Бой-девка для битья

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Бев Марш тырит сиги

Она — крутая девчонка. С парнями на короткой ноге, остра на язычок, если надо — способна и врезать как следует, а ещё у неё всегда можно стрельнуть сигаретку. Откуда фонарь? А, не, это не подралась, это ей бойфренд поставил за то, что на свидание опоздала. Я тоже считаю, что он козёл, но она говорит, что он просто приревновал, а так он хороший, и вообще это нормально… В прошлый раз он ей чуть голову не проломил, хренассе «нормально»!

Бой-девка для битья — тот случай, когда задиристая бой-девка или лихая бой-баба в семейной жизни проявляет неожиданные покорность и смирение. Может, она изначально по замыслу автора сочетала в себе такие противоположные черты, что делает образ противоречивее и интереснее. Может, домашний тиран подавил ее морально, сумел ее «выдрессировать». Может, это такая сильная любовь. Может, в глубине ее души таился скрытый мазохизм, и она только и ждала того, кто ее подчинит. А может статься, что это просто галимая Мэри-Сью, которую автор(ша) старательно собирает из всех возможных взаимоисключающих параграфов.

Не исключено, впрочем, что наша героиня раньше была пацанкой, а с возрастом «размягчилась». Если ее терпение лопнет, она вспомнит былые деньки, и тогда ее мучителю не поздоровится.

Родственный троп — Псевдо-бой-баба, которая только КАЖЕТСЯ крутой, или старательно косит под таковую. Наша героиня — ДЕЙСТВИТЕЛЬНО крута и не даст спуску никому, кроме какого-то конкретного человека. Зато от него терпит многое.

Где встречается[править]

Комплексные франшизы[править]

  • Харлин Квинзель, которая при всей своей боевитости позволяет Джокеру мутузить себя.
    • В Тейлтейлверсе, впрочем, ситуация строго противоположная.

Литература[править]

  • Стивен Кинг любит этот троп.
    • «Оно» — Беверли Марш. Курит, дерётся с мальчишками, «посылает» заносчивых кукол-одноклассниц. А дома на полусогнутых ходит перед своим жестоким отцом, который лупит её как сидорову козу (подавляя таким образом нездоровое влечение к ней). Повзрослев, вышла замуж за такого же субчика, покорно сносила избиения ремнём и затрещины, и лишь спустя много лет наконец прописала негодяю эпических звиздюлей. И то только потому, что он не пускал её прописывать звиздюли хтоническому чужеродному чудовищу в вакууме.
    • Долорес Клэйборн из одноименного романа — иной раз и сама могла прописать двести двадцать, но в общем — терпела мужа, пока он не украл деньги у сыновей и не начал похотливо поглядывать на дочку. Тут ему и конец пришёл.
  • «Гарри Поттер» — Беллатриса Лестрейндж. Очень сильная волшебница, профессиональнейший воин и мастер пыток. И если большинство остальных Пожирателей смерти спускают Волдеморту любые унижения из страха, то она — потому что в него искренне и беззаветно влюблена.
  • «Укус» Ричарда Лаймона: Кэт, детская любовь главного героя, типичного книжного червя, которую он помнил как острую на язык и независимую пацанку, долго терпела издевательства и побои от своего мужа-хирурга, в первую же брачную ночь вырезавшего скальпелем на её ягодице свои инициалы. И только после того, как он накачал её наркотиками и сделал аборт на дому, а эмбрион смыл в унитаз, она решила разделаться с ним и начала искать киллера.
  • «Космоолухи»: все киборги вполне подпадают под троп, а «сестра» Дэна из рассказа «Идеальное свидание» так и вовсе стопроцентно вписывается. Вписывалась, пока её хозяина однажды не нашли прибитым к постели клюшкой для гольфа.
  • И. С. Тургенев, «Первая любовь» — Зинаида, собственно, первая любовь главного героя. Он пережил шок, когда увидел как она, девушка гордая и независимая, позволяет его отцу, которого предпочла остальным поклонникам, с ней обращаться: отец внезапно поднял хлыст <…> — и послышался резкий удар по этой обнажённой до локтя руке. Я едва удержался, чтобы не вскрикнуть, а Зинаида вздрогнула, молча посмотрела на моего отца и, медленно поднеся свою руку к губам, поцеловала заалевшийся на ней рубец.
  • Кэтрин Стокетт, «Прислуга» — Минни. Только очередная беременность периодически спасала её, большую и сильную, самую дерзкую служанку в городе, от побоев мужа.

Сетевая литература[править]

  • Worm — злодейский вариант: Сибирь и Ампутация из Бойни № 9. Внушают ужас супергероям своими способностями, но главарь банды, Джек-Остряк, общается с ними как с верной супругой и с любимой, но сложной в общении и воспитании дочуркой. Что в критической ситуации не помешает Джеку отрезать Ампутации руки. Джек, сам того не зная, владеет, кроме силы проекции лезвий, ещё и суперсилой понимания и убеждения других суперов. Это позволяет ему командовать Бойней, состоящей из сплошных психопатов, и позволило ему воспитать в семейном ключе Ампутацию.

Кино[править]

  • Экранизация «Оно» 2017 года — Беверли. Правда, папаша там не бьёт её, а в открытую лезет. Зато если в книге, когда он таки раскрыл свои намерения, она просто от него убежала, то в фильме выдала такие двести двадцать, что нет уверенности, остался ли папочка вообще жив.
  • «Все умрут, а я останусь» — Катя Капитнова. Хоть она и способна постоять за себя, и единственная из всей школы противостоит недалёким учителям и булли и альфа-суке Насте, но это не спасает её от побоев со стороны родителей-тиранов (одна из причин, по которой она в конце фильма посылает их на три буквы), а также от избиения самой Настей. Да и Алексу она по не знанию и из-за большой любви фактически разрешила себя изнасиловать.
  • «Подземелье ведьм» по повести Кира Булычёва — Белогурочка. Дочь вождя, лихая наездница и дева-воительница, убивающая врагов пачками, грозится Андрею Брюсу, что перережет ему глотку, если он будет смеяться над её предложением стать «её мужчиной». Вот когда он согласился, она уже говорит жалобно: «Ты мой мужчина… Ты ко мне добрый… Ты меня не будешь бить?». Первобытные порядки как они есть.
  • «Шоссе» 1996 года — оторвочка из неблагополучной семьи беспощадно расстреливает серийного убийцу, подобравшего её на шоссе, после чего слёзно просит у Бога прощения, заодно попросив Его позаботиться о своей матери, проститутке и наркоманке, и арестованном отчиме… который насиловал её с одиннадцати лет! Ладно, для многих мать — это святое, какой бы она ни была, но переживать за отчима-педофила?!
  • «Техасская резня бензопилой 4: Новое поколение» — в самом начале фильма главная героиня, Джекки, появляется как типичная девочка для битья (что было совсем уж очевидно в вырезанной сцене, где её избивает отец), но по ходу фильма ей приходится поднять уровень крутизны, пусть и не слишком впечатляюще, вступив схватку с Кожаным Лицом и всей его семейкой и даже выйдя из неё победительницей.

Телесериалы[править]

  • «Очень странные дела» — Макс. Не боится монстров и секретных правительственных организаций, а вот сводный брат её тиранит (до конца сезона, пока ей это окончательно не надоедает). Любопытно, что брат представляет из себя гендерную инверсию этого же тропа: выглядит очень крутым ровно до того момента, пока в кадре не появляется папа.
  • «Vikings» — новый муж воительницы Лагерты, после того как она ушла от изменившего ей Рагнара Лодброка, именно этим и занимался, кончилось тем, что однажды у неё терпение закончилось и она его прирезала прямо на пиру.
  • Killer Women — Молли Паркер, хоть и была крутым копом, но сносила побои своего бывшего мужа.
  • «Бумажный дом» — аналогично предыдущему примеру: суровая инспектор полиции Ракель Мурильо несколько лет терпела сначала моральное, а потом и физическое насилие от бывшего мужа, и не решилась об этом заявить даже во время бракоразводного процесса.
  • «Тьма»: юная Катарина — школьная альфа-сука и булли, время от времени щеголяет с фингалами, которые ей ставит любящая мамочка. Причём дать отпор во время побоев она даже не пытается.
  • «Зулейха открывает глаза» — в первой серии заглавная героиня покорно сносит от мужа побои и изнасилования, а ближе к концу сериала то медведя застрелит из винтовки с первой же попытки, то напугает метким выстрелом недоброжелателя.

Мультсериалы[править]

  • RWBY — Вайсс Шни. Она — чемпион среди юниоров. Суперсолдат. Её мощь слегка ниже мощи боевой мехи (по меркам сеттинга, это весьма ультимативное АРМЕЙСКОЕ оружие — другой вопрос, что армия тут не является ультимативной силой сама по себе). И её откровенно гнобит её отец, который просто старый алкаш, пусть и богатый. Даже после того, как он лишил её наследства, что было единственным рычагом давления на Вайсс, она всё равно не сразу додумалась сбежать из дома… причём, именно «сбежать», а не гордо уйти, ломая по пути парадные ворота.
    • Обоснуй здесь может быть следующий: она терпела от него побои и унижения с самого раннего детства, когда ещё не могла постоять за себя. В итоге для неё и укоренилось в голове, что папаша — монстр, страшнее любых Гримм, и она привыкла беспрекословно подчиняться. Тут, возможно, и до стокгольмского синдрома чуть не дошло. Да и взять и покинуть семью (даже такую) — шаг весьма серьёзный, знаете ли.
      • Вот только она это УЖЕ ДЕЛАЛА в начале первого сезона. И это уже делала её сестра Винтер. Выглядит нелепо за счёт отката чуть ли не всех достижений личностного роста персонажа за три сезона.
        • Все, на самом деле, проще и прозаичнее, хоть и не говориться прямым текстом. Вайсс, являясь наследницей мегакорпорации Шни, рассчитывала реформировать наследие своего деда, которое её отец, своей политикой, передвинул в серо-темную плоскость. И из-за этого фактора она вполне была готова терпеть многое. Увы, стоило ей только раз публично оскандалиться и показать отцу характер, как тот тут же лишил её этого права, сделав наследником её младшего брата, того еще поганца. После чего Вайсс, собственно, и сделала ноги из дома. Плюс, провернула это как можно более тихо, так как любящий папочка вполне мог снарядить в погоню Охотников, причем уровнем повыше курсантки Вайсс. В Атласе есть одноименная Академия Охотников и Жак не последний человек в этом государстве, позволяющий себе спорить с генералом Айронвудом, одновременно директором академии и главнокомандующим военных сил Атласа.

Комиксы[править]

  • «Человек-паук» — гендерная инверсия: Питер Паркер идеально подходит под троп, разве что пол не тот. Он весьма крут и способен задать жару любому суперзлодею, но в школе его третирует задира-спортсмен Флэш Томпсон, а на работе — редактор Джей Джона Джеймисон.
  • «Captain America» — Синтия «Грех» Шмидт — эта беспощадная девушка способна противостоять даже Зимнему Солдату и Капитану Америке, но сносит все издевательства от своего отца — Красного Черепа.

Аниме и манга[править]

  • Чаще всего в аниманге встречаются инверсии — крутой герой бывает бит своей пассией. См. Закон сортировки крутости в аниме.
  • Kite — Сава. Несмотря на свой юный возраст, является первоклассной наёмной убийцей, однако при этом её регулярно насилуют опекун-полицейский и его коллега. Зато, когда у самой девушки появляется напарник… В общем, уж не это ли аниме стало источником вдохновения для клипа «Шива» (см. раздел «Музыкальные видео»)?

Видеоигры[править]

Музыка[править]