Стерпится — слюбится

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи Marriage Before Romance, Perfectly Arranged Marriage. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
«

— Бабуля, ты хорошо подумала?.. Дед-то, по словам Юли, ещё рабочий… — Ничё… стерпится — слюбится!..

»
— «Уральские пельмени»

Представьте себе, что вы вступили в брак, не испытывая к второй половинке никаких нежных чувств. И к его кошельку (статусу, телу) — тоже. Ничего хорошего вы от такого супружества не ждёте — только надеетесь, что не будет и ничего плохого. Скорее всего, вы согласились на такой шаг по настоянию родителей/опекунов. Не любишь? Ничего, как говорится, стерпится — слюбится! И вот время идёт. Мало-помалу каждый из вас находит в другом некие привлекательные стороны, да и просто вы привыкаете друг к другу. Партнёрство перерастает в привязанность, привязанность сменяется дружбой, а дружба перерастает в любовь.

Также стоит понимать, что концепции важности романтической любви ещё и четырёхсот лет не стукнуло. Вплоть до позднего Средневековья люди отлично понимали, что любовь — по сути, временное чувство влюблённости (на самом деле всё сложнее, но у нас не место для философствований и этологических изысканий), а вот брак — это до конца жизни (если повезёт), и полагаться в нём на столь шаткую конструкцию нельзя. А во времена Эллады вовсе считалось неприличным, если мужчина говорил, что любит жену (и наоборот), так как это могло означать, что сказавший это — человек подверженный эмоциям, ненадёжный и, в целом, глупый. Браки традиционно устраивались преимущественно родителями, которые либо желали лучшего для своих детей, либо видели в браке отличный политический и/или торговый инструмент… что само по себе может быть лучшим для детей, хотя уже не является самоцелью.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Сказки с мотивом «Красавица и чудовище».
  • А также те сказки с браком по сговору, где всё сложилось хорошо. Например, «Золотое Деревце и Серебряное Деревце» — принцессу замуж пристроили в авральном порядке, чтобы убрать подальше от возненавидевшей её мачехи. Ничего, семейная жизнь у неё отлично сложилась (особенно когда мачеху наконец ликвидировали).
  • Семейная жизнь Аида и Персефоны началась, скажем мягко, не то чтобы очень романтично. Но в конечном счёте брак получился достаточно устойчивым и крепким.

Литература[править]

  • А. С. Пушкин, «Евгений Онегин» — Ларина-старшая: «Привычка свыше нам дана: замена счастию она». Отчасти и Татьяна — не сказано, любит ли она своего мужа, но как минимум ладит с ним.
  • «Сага о Форсайтах» Голсуорси. Примерно на это (а так же на его обещание отпустить её если брак не окажется счастливым) надеялась практически нищая Ирэн, выйдя за Сомса. Просчиталась…
  • Анн и Серж Голон, цикл про Анжелику — Анжелика и граф Жоффрей де Пейрак.
  • Л. Буджолд, «Барраярский цикл» — тут привычка сформировалась задолго до брака. Эйрелу Форкосигану и Корделии Нейсмит совершенно нечего было делать вместе, он вообще её в плен взял. Но, пока выбирались к цивилизации и давились овсянкой с рокфором…
  • «Песнь Льда и Пламени»:
    • Нед Старк и Кейтилин Талли. Поначалу Кейтилин была обещана брату Неда, Брандону-старшему, а самого Неда почти не знала и не испытывала к нему никаких чувств, так что их брак был чисто политическим. Однако семейная жизнь, совместное управление Винтерфеллом и Севером, воспитание нескольких детей, благородство Неда и верность долгу, присущая Кейтилин, превратили их в крепкую и счастливую семейную пару.
    • Дени и Дрого дают великолепный пример тропа. Именно в супружестве будущая Мать Драконов начала поднимать уровень крутизны, а кхал, наоборот, проявлять человеческие, а не только вождеские качества.
    • По рассказам очевидцев, именно таков был брак Рейегара Таргариена и Элии Мартелл. Только потом принца потянуло на посторонних девиц, и все заверте… Впрочем, нельзя исключать, что как раз Элия-то была и не против (чтобы сестра Оберина Мартелла да возражала против ещё одной красавицы в постели?), но это фанон, пока не доказано обратное.
    • Мирия Мартелл и Дейрон Таргариен. Брак был частью мирного договора между Дорном и Железным троном, так что Мирия оказалась не просто в чужой, а во враждебной стране. Ничего: родили в браке четверых детей, спровадили на тот свет гнусного алкаша и развратника ака папашу Дейрона, правили страной мудро и счастливо пока не подросли младшие братья Дейрона.
  • «Хроники Арции» — Шандер Гардани и Ланка Годойя в финале «Несравненного права».
  • Д. Роулинг, «Случайная вакансия» — Викрам и Парминдер Джаванда. Поженились по договорённости родителей, познакомились друг с другом уже на свадьбе. Субверсия: полюбить друг друга, они, правда, не полюбили, но уважают друг друга и родили троих (Или четверых?) детей.
  • «Поющие в терновнике» — зигзаг с Пэдди и Фионой Клири. Пэдди любил жену, а она его нет (но горько оплакивала его после пожара).
  • Маргарет Митчелл, «Унесённые ветром» — субверсия: вроде бы (по мнению Скарлетт) её родители счастливы друг с другом, хотя создавали семью они не по большой взаимной любви, да и разница в возрасте у них значительная. Но на смертном одре Эллин, впавшая в юность, зовёт своего возлюбленного, смерть которого и подтолкнула её к браку с нелюбимым мужчиной.
  • Метавселенная Рудазова:
    • Цикл «Архимаг» — Искашмира Молнию и Руаху Каргу поженил их наставник Козарин Мудрец в порядке евгенической программы. Но они втянулись, влюбились друг в дружку уже всерьёз и отблагодарили учителя буквальными 220-ю.
      • К этому в итоге пришли Логмир и Гвениола. Со свадьбы принцесса (точнее, уже королева — собственно, по ларийской конституции незамужняя принцесса короноваться не могла, для чего союзники и выдали её замуж) вообще сбежала, но Логмир её догнал и убедил в том, что в семейной жизни есть свои плюсы.
    • «Паргоронские байки» — реалистичная субверсия. Будучи человеком, Лахджа Хальтрекарока откровенно боялась: космическое могущество демолорда плюс характер избалованного плейбоя — сочетание гремучее. Став фархерримом и, соответственно, подняв уровень как личной крутизны, так и полезности сильным мира сего, стала находить недостатки муженька гораздо более терпимыми. А потом (после похищения Пеймоном) социопатия Хальтрекарока выскочила на совершенно новый уровень — и стерпелка-слюбилка у Лахджи лопнула окончательно.
  • Оксана Панкеева, «Пересекая границы» — Кантор предлагает Саэте такой вариант легенды для прикрытия: «Допустим, я человек, в общем, неплохой и действительно тебя люблю, а ты согласилась выйти за меня замуж в надежде, что стерпится-слюбится. И мы честно пытаемся притереться друг к другу». Потому как эти искренне ненавидящие друг-друга соратники[1] вынуждены изображать супружескую пару.

Кино[править]

  • «Леди Джейн» — Джейн Грей и Гилфорд Дадли.
  • «Дикое сердце» — Хуан Дьявол и Моника.
  • «Молодая жена» — Маня и Алексей. Правда, притирались долго и мучительно и вполне могли бы развестись, если бы у Мани хватило духу второй раз оставить без матери Алексееву маленькую дочку.
  • «Как стать леди» — собственно, вся история главных героев.
  • «Навеки твоя» с Айшварией Рай в главной роли. Героиня любит одного, вынуждена выйти замуж за другого, который как раз хорошо к ней относится… в итоге когда она всё же встречается с первым парнем в конце, то понимает, что место в её сердце теперь занимает муж.

Телесериалы[править]

  • «Спальный район» — Андрей и Елена Масловы.

Аниме и манга[править]

  • One Piece — Шарлотта Шифон и Капоне Бэйдж. Не похоже, чтобы у Большой Мамочки была привычка спрашивать мнения своих детей при заключении политических браков, и весьма вероятно, что до свадьбы они друг друга толком не знали. Тем не менее, на момент событий сюжета вполне счастливо женаты, а Шифон прямо называет мужа и их ребёнка «своей единственной семьёй» (в процессе обсуждения плана убийства её родной матери). А противник всякой сентиментальности Капоне может сунуться прямиком в стан врага, чтобы спасти жену (причём вопреки её прямой просьбе).
  • Fuufu Ijou, Koibito Miman — основа сюжета: ОЯШ Джиру и гяру Акари вынуждены жить как супруги в рамках школьного курса, притом что у них обоих есть свои любимые, которые уже составили пару друг другу. Сперва вынуждены, ну а дальше все по накатанной.
  • Жена по контракту — главные герои были вынуждены жениться из-за беременности главной героини. Впрочем они очень скоро сблизились и ради жены главный герой готов выступить против кого угодно.
  • Watashi ni Karada, Utteminai? — коллектор Рэйко решает помочь Цукасе, погасив долг ее погибшей матери и сбежавшего папаши-лудомана… в обмен на ее тело. В щадящем варианте по сравнению с якудза: они будут жить вместе, Цукаса будет ей готовить, стирать, убирать и греть постель ночью. Так вот и слюбились.

Музыка[править]

  • Песня «Всё Ерунда» из третьего албома Вороваек именно об этом.
  • Одноимённая песня Татьяны Булановой

Реальная жизнь[править]

  • Цесаревич Александр Александрович (будущий император России Александр III) женился на невесте скончавшегося брата (Дагмаре Датской), так как этот брак был важен по политическим причинам. В итоге получился практически идеал гармоничной патриархальной семьи.
    • Тут ситуация сложнее. Судя по отзывам современников, будущие супруги в общем-то влюбились друг в друга в процессе ухаживания за заболевшим женихом/старшим братом, но по понятным причинам стеснялись признаться в этом даже самим себе. Положение спас умирающий, успевший понять ситуацию и в качестве последней воли велевший брату жениться на невесте «по политическим причинам».
  • С точки зрения сухой статистики, браки, заключенные по договоренности родителей, распадаются намного реже. Тут, впрочем, стоит учитывать, что практика договорных браков распространена в основном в культурах, где разводы не приняты.
    • Может ли брак по расчету быть счастливым? Конечно, если расчет был верный)

Примечания[править]

  1. Первый заработал хроническое женоненавистничество, когда любимая женщина сдала его в Кастель Милагро, вторая — искалеченная жертва маньяка.