Родитель-кукушка

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Parental Abandonment. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
«

Я у бабушки живу,
Я у дедушки живу,
Папа с мамой ходят в гости к нам.
Стало модным одного
Малыша иметь всего,
Да и то — подкинуть старикам,

»
— «Верасы», «Я у бабушки живу»

Ни для кого не секрет: родители встречаются всякие. Бывают действительно замечательные, хорошие родители, некоторые из которых в случае крайней необходимости порвут на части любого, кто посмеет напасть на их ребёнка, даже если сам объект защиты им не родной по крови. Бывают, к сожалению, и такие мерзкие и кошмарные родители, что, честное слово, лучше бы их и вовсе не было. Может также встречаться и другая крайность — родители всё-таки любящие и заботливые, но в том-то и проблема, что слишком заботливые, «агрессивно заботливые» (с). Или, как вариант, они сдувают буквально каждую пылинку со своего избалованного, хамоватого и изрядно обнаглевшего чада, прощают ему все пакости по отношению не только к ним самим, но к окружающим

А ещё периодически попадается вот такой экземпляр.

Коронная фраза таких матерей

Родитель-кукушка — человек, не обременённый материнскими/отцовскими чувствами, а потому совершенно добровольно бросивший родного ребёнка и оборвавший с ним все контакты. В более узком смысле «кукушками» называют матерей, которые бросают своих новорожденных детей в роддоме и полностью отказываются от них, по аналогии с одноимённой птицей, имеющей милую привычку подбрасывать свои яйца в чужие гнёзда. Естественно, такие «мамочки» не очень горят желанием рожать и затем воспитывать, аборт просто не успели сделать вовремя по каким-то причинам, а задушить или утопить нежеланного младенца сразу же после родов решаются только совсем уж циничные и отмороженные личности.

В широком смысле родителем-кукушкой может также быть и мужчина. Ведь, к сожалению, любой, мягко говоря, безответственный родитель может по-тихому сплавить ненужного ребёнка (в любом возрасте до шестнадцати): родителю № 2 (пусть один расхлёбывает!), бабушкам с дедушками, дяде с тётей, нянькам. Ну, или тупо подкинуть в другую семью или оставить в детдоме с интернатом — а дальше как повезёт!

Важно, что данный дурной поступок в большинстве случаев продиктован именно эгоизмом и искренним желанием, кхм, «родителя» избавиться от малолетней обузы, дабы ещё всласть нагуляться на свободе и (или) не портить себе жизнь многолетней и самоотверженной заботой о потомстве. Как вариант — мать может бросить ребёнка из страха быть опозоренной в глазах общества и родственников, если беременность была незапланированной, а то и вовсе стала результатом изнасилования, или из желания скрыть супружескую измену, или из-за слишком юного возраста. Ещё один вариант — у персонажа-родителя слишком сильное горе из-за потери любимого супруга и, как следствие, он не в силах даже просто видеть их общего ребёнка (как напоминание об утрате), либо, если родитель винит себя в случившейся трагедии, он боится причинить ребёнку вред. Поэтому наш троп не следует путать с ситуациями, когда разлука с ребёнком оказалась необходима, чтобы спасти его, или когда дитя насильно разлучили с матерью или отцом.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Агата Кристи, «Отель „Бертрам“» — некоторая инверсия. Бесс Седжвик оставила дочь на воспитание одного из опекунов, назначенных отцом девочки, а сама много лет её не видела. Справлялась у опекунов о её состоянии и воспитании, но не виделась с ней. При первой (с младенчества) встрече пытается её оттолкнуть, холодно объясняя что она — не материнский тип, ребёнок ей был в тягость при светском и беспорядочном образе жизни… и только когда раненная и разгневанная девушка уходит, срывается на искренность: «Эльвира, тебе на самом деле лучше без меня, поверь мне!». Когда кажется, что дочь в опасности, бросает притворство немедленно, заботится, утешает, ласкает. И когда она наконец понимает, что дочь — убийца, пользуется своим последним шансом, чтобы перевести стрелки на себя, сознаётся в убийстве при свидетелях и погибает — возможно, намеренно — при попытке к бегству, надеясь, что спасла дочь от виселицы. Не спасла. Ведь там присутствовала милая, тихая, благовоспитанная старушка Джейн Марпл. Она очень жалела Бесс, очень ей сочувствовала, даже восхищалась ею… Но мисс Марпл верует в справедливость.
  • Доктор Сьюз, «Хортон высиживает яйцо/Слон Хортон ждёт птенца». Капризная птица Мэйзи отказалась от своего птенца ещё до его вылупления. Эта безответственная лентяйка уговорила доброго и доверчивого Хортона высиживать яйцо, а сама улетела на «каникулы»: я, дескать, скоро вернусь, присмотри за ним пока… И ей ещё потом хватило наглости предъявлять права на брошенное чадо после того, как «нянька»-слон угодил в цирк и стал знаменитостью. Правда, вылупившийся полуслон-полуптенец в итоге выбрал своей «мамой» именно Хортона.
    • В отечественной мультэкранизации — «Я жду птенца» — всё точно так же.
  • Рэйнбоу Рауэлл, «Фанатка» — мать Кетер и Рен явно не была готова к родительству и сбежала, разорвав все контакты с дочерьми, когда тем было по семь лет, оставив их на любящего, но психически нестабильного отца.
  • «Хроники странного королевства»: Камилла Трезон. И если с ребенком от Харгана всё понятно, то вот с дочкой от Орландо… в пансион? И это при том, что в Ортане маги буквально утопиться готовы ради ребёнка эльфийских кровей… А способности из девочки так и прут, что её уже почти из всех пансионов Галланта выгнали…
    • Да, в пансион. Ибо при дворе ей уж точно совершенно не место. А Камилла — придворная дама, ей между прочим от этого двора жалование капает. Которое и оплачивает этот пансион. А насчёт магов — в книге прямым текстом сказано что она ещё мала для обучения, ей всего восемь лет. Король обещает Камилле что спросит мэтра Истрана — не знает ли он, согласен ли кто-нибудь из его галлантских коллег принять столь юную ученицу. Не поручать же её мэтру, в конце-то концов! Хотя было бы забавно если бы Рене и его старшую единоутробную сестру вырастил один и тот же наставник, сжалимся над мэтром. Надо же иногда и отдыхать.
      • Да, конечно, перевезти девочку в Ортан, где Шеллар организовал государственную программу обучения магов, из распущенного Галланта ей даже в голову не приходило.
      • Забавно, что Шеллар не предложил взяться за это дело горе-утопленнику Ворхесу…
        • Ребёнка восьми лет? В корпус боевых магов? Да где вы такую траву берёте? А поручать ребёнка этому идиёту — так Шеллар не до такой степени презирает Камиллу, да и девочка ни в чём не виновата!
          • Зачем же так радикально? Найти тихое местечко под Даэн-Риесом где мать сможет нормально навещать, пусть научат сначала какому-никакому самоконтролю, а после пусть хоть на телепортационной станции отрабатывает. По крайней мере ребенок будет под присмотром, а то со всей веселухой в Мистралии еще непонятно когда она может понадобиться… Орландо уже блин искали несколько лет по всему континенту…
            • Камилла как бы не знала, что Орландо — принц. Ей он был известен как бард-полуэльф Плакса, сэкономивший на противозачаточном заклинании. И дочку придворная дама светить не хотела, потому что одно дело — когда о её бордельном прошлом знает при дворе два-три человека (Шеллар и Флавиус, да ещё Кантор), а другое — весь гадючник.
              • Можно подумать, что ее прошлое это такой большой секрет, который она очень старательно пытается скрыть…
                • Естественно, пытается — от опознавшего ее Кантора она сбежала, бросив на прощание «Вы обознались!»
        • Вот как раз с Шелларом и можно было посоветоваться на эту тему. А насчет лишних вопросов он запросто предоставил бы Хоулиана в качестве деда…
        • «Есть же упражнения для контроля Силы, специально рассчитанные на детей такого возраста! „Пальчики“, „крестики“, „трубочки“, вы что, никогда о них не слышали? На свете полно детей, которые уже рождаются магами, и с раннего возраста их учат справляться со своей Силой. Уже не первое поколение. Все эти методики известны и отработаны еще со времен эльфов. Если бы вы хоть немного позанимались с вашей внучкой, она бы не сносила заборы и не представляла бы угрозы для окружающих. А у вас то ли ума не хватает, то ли терпения.»
    • Также этим славятся эльфы. Хоулиан просто эталон заботливого родителя. Нет, это не сарказм.
      • «Так, с тобой все понятно. Мать-ехидна стандартного эльфийского образца, одна штука.»
  • К. Патерсон, «Великолепная Гилли Хопкинс». Героиня, Гилли (полное имя Галадриэль), брошена матерью-хиппи.
  • А. М. Горький, «Детство». Маленький Алеша заразил отца туберкулезом, от чего тот умер, мать Варвара обвиняет его в смерти мужа и не хочет с ним общаться, кинув воспитание на стариков бабушку и дедушку, а сама ведет весьма безответственный образ жизни.
  • Джанет Эдвардс:
    • «Девушка с планеты Земля» — родители Джарры и ее друзей из «Следующего шага» отдали их в детдом, едва узнав об их заболевании. Да, у родители Джарры была важная причина, но вот легче ли ей от этого?
      • Как ни странно — легче. Когда Джарра осознала, что родители не выбросили её по прихоти, а вынуждены были сделать это очень помогло ей. И тем страшнее был шок от того, что родители погибли вскоре после этого разговора, так и не встретившись с дочерью лично. А Джейсон, брат Джарры, вообще заживо себя грызёт, так как в своё время устроил родителям истерику, чтобы они не переселились на отстойную Землю.
    • «Жнец» — родители буквально всех детей на Земле. Женщины выходят из виртуальной реальности на год-другой, чтобы родить ребенка и отдать в приют, а потом стараются не вспоминать об этом неприятном периоде своей жизни.
  • Ирка Хортица: родители Ирки, но в обеих случаях по независящим от себя обстоятельствам.
  • Филипп Пулман, «Тёмные начала» — Лира оказалась результатом страстного, но не особо обязывающего романа между двумя оч-чень амбициозными людьми, которые ещё и работали по разные стороны баррикад. Мать отказалась сразу после рождения (соответствующий инстинкт проснулся вообще только через 12 лет), отец сначала спрятал в монастыре от своих врагов, а потом, когда недруги постучались и туда, организовал дочке убежище в оксфордском колледже, куда приезжал пару раз в год под личиной дяди.
  • И. Велембовская, «Сладкая женщина» — Анна по отношению к своему сыну. Аналогично в экранизации с Гундаревой.
  • Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак, «Грабли сансары» — оба несовершеннолетних родителя, Ася и Гриша, в итоге отказались от ребенка: он улетел учиться в Новосибирск (но алименты в итоге платил), она сбагрила новорожденную дочь родителям и уехала с первым встречным в Смоленск. Вернулась в отчий дом спустя три года со вторым ребенком… с ним уже пришлось возиться самой, но частенько она просто бросала всё на своих родителей и уезжала в очередной город на очередную модную работу.
  • Марианна, героиня одноименного романа Жюльетты Бенцони, бросила сына на мужа и давай колесить по Европе.
  • Нил Шустерман, серия «Беглецы» (они же в другом переводе «Разобранные») — поскольку аборты в сеттинге под запретом, нежеланных детей принято подкидывать на порог посторонним людям. Обычно этим грешат малолетние родители, которые выбирают дом побогаче. Но эти дети — «аистята» — мало кому нужны и в большинстве рано или поздно оказываются в заготовительных лагерях и разбираются на органы. Туда же отправляют родных детей те родители, которые хотят избавиться от своих трудных подростков.
  • Лидия Чарская, «Лесовичка» — мать главной героини не задумывалась таковой, но получился сабж. Оставив трехлетнюю Ксаню у друзей, Антонина уезжает делать карьеру актрисы, пообещав вернуться и забрать дочь, когда устроится. Но больше она не объявляется, через несколько месяцев перестает писать, и в следующий раз Ксаня встречает маму лет в 16, пережив множество трагических событий. Антонина — точнее, уже знаменитая на всю страну актриса Нина Белая — объясняет ей, что от тоски по дочери заболела чахоткой и поэтому не могла приехать, а потом ее письма стали возвращаться, потому что подруга, у которой она оставила дочь, умерла. Но то, что она говорит, не согласуется с тем, что происходит в начале книги: письма перестали приходить за два года до смерти подруги, да и потом семья, в которой воспитывалась Ксаня (муж подруги и его родной сын), никуда не переезжала до ксаниных пятнадцати лет — при желании за двенадцать-то лет связаться было можно. Больше похоже, что судьба дочери Антонину просто не слишком волновала.
  • Л. Н. Толстой, «Анна Каренина» — Анна, конечно, живёт со своей незаконнорождённой дочерью от Вронского на одних квадратных метрах, но фактически игнорирует её, уделяя всё материнское внимание совершенно чужой воспитаннице-англичанке и скучая по Серёже, который остался с нелюбимым мужем. Она даже не называет дочь по имени (а она тоже Анна). Очевидно, позор, связанный с рождением девочки, мешает Анне проявлять к ней нормальные родительские чувства.

Кино[править]

  • «Дети Дон Кихота» — мать маленького Алёши, четвёртого приёмного сына доктора Бондаренко. Откровение у холодильника: заглавный герой заявляет, что это четвёртый случай на его практике.
  • «Лиля навсегда» Лукаса Мудиссона — мать несовершеннолетней главгероини, бывшая проститутка, в начале фильма уехала в Америку с богатым ухажёром и бросила Лилю с мерзкой тёткой-опекуншей, которая, пользуясь случаем, выселила племянницу из её квартиры и втихаря заняла освободившуюся жилплощадь. А потом мамаша и вовсе присылает письмо, где отказывается от родительских прав.
  • «Трудный ребёнок» — а как иначе назовёшь биологических родителей Джуниора? В ту же кассу и множество приёмных семей, которых Джуниор сменил до попадания в приют — ну да, он хулиганил (как и все маленькие дети), но ведь нормальные люди детей вообще-то воспитывают, а не выбрасывают как мусор!
  • «Перекрёстки» — одна из героинь, Люси, мечтала отыскать свою мать, бросившую её при рождении. Когда же она после окончания школы всё-таки отыскала родительницу, та повторно отреклась от дочери, отказалась общаться и даже заявила, что не хотела её рожать. При этом у самой женщины на момент встречи уже был новый богатый муж и сыновья, которым она так и ничего не рассказала про Люси.
  • «Шазам» — мать главного героя. Сына бросила уже в сознательном возрасте и якобы из благих намерений, считая что полиция найдет ему лучшую семью. Однако не похоже что она хотя бы минуту пожалела об этом, а встретив его, даже не попросила прощения за его страдания (Жив еще? Ну ладно, вали к своей новой семье).
  • «Свадьба» Павла Лунгина. Считать ли кукушкой главную героиню, сдавшую сына в детдом, — большой вопрос (автор правки отвечает: да, считать). Но вот что для жениха после свадьбы будет сюрприз, так это точно.
  • «Descendants» — Аид. Неудивительно, что Малефисента всё время убеждала дочку, будто влюбиться — это не есть хорошо: заделавший тёмной фее эту самую дочку бог подземного царства скинул всё её воспитание на мать, сам благополучно свалил куда подальше и, пока дочь сама к нему не пришла (да и то только когда совсем припёрло), не общался с ней чуть меньше чем вообще. А когда Мэл закономерно начала возмущаться, заявил, что своим отсутствием воспитывал в ней сильный характер (что поделать, у злодеев свой взгляд на воспитание детей). Да и вообще ушёл, потому что «сама попробуй быть мужем твоей матери!» (насчёт последнего он в чём-то прав — то, что создатели сделали с Малефисентой, это что-то с чем-то…) Кстати, учитывая, что у всех остальных злодейских деток в фильмах тоже показан только один родитель, вполне возможно, Аид такой не единственный.
  • «Бабушкин внук» — мама Светы-Алёшки ушла из семьи. Девочка очень этого стыдится и пытается скрывать семейную драму от одноклассников. Когда главный герой Давид случайно выдал секрет, дело чуть не кончилось трагедией.
  • «Малыш» Чарльза Чаплина — сюжет начинается с того, что женщине пришлось подбросить своего новорожденного ребёнка, поскольку не было возможности его обеспечить. Передумала уже через пять минут, но было уже поздно.
  • «Волчок» — мать главной героини. Оставила её на вокзале и ушла, потом появлялась раз в несколько лет и снова уходила устраивать личную жизнь (по факту — заниматься проституцией), на жизнь дочери плевать хотела, но та всё равно её очень любит и ждёт, что мама её заберёт.
  • «Евдокия» — Анна Шкапидар. Синяя женщина с низкой социальной ответственностью, подкинула мальчика под дверь, семья оказалась любящей и воспитывала его как родного, затем пришла требовать с приёмной матери денег и шантажировать её. Та денег дала, но заставила написать записку: «Я ему не мать, а ехидна». Пыталась шантажировать повторно и обратилась в суд, но была послана далеко и надолго.
  • «Прабабушка лёгкого поведения. Начало» — дочка главгероя Вовы Рубинштейна, которую он воспитывает в одиночку, родилась в результате его интрижки с попутчицей в поезде. Придя домой к Вове, мамаша буквально всучила ему коляску с младенцем и тут же уехала — видите ли, она беременна от нового кавалера, плюс у того свои двое детей есть.
  • Японский триллер «Kichiku»/«Демон» (1978) — женатый Сокити завёл любовницу, которая родила ему троих детей, и тайно помогал ей деньгами. Когда финансирование прекратилось (типография, в которой работал мужчина, разорилась), разгневанная любовница пришла с детьми домой к Сокити и его жене, после чего из мести бросила малышей на попечение отца и уехала в неизвестном направлении. Прожили дети с безответственным отцом и злобной мачехой недолго и несчастливо…
  • «Чебурашка» 2023 года — после гибели жены Гена, убитый горем, оставил маленькую дочь Таню жить у тёти и, фактически, бросил ей. Сейчас он искренне сожалеет о поступке и жаждет восстановить родственные отношения, но повзрослевшая Таня отца так и не простила.
  • Отечественный «Мой грех» — Ульяна, отказавшаяся от новорожденного сына ради красивой жизни в Москве. Редкий случай, когда сабж (а заодно и концентратор ненависти зрителей) — это главгероиня, зато пролайферы от неё в восторге (мол, главное, что она не сделала аборт). Впрочем, годы спустя Ульяна всё же вспомнила про сына, отыскала его и извинилась (а он её простил), однако она бросилась искать мальчика лишь после того, как её настигла кармическая справедливость (предательство мужа и гибель подруги).
  • «Нелюбовь» Андрея Звягинцева — ни Женя, ни Борис не горели желанием после развода воспитывать их общего сына Алёшу, считая, что мальчик может помешать их новым романам. А потому в процессе очередного скандала супруги сначала попытались спихнуть сына друг на друга, потом рассматривали вариант отдать бабушке, а затем — и вовсе сдать в детдом. Полноценными представителями тропа оба «родителя» стать попросту не успели, поскольку Алёша сбежал из дома и больше живым его никто не видел.

Телесериалы[править]

  • «Зена — королева воинов» (1995) — своего сына Солана заглавная героиня оставила на попечение кентавров.
  • «Универ» — Лариса Петрищева бросила Сашу на Сильвестра ради брака с богатым иностранцем. Вернулась, лишь когда Сильвестр разбогател, а у Саши уже была своя семья, и то сделала она это исключительно ради обогащения. В конце вроде как исправляется, но выглядит это неубедительно.
    • «Универ. Новая общага» — отец-кукушка в лице отца Вали. Когда Маша его нашла, надеясь помирить жениха с родителем, то оказалось, что он — брачный аферист, который не пожалел даже Валю.
  • «Богатые тоже плачут» — после рождения Бето папа обвинил её маму в измене, она ушла из дома в расстроенных чувствах и оставила ребёнка случайной прохожей-индианке. Приёмную дочь Марисабель также бросила родная мама, так как родила её без мужа.
  • «Черный ворон» — Татьяна Захаржевская фактически отказалась от маленькой дочки, оставив ее на попечение бывшего мужа Павла Чернова и его матери.
  • «Однажды в сказке» — молодая мельничиха Кора, забеременевшая от простого садовника Джонатана, выдававшего себя за принца, родила дочь и оставила её в лесу, поскольку с бастардкой нечего было и надеяться на повышение социального статуса. Случайно налетевший ураган перенёс малышку в другой мир (страну Оз), где её подобрала чета дровосеков и назвала Зеленой. Спустя много лет из неё вырос архимаг, оставивший далеко за собой даже мать.
  • «Школа» — мать Носовой сбежала, ещё когда Аня училась в начальной школе.
  • «След» — к сожалению, часто явление. А в одной серий таковыми оказались приёмные родители, что делает ситуацию ещё более гадкой.
  • «Мачеха. Взрослые игры» — отец Ритки не просто бросил семью, но и даже не платит алименты, вынуждая дочь и бывшую жену жить на грани нищеты.
  • «Зайцев+1» — отец главгероя. С прикрученным фитильком, так как бросил жену и сына, чтобы не подвергать их опасности от своей второй личности.
  • «Люцифер» — Лилит, мать демонов-лилим и конкретно одной из главных героинь Мазикин aka Мейз, кинувшая её на произвол судьбы. Не то, чтобы её совсем не заботила судьба дочери — это и было сделано, чтобы та выросла сильной и независимой — но это не то, за что любой ребёнок будет хоть как-то благодарен.
    • И тут же более мягкий пример — Линда Мартин, психотерапевт и лучшая подруга Мейз, в попытке оправдать Лилит раскрывшая, что она и сама ранее отказалась от ребёнка. Однако Линда родила дочь несовершеннолетней и не получив никакой поддержки за всё время беременности, оставила её в роддоме и всю жизнь переживает из-за этого, а найдя в итоге с помощью Мейз и навестив под видом поиска жилья дочь, которая стала успешным риэлтером, знает о своем удочерении и счастлива с приёмными родителями — не решается вмешиваться в это. Правда, Адриана оказалась не менее наблюдательной, чем мама, позднее нашла её сама и оказалась на неё не в обиде (тем более, что Линда анонимно проспонсировала её нуждавшуюся в операции приёмную мать).
    • Ещё одна «кукушка» обнаружилась в 6-м сезоне в корне испорченности продюсера Джимми Барнса, преступника в первом общем деле Люцифера и Хлои Деккер.
    • А вскоре после возвращения от Джимми Люцифер неожиданно сам получает обвинения в тропе от незнакомой ангелессы с клинками на крыльях, назвавшейся его дочерью из будущего, которую вместе с матерью он покинул ещё до рождения. Так как Люцифер уже неоднократно шёл ради Хлои и её дочки на всё возможное и невозможное и для него дело принципа не уподобиться собственному отцу-Богу, не общавшемуся с детьми тысячи, если не миллионы-миллиарды лет, он сам чуть кукухой не поехал, пытаясь понять, что могло произойти и соответственно предотвратить. Не вышло — так как этот визит под конец привёл к важному для всей Вселенной решению перепрофилировать Ад с пытками в Чистилище с исцелением душ, и дочурка сама перед возвращением настояла и вынудила отца поклясться, что он так и сделает для сохранения временной петли.
  • «Бюро магических дел», 2-й сезон — отец Тайлы, который фея, очень быстро свалил из семьи, в которой Тайла родилась, оставив её с мамой-простолюдинкой, воспитывавшей дочь в одиночку. И хотя сама Тайла объяснила, что это последствия тропа «Фантастический расизм» (отношения магов с людьми действительно не приветствовались, родителей Максвелла это тоже коснулось, а маму Тайлы таки действительно не приняли), внятного объяснения, что вынудило отца Тайлы бросить свою дочь, не приводится. Ещё одним последствием этого стало то, что Тайлу так и не обучили магии, а затем преследовали её за магические граффити, так что без помощи Имоджен пришёл бы конец света для остатков семьи Тайлы…
  • «Кобра Кай» — у Робби Кина (биологического сына Джонни Лоуренса) именно такая мамаша. Но троп сыгран не в лоб: и она «чувствовать умеет».
  • «Мятежный дух» — мать Вико уехала, бросив дочь-подростка с отцом-алкоголиком.
    • Мать Мии бросила мужа с новорожденной дочкой. Для полного комплекта инсценировала свою смерть.
  • «Необычный адвокат У Ён У» — мать Ён У отказалась от дочери после родов, оставив её на отца — небогатого студента из провинции. При этом для законнорождённого сына Тхэ Су Ми — настоящая мама-медведица.

Мультфильмы[править]

  • «В гости к Робинсонам» — биологическая мать Льюиса подкинула на порог приюта. Заведующая, чтобы утешить мальчика, соврала ему, что мать, возможно, вынужденно его бросила. В результате Льюис хотел отправиться в прошлое и найти свою мать, а когда сделал это, то убедился, что был ей не нужен.
  • «Как приручить дракона» — Валка, мать Иккинга. Когда она поняла, что дракон не станет жрать её сына-младенца и осознала, что на самом-то деле драконы хорошие, то… просто улетела с этим драконом, бросив сына в разрушенном доме!
  • «Тайна Коко» — таковым почти сто лет считали прапрадедушку Мигеля, который ради музыкальной карьеры бросил жену Имельду и маленькую дочь Коко. На самом деле это неправда: Гектор как раз хотел вернуться к семье, однако был подло убит своим лучшим другом Эрнесто де ла Круcом, который присвоил себе его песни и стал звездой Мексики. И все эти годы, уже будучи мертвецом, Гектор в каждый День Мёртвых отчаянно и безуспешно рвался в мир живых только для того, чтобы повидаться с дочкой…

Мультсериалы[править]

  • Внезапно «Маша и Медведь»! Долго оставалось загадкой, кто родители девочки. Через 10 лет после первого сезона продюсеры поведали, что Машу родители просто забыли забрать из домика в лесу.
    • Ага, щас. До того говорилось, что она живёт с дедушкой, который работает путевым обходчиком и у которого Машу оставили на перевоспитание. А потом появилась двоюродная сестра Даша, которая стала периодически приезжать в город и следить за тем, переменилась ли Маша к лучшему (один раз переменилась и была взята Дашей в город, но уже в следующей серии вернулась обратно). Кстати, домик Маши и её деда вовсе не в лесу, а на приличном участке возле железной дороги.
  • «Miraculous, les aventures de Ladybug et Chat Noir» — Хлою ещё в раннем детстве бросила мать, уехав делать карьеру в Нью-Йорке. Да даже после возвращения она полюбила дочь далеко не сразу.
  • RWBY — Рэйвен Бранвен для Ян.
  • American Dad — биологические родители Франсин оставили свою единственную трехлетнюю дочь в аэропорту, так как очень не хотели лететь экономкласом.
  • «Спец-Агент Арчер». Фактически, лет до пяти главного героя ростил верный Вудхаус. А отношения с Мэлори всю жизнь оставались… ну, скажем так, очень сложными.
  • «Вольтрон: легендарный защитник»: Мать Кита бросила его сразу после рождения вместе с отцом.На самом деле это было Оттолкнуть, чтобы спасти — матерью Кита была Кролия агент подпольной организации Клинок Марморы, и она была вынуждена бросить семью чтобы спасти их и Землю от разведчиков Империи Галрра
  • «Helluva Boss» — Паймон, отец Столаса. Вполне в духе старой аристократии оставил его прислуге, сам его только пинает за несоответствие стандартам и решает за него самые важные вопросы, типа на ком жениться. Искренне считает себя офигенным отцом.

Аниме и манга[править]

  • Neon Genesis Evangelion — разумеется, отец года Гэндо Икари! После смерти жены спихнул Синдзи на школьного учителя (в манге — на дядю с тётей). Заинтересовался сыном только тогда, когда тот ему понадобился в качестве пилота.
  • Каори Одзаки, «Даже боги лгут» — мать одиннадцатилетней Рио и её братика Юты бросила их давным-давно, а папа на момент начала манги якобы «уехал на Аляску ловить крабов» и оставил детей одних дома (поначалу с ними ещё был дедушка, но он вскоре умер, и Рио пришлось похоронить его прямо на заднем дворе дома). В действительности же отец-кутила сбежал к молоденькой любовнице и возвращаться к детям даже и не собирался. Когда же Рио случайно встретила папашу и его подружку на улице, тот притворился, что абсолютно не знаком с дочерью.
  • Skip Beat! — мать главой героини уехала, оставив её на своих знакомых, когда та была ещё совсем малышкой.
  • Oban Star-Racers — Дон Вэй сдал дочь в интернат и за те 10 лет, пока Ева не сбежала оттуда, ни разу не навестил её. С сильно прикрученным фитильком: поступил он так вовсе не со зла, а просто потому что был убит горем в результате трагической гибели жены-гонщицы и был не в силах даже просто видеть дочь.
  • Shirou Heya no Futari — а вот мать Симоны Д’Арк, богатая красавица-актриса, руководствовалась именно карьеризмом и желанием как следует «нагуляться» на свободе с множеством ухажёров. Тоже сдала маленькую дочь в интернат, не навещала даже на каникулах и «вспомнила» о ней, только когда Симона уже стала взрослой девушкой.
  • Mononoke Hime — из рассказа Моро следует, что настоящие родители Сан в детстве бросили её в лесу. И диктовало им даже не желание избавиться от лишнего рта, а банальное стремление, извините за каламбур, спасти свою шкуру и откупиться своим ребёнком от разгневанной богини-волчицы.
  • Pokemon — родители Брока ушли из семьи, чтобы стать тренерами покемонов (впрочем, в американском и русском переводе поначалу говорится, что мать умерла). Таким образом, на момент встречи с Эшем Брок героически воспитывал десять(!) младших братьев и сестёр, и не мог даже покинуть город. К счастью, в финале этой же серии раскаявшийся батя вернулся обратно к детям, тем самым позволив старшему сыну отправиться в странствия.
  • Bishoujo Senshi Sailor Moon (манга) — отец Рэй с головой ушёл в политику и даже не навещал умирающую жену в больнице, а после её смерти скинул Рэй на дедушку (своего тестя). В результате такого обращения она отказывается доверять мужчинам и не хочет выходить замуж.
  • Angelic Layer — оказывается, что Сюко, мать Мисаки, оставила её на родственников, потому что… настолько не умеет общаться с людьми, что стеснялась её и не хотела позорить дочь своей, цитата, «бесполезностью»! Бесполезная мать, к слову, успела стать троекратным чемпионом «Арены ангелов» национального уровня, но дома так и не появилась. «Что за фигня, CLAMP?» — подумали создатели аниме-адаптации (которая завершилась почти одновременно с мангой) и наделили Сюко нейродегенеративным заболеванием, из-за которого у неё начали отказывать ноги. Она уехала в Токио в поисках лекарства и познакомилась с Итиро Михарой, который попытался изобрести для неё протезы, управляемые напрямую из мозга, однако после провала приложил аналогичную технологию к игрушкам и таким образом положил начало «Арене ангелов».
  • Брошенный кролик — инфантильная мать Рин.
  • Kotoura-san — оба родителя маленькой Харуки, когда обнаружился её дар читать чужие мысли. Сначала из семьи ушёл отец, поскольку дочь случайно вскрыла факт его супружеской измены, а потом от девочки отреклась и мать, считавшая дочь виноватой в разводе. Причём мамаша не просто сбагрила Харуку дедушке, но и на прощание грубо оттолкнула малышку и даже заявила: «Лучше бы я вообще тебя не рожала!».
  • Shaman King — аналогично примеру выше, от Анны из-за её дара отреклись родители. Девочка случайно прочла их мысли и узнала, где мать прячет своего любовника, и что отец взял огромный кредит втайне от семьи. Супруги решили, что проницательность дочери может разрушить их брак и… выгнали её на мороз.
  • «Жена по контракту»: игра с тропом: нежеланием матери воспитывать ребёнка семейство Инь объяснило внезапный развод главных героев. Главная героиня из-за отравления психотропным препаратом на последних днях беременности потеряла память и была забрана своими родителями-врачами для лечения; поскольку лечение было долгим, а процесс реабилитации длительным, чтобы не мешать процессу восстановления ей не сказали про рождение сына.
  • «Я иду! Мама, а где папа» — главные герои считают таковыми родителей мальчика Кан Кана, которого усыновили. (На самом деле он их будущий сын.).
  • Kamisama ni Natta Hi — отец Хины Сато бросил её на попечение деда и к настоящему времени успел обзавестись новой женой и двумя детьми. Просто он, сам врач, неустанно боролся с неизлечимой болезнью Хины и отчаялся найти лекарство, поэтому и бросил безуспешные попытки и отдал девочку уже фактически ставшему овощем деду. Когда же он видит Хину не просто здоровой, но ещё и активной… отказывается принимать Хину в семью, потому что её исцеление — чудо, а оно скорее рано, чем поздно кончится.
  • «Мой очаровательный лакей» — главная героиня таковым считала своего отца, который по её мнению — «Поматросил и бросил мою мать». На самом деле отец её любил, просто умер спустя пару месяцев после рождения дочери, но он сделал всё, чтобы та смогла доказать своё дворянское происхождение: тайно женился на матери главной героини, оставил завещание, где он признаёт её своей дочерью, и сообщил отцу, герцогу Турбелису, про рождение дочери, чтобы дед смог в случае чего прикрыть внучку.
  • Senki Zesshou Symphogear GX — в 3-ем сезоне Хибики случайно натыкается на своего отца, который ушёл из семьи как раз из-за самой Хибики: после того концерта, когда погибла Канадэ, а Хибики получила от неё неизвлекаемый осколок в груди, правительство оценило жизнь девочки в довольно крупную сумму, из-за чего Хибики начали травить в школе — её страховку да семьям погибших в тот день людей, когда она сама чудом выжила и никого не потеряла. Доставалось и её семье — в окна кидали камни, на стенах малевали оскорбления. У отца сдали нервы, и однажды он просто не вернулся с работы, сбежав в другой город. Свою дочь он узнал только по репортажу из новостей, где её показали во время борьбы с Нефелимом, и надумал вновь попытать счастье — подмазаться к дочери-супергероине. К счастью, повзрослевшая Хибики накидала ему, как сильно они с мамой на него обижены, после чего батя в кой-то веке взялся за голову и встал на путь исправления.
  • «Укрась прощальное утро цветами обещания» — принцесса Медмел, фактически, выросла сиротой при живых родителях. Её мать-йольфийку Лейрию держали в изоляции от дочери, чуть ли не как зверя в золотой клетке, а потом сама Лейрия, едва освободившись и увидевшись-таки с Медмел, тут же пафосно сиганула с крыши и улетела в закат в рассвет на местном драконе. Ещё хлеще повёл себя папаша-принц: сначала практически не общался с дочерью, а потом, когда началась война, и вовсе сбежал из города и бросил девочку на произвол судьбы (видите ли, слышать не хочет про это «исчадие ада» и оно ему ни к чему).
  • «Шоколад Купидона» — родители главного героя зигзагом: они офицеры полиции и крайне занятые люди, поэтому их сыну приходилось встречать свой девятый день рождения в полном одиночестве (подобное отношение к ребенку родители его подруги детства простить никак не могут, даром что они крупные бизнесмены и тоже дочь редко видят, но тем не менее они её любят и беспокоится). Его родителям после втыка от его пассий пришлось очень долго объясняться перед сыном и налаживать с ним отношения.
    • отец первой девушки главного героя почти троп: дочь очень редко его видит (причем настолько, что она встречи с отцом отмечает в календаре как очень большой праздник), но после втыка со стороны протагониста он стремится быть с дочерью как можно чаще.
  • «Зять Короля драконов» — идентично примеру выше, но здесь родители протагониста ученые и понимают, что как родители они полностью провалились, и пытаются наладить отношения с уже выросшим сыном.
  • «Сестры графини что не унывают» — такие у сводных сестер Перол (им очень повезло с родителями), их отец эталонный адский папаша, а матери скверные мамочки, причем неясно кто из них хуже: первая избивала дочь и в открытую считала её своей собственностью, а вторая бросила дочь у гильдии авантюристов после того, как её дед перестал выплачивать деньги на содержание внучки.
  • «Девять сокровищ, атакующих осенние листья мамы» — такими считали своих родителей двое из девятерняшек главных героев, ведь они родились недоношенными и больными, убеждать их в обратном их родителям пришлось долго и муторно.
  • «Сводный брат» — отец главной героини Гёль, который бросил её мать еще до её рождения, и её мать, которая после того как та попала в тюрьму ни разу не навещала дочь в тюрьме.
  • «Герцогиня из стеклянной оранжереи» — сами главные герои, зигзагом. У героини, считая её проклятой отобрали сына практически сразу после рождения, и она просто не могла о нем заботиться, и главный герой, герцог, который из-за крайней занятости не мог заботиться о ребенке. Переродившись попытались стать для сына хорошими родителями. И родители протагониста Эрхардта Хитбиллиана — его отцу на сына от наложницы было откровенно наплевать, и он его просто терпел (и не мешал своей законной супруге в её попытках устранения своего второго сына), а его мать не выдержав пренебрежительного отношения к себе и постоянных попыток покушений на сына выпила яд, в итоге оставив Эрдхарда в доме, где почти все мечтали о его смерти, совсем одного.
  • «Бессмертный мечник в обратном мире» — такова одной из пассий главного героя Чу Циня — Мэн Цзуй, при воспоминании о своём детстве она даже считала что учитывая как с ней обращалась её мать то уж лучше бы она совсем её не рожала.
  • «Необыкновенная женщина для сильного мужчины» — сын главных героев ненавидел своих родителей считая что они его просто выбросили, он не знал что его сразу после рождения похитил его прадед, ибо он посчитал что его восемнадцатилетней внучке рано иметь детей и что его рождение является позором семьи Ву
  • «Коварный отец-чернобрюхий папочка» — главный герой Сюй Хэцзюнь таким считал мать своего ребенка, но потом выяснилось то это не так — матерью его сына была его начальница, с которой он по пьяной лавочку провел ночь. Начальница использовала Хэцзюня и их сына с целью надавить на руководство кампании, чтобы эти старпёры согласились на открытие детской комнаты, да и в целом эта начальница очень заботливая и ответственная мать.
  • «Ангел по соседству» — родители Махиру Сины. Она родилась в богатой семье, но была нежеланным ребёнком, родители о ней не заботились, живя исключительно ради себя самих (брак был по расчёту и не самый удачный). Махиру не знала родительской любви, и единственным близким человеком стала домработница, научившая героиню готовить и заниматься хозяйством, за что та была ей очень благодарна. Хоть Махиру и получает от родителей деньги на проживание, она знает, что как только закончит школу, родители разорвут с ней всякую связь.
  • Toradora! — родители Тайги, кажется, соревновались, кто на кого спихнет при разводе нелюбимую дочь. «Победил» отец. В результате одинокая и никому не нужная Карманная Тигра копит обиду на весь мир в пустой квартире, пока папаша наслаждается жизнью с новой женой. А чтобы девочке жизнь вдруг медом не казалась, периодически начинает изображать чувства к дочери.
    • С фитильком у матери Тайги. Под конец она всё-таки восстановила отношения с дочкой.
    • Папаша Рюдзи ещё круче. Бросил беременную любовницу-школьницу и был таков.

Видеоигры[править]

  • Cyberpunk 2077 — Нэнси Хартли практически не общается со своим сыном Дэном (он признаётся Ви, что видит свою мать чаще по телевизору, чем в реальной жизни).
  • My Time at Portia — отец протагониста. Как он сам говорит, после смерти жены он просто не знал, что ему делать со своей жизнью — продолжать быть строителем в Портии он не хотел, а больше ничего и не умел. В итоге сплавил ребёнка родственнице на одиннадцать лет и уехал исследовать фронтир. При этом, с фитильком: нельзя сказать, что он совсем уж забыл о наличии ребёнка, в конце-концов именно его мастерская переходит протагонисту в начале игры, а в финале, во время личного посещения Портии, он с одинаковым пониманием воспримет любое отношение к себе: как прощение, так и обиду.

Визуальные романы[править]

  • «Наблюдатель» — Мать-без-щенков. Вообще-то, её нетрудно понять. Для Вайолки, которая резко её осуждает, это глубоко личное. Также неизвестно, почему родители Вайолки бросили её. Дальний родственник родителей, который воспитал её, знал, но поклялся никому не говорить об этом.

Интернет-проекты[править]

  • Веб-сериал «Confinement» — Коннор был брошен своей матерью в запертой машине, где он умирал от голода, переохлаждения и нехватки воздуха бесчисленное количество раз. Он был в конечном итоге обнаружен Фондом, когда кто-то случайно наткнулся на автомобиль, наполненный десятками детских трупов и его еле живым очередным дублем.
  • Зарубежный мем про папу, который ушёл за сигаретами и не вернулся. Или вернулся, едва только узнал, что его повзрослевший отпрыск выиграл крупную сумму в лотерею. Есть и примеры деконструкции: папа внезапно обнаруживается в Зоне 51, либо же действительно пошёл за сигаретами, просто он оооочень медленный.

Музыка[править]

  • Hatsune Miku — «Children Bank». Запомните хорошенько: если вы не захотели сами воспитывать своего ребёнка и сдали его на n-цать лет в т. н. «банк детей» (где бедное дитя просто спит внутри пробирки и растёт во сне) — не стоит удивляться, если потом сам ребёнок так же хладнокровно сдаст вас в дом престарелых!
  • Катерина Голицына, «Письмо с севера». Легкомысленная девица сбежала из дома за красивой жизнью, бросив сына-младенца на мать. Годы спустя написала из мест лишения свободы покаянное письмо, но бабушка даже не стала показывать его внуку…
  • Виктор Петлюра, «Сыночек». Тут героя тоже воспитала бабушка вместо беспутной мамаши.

Живопись[править]

  • Владимир Маковский — «Две матери. Мать приёмная и родная». Женщина решила предъявить права на сына, от которого в своё время отказалась, и которого усыновила и вырастила другая семья.
  • Карикатура в начале статьи за авторством Евгения Шукаева.