Муж — добрый, жена — злая

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Этот персонаж женат на женщине с прескверным характером, совершающей ужасные поступки. Она может быть скверной мамочкой, злой королевой, мачехой, мегерой со скалкой, а то и вообще полным чудовищем. А может и сочетать в себе всё это вместе взятое. При этом сам персонаж — человек, как правило, честный, добрый, сострадательный. Он может быть, конечно, немного трусоватым подкаблучником, а может быть и смелым решительным человеком, поставленным в такие обстоятельства, что он не смеет пойти против своей жены. Главное — он должен осуждать, пробовать мешать её злодействам, если и насовершал ошибок, то осуществить поворот направо, чем-то помочь другим положительным героям. Таким образом, обычные альфонсы, жиголо и тунеядцы нам не подходят, а вот при наличии вышеперечисленных качество получается, что муж — добрый, жена — злая. Противотроп — Жена — добрая, муж — злой.

Явление весьма характерно для сказок многих народов мира; нередко жена в такой паре является мачехой главной героини.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Начиная ещё с античности (с сочинения Ксенофонта «Пир»), жену Сократа Ксантиппу часто изображают злой и сварливой. А Сократ терпел её: «Уж если я её нрав вынесу — с любыми людьми научусь ладить!» Реальная Ксантиппа, скорее всего, не имела с этим художественным образом ничего общего и, скорее всего, хотела направить его на более прагматичный образ жизни.
  • Преподобный Павел Препростый был женат на красивой, но сварливой женщине — но был настолько прост душой, что всё ей прощал. Только когда застал в постели с любовником — сказал: «Хорошо, я совсем не обращаю на это внимания! Но Бог свидетель, я навсегда уйду в монахи, а если ты её любовник — то будь добр, и детей корми».

Театр[править]

  • Уильям Шекспир, «Король Лир» — Гонерилья, старшая дочь Лира, честолюбива, амбициозна и беспощадна, а её муж, герцог Альбанский — кажется, до поры до времени ничем себя не проявляющий подкаблучник. Однако после того, как Гонерилья изгнала из дома родного отца, у которого сама же вместе с сестрой выманила наследство, герцог разглядел истинное лицо своей жены, и в итоге поднял в стране восстание против Гонерильи с Реганой. И как раз вовремя: женушка-то уже и от него нацеливалась избавиться, чтобы выйти замуж за более перспективного Эдмунда.
  • Д. И. Фонвизин, «Недоросль» — чета Простаковых. Фитилёк немного прикручен, поскольку при всей своей злобе госпожа Простакова души не чает в сыне.
  • А. П. Чехов, «Три сестры» — Андрей Сергеевич Прозоров и Наталья Ивановна. Безродной Наташе только и нужно было женить на себе удобного и до безумия влюблённого в неё Андрея, чтобы захватить дом в свои руки, построить мужа и его сестёр, а самой крутить роман с Протопоповым и приживать от него детей.

Литература[править]

  • Предмет статьи в многочисленных вариациях встречается в сказках Братьев Гримм — «Мальчик-с-пальчик», «Белая косточка», «Гензель и Гретель» и многих других. Тут бывает несколько примеров: в одних отец любит свою дочь (сына), а мачеха убивает их, в других отец-подкаблучник по указанию своей жены заводит детей в лес на верную смерть (да, во время голода Средневековья такое не было чем-то из ряда вон выходящим). В первом случае мачеху чаще всего физически ликвидируют, а во втором — её настигает смерть от кармы, а любящие отцы и дети приходят к успеху и живут долго и счастливо.
    • Правда, во втором случае (с отцами, отправляющими детей на верную смерть) всё-таки не совсем то, ибо тут троп Получился мерзавец (да-да, любящие отцы так никогда себя не будут вести).
  • «Золушка». В оригинале отец Золушки — добрый, но трусоватый подкаблучник, в многочисленных адаптациях же часто в концовке прописывает своей жене хорошего леща.
  • Великий сказочник Г. Х. Андерсен не отстаёт — «Дикие лебеди» как главный пример. Отец-король любил свою красавицу-дочь, но злая мачеха с помощью колдовства сумела изгнать её.
    • При этом у него хватает и противоположных примеров. Госпожу Метту в истории «Скрыто — не забыто» разбойники посадили на цепь, но ее освободил их слуга, который прежде был слугой мужа Метты: «Помнишь ли ты, как твой муж посадил на кобылку моего отца? Ты просила за него, но просьбы не помогли, он должен был сидеть, пока не искалечится; тогда ты подкралась к нему, как я теперь к тебе, и сама подложила ему камешек, сперва под одну, потом под другую ногу, чтобы дать ему отдохнуть. Никто не заметил этого, или все сделали вид, что не заметили, — ты была, ведь, молодою доброю госпожой их! Вот что рассказывал мне мой отец, и я скрыл это в моём сердце, скрыл, но не забыл! Теперь я освобожу тебя, госпожа Метта Могенс».
  • А. С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — безропотный старик и суровая, властная старуха.
  • А. Дюма, «Три мушкетёра» — граф де ла Фер aka Атос и леди Винтер aka Миледи. Правда, вопрос дискуссионный: тут и изменившаяся мораль, и получился мерзавец, и бедный злодей.
  • Ч. Диккенс:
    • «Приключения Оливера Твиста» — гробовщик и его жена.
    • «Большие надежды» — кузнец и его жена.
  • Гарриет Бичер-Стоу, «Хижина дяди Тома» — супруги Сент-Клер. Мари не злая, но ужасно эгоистичная, капризная и к тому же, хотя и прикидывается несчастной, больной и беспомощной, весьма корыстная и практичная. Сент-Клер собирался дать Тому вольную, но погиб, а волю покойного надо бы исполнить? Том заслужил свободу, он трудолюбивый, умный, хорошего поведения… так что за него много можно выручить.
  • Л. Кэрролл, «Алиса в Стране чудес» — Червонный Король милует всех тех, кого Червонная Королева приказывает казнить.
  • Л. Н. Толстой, «Война и мир» — Пьер Безухов и Элен.
  • Гринвуд, «Маленький оборвыш» — отец протагониста, конечно, не добряк, но хотя бы честно зарабатывает деньги себе и ребёнку, а вот его жена их пропивает, ещё и настраивая отца против сына.
  • А. М. Горький, «В людях»: чертёжник Василий Сергеев — единственный, кто похож на человека в гнусной семейке, как может защищает своего маленького слугу от своенравной супруги и пытается относиться к нему по-нормальному.
  • Л. Пантелеев, «Лёнька Пантелеев» — в автобиографическом рассказе главный герой попадает в услужение к немцу-сапожнику Францу. Его часто не бывает дома, а жена его издевается над слугой по-всякому, из-за чего Лёнька вынужден уйти от них. Сапожник как может помогает ему, а в конце не только до копейки выплачивает всё жалованье, но и лишнего даёт.
  • Александра Бруштейн, «Дорога уходит в даль» — владелица торговой фирмы мадам Бурдес, психопатка и домашний тиран, дочерям которой дает уроки главная героиня, и ее «купленный» муж, «несчастный Чериковер», бесконечно попрекаемый за происхождение из бедной семьи и безответно терпящий издевательства супруги.
  • Эдуард Успенский, «Дядя Фёдор, кот и пёс» — родители дяди Фёдора в какой-то степени попадают под это определение.
  • «33 несчастья» и сериал-экранизация — Джером и Эсме Скволор. Поначалу Бодлеры приняли их за фитильковую версию тропа, но они оказались его эталоном.
  • Александр Варго, «Трофики» — мать главной героини в отсутствие мужа могла схлопотать приступ гнева и отыграться на дочери. А отец-дальнобойщик и не знал… Правда, после развода исправилась.
  • Эмиль Золя, "Западня" -- чета Лорилле оба не самые приятные люди, но муж -- не более чем скуповатый ремесленник, в то время как жена -- настоящее чудовище. Сюда же Пуассоны -- муж вполне нормальный человек, а жена змея подколодная.
  • Герберт Уэллс. "Красный гриб" - Мистер Кумс и его жена. Главный герой страдал от действий своей супруги. Даже пытался наесться ядовитых грибов, чтобы покончить с собой. Но в результате употребления мухоморов, войдя в состояние эйфории и набравшись смелости, то ли исправил жену, то ли изменил ситуацию на противоположную.

Кино[править]

  • Сказки по мотивам славянского фольклора:
    • «Морозко»: отец Настеньки — изрядный подкаблучник, но всё же добрый, а в конце сумел проявить смелость.
    • «Финист — ясный сокол» — неподражаемый Г. Вицин в роли мужа-подкаблучника… А его жены Анфисы боялся сам Кастрюк!
  • Комедия «Девять ярдов» — довольно простодушный американский стоматолог Оз и жена-стерва, которая хотела его заказать наёмному убийце, чтобы получить страховку.
  • «Метод» Юрия Быкова. Старший прокурор Стеклов, конечно, не особо чист на руку, но в целом любящий муж и отец. А вот его жена — натуральный псих с топором, в приступе болезни убивавшая совершенно незнакомых людей. Стеклов настолько любил её, что не мог убить, когда она сама об этом просила (пришлось это сделать Меглину).
  • «Борат» — шутки ради. Чудной и непосредственный казахский журналист и его жена Оксана — мегера со скалкой. Хорошо, что на неё медведь набросился, изнасиловал и растерзал. Борат искренне радовался этому.
  • Наследники 3 — Аид, отец Мэл, всего лишь козёл и дочь на самом деле любит, в отличие от злодейки Малефисенты.
  • «Малефисента 2» — наивный идеалист и добрый король Джон выступает на ярком контрасте со своей лицемерной и бессердечной (но при этом, что характерно, любимой!) женой-геноцидницей Ингрид.
  • «Круэлла» — биологические родители антигероини: Барон был добрым человеком, который очень обрадовался, что у него будет ребёнок, и умер от горя, когда ему сказали о смерти дочери. Его жена же…
  • «Последний богатырь» — поначалу кажется, что действует сабж в чистом виде — жена Добрыни без его ведома заточила протагониста в темницу, к Кощею и Бабе Яге. но потом выясняется, что всё это, в том числе побег кощея, было планом по поиску Меча Кладенца, как раз для Добрыни, который заодно с женой и давно обо всём договорился с Кощеем.

Телесериалы[править]

Мультфильмы[править]

  • «Кот Котофеевич» — старуха настаивает на том, что постаревшего кота надо выгнать из дома, а старик пытается за него заступиться. Правда, без толку: он своей старухи и сам побаивается.
  • Мультфильм "Роботы" 2005 года - отец Финеаса Поршня и его супруга Мадам Керогаз, злобная, тираническая и сумасшедшая хозяйка фабрики по переработке утильсырья. Отец постоянно желает сыну удачи, даже утешает после фиаско, а мамаша старается избавиться от старых роботов при помощи сына.

Мультсериалы[править]

  • Симпсоны — отец Нельсона занимается воспитанием сына больше всего. Именно по нему Нельсон скучает больше после того, как тот всего-то вышел купить сигареты, в отличии от матери-проститутки.
  • Леди Баг и Супер-кот. Андре Буржуа, конечно, имеет замашки феодала, но он куда добрее Одри, которая много лет была ещё и скверной мамочкой для Хлои. Даже когда женщина исправилась как мать, она всё равно осталась стервой, которая унижает мужа и вместе с дочерью портит жизнь окружающим. Педаль в пол: когда Андре отказывается выполнять очередную прихоть Хлои, та угрожает пожаловаться матери, и мужчине приходится подчиниться.

Веб-мультсериалы[править]

  • RWBY — с прикрученным фитильком, так как это было в прошлом: хороший парень Тайян Сяолун и бандитская атаманша с социал-дарвинистскими взглядами Рэйвен Бранвен. Сейчас уже не вместе, но чувства друг к другу (судя по всему) сохранили.
    • С педалью в пол — Озма и Салем, когда-то давно. Муж - назначенный богами спаситель человечества, жена - бессмертное желающее бесконечного разрушения существо.

Аниме и манга[править]

  • Kill la Kill — Соичиро Иссин и Рагё же.
  • Lady Georgia — приёмный отец главной героини души не чаял в своей дочери, а приёмная мать все время её травила, а уж как узнала, что у той мутки с её сыном…
  • One Child Two Treasures: The Billionaire Chief’s Good Wife — отчим главной героини был для неё вполне любящим отцом, и когда мачеха после финансовых проблем в его фирме заставила падчерицу пойти в сексуальное рабство к богатому козлу (в ранобэ это называют сурогатным материнством, но сурогатное зачатие производится не так), то, он после того как узнал подробности, однозначно это расценил как переход морального горизонта событий своей женой. После развода остался с приёмной дочерью (и при виде своей родной дочери, игроманки и алкоголички, сетовавший: «за какие грехи в прошлой жизни мне такая неблагодарная дочь досталась») и никогда не прикасался к деньгам, которая его падчерица получила за рождение сыновей, хотя сумма была очень большая, а они нищенствовали.

Видеоигры[править]

  • «Jagged Alliance 2» — эх, не повезло Энрико Чиволдори со своей бывшей женой. Мало того что она узурпировала трон Арулько, отравив отца Энрико и обвинив его в этом преступлений, так ещё собиралась его и казнить. А став полноправной правительницей, начала тиранить и угнетать местное население, лишив их гражданских прав и социальных программ, устраивая для них эксплуатацию, репрессии и геноцид. Использовала ресурсы страны для своих нужд и делилась с преступной корпорацией. Уничтожила инфраструктуру страны и ввергла в неё в пучину бедности, голода, страха и безысходности. Вишенкой на торте — ведет сотрудничество с бандитами. Медленно, по-медленному набирала свою армию, планируя вторгаться в другие страны и захватывать их, обрекая на то же самое.
    • Начальница тюрьмы Тиксы, любящая травить заключённых слезоточивым газом (слава богу, не горчичным), настолько задолбала собственного мужа, что тот с радостью закажет наёмникам сжить её со свету.

Реальная жизнь[править]