Майкл Джон Муркок

Материал из Posmotreli
Майкл Муркок / (перенаправлено с «Michael John Moorcock»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
«Я считаю себя плохим писателем с большими идеями, и лучше уж так, чем быть большим писателем с плохими идеями»

Майкл Джон Муркок (англ. Michael John Moorcock, род. 18 декабря 1939) — британский фантаст, очень плодотворный писатель: автор около восьмидесяти романов и огромного количества рассказов, а также сценариев к комиксам, многие из которых были проиллюстрированы Уолтом Симонсоном. Он объединил в себе мощную фантазию с удручающей невозможностью завершить сюжет без использования Бога из машины. Муркок — одним из многих писателей, чьи идеи были заимствованы такими гигантами настольной игровой продукции, как TSR и Games Workshop.

В 1960-х он становится редактором «New Worlds» — журнала консервативной НФ, который благодаря Муркоку приобрёл много экспериментального и авангардистского материала, и тем самым был превращён в рупор идей новой волны научной фантастики.

Большинство работ Муркока вращаются вокруг образа «Вечного Воителя» — создания, которое на протяжении времён обречено перерождаться, сменяя множество обличий, и чьим предназначением является поддержание баланса между высшими силами Порядка и Хаоса, вне зависимости от его собственных желаний. Множество работ Муркока, ранее в цикл «Вечного Воителя» не входивших, были туда вписаны им задним числом при помощи более поздних произведений.

У Воителя в обязательном порядке есть напарник, зовущийся Вечным Спутником, у которого также есть множество воплощений и образов. Он может быть и Доктором Ватсоном, и Девой в беде, и просто служить для комической разрядки. Также Вечный Воитель в обязательном порядке имеет любовный интерес, именуемый Вечным Консортом. Любовные отношения этих двоих чаще всего обречены из-за вмешательства ещё одного постоянно перерождающегося существа — Вечного Врага, который часто имеет далеко идущие планы на Консорта.

Несмотря на хорошее отношение к Толкину, с которым Муркоку довелось пообщаться лично, он крайне негативно относится к его работам. Также он недоволен творчеством Хайнлайна. С другой стороны, Муркок восхищается Мервином Пиком и считает его трилогию «Горменгаст» непризнанным шедевром.

Помимо литературной деятельности, Муркок написал песни для рок-групп Blue Öyster Cult и Hawkwind, а также выступал с последней. Во времена своего сотрудничества с Hawkwind Муркок, похоже, сдружился с Лемми Килмистером и посвятил «своему другу Лемми» сборник произведений о Дориане Хокмуне.

В 1975-м Муркок создал свою собственную рок-группу Michael Moorcocks Deep Fix и выпустил одноимённый альбом, с написанием которого ему помогали некоторые участники Hawkwind. Когда с появлением Интернета многие поклонники стали приставать к нему с просьбой переиздать альбом, Муркок оцифровал свою собственную копию альбома и выложил её на своём сайте.

Несколько примеров произведений цикла о Вечном Воителе[править]

Известные работы, которые не являются частью цикла о Вечном Воителе[править]

  • Глориана; или Королева, не вкусившая радостей плоти.
  • Се человек.
  • Лондон, любовь моя.
    • Матушка Лондон (Mother London, 1988)?
  • Торговый Дом Оружейников — внезапно космоопера.

Штампы и тропы в творчестве автора[править]

  • Антигерой — практически все главные герои.
  • Серобуромалиновая мораль — именно такой моральной установки придерживается большая часть персонажей и в особенности, те из них, которые людьми не являются.
  • Мир-помойка — многие миры Мультивселенной.
  • Дева в беде — Шаарилла и Симорил из «Саги о Элрике»
  • Боги — сволочи — ни Владык Хаоса, ни Владык Порядка в сущности не заботят судьбы смертных пешек, в чьи дела они влезают, лишь бы те делали то, что им велят. Небольшая часть нейтральных богов ненамного лучше. В нескольких произведениях лучшим выходом для смертных является убийство/изгнание богов, дабы освободиться от их вмешательства и интриг.
  • Ктулху с побитой мордой — характерная реакция могущественных смертных на предыдущий троп.
  • Невероятно клёвое проклятие/Невероятно отстойный дар — зависит от конкретного героя, который порой считает дар соответствующим первому или второму тропам, а может даже и обоим сразу. Наиболее известным примером служит меч Элрика, который делает своего владельца непобедимым и позволяет убивать богов, однако в придачу он имеет тенденцию убивать самых близких и дорогих Элрику людей при каждой доступной возможности.
  • Несчастливый конец — почти в каждом произведении. Муркок любит такие концовки.
  • Напарник — наиболее известные примеры: Джери-а-Конел (у Корума и Хоукмуна), Мунглам (у Элрика), а также Ракхир (у Элрика), который в придачу является воплощением Воителя.
  • Шкала идеализма против цинизма — далеко на циничной стороне; хотя некоторые главные герои сумели сохранить в себе довольно большое количество идеализма, несмотря на то, что живут в крайне паршивом местечке (Мир-помойка), особенно это заметно у Джерека Карнелиана, чей идеализм растёт по мере ухудшения ситуации.
  • Инцест В мире и времени Джерека Карнелиана особо не заморачиваются родственными связями, потому Джерек вступает в интимные связи и со своей матушкой Железной Орхидеей, и с папенькой (Лордом Джеггедом Канари)
  • Надмозг — Муркоку ужасно не повезло с переводчиками и редакторами переводов на постсоветском пространстве.