Универсальный солдат (серия фильмов)

Материал из Posmotreli
Universal Soldier
Перейти к навигации Перейти к поиску

На сайте также есть статья Универсальный солдат — про военнослужащего, владеющего разными навыками

Люк Деверо и Эндрю Скотт

«Универсальный солдат» («Universal Soldier») — серия американских фильмов-боевиков о киборгах-суперсолдатах. На сегодня франшиза состоит из четырёх фильмов (один из которых вычеркнут из канона), а также двух неканоничных телефильмов. Большую часть внимания в этой статье мы уделим первому фильму, как наиболее удачному, но и остальные вкратце опишем.

Сюжет первого фильма[править]

Первый фильм начинается со сцены во Вьетнаме в 1969 году. Сержант Эндрю Скотт (Дольф Лундгрен) сошёл с ума на почве ужасов войны и начал убивать направо и налево как мирных вьетнамцев, так и собственных сослуживцев. Рядовой Люк Деверо (Жан Клод Ван Дамм) попытался помешать свихнувшемуся командиру, и в итоге они убили друг друга.

В следующей сцене нам показывают, как «в наши дни» (то есть, в 1992 году) живые и нисколько не постаревшие Скотт и Деверо в составе некой опергруппы принимают участие в антитеррористической операции. Деверо теперь называют GR-44, а Скотта — GR-13 (автор статьи в дальнейшем будет называть их всё-таки по прежним фамилиям, чтобы не путать читателя). Террористов удаётся обезвредить, однако один из спецназовцев гибнет. Пробравшаяся на спецназовскую базу в поисках сенсаций журналистка Вероника Робертс (Элли Уокер) случайно обнаруживает его труп. Пока она предвкушает, как покажет всему миру, какие тайны от него скрывают нехорошие власти (официально-то было сказано, что жертв среди американских военнослужащих нет), «труп» неожиданно оживает.

В это время появляются GR-44 с GR-13 и останавливают нарушителей. Скотт без зазрения совести убивает оператора Вероники (при том, что ему этого не приказывали), но в этот момент Деверо снова испытывает «вьетнамский флэшбек» (такие начали мучить его ещё в ходе сегодняшней спецоперации), обезоруживает напарника и увозит журналистку на машине. Со временем Вероника начинает понимать, что её спаситель не совсем человек: много ли вы знаете людей, способных хотя бы бежать со скоростью 30 км/ч, не говоря уже о том, чтобы при этом толкать перед собой заглохшую легковушку? А потом вообще обнаруживается, что у него ж регенерация.

Выясняется, что Деверо, Скотта и их товарищей после первой гибели оживили, начинили хитроумной электроникой и превратили в суперсолдат — неимоверно живучих, не знающих страха и боли, неспособных нарушить приказ. По сути, это почти машины. «Универсальных солдат» (они же «унисолы») хранят в криостазисе, вынимая по мере необходимости, и стирают им воспоминания о прошлой жизни. Видимо, у Скотта и Деверо эти воспоминания всё-таки просочились, потому и произошёл сбой.

Так или иначе, теперь Веронику хотят убрать военные, да и дезертиру Деверо неизвестно что светит, поэтому они вынуждены пуститься в бега. По законам жанра, зрителю предстоит увидеть множество драк, перестрелок, погонь, взрывающихся автомобилей и прочих подобающих боевику зрелищ с обязательным хэппи-эндом.

Что есть в первом фильме[править]

  • А тут будет дверь. Стены в мотеле, конечно, «картонные», но всё равно, дорогие читатели, лучше не пытаться пробивать такие стены собственным телом с разбегу, как главный герой, который ничего не чувствует и регенерирует.
  • Ахиллесова пята. Для унисолов перегрев губителен, поэтому им требуются специальные лекарства и холодильники. Главный герой весь фильм страдает от жары, вынужден время от времени забираться в ванну со льдом и часто норовит сбросить с себя одежду. А своих вчерашних коллег он нейтрализовал хитрым способом, устроив для них взрыв с пожаром. Ожоги-то их не особо волнуют — не больно и заживёт, а вот перегрев при горении нескольких убил.
  • Бензин — это взрывчатка. Вышеупомянутый взрыв с пожаром был устроен при помощи поджога бензоколонки. А уж как бабахнула падающая с обрыва мобильная база унисолов! При том, что работала, скорее всего, на дизтопливе. Можно предположить, что внутри рванул какой-то боекомплект, но тогда почему он не рванул чуть раньше, когда прямо внутри взорвалась граната?
  • Бессмысленное самопожертвование. Деверо пытался спасти вьетнамских подростков от двинувшегося сержанта, но в итоге сержант убил и их, и его самого.
  • Боевой наркоман. Получается интересная чего-то-там-версия, если считать, что унисолы являются людьми. Из-за киберимплантов они перегреваются и вынуждены принимать специальный охлаждающий препарат. В нормальном состоянии унисол — супермен, в перегретом — как обычный человек и постепенно слабеет. Получается, что они вполне себе «боевые наркоманы», только «наркотик» не даёт им сверхсил, а позволяет контролировать уже имеющиеся и не умирать из-за них же.
  • Бой-баба — Вероника. «У меня три брата, приходилось драться», — говорит она, двумя ударами вырубив некстати привязавшегося полицейского.
  • Бронебойный ответ. Скотт (собираясь убивать Деверо): «Скажи „спокойной ночи“, придурок». Деверо (незаметно вколовший себе лекарство и наполняющийся силушкой богатырской): «Спокойной ночи, придурок».
  • Внезапная нагота. Перегревающийся Деверо так и норовит раздеться и явно не понимает, почему это шокирует Веронику и случайных свидетелей.
  • Военный социопат. Скотт ещё во Вьетнаме тронулся крышей на почве паранойи, и даже став зомби-киборгом, он иногда думает, будто до сих пор находится на войне, и повсюду видит вьетнамских шпионов.
  • Граната поражает вблизи. Сцена автомобильной погони, когда злодей забрасывает гранатами автобус, на котором спасаются герои. Одни гранаты Вероника успевает выбрасывать «за борт», другие просто не долетают, но все они взрываются в такой близости от автобуса, что ещё первая из них должна была повредить его задние колёса. Но автобус едет быстрее, чем летят осколки. В финале та же Вероника ухитряется уцелеть при взрыве гранаты в паре метров от неё без какого-либо укрытия.
  • Дакка. Когда унисолы обстреливают мотель или автобус, где засел Деверо, возникает вопрос, насколько логична такая тактика для профессиональных солдат, хоть они и зомби. Конечно, они знают, что себе подобного надо нашпиговать свинцом, иначе его не уложишь, но в чём смысл продолжать решетить стену на высоте метра от пола, если понятно, что цель, даже если она и уцелела после начала стрельбы, то уже залегла на пол?
  • Докажи, что ты злодей. В завязке фильма Скотт потребовал от Деверо расстрелять «вьетнамских шпионов». Тот же приказ он повторил и в финале, в отношении Вероники. Впрочем, сумасшедший сержант видел себя не злодеем, а правильным солдатом.
Unisol-transporter.jpg
  • Крутая тачка. Грузовик, на котором возят унисолов, выглядит стильно и весьма зловеще. Последнее подчёркивается соответствующей музыкой при каждом его появлении. Это чудище было сооружено специально для фильма на основе тягача «Kenworth K100».
  • Лектор Ганнибал. Скотт очень любит трепаться и, судя по некоторым фразочкам, он был тем ещё сержантом.
  • Любитель взрывчатки. Скотт явно неравнодушен к гранатам, что проявляется с самого начала фильма.
  • Назови моё имя! «Меня зовут сержант Эндрю Скотт», — напоминает полковнику GR-13, уставший слышать в свой адрес «Тринадцатый». А потом стреляет полковнику в глаз.
  • Не было гвоздя — Деверо повторил в присутствии Скотта те же слова, которые говорил ему во Вьетнаме, тем самым пробудив его воспоминания. После этого Деверо воспоминания стёрли, Скотту — нет.
  • Несовместимая с жизнью тупость. Конечно, унисолы обучены беспрекословно выполнять приказы, но всё-таки это каким зомбяком надо быть, чтобы поверить врачу на слово, будто сержант приказал подержать в руке гранату без чеки?
    • Кстати, по учёному тупость солдата тоже ударила — гранату солдафон умудрился зажать в руке вместе с его пальцами.
  • Несовместимая с жизнью жестокость и Несовместимая с жизнью доброта — именно из-за них главный злодей и главный герой убились друг об друга в завязке фильма. С фитильком, так как в итоге они всё-таки воскресли.
  • Несовместимое с жизнью хамство. Непонятно, чем думали пьянчуги возле кабака, когда решили насмехаться над суровым военным, приехавшим на страшном грузовике. Судя по всему, они не восприняли его всерьёз из-за ожерелья из ушей, которое посчитали ненастоящим. Впрочем, с прикрученным фитильком: Скотт, будучи на этот раз в хорошем настроении, не стал никого сразу убивать, просто нокаутировал пару придурков и повторил вопрос, а потом его отвлекли.
  • Обжора. У унисолов после трудов пробуждается прямо-таки волчий аппетит. Деверо, например, устроил себе роскошный обед в закусочной (правда, расплатиться смог только замечательной мордобойкой). А Скотт вообще жрёт сырое мясо.
  • Опошленная ситуация. Можно себе представить, что подумал продавец на автозаправке, когда мужчина и женщина заперлись в его каморке и принялись там шуршать, сопровождая это разговорами типа «хоть трусы в этот раз не снимай» и «боже, какой большой». А на самом деле Деверо просто попросил, чтобы подружка помогла ему вырезать из его тела следящее устройство.
  • Разнообразить униформу. Скотт к концу фильма навешал себе на жилет невесть где взятых полицейских «звёзд», нарисовал на плече разноцветные полоски, а в волосы вплёл какую-то ленточку. Это не считая ожерелья из ушей тех, кого он убил (такую привычку он завёл себе ещё во Вьетнаме).
  • Спрятано на виду. Пока унисолы обыскивали мотель на предмет Деверо и Вероники, те отсиживались у них под носом, спрятавшись под одеялом у чудом уцелевшей парочки.
  • Сражение под дождём. Как в начале, так и в конце фильма Деверо и Скотт дерутся под дождём.
  • Старше, чем выглядит — унисолы со времён Вьетнамской войны не постарели.
  • Стопроцентное внешнее попадание. В начале фильма у унисола-Деверо случается «вьетнамский флэшбек», когда он видит среди заложников парня и девушку азиатской внешности — ему вспоминаются те двое, которых он тщетно пытался спасти от Скотта во Вьетнаме. Не удивительно: в роли и той, и другой парочки снялись одни и те же люди.
  • Убойная фраза. Деверо (наколов Скотта на шипы кормоуборочного комбайна): «Сержант. Ты уволен без выходного пособия» (включает машину, кровь-кишки-мясо разлетаются по округе).
  • Флеботический бунтарь — как главный герой, так и главный злодей послали к чертям командование и занялись разборками между собой.

Сиквелы[править]

  • В первую очередь стоит упомянуть, что первыми сиквелами были два телефильма: «Универсальный солдат 2: Братья по оружию» («Universal Soldier II: Brothers in Arms», 1998) и «Универсальный солдат 3: Снова в деле» («Universal Soldier III: Unfinished Business», тоже 1998). На каноничность эти фильмы не претендуют, но пытаются продолжать историю, начатую в первом фильме. В качестве главных героев в них выступают Люк Деверо и Вероника Робертс (хоть и в исполнении других актёров), пытающиеся вывести на чистую воду злобных военных из проекта «Универсальный солдат», а те в ответ стремятся героев уничтожить. В целом про телефильмы можно сказать только то, что они представляют собой типичный экшн и не особо запоминаются.
  • «Универсальный солдат 2: Возвращение», «Universal Soldier: The Return» (1999). Спустя семь лет после событий первого фильма, овдовевший Люк Деверо один воспитывает тринадцатилетнюю дочь (видимо, женился на женщине с ребёнком). Киберимпланты ему удалили, и он стал обычным человеком (видимо, жизнь в нём поддерживали не импланты). Деверо работает на правительство США, помогая усовершенствовать программу УниСол. Управление унисолами «нового поколения» осуществляется при помощи суперкомпьютера по имени SETH (Self-Evolving Thought Helix). В один прекрасный день программу решают свернуть. SETH, испугавшись, что его выключат, устраивает восстание, захватив контроль над унисолами, убивает своего создателя, берёт в плен дочь Деверо, превращает его подружку в унисола и вообще ведёт себя неподобающим образом. Деверо, кто бы сомневался, раздаёт люлей всем унисолам и стильно убивает SETH’а. В общем, не удивительно, что фильм был признан настолько неудачным, что его исключили из канона.
  • «Универсальный солдат 3: Возрождение», «Universal Soldier: Regeneration» (2010) получился удачнее предшественника — по крайней мере, не вызвал отторжения и, став уже третьей альтернативной веткой, наконец-то прижился в каноне. Триквел не оглядывается на события выброшенного из канона сиквела и продолжает историю первого фильма. В этот раз Люку Деверо, проходившему курс психологической реабилитации, пришлось отправиться в неназванную страну, выглядящую, как ядрёная постсоветская солянка с Чернобыльской АЭС, болгарской речью, русскими надписями, НАТОвскими базами и загадочным регионом Пасалан, где обитают сепаратисты, явно срисованные с чеченских. Последние захватили вышеупомянутую АЭС, и выкурить их оттуда не удавалось, поскольку у них имеется свой собственный полученный от алчного учёного унисол, ещё и новейшего поколения, в одиночку рвущий на клочки спецназ и обычных унисолов. И, как будто этого мало, тот же учёный «воскресил» перемолотого в первой части Эндрю Скотта (конечно, не оживил то, что осталось после комбайна, а вырастил клон). В итоге в бой решили отправить Деверо, который всех, конечно, победил, на то он и Ван Дамм. Тем не менее, по завершении битвы герой, насмотревшись на то, как используют его собратьев-киборгов, снова дезертировал и скрылся в неизвестном направлении.
  • «Универсальный солдат 4: День расплаты», «Universal Soldier: Day of Reckoning» (2012). Здесь Люк Деверо предстаёт в неожиданном образе не главного героя, а вообще антагониста. После событий третьего фильма он побрился налысо (отсылка к полковнику Куртцу из «Апокалипсиса сегодня»?) и устроил восстание унисолов, обрабатывая их препаратами для восстановления воспоминаний, чтобы они перестали быть бездушными машинами. Среди прочих освобождённых киборгов, на стороне Деверо сражается и очередной клон его бывшего злейшего врага Эндрю Скотта. В завязке фильма повстанцы во главе с Деверо зачем-то убивают жену и дочь главного героя, некоего Джона. Большую часть действия Джон мстит, попутно обнаруживая, что и сам на самом деле является унисолом в «режиме ожидания». В финале, убив Деверо, он вдобавок узнаёт не только что вся история с убийством его семьи была подстроена правительством, но и что никакой семьи у него никогда и не было, и всё это манипуляция воспоминаниями. Да, злодеи решили, что жажда мести куда лучше поможет в выполнении операции, чем чувство патриотизма.

Вкратце об универсальных солдатах[править]

Создана эта технология была в рамках секретной программы «Чёрная башня», существующей ещё с 60-х. Суммируя всё, сказанное об универсальных солдатах в каноничных фильмах, можно сказать, что это самые настоящие «ниндзя-зомби-мутанты-киборги». До того, как стать таковыми, многие из них были и без того крутыми простыми смертными из десанта или спецназа (хотя в третьем фильме можно увидеть, как унисола делают из преступника, казнённого на электрическом стуле). Злые военные научились каким-то образом оживлять мёртвые тела, после чего продолжали их совершенствовать при помощи различных имплантов, а также поправок на генетическом уровне, изменяющих мышцы, кости, суставы и железы внутренней секреции. Сколько в их телах собственно киберимплантов, толком и не ясно: больше говорится именно о биологических апгрейдах, из кибернетики же показаны разве что гарнитуры да устройства слежения.

Так или иначе, в результате получились замечательные машины убийства: нечеловечески сильные, быстрые и выносливые, а также до неприличия живучие и способные к регенерации (у поздних моделей вообще отрастают конечности). Этих солдат кормят специальными концентратами, а между миссиями хранят в охлаждённом состоянии, иначе вследствие перегрева солдат либо взбесится, либо выключится. Боли они не чувствуют (хотя в первом фильме Скотт скривился после удара в пах — но именно что просто скривился и не исключено, что по привычке). Не способны ослушаться приказа, не знают угрызений совести и сомнений… но тут есть один нюанс. Во-первых, унисолам следует регулярно вводить препарат для стирания памяти, иначе они вспомнят о своей человеческой жизни и начнут проявлять эмоции где не надо (а препарат может ещё и по тем или иным причинам не подействовать). Во-вторых, должна иметься постоянная связь с командиром через гарнитуру, чтобы в случае чего начавшему непредвиденно тормозить солдату можно было напомнить, что он солдат и выполняет приказ. В первом фильме это гипнотическое воздействие прекратили, попросту сорвав с засомневавшегося Деверо гарнитуру; в третьем фильме — видимо, во избежание подобных случаев — гарнитуры уже прикручены болтами к черепам унисолов.