Твист Найта Шьямалана

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Dead All Along. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Персонаж умер, но не знает об этом.
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть, — читайте!

(link)

Он самый

Наш герой попал в передрягу, но благополучно выбрался из неё. Вернее, так ему казалось. Потому что с тех пор в его жизни происходит какая-то непонятная чертовщина. Может, на самом деле, он не выбрался из передряги, а лежит в глубокой коме и всё видится ему во сне? Или, того хуже, всё происходящее — его предсмертные видения?

Нет, всё гораздо круче: наш герой уже умер. И дай-то Бог, чтобы просто остался на Земле неприкаянным духом, а не мариновался в своём персональном Аду или в лучшем случае — Чистилище.
Как и в случае с Р. Л. Стайном, авторство твиста принадлежит отнюдь не Найту Шьямалану (которого, кстати, тот же Р. Л. Стайн опередил на шесть лет, но и он не был первым), однако именно с его именем твист стал ассоциироваться в массовом сознании после выхода «Шестого чувства». Обычно предшественником Шьямалана считают независимого режиссёра Герка Харви, снявшего в 1962 году культовый фильм «Карнавал душ». Хотя там вполне может быть и Бирсовский твист.

Если умер не протагонист, а кто-то из второстепенных персонажей — это троп А ведь он умер десять дней тому назад... И да, не стоит этот троп путать с основным приемом Шьямалана.

Где встречается[править]

Фольклор[править]

  • Один из самых давних примеров — народная байка про некоего англичанина, который вдруг проснулся у себя во дворе. Подумав, что ходил во сне, как с ним частенько бывало, он решил постучать в окошко спальни, чтобы жена впустила его в дом. Когда жена подошла к окну, англичанин с удивлением отметил, что она вроде бы постарела лет на десять. Он виновато улыбнулся — и жена отчаянно завизжала. Только тут он увидел свое отражение в стекле — ухмыляющийся скелет. И тьма забвения снова поглотила его.

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • «Из глубин» Руслана Мельникова — все действующие лица погибли в самом начале книги, но не осознали этого. Все их приключения происходят в загробном мире.
    • Ужас у холодильника — весьма вероятно, что и в начале книги они живыми тоже не были (один — так уж точно). Под очень большим вопросом, остались ли вообще на Земле живые люди.
  • Юрий Нестеренко любит этот приём:
    • «Нижний город»/«Downtown». Герой просто сел не на тот поезд метро и оказался в очень странной и жуткой версии Нью-Йорка…
    • Его же «Вечность» — четверо английских аристократов распивают вино в охотничьем домике, чтобы узнать от случайно заглянувшего на огонёк американца, что они давно уже мертвы и беседуют так каждую грозовую ночь.
    • Его же «Резервная копия» — субверсия. События реальны, вот только герой таки умер.
  • Виктор Пелевин:
    • «Вести из Непала».
    • «Иван Кублаханов» — на уровне инверсии.
    • «Гость на празднике Бон» — впрочем, для тех, кто в курсе, кого зовут в гости на праздник Бон, твиста не происходит.
  • «Скорбный перегон» — рассказ российского писателя Олега Кожина: героиня столкнулась в поезде с подонками, ударилась головой, очнулась… на самом деле, не очнулась, очнулся уже её призрак.
  • Марина и Сергей Дяченко, «Крыло» — в рассказе два варианта концовки, и в одном из них протагонист и его мать мертвы (он этого так и не осознаёт).
  • Рассказ «Ничего не говори» Макса Фрая. Главный герой всё понимает быстро, его подруга — тоже, а вот читателя до самого конца кормят намёками.
  • Стихи Александра Пелевина «Капитан и юнга».
  • Его же «Здесь живу только я». Педаль в пол. Главные герои придуманы умершим поэтом на основе его реальных, тоже погибших друзей, чтобы скрасить одиночество в загробной жизни
  • «Демоверсия» Алисы Бастиан — троп играется в конце. Поскольку рассказ о меняющей реальность хоррор-игре, не ясно, подпадает ли под троп вся игра или только её конец, ставший в итоге реальным.
  • Вик. Рудченко, «Свежий ветер» (опубликован в сборнике издательства «ФРАМ») — герои — мужчина средних лет и девушка по имени Элли — едут в поезде. По дороге, как обычно, между героями завязывается разговор, в ходе которого выясняются, что они мертвы (мужчина умер в больнице после ДТП, а девушка — самоубийца), а поезд следует на станцию, которая представляет собой загробный мир.
  • Валерий Роньшин, «Легенда о женщине с белыми крыльями» (она же «Легенда о принцессе с белыми крыльями» и она же «Лётчик Потапов») — главного героя, этого самого военного лётчика Степана Потапова, угораздило прыгнуть без парашюта, и когда он уже был у самой земли, его подхватила прекрасная женщина с белыми крыльями и унесла к себе на седьмое небо, где они и зажили счастливо. И Потапов рассуждает: «Молодец я всё таки, что без парашюта прыгнул, а то хлебал бы в армейской столовой кислые щи». В детском возрасте этот рассказ читается как история чудесного спасения, типа «прилетел вдруг волшебник в голубом вертолёте», а вот для взрослого очевидно, что герой таки разбился.
  • «Вонючий козёл» Радослава Славнича — герои, от лица которых идёт рассказ, на самом деле давно умерли, попав в автомобильную катастрофу по своей же глупости.
  • Павел Корнев. рассказ «Аутодафэ» (из цикла «Приграничье») ― Главный герой чудом выжил после нападения бандитов, не загнулся от ночного холода, случайно выходит на логово шайки, с каким-то непонятным чувством убивает их, снова получая ранения но не чувствуя их. И в конце оказывается, что и вышел на них неслучайно, и боль не чувствует неспроста… Он и первую-то схватку не пережил. И решает в итоге сжечь себя вместе с избушкой, пока окончательно не превратился в зомби. Ну и погреться напоследок…
Сетевая[править]
  • Крипипаста-пародия на троп — «Спокойный вечер», главный герой которой вспоминает, что уже не первый год как умер, перепугав всю родню, да ещё и спрашивает у читателей, как ему теперь быть.
  • Вот эта известная крипипаста — правда, вариант, опубликованный на Мракопедии, на самом деле является авторской переработкой исходного текста, где герой и его мама действительно живы.
  • Рассказ «Подольский» и многие другие крипипасты.

На других языках[править]

  • «Рождественская песнь» Чарльза Диккенса. Путешествуя с Духом Грядущих Святок, Скрудж постоянно слышит разговоры о бесславной смерти какого-то скряги, которого никто не жалеет, что вызывает у нашего героя ощутимое жжение пониже спины пополам со смутным страхом. Убедившись, что клиент упорно не желает понимать намёки, дух отводит его на кладбище и уже прямо показывает Скруджу его собственную могилу. С прикрученным фитильком, потому что Скрудж не призрак, а путешественник во времени, но его реакция отыгрывается совершенно в духе нашего тропа.
  • Амброз Бирс, прославивший твист имени себя в рассказе «Случай на мосту через Совиный ручей», обыгрывал и наш троп в новелле «Живший в Каркозе»: герой читает надпись на могильной плите и с ужасом видит своё имя и дату своей смерти.
  • «Хапуга Мартин» Уильяма Голдинга. Главный герой, моряк по имени Мартин, терпит кораблекрушение. Он чудом выживает — во многом потому, что успел скинуть тяжелые, мешавшие плыть, сапоги, выбирается на какой-то островок, долго, тяжело и упрямо борется за выживание. В финале находят труп Мартина, который плавает, удерживаемый спасательным жилетом. Умер он мгновенно, не успев даже скинуть сапоги, и намекается, что остров был своего рода посмертным Чистилищем, а долгая и упорная борьба за выживание — это просто нежелание героя признать, что он уже мёртв. Возможно, впрочем, что все эти события только пронеслись у него в голове в тот момент, когда его лёгкие заполнялись водой.
  • «Где-то там» — небольшая повесть Уильяма Питера Блетти. Герои собираются на острове посреди моря, и лишь в конце понимают, что на самом деле они — призраки. До острова они не доплыли — катер потерпел крушение, и все утонули.
  • Р. Л. Стайн:
    • «Призрак по соседству» начинается с того, что девочке Ханне приснился кошмар, будто ее дом горит. Она проснулась в своей постели, но… нужно ли продолжать?
    • «Безбашенный Хэллоуин»: герой был уверен, что успешно перепрыгнул через овраг. Но потом заглянул в него, а там…
    • «Новогодняя вечеринка»: после аварии зимней ночью герои выбрались из перевёрнутой машины и вышли на шоссе ловить попутку, но никто не остановился. В отчаянии они решили пересидеть ночь в машине, но, заглянув туда, обнаружили в своих креслах два изуродованных трупа…
  • Стивен Кинг:
    • «Уилла» — впрочем, здесь правда открывается в середине рассказа, а не в конце.
    • «Чувство, которое словами можно выразить только по-французски» его же.
  • Филипп Дик, «Убик». Педаль в пол — мертвы ВСЕ, кроме того персонажа, которого изначально и считали мёртвым. Да и с ним не всё так однозначно…
  • «Ад — это вечность» Альфреда Бестера. Бомбоубежище, в котором сидят герои, оказывается, было уничтожено прямым попаданием бомбы в самом начале повести, и все они давно в аду.
  • «Убить мертвых» Танит Ли — охотник за привидениями сам оказывается призраком.
  • Хроники Нарнии, «Последняя битва»: неожиданный светлый вариант тропа. Главные герои выясняют в финале, что не только все окружающие, но и они сами мертвы (погибли в железнодорожной катастрофе) — и это означает, что им не надо возвращаться на Землю, и они могут навсегда остаться в стране Аслана. Единственный персонаж, парадоксальным образом вызывающий сочувствие — это оставшаяся на Земле (т. е. выжившая) Сьюзен.
  • «Третий полицейский» Флэнна О’Брайана — на самом деле герой был убит своим сообщником и мнимым другом ещё в самом начале произведения, что как раз совпадает с моментом, с которого происходящее теряет всякую логику. Благо в финале он неосознанно устраивает предателю парад кровавых мальчиков.
  • А ещё был рассказ пана Сапковского «Золотой полдень», очень близок тропу. Но Алиса Лидделл там не умерла, а ненадолго впала в кому (высокая температура плюс спиртовой раствор опия), и Страну Чудес — на свой лад вполне реальную — посещала не «она сама целая», а её душа, пока тело лежало в отключке. Кстати, это ещё и «Кэрролл писал правду!», детали — в тематической статье.
  • Рассказ Рональда Данкана «Когда мы мёртвые пробуждаемся».

Кино[править]

  • «Карнавал душ» 1962 года — если отвергнуть реалистическую трактовку событий. С одной стороны, все жуткие события могли быть лишь предсмертными видениями гибнущей девушки; с другой — не исключено, что она действительно была беглым призраком, застрявшим в мире живых, и остальные души утащили её туда, где ей положено находиться.
  • Британский ужастик «Дом ужасов доктора Террора» 1965 года. Пятеро героев выходят из поезда, чудом избежав крушения и ищут шестого, который нагадал им на картах всевозможных ужасов. Ой, что такое? Где вообще все остальные люди? И почему тут лежит газета за завтрашнее число, в которой сообщается о пятерых погибших? Ой, а вот и шестой, но что-то на себя не похож. Да, учёный с картами оказался самим Безжалостным Жнецом. А смерть — единственное, что может их избавить от будущих проблем.
  • «Байки из склепа» (1972) — то же самое, что и в предыдущем примере. В финале выясняется, что пятеро слушателей баек уже умерли и находятся в преддверии ада, а Хранитель не приоткрывает перед ними завесу будущего, как это казалось в начале, а рассказывает об уже свершившихся событиях.
  • «Склеп ужаса» (1973) — сиквел «Баек из склепа». Финальный твист полностью идентичен тому, что был в первом фильме. Все пятеро рассказчиков уже мертвы, а то что они принимали за кошмарные сны — на самом деле воспоминания о событиях, приведших к их смерти. За свои грехи они обречены каждую ночь на протяжении целой вечности собираться вместе, чтобы вновь и вновь рассказывать друг-другу о том зле, которое сотворили.
  • «Шестое чувство» Найта Шьямалана. Герой-психиатр на самом деле призрак: его застрелил собственный пациент. Все охали и ахали по поводу «неожиданной концовки», а между тем Стайн и Блетти написали о подобном намного раньше. Подсвечено тем, что по ходу фильма с героем разговаривает только мальчик-пациент, который «видит мертвецов», но при первом просмотре мало кто обращает на это внимание.
    • Правда, есть еще одно НО. Призраки такие страшные, потому что выглядят такими, какими их застала смерть. Почему-то Коул не спросил «Дядя доктор, а почему у вас пулевое ранение и чего вы кровью заляпаны?». Или хотя бы не испугался?
  • «Папаша-привидение». Главный герой на машине упал в реку. Еле выбрался, а потом заметил, что не все его замечают, и он проходит сквозь стены. Как очевидно по названию, он стал призраком. Но его тело выжило, находится в коме, и в хэппи-энде герой воскресает.
    • Аналогичное происходит в фильме «Точно как в раю» («Между небом и землёй» в российском дубляже): Молодой талантливый доктор Элизабет Мастерсон попадает в автомобильную аварию, а затем внезапно появляется в своей квартире, в которой уже живёт новый квартирант. В середине фильма девушка оказывается лежащей в коме, а в конце просыпается после поцелуя того самого квартиранта.
  • «Рикер-2» — пополам с твистом Амброза Бирса.
  • «Невидимый» Дэвида Гойера. Аналогичная история. Подростка избивают его ровесники и прячут тело, подумав, что убили его. Когда дух парня обнаруживает, что его никто не видит, он считает себя мёртвым, однако позже обнаруживает, что это не так.
  • Российский фильм «Живой». Все, происходящее после того, как возвращающийся с войны герой попадает под машину — на самом деле посмертные мытарства его души.
  • Советский фильм «Сошедшие с небес» (1986). После войны жизнь возвращается в нормальное русло. Сергей (Александр Абдулов) и Маша (Вера Глаголева), пытаются найти себя в ней. Решают бытовые проблемы, растят сына. Всё как у всех, радости и огорчения. Только с воспоминаниями что-то не так… В конце фильма действие переносится назад, в военные годы, и выясняется главное… — ведь в те трагические дни 1942-го в Аджимушкайских катакомбах не выжил почти никто.
    • Возможно, они, как следует из названия, действительно вернулись в наш бренный мир. Кто-то придумал их, а они придумали Вовку, как сами размышляют. Особенно это подчёркивается на аэродроме, когда товарищ говорит главному герою, что слышал, что именно они двое погибли.
  • «Байки у костра» 1997 года. Три истории объединены сквозным сюжетом о группе ребят, которые, попав в аварию посреди лесной дороги, решили скоротать время до прибытия помощи за травлей этих самых баек. Когда помощь, наконец, приехала, ребята с ужасом увидели, как полицейские достают из покореженной машины… их собственные трупы и грузят в мешки. Отныне они привидения, и будут сидеть у костра в лесу вечно.
  • Фильм «Зеркала» — главгерой попадает в параллельный мир, где живут души умерших, но понимает это, только когда видит вывески, написанные наоборот.
  • «Алиса, или Последний побег» Шаброля — фантазия на тему «Алисы в Стране Чудес»: главная героиня попадает в аварию и оказывается в особняке, населённом очень странными персонажами и окружённом лесным лабиринтом, из которого невозможно выбраться… Надо ли продолжать?
  • «Простая формальность» Джузеппе Торнаторе — известный писатель пришёл в себя в лесу, не помня, как он там оказался, и где он был в прошедшие сутки…
  • «Битлджюс» — в этом случае, правда, главные герои сообразили, что мертвы, достаточно быстро. А вот до встреченной ими на Том Свете футбольной команды дошло далеко не сразу, несмотря на тонкий намёк Юноны: «Да не тренер я вам! Он выжил!»
  • «Другие» — на протяжении фильма главная героиня и её дети полагают, что окружены привидениями в своём доме, но оказывается, что они сами привидения, из-за которых из дома уезжают новые хозяева.
  • «Лимб» 2013 года. Троп перемежается с Днем сурка. Сюжетно — те же «Другие», но подинамичнее, и «главная героиня мертва» становится известно достаточно быстро, а не в финале.
  • «Мёртвый мозг» — название говорит само за себя. Запутанный фильм о нейрохирурге-пациенте нейрохирурга.
  • «Треугольник» — фильм, поначалу похожий на молодёжный ужастик о мистических приключениях на заброшенном корабле, превращается в притчу о сущности ада и бесполезности сделок со смертью.
  • «Замёрзшая (The Frozen)» — после аварии на снегоходе главные герои не могут уйти от своей палатки, кружа на месте, а вокруг очень лениво развивается что-то мистическое, чтобы вдруг, вроде бы, оказаться всего лишь сном, а в самом конце оставшаяся одна-одинёшенька главная героиня узнаёт от лениво преследовавшего её весь фильм охотника, что они с парнем не пережили аварию на снегоходе, вот только её душа всё никак не желала этого принять.
  • «Пассажиры» 2008 года — главные герои, выжившие в авиакатастрофе, на деле погибли и осознавали это на протяжении всего фильма, в чём им помогали ранее умершие близкие (которых те, правда, забыли).
  • «Мёртв и похоронен» — шериф-протагонист расследует серию убийств в своём городке и с ужасом выясняет, что их совершают горожане, которые стараниями маньяка-коронера давно мертвы, включая его жену. Он видит кинопленку, на которой его жена занимается сексом с каким-то мужчиной и вонзает ему в спину нож… а потом труп переворачивается, и несчастный шериф видит собственное лицо.
  • «Восставший из зада-6» — Тревор вместе со своей женой попадает в аварию, но выживает только он. После чего его жизнь медленно идёт под откос — близкие умирают, постоянные кошмарные галлюцинации, да и полиция начинает с подозрением смотреть на героя. А всё почему? Потому что именно он погиб в той аварии, а все видения — проделки Пинхэда, который по договору с женой Тревора Кёрсти (она же главная героиня 1-2 частей) забрал души друзей героя и его самого. Тревор планировал убить жену, чтобы завладеть её наследством, но та оказалась хитрее: и от Пинхэда окончательно отвязалась, и выжить сумела.
  • «Призрак» с Ф. Бондарчуком — герой Бондарчука довольно долго полагал себя живым.
  • «Мертвец» Джармуша — по одной из трактовок Уильям Блейк погиб ещё во время перестрелки в комнате Рейчел (на это намекает символически упавшая звезда), а Никто, как олицетворение его бессознательного, получается, ведёт его не умирать, а очищает его душу от всего мирского и воспоминаний, чтобы подготовить её к возвращению в страну духов. Есть также намёк, что Блейк мёртв ещё с самого начала — вспомните слова его попутчика в поезде!
  • «Тупик» (англ. Dead End) — американо-французский фильм ужасов 2003 года с элементами чёрной комедии режиссёров Жана-Батиста Андреа и Фабриса Канепа. Зря герои думали, что пережили аварию!
  • «Мой создатель» (англ. Archive) — на протяжении фильма главный герой занимается тем, что пытается собрать кибернетическое тело и мозг для возвращения к жизни своей погибшей жены. Копия её сознания хранится в аналоговом устройстве Архив. Периодически она выходит с ним на связь, и они говорят о том, как скучают друг по другу. Но срок работы Архива имеет свой предел, и он истекает. Когда герой, наконец, предпринимает попытку перенести сознание жены в тело робота, из Архива поступает ещё один звонок — настоящие жена и дочь прощаются с сознанием героя, срок существования которого подошёл к концу.
  • «Закрыто на сезон» — весь фильм главные герои бродят среди своих то и дело воплощающихся воспоминаний и кошмаров, чтобы в конце главная героиня поняла, что мертва и сумела превратить персональное чистилище в персональный же рай.
  • Российский 8-минутный короткометражный фильм «Путевые заметки» — экранизация рассказа «Свежий ветер» (см. выше).
  • «Поезд смерти» (2018) — главные герои фильма, на самом деле — призраки людей, погибших в железнодорожной катастрофе в 1922 году, однако, судя по всему, вынужденные регулярно переживать это событие снова и снова.
  • «Сиеста» (1987) — героиня-парашютистка приходит в себя на лётном поле где-то в Испании в платье, запачканном кровью, вспоминает своё прошлое и своего бывшего любовника, и пытается вспомнить, как она туда попала и не убила ли она кого-то. При этом она всё время почему-то встречает странных персонажей и оказывается в загадочных местах. Как выясняется, она мертва и уже в загробном мире, а кровь — её собственная.
  • «Фантом» (2013) — команда подводной лодки, поднятой на поверхность спасателями, видит, как матросы носят по палубе мешки с трупами, и понимает, что они не выжили…
  • «Открой глаза», а также его ремейк «Ванильное небо»: «Я помню. Кто-то умер. Это был я». — впрочем, последующее «воскрешение» является некой комбинацией с другим приёмом.
  • «Внутри моей памяти»: «Вы умерли, мистер Кейбл!» — впрочем, и здесь можно рассматривать другой вариант.
  • «Озеро призраков» — встретившийся Ребекке по приезду в город парень, быстро начавший ей симпатизировать, но почему-то все время куда-то сбегавший, когда рядом появлялись другие люди, оказался одним из озерных призраков. А вот с маленькой девочкой зигзаг — из двух сестер близняшек одна стала очередной жертвой проклятого озера, а вот другая выжила, и даже озерные призраки не в состоянии понять, кто из сестричек кто.
  • «Заброшенный дом» — зигзаг: вроде как главные герои, все же, пережили уготованную им папашей-маньяком судьбу, и героине даже удалось родить дочку, но зов все равно приводит ее на заброшенный родительский хутор, где она обнаруживает, что несмотря на все старания недобитой отцом матери, не смогла пережить утопления в младенчестве, а ее брат-близнец таки бы съеден свиньями заживо в тот же день.

Телесериалы[править]

  • «Американская история ужасов: Дом-убийца». Напрасно девочка считала свою попытку самоубийства неудачной.
  • Эпизод сериала «Боишься ли ты темноты?» под названием «The Tale of the Dream Girl» («История мёртвой девочки»). Именно он вдохновил Шьямалана на «Шестое чувство», но сам эпизод, вероятно, был вдохновлён «Призраком по соседству» Стайна.
  • «Звёздный крейсер „Галактика“» — Старбак вместе со своим «Вайпером» взрывается в буре газового гиганта, но появляется целой и невредимой в Ионической Туманности. Её видят и чувствуют все, но некоторое время спустя, после прибытия на первобытную Землю, она исчезает. Вокруг её твиста крутилось множество споров и фанатских теорий. Она оказалась призраком, присутствие которого объяснялось её страхом быть забытой после смерти.
  • «Жизнь на Марсе» и «Прах к праху» — на самом деле главные герои не перенеслись в прошлое, а попали в чистилище для душ полицейских. Если они справятся с расследованиями в виртуальном 1973 году, то имеют шанс попасть в местную версию рая.
  • Любители поискать пессимистичный глубокий смысл видят такую трактовку в «Острове Гиллигана». Достаточно почитать статьи и посмотреть YouTube по запросу The Seven Deadly Sins of Gilligan’s Island. Реакцию слова божьего на эту теорию автор правки не знает.
  • «Остаться в живых» — все флэшфорварды последнего сезона, оказывается, происходят в мире умерших.
  • «Волчья яма»: по некоторым теориям Мик — психопомп, который приходит к тем, кто уже умер. Следовательно, все герои, кроме него — уже умерли, да он это и говорит владельцу оружейного магазина, который к нему пришел уже после своего убийства Миком.
  • «Сверхъестественное» — эпизод второго сезона, в котором братья подбирают на дороге голосующую женщину. Женщина попала в аварию, когда ехала на автомобиле вместе с мужем, а когда очнулась, то не увидела поблизости ни мужа, ни того мужика, который выскочил на дорогу и из-за которого случилась авария. Только под конец серии Дин и Сэм признаются, что специально приехали на этот участок дороги: на самом деле авария случилась 15 лет назад, муж героини выжил, а вот она сама погибла, погиб и сбитый лесник. И вот уже пятнадцать лет, в годовщину трагедии, призрак лесника преследует призрак женщины и зверски убивает её, мстя за свою смерть, а через год душа несчастной вновь возвращается на дорогу, уверенная, что авария случилась только несколько минут назад…

Аниме и манга[править]

  • Occultic;Nine — выжимает педаль в пол: все девять главных героев в ходе сюжета умерли (и были очень удивлены, когда выяснили это), превратившись в особую форму призраков — способных взаимодействовать с миром, но невидимых для других людей.
  • «Иная» — собственно, проклятье, витающее над классом 3-3, построено как раз на этом тропе: каждый год кто-то из учеников (реже — один из учителей) погибает ещё до вступления в силу основного проклятья. После чего он вдруг возвращается к жизни и, благополучно «забыв» о своей первой смерти, продолжает как ни в чём ни бывало общаться с живыми, тем самым подвергая их смертельной опасности.
  • Paranoia Agent — как ни странно, играется шутки ради: в серии про самоубийц три героя совершали попытки суицида разными способами. К несчастью для них, все попытки проваливались. Но почему тогда они не отбрасывают тени, другие люди их не могут увидеть, случайно сфоткавшие их девушки вопят в ужасе, а сверхъестественный убийца с битой бежит от них, сверкая пятками? Похоже, их попытки не прошли даром, и эти ребята таки-умерли по настоящему.
  • Junji Ito: Collection — 6-ая серия, новелла «Затянувшееся прощание» (экранизация одноимённой главы из манги «Осколок зла»). Семья мужа главной героини создаёт «образы» — ментальные проекции умерших родственников сроком на 20 лет, чтобы за это время окончательно смириться с их смертью. Девушка хочет сделать такой же образ своего отца, когда он умрёт, но свёкор со свекровью почему-то категорически против. И только после измены мужа героиня узнает, что погибла незадолго до свадьбы и теперь сама всего лишь проекция.
  • Gegege no Kitarou, сериал 2018 года, 7-я серия: Китаро сопровождает на поезд крепкого злобного мужичка. Вот только чем дальше поезд идет, тем больше чертовщины на нем происходит. Потому что мужичок-то сам попал под колеса поезда, и просто не хотел себе в этом признаться, продолжая привычно шататься по барам и измываться над подчиненными. Китаро же организовал для него литерный поезд прямиком в ад.
  • JoJo's Bizarre Adventure — Кира Йошикаге после использования Bites the Dust. Кира думал что уже победил и закатился злобным смехом и только потом понял что уже находится в местном чистилище.

Видеоигры[править]

  • Dragon Age: Inquisition — таков один из эпилогов DLC Trespasser для Лелианы, если в первой части игрок убил её в Храме Священного Праха. Всё это время с нами была не Лелиана, а нечто вроде духа с её обликом и памятью, который в один прекрасный день бесследно исчез.
    • Инверсия книге «Раскол» с Коулом, Призраком Белого Шпиля. Считает себя объектом тропа, но своим затуманенным воспоминаниям не доверяет и боится, что буквально исчезнет, если окажется, что он никакой не Коул. В конце концов, с учётом данной в DAI информации, выходит следующее — этот персонаж на самом деле дух сострадания, пытавшийся спасти жизнь настоящему Коулу, но парень всё равно погиб, на что отчаявшийся дух ненароком перенял его воспоминания и смог воплотиться в темнице Белого Шпиля, не только не осознавая, чем сам являелся, но и не понимая, что случилось с настоящим Коулом.
  • RPG-детектив Happy Birthday — в финале выясняется, что безымянная протагонистка-детектив является призраком. И не каким-либо, а призраком убитой в самом начале игры девочки; даже после смерти она как-то повзрослела и однажды, потеряв память, вернулась назад во времени, чтобы расследовать, как оказалось, собственное убийство.
  • По одной из версий, третье прохождение первых двух частей Max Payne. В первой части этот уровень сложности так и называется «Мёртв по прибытии» (в пиратском переводе (известном по бутскрину «Заружаю» (без «г»)), название переведено «Мертвец прибывает», что уничтожает игру слов, но не меняет сути), во второй — в третьем прохождении Мона Сакс «оживает» (или это Макс соединяется с ней на том свете?). Подливает масла в огонь ещё и судно «Харон», встреченное в середине первой части, а мы знаем, чем занимался персонаж греческой мифологии с этим именем.
  • Silent Hill: Shattered Memories — оказывается, что Гарри существует лишь в подсознании дочери, которая не хочет признать, что её отец умер много лет назад.
  • Resident Evil — Итан Уинтерс умер ещё в начале 7 части, однако плесень пополам с его упорством не давали ему умереть окончательно.
  • Enderal: The Shards of Order. Местный протагонист так и не смог добраться до Эндерала. То, за что мы играем — его некая «проекция», созданная Высшими для продолжения цикла, а настоящий герой давно кормит рыб на дне морском вместе с собственным другом Сириусом.
  • Little Misfortune — когда героиня переходила дорогу, то на неё ненадолго накатывает жуткое видение. Девочка не придала этому значения, и пошла дальше. На самом деле, в этот момент героиню сбила машина, а всё её приключения были подстроены злым духом Морго.
  • Rime — вся игра — путешествие утонувшего в море мальчика в сознании отца, проходящего все стадии принятия его смерти.

Музыка[править]

  • Бумбокс — «Та, что»; заодно и воссоединиться в смерти.
  • Наутилус Помпилиус — «Умершие во сне», которые сами не поняли, что умерли.
  • Сюда же Nickelback — «Someday».
  • Arash — Pure Love.
  • «О смерти помни» — не новая, но изящная субверсия: с первых строк можно подумать, что живой человек отмахивается от навязчивого кошмара, в котором приходит мертвец, а на деле — мертвеца достали живые суетные люди, приходящие на могилу «для галочки» и очистки совести.
  • Отель «Калифорния» — не факт, но возможно. Живым ли герой доехал до странного отеля?
    • Если учесть, что собой представляет этот отель, то это уже не имеет значения. Пикантная подробность — похоже, герой перед тем, как увидеть «свет в конце туннеля», еще и косячок воскурил, т. е. сделал все, чтобы прописаться в отеле.
  • ДДТ:
    • Песня «Бродяга» — вечером путник находит умершего бродягу и решает его похоронить, и закончилось это так: «…Закопал я его под ольхою, свет от молний стекал по усам, не увидел я тень за собою… Понял, что хоронил себя сам…».
    • «На небе вороны, под небом монахи»: «Меня отпевали в громадине храма. Была я невеста, прекрасная дама… Душа моя рядом стояла и пела. Но люди, не веря, смотрели на тело…»
  • Breaking Benjamin — клип на песню «The Diary of Jane». Девушка Джейн просыпается в ванне. Она одевается и смотрит в зеркало — там нет её отражения. Она начинает бегать по всему дому в поисках зеркал и в конечном итоге попадает в комнату, полностью заставленную ими — но и здесь не находит своего отражения. Заканчивается действие тем, что солист группы Бен Бернли стоит у могилы Джейн и кладет в дневник розу. Подразумевается, что героиня заснула в ванне и утонула.

Прочее[править]

  • Известная крипипаста «Настоящий ад» — вся непруха, начавшаяся в жизни героя после аварии, обьясняется тем, что он погиб и попал в ад. Напополам с Загробный мир обыкновенен.