Алексей Балабанов

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Главное в этой жизни — найти своих и успокоиться. »
— Цитата из фильма «Мне не больно».
« Балабанов очень любил нашу страну и особенно наших людей и именно поэтому никогда не боялся говорить об их недостатках. Иногда он делал это настолько жутко, что зрителей разрывало от ужаса и гнева. Но всегда он делал это настолько виртуозно, что не возникало вопросов, кто главный русский режиссер современности. »
— Юрий Дудь о Балабанове.
Сам маэстро

Алексей Октябринович Балабанов (1959—2013) — российский режиссёр, участник афганской войны, один из создателей кинокомпании «СТВ» и абсолютный мастер чернухи в российском кино. Став автором нескольких шедевральных и разошедшихся на цитаты фильмов, Балабанов является одной из ключевых, а возможно — самой ключевой фигурой в истории российского кинематографа, чего только стоит его дилогия «Брат» и «Брат-2» — ставшие своего рода «Гражданином Кейном» от постсоветского российского кино[1].

Балабанов был разноплановым режиссёром, который мог и в артхаус, и в мейнстрим. Он виртуозно ставил криминальные драмы с элементами боевика, экранизации классиков мировой литературы, чёрные комедии, триллеры и мелодрамы (которые, так или иначе, тоже затрагивали тему криминала).

Фильмы[править]

И в начале были бессюжетные короткометражки: «Раньше было другое время», «У меня нет друга», «Настя и Егор» и «О воздушном летании в России» — преимущественно, повествующие о жизни и быте советской молодежи и рокеров 80-х. Роли доставались в основном членам группы «Наутилус Помпилиус».

  • Счастливые дни (1991) — полнометражный дебют Алексея Октябриновича и экранизация рассказов ирландского писателя Сэмюэла Беккета, работающего в жанре абсурда. С этого фильма началась карьера Балабанова и его сотрудничество с актёром Виктором Сухоруковым, который позднее сыграет еще в пяти фильмах режиссёра.
  • Замок (1994) — экранизация одноименного романа Франца Кафки. Примечательна оригинальным финалом и хорошим, годным исполнением тропа разные художественные языки. Та специфическая атмосфера, которая в романе во многом создается трудноэкранизируемыми длиннющими диалогами и сказками про белого бычка, здесь воспроизводится с помощью чисто кинематографических средств - странных визуальных образов (пробегающие в неожиданные моменты свиньи, появляющиеся опять-таки в неожиданные моменты поющие дети, видение Замка среди булькающей жижи) и специфической музыки Курехина.
  • Прибытие поезда (1995) — киноальманах, посвященный 100-летию кинематографа. Балабанов снял вторую новеллу — «Трофимъ».
Знаменитый постер самого популярного фильма Балабанова
  • Брат (1997) — magnum opus режиссёра и самый культовый российский фильм. Представляет собой энциклопедию жизни в «лихих» 1990-х. Фильм стал поворотным для Балабанова: сделал его знаменитым, несмотря на мизерный бюджет, смог таки заработать кассу и любовь зрителей, а также подарил одного из самых узнаваемых персонажей отечественного кинематографа — Данилу Багрова, ставшего своего рода «героем нашего времени». Здесь полностью сформировался стиль и дальнейшее направление творчества Балабанова. Также многие заметили сходство «Брата» с «Таксистом» Мартина Скорсезе:
    • Оба фильма являются социальными драмами о нелегких временах. Только «Таксист» показывал суровую жизнь в «свинцовые» 1970-е в США, а «Брат» — «лихие» 1990-е в России.
    • Оба главных героя — Трэвис Бикл и Данила Багров — являются ветеранами локальных войн (Бикл — ветеран войны во Вьетнаме, Данила — первой чеченской) и не могут найти свое место в обществе, поэтому начинают заниматься криминалом.
    • В обоих фильмах есть сцена, где герои вооружаются: Трэвис сооружает себе подвижный механизм, выталкивающий пистолет из рукава в ладонь; Данила покупает охотничье ружьё и под песню «Чёрные птицы» делает из него обрез.
    • Также одна из главных тем обеих картин — одиночество. Трэвис, вернувшись с войны, начинает жить в тесной квартире и страдать от бессонницы, в подкатах к женщинам он терпит крах и часто проводит время в порнокинотеатрах. Данила хоть и находит друзей и даже состоит в отношениях, но в конечном итоге остаётся один: отношения с замужней женщиной Светой разрушились, родной брат Витя его предал, а дружба с Немцем и Кэт также, ни к чему не приводит — город страшная сила (причём что Питер, что Нью-Йорк).
    • Также проводятся параллели и с «Отчаянным» Родригеса — и там, и там фанат музыки приезжает в город и находит своего брата, оказавшегося преступником. Однако, если у Родригеса Музыкант убивает брата, то у Балабанова Данила его прощает.
  • Про уродов и людей (1998) — любимое творение самого режиссёра[2] и эдакая русская версия «Человека-слона» Дэвида Линча. Фильм, отдающий Достоевщиной, стилизован под немое и раннее кино, и повествует о зарождении порнографии в Российской империи.
  • Брат-2 (2000) — более масштабное и дорогое продолжение истории о братьях Багровых. Несмотря на то, что большинство зрителей предпочитают первую часть, сиквел также заработал культовый статус и с удвоенной силой разошелся на цитаты. И если первый фильм был мрачной социальной драмой про потерянного юношу, вернувшегося с войны, то сиквел стал более комичным и гламурным: звёздных камео и перестрелок стало больше, политкорректности меньше, саундтрек разнообразней, цветокоррекция ярче, Витя как персонаж колоритней, а Данила многословней. Но в то же время многие начали обвинять Балабанова в том, что он пошел на поводу у зрителей, и что «Брат-2» — коммерция чистой воды. Все же это не совсем так: по идее «Брат» должен был быть трилогией (в первом фильме действие происходит в Питере, во втором в Москве, а уже в третьем в США), но Балабанов все же решил объединить концепции второй и третьей частей в один фильм. Во второй части Данила предстает своеобразным Russian superhero — неунывающим парнем, крутым военным, который мочит бандитов, и борется за правду. Багров здесь более живой, чем его флегматичная версия из первого фильма. А так одна из главных тем второго «Брата» — русско-американский конфликт и столкновение менталитетов.
  • Война (2002) — военный боевик о второй чеченской компании. После успеха дилогии про Данилу Багрова, Балабанов и Бодров-младший хотели абстрагироваться от этого персонажа и решили снять что-то иное. Даже слоган их третьего совместного фильма об этом как бы намекает: «это вам не Брат-3, это Война». В титрах этого фильма в качестве заглавной темы использовалась одна из пропагандистских песен Тимура Муцураева, сторонника «независимой Ичкерии» — «Иерусалим» (большинство его песен — обычная попса). Спустя 8 лет эта песня (как и многие другие) была признана экстремистской и запрещена к распространению в РФ. Вот и получается, что публично исполнять эту песню — статья (хоть и административная), а публично показывать фильм — нет. Его даже не отцензурировали — потому что показывает всю гадкость террористов.
  • Река (2002) — драматический фильм о быте и жизни якутской колонии конца XIX века. Картине некоторые критики пророчили звание самой главной работы режиссёра, но связи с гибелью исполнительницы главной роли Туйары Свинобоевой, фильм так и не был закончен. Из отснятого материала смонтировали короткометражный фильм.
  • Жмурки (2005) — криминальная чёрная комедия, сатирически высмеивающая «лихие» 90-е. После гибели актрисы Свинобоевой, своего лучшего друга и коллеги Бодрова-младшего, а также съёмочной группы, Балабанов впал в депрессию. И чтобы как-то отвлечься, решил снять что-то комедийное и с звёздным актёрским составом. И да — «Жмурки» обладают, возможно, самым колоритным и богатым актёрским кастом за весь отечественный кинематограф 2000-х годов. В фильме сыграли: Дюжев, Панины (Алексей и Андрей), Михалков, Маковецкий, Сухоруков, Певцов, Литвинова, Мерзликин, Серебряков, Баширов, Степанов и т. д. В фильме заметно влияние творчества Тарантино и Гая Ричи. Но в то же время фильм самобытен и стилистика Балабанова здесь во всей красе.
  • Мне не больно (2006) — Балабанов решил сделать фильм не в самом для себя очевидном жанре — мелодрамы. Возможно, это самый добрый и даже сентиментальный фильм Алексея Октябриновича.

Срач вокруг «Груза 200»

  • Груз 200 (2007) — самый беспощадный фильм Блабанова. Картина вызвала (и до сих пор вызывает) споры и противоречия. Режиссёр решил снять триллер, основанный на случаях из своей жизни и жизни знакомых, и отобразить ужас Афганской войны; да и просто хотел поставить фильм, показывающий без прикрас портрет «страшной советской провинции, в которой он жил в то время». Фильм богат на детали, воссоздающие атмосферу СССР эпохи застоя: саундтрек, состоящий из хитов и шлягеров того времени (даже группа Кино засветилась на заднем плане); вставки телевизионных программ, концертов и телеобращений Черненко и т. д. Однако, многим фильм не пошелся по душе, да что уж там — многие его просто не поняли и отвернулись от режиссёра, но в итоге с натяжкой простили ему этот фильм. А вот исполнителя роли маньяка Алексея Полуяна несколько раз избивали на улице, затем перестали снимать, что и привело к тому, что актёр спился и умер.
    • Милиция — эталонный пример плохой милиции. Капитан милиции вымышленного провинциального городка убивает людей и изощренно насилует молодую девушку, причём всё это происходит с ведома и при помощи его коллег.
    • Борьба нанайских мальчиков: маньяк-импотент, похитивший дочь политработника, и капитан Журов, занимающийся её поиском — одно лицо.
    • Зомбоящик — одуревшая мамаша Журова только и делает, что сутками смотрит по телевизору выступления различных ВИА.
    • Не в ладах с биологией. В квартире Журова лежат два гниющих трупа. Журов спокойно читает своей пленнице письма её погибшего молодого человека, его мать пьёт водку и смотрит телевизор, на приход визитёра-мстительницы отвечает «Мухи у нас». Вообще-то и Журов, и его мать, и пленница не смогли бы спокойно там находиться такое долгое время — видимо, автор сценария не представляет масштаба запаха от разлагающихся трупов.
      • Обоснуй: Журов и его мать поехавшие на всю голову (вспоминается история про семью Спесивцев), а пленница в полубессознательном состоянии (как раз из-за этих трупов), и выбора у неё нет.
    • Не в ладах с бюрократией. Никто, кроме обеспокоенных родителей и парочки милиционеров (среди которых похититель), не ищет дочь секретаря райкома, никто не пробивает номера машины предполагаемого похитителя Валеры, хотя он был на дискотеке при огромном количестве свидетелей. Партийный функционер не подключает админресурс, а только орёт на какого-то милиционера у себя в кабинете.
      • Отдельный разговор — почему вообще дочь партийного босса поехала с малознакомым пьющим шабашником на дискотеку уровня «колхозный стиль», ведь общеизвестно, что у «золотой молодёжи» были свои отдельные тусовки, компании и встречи, и маловнятный ухажер на «пятёрке» был бы ей, мягко говоря, не очень интересен. Обоснуй: в районном небольшом городке другой компании и не найти…
  • Морфий (2008) — экранизация цикла «Записки юного врача» и одноименного рассказа Михаила Булгакова. В основу лёг сценарий Бодрова-младшего. Фильм не столько о моральном и физическом падении главного героя — доктора Михаила, сколько о крахе русской интеллигенции в целом — действие происходит поздней осенью 1917 года.
  • Кочегар (2010) — полуартхаусная криминальная драма про якута и ветерана Афганской войны, подрабатывающего кочегаром.
  • Я тоже хочу (2012) — последний фильм режиссёра и своеобразный ремейк «Сталкера» Андрея Тарковского (только уже в реалиях 1990-х). Через несколько месяцев после выхода своего 14-го фильма Алексей Балабанов умер от сердечной недостаточности на 55-м году жизни.
    • Общее со «Сталкером»:
      • Есть образ таинственной Зоны с мутной предысторией, куда ходят, чтобы найти некий мистический объект: у Тарковского — Комнату, исполняющую желания, у Балабанова — Колокольню, делающую людей (не всех) счастливыми.
      • Вместо имен — прозвища: в «Сталкере» — Сталкер, Писатель, Профессор, Мартышка, в «Я тоже хочу» — Музыкант, Бандит, Режиссёр и Матвей (?!).
      • Философский угар также присутствует.
    • Вознестись на высший уровень существования — из церкви в некой аномальной зоне «людей забирают на небо». Достойные возносятся в виде луча света, недостойные просто умирают.

Мотивы творчества[править]

Действие большинства фильмов происходит либо в 80-х, либо в 90-х годах. Балабанов не чурался провокационности, он затрагивал болезненные и неудобные темы для нашей страны: Афганская и Чеченская война, милицейский беспредел, бандитизм т.д. Главные герои в основном одинокие люди, которые не в состоянии найти свое место в обществе, или гармонию с окружающим миром, к примеру: Данила Багров («Брат»); Он («Счастливые дни»); капитан Журов («Груз 200») и доктор Михаил Поляков («Морфий»). Также практически во всех фильмах Балабанова присутствует чернуха, но в отличии от творчества Валерии Гай Германики или Василия Сигарева — у Алексея Октябриновича она более-менее умеренная и не всегда является самоцелью (максимум исключение «Груз 200»). По своему минимализму творчество Балабанова напоминает работы французского режиссёра Робера Брессона.

Помимо чернухи, важную роль в творчестве Балабанова играет саундтрек; мотивы некоторых песен становятся неотъемлемой частью произведения, создавая атмосферу, как «Не говори» Самойлова в «Мне не больно», или песни Наутилус Помпилиус в «Брате». Также некоторые песни, заигрывают при появлении определенного персонажа, из примеров: «В Краю Магнолий» звучит при появлении профессора Артёма («Груз 200»); или мотив «Вечно Молодой» при Викторе Багрове («Брат-2»). Бандит Саймон («Жмурки») так вообще лютый меломан и фанатеет от группы Sparks, также обстановка квартиры бандитов поражает — все укрощено постерами и плакатами различных исполнителей: Элвис Пресли, Тупак Шакур и Джим Хендрикс.

По не всегда понятным причинам режиссёр давал указания переозвучить многих актёров, примеру: Юрий Гальцев озвучивал Алексея Панина, когда сам Панин озвучивал Сергея Глазунова в «Жмурках». Также многие актёры неоднократно работали с Балабановым, в частности один актер мог сыграть в двух фильмах: Никита Михалков, Леонид Бичевин, Рената Литвинова, Кирилл Пирогов, Агния Кузнецова, Александр Баширов и т. д.

Также Балабанов интересовался бытом коренных народов России, в частности якутов, и картины «Река» с «Кочегаром» непосредственно посвящены им.

Тропы в фильмах[править]

  • Авторский набор штампов — сепия и Петербург, Петербург и сепия. Также — умеренная чернуха а-ля Достоевский, 1990-е, философские диалоги/монологи, обязательная обнажёнка к месту и не к месту, мощный саундтрек, обычно из русского рока, и трамваи (ТРАМВАИ!!!). Так или иначе почти в каждом фильме подымается тема криминала. Также в каждом фильме присутствует насилие над женщиной.
  • Антиреклама наркотиков — «Морфий» же.
  • Бесславные девяностые — «Брат» и «Кочегар».
  • Война — это кошмар — «Война» и «Груз 200».
  • Гайнакс-энд — «Кочегар».
  • Диссонирующий саундтрек — Балабанов обожал насилие под весёлую музыку:
    • «Груз 200» — все песни. Особенно «Hafanana», которую слушает по телевизору выжившая из ума мать Журова, пока её сын вскрывает гроб с телом жениха Анжелики;
    • «Жмурки» — Серёга и Саймон таскают трупы, и заставляю Корона и Балу играть в русскую рулетку под «Ubangi Storm» и «Reinforcements».
  • Единственный нормальный человек:
    • «Замок» — Землемер;
    • «Брат» — Немец;
    • «Груз 200» — вьетнамец Сунька и Михаил;
    • «Я тоже хочу» — Музыкант и Девушка.
  • Крутой гик/меломан:
    • «Брат» — Данила фанатеет от группы «Наутилус Помпилиус», свою съёмную квартиру увешал плакатами и постерами с Бутусовым;
    • «Жмурки» — Саймон обожает зарубежную музыку и комиксы (по ним английский учит).
  • В общем, все умерли:
    • «Река» — жители колонии якутов: бабушка умирает от болезни, ДжангоДжанга, Мергень и беременная Анчик гибнут при пожаре, скорее всего девочку Бытерхай загрызает медведь, а что будет с новорожденным ребёнком, который уплывает в лодке в одиночестве неизвестно, но наверняка всё предсказуемо...;
    • «Кочегар» — дочь Кочегара убивают, сам же Кочегар безжалостно мстит двум бандитам-сослуживцам, а затем кончает жизнь самоубийством;
    • «Я тоже хочу» — из Зоны Колокольни счастья ещё никто в живых не возвращался.
  • Любовь зла:
    • «Груз 200» — милиционер Журов и Анжелика: оборотень в погонах похитил Анжелику, так как видел в ней «жену». Но, судя по всему, он импотент и «специфичными» способами безуспешно пытается жену удовлетворить, но ей это не нравится, а он так хотел…;
    • «Мне не больно» — обречённые отношения между Мишей и Татой, связи со смертельной болезнью последней;
    • «Брат» — не сложившиеся отношения между Данилой и Светой;
    • «Кочегар» — отношения между Сашей и немногословным бандитом Бизоном, которые заканчиваются тем, что Бизон без лишних слов убивает девушку.
  • Лексикон жертвы:
    • «Груз 200» — Анжелина сначала грозит похитившему её маньяку-милиционеру всеми мыслимыми и немыслимыми карами — то влиятельным папашей (он же секретарь райкома партии), то местью крутого жениха-десантника, но затем через несколько секунд начинает причитать: «Дяденька, отпустите меня, пожалуйста, я никому не скажу!!!» .
    • «Жмурки» — связанный милиционер Степан безуспешно молит о пощаде у Серёги и Саймона.
  • Мистические нулевые в России — «Брат-2», «Война», «Мне не больно».
  • Мисс Фансервис — Рената Литвинова в «Жмурках» и «Мне не больно» (с натяжкой); и педаль в пол: Динара Друкарова в «Про уродов и людей» (украсила постер), Аида Тумутова в «Кочегаре» и Алиса Шитикова в «Я тоже хочу».
  • Молчаливый Боб — Бизон из «Кочегара»; Иоганн из «Про уродов и людей» (реплики есть, но очень минимально).
  • Неполиткорректный герой/злодей:
    • Багровы в дилогии «Брат»: Данила евреев и «гнид черножопых» как-то не очень, а Витя с украинских бандитов требует за «Севастополь ответить»;
    • Бандиты в «Жмурках» докапывают несчастного Баклажана с его Эфиопией;
    • Виктор Иваныч из «Про уродов и людей» только и обращается к сиамским братьям с улыбкой: «уроды».
  • Недержание музыки — в «Кочегаре» непрерывно звучащая фоном музыка ДиДюЛи способна вызвать стойкое отвращение к этому исполнителю.
  • Открытый финал — «Счастливые дни», «Замок», «Про уродов и людей», «Река» и «Груз 200».
  • Обнять и плакать:
    • «Про уродов и людей» — Лизу — одинокую, развращенную и окончательно ушедшую в круговорот садо-маза, а также сиамских близнецов Толю и Колю, которых заставляют выступать на потеху публики, в итоге Толя умирает от алкоголизма.
    • «Брат» — Данилу, после того как выясняется, что Витя (человек, который практически заменил ему отца!) сдал его Круглому; после того как его прогоняет Света и говорит ему: «Я не люблю тебя»; после прощания с Немцем — единственным настоящим другом (по первому фильму).
    • «Мне не больно» — Мишу, Тату, после того как закадровый голос рассказывает, что Тата все же умерла от рака крови, а Миша, перестав общаться с лучшим другом Олегом, остался один, а также Сергея Сергеевича, который был содержателем Таты и испытывал к ней то ли неразделенную, то ли платоническую любовь. Он обеспечил ей квартиру, деньги, врачей, да и просто хотел, чтоб она «дольше прожила», но Тата ушла от него к Мише.
    • «Кочегар» — главного героя, после того, как он узнал, что его сослуживцы-бандиты убили его дочь и сожгли её труп в кочегарке, где он работает.
    • «Я тоже хочу» — Бандита, который в итоге потерял всех своих спутников и, несмотря на своё ярое желание получить счастье, так его и не получает — Колокольня его не принимает и он умирает в снегах.
  • Полное чудовище — Иоганн (Маковецкий) и Виктор Иваныч (он же Яркий представитель тёмных сил) из «Про уродов и людей»; капитан Журов из «Груз 200».
  • Пасхальное яйцо + Отсылка:
    • «Брат-2» — Витя в аэропорту с улыбкой произносит знаменитую: «Вот уроды». Видимо, подмигивание фильму «Про уродов и людей», где Виктор Иваныч (сыгранный тем же Сухоруковым) часто произносил слово «Уроды».
    • «Жмурки» — бандит Кабан, явно отсылка к сериалу «Бригада», где Саша Белый часто разговаривал с неким Кабаном по телефону.

Тропы вокруг фильмов[править]

  • Артхаус — «Счастливые дни», «Замок» ,«Про уродов и людей», «Груз 200», «Кочегар» и «Я тоже хочу».
  • Версия для бедных:
  • Камео:
    • Советский режиссёр Алексей Герман-старший в «Замке» и «Прибытии поезда» («Трофимъ»);
    • Рок-музыканты Вячеслав Бутусов и Настя Полева в «Брате»;
    • Телеведущий Леонид Якубович в «Брате-2»;
    • Балабанов собственной персоной в «Я тоже хочу».
  • Неприязнь создателя к своему творению — Балабанов восторгов к «Брату» не испытывал, считал его «ерундой». Да и утверждал, что снял его, чтобы заработать деньги на фильм «Про уродов и людей», который сам режиссёр обожал. Но по злой иронии: «нелюбимый пасынок» «Брат» и его сиквел стали культовыми, успешными и цитируемыми. В то же время как «Про уродов и людей» имели ограниченный успех как очередной русский артхаус, и сейчас его знают в основном как кино «от создателя Брата и Груза 200». Да и оценки на различных сайтах у «Братьев» и «Уродов» разнятся (8.3 и 8.1 VS 7.1).
  • Отсылка — у российской андеграундной рок-группы «Аффинаж» в альбоме «Мимо. Ранен. Убит.» встречаются множественные отсылки к фильмам Балабанова.
  • СПГС — «Груз 200»: Анжелика символизирует собой Россию в период распада СССР, которую насилуют бутылкой власть (в лице капитана Журова), а бутылка — символ спаивания населения. Мать Журова — то самое спившееся население, которое кроме телевиденья ничего более не замечает (или не хочет замечать). Мёртвый жених-десантник Коля — символ ослабевшей и распустившейся армии в 90-х. А Валера в майке с надписью «СССР» — это распавшийся коммунистический строй, который, как Валера, бросил Анжелику (то есть Россию) на произвол судьбы.
  • Сытые нулевые — самый продуктивный творческий период (фильмы выходили чуть ли не каждый год), и, возможно, самый лучший для Балабанова, в это десятилетие вышел успешный «Брат 2», мощный боевик «Война», угарные «Жмурки», трогательный «Мне не больно», провокационный и скандальный «Груз 200» и достойная экранизация Булгакова «Морфий».
  • Подмоченная репутация — сняв три полюбившихся широкой публике фильма («Брат», «Брат 2» и «Война»), Балабанов, мягко говоря, шокировал зрителей и критиков, своим провокационным «Грузом 200»[3]. В итоге у режиссёра перестали сниматься ведущие актёры, и новые фильмы не нашли отклик у массового зрителя. Так бы и сгинул Алексей Октябринович постепенно в неизвестность, если бы не ранняя смерть, которая, как известно, благодаря синдрому скорбящего приносит дополнительное признание.
    • Отомщено временем — но все же «Груз 200» приобрел культовый статус и орду фанатов — да, фильм споров вызывать не перестал, но в последнее время многие пересмотрели своё отношение к нему.
    • Ещё до эпохи «Груза 200», Балабанов разочаровал своего наставника и коллегу — советского режиссёра Алексея Германа-старшего («Проверка на дорогах», «Мой друг Иван Лапшин», «Трудно быть богом») дилогией «Брат». Мол, типа фильм расистский, неАРТХАУСНЕДЛЯВСЕХ и ваще для быдла (ну да, надо было как «Трудно быть богом» снимать — бессюжетную, без диалоговую трёхчасовую эпопею о грязи). Причём, Балабанов разочаровал Германа так сильно, что тот перестал с ним общаться.
  • Производственный ад — неоконченная «Река»; и так не отснятый «Американец».
  • Проблема противоположных оценок — творчество Балабанова воспринимается не всегда однозначно; особенно разделяются мнения на счет «Груза 200» и «Жмурок».
  • Режиссёрский любимчик — Виктор Сухоруков (6 фильмов), Сергей Маковецкий (5 фильмов); Александр Мосин (5 фильмов); Сергей Бодров-младший (3 фильма) и Михаил Скрябин (3 фильма, включая неоконченную «Реку»).
  • Третий том «Мёртвых Душ» — «Река». Многие критики говорят, что, закончи её Балабанов, он снял бы, возможно, лучший фильм в своей карьере, но вмешались роковые обстоятельства — в самый разгар съёмок машина, в которой ехали Балабанов с женой и сыном и исполнительница главной роли Туйара Свинобоева, попала в аварию. Свинобоева погибла, и съёмки пришлось прекратить. Отснятый материал был позднее смонтирован в короткометражный фильм, который лишь отчасти отражаем масштаб авторского замысла.
  • Эффект альфы — альфа — дилогия «Брат». Бета — «Груз 200». Гамма — «Война» или «Жмурки».

Также Балабанов упоминается в этих статьях[править]

Примечания[править]

  1. По крайней мере переплюнуть по культовости и народной любви, пока не одному современному отечественному фильму не удалось.
  2. И заодно продюсера Сергея Сельянова — верного друга Балабанова, который продюсировал почти все его фильмы.
  3. Впрочем, аудитория его менее массовых фильмов, таких, как «Про уродов и людей», «Груз 200» скорее приняла.