Киборг

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Cyborg. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Киборг — биологический организм, содержащий механические или электронные части. В каком-то смысле киборгом можно считать даже бабушку со вставными зубами, но в данном случае авторы имеют в виду более совершенную модель. »
— О. Громыко, А. Уланов

(link)

…будущее уже началось!

Киборг — аббревиатура от «кибернетический организм», в зависимости от сеттинга может обозначать разные виды этого явления.

Как правило (в киберпанке, реже в космоопере) — это живой человеческий мозг и механическая «плоть». Вариант — жалкий обгорелый/обломанный/обрубленный ошмёток живой плоти, остальное — машины (пример — Дарт Вейдер и генерал Гривус). А вот в Ghost in the Shell (сложно перевести, см. здесь) — у Мотоко вообще «нет живого места», так как помимо кибернетической оболочки она имеет и полукибернетический мозг (живой головной и часть спинного мозга, заключённые в кибер-череп и кибер-позвоночник с кучей контактов, обеспечивающих максимальный контроль мозга над телом). Но тем не менее Мотоко презирает обычных роботов, считая, что у них нет души, а себя считает человеком.

Внимание: киборгом считается именно живой организм, части которого были заменены на механические. Созданное с нуля полностью искусственное тело — это робот (вне зависимости от того, запрограммтирован он или обладает полностью самостоятельным мышлением), если он при этом внешне напоминающее живого человека — то андроид. Это популярное заблуждение: так, например, в «Терминаторе» киборгами правильно называть только тех, которые обладают машинным нутром и биологической оболочкой, а также Маркуса Райта (человек, из которого сделали машину, оставив при этом человеческий мозг и сердце).

  • Не обязательно, T-800 имел маскировочное покрытие из биоткани, которое использовалось в качестве функционального заводского элемента конструкциии - маскировка, следовательно имело практическое назначение, а не только эстетическое (для красоты), как у какого-нибудь гиноида-пластоида-модель для удовольствий. Также оно являлось пылезащитным кожухом, и, возможно, кожные рецепторы использовались в качестве дополнительных сенсоров. Именно кибернетический организм: кремниевый мозг и билогические конструкционные элементы, как во второй части фильма ' Универсальный солдат 2: Возвращение', солдаты под управлением SETH'а. Точнее, суперкомпьютер SETH, отрастивший получивший себе органические платформы...
    • Хотя, в данном случае (ИИ типа «ШОДАН», управляющий органическим терминалом), наверное, лучше использовать термин 'Сайлон'.

Сложный вопрос, пересекающийся с одним известный парадоксом: можно ли продолжать считать киборгом человека, у которого полностью заменили все живые части на искусственные?

  • Сеттлер, от 'Сеттлеретика' (калька от английского «settler» — «переселенец».

В космоопере могут представлять собой особую разновидность инопланетной цивилизации Чуждые киборги.

Разновидности[править]

  • Тип 0: Человек с протезами, уступающими биологическим аналогам. 99,99 % всех существующих в реальности «киборгов». Практически весь ассортимент современных имплантов проходит по этой категории, начиная от вставных зубов, протезов рук-ног, заканчивая кардиостимуляторами и современной бионикой[1]. В общем все то, что никто в здравом уме не захочет поставить вместо исправно работающего органа/конечности.
  • Тип 1: Человек (или иное живое существо) с имплантами (имплантатами), расширяющими возможности биологических оригиналов. Настоящий киборг получается, когда имплант является не просто заменой, а машиной, способной дать человеку новые возможности по сравнению с биологическим аналогом[2]. Перспектива близкого будущего — нейтроинтерфейс, позволяющий напрямую подключать мозг к компьютеру и другим внешним устройствам и управлять ими «силой мысли» (а затем и генерировать эти мысли). Киборги, таким образом, не делятся на варианты «естественный мозг — искусственное тело» и наоборот; мозг также может быть частично естественным, а частично искусственным.
    • Подтип 1.1: Сервитор — киборг с прошитым чипами мозгом, полностью свободен от эмоций и самостоятельного мышления и, как правило, заменяет отсутствующих в сеттинге роботов. Тело может оставаться как полностью человеческим, так и начиняться дополнительными имплантатами для повышения эффективности.
    • Подтип 1.2: Технонежить — здесь импланты придают киборгу сходство с классической фэнтезийной нежитью (чаще всего зомби). Педаль в пол, если из-за кибернетики биологическая часть деградировала и выглядит как полуразложившийся труп. Или если это и есть мёртвое тело, воскрешённое путём вживления в него механических частей. В итоге технонежить превращается в неказистого и кривого робота-скелета, когда органическая часть, делающая технонежить похожей на труп, а не каркас, окончательно разваливается.
    • Подтип 1.3: Омары (Lobster[3]/Omar[4]) — киборги, созданные путём заключения человека в неснимаемый скафандр с экзоскелетом (да-да, снова Старый Пыхалка!). Само определение Омара придумано одним из основателей киберпанка — Брюсом Стерлингом, и очень понравилось авторам второго Deus Ex. С прикрученным фитильком, если снять таки можно, но для этого нужно хирургическое вмешательство.
  • Тип 2: Биомеханоиды — генетически модифицированные организмы специально для кибернетизации. Органы и части тела этих существ не ампутированы и заменены на кибернетические, а изначально отсутствуют. Более того, кибернетические части тела могут создаваться наномашинами. Как следствие, биомеханоиды могут расти, подобно настоящему живому существу (по мере роста биологических частей тела, вместе с ними растут и кибернетические).
    • Интересная версия представлена в игре Darkstar One. Собственно корабль главного героя «Даркстар» — биомеханоид. Он представляет собой сложный биологический каркас, на который навешана внутренняя и внешняя обшивка, и в котором постепенно в буквальном смысле вырастают места для двигателей, крыльев, отсеков и биомеханические «слоты», в которые игрок волен пихать всё, от оружия до безобидных приборов. Но, во-первых, корабль не разумен. Совсем. Он жив, но если у него и есть вообще какой-то интеллект и собственные рефлексы, то на уровне амёбы, не больше. А во-вторых, явственно сработала биологическая максима «либо размножение, либо бессмертие». Для роста самого биологического «каркаса» нужно искать в астероидах редкие, относительно маленькие (на вид, шар диаметром метр-полтора) «артефакты» — комки некой субстанции, встраивающейся в корабль, за счёт чего он и растёт.
    • Ещё один занятный вариант присутствует в Eve Online — тут такими биомеханоидами являются наномашины, получаемые путём модификации бактерий, в результате чего они могут выполнять довольно сложные операции — например чинить повреждённую технику прямо на месте без предварительной разборки и последующей сборки.
  • Тип 3: «Мозг в броне». Отличие от Омара именно в том, что в механическую оболочку заключён не человек целиком (ну или хотя бы большая его часть), а всего несколько необходимых органов — большая часть родной тушки идёт в утиль (как у генерала Гривуса, у которого живых мест всего осталсь — только мозг с глазами, да сердце с лёгкими. Спинной мозг уже электронный, что даёт генералу способность махать светошашками не хуже джедая). В базовую комплектацию всегда включают мозг, как вместилище личности и воспоминаний человека и универсальный биокомпьютер. Некоторые на этом останавливаются, обеспечивая связь мозга с остальными системами электроникой и поддержание жизни в нём каким-нибудь биогелем. Другие же вдобавок к мозгу оставляют другие органы, необходимые для поддержания жизнедеятельности: лёгкие, сердце, часть пищеварительной системы. Но вот культяпки и большую часть тела и головы заменяют, по сути, телом робота. Иногда тело заменяют механикой, потому что тело слишком повреждено для дальнейшего функционирования, иногда из-за неизлечимой болезни, которая тело рано или поздно убьёт (вообще-то к таким болезням относится и старость), а иногда из чисто практических соображений: своя рука или нога — это, конечно, хорошо[5], но металлическая явно легче перенесет попадание пули.
  • Тип 4: Организм с нанороботами. Нанороботы выполняют, в первую очередь, медицинские задачи (устраняют любые дефекты в организме, начиная с клеточного уровня, и таким образом могут обеспечивать бессмертие), но могут играть и другие роли (того же интерфейса с внешней периферией). Считать ли этот вариант киборгом — вопрос определения, ибо организм в этом случае, безусловно, содержит нанороботов, обитающих у него внутри, но в то же время они не являются его жёстко прикреплённой частью, а скорее подобны симбиотическим бактериям. Нанороботы могут также обеспечивать плавную киборгизацию организма, когда искусственное постепенно прорастает в естественном, плавно заменяя его собой (именно таким образом можно заменить мозг, не утратив при этом личность).
    • Подтип данного — вариант с заменяющими плоть наномашинами, позволяющий с одной стороны получить эффективные ТТХ спроектированного инженером механизма, а с другой стороны сохранить потенциал регенерации живого организма.
  • Тип 5: Загруженное сознание/Settler. Предельная и конечная стадия киборгизации, когда биологических компонентов вообще не остается. Живое и разумное существо, которое полностью заменило несовершеную плоть на металл и кремний, дабы личностная матрица исполнялась на более качественной платформе. Сюжет, построенный на загрузке сознания, как правило, поднимает важные темы, где кончается человек и начинается машина, что же такое личность, если её можно записать, продублировать, редактировать…
    • Подтип 5.1: Киборг полной конверсии. Фактически более ритуализированный вариант загруженного сознания. Если при загрузке сознания разум считывают с мозга и переносят в машину — по сути, заменяя вообще всё тело залпом — то при полной конверсии в киборга части тела заменяют механическими постепенно, пока не будут заменены все подчистую. Из-за этого же киборг полной конверсии обычно сохраняет по крайней мере часть схожести с собой до киберификации (хотя потом его, уже официально полностью механического, можно при желании переделать во что угодно), в то время как загруженное сознание жесткого формата на конструкцию тела не имеет — если у него есть компьютер достаточной мощности, значит будет работать, будь то космический корабль, танк, самолет, или суперкомпьютер. Поскольку загрузка сознания обычно проще[6], полная постепенная замена происходит из-за каких-то заморочек (культурных/религиозных, юридических, или связанных с принципами работы магии, душ и разума в сеттинге), из-за которых постепенная замена тела на механику получается выгоднее, чем единовременная замена на ту же механику.
    • Ещё один вариант отличия киборга полной конверсии от человекоподобного андроида с загруженным сознанием — принципы работы: если у андроида анатомия очень сильно отличается от таковой у человека (скажем, пищеварительной системы нет, вместо неё аккумулятор и лоток для загрузки металла — и это при условии, что он вообще человекоподобный), то киборг полной конверсии работает по (примерно) тем же принципам что и живое существо: имеет органы, части тела, может быть даже ткани, примерно как у органиков — только все это не «живое», а механическое (скажем, механическое сердце гоняет синтетическую кровь по синтетическим же кровеносным сосудам).
  • Тип 6: Оргмех (органически модифицированный механизм)/Сайлон — противоположность киборга, механизм с органическими элементами. Робот, в которого встроили почки или живую руку — самое оно. Конечная стадия — программный код записывается на живой мозг обычного, в остальном — немодифицированного человека. Не путать с биороботом: Оргмех/Cylon это механизм, в который встроили органические/«живые» части; а биоробот — это искусственно выведенный организм, являющийся роботом на биологической, а не механической, основе (что, впрочем, не мешает сделать биоробота киборгом по одному или нескольким вышеперечисленным типам).

Где встречаются[править]

(link)

Они заполонили всю планету!

Литература[править]

  • С. Лем:
    • «Кибериада», повесть про отшельника Добриция — «не люди и не роботы», которые являются представителями Наивысшей Ступени Развития цивилизации.
    • Рассказы «Стиральная трагедия» и «Существуете ли вы, мистер Джонс?» — рассматривается проблема полной замены человеческих органов на искусственные с юридической точки зрения. Если все органы заменить на кибернетические протезы, то не станет ли человек (со всеми правами) роботом (т. е. бесправным имуществом) с точки зрения закона?
  • Брайан Герберт и Кевин Андерсон, предыстории «Дюны» — кимеки, «мозги в броне» (и только мозги), причём они могут свободно менять корпуса на наиболее соответствующие ситуации: от мехоподобных ходильных до звездолётов.
  • «Сага о Форкосиганах»:
    • Пилотам скачковых кораблей вживляют в мозг имплант, позволяющий подключаться к системам корабля и управлять им силой мысли; при этом корабль воспринимается пилотом как продолжение собственного тела.
    • Глава Имперской СБ Саймон Иллиан — носитель чипа эйдетической памяти.
  • О. Громыко, «Космоолухи» — киборги внешне неотличимы от людей, особенно если используют т. н. «программу имитации личности» (в противном случае их выдаёт выражение лица и движения). Различаются по функциональному назначению: боевые и охранные (DEX; вообще-то это фирменное название — боевые киборги являются основной продукцией, а остальные линейки — побочные), домашние работники (Mary), для «развлечения» (Irien) и т. п.
  • Юрий Нестеренко, ранний роман «Пилот с Границы» — киборгом является главгад; у людей эта технология считается устаревшей, они предпочитают совершенствовать свои тела методами генной инженерии.
    • Впоследствии изменил свое отношение к киборгам и считает именно их светлым будущим всего постчеловечества — киборгами являются все земляне в романе «Крылья» и ряде рассказов (сохраняют человеческую внешность «из эстетических соображений», но при этом напичканы имплантами и нанороботами).
  • Антон Орлов, «Тина Хэдис»: главная героиня — боевой киборг.
  • Филип Рив, «Хроники хищных городов» — Сталкер Шрайк, хрестоматийный тип 1.2. В экранизации у него ещё и глаза мертвенно-зелёные, как у заправского некрона.
  • Уильям Гибсон, рассказ «Джонни-мнемоник» — многие персонажи, включая главного героя.
    • В 1995 г. по рассказу снят фильм с довольно сильными изменениями.
  • Энн Маккефри, «Мозговые корабли» — Хельва-834 и её коллеги. В Центральных Мирах при обнаружении ребёнка с фатальными проблема развития, при которых он не выживет, делается проверка на развитие мозга. Если с мозгом всё тоже плохо — эвтаназия. Если с мозгом всё хорошо — добро пожаловать в Институт Экспериментальной Медицины, где ребёнка ждёт капсула жизнеобеспечения, импланты нейросвязи (установка и/или они сами, кстати, очень дорого стоят), спецподготовка и в будущем судьба «мозга» — либо пилота особого класса кораблей, либо управляющего крупным производственным комплексом или станцией. И неслабый долг за все услуги в придачу. Долг вполне реально выплатить и дальше — гражданин свободен заниматься совсем любой деятельностью, но из-за особенностей спецподготовки многие из них уже часто не мыслят другой судьбы, кроме как на Службе. Юридически они полноценные люди, вот только не все это помнят постоянно, из-за чего иногда возникают разные интересные ситуации (героиню однажды приняли за корабль с ИИ и начали отдавать приказы вида «стереть все записи внутренних камер», она по завершению рейса сказала знакомым, что если с её пассажирами будут проблемы — свяжитесь, и, возможно, она покажет интересные записи). Открыть капсулу теоретически можно, но на практике — коды засекречены и от «мозга», и от его напарника (а то возникает иногда желание прижать, обнять…). Как минимум в одном случае «мозгом» сделали девочку-не-младенца (не было способа излечить вызванный ксеновирусом причинами паралич, согласия конечно спросили и у неё, и у родителей).
  • Джордж Мартин, «Стеклянный цветок» — присутствует персонаж, в котором от человека остались буквально одни воспоминания.
  • Джона Скальци, «Обречённые на победу» — человеческие солдаты. 1, 5 и 6 тип. Сознание добровольца загружено в частично кибернетизированное сверхчеловеческое тело с мешаниной из нанороботов вместо крови. В мозг вмонтирован компьютер и всякие разные передатчики, но основа — биологическая.
  • Лоурен Уотт-Эванс, цикл «Ненужная война» — главный герой Слант, пилот АРК-205 (автономный разведывательный комплекс) под контролем бортового компьютера.
  • Евгений Лотош — Все Демиурги (включая Младших), строго говоря, тип 6 (загрузка сознания — это длительный процесс. В сюжетах есть классические роботы с шестерёнками и так далее с ИИ (если это человекообразный робот, то это чоки, а бывают и зверообразные — правда, там ИИ соответствующего уровня). Есть биороботы (по происхождению это ИИ, но тело — биоконструкт). Всё население Ракуэна, а это все, кто умерли на Текире с определённого момента и были взрослыми. Работы по подросткам ведутся и успешно. По детям… нашли половинчатое решение. Населению Текиры про Ракуэн решили не говорить, строго говоря — тип 6, живут либо в ВР либо (чаще) в телах андроидов в других мирах.
  • E. William Brown, Perilous Waif — да там, собственно, большая часть населения — киборги (исключение — фанатики вроде Felicity). Обычно тип 1 (но мозг свой). Типы 4—6 — вполне бывают. А ещё бывает вариант, когда у нас живое тело, но разум — ИИ. Из-за этого (а также из-за того, что ИИ тоже развит) — определения человека слегка… размыто (вплоть до того, что «умное» оружие запрашивает локальные системы чтобы определить — а не будет ли причинён излишний вред людям). Сама Алиса Лонг — тип 1. Это на Felicity в приюте так думали. Реально там гибрид тип 5 с тип 6. У неё биологический мозг используется скорее для подстройки распределённого квантового компьютера, в тех ситуациях, когда биологический мозг не справляется совсем, используется квантовый компьютер. Она сама отличить, что в данный момент ведущее, может лишь косвенно. Да и не особо надо. Ну и бэкап сознания для биологических людей тоже не особая редкость (тело восстановить можно). А вот Алиса Лонг не может делать этот бэкап на стандартное оборудование, жёсткий запрет, потому что бэкап ведь можно подправить или копию сделать. Правда, у неё предусмотрено в конструкции устройство для создания аппаратного бэкапа
  • Mark Kalina, Hegemony — аристократия собственно Гегемонии Солнц. Тип 6.
  • С жемчужными крыльями Ольги Дорофеевой — приближенный к реальности вариант. Старушка-ветеран, половину тела которой заменили разнообразные поддерживающие жизнь устройства.

Кино[править]

(link)

Я киборг-злодей, я убийца людей!
  • Робокоп из одноимённых фильмов и сериалов.
  • В Звёздные войны дочерта разных киборгов. Тут и небезызвестный Старина Пых-Пых, и чуть менее известный Дядюшка Кхе-Кхе (Гривус), и помощник Лэндо Калриссиана Лобот с электронной приставкой к мозгу, и поголовно киборгизируемые головорезы «Гуавианской банды смерти». Киборгская же рука или нога входит в стандартную медицинскую страховку как джедаев, так и контрабандистов и охотников за головами.
  • «Киборг» с бельгийским «наше всё» Жаном Клодом Ван-Даммом. Киборг здесь не Ван-Дамм и не главгад, а женщина-учёный, чья миссия — доставить в Атланту формулу лекарства от чумы. В продолжении франшизы киборгом является героиня Анджелины Джоли.
  • Протагонист в «Я, робот» использует кибернетический протез руки, дающий ему определённые преимущества. Формально, киборгом не является (и роботов недолюбливает).
  • Частично киборгами, а частично биороботами являются боевые машины инопланетного разума в фильме «Вирус».
  • Киновселенная Marvel — Гамора (кибернетический скелет, наномашины в крови, имплантаты вместо глаз), Небула (кибернетическая рука и части головы), Баки (кибернетическая рука и часть груди), Тони до обратной операции (дуговой реактор в груди), Ракета (кибернетический скелет), Тор (кибернетический глаз).
  • «Терминатор: Тёмные судьбы» — Грэйс, девушка-солдат из будущего, которую после получения смертельных ран превратили в киборга. Правда, без регулярных уколов у неё сильно повышается температура и она резко слабеет.
    • Маркус Райт в четвёртом фильме и Джон Коннор — в пятом, но их киборгизировал Скайнет.
  • "Немезида" - мир недалёкого будущего, где ведётся тайная война между машинами которые замаскированы под людей и хотят их поработить, поставив на руководящие посты злобных двойников. И между людьми у которых в теле от машины часто только мозг и остался (как у главного героя). Фильм примечателен увлекательным и довольно занятным экшеном между киборгами, когда вместо крови искры и шестерёнки, а боевые киберпротезы вставляются прямо в тело. А так же тем что это наверное из всего игрового кино, самое близкое по смыслу и стилистике что-то к тому самому GitS. Есть ещё и целая серия продолжений, но уже даже без Оливье Грюнера и увы совсем не убедительны.

Телесериалы[править]

  • «Доктор Кто» — киберлюди. Поначалу, это были выходцы с планеты Мондас, преобразовавшие свои тела в кибернетические. Позже, они начали делать то же самое с землянами. В новом сериале появилась альтернативная линия киберлюдей с параллельного мира, уже зародившаяся на Земле — плод злого гения Джона Лумика. В отличие от мондасианских киберлюдей, киберлюди Лумика вскрывают черепную коробку жертв и пересаживают мозг в уже готовый бронированный скафандр, хотя и были случаи, когда они использовали методы своих мондасианских коллег. В далёком будущем киберлюди разрабатывают методы киборгизации сознания путём кибермитов — механических насекомых, с последующей стандартной киборгизацией. Таким образом им удалось даже временно киборгизировать Доктора. Попавшие в викторианскую Англию киберлюди также начали создавать примитивных кибершейдов из уличных собак и кошек. На борту огромного переселенческого корабля с Мондаса, застрявшего на краю чёрной дыры, умирающие потомки экипажа также киборгизируют себя в первоначальных киберлюдей, правда, затем эволюционируют в более современные бронированные (и летающие) модели.
    • План Мисси в одном сезоне — киборгизировать мёртвых людей, а затем распылить по всей Земле киберпыль, которая начнёт киборгизацию всего населения планеты, а заодно и всех скелетов.

Мультфильмы[править]

  • «По следам бременских музыкантов» и «Новые бременские музыканты» — похоже, что Сыщик. У него под очками вместо глаз скрываются фотообъективы.
    • Больше похоже на пародийную метафору «фотографической памяти».

Мультсериалы[править]

  • «Футурама» — в мире мультсериала довольно мало киборгов, но технологии позволяют им стать.
    • «The Six Million Dollar Mon» — на протяжении всего эпизода Гермес постепенно улучшал себя плоть до того, что у него из органики остался мозг. Правда, для самого Гермеса этого было мало, и он захотел заменить свой мозг на роботизированный.
    • Вторая киборгизация Гермеса произошла в конце полнометражного фильма «Большой Куш Бендера». На протяжении всего фильма Гермес пребывал в состоянии головы в банке. Однако в финальной битве с инопланетянами-нудистами профессору Фарнсворту пришла идея подсоединить голову к системе управления целым космическим флотом. Таким образом, Гермес превратился в суперкомпьютер, и в таком состоянии он освободил Землю от захватчиков.
    • Да и впрочем, любую голову в банке можно подсоединить к любому устройству, включая тела роботов. Так это было в эпизоде «Голова на выборах», когда Ричард Никсон присвоил себе тело Бендера.
    • В другом эпизоде Фрай заключил сделку с Рободьяволом по обмену своих рук на роботизированные, чтобы получить возможность хорошо сыграть на музыкальных инструментах. А позже из-за несчастного случая Лила таким образом получила роботизированные уши.

Комиксы[править]

(link)

Киборг-Супермен
  • DC Comics.
    • Киборг.
    • Киборг-Супермен.
    • Джон Корбен, он же Металло.
  • Marvel Comics.
    • Кейбл — его в младенчестве заразил техновирусом Апокалипсис. И этот вирус мог его убить, если бы Кейбл не смог взять под контроль его рост. Другими словами, если большинству «героев» данной статьи киборгизация помогает справиться с физическими недостатками, выжить или повысить их физические или интеллектуальные способности (даже Омарам), то в данном случае всё наоборот.
    • Клинч (малоизвестный герой комиксов Marvel).
  • Mean Angel ака «Mean Machine» — член банды Ангелов из комиксов издательства 2000 AD. Засветился в фильме «Судья Дредд» со Сталлоне.

Веб-комиксы[править]

  • У троллей в Homestuck киборгизация — стандартный вид лечения. Вриска (и её предок Майндфэнг) с робо-рукой, Таврос с робо-ногами, Арадия так вообще киборг с призраком внутри. Также киборгом при помощи буквального авторского произвола (Хасси включил себя в сюжет как полноценного персонажа) становится Пиковый Проныра — шеф Полуночной банды, он же Архагент Джек Нуар.

Аниме и манга[править]

  • Аналогично многие жители Аместриса в Fullmetal Alchemist[7], включая ГГ, взамен утраченных конечностей носят т. н. «автоброню» — металлические руки-ноги, подключаемые к остаткам нервов. Иногда в автоброне прячут оружие или делают её чисто в форме оружия (цепной пилы, например), ну и другие плюсы есть (к примеру, протез, в отличие от живой конечности, не устаёт и не болит). Не то чтобы этот метод лечения был «стандартным», но автоброня распространена примерно так же, как обычные протезы в нашем мире.
    • Однако, в отличии более совершенных протезов киберпанка, автоброня не обладает никакой чувствительностью и имеет проблемы с мелкой моторикой, частным примером чего является сам главный герой — будучи правшой и используя автоброню высшего качества, он тем не менее пишет и есть левой рукой.
  • Black Bullet — Кагэтанэ Хируко и Рентаро Сатоми.
  • Sailor Moon (манга) — Хотару после пожара в лаборатории отца и до перерождения.
  • Ghost in the Shell — НЕ имеют никаких кибернетических имплантов только нищие.
  • Gunnm — большая часть обитателей города-свалки. У многих из них (включая даже главную героиню) из органики остался только мозг.
    • Выше по лифту — все поголовно, так как в том же Салеме по достижению совершеннолетия мозг у гражданина изымается и поступает в распоряжение Мельхиседека (управляющего ИИ Земной Сферы), а вместо него устанавливается заменяющий его биочип. В самой Земной Сфере замена мозга, строго говоря, необязательна, но практикуется регулярно — в отличие от живого мозга чип не стареет. В системе Юпитера из-за гадостных природных условий практически все живые существа земного происхождения (включая кошек) — киборги стандартного дизайна. Венериане больше упирают на биотехнологии, а марсиане нищи как церковные мыши и представляют собой сборную солянку, как и обитатели пояса астероидов.
    • На момент конца LO и начала MC главгероинь, строго говоря, ДВЕ, из которых одна — имеет оригинальный биологический мозг, но не помнит ничего после событий первой части (когда его, собственно говоря, и изъяли), а вторая — помнит всё, но вместо мозга имеет чип, то есть строго говоря вообще уже полностью робот.
  • No Guns Life — тут бионику называют «расширениями» (extensions), а киборгов соответственно «расширенными» (extendeds). Если модификации подверглись все части тела, получаются «сверхрасширенные» (hyperextendeds) — от человека тогда по большому счёту остаётся нервная система, немного кровеносной и немного кожи. Протагонит стоит ещё на ступеньку выше, а его «расширения» местами уже отдают техномагией, но из-за этого его и ему подобных долгое время вообще за людей не считали — держали просто за очень продвинутую технику. В какой-то момент выясняется, что из членов своего отряда Юзо — единственный получивший после войны более-менее полноценную свободу: девять погибли в ходе восстания, двое содержатся в местной супертюрьме-супердурке, а ещё один находится в распоряжении одной мегакорпорации. Были ли ещё отряды ганслейвов, пока не ясно, но не исключено, что не было.

Видеоигры[править]

  • Mass Effect — для начала отметим, что биотики используют импланты для усиления своих способностей.
    • Во 2-й части сам(а) Шепард является киборгом.
    • В 3-й части уже появляется злой ниндзя-зомби-киборг Кай Ленг.
    • Те или иные импланты есть почти у каждого, например, переводчик или в подушечках пальцев, чтобы взаимодействовать с виртуальной клавиатурой.
  • Зэм в «Аллодах Онлайн» — кибернетизированная нежить.
  • Sly Cooper — субверсия. Филин Клоквёрк (все герои этой игры — животные), антагонист игры, так «перекиборгизировался», что теперь не понятно — он киборг или уже робот.
  • X-COM: Enemy Within. Что-то на стыке Омара и Мозга в броне. Голова остаётся как есть, тело также остаётся, но покрывается вполне снимаемыми бронепластинами, а вот руки-ноги хирургически удаляют и на их место ставят протезы именно из соображений практичности: киборг-сержант в лёгкую, одной только физической силой и обилием вооружения (Миниган же! И это только в облегчённом варианте) уделывает капитана класса «тяжёлый пехотинец» с псионикой и снаряжением среднего уровня.
  • StarCraft. Тайкус Финдли — типичный омар. Феникс (герой протоссов) — мозг в броне. Протоссы вообще очень ценят кибернетику и робототехнику.
  • Serious Sam. Биомеханоиды малый — синего цвета, 4,5 метра ростом, с двумя лазерными пушками — и крупный, красный, 9 метров ростом, с двумя ракетницами. Одни из наиболее характерных и надоедливых врагов.
  • Серия Fallout: Робомозги — некое подобие ваховских Сервиторов, киборги типа «мозг в банке» с промытыми до скрипа мозгами, которых делали из преступников и инакомыслящих до войны. Отношение к этим бывшим жуликам, дезертирам и сочувствующим марксизму — как к обычным роботам. Бывали, однако, и случаи добровольной кибернетизации такого типа — к примеру, её прошли все жители убежища 118. В этом случае никакого промывания мозгов не проводилось.
    • Мозгобаки — улучшенная версия, разработка учёных из центра «Большая Гора», которые на себе же её и опробовали.
    • Киборгов более низкого уровня в этом сеттинге пруд пруди. В некоторых играх серии предоставляется и возможность самому стать киборгом. Уровень санитарии при операции варьирует: от суперстерильных лабораторий «Большой Горы» до грязного ржавого робота-автодока, который нуждается в ремонте и который неизвестно каким «крокодилом» обезболивает.
  • «Deus Ex: Human Revolution» — ГГ получает несовместимые с жизнью травмы, и его работодатель решает заменить повреждённые ткани на механические протезы (и даже зайти немного дальше, заменяя вполне здоровые ткани — надо было контракт получше читать). В результате Адам становится крутым киборгом, который, правда, не может нормально взять в руки стакан с виски (в ролике), так как новая рука сжимает его слишком крепко. Правда, сражается он с командой ещё более киборгизированной, чем он (с Тиранами).
  • «Command & Conquer 2 Tiberian Sun + Firestorm» и «Command & Conquer 3 Kane’s Wrath» — Киборги составляют костяк армии Братства Нод. В третьей части так вообще появилась суб-фракция — «Избранные Кейна».
  • Undertale: Альфис пугается, увидев отключившегося после битвы с игроком Меттатона, потому что Меттатон — не полноценный робот, а всего лишь душа, помещённая Альфис в металлическое тело.
  • Master of Orion - меклоны. Цивилизация, прошедшая массовую кибернетизацию еще в докосмическую эру.
  • Stellaris — при выборе традиции «Плоть слаба» можно превратить всё население в киборгов. А при выборе следующей за ней традиции — Синтетической эволюции — так и вовсе в механоидов, что даст возможность заселять любые пригодные для заселения планеты (в том числе и опустошённые ядерной войной).
    • Кроме того, на неактуальных патчах была возможность оснастить армию дополнительными киборгами, которые для маскировки использовали чужую плоть.
    • С недавних патчей лишь две пути кибернетизаций: либо единство металла с плотью, либо полное избавление от плоти
  • TES — Пелинал Вайтстрейк является киборгом, прибывшим из будущего (из 9-ой эры в 1-ую), чтобы помочь людям в войне против айлейдов, что держали людей в рабстве.
  • Bloodrayne — Маулер — кибернетически усиленный генерал пехоты. Одна из целей Рейн.
  • Mother 3 — Замаскированный. Однозначно, очень злой вариант тропа.
  • Cyberpunk 2077 — игровое воплощение настолки, комментарии излишни.
  • Eve Online — каждый капсулёр (игрок) является киборгом.
  • Warframe этим наполнен. Самые первые враги в игре это Гринир, клоны-рабы восставшие и отгрохавшие свою империю. Из-за упрощенного генокода и копирования с копий они вырождаются и заменяют множество частей тела на примитивные импланты. Еще одна вражеская фракция это Корпус, капиталисты-фанатики, помешанные на прибыли. Явно кибернетически модифицируют своих солдат, но не так сильно как Гринир. У одного из богатеев Корпуса(Нэф Эньо) вообще есть подземная колония должников-киборгов Солярис. Их головы отделены от тела, но сохраняются живыми, что позволяет менять тела, изымать органы и... консервировать мозги, ломая сознание провинившегося. Кроме того(СПОЙЛЕР), Тэнно(Игроки) используют суррогатные тела(Варфреймы), по сути являющиеся зараженными техноцитом деформированными копиями людей с кучей кибернетических примочек. Но при этом сам техноцит, являясь непростым вирусом, заражает не толькцо самого человека, но и импланты. Так что кибернетические части тоже "живые".
  • Iron Harvest — Янек Кос оказался против своей воли заперт в экзоскелете, чему очень не рад (хотя альтернативой был цинковый ящик). Снять эту штуку может разве что Тесла.
  • Borderlands (серия игр) — Вильгельм, даже заработал зависимость от имплантов. Во второй части плоти в нем уже почти не осталось.
  • Metal Gear Rising: Revengeance - Райден, а также большая часть Ветров Разрушения (Мистраль, Муссон, Сандаунер, Хамсин) - Мозг в броне (первые трое точно, поскольку у Райдена были видны швы между плотью человеческой и машинной ещё в MGS 4. У остальных двоих же это видно по запасным телам: из живого только черепушка, остальное - искуственное. У Хамсина кибернетизирована как минимум нижняя часть тела, что видно при его убийстве Блэйдвульфом в DLC). Реактивный Сэм - Человек с имплантом руки ("спасибо", Армстронг!)

Настольные игры[править]

(link)

Сервиторы
  • Warhammer 40,000 — в Империуме Человека применение полноценных роботов и ИИ уже долгие тысячелетия как запрещено — ибо ещё в конце Тёмной Эры Технологии (примерно в 25—26 тысячелетии) Железные Люди (именно так называют роботов) устроили бунт машин, подавленный с превеликим трудом.
    • Тем не менее и роботы (под названием автоматонов) и ИИ (АКА Духи Машины) применяются весьма широко, хоть и с ограничениями.
      • С незапамятной древности сохранилась, кстати, парочка реальных Железных Людей, но они прикидываются обычными автоматонами.
    • Легион «Железные длани» с повальной киборгизацией — ибо «плоть слаба».
    • Адепты Adeptus Mechanicus по мере продвижения по карьерной лестнице становятся всё более и более кибернетизированными, постепенно приближаясь к Богу-Машине.
    • Наказующая машина у Adepta Sororitas.
    • Сервиторы, служащие заменой роботам.
    • Дредноуты Адептус Астартес (полуживой боец консервируется в махину).
      • И вообще, в Вахе довольно трудно найти хоть кого-нибудь совсем без аугметики.
    • Туда же и орки — замена части тела, иногда просто ради эксперимента, очень частое явление. И у них есть свои дредноуты. Киборгизация проводится с анестезией типа «киянкой по голове», руками лепилы, который не заканчивал никаких университетов, и только уникальная живучесть орочьего организма позволяет подопытным выживать (и то не всегда). Случаи привинчивания орочьей кибернетики к людям единичны (Комиссар Яррик гарантирует это).
  • Синтеты в «Демиургах» являются кибернетизированной нежитью (как Зэм в видеоигре «Аллоды Онлайн»).
  • Cyberpunk 2020. С таким названием и комментарии излишни.
  • Shadowrun. Идейный продолжатель Cyberpunk 2020. Теперь ещё и с магией!
  • Gamaslayers — завезли и импланты, даже выделив специальный класс с повышенной киберстойкостью. А ещё тут отдельный аккумулятор на каждый имплант, почему не один на все, но побольше? Ведь дешевле же, да и устанавливать небось проще будет? Да так.
    • Но розетка (если вы её установите), будет одна на всех.
      • Кстати, на фоне этой самой розетки возникает вопрос, а почему импланты должны питать аккумуляторы глубоко внутри тела? Местных батареек вполне хватает на перезарядку, так почему не дать себе возможность быстро востанавливать энергию путём их оперативной замены (как перезарядка энергооружия)?

Интернет[править]

  • MrLololoshka, "Идеальный мир" — всем жителям Алотерры вживляют имплант, где хранятся их документы, и с помощью которого Империя может их отслеживать. За рабочие часы они могут вживить себе импланты "Бионика", которые улучшают характеристики их организма. Лололошка также поставил себе несколько таких, хотя Райя сказала, что его внутренний модуль может усиливать его напрямую, без хирургических вмешательств.
    • Насчёт внутреннего модуля. У Лололошки стоит модель П.Е.Р.С.И.К. "Прайм", предназначавшаяся для создательницы, которая должна была спасти мир. До катастрофы у всех были обычные модули П.Е.Р.С.И.К., которые хоть и не были настолько крутыми, как модель "Прайм", но были лучше, чем имперские импланты, так как имперские импланты - это их урезанные версии, которые служат не владельцу, а Империи. К оригинальным П.Е.Р.С.И.К. ещё прилагались "внешние модули" - роботы-помощники
    • В последних сериях стало известно, что Войд поставил себе так много имплантов, что человеческих частей у него мало осталось. Так, созданные Райей-Прайм усыпляющие снаряды обычных людей усыпляют на 10-15 часов, а этот через полчаса проснулся и убежал на четырёх конечностях, если верить тому, что Кавински узнал от Питера.

См. также[править]

Примечания[править]

  1. Да, ей можно поворошить угли в костре или схватить нож за лезвие, но это с лихвой компенсирует никакая по сравнению со здоровой рукой точность управления.
  2. Хотя люди с имплантированными под кожу микрочипами иногда называют себя киборгами. Но это скорее субкультура: по большому счёту, это просто пирсинг с дополнительным функционалом.
  3. Оригинальное название.
  4. Название в Deus Ex.
  5. Что, вообще говоря, является предрассудком, вызванным исключительно тем, что пока естественные органы совершеннее искусственных. Но когда искусственные станут во всех отношениях лучше (в том числе в плане чувствительности, причём регулируемой), цепляться за естественные не будет никаких оснований. Хотя, если в результате прогресса био- и нанотехнологий и естественные органы сумеют держать марку…
  6. Проще она при учёте наличия прописанной в сеттинге возможности просто взять и загрузить личность, считав её с мозга, как с перфокарты. Если же таковой возможности не прописано, с большой вероятностью будет всё же несколько проще подключить к содержащему личность живому мозгу новый синтетический мозг и позволить им некоторое продолжительное время работать параллельно, чтобы личность могла сама освоиться с использованием новых мощностей и постепенно перебраться в искусственную соображалку. Некоторые фантасты заигрывают с подробным разбором, вводя возможность сделать «мгновенный снимок сознания», который в общем будет соответствовать личности оригинала, но при этом будет только той её частью, что была активна в момент создания снимка, а полный перенос личности потребует больше усилий.
  7. Что интересно, сеттинг — не космоопера или киберапанк, а альтернативные конец 1800-х — начало 1900-х.