Поздравления, ты подебил!

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Вариант слитой концовки в видеоиграх, особенно часто встречавшийся на 8- и 16-битных приставках.

Жил-был человек, и играл он в одну игру. Игра была, скажем так, сложная. Иногда даже слишком сложная, и экран «Game over» намертво отпечатался у человека в мозгах и на сетчатке. Но человек всё терпел, надеясь, что когда-нибудь он всё-таки пройдёт игру. И вот однажды, уже глубокой ночью, настал момент, когда финальный босс был повержен, и человек устало откинулся на спинку дивана в ожидании концовки… когда его глазам предстал тот же экран «Game over», только с другим текстом: «Поздравления, ты подебил!» (или по-английски — Conglaturations, a winner is you[1]). Именно так, построенное не по-английски и с грамматическими ошибками — привет криворуким локализаторам, зачастую в этой роли выступали сами разработчики-японцы. И через десять секунд игра началась заново. После этого человек закричал великим криком, растоптал контроллер, приставку сломал об колено, телевизор разбил об башку, и уничтожил мир, но это уже другая история…

В общем, это тот случай, когда концовка не просто слита и скомкана, а раздавлена в лепешку. Если вам повезёт, такая игра сразу после последнего нажатия кнопки завершится дурацкой картинкой или стеной текста, повествующей, как ваш герой всех одолел и всех спас. На коротенькую катсцену можете даже не надеяться. Если не повезёт, и разработчики окажутся лентяями — просто строчка текста на фоне маловыразительного скрина, который, померцав перед вашим носом несколько секунд, начинает игру сначала. Бонусные очки, если это — экран «Game over», только с другим текстом, как в нашем примере. Педаль в пол — это и есть тот самый экран «Game over», с тем же текстом. Ну а чё, всё логично, игра закончилась… Также педаль в пол — если игра выдает «продолжение следует» или «Конец демо/альфа/бета версии» (особенно, если продолжения и полной/доделанной версии соответственно как раз-таки и нету), вылетает/виснет с концами вместо выдачи концовки или выдает что-то глупое, бессвязное, неуместное, просто непонятное само по себе, или же выдает какую-то китайскую грамоту, которую большинство игроков в аудитории прочесть не в состоянии, или же не оканчивается и начинается заново. Или вообще не выдает никакой экран и продолжается дальше.

Надо отметить, что это было нормой для игр с аркадных автоматов и совсем древних систем вроде Atari 2600. Во-первых, технические ограничения не позволяли создать интересную сценку. А во-вторых, в то время игры были теоретически бесконечными. Прошёл все четыре уровня Donkey Kong, посмотрел кат-сцену длительностью в несколько секунд и игра начинается заново. Просто заработай как можно больше очков, пока у тебя монетки не закончатся.

В играх на NES, Mega Drive и SNES уже появились полноценные концовки, но для современного геймера они покажутся объектом данной статьи, поскольку за всё это время игровая индустрия продвинулась вперёд в кинематографическом плане. Исключения составляют разве что JRPG вроде Chrono Trigger, где встречался богатый и глубокий сюжет.

Важно: намёки на заделы на будущие сиквелы с откровениями у холодильника «подебилами» не являлись, не являются и не будут являться от слова «совсем». Также «подебилом» совершенно не является всё то, что в принципе можно объяснить восстановлением пропущенной сцены через необузданную догадку или хотя бы слово апостола Павла. Это всё даже не прикрученные фитильки, а откровенные неприкрытые аверсии. «Подебил» должен быть выявлен объективным способом. То есть, «подебил» — это умышленный и бестрофейный слив хорошей концовки для всех, который никто не оспаривает, при котором хорошая концовка объективно выглядит ровно так же, как и простой геймовер, а вовсе не просто все варианты хороших концовок, что не нравится тебе лично субъективно.

Примеры[править]

Видеоигры[править]

  • Большинство игр на NES (шире — на большинстве консолей до 3-4 поколения, а также на ПК и других ЭВМ им современным), где был какой-то намёк на сюжет и/или конечное число уровней. Скорее, надо вспоминать игры, где в конце покажут более-менее интересную сцену и как-то внятно опишут, чего вы своими действиями добились (ни о какой нелинейности и судьбе отдельных персонажей, понятно, речи вовсе нет за единичными исключениями). Как правило, пройдя игру, вы получите несколько скупых строчек поздравления на фоне статичной картинки или коротенькой анимированной сцены вида «рушится царство кощеево», и игра начнется заново. В лучшем случае — с повышенной сложностью. По правде говоря, мало кого это волновало: «Поздравляем, Марио! Ваши поиски окончены! Мы дарим вам новые поиски».
  • Такое впечатление может создаться от шароварных и рипаных версий старых игр. Например, при игре в шароварный Blood, после победы над Чохом сразу, без предупреждения ползут титры. В норме там должна быть катсцена с вырвиглазной 3D-графикой 1997 года и продолжение в следующем эпизоде.
    • Вполне полное и каноничное дополнение к Blood: Plasma Pak заканчивается именно так. Для сравнения: полуканоничное, сделанное сторонним разработчиком Cryptic Passage хотя бы показывает картинку с торжествующим Калебом со свитком, стоящим над телами двух церберов.
  • Едва ли не все мобильные гриндилки, заточенные не столько под прохождение кампании, сколько под коллекционирование и прокачку персонажей (и донат). Иногда основная кампания имеет полноценную сюжетную линию и концовку, а интерес к своему поделию разработчики поддерживают регулярным выпуском новых сюжетных кампаний. Иногда полноценной концовки нет просто потому, что разработчики не хотят терять донатеров, а на полноценные новые сюжетные кампании не хватает фантазии, и они делают ставку бесконечное продолжение основной. И, что бывает чаще всего, кампания сделана тупо для галочки (даже если больше никаких хоть сколько-нибудь сюжетных элементов в игре и нет) и заканчивается коротким роликом в духе «герои победили злодея (часто не без самопожертвования) и остановили его легионы смерти, но эта победа лишь временная, и зло обязательно снова поднимет голову. Поэтому копи и прокачивай героев, чтобы быть готовым к новой битве».

Архаика[править]

  • Советские и несоветские карманные электронные игры («Ну, погоди!», «Тайны океана» и т. д.). Среди советской школоты ходили легенды, что после набора 999 очков «покажут мультик». В реальности счастливчики набиравшие 999 очков видели… обнуление очков до 0. И это всё! Ну, если не считать того, что начиналась новая игра на увеличенной скорости. А потом ещё. И ещё. Где-то на 4-5 итерации игра становилась по настоящему сложной.

8 бит[править]

  • Хрестоматийный пример и кодификатор тропа — файтинг «Pro Wrestling» на NES. После долгих и изнурительных боев всё, что получит игрок — это изображение ликующего игрового персонажа с двумя чемпионскими поясами возле двух гигантских кубков, сопровождающийся надписью «ПОЗДРАВЛЯЕМ! ТЫ — ЧЕМПИОН!». Беда в том, что данное изображение не сильно отличается от того, что видит игрок после победы над предыдущими противниками.
  • Не менее хрестоматийный пример — платформер Ghosts’n Goblins. Пройти шесть уровней игры из-за лезущих изо всех щелей противников, неотзывчивого управления и сложности, когда главного героя убивают с двух ударов — эта та ещё боль. Ещё хуже ситуация обстоит с финальным боссом: его можно победить только с помощью святого креста, который можно подобрать лишь на пятом уровне, и если у игрока его нет, то ему придется перепроходить 5 и 6 уровни до тех пор, пока он не принесёт крест. И вот, вы всё-таки сумели притащить этот крест и одолеть босса? Не спешите радоваться, ведь текст на ломаном английском сообщит, что вся игра была «иллюзией, сотворённой Сатаной» и что игру надо пройти дважды, чтобы получить настоящую концовку. А она не лучше — просто спасённая принцесса поцелует главного героя и текст на ломаном английском сообщит, что «наполненный силой мудрый и отважный рыцарь готов пройти всё это снова». И игра начинается с начала. Конца у игры нет.
    • Она ж автоматная в оригинале, монетки сосала. Таких игр хватало. На этом фоне скажем «Miraculous Ropit» выделяется. На хорошую концовку проходи 2 раза (первый раз попадёшь в плен), разницы в сложности не видно, игра автоматного прототипа вроде как не имеет, и это опять же платформер, а не РПГ какая.
  • Battletoads сюда же! Пожертвовав здоровьем, вы прошли игру, побили Тёмную Королеву, после чего она ругается и улетает. Дежурные кадры с птицем, ваш кораблик, всё. Побольше, конечно, чем в «Призраках и гоблинах», но игроки ожидали куда большего от концовки такой мучительно[2]-сложной игры.
    • Пример с прикрученным фитильком: в сиквеле-кроссовере Battletoads & Double Dragon (который проходится гораздо легче) после каждого уровня дают полюбоваться на побитую моську каждого босса, но лицо побитой в финале королевы не отличается от стандартного, хотя в файлах игры есть и «побитый» вариант.
      • Вопль одного фаната: «Ишь ты, эта стерва настолько быстро отрегенерировала! Что били её, что не били…»
      • Есть версия, что перед самым выпуском игры разработчики решили не обижать многочисленных поклонников Королевы — и нарочно оставили её «побитую моську» в категории unused. Ну, или просто тестеры поморщились и сказали «Неэстетично! Не в кайф. Пусть она в финале будет с целым личиком».
  • Battle City (те самые танчики на денди), именно что порт с аркадного автомата вообще без конца. После 35 уровней начинаем снова на повышенной сложности, а после второго круга… сложность почему-то не повышается, а возвращается к изначальной.
  • Devilman на Famicom — субверсия. Проходим, валим Зенона, видим картинку с маской демона из манги и читаем что-то в духе GnG выше. Иллюзия Сатаны, ага… Короче, поздравляю, это плохая концовка. На 2 другие, тоже однокадровые, но внятные по сюжету, надо спасти ВСЕХ друзей Акиры, включая доктора Идзуми (она вообще каким местом канон?). То есть весь сюжет переиграть на свой лад. И вот тогда после Зенона на нас нападёт Сатана. Проиграем — получим каноничную концовку с ним, плачущим над трупом Акиры. Выиграем — вместо Сатаны архангелов с небес будет встречать Акира. И да. Это не ролёвка, это битэмап.
  • Ferrari Gran Prix Challenge. После прохождения невероятно затянутого турнира (16 треков по 5 кругов на каждом + пит-стопы + квалификация) увидеть в самом конце лишь статичную картинку пилота, держащего кубок (это при том, что после каждого из этапов показывают анимацию победителей с кубком и шампанским), да ещё и под стандартную музыку меню — это несколько разочаровывает, согласитесь. И ведь обидно — сам-то задел геймплея неплох, а саундтрек вообще шикарен, но сабж вкупе со всеобщей монотонностью делает игру воплощением тропа «хорошо, но плохо».
  • Dragon Crystal, рогалик на Sega Master System. Проходим игру — нам показывают, как наш герой выпрыгивает из кристалла, где был заточён, и пишут немного текста про то, какой ты крутой герой, ну ещё после титров покажут рисунок рыцаря на весь экран. А с какой же целью мы всю игру таскали за собой сначала яйцо, а потом дракончика? Нам не расскажут.
  • Ghostbusters (1984) на NES. Мало того, что она такая скучная и неинтересная, что просто омерзительно, так ещё и концовка окончательно добивает весь интерес к игре. Там просто показывает текст на ломаном английском: «CONGLATURATION !!! YOU HAVE COMPLETED A GREAT GAME. AND PROOVED THE JUSTICE OF OUR CULTURE. NOW GO AND REST OUT HEROES !»[3], после этого титры на том же ломаном английском.
    • Это в пинтосской версии, в японской вы даже титров не увидите, из-за ошибки говнокодеров.
  • Злодремучая спектрумовская игра «GAME OVER» (sic!) от испанских производителей. После успешного прохождения демонстрировалась та же краткая надпись «GAME OVER», что и при преждевременной гибели.
  • То же самое в играх из печально известного сборника Action 52 для NES — в тех играх, которые можно пройти, в конце покажут такой же экран Game Over, как и при потере всех жизней. Этот картридж так забит (да еще и откровенно отстойным контентом), что полноценные концовки там просто некуда втиснуть.
  • Transformers: Convoy no Nazo, или Mystery of Convoy. Игра выглядит дешёвым лицензированным трэшем, очень короткая — её можно пройти примерно за 10 минут — но и за эти 10 минут вас достанут совершенно не отличающимися друг от друга боями с боссами (трое из которых — просто летающие эмблемы десептиконов), а ещё здесь есть два уровня, которые отличаются только направлением движения. Но чтобы растянуть игру ещё чуть-чуть, нам предлагается пройти её три раза! Всё, что мы получаем за первое прохождение — экран с текстом о том, что десептиконы стали сильнее и нужно снова идти в бой, теперь за Ультра Магнуса. После второго прохождения нам говорят, что финальная битва выиграна, но приближается новая битва (что?), и мы должны пройти игру ещё раз за Родимуса Прайма. А после третьего прохождения — экран с надписью «CONGRATULATION!» и вашим счётом. А потом нас опять бросают на первый уровень! А ведь по сюжету нашей задачей было узнать, кто убил Оптимуса Прайма, но этого нам так и не скажут.
  • Karnov, порт на NES — шедевр тропа: просто чёрный экран с надписью «THE END» стандартным текстом. В аркадной версии хотя бы показывают короткую сценку, как заглавный герой находит полную комнату золота и драгоценностей и радуется успеху.

16 бит[править]

  • Mortal Kombat 5: Sub-Zero (пиратская пародия на Mortal Kombat Mythologies: Sub-Zero). Мало того что игра состоит из фальшивой сложности пополам с тоской и занудством, ввиду фантастической криворукости креативных бутлегеров, так после убийства финального босса, на экране будет надпись «The End. Thank you for play this game!!»
  • Шутер Blood Shot для приставки Sega Megadrive, просто вопиющий пример. Игра не просто сложна, она адски сложна, и её очень трудно пройти без читов. Ну а что же вас ждёт после прохождения последнего уровня? Всего лишь финальная статистика и количество набранных очков. После нажатия на кнопку START вы снова окажетесь на этом уровне. При всём при этом, у игры была заставка, состоящая из статичных картинок (но довольно крутых, надо сказать) и текста, и что мешало разработчикам сделать финальную заставку в таком же стиле — решительно непонятно. Некоторые русскоязычные сайты с кодами троллят игроков тем, что финал игры увидит только тот, кто проходил без читов. Не верьте им, это всё ложь.
  • Пастельно-ванильно-карамельная леталка Pop’n Twinbee на Super Nintendo. Наградой за победу над финальным боссом будет… трехсекундная испуганная рожа главгада. Не больше и не меньше.
  • Xenon 2 Megablast. Пример, когда сами разработчики поиздевались над игроками, вместо финала и титров отправив нас в магазин, где торговец констатирует «Well, that’s it viewers».
  • Да игра Desert Bus же! Просидел ты 8 часов, ведя автобус по пустой дороге, и что? Получил 1 очко. Просидел 33 дня и 3 ночи, набирая максимальный счет, и опять ничего! Никаких отличий от той картинки, какую вы получаете, когда вас за 3 минуты отвозят обратно в город. В Vr-версии все то же самое, недаром она названа самой скучной игрой в мире.
    • Это была промо-игра телешоу, где ты по сюжету ехал именно к ним в студию, а за результат принимал участие в уже реальном розыгрыше приза. Смотрите AVGN, тут и статья про него есть.
  • A Bug's Life для Сеги — после преодоления сложных препятствий и финальной битвы с боссом — просто жизнерадостная картинка, чуть ли не школьником нарисованная. Хорошо хоть графика и саундтрек под классику доставляют, игрушка-то короткая…
    • Pokémon оттуда же — короткий бег с препятствиями, а в финале даже картинки не покажут. Возможно потому что обе игры — китайские бутлеги.

Прочее[править]

  • Игра Aladdin Nasira’s Revenge после сбора всех Синих Кристаллов Джинни, которые ты добываешь на бонусных уровнях, открываемые после сбора 3-х Красных кристаллов на обычных уровнях и после победы над финальным боссом, после катсцены с тем, что ты спас Аграбу, вознаграждают лишь картинкой, где нам говорят, что ты собрал все Синие кристаллы и ты типо «молодец», а после запускаются титры. Великолепная награда, учитывая сложность некоторых бонусных уровней.
    • Оригинальный Аладдин с Сеги в этом плане доставлял ненамного больше. Gotta fly…
  • Guilty Gear Xrd -SIGN-: поскольку полноценные аркадные режимы с роликами для четырёх персонажей с DLC (Син, Лео, Эльфельт и Рамельталь) не предусмотрены, сразу после победы над финальным противником покажут титры без какой-либо концовки.
  • The Elder Scrolls IV: Живые и мёртвые — сам мод (не только по мнению его создателя) гораздо интереснее, продуманнее и раза в два длиннее основной сюжетки, но вот… его финал на фоне всего этого воспринимается именно так.
  • Two Worlds, в свое время наречённый «убийцей The Elder Scrolls IV: Oblivion»: после длинной череды унылых квестов, кривой боевой системы и штампованного сюжета, игрок, выбравший хорошую концовку и убивший главгада, получит небольшой ролик, где главный герой уезжает куда-то верхом на коне в компании своей сестры. А если выбрать плохую концовку и присоединиться к главгаду, то будет небольшой ролик, где главный герой, его сестра и главгад стоят на вершине башни и грозно смотрят вдаль.
    • Версия игры, которая была у автора примечания, вообще не воспроизводила финальные ролики. Да, вот так: убил финальных врагов — просто возвращаешься в главное меню. Разница между концовками терялась окончательно. Точнее, выгоднее было остаться хорошим парнем и убить главгада, потому что в ином случае приходится биться с несколькими паладинами сразу.
    • Two Worlds II — гениальный маркетинговый ход: пиратка даёт пройти две главы (из четырёх), а на старте третьей главы, когда игрок уже влип в процесс, требует активационного кода. Когда же код предоставлен, выясняется, что весь какой-никакой сюжет поместился в две первые главы, а третья и четвёртая — унылое коридорное превозмогание.
  • Спародировано в Eternal Darkness: Sanity’s Requiem: после прохождения одной главы повествование резко прерывается экраном «Ты выиграл битву, но не всю войну. Продолжение следует в Eternal Darkness: Sanity’s Redemption!» Однако, как оказывается, это всего лишь были галлюцинации главной героини.
  • Spider-Man: Web of Shadows в версии для PlayStation 2 и PlayStation Portable: после победы над финальным боссом появляется окошко с надписью «Ты спас город» или «Ты поработил город», и… всё. Даже титров не будет.
  • Feudalism I — педаль в пол. Вы завоевали весь мир? Вы покорили все города на карте? Вам не покажут даже каких-то титров или окошка с поздравлениями — игра просто продолжится как ни в чём не бывало, хотя воевать уже не с кем.
  • PC-версия Eye of the Beholder заканчивается страничкой текста (даже без картинок) о том, как победителям злого бехолдера воздали почести. И всё на этом, ибо времени на доработку концовки не оставалось — надо было срочно выпускать релиз. В версии для Amiga всё-таки был добавлен анимированный ролик. Игра была явно недоделана, расследование, какой должна была быть бы концовка — отдельная эпика.
  • Масса шутеров первой половины 90-х, в том числе такие хиты, как Wolfenstein 3D, Doom I/II, Quake, в качестве концовки предлагают несколько абзацев текста на фоне статичной (или почти статичной, с одним-двумя незначительными изменениями) картинки. Впрочем, вступление в них вообще отсутствовало, а завязка сюжета излагалась на одной-двух страницах мануала. Да и вообще, с художественной точки зрения заставки, при всей лаконичности, были предостойнейшими.
  • Концовка третьей, в меньшей степени, и четвёртой — в большей, частей Fallout. Тогда как все остальные главные игры серии отличаются разнообразными концовками с, как минимум, двумя вариантами, а иногда и десятком, то эти две игры смотрятся на их фоне жалко. У третьей части просто коротенький слайд-ролик со всего парой меняющихся параметров, а у четвёртой ролик так и вовсе абсолютно не меняется.
    • Это уж не говоря о том, что в конце третьей игроку фактически предлагалось убиться об стенку. До выхода DLC — безальтернативно. Даже при полном отсутствии сюжетной необходимости. Воистину геймовер для подебила.
  • Российская стратегия «Противостояние 3» (она же «Sudden Strike»). С прикрученным фитильком, так как только одна из концовок попадает под троп. При прохождении кампании за СССР или за Союзников игрок получал прочувствованный ролик-душегрейку. А вот тот, кто прошёл игру за немцев, натыкался на нечто, что должно было изображать немецкий парад на Красной площади — а по факту было полуминутной низкополигональной 3D-анимацией без слов, под монотонный надоедливый марш. Судя по всему, рисовать даже гипотетическую победу гитлеровцев российским художникам из «Fireglow Games» решительно не хотелось, и они сделали это нарочито убого. Впоследствии в подобных играх даже теоретическая победа Германии во Второй Мировой стала невозможна, и как бы игрок ни старался — всё равно финальная миссия за Вермахт проходила где-нибудь под Берлином или в Арденнах.
  • Baldi’s Basics in Education and Learning — Игра невероятно сложна и сильно зависит от удачи, на её прохождение вы можете потратить несколько часов. Что же ждёт вас в конце? В конце вас ждёт… тот же самый титульный экран, только с наложенным фильтром и надписью «CONGRATULATIONS!!! YOU WON!».
    • И не забудьте про великолепное «Вау, ты существуешь!».
  • Практически все стратегии Paradox Interactive — после истечения финальной даты все что нам дают — это посмотреть статистику партии.
  • Омерзительный неонацистский шутер ZOG’s Nightmare: в награду за прохождение этого кривого поделия игрок получает лишь статичную картинку с нацистским флагом на весь экран и надписью: «Congratulations! You have saved the National Socialist Movement and killed the Evil jew Dr Kikenstein! However our movement will never be totally safe until all jews everywhere are completely evacuated…» Это если не считать очередной убогой фашистской песенки на фоне вроде тех, что мы слушали всю игру.
  • Mount & Blade, моды с режимом Invasion — во многих, после уничтожения последней волны, сервер заклинивало и пока его не перезапустят, играть на нем было нельзя. Правда, это говорило главным образом о криворукости разработчиков и вообще недопиленности продукта (в одном из модов такого рода — Nord Invasion — подобных трудностей, кажется, не было с самого начала).
  • Lada Racing Club. Прошёл и выиграл все гонки? Твоя награда — возврат в главное меню.
  • Серия игр Sonic the Hedgehog просто обожает этот троп:
    • Эталоннейшим подебилом следует считать типа хорошую концовку второго восьмибитного Соника, после которой звучит тромбон геймовера. Ну, знаете, в знак того, что игра всё-таки закончилась как факт, пусть и закончилась счастливо. Это, видимо, отсылка к множеству игр 1980-х и первой половины 1990-х, в которых даже после самой лучшей концовки, в самом конце всё-таки возникала надпись GAME OVER — дескать, «топай отсюда и отдохни, потому что на этом всё».
    • Knuckles’s Chaotix — в хорошей концовке вы просто увидите тот же титульный экран, разве что тут появляется Соник. В противовес хорошей, у плохой концовки очень жуткая и кинематографичная сцена уничтожения города Метал Соником. Неудивительно, почему действия фанатского сиквела происходят после плохой концовки.
    • Sonic Adventure DX — в конце игры, пройдя все компании и собрав эмблемы, вы сможете поиграть за Металл Соника… Который по сути лишь скин на Соника!
    • Sonic Adventure 2 — за прохождение (собрав все ранги А) вы сможете побегать по криво перенесенному в 3D первому акту Green Hill Zone (при том, что позже эти Холмы будут впихивать практически в любую игру).
      • Это опять никакой не «подебил», а исключительно вопрос вкусовщины. И вообще это можно сюжетно объяснить тем, что Соник получил от властей право на реабилитацию за собственный делигитимизированный арест и возможность отдохнуть на курорте перед сиквелом. которым впоследствии станет Sonic Heroes. Гипотетически существуют люди, которые одновременно, проходя Соника, ненавидят Грин-Хилл в каждой игре и, проходя Марио, обожают Грибное королевство в каждой игре. И вообще, I love Green Hill, haters will suck my PINGAS.
    • Sonic Heroes — за сбор всех эмблем и рангов А в игре вас награждают хард-модом, после прохождения которого презентуют картинку «спасибо за игру».
    • Спин-офф Shadow the Hedgehog — Вы открыли все 10 концовок, открыли финальную историю, победили Блэк Дума, открыли хард-мод, прошли все уровни и за это… Вас вышвырнут в главное меню!
    • Sonic Generations — Вы собрали все ранги S, прошли все дополнительные миссии и… ничего. Ничего не происходит. Удивительно, правда? Даже страшно представить, что будет в следующей игре про Соника.
      • Ну почему не происходит? За все S-ранги, дополнительные миссии и Time Attack вам дают хотя бы ачивки.
    • Sonic Mania — если пройдёте игру, то вам просто покажут скромную анимированную кат-сцену, в которой Соник якобы перемещается в будущее, в события игры Sonic Forces. Правда, потом концовку отретконили (из-за негативного восприятия фанатов на Forces), и теперь вам придётся снова проходить те же уровни, но зато перекрашенные в другой цвет. После прохождения режима Encore вам покажут сценку, где герои тупо отдыхают, поедая мороженное.
    • Team Sonic Racing — SEGA, видимо, не учится на собственных ошибках. Ибо после сбора всех звёздочек, запчастей и винилов, прохождение каждой гонки в обычном и хардкорном режимах вам не покажут вообще ничего!
  • Pokémon — поимка всех покемонов является главным и самым значимым элементом игровой франшизы. И в каждой игре за сбор всех покемонов до единого вас награждают крайне скудной картинкой со скупым поздравлением.
  • Mario & Luigi: Dream Team — за прохождение сложного режима (который открывается только после первого прохождения игры), в титрах показывают картинку с некоторыми персонажами игры, без каких-либо поздравлений.
  • Sudeki — после победы над финальным боссом вы получите короткий ролик про запечатывание Древнего Зла, небольшое пафосное стихотворение и… и всё. Видимо чувствуя вину за сделанную впопыхах последнюю часть игры, позже часть разработчиков с актёрами озвучки слепили и выложили на Youtube дополнительный видеоролик с поцелуем Тала и Эйлиш и возвращением команды в свой мир, что даёт куда лучшее впечатление.
  • Big Rigs и их бесценный «You’re winner».
  • Stygian: Reign of the Old Ones — «Поздравляем, вы убили своего спутника и получили Некрономикон! Дальше все будет еще хуже». Да, это краткий пересказ концовки. Нет, вам не покажут Гостя, за которым вы гонялись всю игру, не поведают судьбу персонажей, с которыми вы повстречались, даже банальных итогов не подведут.
  • Mass Effect 3 до выхода Extended Cut DLC. Один ролик на все концовки, где менялся только цвет луча Горна. А потом игрока кидало на мостик Нормандии и вылетало сообщение: «Шепард спас Галактику от Жнецов и стал легендой! Ждите и покупайте DLC!». Бесплатный апдейт немного сгладил углы, добавив и показав последствия принятых в процессе игры решений, но интернет помнит…
  • Batman: Arkham Knight имеет две концовки — истинную, в которой покажут чем кончился сюжет, и обычную-подебильную. В чём проблема дойти до истинной? Для этого надо закончить в обязательном порядке четырнадцать(!) цепочек нудных сайдквестов, в одном из которых необходимо собрать двести сорок три(!!!) трофея Загадочника…
  • Project DIVA X — игра сама по себе была не очень, из-за чего даже умер игровой стиль Project DIVA F. Для прохождения всей игры вам нужно пройти все песни на Extreme в СЮЖЕТНОМ режиме (кроме DLC) и набрать определённое количество очков в каждом облаке. Затем вам необходимо пройти последнюю мешанину из рандомных песен, называемую «Ending Medley — Ultimate Exquisite Rampage». После всего этого вас награждают финалом бесполезного сюжета и картинкой «Спасибо за игру!».
  • Heat Signature: после захвата 4 аванпостов противника через захваты очередных кораблей есть возможность поговорить с голограммой Фиаско Бреакер, и окончить игру. На отдаляющемся плане видим как все системы без разбору захватывает себе вражеская армада с верхней стороны экрана, галактика считается пройденной и играть в неё дальше нельзя, в NG+ происходит все то же самое. К тому же непонятно, как Фиаско могла взломать 200+ систем защит станций за один присест, которые были захвачены игроком за долгую игру… Такое ощущение, что концовку сделали на отвали, а потом игру сочли доделанной и забросили [1].
  • Текстовая RPG «Гопник» — стёбный пример: после убийства главного босса ректора университета, откуда отчислили протагониста покажут 4 строчки текста концовки (которые стыдят игрока за содеянное) и надпись «ИГРЕ ХАНА», отличающуюся от экрана смерти только цветом текста (зелёный вместо красного). В сиквеле «Гопник 2: Покорение Культурной Столицы» всё ещё печальнее — 2 строчки текста в стиле «Молодец, прошёл игру, а теперь иди займись чем-нибудь полезным».
  • Дипломатическая победа в Civilization IV.
    • В пятой Циве — после всех видов победы. А именно — картинка и чуть-чуть пафосного текста. После четвёрки, с её красочными роликами — именно что троп.
    • Во второй так «поздравляли» за военную победу (завоевание мира), по-видимому чисто по-американски намекая что война это плохо
      • Впрочем обычная (не космическая) победа там — чисто троп в режиме педаль в пол, просто подсчёт очков.
  • Операция Silent Storm и Операция Silent Storm: Часовые. В первой после убийства финального босса демонстрируется подрыв главным героем ракетной базы «Молота Тора», после чего закадровый голос (независимо от пола героя мужской) зачитывает краткий, но пафосный монолог о том, как человечество, само того не ведая, избежало кошмара. Во второй, в зависимости от того, какой из отрядов «Часовых» главный герой возглавил при проникновении на базу «Молота», спящий в главном меню персонаж или проснется, опрокинет фотокарточку и уйдет, или проснется, ответит на телефонный звонок и уйдет (если герой женщина, то голос при ответе на звонок будет женским).
  • Игры из серии Dizzy (как минимум четвёртая «Magicland Dizzy», и пятая — «Spellbound Dizzy») — если в версии для ZX Spectrum (восьмибитный домашний компьютер с 48/128 килобайт памяти) в конце игры показывали небольшую анимированную сценку с ходящим по экрану Диззи, то в версиях для Atari ST и Амиги это убрали, остался один единственный текстовый подебил (в «Spelbound Dizzy» даже не бегущая строка на фоне мерцающего сердечка, а просто белый текст на чёрном фоне).

Вне видеоигр (даже если речь о них)[править]

Литература[править]

  • Сергей Мусаниф, «Правила стрелка». Делая свой шутер, Фил не шибко заморачивался тем, что будет после победы игрока. Сделал какой-то ролик с победным пиром и всеобщим ликованием — и всё. А вот на случай поражения он подготовил всей игровой вселенной «полный и качественно смоделированный кирдык. Очень детально прописанный, кстати. Когда увидите — ахнете».
  • Терри Пратчетт, «Только ты можешь спасти человечество». Однажды Холодец написал игру под названием «Полет к альфе Центавра». На экране были точки. И всё. Потому что, пояснил Холодец, игра идет в реальном времени (о котором до появления компьютеров никто и не слыхивал). Он узнал из телепередачи, что полет к альфе Центавра занимает три тысячи лет, и написал программу так, чтобы того, кому достанет терпения три тысячи лет держать компьютер включенным, в конце концов вознаградило появление посреди экрана сперва точки, а потом надписи следующего содержания: «Добро пожаловать на альфу Центавра. А теперь валите отсюда».

Телесериалы[править]

  • «Интерны». После того как Фил прошел испытание загадками, которое ему устроил Быков, то получил последний ребус, в котором была зашифрована именно заглавная фраза.

Мультсериалы[править]

  • South Park. В 13 серии 11 сезона Стэн и Кайл таки набирают 1000000 очков в Guitar Hero, после чего закадровый голос игры говорит им: «Вы играли в Guitar Hero достаточно, чтобы набрать миллион очков. Поздравляю, теперь официально вы педики!»
    • С учетом того, что происходило в серии, они это заслужили.

Примечания[править]

  1. Буквально: «Поздлаврения, один из победителей — ты». Да-да, «один из» — «a winner».
  2. В американской версии, европейская и японская играются гораздо приятнее.
  3. ПОЗДЛАВРЕНИЕ !!! ВЫ ЗАВЕРШИЛИ ОТЛИЧНУЮ ИГРУ. И ДОКОЗАЛИ ПРАВОСУДИЕ НАШЕЙ КУЛЬТУРЫ. ТЕПЕРЬ ИДИТЕ И ОТОТДЫХАЙТЕ ГЕРОЕВ !