Фильмы Брюса Ли

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Фильмография Брюса Ли.

Актёр и мастер боевых искусств Брюс Ли за свою не очень долгую жизнь успел сняться в множестве фильмов и сериалов. Но наиболее знамениты пять его фильмов о рукопашниках (см. далее), практически авторских (а один Брюсом и поставлен); великий боец играл в каждом из них главную роль и ставил все боевые сцены. Последний из этих пяти пришлось заканчивать другим людям ввиду внезапной смерти Брюса, причём «назаканчивали» они там совсем не то, что изначально планировал мастер.

Удары Брюса были настолько быстрыми, что некоторые сцены снимали на скорости 32 кадра в секунду — 24-кадровая съёмка не справлялась. Он сумел оставить значительный след в массовой культуре благодаря новизне яркого образа, который Брюс создал своей запоминающейся внешностью и эксцентричным поведением на экране. Кроме того, по сути именно он популяризировал жанр «Фильм о боевых искусствах» во всём мире, после чего у него появилось множество подражателей — Джеки Чан, Джет Ли, Донни Йен, Чак Норрис (личный друг Брюса), Стивен Сигал, Жан-Клод Ван Дамм и многие другие.

Общие тропы[править]

Самые известные фильмы Брюса Ли.
  • Армия из одного человека и не любит пушки — все персонажи Брюса. GAR — основной типаж в фильмах.
  • Мы тебя где-то уже видели — подруга детства Брюса Нора Мяо снялась в трёх его фильмах.
    • Джеки Чан снялся в двух фильмах Брюса. В «Кулаке ярости» он сыграл эпизодическую роль одного из учеников школы Цзинъу, а еще был дублером главного злодея Судзуки. А в фильме «Выход дракона» он исполняет роль одного из рядовых бойцов Хана, который появляется в нескольких сценах (его там довольно трудно разглядеть).
    • В самом начале «Выхода дракона» Ли сражается на арене с каким-то крепким парнем. В этой маленькой роли — молодой Само Хун (Хун Камбо). И он же в «Игре смерти» играет крепыша-китайца, которого на ринге колотит Миллер.
    • Вэй Пин-ао знаменит тем, что чуть ли не в каждом гонконгском «фильме про кунфу» он сыграл или гаденького подлеца (на свой лад даже обаятельного), или, что реже, просто лоха (может быть, вдобавок и самоуверенного мерзавчика, но не всякий раз). Вот и в «Кулаке Ярости» (позже вернётся в этой же роли в «Кулаке ярости 3») и в «Пути дракона» он сыграл двух различных гаденьких, лебезящих подлецов: соответственно переводчика Ху и шестёрку итальянского дона.
    • Вообще, многие актеры кочевали из одного фильма в другой. И это можно легко заметить. Например, любимый актёр Брюса Ли (и его друг и соученик), американский каратист Боб Уолл (1939—2022), играет по одному различному и очень заметному злодею в «Пути Дракона» (меченый Фред по прозвищу «Кот»), «Выходе дракона» (отмороженный насильник О’Хара) и «Игре смерти» (злодейский чемпион Карл Миллер, который, однако, против протагониста в бою не тащит).

Отличное музыкальное видео, позволяющее проникнуться атмосферой фильмов Брюса

  • Несовместимая с жизнью жестокость — обычно именно это становится причиной смерти главных злодеев фильмов Брюса.
  • Не убий — нередко аверсия: герой убивает своих противников, порой добивая уже побеждённого. С другой стороны, каждый из них та еще сволочь.
  • Пнуть сукиного сына — неотъемлемая часть фильмов Брюса.
  • Рубашка не нужна — Брюс просто не мог не продемонстрировать в каждом своём фильме свой торс.
  • Удар ниже пояса — персонажи Брюса совсем не гнушаются порой применять этот приём.
  • Фирменный предмет — желтый спортивный костюм с черными полосками. Появился в фильме «Игра смерти», где герой снял его со злодея-мотоциклиста.
  • Чёрно-белая мораль — основной вид. И это при том, что некоторые персонажи Брюса и сами не очень-то ангелочки, например один из них втайне сексуально вожделеет собственную сестру (хорошо хоть не трахает), и она чуть ли даже не готова ответить ему взаимностью. Но всё равно они, все до одного (даже этот инцестуально-одержимый Чжэн Чаоань), на свой лад благородны и непременно с золотым сердцем, иногда — тщательно спрятанным.
    • Популярное заблуждение — многие считают, что во всех пяти фильмах Брюс играет, в общем-то, обладателя одной и той же индивидуальности, хоть персонажи и разные. Нет! Все пять протагонистов наделены довольно-таки различными характерами: Чжэн Чаоань — «дитя природы» недавно из глухого села (азиаты-зрители были очарованы, узнав на экране хорошо знакомый типаж); Чэн Чжэнь чувствителен, импульсивен и яростен, hence the film’s name; Тан Лун — крутой экстравертный простак; Ли — невозмутимый и самую чуточку напыщенный, прямо-таки «карающее божество»; Билли Ло — серьёзный, сдержанный, добрый (в варианте «Осторожно, доброта!») и опять-таки крутой. Недоразумение вызвано тем, что в боевых сценах каждый из пяти, повидав уже множество злодейств антагониста, пребывает в горделивом и угрюмом молчании, а порой в холодном, задавленном внутри себя гневе (способном прорваться в виде тоненького устрашающего вопля, который, дескать, заодно и внутреннюю энергию бойца фокусирует).
      • Также считается, что, даже при всей разнице характеров, все пять протагонистов — так или иначе «по жизни грозные, конкретные такие и суровые». Это не совсем так: в «Большом Боссе» Чаоань, конечно, первый парень и задира на деревне (старшие даже взяли с него клятву не драться), но при этом вне острых ситуаций он тюха тюхой (чем и попытались воспользоваться злодеи); а в том же «Пути дракона», поставленном самим Брюсом Ли, протагонист Тан Лун впадает в суровость только в бою, а также во время запугивания злодеев (и то при этом сползает в троп «Такой серьёзный, что уже смешно»), а по натуре он очень душевный, открытый, доверчивый и даже немного недотёпистый парень.
  • Шовинизм — несмотря на то, что Брюс был жестким противником расизма, шовинизм в легкой форме всё же присутствует. В «Большом боссе» врагами выступают тайцы, которых китайцы не очень любят за то, что во время Второй мировой они были чуть ли не единственными союзниками японцев в Азии. В «Пути дракона» врагами являются итальянцы, к которым, однако, прислуживается очень гадкий китаец средних лет.
    • В «Кулаке ярости», по понятным причинам, врагами выступают японцы. Несмотря на это, роль главного злодея Судзуки и его телохранителя исполняют японские актёры.

Большой босс (1971 г.)[править]

Bigboss.jpg

Не первый фильм, в котором снялся Брюс (первым был ещё фильм 1941 года «Девушка Золотых ворот», где он сыграл… младенца), но первый, который принёс ему мировую славу. В США почему-то вышел под названием «Кулаки ярости» (Fists of Fury), что создало проблемы при адаптации названия следующего фильма Брюса, который по случайному совпадению назывался «Кулак ярости» (Jing wu men, aka Fist of Fury).

Сюжет[править]

Обычный японский школьник китайский парень Чжэн Чаоань вместе с дядей прибывает в Таиланд работать на фабрике по производству льда, где уже трудятся множество его родственников. Дядя постоянно напоминает Чжэну, что тот обещал своей матери не драться и, чтобы помнить об этом обещании, постоянно носит на шее её медальон. Во время работы происходит инцидент, в результате которого два брата Чжэна обнаруживают в разбившемся ледяном брикете скрытый пакет с порошком. После работы их приглашает к себе человек управляющего фабрикой и объясняет, что основная деятельность их предприятия заключается в производстве и продаже наркотиков, ибо на льде денег не заработаешь. Он предлагает им присоединиться к их организации, но братья Чжэна отказываются, хоть и обещают хранить молчание. Из-за этого их убивают, а расчленённые тела вмораживают в лёд и прячут. Обеспокоенный не первым исчезновением родственников, ещё один брат Чжэна, Сюй Цзянь, неофициальный лидер клана, жалуется самому начальнику фабрики Ша Ми. Тот делает вид, что ищет пропавших, но на самом деле ничего не предпринимает. Сюй Цзянь злится и обещает обратиться в полицию, но бандиты убивают и его. После пропажи очередного соотечественника рабочие-китайцы устраивают массовую драку с людьми владельца фабрики, в результате которой медальон матери Чжэна оказывается разбит, и он вступает в драку, побеждая тайцев. Видя силу Чжэна, управляющий фабрикой решает склонить его на свою сторону. В начале он назначает Чжэна бригадиром вместо тайца, а после приглашает его к себе в особняк, где напаивает крепким алкоголем и приглашает проституток. В результате Чжэну не удается ничего выяснить про своих родственников, и на этот раз соотечественники злятся уже на самого Чжэна, называют его предателем и отказываются работать. Чжэн, желая докопаться до истины, идёт к проститутке, с которой он провёл ночь, и та рассказывает ему всю правду о том, что на фабрике производят и прячут наркотики. Начальник фабрики тем временем решает полностью избавиться от улик и приказывает своему сыну убить всех своих работников. Чжэн проникает в скрытое помещение на фабрике и обнаруживает там наркотики и вмороженные в лёд тела своих братьев. Сын Ша Ми убивает проститутку, которая рассказала Чжэну правду, всех родственников и соотечественников, оставляя в живых лишь сестру Чжэна, которая ему приглянулась. После он вместе со своими людьми находит Чжэна на фабрике, но тот убивает их всех. Затем, обнаружив, что все его родственники и друзья убиты, отправляется мстить самому владельцу предприятия. Придя в его особняк, он убивает оставшихся подручных и вступает в бой с самим Ша Ми. Сестра Чжэна, которую тем временем выпускает вторая проститутка, вызывает полицию. Чжэну удается убить главу мафии, и фильм заканчивается тем, что его арестовывает полиция.

Тропы и штампы[править]

  • Антиреклама алкоголя — напившись, Чжэн забывает о том, что ему надо искать его братьев.
  • Вечная загадка / Что стало с мышонком? — управляющий, которого Ша Ми назначил присматривать за фабрикой. Играет управляющего достаточно именитый актёр. Управляющий очень непрост: это уравновешенный, обходительный и хитрый человек (сдержаннее и чуть ли не умнее, чем сам Ша Ми!). Есть кадр, в котором управляющий на досуге отрабатывает приёмы кунфу. Но ни разу не показали, как он сражается. А потом он и вовсе бесследно исчезает из сюжета. Какое бы мастерство рукопашного боя он продемонстрировал, если бы ему представился случай? Был бы он более серьёзным противником для Чжэна, чем Ша Ми? Вёл бы он дела успешнее (и выжил бы в этой заварухе), если бы возглавлял весь бизнес вместо Ша Ми? И неужели именно он возглавит всю сохранившуюся часть ОПГ после того, как Чжэна «закроют» за самосуд?
    • Может быть, планировался сиквел с другим главным героем, но с этим же управляющим в качестве главного злодея? Во всяком случае, снят не был. Фильм «Большой Босс 2» (довольно слабый) позже сняли, но он про далёких потомков.
  • Враги сожгли родную хату — сын Ша Ми с подручными убили почти всех друзей и родственников Чжэна.
  • Гладить собаку — босс мафии Ша Ми любит своих собак и попугаев.
    • Главный герой Чжэн отчасти тоже. Когда Ша Ми вешает клетку со своими попугаями на дерево, Чжэн разбивает её ножом, и попугаи улетают на волю.
  • И у злодея есть любимые — босс Ша Ми любит своего сына и своих домашних животных.
  • Инцест — есть намёки, что сестра Чжэна испытывает к нему далеко не сестринские чувства. Например, ревнует, когда видит его выходящим из борделя. Да и Сюй Цзянь намекает своему брату — мол, посмотри как она смотрит на тебя, приударь за ней, в конце концов. Да и сам он не отрицает своей влюбленности в неё и, напившись, представляет на месте проститутки её.
  • Камео — в самом начале фильма в крохотной роли юной красавицы, случайно встреченной Чжэном, появляется Нора Мяо.
  • Мы тебя где-то уже видели (случайно получилось камео). В сцене ночной драки на фабрике один из дружков Сынка — индиец в синей майке. Это одна из первых киноролей Митхуна Чакраборти.
  • Не щадить детей — мафиози убивают даже маленького брата Чжэна.
  • Несовместимая с жизнью правильность — братья Чжэна, отказавшиеся от денег и места в мафиозной группировке.
  • Одеть женщину — когда Чжэн приходит к проститутке во второй раз с целью получить информацию и она раздевается, он отказывается от секса.
  • Отвратительный толстяк — бригадир.
  • Пнуть собаку — провинившимся служанкам и проституткам Ша Ми пронзает сердце метко брошенным дротиком.
    • А еще он любит издеваться над ними, «стреляя» в них из своей курительной трубки горячим табаком. Да чтоб непременно в груди, в груди!
  • Секс по пьяни — именно будучи в пьяном состоянии, Чжэн переспал с проституткой.
  • Хороший плохой конец — все друзья и родственники кроме сестры Чжэна убиты, а его самого арестовала полиция. Но, тем не менее, ему удалось отомстить за их гибель, убив лидера мафии Ша Ми и его сына.
  • Фанат ножей — в этом фильме сам Чжэн и злодеи в качестве оружия используют в основном ножи.
  • Шлюха с золотым сердцем — обе проститутки, которых вызвал Ша Ми. Первая рассказывает Чжэну правду о боссе и фабрике, а вторая освобождает его сестру.

Кулак ярости (1972 г.)[править]

Fistoffury.jpg

Второй фильм Брюса, в котором появились и закрепились уже традиционные элементы его образа — голый торс и нунчаки. Сюжет частично основан на реальных событиях — смерти известного мастера боевых искусств и национального героя Китая Хо Юаньцзя и последующей мести за него. В Америке вышел под названием «Китайский связной» (Chinese Connection), очевидно, ради созвучия с фильмом «Французский связной». Фильм обзавёлся тремя продолжениями: «вбоквел» с Джеки Чаном, где опальная школа китайских рукопашных бойцов бежит из Шанхая на Тайвань, а в финале вся погибает от японских пуль, и двумя собственно сиквелами, где рассказано о судьбе двух братьев главного героя первого фильма (одного из них играет Хо Чжундао). В 1995 году был снят римейк первого фильма с Джетом Ли, где японцы показаны уже не в таком чёрном цвете.

Сюжет[править]

Лучший ученик Хо Юаньцзя — молодой Чэнь Чжэнь — возвращается домой в Шанхай на похороны своего учителя. Во время поминок к ним в школу приходят представители японской школы боевых искусств и всячески издеваются над покойным и его учениками, принеся им оскорбительный плакат с надписью «Больные Восточной Азии» (так японцы называли китайцев в начале XIX и до середины XX века). Чэнь, ведомый гневом, приходит в японскую школу и в одиночку побеждает всех учеников и их учителя. Обидевшись на это, японцы приходят в школу Цзинъу и устраивают массовый погром, а после приказывают выдать Чэна полиции. В то время Шанхай был полуколониальным городом, закон стоял на стороне японцев, и соотечественники Чэна уговаривают его уехать из Шанхая. Вместо этого он начинает своё расследование по делу убийства своего учителя и выясняет, что убийцы — японцы из той самой школы, которые прислали им оскорбительный плакат. В конце концов японцам надоедает бездействие властей, и они направляются в школу Цзинъу и убивают почти всех учеников. Чэнь в это время приходит в японскую школу боевых искусств и убивает всех оставшихся там, в том числе и лидера Судзуки. Вернувшись после этого домой, он обнаруживает, что все его друзья убиты, а власти так или иначе требуют его ареста. Он соглашается сдаться и понести любое наказание за свои преступления, если оставшихся в живых учеников его школы не тронут. На улице его уже ждут японские солдаты с винтовками. Чэнь с криком бросается на стволы, и на этом фильм заканчивается.

Тропы и штампы[править]

  • Ай, молодца! — именно из-за неосторожности Чэнь Чжэна были убиты почти все ученики школы Цзинъу.
  • Бой-девка — Юань Лиэр, возлюбленная Чэна. Она почему-то почти весь фильм ходит в красивом коротком парике-каре с заколками, даже тренируется в нём (!), и только в одной сцене предстаёт без него (у неё и собственные волосы вполне хороши).
    • И эпизодическая девушка-боец из школы Цзинъу, сыгранная Марией И.
  • Боливийский финал — финал фильма. Из спиноффа и двух сиквелов понятно: Чэнь Чжэнь не выжил.
  • Буквально понятые слова — ученик японской школы говорит, что если кто-нибудь из школы Цзинъу побьёт его, он съест оскорбительный плакат. Чэнь, побив всех учеников японской школы, заставляет его и в самом деле жевать бумагу плаката, а потом предупреждает, что в следующий раз заставит есть стекло, в котором находился плакат.
    • Видимо, это звучит так жестоко, что далеко не все русские переводчики фильма буквально переводят про стекло, а вместо этого придумывают что-нибудь другое; в одном переводе даже было «…сегодня жрёте бумагу, а в следующий раз заставлю напиться вашей же собственной крови!» — не иначе, автор русского текста полагал, что даже такое звучит не настолько страшно.
  • Враги сожгли родную хату — именно так японцы поступают со школой Чэна.
  • Выпирающий статист — представитель народа айнов с Хоккайдо среди учеников японской школы боевых искусств. Все остальные — японцы, они, как и положено, чернявые, щуплые и довольно невысокие (будучи дзэн-буддистами, поколениями не ели мяса и молочных продуктов), и только этот чувак высокий, здоровый и рыжий. И, кстати, чуть ли не самый борзый. Ну, борзоту с него Чэнь Чжэнь посбил.
  • Героическое самопожертвование/Искупление равносильно смерти — Чэнь Чжэнь решает пожертвовать собой, чтобы оставшихся в живых учеников его школы оставили в покое.
    • Из дальнейшей франшизы мы узнаём, что от этого самопожертвования толку было немного: в последующем «фильме-вбоквеле» — «Новый Кулак ярости» от того же режиссёра — все остальные ученики «благополучно» бежали в другой город… где подняли мятеж против японцев и все до одного были расстреляны. А вот младший (но не самый младший) брат Чэнь Чжэня в «Кулаке ярости 3» сумеет выжить — и посрамить японского офицера, победив его (в финальной сцене всей саги), но отказавшись его убивать. Хоть тот, в рамках своих самурайских понятий, тяжко переживал позор поражения и очень просил: «Убей меня!».
  • Дракон — русский богатырь Петров, гнущий железные прутья и забивающий гвозди голыми руками, сильнейший боец господина Судзуки.
  • Знают именно за это — меметичная сцена, в которой Чэнь Чжэнь пришёл наказать дерзких бойцов из японской школы рукопашного боя — и сумел долгое время драться один против целой толпы (ещё и окружившей поначалу его со всех сторон! Это один из немногих фильмов, где такая сцена выглядит правдоподобно), а под конец много раз ударил «из партера» множество молодых японцев по ногам, исключительно по ногам, да так сильно, что временно лишил их возможности ходить, а в сердца их вселил страх и трепет, и они уже как-то не рвались сражаться против него дальше. Спародирована (причём отнюдь не буквально — просто почтительно похихикали над самой идеей) в талантливом «очень-очень рукопашном» инди-фильме River City Rumble (2005).
    • «Издевательски подманивающая» поза, которую принимает Чэнь во время драки с Петровым, сначала попала в аниме Dragon Ball Z в качестве любимой боевой позы князя Вегеты, а затем уже оттуда была позаимствована для инди-фильма River City Rumble и там обстёбана. Позу вроде этой принимает и Гоблинус в «Астерикс: Миссия Клеопатра», когда невольно копирует Вегету.
  • Кнопка берсерка — таковым для Чэнь Чжэня оказывается табличка на входе в парк Шанхая с надписью «Китайцам и собакам вход воспрещен». Ну и оскорбления в сторону учителя он не потерпит.
  • Куда заводит месть — весь фильм об этом.
  • Не в ладах с историей:
    • В фильме все думают, что Хо Юаньцзя умер от пневмонии, хотя в реальности никто и не скрывал, что его отравили. Кроме того, реальный прототип Чэнь Чжэна не стал бросаться на стволы, а благополучно сбежал из Шанхая.
    • Кроме того, действие фильма происходит в 1908 г., но одежда героев из 1970-х.
  • Отвратительный толстяк — учитель боевых искусств в японской школе. При этом сам искренне считает себя достойным и значительным (самурай по рождению, bakayaro-konoyaro). Да и толст-то не шибко, — тренирован всё-таки, — но надут почти комично.
  • Полное чудовище — Судзуки. Сразу видно, что этого самурая с детства учили: «Будь грозен и жесток, чтобы у всех душа в пятки уходила». Ну он и старается.
  • Сам поставил, сам играл — режиссёр фильма Ло Вэй. У него довольно большая и важная роль начальника полиции (китайца), который покровительствует китайской школе ушу, но вместе с тем и закон должен соблюдать.
    • В начале вбоквела (того, где после в роли протагониста появится Джеки Чан) — тот же самый начальник полиции помогает той же самой китайской школе бежать на Тайвань. Увы, бегут они навстречу собственной гибели.
  • Смердяковщина — переводчик Ху на службе японской школы боевых искусств, считающий соотечественников-китайцев представителями низшей расы. Когда японцы на пиру приказывают ему «Поползай перед нами!» — с удовольствием ползает, искренне полагая, что большего не заслуживает.
    • Злодей, молящий о пощаде — он же.
    • Он уполз — из финального сиквела становится ясно, что этот подонок выжил (и спустя годы полностью выздоровел) после страшного удара, нанесённого Чэнь Чжэнем. И продолжил угождать японцам. Да у него (Ху) просто-таки душа гвоздями к телу приколочена!
  • Упущенная любовь — Чэнь Чжэнь и Юань Лиэр. И всё из-за его жажды мести.
  • Хороший плохой конец — почти все друзья Чэна убиты, школа Цзинъу разгромлена, а сам Чэнь жертвует собой, чтобы оставшихся в живых не трогали. И, тем не менее, ему удалось отомстить за смерть своего учителя.

Путь дракона (1972 г.)[править]

Wayofthedragon.jpg

Выходил также под названием «Возвращение дракона».

Третий фильм Брюса примечателен тем, что полностью снимался там же, где и происходило его действие — в Риме. Режиссёром выступил сам Брюс. Кроме того, именно это был первый фильм, в котором в заметной роли появился друг Брюса Чак Норрис[1], впоследствии обретший не меньшую популярность, чем сам Брюс. В Америке вышел под названием «Возвращение дракона».

Сюжет[править]

Молодой парень Тан Лун приезжает в Рим — помочь своим друзьям из китайского ресторана разобраться с проблемами, так как тем постоянно докучает итальянская мафия. После того, как мафиози не удаётся разобраться с Тан Луном ни голыми руками, ни при помощи огнестрельного оружия, босс мафии нанимает для этого трёх мастеров каратэ, одного из Японии и двух из Америки, сильнейший из которых — знаменитый Кольт. Они вызывают Тан Луна на поединок, но он всё равно побеждает японца и одного американца (Фреда, ученика Кольта), а после сходится с Кольтом прямо внутри Колизея и убивает его. В финале босс мафии пытается застрелить Тан Луна из пистолета, но его арестовывает полиция. На этом фильм заканчивается.

Тропы и штампы[править]

  • А мальчик и не знает — Чэнь Цинхуа явно влюбилась в Тан Луна. А всё что его интересует — это тренировки и защита ресторана.
  • Болеть за Империю — некоторым настолько понравился Кольт, что они вполне болели за него. При том, что Чак Норрис тогда еще не был знаменитым актёром.
  • Босс не вмешивается — нечто вроде пародии на троп (а может, и реконструкции), во время столкновения героя с итальянской мафией. Черноволосый, бородатый смотрящий — один из помощников дона (сам дон в финале покажет себя кое-что понимающим в интригах и стрельбе из пистолета — а вот в рукопашном бою не искушён). Так вот, упомянутого смотрящего «рыхлым пухликом» не назовёшь — он умеет крепко стукнуть (особенно беззащитного или слабоподготовленного); но всё же фигура смотрящего, хоть и довольно массивная, наводит на мысли не о тренировках, а в первую очередь о сытных трапезах с обилием вина. Поэтому смотрящий, наглядевшись на великолепное боевое искусство протагониста, натравливает на него своих бандосиков, одного за другим, причём делает это не без трусливой паники. И рядовые бандиты тоже как-то не особенно рвутся: они впечатлились невиданным мастерством героя (уже привыкли колотить его соотечественников-недоучек!) и выходят на драку просто потому что «так надо» и «старшой велел». А когда наконец все братки полегли без сознания и пришлось оказаться с героем один на один — занервничавший смотрящий пытается применить против героя нунчаку… и ненароком влепляет этим оружием себе же по лбу! Ну а герой «добавил» как мог, чтобы вложить умишка.
  • Дракон — Кольт. Умер с честью — убив его, Тан Лун выказывает ему своё уважение.
  • Кавайная нэко — котёнок был единственным свидетелем поединка Тан Луна и Кольта в Колизее.
  • Микротрещины в канве — так как же всё-таки зовут амбала со шрамом (ученика Кольта)? В титрах он Фред, а обращаются к нему «Том»… Среди фанатов традиционно считается, что он всё-таки в паспорте Фред, и у него просто погоняло такое — Tom, в значении «Кот».
  • Молчаливый Боб — Кольт. За весь фильм произнёс лишь одну реплику.
  • Одеть женщину — Тан Лун сбежал от проститутки, которая привела его к себе домой.
  • Предатель — дядя Вонг, который убил двух своих друзей и планировал продать ресторан итальянской мафии…
  • Пришел с ножом на перестрелку — Тан Лун против врагов с огнестрелом использует исключительно метательные дротики. Но если попадает ими — то аккурат в кисть руки, после чего враг уже не стрелок, по крайней мере этой рукой. А если дротик глубоко вонзается снайперу в другое место — вражина тоже получает значительный минус к боеспособности и боевому духу.
  • Реактивный громила — Кольт. С его ролью вышла забавная история. Когда Чак Норрис прилетел в Рим на съемки, Брюсу не понравилось, что он выглядел недостаточно внушительно. (Чак весил 75 кг при росте 1.78 м, а Брюс 65 кг при росте 1.71 м) Поэтому Брюс заставлял Чака поглощать пищу в огромных количествах, особенно знаменитое итальянское мороженое, чтобы он набрал вес и выглядел более впечатляющим. Результат виден на экране.
  • Рыцарь крови — все три наёмника мафиозного главаря: Кольт, его ученик Фред и неназванный японский каратист. Конечно, основным их мотивом были деньги, но и подраться с сильными противниками они не против. Именно поэтому они даже дрались между собой. Кроме того, Фред недолюбливает японцев — а японский боец тоже совсем невысокого мнения о «белых варварах». Они первым делом начали выяснять, «чьё кунфу сильнее» — и только вмешательство босса и его шестёрки-китайца (а потом и эффектное появление Кольта) пригасило страсти.
    • Главный герой Тан Лун тоже, в принципе, попадает под троп.

Выход дракона (1973 г.)[править]

Enterthedragon.jpg

Несмотря на то, что следующим фильм должна была стать картина «Игра смерти», Брюс на время оставил съемки и снялся в «Выходе дракона», который на данный момент считается самым известным фильмом с ним. Чуть ли не все игры жанра файтинг стали брать за основу сюжет этой картины. Рекламируя фильм, кинокомпания зазывала всех желающих на бесплатные уроки боевых искусств.

Сюжет[править]

Послушник Шаолиньского монастыря Ли, работающий на полицию Гонконга, соглашается принять участие в турнире боевых искусств, проводимым на острове неким Ханом. Полиция считает, что всё это — лишь прикрытие для производства наркотиков и организации проституции. Самим Ли движет чувство мести, так как Хан — сам бывший послушник монастыря и был исключён за оскорбление мастера. Кроме того, на Хана работает некий мастер боевых искусств О’Хара, убивший сестру Ли — точнее, О’Хара хотел её изнасиловать (и с дружками своими поделиться её телом), а женщина убила себя, чтобы это предотвратить.

Ли прибывает на остров вместе с остальными участниками турнира, среди которых присутствует американец Ропер и афроамериканец Уильямс. После пира по случаю открытия турнира Хан присылает участникам турнира проституток. Ли выбирает девушку, которая на самом деле работает на полицию Гонконга под прикрытием — Мэй Лин. Та сообщает ему имеющуюся у неё информацию. На следующий день Ропер и Уильямс побеждают своих противников, а вечером Ли отправляется искать подземную базу Хана. Один из охранников замечает гуляющего по территории Уильямса и сообщает об этом Хану. На следующий день приспешник Хана Боло показательно казнит четырех охранников, упустивших Ли. Затем следует бой Ли с О’Харой. Вначале Ли как будто не собирается мстить ему за смерть сестры, но О’Хара, не желая мириться с поражением, делает из стеклянной бутылки «розочку» и пытается вновь атаковать своего противника. Это было его последней ошибкой — Ли убивает О’Хару, а Хан, говоря, что О’Хара повёл себя бесчестно и опозорил его своим поведением, останавливает турнир. (В фильме не прояснено, насколько это у Хана искренняя позиция, а насколько «хорошая мина при плохой игре»). Чуть позже он вызывает к себе Уильямса и требует объяснить, почему он гулял по территории острова, нарушая таким образом правила. Уильямс начинает дерзить, в результате между ним и Ханом происходит драка, и Хан убивает Уильямса. Вечером того же дня Ли вновь отправляется на подземную базу, находит доказательства незаконной деятельности Хана, однако попадает в ловушку. В это время Мэй Лин передаёт доказательства полиции Гонконга. На следующий день Хан приказывает Боло казнить Ропера, но тот побеждает его. Тогда Хан приказывает всем своим людям убить Ли и Ропера, однако девушка, работающая на полицию, выпускает из подземной темницы многочисленных пленников Хана, и начинается массовая драка, а на остров пребывают вооруженные силы Гонконга. Ли преследует Хана, и между ними происходит финальным бой в зеркальной комнате. Ли разбивает зеркала, лишая Хана преимущества, и несмотря на то, что тот успевает нанести ему некоторые повреждения своей стальной рукой, убивает его.

Тропы и штампы[править]

  • Бой-девка — сестра Ли (в этой роли — знаменитая Анджела Мао).
    • Довести до самоубийства — из-за О’Хары сестра Ли покончила жизнь самоубийством. Педаль в пол: она сделала это, чтобы не быть изнасилованной. Противников было слишком много и они были слишком массивные, она поняла, что ей не отбиться, а в замкнутом пространстве — и подавно.
  • Бронебойный ответ — перед боем О’Хара разбивает о своё тело доску, на что Ли подмечает, что «доски не могут дать сдачи».
  • Дракон — у Хана их двое: Боло и О’Хара.
  • Жертвенный лев — Таня, девушка европеоидной внешности, в которую влюбился Ропер, погибает в массовой драке.
    • Уильямса убил лично главгад. Чернокожий боец дрался как лев, но... может, не стоило так много заниматься сексом?..
  • Крутой инвалид — однорукий Хан, использующий различные протезы.
  • Любитель кошек — Хан, с деконструкцией (этот моральный урод ни людей, ни кошек не жалеет, если видит в том выгоду).
    • Знают именно за это — меметичная сцена, в которой Хан, чтобы «испытать» Ропера (насколько тот бесстрашен? И насколько чёрств или, наоборот, эмпатичен? И насколько готов повиноваться любому его, Хана, желанию, раз уж даёт понять, что хочет на него, Хана, работать?), у него на глазах кладёт под мини-гильотину своего любимого белого сибирского (или ангорского?) кота и делает вид, что собирается «казнить» животное. Кот жалобно мяучит, но не противится — и убегать с гильотины тоже не смеет, раз уж хозяин лично его туда положил. Рискуя руками (а вдруг Хан в этот самый миг и активирует гильотину?), Ропер протягивает их прямо под лезвие, предположительно готовое упасть в любую секунду, и вытаскивает кота с «лобного места». Поскольку его, кота, посмел коснуться незнакомый человек — спасённый кот злобно шипит и кусает Ропера за руку. Мужественно превозмогая эту боль, Ропер говорит: «Не бойся, киса!».
  • Мы тебя где-то уже видели — в начале фильма противником Ли выступает молодой Саммо Хун.
    • А один из боевиков, вместе с О’Харой преследовавший сестру Ли — Джеки Чан. Позже его можно увидеть и в массовке на турнире. И наконец, ещё раз в сцене, где боевики (включая и неназванного персонажа Джеки) нападают на Ли и огребают от него, пока протагонист не попадает в западню, в которой держит себя стоически.
      • При съёмках этой сцены Брюс нечаянно ударил Джеки по-настоящему, да не кулаком, а палкой прямо по лицу. Потом долго и искренне извинялся. Джеки говорит: «У меня лицо распухло, что твоя барсучья морда, но я был очарован искренней добротой и заботливостью Брюса. О нём ходили слухи, что он высокомерен, зол и чёрств, но я убедился, что это не так».
  • Полное чудовище/псевдомилый злодей — Хан. Строит из себя гостеприимного хозяина и бизнесмена, но на самом деле — полностью аморальный наркоторговец, да к тому же превращает девушек в проституток, накачивая их героином и ломая их личность. А в темницах у него томятся бедняки и бездомные, наловленные на улицах (на них что, проводят всякие эксперименты, в том числе испытывают новую синтетическую наркоту?!).
  • Полный абстинент — главный герой Ли. Несколько раз отвергает предложение выпить виски.
  • Псих с топором — Парсонс, чокнутый ветеран Вьетнама (давний знакомый, а может, и бывший однополчанин Роупера), который презирает и ненавидит азиатов и не упускает случая их унизить и побить. Но вот боец из него так себе.
  • Шовинизм — режиссёр Роберт Клауз недолюбливал азиатов (и это при том, что в его фильмах есть сцены, обличающие расистов!). Это тот самый человек, который лет через семь скажет Джеки Чану на съёмках «Драки в Бэтл-Крик»: «Джеки, да как ты за**ал! Выучи наконец нормально английский, неужели все китайцы такие идиоты?! И нет, ты не будешь сопровождать свои движения акробатикой, дебил, ты просто войдёшь в ресторан, как мы, люди, входим, и не будешь вы***ваться». А пока он снимал Брюса и искренне уважал и нахваливал его невероятное боевое мастерство, но одновременно жестоко насмехался над его акцентом и его трудностями в произнесении некоторых английских слов. Клауз намеренно дал офицеру спецслужб, фамилию которого должен был несколько раз повторить протагонист, как можно более заковыристую фамилию — Bristletwaith, — и наслаждался, наблюдая, как язык Брюса об неё запинается. И глумился: «Ну простое же слово, у тебя что, с детства проблемы?..» Ли вежливо попросил его поменять фамилию на более простую, но Клауз был неумолим: «Ничего мы менять не будем, сценарий свят. Ты мастер, так терпи».
    • В самом фильме есть сцена-флэшбэк, в которой на Уильямса наезжают по беспределу два полицейских-расиста и говорят ему «Ну, ты, черножопый…». Уильямс распечатывает им пачку недетских люлей, после чего, по-видимому, бежит из США (в те годы ему, пожалуй, и вышка могла за такое маячить, и никто особо не поинтересовался бы, насколько он был в чём-то виноват и был ли вообще).

Игра смерти (1978 г.)[править]

Gameofdeath.jpg

Последний фильм Брюса, который он не успел доснять из-за своей смерти. В результате фильм вышел спустя целых пять лет после неё, совсем с другим сценарием, а роль Брюса в остальных сценах (составлявших около 80 %) исполняли дублёры. Кроме того, были использованы моменты из предыдущих фильмов Брюса и реальные кадры с его похорон. Поэтому фанаты остались не слишком довольны данным фильмом и считают лучшими именно сцены с самим Брюсом, а остальное предпочитают игнорировать.

Сюжет[править]

Богатую звезду гонконгского кинематографа и мастера боевых искусств Билли Ло пытается шантажировать мафия. Из-за отказа сотрудничать на него организуют покушение прямо во время съёмок, зарядив в пистолет на съемках настоящую пулю. Он выживает, но ему делают пластическую операцию, публично объявляют о его смерти и даже организуют пышные похороны. Все друзья, в том числе возлюбленная Энн Моррис, считают его мёртвым. Но лидер мафии узнаёт, что Билли Ло выжил и похищает его возлюбленную. Билли Ло отправляется спасать её в ресторан, принадлежащий мафии, где на каждом этаже его ждёт противник, владеющий своим собственным боевым стилем. Он поочередно побеждает каждого противника, спасает свою девушку и убивает босса мафии.

Тропы и штампы[править]

  • Мы тебя где-то уже видели — противник Карла Миллера (Роберт Уолл — О’Хара из «Выхода дракона») на ринге, Саммо Хунг.
  • Непреднамеренное совпадение (или же мета-пророчество) — сын Брюса Ли Брэндон погиб во время съемок фильма «Ворон» именно так, как это было показано в этом фильме.
  • Спецдефекты — фотография настоящего Брюса Ли, наклеенная на зеркало, призванная заменить его лицо в отражении. Это ж надо было додуматься! Особенно учитывая, что по сюжету лицо Брюса его герой получит позже, в результате пластической операции.
  • Страшный негр — Хаким, финальный противник в башне в исполнении баскетболиста Карима Абдула-Джаббара. Казалось бы, великан с такими длиннющими ногами должен быть неуклюж (а у обоих — и персонажа, и актёра, — похоже, ещё и синдром Марфана). Но Хаким очень ловок и хорошо дерётся.
    • Он же Молчаливый Боб — произнёс всего одно (в англ. два) слово — «да», в начале фильма.
    • Знают именно за это — поединок, в котором Хаким выполняет функцию «одного из предфинальных боссов» — одна из лучших сцен фильма. Именно к ней сделана жирная отсылка в гораздо более позднем «Городском охотнике» (по мотивам известного аниме-сериала) с Джеки Чаном.
  • Эффект Йетса — вместо того, чтобы сделать фильм по сценарию покойного на тот момент Брюса, горе-киноделы, во главе с уже упоминавшимся выше Робертом Клаузом, не только сняли фильм по собственному сценарию (хоть и далеко не скверный и не убогий — но ДРУГОЙ), но еще и криво порезали оригинальные 30 минут материала, лишив зрителей множества ключевых моментов и интересных диалогов.
    • Сиквел-бастард — часть вырезанных сцен с настоящим Брюсом потом вошла в фильм Нг Си Юаня «Башня смерти» (распространялся также под названием «Игра смерти 2»), где в начале выведен всё тот же вымышленный Билли Ло и его брат, но потом Билли Ло погибает при нелепых обстоятельствах (сцену гибели, а именно падения с вертолёта, снимали с дублёром), и в течение всего оставшегося метража брат расследует его смерть и мстит за неё. Но по художественному уровню этот фильм не дотягивает даже до того, чего Роберт Клауз наснимал и намонтировал для окончательного (посмертного для Брюса) варианта «Игры смерти». «Башня смерти» — это намеренный трэш, хоть и очень любопытный, рекомендуемый к просмотру (особенно фанатам), в отличие от большинства гонконгского кинохлама, «который про очень ужасное кунфу». Это вам не какой-нибудь киноотброс вроде «Змеи в тени обезьяны» (не путать с прикольной «Змеёй в тени орла») или «36 бешеных кулаков».

Примечания[править]

  1. До этого Норрис появился только в своём дебютном фильме «Команда разрушителей», в крохотной роли начальника злодейской охраны. Там персонаж Норриса грозно постоял в кадре, пока злодей беседовал с героем, а потом началась драка, и персонаж Норриса получил тумаков и больше на экране не появлялся. А вскоре после «Пути дракона» Норриса пригласили на роль главгада в откровенно позорный, убогий гонконгский фильм «Разборка в Сан-Франциско», где хороша только финальная боевая сцена, а персонаж Чака на протяжении всего фильма безумен и чередует уравновешенные разговоры (вплетая в них эксцентричные «злодейские откровения») с грызением реквизита. И только ПОСЛЕ этого у Чака пошла на лад кинокарьера.