Дмитрий Быков
Дмитрий Львович Быков[1] (при рождении Дмитрий Львович Зильбертруд, р. 20 декабря 1967 г. в Москве) — российский писатель, поэт, публицист, издатель и педагог, один из самых известных и плодовитых российских литераторов 2000-х и 2010-х годов, трижды лауреат премии «Большая книга» и дважды — «Национального бестселлера». Активно выступает с лекциями по русской и мировой литературе. Бывший член «Ордена куртуазных маньеристов» (1989—1992). Вёл ряд передач на нескольких телеканалах. Издавал в 2008—2010 годах журнал «Что читать». Даже играл в «Свою игру», правда всего два раза.
Несмотря на то, что в настоящее время Быков наиболее известен деятельностью, приведшей к зачислению его в «иностранные агенты», следует помнить, что ею он занимался отнюдь не всегда.
Избранные произведения[править]
Романы[править]
- 2005 — Эвакуатор
- 2006 — ЖД
- 2008 — Списанные
- 2014 — Квартал: Прохождение
О-трилогия[править]
- 2000 — Оправдание
- 2003 — Орфография
- 2010 — Остромов или Ученик чародея
И-трилогия[править]
- 2012 — Икс
- 2017 — Июнь
- 2021 — Истребитель
Поэтические сборники[править]
- 1992 — Декларация независимости
- 1994 — Послание к юноше
- 1996 — Военный переворот
- 2000 — Отсрочка
- 2003 — Призывник
- 2005 — Письма счастья
- 2007 — Последнее время
- 2010 — Отчёт
- 2010 — Новые письма счастья
- 2011 — На самом деле
- 2011—2012 — Гражданини поэт (цикл стихов на злобу дня в исполнении Михаила Ефремова)
- 2012 — Новые и новейшие письма счастья
- 2013 — Блаженство
- 2015 — Ясно. Новые стихи и письма счастья
- 2017 — Если нет: новые стихи
Литературоведение и биографии[править]
- 2005 — Пастернак (в серии «Жизнь замечательных людей»)
- 2008 — Был ли Горький? (сценарий документального цикла «Горький. Живая история» для Пятого канала)
- 2009 — Булат Окуджава (в серии «Жизнь замечательных людей»)
- 2014 — Советская литература. Расширенный курс
Тропы и штампы в творчестве[править]
« | Вот думал Штрайхер, что его не тронут, когда придёт заслуженный провал: другие боссы нации утонут, а он же никого не убивал! Он, ничего дурного не содеяв, присядет, может быть, на пару лет, — он просто призывал мочить евреев, но это же свобода слова, нет? Он действовал правительству в угоду, он был сопротивляться не готов, он попросту транслировал народу известия! Из тыла и с фронтов!.. Он журналист, пропагандист, и баста! Но объяснил международный суд, что он довольно сильно ошибался, и эти аргументы не спасут. | » |
— «Открытым текстом» |
- Не в ладах с историей — если кто из нацистских лидеров и рассчитывал на снисхождение, то точно не Юлиус Штрейхер, который отказался от предложения адвоката косить под невменяемого.
- История тут дело десятое, вся цитата — натужное Reductio ad Hitlerum, призванное приравнять неугодные СМИ к нацистским.
- Не в ладах с историей — если кто из нацистских лидеров и рассчитывал на снисхождение, то точно не Юлиус Штрейхер, который отказался от предложения адвоката косить под невменяемого.
- Белая Россия — поэма «Версия»
- Гражданская война в России с переходом в Гулаги и рабы — трилогия «Оправдание», «Орфография», «Остромов или Ученик чародея». И отдельно — роман «Июнь» про конец 1940 — начало 1941 года. Как правило, встречается в преувеличенно-фантастическом виде, с окрасом постмодернисткого глумления.
- Красное зло в лице Красного Октября — ария Ленина из гениально задуманной, но пока ещё не написанной оперетты «Варшавянка». Впрочем, она сполна применима к любой диктатуре, отнюдь не только коммунистической:
Ария Ленина
|
---|
Ленин (поначалу плавным речитативом):
Сейчас художники нередко уверяют, Что можно в схватке быть на третьей стороне, Коллег-борцов они фальшиво укоряют За подчинение диктату, то есть мне! Они намерены поддержку обрести в нас, Они расчётливо играют в объективность, Внушая прочим и себе, Что можно в классовой борьбе Остаться чистыми, играя на трубе, Бе! Бе!
Который год нам? Кому вы врёте, любезные друзья? Жить в обществе И быть свободным, И быть свободным от общества нельзя! Нельзя смотреться замечательно по нашим временам, Нельзя сочувствовать мечтательно обеим сторонам, Не стоит сетовать в печати на бардак и тарарам, Нельзя сочувствовать рабам, А только нам, нам, нам!
А то вот есть ещё любители такие, Что и к борьбе не призывали испокон, Что опасаются разнузданной стихии, Но верят истово в порядок и закон. Они кричат, что не по нраву никому мы, Напоминают нам об участи коммуны, А ведь она — comment ça va — Лишь в том была и неправа, Что слишком верила в красивые слова.
Жить в обществе И быть свободным, И быть свободным от общества нельзя! А тем, кто болен милосердием по нашим временам, Остерегая нас с усердием ходить по головам, Тот ближе к Тихонам и Сергиям, чем к Марксу или нам, Гуманность выбросьте к хренам, Не то съедят, ням, ням!
А то вот есть ещё поборники свободы, А то вот есть ещё сторонники добра — Как бы поклонники тропической погоды Во льдах Архангельска и в городе Петра! Они уверены в плодах своих утопий, Они намерены тут сделать, как в Европе, Чтобы невинность соблюсти И «Капитал» приобрести, Как бы подсахарить, прости, родные шти!
Вам хочется Быть самым модным, Но это крайне опасная стезя! Жить в обществе И быть свободным, И быть свободным от общества нельзя! У нас холодная, огромная, бездомная страна, У нас традиция погромная, и нам она верна, А если вам мила укромная, уютная весна, Мы с грациозностью слона Пошлем вас на, на, на!
(Сrescendo, на авансцене.) Вы с творчеством Антинародным Хотите выжить, над бездною скользя! Жить в обществе И быть свободным, И быть свободным от общества нельзя! Нельзя свободным быть от общества, избравши роль творца, Нельзя свободным быть от отчества, когда вы сын отца, А несогласные растопчутся до самого конца, Хоть вы от пяток до лица Такая ца-ца-ца! |
- Ловушка для сердобольных — «Можарово». По какой-то причине пассажирским поездам приходится проезжать аномальную зону. Ни в коем случае не стоит смотреть в окна — местные твари создадут именно тот образ, к которому труднее всего остаться равнодушным.
- Специально коверкает язык — «Эвакуатор». Главные герои (Игорь и Екатерина) ради развлечения разговаривают между собой на ломаном языке.
- Супружеская измена — самое знаменитое неполитическое стихотворение, «Баллада о кустах». Юмореска на тему влюблённых и мужа, который сидит рядом в кустах с ружьём:
« | Я сижу в кустах, моя грудь в крестах, моя голова в огне,
Все, что автор плёл на пяти листах, довершать поручено мне. |
» |
« | Хорошо, говорю. Хорошо, говорю я им. Поднимаю лапки, нет разговору. Но допустим, я буду неслышен, буду незрим, уползу куда-нибудь в щёлку, в нору, стану тише воды и ниже травы, как рак. Превращусь в тритона, в пейзаж, в топоним. Нет, они говорят, никак. Нет, они отвечают, никак-никак. Только полная сдача и смерть, ты понял? |
» |
— Двенадцатая баллада |
« | Земля безвидна и пуста. Ни милосердия, ни смысла. На ней не может быть Христа, его и не было, приснился. Сыскав сомнительный приют, не ожидая утешенья, сидят апостолы, и пьют, и выясняют отношенья: |
» |
— Пасхальное |
Примечания[править]
- ↑ признан иноагентом и находится в розыске
Евреи и еврейское искусство | ||
---|---|---|
Б-г Израилев | Библия • Иудаизм (это круто!) • Машиах • Могучий лев Яхве | ![]() |
Б-гоизбранный народ | Еврей-насмешник • Идише мамэ • Мудрый еврей vs Хитгый и жадный евгей • Прекрасная еврейка • Самсон • Скрыть еврейское происхождение vs Поцл... | |
Места обитания | Галут (Гомель • Краков • Львов • Одесса) • Древняя Иудея/Израиль (Иерусалим) | |
Б-гоугодное искусство | Дмитрий Зильбертруд • Даниэль Клугер (Дела магические) • Ликвидация • Пётр Бормор... | |
Таки да! | ЦАХАЛ • Арабо-израильский конфликт • Хуцпа... |