Аватар

Материал из Posmotreli
Аватар (фильм) / (перенаправлено с «Avatar»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Если Вы ищете киберпанк, см. Кибервойны
Если Вы ищете уся, см. Аватар: Легенда об Аанге и Аватар: Легенда о Корре
А если Вас интересует сама концепция дистанционно управляемой тушки, см. Аватара
« Небесные люди пытаются доказать, что они здесь хозяева, и что их никто не остановит. Но у нас есть чем ответить! Вы полетите так же быстро, как ветер, и позовёте другие кланы. Скажите им, что их позвал Турук Макто! Вы полетите сейчас со мной, мои братья, сёстры! Мы покажем небесным людям, что они не хозяева здесь! И что это — НАША ЗЕМЛЯ! »
— Джейк Салли
Аватар
1059 poster 1259430470.jpg
Общая информация
Жанр
Страна производстваСША
Киностудия
  • Lightstorm Entertainment
  • Ingenious Film Partners
  • Dune Entertainment
  • 20th Century Fox
РежиссёрДжеймс Кэмерон
Автор сценарияДжеймс Кэмерон
Когда вышел10 декабря 2009 г.
Продолжительность162 минуты (в расширенной версии 171 минута)
В главных ролях:
Сэм УортингтонДжейк Салли
Сигурни УиверГрэйс Огустин
Зои СалданаНейтири
Стивен ЛэнгМайлз Куоритч
Мишель РодригесТруди Чакон

«Аватар» (англ. Avatar) — американский научно-фантастический фильм 2009 года, созданный режиссёром Джеймсом Кэмероном по собственному сценарию. На протяжении 10 лет был самым кассовым фильмом в истории, без учёта инфляции (собрал более 2 миллиардов долларов), ознаменовавший начало новой эпохи трёхмерного кино. «Аватар» рассказывает историю инвалида войны, бывшего морского пехотинца Джейка Салли, прибывшего на планету Пандора, чтобы работать на ресурсодобывающую мегакорпорацию. Салли получает в своё распоряжение аватара — тело, которым он может управлять, находясь в трансе. Ему удаётся подружиться с разумными жителями планеты, народом На’ви. В конце концов Джейк становится военным вождём племени и объявляет корпорации войну.

(link)

Факты о фильме

Производство «Аватара» началось в 1994 году, когда Кэмерон написал 80-страничный набросок сценария. Съёмки должны были начаться сразу после «Титаника», но существовавшие тогда технологии не позволяли достичь того, чего добивался режиссёр. Работа над искусственным языком для жителей Пандоры началась в 2005 году, а в начале 2006 Кэмерон занялся разработкой сценария и вымышленной вселенной.

Премьера фильма состоялась 10 декабря 2009 года в Лондоне. Фильм побил кассовые рекорды «Титаника», которые тот держал более 10 лет, и завоевал невероятную популярность. «Аватар» получил три «Оскара» и стал самым продаваемым Blu-ray диском в мире. Впечатлённый успехом своего творения, Кэмерон принял решение выпустить ещё четыре фильма в 2022, 2024, 2026 и 2028 году, первый должен был выйти еще в 2014.

Мир[править]

К 2148 году ресурсы Земли изрядно истощились. В 2154 году на планету Пандора, обращающуюся вокруг Полифема, голубого газового гиганта в системе Альфы Центавра, прибывает экспедиция компании RDA (Resources Development Administration, «Управление по эксплуатации ресурсов»). Они начинают добывать очень ценный минерал унобтаний.

Пандора очень похожа на Землю, но её воздух ядовит для людей. На планете обитают На’ви, трёхметровые синекожие гуманоиды. Они живут в гармонии с природой и добывают себе пропитание охотой и собирательством. Земные учёные изучают На’ви с помощью аватаров — искусственных тел, внешне похожих на настоящих аборигенов.

На планете очень много светящихся животных и растений. Экосистема Пандоры объединена в огромную нейронную сеть, что-то вроде биологического интернета, к которому могут подключаться На’ви и другие существа. Сила этого коллективного сознания настолько велика, что сама природа восстаёт против людей-захватчиков после того, как они почти побеждают аборигенов.

Огромные запасы унобтания находятся во владениях На’ви, под их Домом-деревом. Аборигены отказываются уйти со своей родной земли, поэтому руководство RDA приходится искать способ, чтобы добиться желаемого.

Аватар[править]

Сюжет[править]

« Фильм про танцы с волками на Пандоре. »
— Дмитрий Пучков

По интернету гуляет картинка со сценарием диснеевского мультфильма «Покахонтас», переправленного под «Аватар». Есть также переведённая версия.

Затронутые темы и критика[править]

Фильм был хорошо принят большинством критиков и породил огромное количество дискуссий культурного, социального, политического и религиозного толка. Один репортёр сравнил «Аватар» с тестом Роршаха — каждый может увидеть в фильме подтверждение своих взглядов и нападки на взгляды его противников. Сам Кэмерон назвал свой шедевр «весьма политизированным кино». Вот список тем, вызывавших наибольшее количество споров:

  • Империализм
Параллели между поведением белых колонизаторов прошлых веков и действиями мегакорпорации RDA очевидны: и те, и другие захватывают землю благородных дикарей, чтобы эксплуатировать её ресурсы. Сопротивление нецивилизованных народов они подавляют с помощью военной силы.
  • Милитаризм
Не желая быть частью несправедливой, по его мнению, войны, Джейк Салли уходит из корпорации и организует сопротивление На’ви. Одни видели в этом предательство, другие превозносили такой поступок. Кэмерон проводит параллели с войнами во Вьетнаме и Ираке; многие критики обвиняли режиссёра в пропаганде пацифизма.
  • Антиамериканизм
Критики уличали Кэмерона как в «неоконсервативной пропаганде», так и в рассказывании «либеральных антиамериканских сказок». Сам режиссёр утверждал, что фильм «точно не является антиамериканским» и что «быть американцем — в том числе значит иметь свободу инакомыслия». Особенно горячие споры велись вокруг сцены сожжения Дерева-Дома — некоторые усмотрели в этом намёк на события 11 сентября 2001 года.
Особенно смешна эта критика в свете того, что Кэмерон-то как раз никогда американцем не был. Он канадец.
  • Цивилизация и раса
Проистекает от бронебойного вопроса, заданного полковником Куоритчем за несколько минут до расставания с конькобежным спортом: «Каково это — предавать свою расу?» Оправдан ли антропоморфизм в отношении к инопланетянам или они настолько чужды, что отношение к ним, как к людям, противно здравому смыслу и иначе, чем злонамеренное предательство, расцениваться не может? Вопрос осложняется тем, что слово «race» не всегда означает «раса». Применительно к инопланетянам его постоянно используют (в фильмах и т. д.; кстати, и в «Ведьмаке» тоже не расизм, а отношения нескольких видов) в значении «разумный вид» или «народ».
Всепланетная нейросеть aka Эйва очень уж напоминает античную Гайю, славянскую Мать — Сыру Землю и многие неоязыческие концепции «мировой души», к тому же реально, можно сказать, физически откликается на воззвания своих адептов. Как тебе такое, Джизас Крайст? С другой стороны, противостоящие ей земляне кто угодно, только не христиане, ну или по крайней мере очень нерелигиозные.

Тропы и штампы[править]

  • Ай, молодца! — Сэлфридж вовсю отжигает. Зачем нужно было развязывать войну из-за месторождения анобтаниума и портить и без того натянутые отношения с на’ви, которое крупнейшее в радиусе двухста километров, если такие же, а то и больше, есть на большем расстоянии? Для компании, осилившей межзвёздные перелёты, освоение новых месторождений на дальних рубежах не стало бы невыполнимой задачей.
    • Почему Сэлфридж вообще не желает воспринимать аборигенов иначе как досадную помеху, а не как очень выгодных дикарей, у которых можно выменивать стекляшки на золото? Устрой земляне обмен с на’ви торговый обмен (допустим, медицинские услуги в обмен на анобтаниум), и синекожие сами бы бесценные камушки приносили!
      • Обоснуй: тогда придётся сократить наёмников, что очень не понравится Куоритчу, поэтому он давит на Сэлфриджа, требуя силового подхода.
      • Кроме того, Джейк уже выяснил, что на`ви не нуждаются ни в чём из того, что есть у землян. Ни бусы, ни зеркальца, ни «огненная вода», ни что-то более весомое они брать не будут, а значит и отдавать взамен какие бы то ни было камни — тоже.
    • «Что вы там у себя курите?! Это просто деревья!» — В ответ на заявления Грэйс об уникальности биосферы Пандорры. Конечно, отказываться слушать своих же специалистов в области, в которой ты некомпетентен — первый признак эффективного менеджера. Как он вообще до такой высокой и ответственной должности дослужился?
      • Элементарнейше. Сэлфридж явно выслужился из буровиков/шахтеров, до Пандоры явно бурил и копал какие-нибудь астероиды/луны, где задумываться об экологии даже не приходилось. И в полном соответствии с принципом Питера дослужился до уровня собственной некомпетентности. Ему весь его жизненный опыт говорит, что всё, что окружает жилу — досадная помеха на пути к жиле. И пока он бурил мёртвые луны — это всё хорошо работало.
      • Грэйс тоже хороша: даже толком не объяснила, в чём уникальность и тем более польза тех деревьев.
  • Банши — на языке землян крылатых ящеров-икранов зовут именно так. Верещат они и впрямь исключительно противно.
  • Благородные дикари — вся суть на’ви.
  • Большая крутая кошка — по сути, танатор — это оно и есть, как по месту в пищевой цепочке, так и по символизму. Даром что шестилапый и с бобровым хвостом.
  • Болеть за Империю — среди зрителей есть те, кто поддержал бы Куоритча. Собственно, это авторский замысел и был — представить обе стороны более-менее достойными противниками, и отсюда видно, что Кэмерон в этом вполне преуспел.
  • Бронебойная стрела — в финальной битве на’ви сбивают из луков вертолёты. Но, однако, это аверсия для внимательных: перед этим в фильме ясно показано, что не все остекление у земной техники держит пулю из ручного оружия (когда Куоритч обстреливает вертолёт Труди во время побега с базы), плюс когда лобовые стекла вертолетов дырявили стрелами, которые не стрелы вовсе, а маленькие летающие бревна, стреляли в пикировании. А на толстом стекле десантного конвертоплана стрелы оставляли максимум царапины.
    • Желающие могут попробовать сами бросить палку вверх и под углом или прямо и с небольшого расстояния. Особенно на бегу / в прыжке. Против физики не попрешь.
  • Бусы вместо лифчика — у Нейтири и прочих женщин на’ви.
  • Болеть за Империю — серьезный конкурент для тропнеймера. Полковник Куорич по харизме легко уделывает невнятного Салли, и к тому же не лишен множества положительных качеств: он храбр, морально устойчив, силен как телом, так и духом и заботится о своих людях. Наконец, вопреки расхожему мнению, Куорич не так уж стремился поубивать всех На’ви. Он без особых споров (хотя с его характером продавить мямлю Селфриджа ему никакого труда бы не составило) соглашается на план с внедрением Салли, стремится минимизировать жертвы среди аборигенов, применяя нелетальное вооружение, и во время обеих операций определяет главной целью не самих местных жителей, а их святыни, то есть стремится изгнать, а не уничтожить их.
  • Васкес должна умереть — Труди в очередной раз постиг рок большинства героинь Мишель Родригес.
  • Великолепный мерзавец — полковник Майлз Куоритч. Он же военный социопат, псих-наёмник, а под занавес откровенный генерал Потрошиллинг. С другой стороны, яйца у него определённо есть, и своих (пока уверен в том, что они свои) он не бросает. Для болельщиков за Империю — так вообще героический антагонист.
  • Диссонирующее спокойствие — полковник Куоритч. Кадр, на котором он спокойно прихлёбывает кофе в рубке Папы-Дракона посреди горячего воздушного боя, стал мемом.
  • Дракон — по сути, великолепный леоноптерикс-турук — это оно и есть, как по месту в пищевой цепочке, так и по символизму.
  • Живая планета — таки Пандора. Вся экосистема связана огромной нейросетью, передающей любые сигналы на десятки и сотни километров вокруг. И наличие «USB-разъёма» у местной фауны и у на’ви позволяет подключится у этой сети. Эдакий «биологический Интернет». Но это если с научной точки зрения. По мнению аборигенов всем этим тут заправляет Эйва — местная Матушка-Природа.
  • Зелёная красотка из космоса — в данном случае синяя, но не суть.
  • Знают именно за это — интим, сопровождаемый сплетением косиц. Кое-кто по недомыслию и вовсе считает, будто только сплетением он у на’ви и ограничивается.
  • Квадратный подбородок справедливости — Цутэй.
  • Козёл с золотым сердцем — Грейс. О ней даже говорят «Она больше любит растения, чем людей». Но нет, она всё же не экотеррорист, к счастью. Да и работая по бок с жадными капиталистами, которых явно не колышет целостность местной экосистемы, и которые чуть что — сразу за пушки, это как-то даже и не удивительно.
  • Кошколюди — с прикрученным фитильком, но тупоносость и остроухость на’ви целенаправленно рисовались именно с кошачьих.
  • Крутая тачка — фильм учит, что если обзавестись крутейшим красным кабриолетом, то все в деревне станут смотреть на тебя по-другому, и даже бывшая вернётся.
  • Леди-воительница/Крутая принцесса — Нейтири.
  • Корпоратократия — RDA является верховной властью на Пандоре.
    • Не совсем. Планета передана компании гражданскими властями в концессию, и основное оправдание землян-постанцев — как раз в том, что компания чудовищно злоупотребила условиями оной.
  • Не в ладах с биологией — в основном преодолено, но местами проскальзывает:
    • На’ви — единственные наземные организмы с четырьмя конечностями. У всей фауны их по шесть, и два «USB-разъёма» против одного у синеньких.
      • Обоснуй: у мелких пролемурисов шестилапость явно начинает переходить в четырёхлапость. От кого-то похожего, очевидно, на’ви и произошли. А нейрошнуры из двух срослись воедино — зато, судя по всему, удвоилась мощность. Возможно, именно это спровоцировало обретение аборигенами разума. Кроме того, на нашей родной Земле известен не один пример потери конечностей в процессе эволюции (моа, змеи), а ведь у земных позвоночных всего-то четыре конечности максимум. Кроме того, третья пара конечностей вынуждает есть больше, а разумные существа со своими мозгами и так требуют довольно много, так что в случае с На’ви потеря конечностей могла быть принужденной мерой.
    • Синяя кожа и кошачьи глаза на’ви явно указывают на ночной образ жизни (в люминесцентных джунглях такая окраска сойдёт за покровительственную). Почему тогда ночью они, как белые люди, спят (кроме патрульных), а дела делают при свете дня (сэр Артур, молчать!)?
      • Чтобы далеко не ходить за примерами — по многим признакам люди тоже произошли от сумеречных животных, а многие приматы, особенно низшие, являются крепускулярными до сих пор. Смена образа жизни не является редкостью ни разу.
    • В энциклопедии местной фауны описывается местный ленивец, который охотится головой-детёнышем. Детёныш за всю жизнь только один, после его взросления родитель погибает. Уменьшение численности восполняться не может. Как они ещё не вымерли от болезней/хищников/аборигенов — загадка.
  • Не лошадь — всеядный лютоконь, похожий на земную лошадь в результате конвергентной эволюции, и летучий икран.
  • Не эльфы — сами на’ви. Живут на деревьях, обожествляют природу, воюют с помощью луков и стрел, и даже уши у них заострённые… но нет.
  • Не в ладах с военным делом — по обе стороны баррикад. Люди за каким-то чертом высадили десант на землю, а местные поперли в лоб на пулеметы.
    • С другой стороны, именно десант мешал летающим на икранах местным прятаться от вертушек в зарослях. А наездников, вероятно, просто некогда было переучивать.
  • Она высокая, он низенький — момент в финале, когда Нейтири достаёт Джейка из «саркофага» для управления аватаром.
  • Открытый финал + Плохой хороший конец — на’ви победили в решающей битве и отправили людей на Землю. Вот только от добываемого ими минерала на Земле по-прежнему много чего зависит, и остается только гадать, через сколько земляне вернутся, и уже не с грузовой техникой и горсткой наемников.
    • Согласно предыстории, планета выдана корпорации в концессию под довольно жёсткие условия, на которые корпораты наплевали самым жестоким образом. При этом, отправляя на Землю своих противников, повстанцы-земляне сняли с корабля сверхсветовой передатчик, так что сообщить на Землю о нарушении условий концессии повстанцы смогут сразу, а вот корпораты — только когда прилетят. В итоге всё должно вылиться в многолетние судебные тяжбы, последствия которых нам явно покажут в следующих фильмах.
    • Что касается повторного вторжения, то и тут не все так просто. И в фильме, и в сопутствующих материалах четко сказано, что перевозка на космическом корабле каждого грамма груза вылетает в такую копеечку, что отправить на Пандору что-то большее, чем горстка наемников Земля просто не в состоянии. С учетом того, что На’ви захватили приличное количество человеческого оружия, и того, что у них минимум 8 лет на подготовку к новому вторжению, перспективы военного захвата Пандоры весьма туманны.
  • Планета Лес — Пандора
  • Предатель и предательский постчеловек (в финале) — главный герой по мнению всех, кто за землян и Куоритча и считает, что начать убивать своих собратьев-землян и захватить их единственную базу на чужой планете — не что иное, как предательство всего человечества. По мнению же сторонников ГГ, так было надо и ГГ выступил не против всех землян, а лишь против жадной корпорации. Однако финал с оккупированным на’ви лагерем землян уж слишком похож на простое изгнание по типу «все, кто не с нами — те против нас».
    • По факту земляне на Пандоре разделились если и не поровну, то в достаточно сопоставимых пропорциях, причём повстанцы вполне себе остались на планете. В основном в их число вошли научники, но также и довольно значительное число шахтёров и рядовых охранников, улетела в основном верхушка корпоратов и офицерский состав наёмников, которым было что терять на Земле.
  • Проблема противоположных оценок — в неповторимых масштабах.
«

Из наблюдения за одним из форумов: — 200 страниц обсуждения, — приведены ссылки на: * выписку из устава ООН, * сочинения Бенито Муссолини, * материалы Нюрнбергского процесса, * учебник «Природоведение» за 5 класс, * вузовский учебник по квантовой механике, * План «Барбаросса» (на немецком языке), * «Алиса в Стране чудес», * Наставление по боевому применению вертолета Ми-24. и всё для того, чтобы доказать, что «Аватар» — пустышка, и совершенно не стоит обсуждения :)

»
— bash.im
  • Плагиат — по мнению противников фильма, все ключевые моменты сюжета полностью слизаны с мультика «Покахонтас».
    • Чуть более начитанный контингент кивает скорее на «Слово для „Леса“ и „Мира“ одно», ле Гуин, базовая фабула которого списана Кэмероном практически полностью.
    • Далее начинаются поиски совпадений в названиях, внешнем виде, деталях. Спровождются ворчанием «Кэмерон слямзил»
  • Идиотский сюжет — по мнению тех же противников фильма, главный герой Джейк с самого начала не занимается собственной работой, хотя и Куоритч, и другие земляне ему часто давали задания. Вместо этого он делает что угодно, только не то, для чего он прибыл (и зачем он тогда прибыл? Не хочешь заниматься работой брата, раз уж попал сюда вместо него — оставайся на Земле).
  • Прогрессор — таких пытались отыгрывать земные учёные. Правда, открытые для на’ви школы имели мало успеха, но язык землян некоторые (в том числе Нейтири) таки выучили.
    • Проблемы здесь было две: а) на’ви не хотели учиться языку людей; б) учителя были хреновые.
  • Против биохимии не попрешь — главный герой.
  • Птерозавр — их конвергентными аналогами являются икраны, называемые землянами «баньши», и великолепный леоноптерикс-турук. Дополнительные пары глаз и лап общей картины нисколько не портят.
  • Самоуверенный мерзавчик — топ-менеджер шахты Сэлфридж, распинавшийся о том, как «эти ребята сидят на моих бабках!»
    • Торгаш — это плохо — он же.
    • С другой стороны, он требовал от Грэйс «найти дипломатическое решение», а не сразу поддержал резню туземцев в духе Куоритча.
  • Священное древо — почти у каждого племени на’ви такое есть, даже если это конные варвары из степи.
  • Тот, который не стрелял — пилот Труди единственная отказывается участвовать в расстреле деревни Оматикайя и уводит вертолёт на базу, а впоследствии переходит на сторону учёных и аборигенов.
  • Ужас у холодильника — какой бы RDA ни была плохой, добываемый ею анобтаниум был основой энергетики на Земле. Теперь либо на родной планете людей наступит жесточайший энергетический кризис, либо на’ви предстоит столкнуться уже с земной армией, а не с горсткой наемников, кое-как использующих для боевых действий грузовую технику. Анобтаниум описывается как сверхпроводник при комнатных температурах, обеспечивающий выработку электроэнергии, межзвёздные перелёты и сверхсветовую связь. По сути, его исчезновение — всё равно что исчезновение нефти в современном мире. Даже хуже — у нефти хоть какие-то аналоги есть. С учётом перенаселённости Земли Джейк обрёк родную планету на жёсткий кризис, если не крушение цивилизации.
    • Либо землянам придётся договариваться с на’ви заново и по-хорошему, и добывать минерал не там, где это выгодно, а там где для этого (о ужас) не придётся сносить целые древо-города. Вариант, конечно, фантастический, ну так мы же фантастику и смотрим.
      • Не такой уж и фантастический. Примерно такую комбинацию и провернули маори в Новой Зеландии — храбрые воины и отличные политики, устроившие колонизаторам настолько весёлую жизнь, что до англичан в итоге дошло, что с туземцами лучше договориться по-хорошему, а не вести дорогущую и нахрен никому не нужную партизанскую войну у чёрта на рогах. Договор Вайтанги до сих пор составляет основу отношений между маори и пакеха[1] в Новой Зеландии. Аналогично — чукчи и Российская Империя.
        • Да и у землян пупок развяжется доставлять на Пандору армию на кораблях, которые еле-еле кучку колонистов везут 4 года в один конец.
  • Что за идиот! — Грэйс. Слово святого Павла гласит, что некоторые образцы пандорианской фауны могут служить сырьём для производства лекарств. И ведущая учёная, вместо того чтобы представить управляющему проекты по производству таких лекарств (и, соответственно, извлечению большей прибыли), молчит и напирает на недопустимость разрушения экосистемы.
  • Эффект Телепорно — собственно, глава Оматикайя и папа Нейтири носит имя Эйтукан. Сразу представляются пацаны с раёна, окликающие незадачливого лоха: эй, тукан, быра сюда подошёл! Анобтаний есть? А если найдём?
  • Языковых барьеров не существует — аверсия: Джейку очень повезло, что Нейтири в детстве посещала школу Грейс и понимает человеческую речь — потому что сам он на языке на’ви двух слов поначалу связать не мог. В сиквеле вдобавок показано, что язык, который преподают учителя, и язык, на котором реально общаются его носители — это две большие разницы: когда аватар с личностью и воспоминаниями полковника Куоритча заговорил на языке на’ви, Паук, росший в их племени, над ним посмеялся: «Ты разговариваешь, как трёхлетка».

Аватар 2: Путь воды[править]

Сюжет[править]

Плохие новости: людишки таки довели Землю до полного цугундера, так что пришлось им взять жопу в кулак и раскошелиться на реванш аборигенам. На месте бывших земель Оматикайя новый колонизационный флот оперативно возвёл хорошо укреплённый город и целую россыпь шахтёрских посёлков, дотянувшуюся даже до океана, и готовится принимать новые партиии колонистов. А безопасность обеспечивают рекомбинанты — продвинутые аватары, в которых загружены память и личности покойных бойцов, включая лично полковника Куорича. Хорошие новости: сами Оматикайя во главе с Джейком и Нейтири укрылись в горах Аллилуйя и партизанят там против «небесных людей» с эффективностью Панджшерского Льва. Герои за прошедшие годы конкретно размножились: старший сын Нейтеам — классический рыцарь в сияющих доспехах, средний Ло’ак — не менее классический оболтус, которому предстоит по сюжету поднять уровень крутизны, младшая Туктирей — ходячий комок кавая, плюс двое счастливо усыновлённых: Кири, неведомым образом народившаяся у аватара покойной Грейс, и человек Майлз Сокорро, предпочитающий кличку Паук, например — бастард Куорича, оставленный на Пандоре, так как детям криосон противопоказан, и воспитанный на’ви (маменька Паука, если интересно, появилась в официальных комиксах; и троп в его случае с фитильком — Нейтири его немного недолюбливала, с Нейтеамом, как намекается в тех же комиксах, паренёк особо не дружил, да и Джейк во внутреннем монологе говорит о нём «приблудился, как котёнок»).

Плохие новости: Паук попадает в плен к рекомбинантам, и даже героическая сила воли рано или поздно уступит земной машинерии, так что обнаружение стойбища Оматикайя — вопрос времени. Уповая на то, что Куоричу нужен лично Салли (как по заказу начальства, так и для души), Джейк решает спасать родное племя тем, что слагает с себя полномочия оло’эйктана и откочёвывает с семьёй к островным на’ви, которые живут рыболовством, приручают морскую живность и братаются с тулкунами — исполинскими китоподобными зверьми, близкими по интеллекту к самим на’ви. Хорошие новости: островное племя Меткайина хоть и пацифисты, но уважают подвиг Турук-Макто, без вопросов принимают его и старательно учат жить своим укладом. Правда, между детьми вождей случается несколько стычек, потому что сын оло’эйктана островитян — золотой молодожоп, но нет худа без добра: забулленный им Ло’ак заводит близкие отношения с его сестрой и сдруживается с Паяканом — тулкуном, изгнанным за то, что пошёл против чрезмерного пацифизма сородичей и попытался ответить человеческим китобоям войной (безуспешной). Попутно зрителю раскрывают необычный талант Кири — её связь с Эйвой очень сильна, намного сильнее, чем у любого на’ви, упоминается в частности тот факт, что своего икрана ей даже укрощать не пришлось, хватило нескольких добрых слов. Почему так получилось и что из этого может вырасти — пока что вопрос без ответа.

Плохие новости: Куорич нашёл к Пауку подход. Он не выпытывает у парня сведений о приёмной семье, а учится у него жить как на’ви, совершенствует язык и даже сажает свой взвод на ездовых икранов. И вот однажды Куорич решает воспользоваться китобойным судном «Морской дракон», дав понюхать его капитану свой кулак. Убив очередного тулкуна, компашка специально не затапливает тушу, чтобы выманить местных на’ви.

Ло’ак, быстро сообразив что к чему, отправляется искать Паякана — за ним увязывается прочая ребятня. Они находят кита как раз вовремя — в его шкуре уже сидел гарпун с маячком. Ребята в последний момент умудряются выдернуть гарпун, ибо на горизонте уже маячили китобои — после недолгой погони Ло’ак, Цирея и Туктирей попадают в плен. Меткайина тем временем собираются на выручку — и хотя из-за заложников ситуация была патовой, проблему решил Паякан, разметавший солдатню и в процессе успевший оторвать капитану китобоев руку. Воспользовавшись неразберихой, Паук ломает управление «Морского дракона», отчего корабль влетает в рифы и начинает тонуть. В последовавшем бою гибнет почти вся команда «Морского дракона» и рекомбинанты, но Нейтеам, вместе с Ло'аком спасавший Паука, словил несколько пуль и умер буквально на руках у семьи. Смерть сына приводит Нейтири в натуральное бешенство. Паук проводит на’ви на тонущий корабль, где Куорич угрожает Джейку захваченной в заложники Кири, но Нейтири прихватывает за шкирку Паука — полковник попытался блефовать, но поняв, что Нейтири не шутит, отпустил Кири и напал на Джейка. Драку прервало окончательное затопление «Морского дракона». Ло’ак и Кири вытаскивают своих родителей, Паук же не находит в себе сил бросить Куорича (который, справедливости ради, его пару раз спас (в первый раз — от поджаривания мозгов на пыточном механизме), да и в целом они провели несколько месяцев вместе и весьма неплохо ладили) и вытаскивает непутёвого папашу на риф, после чего уходит. Нейтеама хоронят по обычаям Меткайина, после чего Джейк понимает, что отступать ему больше некуда.

Тропы и штампы[править]

  • Адская косметология — жидкость из мозга тулкунов, оказывается, останавливает старение. При этом люди знают, что тулкуны разумны, но, как говорилось у классика, ради 300 % чистогана пойдут и не на такое. Самый прикол в том, что остальную тушу просто выбрасывают. Мясо, что ли, невкусное?
    • А теперь просто вдумайтесь, какая это хрень опошляет и отупляет оригинальный сюжет. Вместо хрендостаниума — который нужен человечеству для выживания, жидкие мозги для богатеев желающих бессмертия. Зачем Джеймс? Ради комментария на тему истребления китов, который в этом фильме нужен как униформа пришитая к пилотке? Или очередной социальный комментарий в духе американских «прогрессивных движений», который на планете Пандора, в конце 22 века, смотрится ну точно так же уместно как там же самая сраная пилотка?
      • И это притом, что у людей есть полноценная технология оцифровки сознания и его переноса в новое клонированное тело. Вот оно, бессмертие, какая, нахрен, вытяжка из китов?
  • Доисторические морские рептилии — срисованные с плезиозавров илу, «тягловые лошадки» Меткайина.
  • Забыл про сверхспособности — итак, земляне благополучно добывают анобтаний… кстати, где он? Точнее, где его применение, собственно, людьми? Уж в колонии-то оно должно обходиться на порядок дешевле, чем в метрополии, а то и не на один. А пофиг нам на этот анобтаний — теперь люди вторглись, чтобы убивать китов. Нет, это там даже проговаривается в фильме. Авторы это серьёзно.
  • Идиотский сюжет напополам с Что за фигня, автор? — это фактически лозунги этого фильма, даже для автора этой вот правки, который первый «Аватар» любил и защищал не смотря ни на что, и ждал продолжения.
    • Все племена Нави, племена туземных аборигенов с толстенными намёки на автохтонные коренные народы земли, от североамериканских индейцев до народов Океании. Примерно две трети хронометража нам показывают их жизнь, их быт, их внутренние тёрки. Знаете почему это невозможно смотреть? Потому что это реклама жопастых аборигенок нежащихся в купальниках голубых лагун на Фиджи, а не реальная демонстрация жизни родоплеменного строя! Какие опасные хищники? Какие войны племён? Какие такие какие тяжёлые болезни? В этом чудесном-распрекрасном-мире экоактивиста-идиота, нет ничего от реальной жизни любого подобного племени в любой исторический период. Если нам показывают, что местные целительницы — это круче чем космическая навороченная медицина 22 века. Даже у автора правки, довольно широких взглядов на мир человека, этот зелёный бред вызвал фейспалм монитором по всему фейсу. А самое главное — это на хрен противоречит самой концепции разумной жизни как таковой. На кой чёрт НаВи вообще стали развиваться и становиться племенами, если в этом маня-мирке им ничего не угрожает? Нам вообще не показывают что они борются за выживание. А те на кого они охотятся что бы съесть, умирают чуть ли не в восторгом смысле от того что их положат на большой стол для того что бы всей деревней слопать. Сказать что всё это убило вселенную и хоть какие то рамки реализма, и опошлило всё что можно и нельзя, это ничего не сказать.
      • В случае с аборигенами как раз получилась реальность. Племена просто живут слишком далеко и слишком разными укладами, чтобы конкурировать за ресурсы. И если суровых Оматикайя ещё получается вообразить не поделившими с соседним деревом охотничьи угодья (не просто же так они такие крутые наездники — те, кто не собирается ни с кем воевать, вооружённую кавалерию и тем более авиацию обычно не заводят), то Меткайина могут позволить себе быть пацифистами, потому что океан большой и ресурсов хватает всем. В третьей части обещают показать и злодейское племя на’ви, чтобы землянам в уютных кинотеатрах Пандора мёдом не казалась. Опасных же хищников хватает и в джунглях (змееволки, танаторы, да и лютоконь, вообще-то, всеяден как медведь), и в океане (та самая акула, от которой Ло’ака спас Паякан) — другое дело, что хищника страшнее разумного ещё ни одна эволюция не придумала.
    • Почему после грандиозного фиаско корпорации в первом фильме, на Земле правительство просто в очередной раз отдало этой же корпорации право на ещё одну подобную экспедицию? Почему даже не попытались наладить контакт с восставшей колонией? У землян были все выкладки по провалу последней экспедиции, они прекрасно понимали что планета разумна и опасна. Нет, выводы они сделали хотя бы тем что высадились уже силами некоего десанта, и превратили свою базу в крепость. Тем забавнее наблюдать те же самые меха-щелкунчики, что и в первой части. Что, на Земле более приспособленных к ведению войны боевых мех нету? Или авторы фильма так были заняты повесткой, что забыли эти мехи нарисовать?
  • Капитан Пиндостан — если первый фильм как бы давал понять, что люди на Пандоре представлены просто корпорацией с переизбытком власти и отсутствием контроля, то во втором фильме уже в полный рост именно этот штамп. Причём штамп поданный крайне по-идиотски. Люди не изучают Пандору, а только истребляют местных животных и вырубают эти местные леса. Зачем изучать экосистему какой-то там чужой планеты, второй после Земли такой, во всём известном космосе! При том что люди прекрасно знают, что первая волна колонизация была провальной именно потому, что планета фактически вступилась за аборигенов. Но разумеется, здесь всем на это плевать. Мы плохие потому что мы плохие, мы сжигаем деревни, потому что мы плохие, мы убиваем разумных китов, потому что смотрите выше, и потому что мы что? Правильно, плохие! Да кстати, это крайне забавное наблюдение — весь корпоративный персонал белый. В будущем, в международной корпорации, на планете, где уже давно стёрты границы, и где очевидно что индусов-азиатов-африканцев будет подавляющее большинство, практически весь персонал, от гражданского до наёмников, белые люди. Такие стереотипные работяги и вояки-американцы. Господи, это даже не смешно, настолько это плохо.
  • Копиркин — генерал Фрэнс Адмор отличается от Куорича, каким мы его помним, только набором хромосом. Неудивительно, что полкан с начальницей сразу поладили.
  • Куда заводит месть — Куорич сделал первый шаг на эту скользкую дорожку. Стандарты пока сохраняет и допрашиваемых на’ви щадит, даже если они ничего полезного сказать не могут, но деревню их для остраски спалил.

Аватар 3[править]

Планируется к выпуску в 2025 году. Из утечек и обмолвок известно, что появятся два новых племени на’ви, одно из которых, называемое племенем огня или пепла, будет злодейским, рассказчиком будет Ло’ак, а главным гадом — всё тот же Куорич.

Примечания[править]

  1. То есть белыми колонистами.