Забыл про сверхспособности

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Forgot About His Powers. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Мана кончилась! »
— Популярный фанатский издевательский «обоснуй»
« «…Величайший маг — Рейстлин Маджере — перед этим именем трепетали самые искушённые чародеи. Никто из живущих не знал пределов его могущества…»

Да и сам он, признаться, периодически забывал, насколько он крут…

»
— «Последнее испытание», фанатский юмор

Итак, представьте себе героя или злодея, владеющего могущественной магией, сверхсовременными технологиями или восточными единоборствами. На него прёт куда более слабый, в общем-то, противник. Казалось бы, исход поединка предрешён и враг будет раскатан в блин… Ан нет, наш суперсильный воин внезапно забывает использовать свои силы!

Чаще всего этому тропу подвержены злодеи, когда автору нужно срочно их убрать. Но время от времени и герои попадают под безжалостный каток сюжетной амнезии, чтобы можно было описать пребывание героя в плену или нагнать дешёвой интриги с его якобы гибелью.

Когда сабж пробивает дно, то это уже не в ладах со всемогуществом.

Примеры[править]

Общее[править]

  • Обоняние, дамы и господа! Ни у одного киношного монстра, не говоря уже об игровых, нет этой невероятно полезной способности, благодаря чему героям удаётся прятаться от них буквально за углом и быстро отрываться от преследования. Иногда это можно списать на то, что герои находятся с подветренной стороны или подобрать ещё какой обоснуй, но например в культовой сцене пряток от велоцираптора из «Парка Юрского периода» сослаться не выйдет ни на ветер, ни на недостаточную информацию о способностях монстров — реальные тероподы обладали вполне внушительными обонятельными луковицами, а значит нюх у них был очень даже острый.

Мифология[править]

  • Ахилл дерётся на равных с несколькими троянскими героями — с тем же Гектором. При этом использует доспехи, щит и всё остальное снаряжение обычного воина. Он вообще-то неуязвим (везде, кроме пятки), и мог бы драться вообще голым и голыми руками, надев только бронированный сапог на одну ногу.
    • Если немного просмотреть топовые доспехи того времени, то становиться понятно, откуда растут мифы о ранении неуязвимого героя попаданием в лодыжку (аналогичный недостаток имел Талос). Судя по тому, чтозащита ног органичивалась поножами, а даже обычная обувь была совершенно не обязательна, защиту ног просто не умели делать.
  • Сигурд/Зигфрид, попробовав драконьей крови, получил способность понимать птиц. Они-то и рассказали ему, что «партнёр» Регин готовит вероломное убийство. Но позже Сигурда убили в лесу новые «друзья», и птицы его о нападении со спины что-то не предупредили.

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • «Хроники странного королевства» — оказавшись в мире Альфа, Кантор пару недель валяется в депрессии и вынашивает планы о мести, после чего решает всё-таки заглянуть «в гости» в сон Плюшевому Тедди. Узнаёт новости, после чего идёт разбираться к отцу. Ладно, искать в Лабиринте покойников неспециалисту опасно (правда, это объясняют потом и как-то совсем вскользь), но к отцу-то можно было и пораньше сходить, тем более что он (дипломированный «шархистский некромант») уже проверял и убедился, что там Ольги не было…
    • Впрочем, забыть погулять по снам у дона Диего вроде были причины — то он местной едой отравился, то с пылесосом повоевал… Но, честное слово, то что после возвращения Шелларовой тыквы он ни раз вообще не воспользовался этим умением, а сидел и страдал от скуки(!) — новости, там, узнать… Карлоса успокоить…
  • Метавселенная Рудазова — Олег Бритва периодически забывает, что имеет крылья. Ибо человеком пробыл три дюжины лет, а яцхеном только годик-другой.
    • Там же — кое-кто из читателей обвиняет Креола, что архимагу, способному нырять в вулканы (и, что самое главное, потом выныривать!), как-то странно страдать от жары посреди пустыни. То ли склероз, то ли он не может регулировать мощь охлаждающих заклинаний, так что, врубив их посреди пустыни, обречён замерзнуть.
      • Всё очень просто — в начале второй книги Креол свою позицию прямо объясняет: если дискомфорт можно потерпеть, то проще просто потерпеть.
  • «Тина Хэдис» — Поль Лагайм несколько месяцев обучался искусству убивать у одного из лучших киллеров Манокара только ради того, чтобы ликвидировать Лиргисо. А когда такая возможность представилась, точным ударом разбил бокал и всадил импровизированный стилет своему противнику… в ребро! Очень ярко подсвечено (в том числе издёвками раненого Лиргисо) и сюжетно обосновано: Лагайм — экстрасенс, и он предвидел будущий союз с врагом.

На других языках[править]

  • «Сага о ведьмаке» — вместо того, чтобы одним заклинанием убить Геральта и его друзей, великий маг Вильгефорц решает зачем-то сразиться с ним врукопашную (что, впрочем, совершенно не помешало ему раскатать Геральта в блин простой палкой).
    • Возможный обоснуй: у Вильгефорца некоторые психологические проблемы. Он сам себя уважать перестал бы, если бы тупо уделал суперсолдата Геральта магией. Сам бывший воитель-наёмник, Вильгефорц непременно хотел показать Геральту, что превосходит его в крутости именно как рукопашный боец, без «читерства». Так и есть — на Регисе чародей использовал магию, не задумываясь.
    • В рассказе «Предел возможного» Йеннифэр и Геральт срываются в пропасть, и спасает их Эйк из Денселе. Но Йеннифэр же умеет левитировать, причём с такой лёгкостью, что способна заниматься любовью во время этого процесса. Почему она об этом забыла?
      • Вообще-то о умении Йеннифер «левитировать, причём с такой лёгкостью, что способна заниматься любовью во время этого процесса» говорят сильно позже этого рассказа и на тот момента она могла ещё просто не уметь (тем более, что такой выпендрёжный способ левитации словно является способом похвастаться освоением), да и могла просто запаниковать.
    • В той же сцене на вопрос Геральта, может ли она что-то сделать ногами, Йеннифэр отвечает «Подрыгать!» Несколько эпизодов спустя она успешно колдует со связанными руками при помощи ног.
      • Во-первых — одно дело «дёргаться» на земле, а другое — над пропастью, когда любое неосторожное движение грозит падением, а во-вторых — когда она колдовала ногами, то то, что нужно получилось не с первого (хотя Йен и очень быстро наловчилась) раза (в Гвинте по этому поводу ещё пошутили — мол, вдохновившись примером и нажравшись так пробовали и другие маги делать, но ничего хорошего не вышло), а висение над пропастью к экспериментам не располагает, да и опять же — могла просто запаниковать.
    • В первом рассказе Геральт подчиняет волю стражников при помощи Знака. В дальнейшем он ни разу не пользуется этой способностью.
      • Видимо, забыл поместить «Обман» в активные умения. По факту, Аксий, как и в третьей игре, позволил бы решить большинство проблем и с неверными ментами, и с неблагодарным быдлом.
      • Геральт в вызимской корчме не подчинял волю стражников, а продемонстрировал (готовностью применить Знак), что он ведьмак, а не рандомный гопник.
    • Да и смерть Геральта, который пропустил удар вилами от гопника, со всеми своими реакциями, а затем помер от удара вилами в живот со всей своей регенерацией (Койон на ведьмачьей живучести некоторое время прожил после ранения гвизармой в сердце!) и лечебной магией Йеннифер, которая от перенапряжения сама загнулась — как-то по разряду забытых сверхспособностей проходит.
  • «Маленькая услуга» из цикла «Досье Дрездена» — с обоснованием: большую часть книги Гарри Дрезден не пылкает ни в кого огнём, поскольку Мэб, отправляя его на задание, заблокировала его память об огненной магии, дабы он не выдал себя Летним её использованием.
  • «Гарри Поттер» — в сеттинге Роулинг часто бывает так, что униженный теряет силу.
    • Меропа (будущая мать Тома Риддла) была чародейкой немалой силы, но пока она жила у Марволо и Морфина, постоянно унижаемая ими, её волшебство по большей части не работало, и её даже звали за это сквибом (человеком волшебного происхождения, лишённым способности колдовать).
      • Впрочем, информация про немалую силу ниоткуда не следует. Все, что известно про Меропу по этому поводу - она умела действительно хорошо готовить любовное зелье.
    • Можно вспомнить и участь Невилла Лонгботтома: с детства затюканный, он очень плохо колдовал, и бабушка Августа даже переживала «Неужели мой внучёк — сквиб?!», зато когда он обрёл уверенность в себе… ну, финал саги все помнят.
      • Кстати, колдовать у него плохо получалось, вероятно, не только из-за неуверенности в себе, но и из-за неподходящей палочки. Потому как пользовался Невилл не своей палочкой, которая выбрала его, а отцовской, которая его не выбирала. А в пятой книге отцовская палочка благополучно поломалась, Невиллу купили новую… Вуаля!
    • Эйлин Принц, мама Снейпа. В воспоминаниях Снейпа показано, что муж на неё орал, явно не страшась, что жена в ответ и в крысу превратить может. В фаноне эту тему раздувают до «домашний тиран и девочка для битья», хотя вообще-то нигде не сказано, чтобы Тобиас помимо языка распускал и руки. А если он их не распускал, то понятно, почему и Эйлин за палочку не хваталась: ударить первой не так-то просто.
    • Ну и как забыть про ситуацию из первой книги, когда срочно потребовался огонь для обезвреживания Дьявольских силков. «Но что мне поджечь? Я не вижу ничего деревянного!» — в отчаянии восклицает Гермиона. «ТЫ ВОЛШЕБНИЦА ИЛИ КТО?!» — ревёт в ответ Рон.
    • И её повторение в седьмой книге, но уже со сменой ролей. Рон видит нужный сучок на Иве и говорит: «Эх, был бы Живоглот здесь!». «ТЫ ВОЛШЕБНИК ИЛИ КТО?!» — кричит Гермиона. Фикрайтеры эту фразу тоже любят использовать.
  • Mass Effect «Возмездие» — Лизелль во время нападения начинает носиться с пистолетом. Она асари, притом боец, а не танцовщица, сложно поверить, что она без труда не разорвала биотикой на части несколько людей, без брони и с жалким оружием. Очевидно, всё дело в том, что их вёл великий и ужасный Кай Ленг, которому даже Шепард сливает.

Кино[править]

(link)

«Пятое измерение»
  • «Чародеи» же! « — Ты что побежал? Колдануть не мог? — Да забыл!» Едва ли не кодификатор.
  • «Звёздные войны»: Оби-Ван Кеноби, сражаясь с Джанго Феттом во втором эпизоде и с генералом Гривусом в третьем, ни разу не пытается применять против них телекинез. Обычно телекинез малополезен в боях с другим владеющим Силой, потому что тот может ему противостоять своим собственным. Но в этот раз противники Оби-Вана — не владеют Силой и против телекинеза бессильны!
    • Ну, вообще-то Оби-Ван притянул выбитый меч — закончилось связанными руками. А против Гривуса он его применял вполне успешно.
  • Опытнейший форс-юзер, магистр Квай-Гон Джинн, артистично фехтует с Дартом Молом добрых полчаса, чтобы затем бездарно но чрезвычайно трагически умереть от одного проникающего ранения в живот. Световой меч не булавка, но чёрт возьми, мистер Лукас! Анакин без рук и ног заживо поджаривался на лаве добрый час, пока его искал Сидиус, Дарт Мол пережил перерубание световым пополам прямиком по ливеру — и выжил вовсе без медицинской помощи, а джедайский магистр, самостоятельно открывший аж целый путь к бессмертию в Силе и отыскавший Избранного, ухитрился дать дуба посреди королевского дворца Тида, наверняка напичканного самым лучшим на Набу оборудованием, в том числе и медицинским, и не смог хотя бы частичную регенерацию Силой запустить? Ну как так то?!
    • Не в живот, а ближе к сердцу. Кроме того, не знаю, как сейчас при Диснее, раньше считалось, что ситхи могут на злости и не такое выдержать, а джедаи слишком сосредоточены на гармонии с Силой, чтобы вцепиться в жизнь зубами. Плюс к тому, ситхское «лечение» силой предполагает возможность выжить после травм, близких к смертельным, но не вылечить их до конца (отчего среди них так много горелых, рубленых-перерубленных, полусъеденых и контуженных), а джедаи могут «перерабатывать» Силу в здоровье и долго оставаться свежими, а потом взять и помереть.
  • «The Avengers» — в бою с Халком Локи почему-то забыл, что он мастер иллюзий и магии. Серьёзно, он в предыдущем фильме на равных бился с самим Тором, а тут получает люлей от обычного смертного мутанта, пускай и невероятно сильного физически.
    • Обоснуй: возможно, иллюзии требуют от реципиента определённого уровня интеллекта, поэтому и не действуют на Халка: он слишком примитивен.
    • Более вероятный обоснуй: иллюзии требуют от кастера определённого уровня концентрации. А Локи к тому моменту был уже чуть ли не в истерике от рушащихся планов и вряд ли мог сконцентрироваться на чём-то тоньше, чем «хорошенько жахнуть».
    • Да просто не успел.
    • «Война Бесконечности» построена на этом. Но доктор Стрэндж давит педаль в пол, сильнейший маг Земли называется[1]! А вообще посмотрите «Как должна была закончится война бесконечности».
  • «Бэтмен против Супермена» — какие бы доспехи ни нацепил Брюс Уэйн, он всё равно остаётся простым землянином, в то время как Кларк Кент способен без особого труда тащить за собой корабль и нести на плечах орбитальный спутник, а также обладает сверхскоростью. По идее, он должен был попросту снести Бэтмена с ходу и впечатать в ближайшую стену, попутно превратив в кашу все его внутренние органы. Но вместо этого Супермен как-то вяло отбивается от априори более слабого противника и постоянно получает криптонитовые заряды в тушку, хотя спокойно мог бы от них уклониться.
    • Обоснуй: Супермен НЕ УБИВАЕТ[2]. И даже старается не калечить. Это основа его поступков — сохранять жизни. Да, он мог бы убить Бэтмена одним взглядом, причём в самом буквальном смысле слова, но это противоречит всей его сути.
    • Обоснуй-2: Близость криптонита ослабляет криптонца. Супермену не обязательно получить криптонитовый нож в бок, достаточно оказаться в одной комнате с ним — он ослабеет и изрядно утратит координацию. Вот потому он и движется не особо ловко.
    • Обоснуй-3: Бэтмен разыгрывает уже даже не собственный гамбит, он пытается провернуть гамбит Танатоса. Если Супермен его убьёт — значит, все обвинения Бэтмена правдивы и этому монстру инопланетному доверять нельзя. А так как Супермен не дурак, и это понимает, то у него нет иного выхода, кроме как выиграть, не сильно попортив противника.
      • Что не объясняет того, что Супермен за секунду мог сорвать с Бэтмена этот костюм и нанести лёгкие повреждения.
        • Всё гораздо проще: конкретно этот Супермен довольно-таки тупой, иначе догадался бы просканировать своими сверхчувствами город и найти мать.
  • «Я, робот» — после авто-аварии герой пытается убежать от робота, хотя его кибернетический протез способен гнуть стальные пруты и пробивать дыры в асфальте.
    • Обоснуй: протез — это, конечно, замечательно, но по всему остальному получить от робота будет очень больно.
    • Он ненавидит роботов, в том числе протез, который он получил после того, как робот спас из тонущей машины его, а не ребёнка. Вот и использует только в крайнем случае.
  • «Мумия возвращается». Мумии-прислужники Имхотепа достаточно сильны и прочны, чтобы без всякого ущерба для себя пробивать телами каменную стену. Однако во время схватки в автобусе один из них, схватив двумя руками главного героя, не может причинить ему существенного вреда секунд десять, а герой в свою очередь бьёт мумию по морде кулаком — хоть и без существенного эффекта, но и кулак не разбивает. Более того, мумия в этот момент держит его за бьющую руку, то есть он ещё и преодолевает сопротивление монстра.
    • Можно притянуть обоснуй, что сила мумий падает при большом удалении от Имхотепа.
  • «Люди Икс»: Джин Грей выжимает педаль в асфальт. Ладно, её обездвижили — но ей почему-то и в голову не приходит применить против Магнето телепатию (хотя он стоит перед ней чуть ли не вплотную без шлема!) или просто впечатать в стенку телекинезом. Педаль утапливается ещё глубже, когда немного погодя связанные металлом руки ничуть не мешают Джин притянуть и развернуть куда надо телекинезом визор Циклопа.
    • У нее способности на тот момент так себе, да еще и сознательно подавлялись ей самой и Профессором. Когда дала жару во второй серии — так и начала становиться Фениксом.
  • «Люди Икс Начало: Росомаха». Главный герой обладает по-звериному обострёнными чувствами — слухом и обонянием. Однако он в упор не способен заметить, что его возлюбленная не мертва, а всего лишь усыплена, что в крови у неё химикат, а кровь на ней — чужая.
  • «Защитники» — Ксения заявляла, что не боится холода и жары и может контролировать температуру тела, но как-то забыла об этом, когда её заморозили азотом.
    • Даже самый огнеупорный кирпич испарится на Солнце, или ещё, как говорил Доктор Кто «люди состоят на 70 % из воды, но это не мешает им тонуть» — одно дело выдерживать на голое тело −5-15 °C, совсем другое — криогенные температуры.
    • Кстати, замораживание она таки перенесла — всего лишь застыла на некоторое время без последствий для здоровья после оттаивания, тогда как нормальный человек на её месте тупо умер бы от обморожения.
  • Трилогия «Блэйд» — одноимённый персонаж является дампиром и может выходить на солнечный свет. Как он это использует для охоты на вампиров? Да никак! Всегда нападает на их логова ночью, чтобы эффектно подраться, вместо того, чтобы штурмовать их средь бела дня, когда они не могут выйти на свет.
    • Вообще-то это вполне логично, поскольку ночью большинство вампиров уходит на «охоту», а если бы он напал днём… Его бы просто запинали толпой, каким-бы крутым он ни был. Маленькими шажками…
      • Сонные вампиры без защиты + солнечный свет = жареные вампиры. Даже если их там толпа. Причём ультрафиолетовые лампы он активно использует, а вот просто зеркалом посветить в логово не догадывается.
      • А кто сказал что не выходит? Нам же его обычные подвиги показывают мельком.
  • «Ночь в музее» — в первом фильме прямо показано, что оживший экспонат нельзя просто так взять и убить — они же не живые, но во втором фильме когда Камун-Ра засунул Джета в песочные часы никто и не вспомнил о том, что у пластикового ковбоя нет лёгких, что бы задыхаться.
  • «Аватар 2: Путь воды» — итак, земляне вернулись, окопались и благополучно добывают анобтаний… кстати, где он? Точнее, где его применение, собственно, людьми? Уж в колонии-то оно должно обходиться на порядок дешевле, чем в метрополии, а то и не на один.

Телесериалы[править]

  • «Флеш» — собственно Флэш. Автор правки со счёту сбился, сколько людей пострадало и сколько тумаков ГГ пропустил, просто потому, что использовал свои способности на полную только ради выпендрёжа. Обоснуя может быть два: 1. Флеш должен активировать сверхскорость, а до этого он обычный человек. 2. Сверхскорость требует концентрации и сразу много дел, особенно в экстремальной ситуации, делать не получается. Но они оба опровергаются: 1. В третьем сезоне Флэш напрямую говорит, что для спидстера даже минута ожидания растягивается очень на долго, так что супервосприятие работает почти постоянно, да и отключать его посреди боя — это идиотизм, то есть наш троп. 2. Он может поймать очередь из пистолета, при этом поддерживая суперскорость при движении по встречке, так что концентрировать внимание на несколько вещей одновременно он может.
    • А объяснение-то, впрочем, простое. Оказать сопротивление бойцу, движущемуся на такой скорости, может только персонаж, который хоть немного по скорости к спидстеру приблизился (замедление самого спидстера примочками или суперспособностями тоже считается). И если герой не будет периодически тупить, то быстро превратится в неостановимого имбу, на которого будет скучно смотреть, а все бои будут длиться всего секунду.
      • Просто сценаристы не самые талантливые. В тех же «Тайнах Смолвиля» (сериал про молодого Супермена) гг пользуется всеми своими возможностями (включая суперскорость), но сериал всё ровно интересно смотреть, а там между прочем 10 сезонов. Забавная ирония в том, что сериал «Флэш» отчасти копирует «Смолвиля». Сами посудите: происходит определённое событие, после которого люди получают сверхспособности, и среди этого оказывается замешан невероятно быстрый парень, который пытается всех спасти.
    • И это относится не только к данному сериалу, но и вообще ко всем суперскоростным. Но это дойлистское объяснение, а с ватсонианской точки зрения главный герой всё ещё выглядит полным идиотом.
    • То же самое можно сказать о Тоуне в «Легендах». Ну да, создатели сериала нашли способ сделать так, чтобы он мог находиться на одном месте не более пары минут, но и этого такому опытному спидстеру должно хватить с лихвой, особенно против команды без единого спидстера. Ну и когда Уолли там появляется, то тоже ни черта не может сделать нормально. А вроде бы говорил, что какую-то морскую звезду из космоса самолично одолел.
    • А в 4-м сезоне, так Барри вообще может растягивать миллисекунды на часы. Ведь почти всю серию провёл, пытаясь остановить уже состоявшийся взрыв ядерной бомбы. Все остальные спидстеры выдохлись (ну, с Джеем понятно, ему уже за 60), а он ещё как огурчик.
    • В «Супергёрл» тоже случается довольно часто, и не только с главной героиней. Тот же Мон-Эл постоянно забывает, что у него есть суперскорость, и бегает как обычный человек. Да и Кара во время драк с противниками, не способными ускоряться, тоже почему-то не хочет отметелить их за долю секунды.
  • «Сверхъестественное» любит этот троп! Многие персонажи — демоны, ангелы, языческие божества — владеют различными паранормальными способностями, однако же считают своей обязанностью вступить в рукопашную схватку с противником, который зачастую их превосходит в навыках физической борьбы. Винчестеры активно этим пользуются, вовлекая противников в физический контакт, где те и проигрывают, хотя могли бы простейшим телекинезом сломать охотникам шеи, забить об стену и т. д. В этом сериале, впрочем, подобным ляпам несть числа.
  • Bewitched — героиня и её родственники и друзья-колдуны могут разворачивать время, стирать память и всё в таком духе, но почему-то юмор строится на том, что приходится, к примеру, задержать кого-то разговорами, улаживать конфликты и т. д. Обоснуй, что героиня старается не колдовать, не подходит: так тупят все маги. Единственное объяснение, что без этого не было бы юмористических ситуаций.

Мультсериалы[править]

  • Аватар: Легенда об Аанге — о некоторых своих умениях герои забывают в сюжетных целях. Тоф может сковывать землёй конечности людей, однако этим пользуется, когда надо кого-то схватить по сюжету. Иначе — только атаки различной силы, от которых защититься куда легче. А в Азулу она однажды чуть ли не песочком «стрельнула», ведь от крупного, прочного камня магу огня, зажатому в угол, уж никак не защититься. А вот от песочка Азула не пострадала. Обоснуй — злодейка вымотала героев и невыспавшаяся Тоф была почти без сил. Ещё можно вспомнить слова Аанга, что Азула слишком быстрая. От мага воздуха такое слышать как-то странно (обоснуй — дело было в тесном помещении, в котором магу воздуха разогнаться магией сложно и травмоопасно. Но уж немного «поддать газу» можно было…)
  • Леди Баг и Супер-Кот — в 4 сезоне антагонист из жалкого Бражника с одной силой превращения людей в суперзлодеев превратился в крутого Мотылька с аж двумя силами: помимо старой способности у него появилась возможность создавать сентимонстров, фактически удваивая количество проблем для супергероев. Только вот сразу двумя силами он пользуется лишь иногда. Половину сезона он по старинке создаёт только суперзлодеев, иногда — только сентимонстров. Что ж так скромненько-то? Причём можно было бы прикрутить обоснуи в сериале. Например, два талисмана одновременно использовать тяжело и у немолодого Агреста часто не хватает физических сил на это. В мульте поднималась тема, что человек не может использовать множество талисманов одновременно, это быстро его истощит, но два талисмана, по всей видимости, проблем не вызывают. В принципе, ничего не мешало прописать ещё одно условие, что использование двух талисманов губительно на длинной дистанции (и чем больше талисманов, тем быстрее на вас это скажется, вплоть до мгновенной «кармы»). Или талисман павлина, хоть и починен, но всё ещё сбоит, и его использование вместе с другим талисманом всё ещё бьёт по здоровью. Однако всего этого вы в мультсериале не услышите.
  • «Солнечные зайчики» — именно этим очень удивляет (притом, что в целом добрый и качественно сделанный мультфильм): в первых двух сериях вся компания зайчиков спокойно летала по небу, падала с высоты колеса обозрения и снова взлетала, пропускала через себя свет и т. д. и т. п. Но… в последующих сериях они себя ведут как просто антропоморфные зайцы, одна из которых не может слезть с чуть-чуть (по меркам полётов из первых серий) поднявшегося в воздух стула из-за шариков, а другим требуются такие же шарики, чтобы снять подругу оттуда. Обоснуя никакого, только дойлистское объяснение: первые две серии были сделаны для 4d-кинотеатров, а остальные уже для более спокойного просмотра по телевизору.
  • «Суперкрошки» — Суперкрошкам выдали так много сил, что время от времени их существование просто игнорируется в угоду сюжету.
  • «Чёрный Плащ» — Ликвигад регулярно забывает, что состоит из воды, и то приходит в ужас перед бензопилой, то не может сбежать из сети. Слабый обоснуй: Ликвигад так и не привык к тому, что он уже мутант, состоящий из воды, а не обычный антропоморфный пёс.
    • Мегавольт — суперзлодей, управляющий электричеством и техникой. Ослепший по его же вине Чёрный Плащ вышел против него с хитрым прибором, помогающим ориентироваться. Казалось бы, что мешало вывести прибор из строя? Обоснуй: Мегавольт считает технику живой, поэтому и не стал это делать, хотя мог бы. Ну а мгновением позже с поломкой прибора заглавный герой и сам прекрасно справился.
  • DC Super Hero Girls 2019 — шутки ради в первой же серии Супергёрл буквально забывает про суперспособности и позволяет амазонкам тащить себя за ухо, как обычного нашкодившего подростка. Потом со словами «Подождите-ка…» вспоминает, что она вообще-то криптонка, и одним ударом отправляет двух амазонок за горизонт.

Комиксы[править]

  • Вселенная Marvel — в комиксе «Росомаха: Дни минувшего будущего» Алая Ведьма, способная произвольно менять реальность, получает смертельную рану и перед смертью успевает со всеми попрощаться, но не может саму себя исцелить.

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Fate/Stay Night — в случае Сакуры всё дело в её выученной беспомощности. Она боится собственных сил (и как становится ясно в третьем сценарии, не без основания). В результате, хоть её и обучали магии в семье Мато, она до последнего покорно терпела всё, чему её подвергал Синдзи.
    • А вот в случае главного героя ситуация немного странная. Он вспоминает о проекции лишь в середине каждого сценария, объясняя это тем, что его отец счёл проекцию бесполезным даром и посоветовал сосредоточиться на укреплении. Но при этом совершенно очевидно, что возможность создать предмет (пусть даже пустой внутри, какими изначально были его копии) гораздо полезнее.
      • «Пустые» копии Широ даже менее полезны, чем обычный кухонный нож, хотя бы тем, что рассыпятся в пыль от недоброго взгляда на них, вот он и не тратил ману на то, от чего толка не будет. А к середине сценариев он тем или иным способом получал возможность создавать пусть слабые, но магические копии. Это справедливо в первом сценарии, где он побеждает Берсеркера за счёт магических свойств Кларента. Но вот во втором его первой эффективной проекцией оказываются Каншо и Бьякуя, единственная магия которых — способность друг к другу притягиваться.
      • Зеркало Души/Мрамор Реальности в самой своей сути отличается от проекции, проекция же в данном мире действительно бесполезна-«укреплённой» газетой и то больше навоюешь.
  • «Кастлвания» (2017). Алукард регулярно забывает, что он умеет летать.
  • Ох уж этот забывчивый Араки! Как тут не вспомнить фанатскую альтернативную концовку Stone Ocean, где Джотаро в кои-то веки вспомнил, что у него есть Star Finger.
  • To Aru Majutsu no Index. Ставший локальным мемом для фанатов рэнобе Акселератор, который «опять поддался». Пополам с, и даже ближе к не в ладах со всемогуществом.
  • Конечно же Сейлор Мун, которая без конца забывает про то, насколько она могущественная. Почти в каждой битве вместо того чтобы сразу атаковать каким-нибудь супер-читерным жезлом, она просто стоит и ждёт своего любимого Такседо Маска, пока он не придёт и не скажет ей действовать. Только тогда она опоминается, говорит «Хай!» и по нормальному атакует.
    • По этой причине другие воины и не хотят особо драться, особенно в 4 и 5 сезонах. К тому же, они забывают, насколько они могущественны, если объединят все свои атаки в одну мега-атаку. Эта практика была в основном только в первом сезоне и начале второго, а потом как-то всё.
      • К тому же, Главная в Матроске забывает почти насовсем про свои полезные штучки-дрючки. Ручка которая может превратить в представителя любой профессии и не только, диадема, которая уничтожает врагов, красные штучки в оданго, выпускающие ультразвук и слышащие злодейскую жертву, маска, видящая злодейскую жертву и скрывающая истинную личность, и даже эти белые фигнюшки в волосах, которые могут что угодно проткнуть: все эти предметы активно используются лишь в первом сезоне, а потом о них вспоминают лишь пару-тройку раз и забывают уже насовсем.
        • Между прочим, в рукопашку Сейлор Воины тоже редко идут: предпочитают пользоваться своей магией. А когда у них она внезапно не работает, теряются, ждут кого-нибудь кто помог бы им (Почти всегда), либо всё же махаются руками и ногами. Они даже не понимают, насколько они классно умеют драться.

Видеоигры[править]

  • Неумелый игрок в MOBA и roguelike. В roguelike даже есть понятие YASD = yet another stupid death — ещё одна тупая смерть. Объясняется это тем, что в MOBA-играх по сотне героев, у каждого как минимум по четыре способности, а у каждой способности — по несколько эффектов. Даже профессиональные игроки частенько забывают непопулярные механики, что и говорить о новичках.
  • Disgaea — персонажи регулярно забывают о своих безо всякого преувеличения астрономических силах. То для попадания на Луну им нужен какой-то космический корабль, хотя в боях во время приёмов они прыгают на куда более длинные дистанции, то им требуется какой-то ОБЧР чтобы предотвратить падение этой же Луны, хотя они могут голой силой толкнуть её хоть за пределы звёздной системы. И вообще тут ситуация уже переходит на уровень не в ладах со всемогуществом.
  • Sonic the Hedgehog: классические игры — Соник — сверхскоростной ёж… Тогда какого лешего он не может догнать Эггмана Роботника?
  • «Ведьмак: Дикая охота» — Шеалу де Танкарвилль местная инквизиция запытала так, что она не транспортабельна, Йеннифер может взять в портал только одну, более целую Маргариту Ло Антиль, а Шеалу остаётся только добить. Во-первых, Йеннифер так было трудно вытащить Маргариту через портал, вернуться обратно и забрать Шеалу? А насчёт запытали… Вильгефорц новые глаза себе вырастил, а Трисс успешно восстановилась после таких ожогов, как если бы её инквизиция на костре сожгла. Ничего, вылечили бы.
  • Dark Souls — всевозможные демоны забывают что умеют летать и разбиваются падая не то что в пропасть, но даже с высокой лестницы. Забавно что в предыдущей игре тот же людоед про крылья не забывал.

Визуальные романы[править]

  • Monster Girl Quest — как показывает финальный бой, Эрубети вполне может использовать Аква-Пентаграмму. Однако в боях с Лукой и Амфисбеной она про неё почему-то забывает, хотя у первого в тот момент уж точно не было возможности преодолеть тот барьер. И да, весьма сомнительно, что Эрубети обучилась этому приёму после поражения от главного героя, ведь Кракен в первой главе прямо говорит, что в мире есть целых пять пользователей этим приёмом, и вряд ли сама королева слизей и член Небесных Рыцарей не входит в этот список.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — данный сеттинг обожает этот троп. Практически все бои в этой вселенной действуют по принципу «кто раньше забудет про свою крутизну» (не в самой настолке — там-то играют живые игроки по правилам из книг, и они про отсыпанные их войскам силы обычно не забывают).
    • Всегда интересовал момент из «Сождения Просперо», Каким образом Магнус умудрился проиграть жопошникуЛемон Русу? Сильнейший после Самого псайкер, тогда как Сигилит, третий по силе псайкер Империи, мог не напрягаясь скрутить в бараний рог Хоруса. «Поддавался»? Не хотел использовать магию против брата?

Другое[править]

  • На сайте с анимешным фанартом Danbooru существует специальная категория под названием «Can’t you just fly?», в которую помещаются изображения, на которых различные персонажи сталкиваются с проблемами, которые на самом деле для них проблемами быть не должны, так как они умеют летать. Самые частые гости здесь — персонажи из Touhou Project. Ну забывают постоянно фанаты, что в этой вселенной летать могут почти все. Собственно, название категории — цитата из одного фанатского комикса по Touhou, стебущего данный троп.

Примечания[править]

  1. Хотя да, это был тот самый единственный вариант, но зрители так и не увидели, как бы Танос победил в оставшихся. Потому многие отреогировали в духе Станиславского «Не верю».
  2. Если не сворачивает злодею шею или не прознает его копьём, естественно.