Анабиоз

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Это статья про особое биологическое состояние. Если вас интересует видеоигра, то про неё есть статья Анабиоз: Сон разума.

Итак, мы уже умеем строить звёздные корабли. Мы решили массу сопутствующих технических проблем: с навигацией, с искусственной гравитацией, с жизнеобеспечением по замкнутому циклу, с защитой от микрометеоритов, с защитой от жёсткого излучения и несть им числа. И кандидатов-добровольцев хватает. А вот чего у нас нет — ни гиперпривода, ни Варп-портала не открыть (и, между нами, слава богу, что не открыть!). Зато есть мощные двигатели, способные разогнать наши звездолёты до нескольких процентов световой, это много! Это просто дофига как много, если сравнить со скоростями, которые доступны нам сейчас. И этого ничтожно мало в межзвёздных масштабах, до ближайшей звезды выйдет всего-то около столетия полёта.

Если на таких условиях мы всё же захотим попытаться колонизировать другие планеты, но не захотим заморачиваться с кораблём поколений (и добиться того, что перед инопланетянами нас будут представлять полуобразованные сектанты и мутанты), то способ у нас есть только один.

Анабиоз, он же «гибернация», «криосон», «холодный сон», «долгий сон», «гиперсон» и прочие синонимы. Технология эта полезна не только для долгих полётов в космосе, но и для перемещения в будущее, например, неизлечимо больных людей (с упованием на то, что там будет изобретено лекарство). Или преступников можно усыплять на весь срок заключения, чтобы не тратиться на их кормёжку и охрану (хотя в чем наказание, если можно продрыхнуть весь срок, а потом выйти молодым?[1][2]). Или попросту использовать анабиоз как замену машине времени (с билетом в одну сторону).

В фантастике анабиоз обычно изображают так: героя переодевают в обтягивающий комбинезон, укладывают в саркофаг с прозрачной крышкой и мигающими лампочками на пульте, внутреннее пространство саркофага затягивает туманом, и герой просыпается уже в другой системе или другом времени, ничуть не изменившись. Подробности обычно не раскрываются. Если хотят добавить чуточку комичного реализма — дают понять, что какие-то обменные процессы идут и в анабиозе, и герой просыпается обросшим волосами, бородой и с длинными ногтями на всех пальцах.

Если какие-то технические подробности нам всё же сообщают, то, как правило, это будут три способа:

1) Криогенная заморозка. То бишь, в «ледяную статую», как деликатес в морозилке. Очень плохая идея, на самом деле, в человеческом теле слишком много воды, которая расширится при замораживании и необратимо повредит клетки тела. Каждую. НЕ очень совместимо с жизнью, разве что человека подвергнуть перед криогенизацией ещё и дегидратации, и чтобы он при этом выжил. Все вышесказанные побочные эффекты не действуют на некоторых лягушек. Так что… генная инженерия поможет. Почти никем из авторов это не было применено как обоснуй, так что это самый реалистичный и актуальный способ. Правда сейчас генетические эксперименты на людях запрещены.

2) Гипотермия. Не заморозка, но охлаждение и не консервация, но замедление обменных процессов в организме. Существуют реальные случаи успешной реанимации людей, охлажденных без какой бы то ни было подготовки до температуры ниже 20 градусов, так что, в принципе, это не противоречит физиологии человека. Но воспроизвести это общедоступным способом мы пока не умеем. И остается другое ограничение — стареть человек медленно, но продолжит, так что для очень долгих путешествий (а любое космическое путешествие очень долгое) и эта технология малополезна (не много радости уснуть в 20 (био)лет, а проснуться и тебе их 50)[3].

3) Всякая пограничная экзотика, которой больше подойдет название «консервация», хотя сфера применения та же самая: хроностазис, разложение на атомы, перевод в полевую форму и прочая.

Автор, понимающий матчасть, скорее всего использует комбинацию из гиперпривода и анабиоза. В самом деле, если полет в другую систему будет длиться месяцы (а не часы с минутами) — не лучше ли экипажу несколько месяцев проспать, чем всё это время драить палубу, маяться от скуки и заводить запутанные любовные многоугольники (с участием различных видов и полов включительно)? С другой стороны, вдруг пока все спят, на корабле что-то отвинтится или управляющий полетом компьютер решит махнуть к Альфе Центавре (от этого проверенное средство — вахтовый метод)?

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Анабиозу подвергают обычно молодых и красивых принцесс с помощью заколдованных яблок. Пробуждающим триггером служит поступок прекрасного Принца.
    • Братья Гримм, «Белоснежка». Королевич приказал слугам нести гроб, они его споткнулись, от сотрясения из горла Белоснежки выскочил кусок отравленного яблока. Она открыла глаза, приподняла крышку гроба и сама поднялась.
  • А. С. Пушкин, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — уничтожение капсулы: «И о гроб невесты милой / он ударился всей силой. / Гроб разбился. Дева вдруг / ожила, глядит вокруг…».
    • Во всех других народных и авторских сказках было необходимо вытащить кусок яблока, шип из пальца etc.
    • «Белоснежка и семь гномов» в версии Диснея — Белоснежку разбудил поцелуй принца.

Литература[править]

  • Герберт Уэллс, «Когда спящий проснётся» (When the Sleeper Wakes/The Sleeper Awakes) — вариант с летаргическим сном и с тем же эффектом.
  • Первое, надо полагать, упоминание в советской фантастике — в рассказе А. Беляева «Ни жизнь, ни смерть». Исследует именно психологические и социальные проблемы проспавшего многие годы человека, утратившего всех близких и привычное окружение.
  • А. Казанцев, «Фаэты» — Инко Тихий и его жена Эра Луа погружаются в анабиоз на орбите Земли, чтобы в далёком будущем встретиться с вышедшими в космос землянами.
  • Братья Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу» — авторы зверски поиздевались над тропом во время путешествия Саши Привалова в вымышленное будущее. Пока мужчины отправляются в космос, женщины остаются их ждать, замораживаясь в Пантеоне-Рефрижераторе.
    • Пародия на Казанцева, у которого персонажи действительно обсуждали такой вариант, чтобы дождаться близкого человека из релятивистской экспедиции.
      • Чтобы быть совсем точным, весь эпизод с «Пантеоном» из путешествия Привалова прямо отсылает к очень нашумевшему в 1960-х, но почти забытому ныне роману «Гриада» А. Колпакова. Здесь и собственно пантеон, в котором подруга главного героя проспала миллионы лет, и путешествие к центру галактики, и вообще целый ворох безыскусно заимствованных из космической оперы штампов, над чем и поиздевались от души братья.
        • И отчасти — прямо подражающему «Гриаде» роману Олеся Бердника «Пути титанов»/«Шляхи титанів», такой же простодушной космоопере в духе Гамильтона.
    • Не пародия — в книге Виктора Цокоты «Звезда бессмертия», малоизвестной сейчас, именно так и поступили с близкими космонавтов, отправившихся в «многодесятилетний» полёт. Правда, каждые 5-7 лет спящих будят на пару месяцев, чтоб ознакомить с новшествами и изменениями жизни на Земле.
  • Многократно упоминается у Станислава Лема:
    • «Фиаско» — «экстренная заморозка» используется в качестве ultima ratio, в ситуациях, когда терять уже нечего. Описана весьма подробно, в том числе дано и объяснение, почему от неё отказались: воскресить кого-то, пролежавшего в заморозке 200 лет? удалось, вот только из прошлой жизни он ничего не помнил. Для полетов в космосе разработали технологию «эмбрионирования».
    • В романе «Непобедимый», именно в гибернационной камере члены спасательной экспедиции обнаруживают единственное хорошо сохранившееся тело члена экипажа погибшего звездолёта и даже пытаются его реанимировать.
    • «Звёздные дневники Ийона Тихого, путешествие 24-е» его же. Бжуты снимают с индивида персонограмму (карту тела с точностью до атомов), после чего его можно распылить и в том же виде собрать заново. Автор не учёл (или сознательно проигнорировал — все-таки фарсовый сеттинг, а может Ийон не все написал) того момента, что атомная структура постоянно меняется (а память — тоже атомная структура), так что персонограмму надо будет снимать перед каждым распылением.
      • А в 28-м путешествии приводятся фрагменты бортжурнала Светомира Тихого (отца Ийона). В его ракете есть гибернаторы и холодильники. Последние для еды. Внешне и те и другие похожи. Если кто-то пошутит, поменяв таблички, то звездные путешественники могут по ошибке съесть кого-то из своих коллег, приняв за замороженную говядину.
      • В принципе, в сеттинге Тихого холодильник можно использовать как гибернационную камеру. Пару раз упоминалось вскользь.
      • В немецком «Ийон Тихий — космопилот» у Тихого есть гибернационная кровать. Только она не работает…
  • «Дверь в лето» Роберта Хайнлайна — герой создает временную петлю, погрузившись в «долгий сон», потом найдя способ переместиться в прошлое и, исправив там то, что исправить было необходимо — снова погружается в «долгий сон» и просыпается в будущем второй раз.
  • «Тоннель в небо» его же. В этой реальности на одном физико-математическом обоснуе действуют технологии и пространственных ворот и стазисных полей. Так что для космических путешествий стазис не нужен, но его используют как замену гибернации (дать больному дожить до изобретения лекарства, к примеру).
  • А. Волков, «Тайна заброшенного замка». Почти весь экипаж рамерийского звездолёта «Диавонна» погружён в анабиоз. Бодрствуют на протяжении 17 лет космического полёта лишь четверо: врач Лон-Гор, штурман Кау-Рук, командир экспедиции Баан-Ну и полковник Мон-Со. Последний, в отличие от остальных, все годы перелёта официально бил баклуши.
  • Л. М. Буджолд, «Криоожог» — планета Кибо-Дайни помешана на продлении жизни, и большинство стариков и неизлечимо больных у них замораживают в криостазе. Автор в курсе, что замораживать человеческое тело до ледышки — плохая идея, поэтому прикрутила обоснуй: перед криостазом вся кровь в организме человека сливается и заменяется криоконсервирующим раствором. Правда, всё равно остаётся куча воды в тканях…
      • Это судя по всему взято у Эдгара Берроуза из его Марсианского цикла. Там Герр доктор Рас Тавас таким образом хранил тела для экспериментов и пересадки органов.
    • Вообще же в этом мире практикуется криозаморозка раненых, которых потом перевозят в больницы с высокотехнологичным оборудованием. В книге «Танец отражений» капсулу с Майлзом отправили анонимно.
    • Но без повреждений не обходится — сам Майлз неслабо пострадал в процессе полевой заморозки. Ну на то она и полевая, посреди боя, причем проигранного. А вот на планете, где любят замораживаться, Майлз попал в центр скандала с распилом бюджета, из-за которого его, собственно, и захотели немного убить. Тут заморозка происходила планово, в спокойной обстановке, и не должна была сопровождаться какими-либо неприятностями… Однако выяснилось, что одна из крупнейших «замораживающих» компаний планеты, получающая деньги за услуги по заморозке и хранению ледышек, в определенный период времени сэкономила на технологии и значительное число клиентов, замороженных в эти годы, если не все вообще, необратимо попортились. Руководство знает об эпическом косяке, но, пока трупики лежат замороженными, все более-менее тихо, потому они делают вид, что ничего не произошло, попутно переводя в трупный вид тех, кто слишком глубоко засунул свой нос в «производственный процесс».
  • Стивен Кинг, «Долгий джонт» — инверсия и игра с тропом. Этот самый джонт — мгновенное перемещение материи на сколь угодно далёкое расстояние, однако разум при этом ощущает, судя по всему, бесконечно долгое путешествие через абсолютное ничто, так что джонтироваться, при этом не умерев и сохранив рассудок, можно только во сне. Обычном, но суть его в данном случае полностью тождественна такому вот анабиозу.
  • Кейт Уильям, трилогия «Наследство» о Корпусе морской пехоты в космосе — применяется на субсветовых космических кораблях, отличается уровнем летальности от 3 до 5 % в среднем на рейс.
  • М. Тырин, «Жёлтая линия» — человеческий материал не слишком большой ценности (иммигрантов, клонированные тела) перевозят между планетами в обезвоженном виде, наподобие сухофруктов, а в пункте прибытия отмачивают обратно. И кушать по дороге не просят, и не стареют, и массогабаритные показатели сильно сокращаются.
  • «Гость из бездны» Георгия Мартынова — в 39 веке, куда попадает герой, анабиоз используется повсеместно.
  • В. Савченко, «За перевалом» — главный герой, профессор Альфред Берн, в 1952 г. инсценировал свою гибель, а на самом деле погрузил себя в анабиоз, рассчитывая проснуться тысячелетии этак в двадцатом. Но атомные часы сломались, в итоге проснулся он в 2166 г., в эпоху почти что коммунизма.
    • «Пробуждение профессора Берна» — отдельный рассказ, ставший впоследствии прологом вышеупомянутого романа.
  • Павел Шумил, «Последний повелитель» — вокруг анабиоза строится завязка. Главный герой, студент-стажёр, случайно пропустил экстренную эвакуацию с исследуемой планеты, испугался и решил залечь в анабиоз, обоснованно, как он думал, полагая, что за несколько десятков лет спасательная экспедиция уж точно к нему доберётся. В силу студенческого раздолбайства вместо настройки анабиозной камеры подключил для управления свой ноутбук. Тот, конечно, тоже был сделан по технологиям XXII века, но столетней работы не перенёс, и недотёпа-стажёр проспал тысячу лет, пока камера не исчерпала ресурс. Спасатели, как нетрудно догадаться, так и не явились.
  • Аластер Рейнольдс «Спячка» — всё население Земли пребывает в анабиозе, присматривают за этим около двадцати тысяч случайно выбираемых размороженных.
  • Владимир Дрозд, «Ирій» — вывиха мозга ради. Главный герой испытал на себе сабж совершенно внезапно, когда замерз, засмотревшись на свою безответную любовь. По весне оттаял. И главным героем, и окружающими воспринято как так и надо, разве что за отросшие волосы и ногти главный герой получил выволочку в школе.
  • Анна Шихан «Долгий, долгий сон» — Розалинда случайно или нет провела в криокапсуле 60 лет, проспав войну, пандемию и возрождение мира. На самом деле — гораздо больше, если считать то время, когда ее погружали в криосон родители.
  • Елена Булганова, «Инсомния» — почему, говорите, в Нижнем мире нет мужчин старше 30? Потому что все они ложатся в анабиоз в ожидании войны с миром людей, а кто не ложится — изгоняется в Чёрные пещеры как предатель.
  • Сергей Лукьяненко, «Танцы на снегу». Женщины кроме Инны Сноу не переносят гиперпереход, так что должны летать в анабиозе в специальных капсулах, «с льдинками на глазах». Отсюда много сексизма.
  • Трилогия об инквизиторе Грегоре Эйзенхорне начинается с планеты, на которой долгую зиму люди проводят в криосне.
  • Бет Рэвис, «Через Вселенную» — главную героиню погружают в трехсотлетний анабиоз, когда она вместе с родителями отправляется колонизировать другую планету. Анабиоз для нее не задался: в последний момент, когда уже поздно было что-то менять, выяснилось, что ее замораживают на год раньше, чем нужно, затем большую часть времени, лежа в капсуле, она все чувствовала и понимала, и еще и разморозилась раньше срока.
  • «Успех» Михаила Харитонова — тут заморозка используется повсеместно. В частности, колонистов на новые планеты забрасывают именно так: их, собственно, и до перелёта замораживают и выводят на орбиту, а оттуда забирают по необходимости. Через заморозку проходят и обычные пассажиры кораблей: включение местного варп-двигателя для людей не смертельно, но мучительно. А ещё раньше путешествия, пусть и со сверхсветом, растягивались вовсе на годы, из-за чего без технологий заморозки было бы совсем туго. Замораживаются и на планетах: так, отец протагониста попытался переждать кризис в анабиозе, но был пойман и осуждён.
  • Брайан Д’Амато, дилогия «Ритуалы апокалипсиса». С фитильком — консервация целенаправленным попаданцем в средневековую Мексику своего нового тела так, чтобы через 13-14 веков современные ученые смогли извлечь из мозга прижизненные знания и с их помощью предотвратить "светский" апокалипсис.
  • Потерянный флот ― потеряв в бою корабль, Джону Гири приходится лечь в анабиоз и ожидать спасения. Спасают его аж через сто лет, когда пролетающий мимо флот Альянса внезапно обнаруживает его капсулу.
  • Гарри Тёртлдав, цикл «Мировая война» ― за тысячи лет, инженеры Расы наладили анабиозные капсулы так, что они полностью безопасны. Так как любой полёт между планетами империи занимает десятилетия, все на борту за это время спят. В финальной части, американцы строят собстыенный звездолёт и также помещают всех в анабиоз. К сожалению, технология анабиоза до сих пор не отшлифована, так что по крайней мере один человек не просыпается после прибытия в систему Тау Кита тридцать лет спустя. И не просто случайный пассажир, а посол димломатической миссии (его имя не называют, но можно догадаться, что это ― Генри Киссинджер. СССР строит собственный аналогичный звездолёт несколько позже и запускает «Молотова» по направлению в ту же систему. Впрочем, он оказывается устаревшим уже в пути, когда на орбиту Дома прибывает первый американский сверхсветовой звездолёт, которому анабиозные капсулы уже ни к чему, так как весь полёт занимает от силы 5 недель.
  • Лю Цысинь, «Задача трех тел» — жители Трисоляриса обезвоживают свои тела на время «эр хаоса» (времени, когда из-за слишком близкого или слишком далекого расположения Солнц климатические условия малопригодны для жизни), а потом как ни в чем не бывало регидрируются и живут до следующей «эры хаоса». Не совсем анабиоз, однако суть та же.

Кино[править]

  • «Замороженный» («Hibernatus», комедия с Луи де Фюнесом) — классика, про то, как пролежавшего 65 лет в заморозке человека решают постепенно адаптировать к современности.
  • «Леденящий» («Chiller», что, вообще-то переводится просто «Холодильник», ранний триллер Уэса Крейвена) — человек, 10 лет пролежавший в криокапсуле, был успешно разморожен, но оказался отморозком полным чудовищем без совести и эмпатии. Объяснение — он на самом деле умер при заморозке, душа его отправилась на тот свет и не вернулась обратно при «воскрешении».
  • Во вселенной «Чужих» полет в гибернаторах — неотъемлемая часть техносеттинга.
    • «Чужой против Хищника» — хищники держали в постоянной заморозке королеву чужих в своём храме и размораживали раз в 100 лет для создания лицехватов и начала охоты.
  • «Пассажиры» (2017) — большая группа колонистов летит в другую систему в состоянии гибернации, вот только из-за сбоя один пассажир проснулся сильно заранее…
  • «Пятый элемент» — вариант с прикрученным фитильком: пассажиров лайнера погружают в сон для их комфорта, но полет проходит очень быстро. Экипаж и «зайцы» не спят.
  • Цикл фильмов о Риддике — местный гипердрайв достаточно медлителен и поэтому при дальних перелетах приходится использовать криосон.
  • «Разрушитель» — в будущем практикуется заморозка преступников на N десятилетий, чтобы не тратить на них еду и вообще. Хотя не понятно в чем наказание — даже с учетом того, что они что-то чувствуют (не факт что это было только у ГГ, который вообще не виновен), злодей вряд ли страдал, да и какой смысл замораживать его навечно?
  • «Пандорум» — корабль летел до планеты назначения 100 лет и прилетел 800 лет назад, большая часть колонистов лежала в криокапсулах, а экипаж замораживался посменно. Вот только на середине полёта всё пошло как обычноиз-за сумасшествия очередного капитана.
  • The Sleeper.
  • «Космические дальнобойщики» — больная мать Синди, как оказалось в конце фильма, всё это время провела в анабиозе и биологически была не старше своей дочери. Что стало для главного героя приятным сюрпризом.
  • «Звёздные Войны» — заморозка в карбоните частенько применяется в Далекой-Далекой Галактике. Популярно у охотников за головами для хранения захваченных пленников, чтобы не сбежали по дороге. Есть пример и нестандартного применения, например Энакином Скайуокером и капитаном Рексом во время Войн Клонов, чтобы проскочить через сканеры органики КНС. Хотя организм имеет хорошие шансы пережить длительную заморозку, но возможны неприятные побочные эффекты вроде временной слепоты.
    • Также во вселенной ЗВ применяется и стазис-поле, замедляющее или вообще останавливающее ход времени, хотя субъект все это время может оставаться в сознании. Использовалось еще раката для содержания пленников. Также в стазисе 300 лет провел и Реван.
  • «Секс-миссия», известный также в другом переводе как «Новые амазонки»: героев не разморозили вовремя, в результате чего они просыпаются совсем в другом мире, нежели рассчитывали.
  • «Открой глаза», а также его ремейк «Ванильное небо»: с прикрученным фитильком — главный герой осознаёт это только в финале, в результате чего получаем конец-переворот.
  • «Идиократия» ― главных героев замораживают на год чтобы протестировать новую технологию анабиоза. Однако за это время, командир проекта попадает под арест за сутенёрство, и проект закрывают. О криокапсулах благополучно забывают. Пятьсот лет спустя, великий мусорный обвал отключает криогенную систему, и главные герои пробуждаются в очень странном будущем. В финале пробуждается и сутенёр Риты.
  • «Опоздавшие к обеду» ― в 1962 г., два друга попадают в просак. Один получает пулевое ранение, и они находят какого-то доктора. Он извлекает пулю, однако узнаёт, что второй вскоре умрёт от проблемы в почках. Он предлагает заморозить их до тех пор, пока медицинская наука не сможет вылечить его. Проходит 29 лет. По неосторожности водителя, лабораторию затопляет, и они пробуждаются. К их великому ужасу, они узнают, что дочь одного из них уже полностью взрослая, а жена давныв-давно вышла за другого.
  • Avatar ― полёт от Земли к Пандоре занимает около 6 лет, так что анабиоз попросту необходим. Главный герой пробуждается уже на орбите Пандоры.
  • «Космическая одиссея 2001 года» ― исследователям корабля «Дискавери» приходится лечь в анабиоз, чтобы добраться до орбиты Юпитера чтобы сэкономить на ресурсах. Не спят только два пилота и искусственный интеллект HAL-9000. Из-за конфликта в инструкциях, ИскИн разрешает логическую нестыковку решением убить экипаж. Он отключает систему жизнеобезпечения анабиозных капсул, тем самым убивая исследователей во сне.

Телесериал[править]

  • «Сосны» ― где-то в середине первого сезона становится известно, что городок Уэйуорд Пайнс на самом деле находится в будущем. Все его жители были заморожены доктором Дэвидом Пилчером, который предвидел вымирание человечества и решил начать заново 2000 лет спустя. Ради этого он и его люди похитили сотни (а возможно и тысячи) людей и заморозили их. Первой группе размороженных, Пилчер рассказал всю правду, после чего они взбунтовались и погибли, убитые мутантами ― потомками людей. Второй группе Пилчер решил ничего не говорить, так что все они считают, что каким-то образом очутились в обнесённом стеной городке в штате Айдахо, в котором царят жестокие порядки. В финале сериала, почти все погружаются обратно в анабиоз в надежде переждать вымирание мутантов.

Мультфильмы[править]

  • «Мама для мамонтёнка» — в самом начале мамонтёнок оттаивает из льдины: «Я спал, потом проснулся, а мамы нет!»
  • «История игрушек» — вариации на тему: когда открыли его коробку, Базз Лайтер решил, что вышел из анабиоза.

Мультсериалы[править]

  • «Супермен» (1941) — «Арктический гигант». Доисторический ящер, который провёл миллионы лет вмёрзшим в лёд, успешно оттаял и ожил после того, как сломалась морозильная установка, поддерживающая низкую температуру в музейном зале, где он был выставлен.
  • «Байки хранителя склепа» (1993) — 1 сезон, 7 серия. Вмёрзший в льдину неандерталец разморозился после того, как сын музейного работника Питер, разозлённый из-за недостатка отцовского внимания, пнул морозильную установку, и она перестала поддерживать сверхнизкую температуру. А в конце серии его заморозили обратно. На самом деле заморозили не его, а доктора Оруэлла — сварливого начальника отца Питера, по вине которого тот и не мог уделять сыну достаточно внимания. Но, похоже, никто не заметил подмены.
  • «Футурама» — именно так Филип Фрай попал в 3000 год, и вообще там это вполне типичная процедура.
    • Бендер неоднократно (даже очень неоднократно) делал так, просто выключаясь на необходимый срок. При этом одну тысячу лет он провёл в подвале дома Симпсонов.

Аниме и манга[править]

  • Uchuu senkan Yamato — На Ямато есть крио-капсулы, только никто ими ни разу не воспользовался (кроме демонстрации доктора). Хотя когда корабль застрял в туманности, стоило запихать туда ненужных сейчас людей, чтобы не тратили продукты и не изнывали от скуки.

Комиксы[править]

  • «Планетарий» — получив смертельно опасные пулевые ранения, Амброуз создал вокруг себя область, где не идёт время, и таким образом дожидался помощи.
  • Вселенная DC — Фриз держит свою смертельно больную жену в специальном морозильнике и ищет для неё лекарство. Кстати, ледяным человеком он стал именно из-за воздействия того же самого замораживающего препарата.
  • Marvel — Капитан Америка проспал со Второй Мировой до наших дней.
  • «Трилогия Никополя» Энки Билала — В начале первого альбома «Ярмарка Бессмертных» главгерой пробуждается от тридцатилетнего сна в криогенной тюрьме, в конце последнего альбома «Экватор Холода» заморозке подвергается уже его сын.

Видеоигры[править]

  • «Анабиоз: Сон разума» — survival horror на борту замёрзшего много лет назад ледокола
  • В некотором смысле под троп подходит магия льда — цель замораживается внутри ледяной глыбы и некоторое время ничего не может делать, но затем освобождается, не испытывая никаких побочных эффектов.
  • Mass Effect — особо опасных преступников, таких, как Джек, держат в анабиозе. Ещё в анабиозе проспал 50 тысяч лет Явик, представитель предыдущей цивилизации. Других случаев применения вроде бы не отмечено.
  • Mass Effect: Andromeda — чтобы добраться до Андромеды, колонистов погрузили в анабиоз на 600 лет. А ещё оказалось, что от этого немного едет крыша. Всех, кстати, не разморозили даже по прилету — куда такую ораву выпускать, если ничего толком не готово для проживания. А кого-то даже запихали назад в холодильник.
  • Fallout 4 — в криоанабиоз, никого даже не спросив, отправили всех резидентов Убежища 111. Всё бы могло закончиться хорошо, если бы потом их нашли нормальные люди.
    • Погружение в анабиоз — не такое уж и редкое явление во вселенной игры. Во второй части на военной базе Сьерра можно встретить еще одного человека, пережившего ненадолго криозаморозку — рядового Доббса.
    • В третьей части есть DLC, в ходе которого главного героя похищают инопланетяне. На борту, он обнаруживает других людей, похищенных в разные эпохи, включая ковбоя и самурая (которого и понять-то толком нельзя). Их можно (и нужно) разморозить.
  • Halo — люди, из-за низкой скорости FTL, во время перемещения использовали анабиозные капсулы. После войны с Ковенантом, благодаря ощутимому технологическому скачку, эту технологию редко применяют.
  • Metroid Prime 3: Corruption — Самус в начале игры выходит из анабиоза. Очевидно используется что-то вроде стазисного поля, потому что охотник за головами просто спит в кресле пилота, окруженная зеленоватым сиянием.
  • Portal — собственно, Челл проходит через это как минимум дважды.
  • Rimworld — технология криптосна, которой могут воспользоваться в том числе колонисты. Да, путешествия там длятся именно что сотни лет — хотя, вполне возможно, двигатели там вполне себе сверхсветовые именно что только досветовые, в руководстве игры так и написано «Эйнштейн оказался прав». А ещё есть криптосонная болезнь — все, полежавшие в такой камере, даже всего несколько минут, потом некоторое время чувствуют себя довольно скверно.
  • The Outer Worlds — несмотря на наличие в мире игры сверхсветовой технологии, дальние путешествия больших кораблей (малые суда и дроны путешествуют радикально быстрее) занимают годы даже с ней. В этих случаях и применяется ввод пассажиров в гибернацию. Вокруг одного из таких кораблей, гигантского колонизационного корабля «Надежда», чьё путешествие пошло очень не по плану, и вертится сюжет игры.
  • Signs of Life — в начале игры ГГ входит в минимальный экипаж крупного судна с колонистами, остальные спят в капсулах. Подсвечивается что полноценно кормить даже минимальное число людей в путешествии это та еще задача.
  • Space Quest ― в финале второй части, наш герой оказывается в дрейфующем корабле. Он ложится в криокапсулу в надежде, что его кто-нибудь спасёт. Пробуждается он в начале третьей части, когда его корабль берёт на борт автоматический собиратель космического хлама. В пятой части, на борту «Эврики» есть криокапсула для замораживания больных, чтобы доставить их в подходящее медицинское учреждение. Роджеру приходится воспользоваться им чтобы спасти заражённую слизью Беатрис. Причём если запороть процедуру замораживания или размораживания и убить Беатрис, то Роджер перестаёт существовать из-за временного парадокса (в четвёртой части, жизнь Роджера спасает ещё не рождённый Роджер-младший из будущего, матью которого должна стать Беатрис).

Визуальные романы[править]

  • Ever 17: The Out of Infinity — Такэси и Коко прошли через криогенную заморозку, чтобы спасти себя от смертельного вируса Tief Blau.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — практически все разновидности: от банального криосна до весьма экзотичных стазис-полей, в которых время буквально останавливается.
  • Vampire: The Masquerade — торпор вампиров, в который они впадают при сильном истощении или добровольно. Более того, одна из страшилок среди вампиров — это пробуждение от многовекового сна Патриархов, старейших и могущественных вампиров-Прародителей, которые затем уничтожат всех Сородичей, чтобы утолить свой голод.

Музыка[править]

  • Владимир Высоцкий, «В далёком созвездии Тау Кита». «Покамест я в анабиозе лежу…»
    • Он же. «Баллада об уходе в рай» из фильма «Бегство мистера Мак-Кинли»
  • Шкловский, ОГПУ. Замороженный в 1934 году офицер-оперативник НКВД легко нашел своё место в жизни в 2015-м.
  • Био (экс Биоконструктор) — Сириус. Люди летят к Сириусу, находясь в анабиозе, но поток частиц сжигает бортовой компьютер… Кто разбудит спящих людей?
  • Виктор Аргонов и Complex Numbers — Техноопера «Мы, XXII век» и мультипликационный клип на неё. С фитильком — так как там была криозаморозка, а не анабиоз, человек не знал за 100 %, что в будущем его оживят.

Реальная жизнь[править]

  • Лягушки и многие рыбы в холодных широтах практикуют замерзание в лужах зимой и оттаивание по весне.
  • Широко распространено у микроорганизмов, которые в состоянии споры могут ждать комфортных условий десятки и сотни миллионов лет. А вирусы так вообще перманентно находятся в анабиозе, хотя у них сложно провести границу между живым организмом и инертной материей.
  • Собственно, крионика — заморозка смертельно больного человека целиком или только его мозга в надежде, что однажды найдут лекарство и способ его оживить. Кстати, в реальности тело не просто замораживают, а ветрифицируют, т. е. доводят до состояния остекленения. Таким образом решается проблема разрыва тканей от превращения жидкостей тела в лед.
    • С фитильком — тот вариант, когда мозг замораживают в жидком азоте как препарат. Теоретически, какие-нибудь трансхуманы когда-нибудь смогут прочитать из него личность, но вот запустить его биологическое функционирование уже вряд ли удастся. Но всё это ещё очень далеко от завершения и может быть любой зигзаг.
    • В принципе, адептусы крионики уже научились накачивать живые ткани криопротекторами, так что вероятность их трансплантации существенно повысилась.
  • Вариант с фитильком, зато уже серьезно испытанный на совместимость с жизнью человека — гипотермическая остановка кровообращения (deep hypothermic circulatory arrest, DHCA), подход, применяемый для крупной хирургии сердечно-сосудистой системы или мозга еще с шестидесятых годов и включающий охлаждение, как правило, до температуры 14-25 °С. Позволяет оживить пациента со остановкой мозгового кровообращения до часа, хотя все равно стараются управляться за 30-40 минут.
  • Биологи оживили животное, замершее 24 тысячи лет назад

Примечания[править]

  1. Ну, тут уж зависит от деталей исполнения. Быть пинком под зад выпнутым в совершенно незнакомый мир будущего, где все твои близкие мертвы, а у тебя нет ни имущества, ни работы — та еще перспектива. Другое дело, что исправительный эффект гарантированно обратный — но какое-нибудь антиутопическое правительство могло бы сделать нечто подобное.
  2. Вполне разумно, если рассматривать криминальный склад мышления как болезнь — и надеяться, что в будущем найдут способы его вылечить, не уродуя и не подвергая страданиям личность. Правда, воспитательный эффект угрозы такой карой крохотный — в основном сводящийся к страху «а вдруг государство этих моралфагов развалится, построенные ими анабиотроны растают и все замороженные нафиг умрут?».
  3. Можно использовать в паре с кораблём поколений - пассажиры живут, размножаются и стареют, но раз в 10 лет погружаются в сон для продления жизни в 3-4 раза.