Трагическая импульсивность

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья A Tragedy of Impulsiveness. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Этот персонаж — человек действия в худшем смысле этого слова. То есть он сначала делает что-то, а потом уже думает, правильно ли он поступил. Если вообще думает. Стоит ли упоминать, что результатом его действий обычно является троп «Ай, молодца!»? Пожалуй, стоит.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Русская народная сказка «Коза Дереза». В одном из вариантов Дед (Мужик) сначала убивает Бабку (Жену), а на следующий день Внучку (Дочку) за то, что те плохо пасли козу. При этом козе Дерезе он верит безоговорочно, хотя та врёт весьма нагло.
    • Есть вариант сказки и помягче, где Дед не убивает, а выгоняет из дома домочадцев.

Литература[править]

  • Н. В. Гоголь, «Тарас Бульба» — главная черта характера Тараса.
  • «Потоп» Сенкевича — Анджей Кмициц. С точки зрения этого человеческого качества чуть ли не вся книга являет собой длинный и прэлестный балет на граблях, пока он болезненно (для себя и ещё более для окружающих) учится держать себя в руках.
  • «Сильмариллион». Турин, сын Хурина, прозванный «Турамбар» и ещё множеством прозвищ — эталон тропа. В значительной мере основан на образе Куллерво из «Калевалы».
    • Все феаноринги. Вообще все.
  • Элрик из Мелнибонэ Муркока. Живёт за счёт своих эгоистичных чувств. Это стоило ему всего: любимой, империи, душевного и телесного здоровья. Логика в нём просыпается только уже ближе к самому концу его жизни, когда начался апокалипсис в его мире. Вот тогда, осознав весь кошмар происходящего, он понимает, что натворил. К сожалению, в его случае даже смерть не поможет. Апокалипсис начал не он, но являлся одной из его причин.
  • ПЛиО (и телесериал Game of Thrones). На раннем этапе своей биографии — Джейме Ланнистер, с прикрученным фитильком и лишь временами, например когда ему покажется, что угрожают дорогим ему людям; а в целом довольно рассудителен. После потери кисти правой руки (которую злодеи отрезали, в частности, и за то, что он начал этих злодеев троллить, полагая, что его никто не посмеет тронуть[1]) — поневоле поуспокоился и полюбил предварительное обдумывание своих действий.
    • А в экранизации такой сделали Шаю. Книжной было пофиг и на Тириона, и на Сансу, и она банально готова была стелиться под того, под кого в данный момент стелиться выгоднее. Сериальная же живёт инстинктами, а не головой. Любит Тириона, а за Сансу убить готова. Безосновательно начинает ревновать и вынуждает Тириона сплавить её для её же безопасности. На что смертельно обижается и совершает всё возможное, чтобы Тириона угробить (окажись там Санса — прилетело бы и Сансе). Всё это приводит Шаю в итоге к смерти.

Театр[править]

  • Отелло. Очень умно было закалывать супругу, не допросив для начала всех остальных участников событий!

Кино[править]

  • Звёздные войны — Энакин постоянно рвется в бой, не думая. Один такой заход стоил ему руки. Второй — всех оставшихся конечностей, кожи и легких.
    • Его сын Люк поначалу тоже излишне импульсивен, но для него всё обходится в целом удачно.
      • Кайло Рен же! Он вообще ничего больше от дедушки и мамы не унаследовал…
        • Если присмотреться, то Кайло подводит не столько импульсивность, сколько самоуверенность.
    • Мэйс Винду — не зря же хитрый ситх выбрал его, убрав со сцены Оби-Вана и Йоду, чтобы открыться джедаям, зная что Винду помчится на врага с мечом наголо и в критический момент поддастся эмоциям. Может не стоило ходить по грани Темной Стороны?
      • Эм, в книгах он связался с Йодой, и тот сказал, что Палыча надо арестовать.
        • Но вероятно не таким способом, особенно решив в результате убить безоружного.
  • «Назад в будущее» — «Никто… не смеет… называть меня… трусом!» гарантированно означает, что сейчас всё станет очень плохо, особенно за секунду до хэппи-энда.
    • С аверсией в конце: Марти осознает, что не нужно пускать псу под хвост свою жизнь из-за людей, которые ему безразличны, и дважды отказывается принимать вызов. Правда, с Бешеным Псом Танненом ему таки пришлось подраться, потому что тот взял в заложники Дока, но связываться с компашкой любителей быстрой езды он уже не стал.
  • «Тор» — заглавный герой: сначала полез в Ётунхейм наводить справедливость, чуть не огреб там люлей от превосходящих сил ётунов, а затем выступил перед спасшим его Одином с речью в стиле «всё пропало» и «Один слил» и вообще Один — старый дурак… Дальше импульсивность взыграла уже в Одине, и полетел Тор на Землю, навстречу бамперу машины Джейн Фостер.
    • Черта семейная, в общем-то: Локи вполне мог бы смеяться последним, если бы не позволял злости на Тора становиться выше холодного расчета. Чего стоит хотя бы готовое слабое место, созданное за счет болезненной, но ненужной и легко проверяемой лжи о смерти Одина.

Телесериалы[править]

  • «Учитель в законе» (все сезоны). Приступы сабжа несколько раз случались с Ваней Богомоловым. Бывало, что и с его отцом — протагонистом сериала. И это при том, что протагонист — мужчина зрелый и собой владеть, в общем, умеет.
  • «Лесник». Именно в приступе сабжа главный герой взял да свернул шею киллеру, убившему его возлюбленную. (Подбежавшие менты аж офигели: «Мужик, ты чё сделал-то?..») Потом мотал срок на зоне по 105-й статье — за предумышленное убийство.
  • «Пятницкий». В одной из серий четвёртого сезона Измайлова, которая к тому времени уже начала деградировать, случайно услышала телефонный разговор Игоря, в котором тот употреблял уголовный слэнг. Потом она обнаружила в комнате пасынка пистолет и рассказала обо всём Савицкому, в результате чего между отцом и сыном произошёл скандал. И тут оказалось, что мальчик просто решил стать актёром и репетировал роль, а пистолет был не более чем реквизитом. Ай, молодца, Лена!
  • «Бумажный дом»: наломать дров на эмоциях, заставив всю команду расхлебывать последствия — в этом вся Токио. Хотя иногда иногда её порывы имеют и положительные последствия (как правило, в обстоятельствах, где как раз требуется действовать быстро и без раздумий).

Мультсериалы[править]

  • Ну, погоди! — Волк часто оказывается в опасности, потому что теряет контроль над ситуацией (например, вылетает из своего транспортного средства) поддавшись гневу или буйному восторгу.
  • Wakfu — по сути, именно из-за этого Юго делал очень спорные вещи в Ова и 3 сезоне: вот тут ляпнул лишнего, здесь сделал не обдумав последствия — и заверте…
    • Да и главные злодеи сезонов тоже из-за этого творят что творят, и страдают. Нокс, Килби, Огрест, Ороппо. «Ты такой же как мы» говорили образы Нокса и Килби в ментальной ловушке Оропо в 3 серии 3 сезона, и не просто так…
  • Стар против сил зла — на первый взгляд сюда просится сама главная героиня, но нет, в этом плане её обошла родная мать, которая вступила в заговор с Высшей Магической Комиссией и Миной Лавбери, чтобы сместить Эклипсу с королевского поста, что в итоге привело к решению Стар уничтожить магию, так как это было единственной возможностью спасти монстров и им сочувствующим.
    • Сюда же и Мина Лавбери, которая привыкла жить в состоянии вечной войны с монстрами. Даже после поражения не смогла смириться.
      • Ну и Метеору можно отнести к тропу. Ох, лучше бы она послушалась свою мать… Зато с другой стороны получила в итоге шанс на достойное детство.
      • Эклипса тоже умудрилась отличиться, когда из-за страха за дочь подставила Мун и вынудила её в состоянии бабочки скрыться в магическом измерении, что в итоге привело к его заряжению.
        • А как же Людо наш Авариус, который эталон злодея-неудачника?

Комиксы[править]

  • «Метабароны» — метабароны давят педаль в ядро планеты! За честь, месть и просто от сильных чувств убью родных, убью друзей, убью себя, убью полгалактики!

Веб-комиксы[править]

  • Ноосфера — Для Семёна трагическая импульсивность — практически жизненный девиз. Она в итоге его и погубила.
  • Комиксы от Gesperax про невезучую немку Белинду Крюгер, которая неизменно получает жестокую порку — в нескольких выпусках наказания можно было избежать, но Белинде не хватило такта промолчать или стерпеть обиду. С фитильком, ибо её импульсивность несовместима не с жизнью, а с сидением на попе и сном на спине.

Аниме и манга[править]

  • Три имени: Наруто, Луффи и Ичиго!
  • Legend of the Galactic Heroes: адмирал Биттенфельд. Хорошо, что хотя бы к концу 110-серийного аниме включил в лексикон своего флота слово «разумное отступление».
  • Space Pirate Captain Harlock (2013) — прежде чем бросаться крутить вентиль, перемотанный лентой с предупреждающей надписью, главному герою стоило вспомнить, зачем человеку нужна голова. Несправедливее всего то, что расплачиваться за идиотизм ГГ пришлось не ему самому, отделавшемуся легкими травмами, а брату и любимой девушке: первый лишился возможности ходить, вторая превратилась в картошку.
    • Можно долго спорить, является ли Ямма развитием образа Тадаши Дайбы, но последний под троп тоже подходит. Серьезные сюжетные последствия это имело в The Ring of the Nibelung: если бы Тадаши не сделал Альбериху кольцо (да, он не знал, зачем Альбериху это нужно, но согласиться иметь дело с человеком, который пытался тебя убить, просто потому, что он намекнул, что ты не так крут, как твой отец — не самое умное решение; несовместимой с жизнью гордость в итоге не стала, но могла стать, и не только для самого Тадаши), то, судя по словам персонажей, и сюжета бы не было (даже если еще кто-то во Вселенной и умеет структурно уплотнять металлы нужным Альбериху способом, вероятно, за время поисков его бы успели отловить). Но в в сериале 1978 тоже весьма заметно.
  • «Основатель Тёмного пути» — на грани с идиотизмом Сун Лань. Не то, чтобы его нельзя было понять, но угробить себя самого и подставить под смерть и раскол души лучшего друга (который ради тебя пожертвовал глазами) и невинную девушку, просто из-за нежелания хоть немного проанализировать обстановку (причём когда речь идёт о человеке от которого ты уже однажды огрёб по полной — из-за чего собственно жертва с глазами и понадобилась) — это надо было суметь.
    • Собственно вся история падения Вей Усяня — это череда недопониманий, помноженных на интриги и таки излишнюю импульсивность.
  • Given — финал истории и романа Юки и Мафую — троп в концентрированном виде.
  • Kamisama ni Natta Hi — Ёте Наруками такое свойственно, хотя и не так часто. Больше всего это проявилось в 11 серии, где он раз за разом слишком энергичными действиями или громкими словами доводил деградировавшую до уровня маленького ребенка Хину до истерики.
  • Kanojo, Okarishimasu — Кадзуя Киносита
  • Saito-kun wa Esper Rashii — Сайто.
  • Kishuku Gakkou no Juliet — Ромио вздумал прямо сказать своей верной Хазуки, что любит девушку-лидера противоборствующего клана Джульетту. Она улыбнулась, надела на него белое кимоно…и вручила катану — за отношения с вражеским кланом по правилам полагается сеппуку. А когда Ромио отказался, решила помочь ему смыть позор кровью и погналась за ним с катаной.
  • Tsuma, Shougakusei ni Naru — Кэйсукэ после реинкарнации жены решил, что теперь будет как можно больше времени проводить с ней и готов даже во всеуслышанье объявить о своей любви к ней. Вот только физически и юридически она совершенно чужая ему младшеклассница и в итоге ей приходится постоянно остужать его пыл, напоминать, что за такое он проведет следующие несколько лет не с ней, а в тюрьме или дурдоме, и играть младшеклассницу (например, их в кино заметили его коллеги, и ей пришлось вместо желаемой мелодрамы попросить билеты на мультик, чтобы развеять их подозрения, что он не просто дальний родственник). Его дочь Май, хотя тоже тяжело переживала смерть матери и стала почти хикки, оказалась куда благоразумнее отца.

Видеоигры[править]

  • Тревор Филипс из «GTA 5». Настолько импульсивен, что в одном из вариантов развития сюжета его в конце убьют самым жестоким образом его же собственные соратники, потому что ну нет больше сил терпеть его.
  • Tales of Vesperia — Гарри. Нет, его, в сложившихся обстоятельствах, даже можно понять — он и так всю жизнь прожил в тени своего деда и под давлением ожиданий, а тут у него появился реальный шанс себя проявить… но как ни крути, а Рейвен весьма резонно заметил, что полученную информацию всегда надо проверять. В итоге угробить своими действиями лидеров ДВУХ мощных гильдий (один из которых, по совместительству, ещё и лидером Союза был, а до кучи ещё и собственно дедом Гарри) и едва не развязать между ними войну — это, безусловно, весьма «впечатляющий» результат.
  • Cyberpunk 2077 — Джуди Альварес из-за своей страстной натуры может влипнуть в конкретные неприятности.
    • Ёринобу Арасака в гневе убивает своего отца. Это ни в коем случае не было спланированным актом, и если бы не Ви и Джеки, очень вовремя появившиеся в это время, для младшего сына Императора всё могло бы закончиться очень плохо. А так он смог найти козлов отпущения, на которых и свалил всё.
    • Джонни Сильверхенду всё же не стоило так сразу отключать Альт от сети. Очень многое тогда бы в его жизни изменилось в далеко не худшую сторону.

Визуальные романы[править]

  • Fate/Stay Night — чем темнее и острее сценарий, тем больше риск нарваться на бед-энд, если действовать, когда нужно думать (что в первом сценарии прокатывает почти всегда). Особенно показательный пример в Heaven’s Feel: Когда Синдзи захватит Сакуру в заложники, если у Широ не будет союза с Рин, он полезет в ловушку в одиночестве и без плана. И будет убит Медузой.

Настольные игры[править]

Прочее[править]

  • Интернет-мем, происходящий из World of Warcraft: «Ладно, чуваки, давайте сделаем это! ЛИРОООООООЙ ДЖЕЕЕЕНКИНС!!!» Но ему хотя бы достался цыплёнок…

Примечания[править]

  1. Впрочем, они отрезали бы ему руку в любом случае: им казалось, что это годный план, реализация которого и удачно выведет их из подчинения Ланнистерам (то есть из ловушки), и убережёт их от будущей мести самого Джейме (он больше не мечник!), и старших родичей Джейме убедит, что злодеи не шутят и что выкуп за Джейме заплатить надо, и т. п. В книге и в сериале это разные злодеи. Сериальным злодеям этот поступок с рук сошёл. Книжным — ох… нет.