Конфликт поколений

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« — Ты застрял в восьмидесятых. — Каждое поколение застревает в своей юности, а потом ругает следующие поколения, что они застряли в своих юностях. »
— Брайанна Рид, «#Пыльвглаза»
« Непосильные труды истощили предков совершенно – в те времена житуха в Райском Уголке была не сахар. В школах о тех временах учителя толкуют всякий раз, когда хотят урезонить испорченную современную молодежь. Мы, в общем, им не возражаем, то есть не говорим им в ответ, что они, верно, испорчены не меньше нашего – если учесть, что за последнюю тысячу лет на нашей планете ничегошеньки не изменилось. »
— Гарри Гаррисон, «Рождение Стальной Крысы»
Наглядно глазами Бидструпа.

Конфликт поколений — это появление разногласий между персонажами разного возраста. Самыми яркими примерами могут послужить ситуации общения между детьми и родителями, бабушками, дедушками.

Что же склоняет персонажей из разных поколений к конфликтам? В зависимости от сеттинга, в формировании сознания персонажа из молодого поколения могло повлиять какое-то важное событие, которое с треском воспринимали представители более старшего поколения, которые в то время были взрослыми/молодыми созданиями с уже сформированной личностью. Либо же у персонажей разного возраста отличаются особенности мировоззрения (отношение к миру, установленному порядку, добру и злу, технологиям, роли современности и пр.), что опять же провоцирует на конфликт.

Инверсия — дружба между поколениями. Близкий троп — Яблоко от яблони далеко падает.

Примеры[править]

Театр[править]

  • Аристофан, «Облака» — отец и сын ругаются по поводу различий между старыми и новыми пьесами. Легкомысленный длинноволосый сын называет классические пьесы устаревшими и предлагает на замену им новые, но старик выходит из себя и называет их безнравственными.
  • Д. И. Фонвизин, «Недоросль». Не в первую очередь, но и это тоже. Причём, что характерно, «дети» (Милон и Софья) находят себе союзников против «отцов» (Простаковых) в лице «дедов» (Стародума и Правдина).
  • А. С. Грибоедов, «Горе от ума» — Чацкий и Фамусов. Хотя тут дело не только и не столько в поколениях.

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • А. С. Пушкин, «Скупой рыцарь», «Борис Годунов» и «Станционный смотритель».
  • И. С. Тургенев, «Отцы и дети» — кодификатор для отечественного читателя.
  • А. Н. Толстой, «Четыре века» — Авдотья Максимовна была властной, консервативной барыней, ее дочь Варвара стала революционеркой, внучка Наташа выросла слабовольной дамочкой без каких-либо убеждений, правнучка Гаяна («значит — земная, имя не то адское, не то собачье», с точки зрения прабабушки) — веселая, волевая, энергичная девушка начала XX века.
  • Е. Дударь, «Красная Шапочка» — метапример. Если воспринимать прямо (как рекомендовали те, кто в свое время додумался включить это в школьную программу) — манифест ненависти автора к молодому поколению, если считать стебом — насмешка над соответствующим явлением. Ну а как еще можно воспринять рассказ про типичную альфа-суку из 90-х, которая оказывается некропедозоофилом и, похоже, каннибалом?
  • Метавселенная Рудазова, «Паргоронские байки» — сабж очень хорошо виден на примере гохерримов. Первородные Зубы — уважающая только силу гопота, считающая старый уклад, при котором Паргорон вообще и они лично постоянно куда-нибудь масштабно вторгались и кого-то истребляли, идеальным. Но старики уже второго поколения, такие как Хаварпагон или Янгфанхофен, вполне довольны своей ролью в новом, относительно мирном Паргороне, и таких вещей, как геноцид нактархимов, откровенно стыдятся. А молодёжь и вовсе иногда осмеливается пошатывать скрепы из тех, которые в кодексе не прописаны, но в обычай уже давно вошли.

На других языках[править]

  • Э. Л. Войнич, «Овод» — главный герой и его биологический отец кардинал Монтанелли.
  • «Хвала и Слава» Ивашкевича. Неоднократно. Старый лакей Станислав Вевюрский и его сын, коммунист-рабочий Янек. Пани Эвелина Ройская и её сын Валерек. Старый граф Мышинский и его сын Януш. Княгиня Мария Билинская и её сын Алек. Ола Голомбек и её дети, Анджей и Геленка. Старики Шиллеры и их дети, композитор Эдгар и певица Эльжбета. Железнодорожник/крестьянин — старый Спыхала и его сын, дипломат Казимеж.
  • Эдна Фербер, «Плавучий театр» — все почти как у Бидструпа. Сначала юная Магнолия, «маленький чертенок», выросший на Миссисипи, конфликтует со своей матерью Парти Энн, серьезной, хозяйственной и «в душе остающейся старой девой». А потом юная Ким, серьезная, рассудительная и трудолюбивая, — с порывистой и местами легкомысленной, хоть и прошедшей трудный путь матерью Магнолией. Впрочем, в обоих случаях конфликт довольно тихий.
  • Кристине Нёстлингер, «Долой огуречного короля!» (1972 г.) — Австрия, семья служащего, дедушка придерживается левых взглядов, отец семейства очень консервативен, мать — аполитичная домохозяйка, детям ближе дедушка, да и в школе их учат тому, что злит отца:
«

«Отец, я прошу тебя, — крикнул папа, — это же совершенно неинтересно! Не заводи, бога ради, свои старые песни!» … Дед заметил, что это называется не путч, а революция. … «Какого черта, — сказал папа, — это ведь одно и то же!» Мартина сказала: «Если кто-то приходит с солдатами, закрывает парламент, сажает в тюрьмы неугодных граждан и газетам запрещается печатать все, что они хотят, то это путч. А когда подданные вышвыривают короля, открывают парламент, назначают выборы и издают газеты, где каждый может писать, что он думает, то это революция!» Папа спросил, где это она понахваталась такой ереси. Мартина сказала, что это не ересь. Если бы она знала это еще перед экзаменом по истории, то получила бы пять баллов.

»

Кино[править]

  • «Лето. Одноклассники. Любовь» — фильм целиком об этом.
  • «По семейным обстоятельствам» — конфликт аж трёх поколений. Когда конфликт между молодой семьёй и «старой» (45 лет примерно) тёщей улажен, тёща влюбляется и сама оказывается в роли «младшенькой» перед потенциальной свекровью.
  • «Взрослые дети» — по духу нечто вроде прототипа предыдущего фильма. Намного унылее (ну, или автор правки с изображёнными поколениями никак не пересекался), зато можно полюбоваться молоденьким Демьяненко, который ещё не блондин и ещё не Шурик.

Телесериалы[править]

  • «Аббатство Даунтон» — вдовствующая графиня Вайолет и её невестка, графиня Кора. Великолепно подчёркнуто в последнем эпизоде, когда старуха отказывается от последних остатков былой власти и признаёт что и дом, и госпиталь, и всё графство: «Это теперь твоё королевство, и я не сомневаюсь что ты великолепно с ним справляешься».

Телевидение[править]

  • Поздние выпуски телеигры «Великолепная семерка» (начала 1990-х) с Р. Фокиным и С. Белоголовцевым на НТВ. Тогда соревновались не подростки командами 7 на 7, а команда «отцов» (то есть представители старшего поколения) и команда «детей» (младшее поколение). Заодно и жирная отсылка к Тургеневу. В команде «отцов» было три человека, «детей» — четыре, итого семь. На в конкурсах (кроме некоторых) команда отправляла двух делегатов, реже — одного.

Мультфильмы[править]

  • «Дозор джунглей». Пополам с Отец с поводком. В начале мультфильма можно наблюдать конфликт в семье тушканчиков из-за того, что отцу модный наряд дочери показался слишком вульгарным. Судя по тому, что в разговоре с подружками обиженный подросток заявил «Это всё опять мой папаша», это у них уже не в первый раз.
  • «Кунг-фу Панда 2» — с прикрученным фитильком, лорд Шэнь. Взаимное непонимание заканчивается разлукой сына и родителей, а впоследствии — и разрушением сыном любых напоминаний о совместном прошлом (вплоть до выкидывания из окна шикарного отцовского трона).

Мультсериалы[править]

  • Jimmy Cool — Люциус Ужасный VII и его отец, Люциус Ужасный VI. В одной из серий также были представлены их более старые предки (вплоть до Люциуса Ужасного II) и все они начали друг с другом спорить.
  • «Герои Энвелла» — отношения Арта с отцом — не лучшие, наполнены недопониманием, разностью «игровых» эпох, в которые они оба погружены. Фил с отцом ссорится из-за карманных расходов, а Киру сдают в нелюбимую ей школу.
  • «Смешарики» — встречается неоднократно. Эликсир взрослости, потерянное время, отчасти «Педагогическая поэма», взаимоотношения Нюши и Совуньи, просто Пин и Биби — ну как, Вы уверены, что не смотрите развёрнутую экранизацию Тургенева?

Комиксы[править]

  • DC — По крайней мере, первый, второй и четвертый Робины рано или поздно приходят к мысли, что они знают, как лучше, а батя не шарит. Дик Грейсон уходит вершить собственное правосудие в собственном костюме, Дэмиен зачастую игнорирует приказы и веления отца, а Джейсон Тодд в конце концов расплачивается за свою самонадеянность, попав в лапы к Джокеру.
    • Грейсон не сам ушёл, а был уволен: по изначальной версии за профнепрегодность после того, как словил пулю в плечо от Джокера и Бэтсу ради его спасения пришлось клоуна отпустить, по более поздней — пытался совмещать супергеройство с учёбой в университете, что требующего полной самоотдачи Кажана не устраивало.

Аниме и манга[править]

  • One Piece — более опытные и состоявшиеся пираты и дозорные с неприязнью смотрят на более молодых и неопытных представителей «Худшего Поколения».
    • Особенно заметен конфликт главного героя, Монки Д. Луффи, и его деда, Монки Д. Гарпа. Дед хотел, чтобы его внук стал дозорным, но тот без конца заявлял, что станет пиратом и позже таковым действительно стал.
  • «Стимбой» — три поколения семьи Стимов: Ллойд Стим (дед), Эдвард Стим (отец), Джеймс Стим (внук/сын). И их конфликты поколений привязаны к работе. А «работа» влияет на судьбы мира.

Музыка[править]

« Это мы придумали Windows,

Это мы объявили дефолт, Нам играют живые «Битлз» И стареющий Эдриан Пол, Наши матери в шлемах и латах Бьются в кровь о железную старость, Наши дети ругаются матом, Нас самих почти не осталось…

»
— Високосный Год, «Метро»
  • Джиган и Полина Скай — клип «Жизнь моя». В начале видео героиня ссорится с родителями из-за того, что они организовали ей немодный и слишком детский день рождения, после чего убегает из дома.
  • Spa City — песня и клип «Малолетняя дочь».
  • Dschinghis Khan, песня «Rockin son of Dschinghis Khan». Чингисхан поначалу недоволен увлечением своего сына не военными походами, а рок-н-роллом, и объявляет это скандалом и стыдом. Но к концу песни (не без поддержки веселых и задорных девушек, которым сынок нравится именно в таком имидже) все-таки принимает отпрыска таким, какой вырос, и объявляет его любимым сыном.
  • Французская веселая (обычно твист) «Papa t’es plus dans le coup» (как вариант перевода «Папа, ты ошибаешься») исполнялась в 1960-х… Кем только не исполнялось, помнят среди них Шейлу (А.Шансель), «группу» Джордж Жовен и Доминика (Georges Jouvin & Dominique). Сейчас больше ассоциируется с фильмом «8 женщин» (8 Femmes 2001 г.), как любимая песня младшей дочери. Сама песня обычно идет от лица девушки-подростка, которая начинает понимать, что честным трудом можно заработать больше проблем со здоровьем, чем денег и вообще, что надо хитрить.

Реальная жизнь[править]

  • Существует так называемая Теория Поколений Хоува и Штрауса. Согласно ей представители разных возрастов были поделены на поколения со схожими ценностями, интервалы между которыми занимают приблизительно 20 лет. А вот те бесчисленные конфликты между детьми с родителями или родителями с дедушками и бабушками комментариям не подлежат.