Вор

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
Wikitropes.jpgДля особо любопытных
Статья с Wikitropes Вор – это прекрасное дополнение к нашему весьма экспрессивному мнению.
Считаешь, что нам не хватает примеров? Можешь перенести и адаптировать! Твой орлиный глаз служит нам верой и правдой!

Вор (thief) — одна из самых частых специализаций уголовников-профессионалов и популярная затея у дилетантов. В обычном литературном русском языке воровством называют то же, что в УК определяется как кража — то есть преступление против собственности, совершаемое путём тайного присвоения чужого имущества без применения обмана, насилия, угроз или злоупотребления служебным положением. Умелый вор принципиально не идёт на «мокрые дела» и относится к элите уголовного мира. Эх, эти бы таланты — да в мирных целях.

В реальной жизни нормальные граждане не любят воров, но в вымышленных мирах они часто и необоснованно романтизируются. В приключенческих фильмах вор нередко является одним из главных героев. Однако это может быть и чисто заявленной способностью, не используемой в сюжете фильма практически никак, так как центральным сюжетом становится мошенничество (или шпионство), а не воровство. В других жанрах может являться антагонистом, которого ловит главный герой.

Nota bene: на русском криминальном арго просто «вор», без уточнений — это указание не на криминальную специальность, а на статус блатного, уважаемого в преступном мире (высший ранг — вор в законе). Не всякий вор в обыденном смысле может иметь статус вора™: к примеру, квартирный вор, взломщик-медвежатник и даже очень крутой карманник на такой статус претендовать может, а тот, кто обносит продуктовые ларьки или тырит сохнущее бельё с верёвок — уже нет, труба низковата и дым незаборист.
  • Особенно крутой карманник. Они считаются элитой.

В произведениях жанра фэнтези персонаж-вор действует там, где требуется «ловкость рук и никакого волшебства», особенно если на активное волшебство могут среагировать охранные заклинания.

Примеры[править]

Театр[править]

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Н. С. Лесков, «Левша» — атаман Платов в гостях у англичан «взял мелкоскоп да, ничего не говоря, себе в карман спустил». А то и не рассмотрели бы дома чудесную блоху.
    • Только сразу после этого по тексту: «он сюда же, — говорит, — принадлежит, а денег вы и без того у нас много взяли», так что неоднозначно, то ли он украл, то ли англичане пытались зажать часть необходимой комплектации.
  • «Золотой телёнок»:
    • Лжеслепой Паниковский до революции промышлял карманным кражами в Киеве. Жертва переводила «слепого» через дорогу, попутно лишаясь бумажника. С Корейко этот номер не сработал, и Паниковского побили.
      • Паниковский убегал от преследователей с гусем! Тут внезапно кража переросла в грабёж (так нередко бывает), ну или это был грабёж изначально (если он открыто схватил чужого гуся и попытался убежать с ним).
    • В финале Шура Балаганов, получив от Остапа Бендера пятьдесят тысяч рублей, машинально тырит кошелек у гражданки в трамвае и глупейшим образом попадается. Потому что такова его натура.
  • М. Булгаков, «Мастер и Маргарита» — Аннушка-«Чума» попыталась украсть золотую подковку с бриллиантами, которую Воланд подарил Маргарите на память.
  • Владимир Высоцкий, «Роман о девочках» — Колька «Коллега» Святенко.
  • Чёрные клинки. Небесная сталь — главная героиня, крадёт на заказ.
  • «Хроники странного королевства» — в первую очередь Одноглазый Астуриас. Во вторую — целый класс воров, к которому, впрочем, относятся не только воры как таковые, но и торговцы, и политики, и даже полицейские. Собственно, тот же Астуриас «в кадре» не столько ворует, сколько занимается политикой (хотя в его случае разница не так уж велика).
    • Но в молодости Астуриас, похоже, именно что работал «по специальности», и до сих пор еще не все навыки растерял. Надо думать, влезать в окно охраняемого здания, уходить от погони и прятаться под виселицей он не в политике научился, хоть и там могут пригодиться такие умения. Да и глаза лишился, видимо, когда еще был настоящим вором.
  • Антон Орлов, «Сонхийский цикл» — Кемурт, молодой маг-амулетчик, который после гибели родителей по причине несовершеннолетия был вынужден скрываться от «Надзора за детским счастьем» (местная «ювенальная юстиция» с крайне странным пониманием оного «детского счастья»). Добывал себе пропитание мелким воровством, всячески избегая встреч с воровскими гильдиями. Затем его нашёл Тейзург и предложил «работу по специальности» — «позаимствовать» несколько древних вещей у некоторых солидных господ. После успешного выполнения этих заданий Кемрут стал полноправным членом команды Тейзурга. Когда Дирвен получил всемогущество и узурпировал власть в стране, Богиня Вероятности дала Кемруту амулет, позволяющий без проблем использовать другие его амулеты. Благодаря этому Кемрут смог проникнуть в сокровищницу Дирвена и выкрасть артефакт, который вернул древней вампирше Лорме её истинный облик прямо во время свадебной церемонии.
  • Олди, «Пасынки восьмой заповеди» — четверка воспитанников Самуила-бацы является ворами с крайне необычной специализацией. В их же компанию ненароком затесывается обычный вор, Джозеф Волож.
    • Главные герои книги «Маг в законе» — конокрад Дуфуня Друц и воровка на доверии Рашель.
  • Александр Рудазов, «Криабал» — Плацента. В эпилоге «Апофеоза» таки доворовался и был принят в сонм небожителей бога воров Фуракла.

На других языках[править]

  • Д. Дефо, «Радости и горести знаменитой Молль Флендерс». Главная героиня родилась в тюрьме и была профессиональной воровкой.
  • Ч. Диккенс, « Оливер Твист». Фейгин в молодости и Джек Докинз.
  • Барраяр — дворянская приставка звучит как vor. Хотя изначально Буджолд сконтаминировала её из немецкой дворянской приставки «фон» (von, «родом из имения такого-то») и английского слова war (ведь дело дворян — война!), но потом пополнила канон сведениями о том, что на исторической родине одной из протокультур Барраяра «вор» means thief, и это значение не забыто…
    • Русский — один из базовых этносов на Барраяре. Так что Форкосиган это запросто может быть и вор Косыгин, живите с этим :-)
    • После рассказа Тэффи и появления такой приставки в среде русских эмигрантов читается с улыбкой.
  • Вы будете смеяться, но архетипически-брутальный варвар Конан начинал свою жизнь в цивилизованном мире как профессиональный вор.
  • Предшественник всех «плутов в составе команды приключенцев» Бильбо Бэггинс с самого начала рекрутировался Торином и Гэндальфом в качестве «взломщика», чему вполне добропорядочный хоббит был немало возмущён. Поворовать ему за время приключения всё-таки пришлось — сперва кучу всяких мелочей во дворце Трандуила, потом драгоценности из сокровищницы Смауга.
    • Извините, но «карьеру вора» он начал до дворца Трандуила — пытался спереть кошелёк у одного из тройки троллей, попался, потом и вся банда гномов вместе с хоббитом получила шанс стать жратвой для троллей. А доброму дедушке (в действительности хитрому интригану) Гэндальфу пришлось их всех спасать.
  • Artemis Fowl — гном Мульч Рытвинг, клинический клептоман и обаятельный мошенник.
  • Дженн Лайонс «Погибель королей» — те кого обокрал протагонист оказались… мраккультистами
  • Раймонд Фэйст, цикл о Мидкемии — Джимми Рука, мальчик-карманник, член гильдии воров… стал одним из самых могущественных людей в Королевстве — герцогом Крондорским. Зато один из его внуков «вернулся к истокам» и помог восстановить ту самую гильдию воров.

Кино[править]

  • «Приключения знаменитой авантюристки Софьи Блювштейн» — восьмисерийный немой фильм 1914 года, про легендарную Соньку Золотую Ручку. До наших дней от всего фильма дошли только фрагменты.
  • «Багдадский вор» — фильм 1924 г. и его целых 5 римейков, и все не с арабскими, а европейскими рожами (кроме индийца Сабу Дастагира, снявшегося в британском фильме 1940 г., и собственно индийского фильма).
  • «Старики-разбойники» — кража картины из музея посреди бела дня.
  • «Джентльмены удачи». Цитата: «Украл, выпил — в тюрьму! Украл, выпил — в тюрьму! Романтика!»
  • Как украсть миллион — кража тщательно охраняемой статуи из музея.
    • Инверсия: на самом деле главный герой оказался не солидным вором, промышляющим кражей произведений искусства из солидных домов, а известным экспертом-искусствоведом, который временами проверял подлинность произведений без ведома их владельцев. И на кражу Венеры Челлини, принадлежавшей отцу главной героини, он пошёл только потому что успел по уши влюбиться в неё.
  • «Калина красная» — вор-рецидивист решил «завязать с прошлым» и уехал в деревню к молодой вдове, с которой познакомился по переписке. «Завязать» ему удалось, однако «прошлое» само вернулось в лице бывших подельников, которые убили героя за отказ вернуться к «воровской жизни»
  • «Иван Васильевич меняет профессию» — Жорж Милославский.
  • «Леди-ястреб» — юный вор с погонялом Мышонок решил завязать, подавшись в оруженосцы.
  • Экранизация Dungeons & Dragons, прославившаяся афро-эльфами — главный герой и его друг.
  • Цикл про друзей Оушена, разумеется!
  • «Один дома» — антагонисты.
  • «Ёлки лохматые» — «Один дома» по русско-собачьи.
  • Вор (фильм) — «папка» главного героя. Судя по показанному в фильме, специализируется на квартирных кражах, то есть является «форточником» — низшей кастой, по сравнению с карманниками и прочими мастерами тайно присвоить чужое имущество. В поезде крадёт чемодан, для чего тоже большого ума и ловкости не требуется.
  • Банды Нью-Йорка — подруга главного героя воровка. Занимается как карманными кражами, так и крадёт вещи в наглую из богатых домов по среди бела дня одевшись прислугой.
  • Не дыши! — главные герои являются домушниками, решившими обокрасть одинокого слепого старика, на их беду оказавшимся не просто крутой дедуля, а ещё вигилантом с замашками маньяка.
  • Bad Samaritan (дословно «Плохой самаритянин», в прокате «логово монстра») — вор забравшийся в дом богача, обнаружил, что это настоящий маньяк, держащий взаперти свою жертву.
  • «Ва-банк» и «Ва-банк 2». В первой части профессиональные воры крадут деньги и подставляют «беловоротничкового» банкира так, будто бы он сам украл деньги своего же банка. Во второй части они опять у него же крадут его же деньги, на сей раз сбережения с личного заграничного счёта, снова отправляя за решётку. Конфетки страдальцу в подарок. А вот не надо было друга Квинты подставлять.
  • Осёдлый, крещёный цыган Лимбэ из боевиков о комиссаре Микловане.
  • «4x4» в прокате «Мышеловка» — протагонист по роду занятий Grand Thied Auto автомобильный вор,
  • «Аладдин» 2019 года — до истории с лампой Аладдин был профессиональным карманником (как и в оригинальном диснеевском мультфильме). И, как выяснилось позже, у киношного Джафара тоже всё к рукам липнет: он пришёл к успеху, отталкиваясь от тех же исходных данных, что и Ал.
    • Послужной список Джафара даже покруче будет — будущий Великий визирь отсидел десятку в тюрьме Шираббата, откуда то ли сбежал, то ли был отпущен, и при этом, вопреки тогдашним порядкам, ухитрился сохранить при себе обе кисти рук. Этот маленький штришок — протез вместо кисти, перекликающийся с перчаткой у колдуна Мозенрата — неплохо бы дополнил как образ честолюбивого мерзавца, пролезшего на должность второго человека государства Аграба, так и подчеркнул бы инфантильность султана-отца, берущего на государственную службу людей с подобным криминальным прошлым.
  • «Парижский вор» — французский фильм о ворах и немного о надвигающейся революции.
  • «Вор» (Le voleur, The Thief of Paris, 1967, франко-итальянский, с Бельмондо). Жорж Рандаль, аристократ по происхождению, становится вором после того, как воспитывавший его дядя присвоил себе его наследство. Но даже встав из мести на путь воровства, он не утрачивает благородства, превратившись в Робин Гуда своего времени… И немного о надвигающейся революции. Экранизация одноимённого романа Жоржа Дариена 1897 г. Номинирован на главную премию Московского международного кинофестиваля.
  • «Бродяга» — главный герой, карманник Радж с золотым сердцем. За первые полминуты песни «Awaara» облегчает брахмана на золотые часы, а старичка, глазевшего, как Радж любуется приобретением — на бумажник.
  • «Расставаясь с девушками» — неприятности Сары начались с того, что она залезла в банку с чаевыми в кафе, в котором работала баристой, и присвоила себе несколько купюр, а ее университетская соперница это заметила и донесла куда надо.

Телесериалы[править]

Мультфильмы[править]

Мультсериалы[править]

  • Diabolic — история про превосходного вора, за которым охотится как Интерпол в лице инспектора Гинко, так и его бывшие коллеги из преступного «Братства».
  • «Самурай Джек» — в одной из серий Джеку противостоит такой товарищ.

Комиксы[править]

  • Вселенная DC: Женщина-кошка. В разных сериях варьируется от обаятельной мошенницы, которая пользуется своей повышенной сексуальной притягательностью, до натуральной воровки.
  • Marvel: Гамбит. Буквально король воров. Став героем от привычки похищать хорошо охраняемые ценности или просто таскать бумажники не избавился.

Веб-комиксы[править]

  • Living with HipsterGirl & GamerGirl — ребята, вырывающие вещи из рук и скрывающиеся вдали на мопедах появляются в комиксе аж дважды. Видно, в Колумбии с этим реальные проблемы, и автор задолбался. А ещё один раз ехавший с открытым окном автомобилист принял Артура за такого товарища и начал судорожно закрывать окно. Плохо у автора на родине с уличным бандитизмом.
  • Фетиш-комиксы от Gesperax, красиво и со вкусом раскрывающие тему порки
    • Цикл про невезучую немку Белинду Крюгер — в нескольких выпусках Белинду выпороли, поймав на краже.
    • В спин-оффе «Modern she-werewolf troubles» та же Белинда заразилась ликантропией после кражи проклятого амулета у цыганки-гадалки.
    • В «саге» «Tales of the Blood Moon» одной из подручных леди Афанасии становится орчиха-воровка Волчий Клык, нанятая вампиршей в качестве «взломщицы».

Видеоигры[править]

  • Старенькая забытая игра «Ва-банк» (The Sting!). Симулятор профессионального взломщика. Тихо грабить придется многое — от бензозаправки и кинотеатра до банков и электростанций. Примечательный момент: криминальная слава (есть тут такой параметр) растет после успешно выполненных ограблений, в которых героя так никто и не заметил, и, если показатель достигнет 100 %, то героя арестуют. Приходится периодически сбрасывать за взятки.
  • Thief. Серия игр про Гаррета, исключая еретическую игру 2014 года. Протагонист — профессиональный вор, бывший сирота и попрошайка, выросший на улице. Его подбирают и учат Хранители как шпиона, но он уходит от них, чтобы использовать навыки вроде скрытности и ловкости рук ради личной выгоды. Крадет чужое барахлишко, даже спасая свой собственный мир от очередного любителя убить всех по принципу «деньги лишними не бывают».
  • Stolen прославился буквальным пиратским переводом «Спиздили!» и гибкой форточницей в качестве главного персонажа.
  • «Crystal Story 2» — Лина, хотя, как справедливо заметил D, её занятие правильнее было бы называть «искательницей сокровищ».
  • Серия TES не обходится без Гильдии Воров. И это вам не какая-то Гильдия Магов (где и колдовать необязательно!) — воровать придётся много, по-крупному и всерьёз!
  • Собственно, вся серия Grand Thief Auto плотно завязана на угон автомашин (тут скорее вооруженный грабёж, чем воровство)
    • А в GTA: San Andreas по сюжету происходит миссия с воровством (хотя красть никто не запрещает и до этого). Штука из разряда «уныло, но практично» — даёт бесконечный бег, да и деньги в начале игры будут отнюдь не лишними.
  • Дилогия No One Lives Forever — Кейт Арчер была воровкой и навыки скрытного проникновения ей очень пригодятся. А по ходу действия ещё приходится взламывать сейфы, резать замки, да избегать/заглушать камеры слежения.
  • Command & Conquer: Red Alert — самый бесполезный юнит Союзников. В теории украсть деньги с очистительного завода — это круто. На практике вора все прекрасно видят и добраться до цели выйдет разве что в ситуации когда база врага и так уже почти разгромлена. Тот же шпион, которого видят только советские овчарки, не в пример полезнее.
  • Heroes of Might and Magic IV — вор отличался от прочих героев тем, что умел проскальзывать мимо охранявших сокровища и артефакты монстров. И тем, что вор мог получать экспу за одного и того же монстра дважды, в первый раз проскользнув мимо без армии и получив экспу за воровство, и второй — атаковав с армией и получив экспу за битву.
  • Antihero
  • Disciples. Во второй части игры все воры под начальством главы гильдии воров становятся невероятно крутыми ребятами. Да не в бою, в них они дохнут как мухи, а в спецоперациях вроде «отравить колодец», «украсть важный артефакт», «украсть важные сведения», «герой противника бежит пол-карты за гоблином нулевого уровня». Отвлекают, дезинформируют и вообще всячески ослабляют противника вплоть до полной недееспособности. К сожалению, некоторые фишки воров можно оценить только в игре по сети с другим живым игроком, запугивают эти ребята будь здоров.
  • Shadow Tactics: Blades of the Shogun — Юки, беспризорница-подросток, с очень тёмным прошлым ранее детство у неё прошло в настоящем замке, то ли дочь прислуги, то ли осколок аристократии, зарабатывала на жизнь воровством, затем примкнула к ниндзя став их ученицей. Единственная из команды, кто умеет ловко воровать.
  • Neverwinter Nights 2 — тифлинг Нишка, молодая симпатичная девушка с хвостом и рожками (достались от деда). Герой встречает её возле форта Локе, где потерявшие совесть стражники хотели убить её ради награды «за демона». Не так давно изрядно отличилась в Невервинтере, но из-за разногласий по поводу раздела добычи была вынуждена покинуть это место. Даёт герою личный квест — точнее этот «квест» в лице пособников её бывшего подельника сам находит героя.
  • DarkStone — ворьё здесь может «щипать» по карманам у неписей и монстров.
  • Commandos — появился во второй части. Специалист по скрытным проникновениям, в том числе по телеграфным столбам.
  • Партизаны 1941 — Морозов, в биографии прямо указывается, что он неоднократно судимый вор-рецидивист. В игре, однако, ничего не ворует, потому что судя по всему домушник, а не карманник. Игромеханически отличается от других персонажей тем, что отлично владеет воровской финкой, что крайне полезно при снятии часовых. Также, умеет отвлекать внимание часовых свистом, и умеет перелезать через заборы и стены.
  • Ghost of a Tale — Гасто и Фаталь, мелкие воришки и, судя по внешней схожести, близнецы. В целом себе на уме, но относительно дружелюбны к Тило и обучают его полезным навыкам, а Фаталь явно ему симпатизирует; судя по обмолвкам, дети бывшего баронского сборщика податей, повешенного, кто бы мог подумать, за воровство. Плюс упоминаемые в диалогах и справочнике Гадд Кават и Долго, величайшие из воров, причём костюм последнего даже можно собрать.
  • Генри Стикмин же! Серия игр буквально начинается с его попыток ограбить банк (спойлер: у него не выходит), а позже по сюжету он крадёт (в этот раз успешно) самый большой в мире алмаз. А дальше он может даже присоединиться к преступному клану, специализирующемуся на грабежах.

Изобразительное искусство[править]

  • Микеланджело Меризи да Караваджо, «Гадалка» — про гадалку, во время гадания по ладони, снимающей кольцо с клиента.

Музыка[править]

Вор как амплуа в ролевых играх (rogue)[править]

Несмотря на одинаковое название в русском языке, это разные сущности. В играх это персонаж, который действует скрытно. Да, он может воровать, но не только: специалист по У: Уболтать, Убить, Украсть. Политкорректное название — Плут. Часто является одним из основных базовых классов. В action-RPG вора нередко заменяет шпион, который обладает такими же навыками скрытности, как и вор. Ключевое отличие персонажа класса вор в видеограх от других классов в том, что он ориентирован на мирное прохождение, по крайней мере, на большую её часть, и при этом хотя бы иногда ворует. Если персонаж просто умеет хорошо маскироваться, но при этом много и часто убивает, то он — ассассин или следопыт.

Типичные навыки персонажа класса «вор»:

  • Скрытность, то есть умение исчезать из поля зрения. У магов может быть заменена невидимостью или хамелеоном, не суть важно. Опционально, может присутствовать умение лазить по крышам. Или очень быстро бегать.
  • Умение производить быстрый, но очень внимательный обзор местности. Отсюда и умение обнаруживать ловушки и бегающий взгляд.
  • Умение вскрывать замки и обезвреживать ловушки. Опционально устанавливать ловушки.
  • Умение прятать в одежде мелкие предметы, залезать руками в труднодоступные места — ловкость рук или фокусничество, престидижитаторство.
  • Актёрское мастерство: умение лгать и изворачиваться, выдавая себя за кого-то другого или делая невинную морду при виде стражников. А то и просто врать, не краснея.
  • По понятным причинам вор присваивает чужую собственность. Сюда входит целая серия отдельных навыков, основанная на физической ловкости и быстрой реакции: карманное воровство, умение вырезать картину из рамы, срезать кошелёк[1], сорвать сумку с чужого плеча и т. п. Обыкновенно этим навыкам невозможно или почти невозможно научится легальным путем, так как они прямо противоречат закону.
  • Если партия героев вступает в бой с противником, вор имеет дополнительные бонусы при ударе врага в спину.

Типичный воровской арсенал:

  • Ножи и кинжалы. Нет, не для убийства, воры «мокруху» не жалуют. Без ножика трудно проводить некоторые, кхм, операции.
    • Тем не менее, если партия искателей приключений вступает в открытый бой с противником, то товарищи не поймут вора, если он будет прятаться за их спинами — тут уж гораздо лучше спрятаться за спиной у врага, чтобы ткнуть в эту спину чем-нибудь острым.
  • Мягкая дубинка для оглушения. Хотя она больше подходит грабителю.
  • Световые гранаты, дымовые шашки, баллон с усыпляющим газом.
  • Инструменты под кодовым названием «воровской набор». В разных мирах в него входят разные вещи, но в основном в них отмычки и инструменты для обезвреживания ловушек. В реалистичных сеттингах в воровских инструментах могут быть неизвестные широкой публике вещи. Например, для снятия прямо с тела ювелирных украшений со сложными замками.

Примечания[править]

  1. отсюда и любовь к ножам, а ещё их легко прятать