Придурковатый сынок

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Dumbass Teenage Son. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Как не повезло этому персонажу… У него (реже — неё) взрослый сын (реже — подросток), вот только этот парень явно слабоумен. Он не понимает самых простых вещей, тупит, постоянно выглядит так, будто рухнул с дуба. И это при том, что его родитель довольно умён, а если и идиот, то не полнейший. Этакого сына, во всяком случае, он поумней.

Такой сынок обычно далеко не хил. Нередко, напротив, огромен и могуч.

При этом родитель, как правило, любит сына (хотя бы «на свой лад»): какой ни на есть, а всё же родная кровь! Воспитывает как может, беспокоится о нём, опекает. Или норовит «выковать» из него настоящего мужчину, продолжателя своего дела. Такой вот наследник — всё-таки лучше, чем никакого.

Иногда родитель пытается найти сыну невесту, которая, как правило, резко против. Родителя это, как правило, не волнует.

Реже, если родитель — сущий злодей (-ка), он постоянно измывается над своим ущербным чадушком, оскорбляет его, в грош не ставит… Иногда это потом выходит родителю боком.

А бывает, что сын — конечно, явный дурак, но не на всю голову. И даже хитёр и склонен манипулировать, в том числе родителем (-лями).

Или же сын не дурак физиологически, но отвратительно воспитан, возможно, ленив и не любит шевелить мозгами без критической необходимости.

Не путать с тропом Природа отдохнула: там чадо совсем не обязано быть таким ходячим позором, может оказаться и просто посредственностью, а родитель там обязательно выдающаяся личность (а родитель сабжа — чаще как раз нет).

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Иван-дурак, которого все считали дураком, а он оказался не такой уж дурак.

Комплексные франшизы[править]

  • «Песнь Льда и Пламени»/«Игра престолов»:
    • Джоффри же (как минимум, в экранизаци вполне совершеннолетен, так что засчитывается)! Залюблен Серсеей до полной вседозволенности и, как следствие, потери любых берегов. А Роберт, пацана заслуженно презиравший, неизменно потакал ему именно в желании кого-нибудь отлупить — как же, мужик растёт, блеять! Итог кратко резюмирован Тирионом: «у нас были короли-идиоты и короли-отморозки, но чтоб король — отмороженный идиот, это в первый раз!» На силача, правда, Джоф вопреки стереотипу не тянул, но ему и не надо — к его услугам вся королевская конница гвардия.
    • Григор Клиган — жестокая, страшная деконструкция. По всей видимости, дебил, но высокофункциональный. Нормально, связно разговаривает, хоть и предпочитает немногословие. Вырос — вполне смог командовать отрядом солдат-карателей, благо дурацкое дело нехитрое. И очень-очень злобный и жестокий. Страдает постоянными головными болями, наркоман (глушит боль), и характеризуется физическим гигантизмом, необычайной живучестью, ускоренным созреванием и гиперсексуальностью (по совокупности — эффект аденомы гипофиза?). Искалечил младшего брата за пустяк. Но родители упорно не желали признавать, что с сынком что-то не так и даже гордились его телесной мощью и боевыми навыками. И это продолжалось, пока сынок их не убил (а заодно и свою сестру), чтобы единолично завладеть замком и доходами. А потом несколько раз повторил один и тот же трюк: выгодно женился — присвоил приданое — грохнул жену.
      • В экранизации есть сцена: на военном совете лорд Тайвин Ланнистер ругает Григора за поразительное неумение «сложить два и два», а Григор только смущённо помалкивает.
    • «Пламя и кровь»/«Дом дракона» — Эйгон II Таргариен. Уж на что на валирийских повелителей драконов эффекты инбридинга действуют слабее, чем на простых смертных, но на этом товарище они, судя по всему, оттянулись за все годы от самого Рока. Загибаем пальцы: садист, гнусный алкаш, то мечтающий, чтобы от него отстали и позволили спокойно прожигать жизнь, то рвущий анус, чтобы доказать родителям, что тоже чего-то стоит, в экранизации ещё и дрочер — короче, достойный предтеча Джоффри, по праву признанный в вестеросской истории и политологии худшим королём среди Таргариенов вообще.

Театр[править]

  • «Недоросль» — сыграно необычно. Митрофан таким больше притворяется. Он неотёсан, необразован, но на свой лад хитрюга, даже манипулятор.
  • Александр Островский, «Волки и овцы». Пока был жив помещик Виктор Мурзавецкий, его сынок Аполлон был именно таким, хоть и с прикрученным фитильком (всё же способен поддерживать ПОЧТИ связную беседу). Помещик умер, а сынок послужил немного офицером в армии (где склонен был к «мелким гадостям» ©), вылетел оттуда с позором и повис обузой на руках тётки, старой девы Меропы Давыдовны. И за несколько лет Аполлоша сжёг разными водками и наливками немалую часть того, что осталось от его мозгов. Живёт не столько в реальности, сколько в мире собственных фантазий (в том числе о собственной «крутизне и неотразимости»). Его практически нереально женить: все потенциальные невесты вежливо отказываются. Кандидатку в невесты приходится буквально шантажировать… правда, и это не помогло, так и остался Аполлон Викторыч неженатым.
    • Кстати, при случае вполне способен немудряще схитрить-слицемерить.
    • Собой Аполлон не огромен, пропорции у него обычные, и к тому же он трус, что маскирует постоянной бравадой и откровенным враньём-«сочинительством».
    • Об этой роли мечтали многие великие комики русской сцены. Некоторые из них её сыграли — как, например, Игорь Ильинский.

Литература[править]

  • «Гарри Поттер» — Дадли Дурсль, сын Вернона Дурсля. С прикрученным фитильком — Дадли всё же не дебил, только психически неуравновешен — то буйный, то тормозной. Более избалован и испорчен, чем реально неадекватен. На свой лад хитёр, лицемерен и манипулятивен. Таких булли и домашних тиранчиков много среди самых обычных — вроде бы — детей. Потом вырос и поумнел.
    • Для великанши, матери Хагрида — её второй сын, слабоумный молодой великан Грохх (от другого папаши — великана; а Хагрид — полувеликан, потому как рождён от отца-человека). По сравнению с Гроххом Хагрид — гений.
      • Все великаны подходят под троп Тупой злой. Грохх тупой по человеческим меркам, а по великаньим он не слишком сильный и слишком умный, отчего ему и устраивают буллинг. Во всяком случае, не тупее других великанов.
  • «Коты-Воители» — Клок Кометы, предводитель племени Теней и отец Хвостолома, слишком много позволял своему сыну, и когда тот был котенком, и когда вырос. Так, например, в «Пророчестве Синей Звезды» есть момент, где Хвостолом, ещё оруженосец, затевает драку с оруженосцами других племен на Совете, нарушая перемирие. Там даже воинственный Остролап понял, что так нельзя, но только не Клок Кометы: сидел и гордился, какой смелый и крепкий у него растёт сынок. Доигрался — подросший сыночек родного отца и убил, чтобы занять его место.
  • «Лабиринты Ехо» — Бахба, сын Манги Мелифаро, пошел в великанских предков его жены. Не то чтобы прямо дурак, так — добродушный гигант, особо не выделяющийся (в книгах и появился-то один или два раза). На фоне путешественника Анчифы и тем более блистательного Мелифаро-младшего совсем теряется.
  • Олекса Стороженко, «Клад» — вроде как с юмором, но, если задуматься, не смешно ни разу. Главный герой — явно умственно-отсталый. Родители этого, в общем-то, не отрицали (другое дело, что при тогдашнем уровне развития психиатрии, да еще и в деревне, сами не имея образования, сделать с этим ничего не могли), и оставили наследство своим наймытам, с условием пожизненно заботиться об их сыне. При этом, жизнь персонажа налаживается без его участия, просто потому, что обстоятельства всегда складываются в его пользу (конкретно из рассказа — полуразложившаяся дохлая собака, которую бросили ему в окно, оказалась заколдованным кладом — при том, что мальчишки, которые это сделали, и сами то не верили, что это возможно). Учитывая, наличие в сеттинге магии, возможно, что психическая болезнь и паранормальная удача являются двумя сторонами одного проклятья/дара (некоторые намеки на это есть).
  • «Ветер и Искры» — деревенский дурачок Порк, сын деревенского пьяницы.
  • «Волшебный пояс Тилоары» Эмили Родда — дети колдуньи Тэган. Сама она была, конечно, злодейкой, но довольно компетентной, а вот потомство (даже не хочется думать, от кого) — просто свора туповатых чудищ-людоедов, совершенно бездарно истребивших друг друга после детской провокации главных героев.
  • «Часодеи» — Нортон Огнев-младший.
  • «Сто лет одиночества» — Хосе Аркадио (который сын основателя Макондо).
  • Найлисская дилогия Элеоноры Раткевич — король Аженк считает своего наследника принца Орвье оболтусом: «Орвье вырос не самым умелым воином и уж тем более не дипломатом. Ночью, в предсонных мечтаниях, он созерцал себя и тем, и другим… но в беспощадно сером утреннем тумане ночные грезы делались такими же серыми и тусклыми, а неумолимый рассвет окончательно развеивал их призрачные клочья. Зато в пиршественной зале, зато на охоте или на балу… о, тут Орвье не было равных во всей Аффрали! Рядом с желчным, подозрительным, сухим в обращении королем Орвье казался средоточием доброжелательности — и люди тянулись к нему. Ему не требовалось завоевывать сердца дворян — они благоволили юному наследнику без малейших усилий с его стороны. Да что там усилий — он и сам не мог бы сказать, как это у него получилось. Зато его величество Аженк понимал происходящее отлично — и одно лишь это понимание утишало его тревогу, когда он думал о будущем сына. „Балбес, любимый своими подданными, имеет побольше шансов усидеть на троне, чем непопулярный умник“, — бывало, говаривал Аженк сам себе, глядя, как вспыхивают среди придворных улыбки неподдельной симпатии, когда Орвье гордо выпрямлялся, закладывая левую руку за спину, как того требует четвертая фигура старинного танца рейнот, и кланялся танцующей напротив него даме. Орвье даже не дурак — он всего-навсего дурачок… но при виде него у людей теплеют глаза… он отцарствует свое без помех». Впрочем, ближе к концу выясняется, что Орвье при всей внешней наивности весьма наблюдателен и умеет делать из своих наблюдений очень точные и правильные выводы. Ему, по сути, не хватает лишь уверенности в себе.

Кино[править]

  • «Морозко»:
    • Сын язвительной богатой старухи (Татьяна Пельтцер), по некоторым признакам, таков.
  • «Город мастеров» (1965) по пьесе Т. Габбе — Клик-Кляк (С. Крамаров), сын бургомистра, перешедшего на сторону завоевателей. Коллаборационист и злодей-недотёпа в одном лице. Страстно хочет жениться на возлюбленной главного героя, но вот умом не вышел.
    • В пьесе-первоисточнике — всё то же самое. Только там больше ситуаций, в которых Клик-Кляк позорится (а в фильме он — по факту эпизодический персонаж).
  • «Не бойся, я с тобой!» — Мардан, за которого Фарзали-бек хотел отдать Телли. Может, и вообще умственно отсталый. Что делать с невестой он понятия не имеет, но добрая мамочка подсказывает: её можно будет бить и мучить — ай, хорошо!
  • Звёздные войны (седьмой, восьмой и девятый эпизоды) — Кайло Рен ака Бен Соло. Психически неуравновешен, неадекватен, а ещё — позор своих родителей. Некоторым зрителям казался примером из палаты мер и весов — но, как водится, всё оказалось не настолько просто. И не слабоумен он вовсе — псих как псих, руководить чем-нибудь вполне годится, многие на его месте справлялись хуже. А к финалу и вовсе исправился (особенно после устного мягкого внушения от… души им же убитого отца), и Бена хватило на то, чтобы, героически пожертвовав собой, помочь запинать Великое Зло.
  • Трилогия Smokey and the Bandit. У злобного шерифа сынок и подчинённый — явный кретин. Папаша такого сынка еще и женить пытался. Невеста, ясное дело, убежала «по стенке босиком».
  • Та же история в «Убить Билла» (а «От заката до рассвета» — те же персонажи?). Похоже, своеобразная реплика на Smokey and the Bandit. Но шериф здесь не злобный, не отрицательный, а всего лишь шибко суровый и чуточку туповатый.
  • Джейсон Вурхис. Тут клиника: до своего превращения в нежить он отроду был гидроцефалом с отклонениями в развитии и серьёзными нарушениями речи, почти до немоты (став нежитью, и вовсе онемел).
  • The Goonies — у безумной злющей старой бабы, явно потомка многих инцестов, два взрослых сына умные были детины (если не считать того, что злодеи и на всю голову ку-ку), а третий — олигофрен, гигант да ещё и уродец-мутант с глазами, расположенными как-то не так. Зато самый добрый из всей семейки.
  • «Артур и минипуты» — Мракос, сын Урдалака. «Психических отклонений нет, просто дурак». Но при этом не настолько злобен, как отец, которому до определённого момента безоговорочно доверял, но после предательства сначала пытался отомстить всем подряд, а в конце нашёл новую цель в жизни и даже стал на сторону героев.
  • «Мажор» — перевоспитанию сабжа посвящён фильм.
  • «Безумный Макс: Дорога ярости» — Младший сын Несмертного Джо, Риктус Эректус — огромный шкаф выше двух метров ростом, но слабоумный. Аверсия, его брат Корпус Колоссус является его полной противоположностью — он физически недоразвитый карлик, неспособный ходить, при этом очень умён. В компьютерной игре есть ещё третий брат — Члем Острус (Scabrous Scrotus, в переводе «Шершавая Мошонка»), тоже огромный и сильный как Риктус, но не тупой, а псих-маньяк (но ни в комиксе, ни в фильме его нет).
  • «Ночь в Роксбери» — Отцу главных героев не повезло с обоими сыновьями. Стив полный идиот (хотя отец считает это достоинством т.к. им можно легко манипулировать), Даг хоть и не такой глупый, но зато бездельник и полный лузер. Хотя сработало правило "дуракам везёт" - по странному стечению обстоятельств, они попали на "приём" к владельцу сети ночных клубов, которому понравились они и их, вроде-бы глупые, идеи по обустройству нового клуба и он взял их под крыло.

Телесериалы[править]

  • «Моя прекрасная няня» — Денис Шаталин.

Мультфильмы[править]

  • Небольшой цикл от Чака Джонса «Три медведя» (Warner Bros.). У Папы-Медведя, упоротого и агрессивного низкорослого дурака, сынок — огромный молодой медведь, совершенный дебил.
    • Не путать с «Семейным альбомом Бари» от Уолтера Ланца (Universal). Там папаша-медведь — такой же упоротый дурак, разве что не настолько злобный (и ростом чуть повыше), а вот сынок, именуемый Малыш, не так уж и глуп, хотя и не образец идеальной смекалки. И тутошний сынок не огромен телом. Явно уже взрослый парень (как минимум старший подросток, а в поздних выпусках — однозначно юноша) с «детским» именем, не слишком самостоятельный, часто недогадливый и наивный. Впрочем, при такой нездоровой обстановке (папаша — шилопопый и скуповатый, но трусливый ломастер, мамаша — властная и суровая, без пяти минут мегера со скалкой) странно бы было, если бы он блистал умом. Бедняга основательно зачухан, а то и психотравмирован.
  • «Астерикс и викинги» — могучий Олаф, сын жреца Криптографа. Клинический высокофункциональный дебил: вроде по большей части всё соображает… но не понимает иносказаний, от слова «совсем». Не путать с ярлом Олафом из того же мультфильма (предводителем разбойной дружины, куда входит сын и при которой состоит отец) — ярл просто тёзка остолопа. Криптограф норовит женить сына на дочери ярла, с тем, чтобы тот потом наследовал его титул (хотя в вожди сынок определённо не годится). Дочь ярла отбивается от такого женишка как может. И отбилась-таки — бежала с тем, кто ей люб.
  • «Дюймовочка» Дона Блута — жаб Грюндель, «жених» Дюймовочки.
  • «Мулан 2» — наследный принц неназванного государства, несостоявшийся жених старшей дочери китайского императора.
  • «Три богатыря и наследница престола» — принц Лёня (на самом деле — Леонид, «потомок льва»), сын Василевса. Эталонный придурок, при этом — сын великолепного мерзавца.
  • «Князь Владимир» — Хотён и Коснятин, сыновья Бояна. «Сила есть — ума не надо».

Мультсериалы[править]

  • Futurama — Игнар, сын Мамочки от Фарнсворта, дурак-дураком и ещё хуже в двадцать раз, но таки добрейшей души человек, притом пару раз проявлявший смекалку. Мамочка его особенно не любит, да и профессор поначалу отрекался от эдакого сына, но в «Игре Бендера» они таки подружились.
  • «Чип и Дэйл спешат на помощь» — сын неприятной старушки, которая делает пироги из перелётных птиц (серия «Птицефабрика»).

Телевидение[править]

  • «33 квадратных метра» — «Сынулька» Андрей. При этом не сказать, что его папаша сильно умнее, просто хитростью чаще пользуется.
  • «Країна У» — один из скетчей о местном депутате-бизнесмене-корупционере Михаил Ивановиче и его сыночке, который регулярно влипает в неприятности и приходит к отцу за деньгами.

Комиксы[править]

  • «Счастливчик Люк» — Эйврил Далтон (один из четырёх сыновей старой бандитки — Мамаши Далтон). Добрый, здоровенный и дурак. В кино- и анимационных адаптациях он каноничный, т. е. такой же.

Аниме и манга[править]

  • Вариант с родителем — высокомерным злодеем: «Джек в стране чудес». Мамаша — злая колдунья. Сынок — полукровка, слабоумный великан. Мать его всё время унижала, третировала… И однажды доигралась.
  • Osomatsu-san — Дзюсимацу. Силушка у парня зашкаливает (способен даже родным братом, привязанным к шесту, размахивать как битой), гиперактивность прилагается, а вот умственное развитие на уровне детсадовца. Как на это реагируют родители? А никак! У них вообще одно желание: «Поскорей бы эти оболтусы нашли работу и съехали!»
  • One Piece — мелкая хитрая мисс Баккин и детина-дубина Эдвард Уибл. Последний — тот ещё олигофрен, но якобы обладает «силой молодого Белоуса». Впрочем, происхождение «Белоуса-младшего» под большим вопросом — вполне возможно, что его мать искусно пудрит всем мозги.
  • Свет и тень — младший сын графа Полита Мопре, не сказать что совсем дурак, просто злобный садист, но даже его отец невысокого мнения про его интеллектуальные способности.
  • Мой очаровательный лакей — девтерагонист Бенджамин Фанрет второй сын графа Летоса, тоже далеко не дурак (сразу понял что миловидный лакей это переодетая парнем девушка), но из за полного игнора со стороны родителей (учитывая что его мать реально весьма умная, и дальновидная тетка) выросший садистом.
  • Фальшивая герцогиня — Авио, сводный брат главной героини, даже их отец вслух при нем сожалеет, что у него такой никчемный наследник, добавляя, что даже от бастарда оказалась больше пользы.

Видеоигры[править]

  • Dragon Quest VIII — сын короля Клавиуса Чармлес. Полный, ленивый, заносчивый и трусливый. Полностью оправдывает своём имя «Не прекрасный принц».
  • Fallout 2 — Торр, сын Ардин Бакнер из Кламата. Добрейший парень, местный пастух.
  • Grand Theft Auto V — сын Майкла Джимми. Только и делает, что целыми днями играет в приставку, курит траву и троллит в интернете. Хотя в финале немного исправился и даже спас отцу жизнь.

Визуальные романы[править]

  • Ace Attorney Investigations 2 — Себастьян Дебест, сын Блейза Дебеста. Отец без всякого стеснения называет своего сыночка идиотом, а ближе к концу и вовсе глумится над ним. Впрочем, Блейз ещё тот козёл.