Клиф смогли поймать его и отвезти в зоопарк, вместо того чтобы убить.
  • Йоханнес В. Йенсен, «Ледник». Сколько пришлось скитаться изгнанному из племени Дренгу, сперва одному, потом с женой и детьми, прежде чем удалось добыть огонь и создать человеческие условия жизни! А до того приходилось мёрзнуть в наступающем ледниковом периоде, голодать, есть сырое мясо, сражаться с медведями за берлогу. Именно так, по мнению автора, было положено начало северной, белой расе.
    • «Но и тут подтвердилось то, чему учила Дренга вся его жизнь в борьбе с невзгодами, а именно, что бытие человека обновляется лишь после того, как истощатся все надежды. Огонь появился в самый разгар зимы и крайней нужды. И появился не от удара молнии, не в виде упавшего камня, вообще — не как благодать свыше. Жалкий, покинутый божеством Дренг сидел среди льда и до тех пор добивался огня, колотя камнем о камень, пока огонь не вспыхнул. И все же это было великое чудо, что огонь вспыхнул у него под руками, великая победа, навеки обогатившая Дренга и давшая ему господство на земле».
  • Хонор Харрингтон, особенно в книге «В руках врага»: сдала неприятелю корабль, капитан которого — её лучший друг, её древесный кот искалечен (потерял способность телепатически общаться с другими котами), искусственный глаз вырубили электротоком, приговорена к смертной казни. Далее Хонор ампутируют руку, следует высадка на тюремную планету, захват власти, постройка флота, и, наконец, возвращение домой с победой. А там даму Хонор уже успели похоронить с воинскими почестями!
  • «33 несчастья», серия детских книг Лемони Сникета. Родители Вайолет, Клауса и Солнышка Бодлеров погибли в пожаре. Сироты переходят от одного опекуна к другому, но повсюду их преследуют разнообразные невзгоды и несчастья. Кстати, название — Йопт In Translation. Несчастий гораздо больше, чем 33. Обоснуй: «33 несчастья» — пословица/идиома.
    • И где же тут хэппи-энд? Разве что в том, что они остались живы, узнали тайны острова и своих родителей и вырастили оставшуюся сиротой дочку Кит Сникет. Все остальные персонажи, герои и злодеи, либо погибли, либо пропали без вести.
  • Джо Холдеман, «Миры» — в итоге оказавшиеся дружественными инопланетяне ивилои после прохождения Скарлетт О’Хара испытания открывают человечеству путь к мгновенным межпланетным перемещениям. В итоге человечество вливается в дружную звездную семью, раны Земли после Третьей мировой затягиваются, чему немало поспособствовал бывший возлюбленный Скарлетт Джефф, сама Скарлетт умерла от старости в почете и покое.

Кино[править]

Телесериалы[править]

  • «Strike back» — финал пятого сезона. После всех испытаний Майкл Стоунбридж и Дэмиэн Скотт всё же смогли наладить спокойную мирную жизнь. Скотт даже наладил отношение с сыном и стал семейным человеком. Правда, они появляются в шестом сезоне, но там уже настоящая клюква.
  • «24 часа» — субверсия: не смотря на все старания героев и их победы над террористами, хэппи-энд никого, кроме Ким, так и не ожидал.
  • «Призраки» — если верить расширенной вселенной, хэппи-энд случился лишь у Тома, а остальных ждали лишь слёзы, горе и ни одного повода для улыбки.

Мультфильмы[править]

  • «Американский хвост» — кодификатор тропа для американского зрителя. Подсвечено Ностальгирующим Критиком.
  • «Дамбо» — юный герой, пережив и разлуку с матерью, и презрение со стороны сородичей, и откровенные издевательства над ним во время цирковых номеров, в конце концов становится главной звездой цирка и счастливо воссоединяется с мамой.
  • «Принцесса и лягушка» — основной посыл.
  • «Ральф» — герой в попытке найти своё место в этой жизни наломал дров, чуть не угробил два мира и успел почувствовать себя последней сволочью, но всё же всех спас, завёл новых друзей и обрёл внутреннюю гармонию.
  • «Холодное сердце» — у обеих героинь было ну очень тяжёлое детство, за фильм они несколько раз переходили горизонт отчаяния и обе чуть не погибли, но всё же Анна воссоединилась с сестрой и нашла возлюбленного в лице Кристоффа, а Эльза обрела народную любовь, контроль над своими сверхспособностями и перестала бояться сама себя.
  • «Трио из Бельвилля» — если бы маленькая старушка мадам Сюза вовремя не подсуетилась с вызволением своего долговязого внука из лап мафии, всё могло бы закончиться совсем плачевно…
  • «Охотники на драконов» — в полнометражном приквеле мультсериала делается серьёзный акцент на необходимости заслужить вознаграждение Подвигом даже после изнурительной бродячей жизни в неблагодарном труде, «попортившем кровь» молодым парням ещё до основных событий. Самое интересное, что настоящей наградой за спасение мира для трёх товарищей оказываются не столько деньги на жизнь, сколько… их новый компаньон, храбрая девочка, о которой, при всех неурядицах, они всё-таки проявили героическую заботу.

Мультсериалы[править]

  • «Аватар: Последний маг воздуха»: Аангу сотоварищи пришлось многое пройти, чтобы победить лорда Озая и установить мир после столетней войны.
  • «Гравити-Фоллс»: герои прошли через натуральный конец света, как мы его знаем — и отменили его, Стэн чуть не пожертвовал собой, но всё же спас племянников и брата, помирился с последним и стал народным героем, Зус заслужил работу (и девушку) своей мечты, Форд исправил свои ошибки 30-летней давности и помирился с Макгакетом, который вернул себе память и рассудок.
  • RWBY: опенинги обещают счастливый конец, пока они не обманывали. Ну а страданий и смертей главным героям выпадает немало.
    • Впрочем, восьмой опенинг уже не обещает, а прямым текстом говорит — всех жертв оказалось недостаточно, звездец и дизастер УЖЕ начался, зло и войну не остановить, остаётся только смириться и пытаться спасти хоть кого-нибудь.

Аниме и манга[править]

  • Sailor Moon: протагонистке-мессии на пути к хэппи-энду пришлось очень многое пережить, включая гибель подруг и любимого парня, а то и свою собственную смерть. Хорошо хоть, что счастливое будущее включало в себя также и возвращение к жизни всех, кто погиб.
  • Mononoke Hime: Аситаке и Сан, фактически, пришлось предотвращать апокалипсис (пусть и локального характера), чтобы в итоге наконец-то завершилось противостояние людей и Леса и чтобы сам Аситака избавился от смертельного проклятья.
  • Perfect Blue: хэппи-энд для Мимарин наступил в самый последний момент, а перед этим она помучилась нехилой депрессией (которая почти переросла в сумасшествие) и чуть не погибла от рук сначала сумасшедшего фаната, а затем и своей спятившей подруги. Подходит под наш троп ещё и потому, что для подобных триллеров обычный счастливый конец без твистов ну очень нетипичен. Но по одной из версий, твист там есть, и Руми заняла-таки место настоящей Мимарин.
  • ToraDora: не будем описывать всё то, через что пришлось пройти главным героям ради коротенькой, но греющей сердце сцены… пройти им пришлось реально много. Куда занятней то, что нетерпеливый зритель НЕ увидит хэппи-энда. Для этого надо дождаться сцены после титров в самой последней серии. В противном случае наслаждайтесь крахом несбывшихся надежд героя. Такой прикол над зрителем очень соответствует посылу самого аниме про то, что счастье мало заслужить… его ещё надо суметь разглядеть.
  • Fullmetal Alchemist: братьям Элрикам пришлось пойти в государственные алхимики (Эдвард стал таковым аж в 12 лет), сражаться с бессмертными гомункулами, устроить государственный переворот, пожертвовать жизнями друг ради друга в конце концов, чтобы вернуть-таки свои тела (попутно предотвратив уничтожение своей страны).
  • Rurouni Kenshin: Кэнсин за свою жизнь чего только не увидел и не сделал, в том числе: ещё подростком поработал наёмным убийцей, прошёл войну и убил любимую женщину (по неосторожности, но тем не менее), затем десять лет бродил по стране в поисках искупления, затем чуть не скопытился, пытаясь остановить одного фаната дарвинизма, затем брат той самой любимой женщины обеспечил ему нехилый душевный упадок, убив (на самом деле только инсценировав убийство) женщину, с которой у Кэнсина только-только стало что-то зарождаться. Но все страдания Кэнсина в конечном счёте окупаются: автор пребывал в твёрдой уверенности, что он заслужил счастье, а потому в последней главе мы видим счастливого мужа и отца, который сумел решить мучившие его вопросы и обрести душевный покой. И поэтому же фанаты дико ненавидят ОВА «Прошедшие годы», которая слила всё это в унитаз (автор, кстати, с фанатами согласен).
  • «Унесённые призраками»: чтобы спасти своих родителей от проклятия, юной героине пришлось долго и тяжело поработать.
  • Mahou Shoujo Site, просто Mahou Shoujo Site. Если что, речь идёт о манге. В аниме всё намного проще.
  • School live! (Gakkou Gurashi!) — за всю историю обычным школьницам пришлось кучу раз быть на волосок от смерти от зомби, многократно обретать и терять надежду на спокойную жизнь, сражаться с потерявшими самоконтроль людьми, раскрыть ужасную тайну зомби-эпидемии и в предпоследней главе оказаться в разрушенной родной школе, на которую вот-вот сбросят атомную бомбу. Две были психически травмированы до выпадения в галлюцинации, еще две оказались ранены зомби. К счастью, речь Юки о найденном лекарстве побудила остатки сохранивших разум военных отменить бомбардировку и навести порядок. В итоге 3 года спустя героини… разошлись, но каждая идет своим путем и счастлива, причем Куруми, которая чудом спаслась от превращения в зомби, но лишилась ног, учится на врача, а галлюцинировавшая изначально обычной школьной жизнью Юки сама стала учительницей в уже мирном, избавившемся от угрозы болезни мире.
  • «Первая любовь в потерянном времени» — несмотря на то, что герой уговорил отца пожертвовать своей почкой ради дочери, операция повлекла непреодолимые осложнения, и ее «потерянное время» начало все более расти (а героя — уменьшаться), так что в итоге героиня впадает в кому. Выходит она из нее уже спустя много лет — герой успел выучиться на врача и найти лекарство от ее болезни. Хоть герой и выглядит на свой возраст, а героиня не повзрослела ни на день, теперь они наконец могут быть вместе и в реальности, в обычном времени.
  • Promised Neverland — много людей и демонов погибло, перед самым воссоединением была убита Мама Изабелла, но все дети успешно перешли в мир людей, нашли заступников, лекарство от болезни Нормана, и более ни один демон не покусится на мир людей. Да, есть ложка дегтя — за окончательное размежевание людей и демонов Эмма отдала всю свою память и была заброшена в далекую глушь, где стала почти приемной дочерью одинокого старика. Но в финальной главе друзья находят ее, и Эмма, хотя и не помнит их, чувствует к ним привязанность и воссоединяется с ними.
  • Shin Mazinger Z — нетипичный пример: хэппи-энд заслужил второстепенный злодей. Причём этот хэппи-энд сам по себе… своеобразный.

Видеоигры[править]

  • Undertale — эталонный король тропа, даже на фоне всех прочих примеров из категории «Видеоигры». Несмотря на то, что хорошая концовка есть в коде игры, при первом прохождении получить её просто нельзя. Никак. Совсем. Хороший конец возможен только начиная со второго прохождения[1].
  • Вся серия Fаllout просто дышит этим.
  • Warcraft III — последняя миссия, оборона горы Хиджал. После 45 минут ада наконец удаётся собрать у Мирового Древа достаточно светлячков, уничтожить с их помощью Архимонда и одержать победу над Пылающим Легионом.
  • Starcraft 2: трудно описать, сколько крови и пота было пролито на пути к воссоединению Джима Рейнора и Сары Керриган… И всё равно хэппи-энд получился подпорченным, потому что планеты терранов и протоссов были разорены в ходе войны с Амуном, многие герои (в том числе и Зератул) погибли, а сами протоссы к тому же лишились Кхалы.
    • Тем не менее, для протоссов троп отыгрывается очень даже прямо — что бы там ни было, а в конце Айур они всё-таки вернули, Амуна в Пустоту изгнали и стали едиными, как никогда раньше, ведь теперь к ним так же примкнули Чистильщики и Тал’даримы. С Кхалой не такая уж беда — Неразимы всё время без неё жили и горя не знали, да и Кхалаи к концу сюжетки уже мало-помалу начали свыкаться.
  • BioWare любят этот троп:
    • В Jade Empire, в принципе, хороший конец, но путь к нему никак не усеян розами. Протагонист даже один раз умирает и возвращается с того света.
    • В Dragon Age: Origins тоже можно получить хэппи-энд, если Серый Страж не жертвует собой в финальной битве. Но какой путь нужно проделать…
    • В Dragon Age: Awakening — ещё круче, если вы завалите хоть один из уймы побочных квестов с далеко не очевидными решениями по укреплению Башни Бдения, то в концовке придется выбирать, чем пожертвовать — Башней, вместе со всеми спутниками, не включенными в финальную партию, или городом Амарантайн со всеми жителями. К выбору финальной партии тоже стоит подойти осмотрительно — иначе при определенных сюжетных решениях вам придется убить одного из спутников.
      • К слову, выполнить квест на укрепление Башни Бдения вы сможете только, если сунете гному-NPC кругленькую сумму в самом начале дополнения, а чтобы её иметь нужно либо портировать персонажа из «Начал» с накопленными бабками, либо пройти DLC-ки и иметь соответствующие стартовые бонусы за них.
    • В Dragon Age: Inquisition эпилог DLC «Чужак» даёт некоторым персонажам полноценные хэппи-энды, особенно леди Инквизитору и Каллену, если последний бросит лириум. Но они оба прошли очень, очень долгий и мучительный путь к нему, причём независимо друг от друга. У Каллена на это ушло десять лет всяческих испытаний.
    • В КОТОРе герою придётся в буквальном смысле потерять себя, смириться с ужасной правдой, а потом выиграть войну галактических масштабов… но получить хэппи-энд таки можно, да. Правда, с позиции самой вселенной он всё равно будет не очень.
      • В его сиквеле от других разработчиков, Obsidian, получение хэппи-энда в оригинале в принципе невозможно. С учётом фанатского ремастера — да. Перебить для этого придётся целые толпы… нет, не фигурально. И это не упоминая необходимости обстоятельно измазаться в Тёмной стороне для набора влияния на соответствующих спутников… Кроме того, подразумевается, что для главного героя предыдущей игры хэппи-энд был временный и с горьковатым привкусом.
    • Mass Effect 2: без гайдов при первом прохождении практически невозможно завершить Самоубийственную Миссию без потерь. Для этого игрок должен проапгрейдить «Нормандию» (ладно, это легко), вылететь на Самоубийственную Миссию сразу после похищения экипажа Коллекционерами (если хоть чуть-чуть задержаться — половину экипажа заживо пустят на биомассу), что уже слегка неудобно, и… заслужить лояльность всех бойцов, ибо нелояльные охотно мрут сами и могут стать причиной гибели других. Казалось бы, тоже ничего сложного — просто не торопись и пройди личный квест каждого напарника… вот только на деле всё сложно. Во-первых, сюжетный поворот с вышеозначенным похищением неочевиден, и при первом прохождении игрок запросто может триггернуть его ненарочно, оказавшись неготовым лететь навстречу концовке. Во-вторых, квесты некоторых напарников (например, Тейна или Тали) игрок запросто может завалить и тем самым навсегда потерять возможность заслужить их лояльность. В-третьих, если Шепард не сумеет миром разрулить конфликты на борту (Миранда против Джек и Тали против Легиона) — а для этого нужно изрядное количество очков героя или отступника — то придётся встать на сторону одного из участников конфликта, отчего лояльность другого также потеряется. Ну и в-четвёртых, в ходе самой Самоубийственной Миссии нельзя ошибаться с распределением ролей — то есть, игрок должен угадать, кто лучше справится с проникновением через вентиляцию, из кого получится хороший командир, у кого больше биотической силы и кого лучше оставить прикрывать вашу задницу на финальном этапе. Словом, нюансов куча — и упускать нельзя ни один, иначе игрок потеряет хотя бы одного-двух сопартийцев. Ну а что вы хотели — Миссия же Самоубийственная!
  • Dark Souls 2: Изумрудная Вестница оказалась-таки права, и король Вендрик действительно может помочь протагонисту если не избавиться от проклятия нежити, то хотя бы сделать его клёвым — но для этого надо пройти все три DLC, каждое из которых куда посложнее основной сюжетной линии.
  • В Dawn of War II: Retribution игрокам дали-таки получить свой хэппи-энд посреди развалин, и даже за все фракции. Раньше в серии и её одноимённой предшественнице потолком была жертва во имя великой цели.
  • Tales from the Borderlands — прежде всего Вон: он прошёл через множество страданий и опасностей, но в результате вышел из тени своего друга и стал крутым вождём клана.
  • «Ведьмак 3», просто «Ведьмак 3». По крайней мере в отношении Геральта и Цири хэппи-энд возможен, а вот насчёт остальных всё сложнее.
  • Дилогия No One Lives Forever: пусть это и нарочито пародийный боевик, но это не отменяет того факта, что события там развиваются от плохого к ужасному, а Кейт Арчер придётся немало постараться для успешного финала.
  • S.T.A.L.K.E.R.: что «Тень Чернобыля», что «Зов Припяти» дают возможность выйти на хэппи-энд, пусть и приложив немало усилий.
  • Contra: Shattered Soldier: Чтобы получить истинную концовку, игроку надо очень сильно постараться. В противном случае игрок получит либо неполный финал, дающий понять, что главные враги уцелели, либо несчастливый, в котором погибает главный герой.
  • Golden Axe 3 — чтобы получить хорошую концовку, нужно сразиться с героями, которых заколдовал главгад и освободить всх пленников. Но для этого, нужно выбирать определённые маршруты. Один раз свернули не туда, и не видать вам хорошей концовки. И даже если вы следовали правильными путями и всех спасли/расколдовали, помните, что после убийства последнего босса, появится истинный главгад, и вы должны его победить.
  • Bad Dream: Coma — заслужить хорошую концовку можно только в том случае, если ни разу проявить жестокость. Многие проблемы (напугавший повара паук, сердитый пёс в лесу, вопящая кукла-младенец) решаются двумя способами, и каждый раз нужно искать более добрый и более сложный. Выберешь короткий путь единожды — уже лучше, чем в нейтральной, не будет. Спасуешь дважды — увидишь только самый плохой конец из существующих.
  • «Анабиоз: Сон разума» — вся игра об этом, протагонисту чтобы спасти погибший ледокол нужно пройти уйму испытаний и для продвижению по сюжету спасти в прошлом уйму людей и даже пару зверушек, чтобы титан Хронос позволил ему вернуться в прошлое же и, вселившись в одного из трех виновников катастрофы ледокола, заставить принять того верное решение позволяющее избежать катастрофы.
  • Darkest Dungeon — тот случай, когда концовка получается хорошей не по сюжету, а по ощущениям игрока: финальный босс (до которого ещё добраться надо) обладает весьма неприятной способностью, и ничто в игре не приносит большей радости, чем выигранный финальный бой, в котором боссу не дали этой способностью воспользоваться. А нужны для такой победы специфический состав партии, грамотная тактика и удача.
  • The Binding of Isaac: Repentance — Isaac and his parents lived in a small house…
  • Dragon's Dogma — грустный зигзаг. Здесь действительно есть хэппи-энд в виде мирной жизни со своим любимым человеком, но его получаете не вы, а ваша главная пешка, пробудившаяся в вашем теле после того, как вы совершили самоубийство ради спасения мира.
  • Skyrim — если в сюжетной линии Стражи Рассвета вы хотите излечить харизматичную и интересно проработанную напарницу-вампиршу Серану от вампиризма, то общение с ней превратится в ходьбу по минному полю… по крайней мере, без многочисленных гайдов, как уломать Серану на исцеление. Или модов.

Визуальные романы[править]

  • Kanon: чтобы добиться счастливого окончания в ветке Аю, Юйти пришлось найти в себе силы принять страшные события, что случились семь лет назад.
  • Clannad — хотите увидеть истинную концовку, где Нагиса и Усио не умирают? Тогда вам нужно собрать каждый огонёк света в игре, то есть пройти игру на 100 %. В некоторых маршрутах их не так уж просто получить. Например, Мисаэ даст свой огонёк только в маршруте Томоё, если вы пройдёте его после маршрута Мисаэ.
  • Серия Steins;Gate — педаль в земную кору. Лишь пройдя через смерть своей возлюбленной, ПТСР и повторного сценария со смертями близких людей, Окабе решается найти тот самый хэппи-энд — Врата Штайна, на что уходят годы планирования и анализа.
    • В Steins;Gate 0 Окабэ пришлось претерпеть жесточайшие пытки и возвращаться в прошлое на 30 лет назад черепашьим темпом, по 2 дня за раз, но зато он не только возвращает историю к Вратам Штайна, но и летит на выручку застрявшим на краю гибели Сузухе и Маюри.
  • Little Busters! — ещё более жёсткий пример по сравнению с «Каноном». Рики и Рин пришлось не только принять ужасную правду, но и всеми своими силами спасать друзей в экстремально-смертельной ситуации в финале.
  • Rewrite: для счастливой концовки герою пришлось не только выполнить непосильный квест, но и предать всех, кого он знал.
    • Ветка Тихаи, концовка которой наиболее смахивает на счастливую, если рассматривать только линии девушек. А что вы хотели от арки с закосом под сёнэн?
  • Ever 17, просто Ever 17. Всё рассказывать — портить удовольствие от игры, но тем не менее, в конце игры после всех испытаний герои получают действительно такую концовку, какую заслуживают.
  • Fate/stay night: чуть ли не основной посыл всего романа, к тому же не прийти к хэппи-эндам можно почти от любой совершённой ошибки. Да и хэппи-энды часто не совсем хэппи-энды.
  • Crimson Gray — так как история повествует об опасном романе с абсолютно чокнутой психопаткой, то нет ничего удивительного в том, что хорошую концовку здесь достаточно сложно получить.
  • Kara no Shoujo — педаль в пол. Собственно, счастливого конца здесь вообще нет. Даже в самом оптимальном варианте прохождения сюжета, если вам удастся спасти Кучики Токо и жену Сюго, то все равно это будет тянуть максимум на плохой хороший конец — Токо искалечена и всю жизнь проведёт на больничной койке, а Рокушики Макото, никем не пойманный, станет ждать удобного момента, чтобы похитить девушку.
  • Ace Attorney — хэппи-энд можно получить можно только этим способом. Герои на пути к истине пройдут через многое, начиная от простых неудач и заканчивая потерей любимых людей и ГЭСом, но в конце концов их старания окупятся с лихвой.
  • X-Change 3 — хорошая концовка Аяно потребует от героя в женском теле отдать себя на растерзание двоим парням, дав Аяно уйти. Но зато герой вернет себе мужской облик и завоюет искреннюю и чистую любовь без малейшей пошлости.
  • Бесконечное Лето — «История Одного Пионера» вся об этом.

Реальная жизнь[править]

  • Так и выигрывали все войны.
  1. Как вариант, но попроще: после первого прохождения (если это была «Семейная концовка») можно загрузить последнее сохранение, после чего выполнить ранее недоступные действия, которые и приведут к истинной концовке.