Разобщённая семья

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Dysfunctional Family. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
«

Семейство моё влезло в смуту Российскую, В доме, как в Думе, — бардак и разлад. Брат — коммунист, тёща любит Явлинского, Тесть — жириновец, жена — демократ.

Дед — монархист, помнит детство голодное, Путая гимны, поет по утрам: «Славься отечество наше свободное, Царствуй во славу, во славу нам…»

Бабушка на ночь читает Кропоткина, Шурин сперва в пацифисты хотел, Потом заразился болезнью Боткина, Я, — г’рит, — маоист, потому пожелтел.

»
— Тимур Шаов, «Аполитичная песня»

Троп про ситуацию, когда семью в произведении вроде бы и сложно назвать хорошей, но и действительно плохой она не является.

К примеру, её члены не ладят, не сойдясь друг с другом характерами, периодически или постоянно конфликтуя из-за непонимания или равнодушия к нуждам друг друга, но все же относясь друг к другу с любовью и помогая в критических ситуациях… пока снова не сорвутся в грызню и скандалы.

Или же, как вариант, грызутся, по возможности держась друг от друга подальше в прямом смысле этого слова, и напоминают нормальную семью, только когда нужно кому-то в ней помочь

Такой троп может быть исполняться как и в комедийном варианте, так и в драматическом. Или же давать свободу действий персонажу, если он несовершеннолетний, так как в таком варианте контроль над детьми часто сильно ослабевает.

Примеры[править]

Литература[править]

  • В. Гюго, «Девяносто третий год» — не то чтобы маркиз Лантенак и его двоюродный внук Говэн были близкими родственниками, однако они — злейшие враги: Лантенак — один из предводителей роялистов, Говэн — командир отряда республиканцев, и оба борются за одну и ту же Вандею. Впрочем, один-единственный благородный поступок Лантенака, в чьём послужном списке немало зла, заставляет Говэна после долгих и мучительных раздумий всё же отпустить его из плена и, в сущности, пойти на казнь вместо него.
  • М. Митчелл, «Унесённые ветром» — семья главной героини, Скарлетт О’Хара, а точнее, её отношения уже с мужьями и детьми. Да и сестёр она… не очень.
  • Дж. Голсуорси, «Сага о Форсайтах» — все Форсайты. Даже родные братья и сёстры (не говоря уже о двоюродных и троюродных) никакой особой любви друг к другу не испытывают. Но за «семью» стоят стеной.
  • Саша Черный:
« Моя жена - наседка,

Мой сын - увы, эсер, Моя сестра - кадетка, Мой дворник - старовер.

Кухарка - монархистка, Аристократ - свояк, Мамаша - анархистка, А я - я просто так...

...Сестра кричит: "Поправим!" Сынок кричит: "Снесем!" Свояк вопит: "Натравим!" А дворник - "Донесем!"

»
— «Жалобы обывателя»
  • Диана Уинн Джонс обожает этот троп. Большая часть её книг строится вокруг семейных конфликтов «Жители Страны Эльфов vs Приземлённые обыватели». Что характерно, «обыватели» нередко изображаются положительными персонажами, которые вполне искренне заботятся о близких, тогда как «творческие личности» оказываются теми ещё эгоистами. При этом в явный неадекват ни одна из сторон не скатывается, а перед лицом общего врага вся семейка готова забыть любые обиды и стать стеной. Окончательно такую семью объединяет финальная эвкатастрофа.
  • Г. Г. Маркес «Сто лет одиночества» — семья Буэндиа, пример из палаты мер и весов.
  • «Хроники Амбера» — чуть ли не эталонный пример с детьми Оберона.
  • Колин Маккалау, «Поющие в терновнике» — собственно, семья Клири. Пэдди является трудягой и по-своему заботливым отцом (нежнее всего он относится к Мэгги), но при этом обладает весьма буйным нравом, а любовь к жене не мешает ему быть ярым сторонником патриархальных устоев. Фиона не любит мужа и холодна к детям, а о существовании дочери она вообще старается забыть. Своего первенца Фрэнка же она любит исключительно за то, что он был рождён от другого мужчины, с которым она состояла в отношениях до брака. Фрэнк, всегда сопереживавшей матери и сиблингам, ненавидел отчима за его принципы. Остальные дети не знали материнской любви и поддержки, в результате чего сыновья росли социально неадаптированными, а Мэгги была грустным и замкнутым ребёнком и до пятнадцати лет даже ничего не знала о женском организме. Такая обстановка в итоге ломает судьбы абсолютно всем детям. Пэдди в пылу очередной ссоры выдаёт Фрэнку главную семейную тайну, после чего тот уходит из дома и совершает ошибки, из-за которых попадает в тюрьму. Личная жизнь Мэгги сложилась трагично, а остальные её братья так и не смогли создать свои семьи.
  • Иоанна Хмелевская, «Проселочные дороги» и «Колодцы предков» — в семействе пани Иоанны столько разнохарактерных тёток (плюс мама и папа), которых при этом постоянно тянет в какие-нибудь авантюры, что без родственной перебранки не обходится. Но опять же: чуть что, все готовы сплотиться.
  • Джордж Мартин, цикл о Дунке и Эгге - Таргариены. Отец главгероя дуется на своего брата и цапается с дядькой из-за поста десницы, еще у одного дяди беды с головой, братья тоже не шибко ладят между собой, с главгероем и кузенами... впрочем, ровно до того момента, как к ним в очередной раз нагрянет с армией еще один родственничек, который как раз семью искренне ненавидит.
  • Т. Пратчетт, «Плоский мир» — семейство Ягг «В одном-единственном семействе Яггов было столько раздоров, что их хватило бы всем Капулетти и Монтекки на целый век. Такое положение порой подвигало незадачливого стороннего наблюдателя включиться в семейные распри и даже, возможно, отпустить нелестное замечание по поводу одного Ягга в присутствии другого Ягга. После чего все Ягги до единого ополчались на смельчака, все ветви семейства смыкались, как части хорошо смазанного стального механизма, чтобы мгновенно и безжалостно уничтожить наглеца».
  • Анастасия Завозова, «Вальпургиева ночь» — семейство Сухановых, из которого происходит юная потомственная ведьма Михайлина (Мишка), весьма похоже на предыдущее (там и Иоанна есть, мама Мишки, и вообще женские имена в роду одно заковыристее другого). Размашисто собачатся друг с другом и все вместе дают прикурить внешним врагам.

Кино[править]

  • Звёздные войны — Скайуокеры. О, эти Скайуокеры! Просто эталонный пример, пусть и космооперный. Крутое семейство ненормально, нечеловечески мощных форсюзеров, великолепных пилотов, бесстрашных вояк и просто эпичных личностей. Есть у представителей этого рода и другие замечательные общие черты — психическая ненормальность (от легкой до очень тяжелой), отсутствие чувства самосохранения и тенденция влипать в передряги одна другой ужаснее. Различные члены семейства постоянно оказываются по разные стороны баррикад и дерутся друг против друга насмерть. И в фильмах, и в Расширенной вселенной, и в новом каноне отношения Скайуокеров и выяснение этих отношений — лютый трэш и угар. При этом они действительно все друг друга искренне любят и готовы защищать родных до последней капли крови. Но проявить эту любовь не дают ни обстоятельства, ни тараканы в голове.
  • «Достать ножи» — семейство Тромбли. Старший сын, вместо того, чтобы писать своё, паразитировал на творчестве отца, пытаясь уговорить того на киноадаптации его произведений, жена младшего сына прогорела на своём бизнесе и жила только за счёт высылаемых главой семейства денег, которые прикарманивала, муж дочери ей изменял и боялся, что старик Тромбли перестанет выплачивать ей деньги на жизнь, а его сын был просто прожигателем дедовых денег. В конце концов Харлана Тромбли это так достало, что тот вычеркнул всех родственников из завещания, переписав его на сиделку Марту, которая единственная заботилась о нём не ради денег.

Телесериалы[править]

  • «Гримм» — Адалинда и Кэтрин Шейды вполне подходят.
  • «Игра престолов». Интриган Петир Бейлиш попытался превратить семейство Старков в сабж (задатки были), но ни Санса Старк, ни её младшая сестра Арья ему этого не простили. Кирдык настал лорду Петиру.
  • «Мэлкольм в Середине». Эталон из Палаты Мер и Весов.
  • «Мерлин» — отношения Утера с Артуром и Морганой.
  • «Триггер» — Стрелецкие, особенно отец и сын.
  • «Физрук» — Мамаевы. Виктор Николаевич считал российские школы развращающими и ничему не учащими, поэтому отправил Саню на учёбу в Швейцарию, чего она до сих пор не может простить отцу. Во втором сезоне наладили отношения, но примирение оказалось недолгим. А потом Мамаев умер после событий второго сезона.
  • «Бюро магических дел» — размолвки между Джаредом и Даррой — обычное дело (а пару раз ещё и с Имоджен расходились то оба, то по одному)… Дошло до того, что Дарра, пытаясь впечатлить отца, поднял тему Храма Лотоса с наступлением 2 сезона. И таки впечатлил, ценой того, что весь магический мир едва не поставил под угрозу гибели, равно как и себя самого, и похерил тайну магии заодно.
    • Там же имеются по меньшей мере две физически разобщённые семьи (т. е. они не могут между собой общаться не из-за разошедшихся взглядов, а просто из-за того, что друг друга вряд ли увидят): Кайра отрезана от своего родного отца Ли Юна, потому что он, будучи шишкой в совете трилингов, слил Отделению местоположение Сферы Лемурии, нужной, чтобы вышеупомянутый Лотос активировать, после чего эвакуировал свежеродившуюся Кайру и её маму Мичико куда подальше, позволив им тем самым попасть в основные локации сериала (где Мичико за 3 года до событий сериала и скончалась), а заодно запечатав магию Кайры так, что без помощи «Теории и практики колдовства», куда Эдвард Бойнтон после этого слива и развала 1-го «Бюро» и зашил Сферу, она и не вскрылась, а Тайла — от неназванного родного отца-феи, который очень быстро смылся из семьи с одним-единственным обоснуем под названием «фантастический расизм» (а именно непринятие мамы Тайлы магическим миром, что вообще-то почву на примере Максвелла имеет — ни люди не приняли его маму-эльфийку, ни маги — его отца-простолюдина).
  • «Тайны острова Мако» — Зак, будучи в ГЭСе, узнав, что он никакой не сын четы Блейкли, а сын мегарусалки Нериссы и брат Мимми (финал 13 серии 2 сезона), полностью отстранился и от приёмной семьи, и от свеженашедшейся сестры Мимми почти до конца 14 серии 2 сезона. Последняя также в 13 серии 3 сезона, свято веря в то, что Нерисса ещё жива и может быть увидена во плоти, отстранилась уже от Зака, пока её дракон не напугал (кой, кстати, был оживлён лунным кольцом как раз Мимми).
    • Там же. Зак, Мимми и Нерисса воплотили троп буквально, т.е. разобщение не ссорой/недопониманием, а расстояниями с невозможностью хоть какого-то контакта: Зак жил отдельно от всех в приёмной семье, будучи запечатанным в обычного человека без хвоста и сил, Мимми отрезана от мамы и брата в составе стаи Мако, а Нерисса, оставив своих детей, отправилась воевать с Авророй сначала на северах, затем на востоке, а там эта Аврора и сделала её драконом Чаолонгом, чтобы стаю Восточных вод пожрать так. Эта сторона тропа аннулировалась в такой последовательности: сначала Зак распечатал свою подлинную натуру провалом в лунный бассейн в полнолуние, потом воссоединился с Мимми (правда, тот факт, что Зак и Мимми — родные брат и сестра, объявят только в середине 2 сезона, когда уже полсезона как они присутствуют в кадре в том числе вместе), а затем они оба после «пригона» Вейлан дракона Чаолонга в район Мако и изучения легенды о Чаолонге вернули маму в свой исконный вид и увиделись всей семьёй, которая была известна.

Мультфильмы[править]

  • «Ледниковый период: Столкновение неизбежно» — семья дакотарапторов. Мать, как гласит Слово Божие, умерла, но была хорошей мамой. Отец Гэвин пытается привить дочери Герти и сыну Роджеру злодейские стандарты. Герти копирует поведение отца, и у них обоих конфликты с Роджером из-за того, что он белая овца. Однако, ближе к финалу становится очевидным, что все члены семьи друг друга любят (а Гэвин за детей даже жизнь может отдать), и ситуация в итоге становится чуть ли не идеальной.

Мультсериалы[править]

  • «Дарья» — почти идеальный случай тропа. У всей семьи закидоны, сёстры без остановки конфликтуют друг с другом, родители между собой, однако в неадекват не скатываются и хотят друг другу добра. Семья Лейнов уже скатывается к второму варианту, плохо уживаясь, и разбежавшись друг от друга не то что по всей стране, а по миру.
  • «Аватар: Легенда об Аанге» — королевская семья Страны Огня. В ней все хороши. Отец, Хозяин Огня Озай, сам по себе социопат, изуродовавший сына, недолюбливающий его и усугубивший социопатию дочери. Мать получше, но умудриться постоянно говорить дочери, что она монстр, с психу довести мужа до того, чтобы он вёл себя так, будто его сын не от него, и показательно выказывать ему расположение перед дочерью тоже не слишком умно. Дочь же умна, целеустремлённа, но при этом отмороженная сука, социопатка и великолепная мерзавка, которая могла исправиться, да бардак в семье помешал. Сын уже лучше, однако и он получился мягковатым невротиком, которому пришлось выдавливать эти черты из своего характера. Хотя до адской семейки они всё же не дотягивают.
  • «Команда Гуфи» — семья Пита. Папаша — козёл, самодур и мелкий тиранчик, который одновременно под каблуком у своей несколько истеричной жёнушки, дочка избалована отцом до потери всякого контроля, а сын забит и эмоционально травмирован.
  • «Как говорит Джинджер» — Бишопы. Дэйв является хорошим мужем и отцом, но в мультсериале появляется очень редко. Джоан же строга с детьми и не слишком с ними близка. Додди и Хутси также мало друг с другом общаются.
  • «Star vs. the Forces of Evil» — отношения Пониголовой с сёстрами.

Аниме и манга[править]

  • Girls und Panzer — семья Нисидзуми: отца не видно (предположительно, если есть, то все время в плаваниях), мать волнует только семейное дело и она вбила клин между дочерьми, младшая даже боится появляться дома. По ходу сюжета ситуация улучшается.
  • «Основатель Тёмного пути» — семья Цзян Чена. Его мать, Юй Цзыюань, женщина страстная и гордая, в юности влюбилась в его отца, Цзян Фэнмяня, человека мягкого и неконфликтного до крайности. Её семья смогла организовать их брак, вот только Цзян Фэнмянь, пусть и относился к жене с подобающим почтением, всю жизнь любил другую женщину. Настолько, что даже взял на воспитание её осиротевшего сына (породив тем самым крайне живучие слухи о том, что именно он его настоящий отец). В итоге госпожа Юй мучается от ревности (и в глубине души явно сожалеет о том, что муж слабее неё), Цзян Фэнмянь молчит, терпит и старательно не обостряет конфликт (при этом невольно не давая ему иссякнуть), его законный сын верит в то, что отец его не любит (и у него есть основания — к приёмышу тот явно относится мягче, чем к наследнику), законная дочь самоотверженно пытается всех мирить, а воспитаннику просто достаётся от мачехи по любому поводу. При этом детей оба родителя действительно любят.
    • Аукнулось всё это сильно не сразу, но зато ТАК, что отголоски потом ещё полтора десятилетия икались всем, а в первую очередь как раз обоим сыновьям, которые сыграли в случившейся трагедии главные роли: один предал другого, а другой невольно поспособствовал смерти той самой законной дочери.
  • One Piece — семья Манки, Луффи — пират, его батя — революционер, дедан — адмирал Дозора, у которых какие-то свои цели и мечты, в которых нет его и которым по факту на него наплевать. Родных мать и бабушку он не знает вообще.
  • Naruto — разобщение клана Утиха привело к его резне и почти полной гибели, аналогично выжившие представители другого легендарного клана Удзумаки превратились в сборище одиночек, спокойно друг-друга убивающих во имя различных целей, малоизвестных с хорошей стороны личностей. Главный герой Наруто также ни фига и ничего о клане своей матери не знает.
    • Также Хьюги, где деление на главную и побочную ветви способно провоцировать достаточно острые конфликты между самыми близкими родственниками: Нэдзи из-за затаённой обиды на главную ветвь за гибель своего отца попытался во время экзамена на тююнина уже после окончания боя убить свою двоюродную сестру Хинату, на которой и так живого места не оставил и которую, по идее, должен защищать ценой жизни. От самой Хинаты из-за несоответствия высоким стандартам будущей главы клана фактически отрёкся родной отец и тем самым окончательно зарыл её самооценку в землю. Впрочем, на горизонте быстро нарисовался Наруто, прописал Нэдзи целительных, и порядки в семье как-то начали смягчаться, а брат с сестрой помирились.

Визуальные романы[править]

  • Работы студии Innocent Grey (Cartagra, Kara no Shoujo, Uro no Shoujo) — семейка Такасиро. Старшая сестра Нацумэ — патологоанатом с настолько чернушным и специфическим чувством юмора, что от её подколов шарахается родной брат Сюго, на минуточку, ветеран войны и бывший полицейский — в общем, человек с крепкой психикой. Подарки от неё предпочитает получать через третьи руки — на всякий случай. Младшая Нана — вундеркинд с инцестуозными порывами в адрес Сюго, любит приключаться в одиночку по всяким злачным местам. В целом не открещиваются друг от друга, но неудивительно, что такой комплект не может существовать на общих квадратных метрах.

Видеоигры[править]

  • GTA 5 — Де Санта, семья одного из главных героев, с постоянной грызнёй и недопониманием, но все же уживающихся друг с другом. Ближе к финалу более или менее примиряются, особенно отец с сыном.
  • Серия Tekken — семья Мисима, педаль в пол. Члены этой семьи люто ненавидят друг друга.
  • Warframe — семья Энтрати. По мере увеличения репутации с данной фракцией, отношения между ними становятся лучше.
  • Жизнь и страдания господина Бранте — здесь теме взаимоотношений членов семьи Бранте уделено немало времени, причём раскол вкупе с личными проблемами просматривается с самого начала. Итог многолетнего скрытого конфликта зависит от многих предыдущих решений игрока, что довольно нетривиальная задача (за самый лучший вариант даже ачивку дают).

Музыка[править]

  • Т. Шаов, «Аполитичная песня». «Брат – коммунист, тёща любит Явлинского, Тесть – жириновец, жена – демократ.»

Реальная жизнь[править]

  • Тысячи их. Не исключено, что как автор правки, так и многоуважаемый читатель живёт в одной из таких.