Универсальный солдат

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

На сайте также есть статья про одноимённую серию фильмов.

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Do-Anything Soldier. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Универсальный солдат — военный вариант тропа Человек эпохи Возрождения .

Это воин или солдат, одинаково хорошо владеющий всеми видами оружия, которые существуют в его эпоху. В средневековье он будет одинаково ловко махать дубиной, мечом, копьём и алебардой, ездить на лошади и стрелять из лука, арбалета, пращи и аркебузы. В фэнтези — ещё и подколдовывать при этом. В технотриллере или современном сеттинге — водить всё, что ездит, пилотировать всё, что летает, работать со взрывчаткой, копать окопы, стрелять из снайперской винтовки и миномёта. В фантастике он пилотирует меху, водит космические крейсера, стреляет из бластера и дерётся в рукопашной.

Близкий, зачастую пересекающийся, но не тождественный троп — Суперсолдат. Разница в том, что универсальный солдат не всегда создаётся специально — он может быть просто таким одарённым от природы, и не всегда превосходит других солдат в сеттинге — у какой-нибудь долгоживущей расы все воины поголовно могут быть универсалами, им просто хватило времени, чтобы пройти все соответствующие курсы, не особо напрягаясь. Обратное тоже верно — суперсолдат далеко не всегда является универсальным. Он может быть узко специализирован только для роли пехотинца, например.

Частные случаи тропа — Мастер клинка и пули, Мастер кулака и пули, Лучник и рубака. Педаль в пол, если универсал владеет всеми оружиями не только своей эпохи, но и всех предшествующих эпох, начиная с каменного топора.

Важное уточнение: универсальный солдат — это не обязательно армия из одного человека: в реальности попытки одного человека устраивать лобовую атаку с большим количеством бабахов, как правило, плохо заканчиваются для этого недоумка. А вот партизанить в одиночку — это сам Бог велел. По данной причине такими личностями до сих пор комплектуются силы специальных назначений, а самая важная характеристика для них — гармоничное развитие и тела, и мозга. Таким можно доверить высокотехнологичное оружие — они его не сломают. Таким можно поставить задачу в общих чертах — не будут тупить и сделают ровно то, что нужно, причем особый контроль за ними, как правило, не требуется. Формировать из таких солдат маленькую, но гордую профессиональную армию — глупо, потому что солдаты для таковой очень дороги. При малейшем военном конфликте такая армия моментально будет расформирована в спецназ, а места рядовых бойцов займут ополченцы.

  • Однако в экзотических условиях такие «маленькие, но гордые профессиональные армии» все же встречаются. Например, швейцарская гвардия Ватикана.

Примеры[править]

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • «Волкодав» — главный герой, конечно. Одинаково великолепно сражается с оружием и без него, умелый охотник и следопыт, крутой лучник, хороший наездник (хотя в этой области у него достаточно конкурентов), разбирается в оказании первой помощи и, в довершение всего, владеет определенными сверхъестественными силами.
  • Сергей Лукьяненко, «Способность спустить курок» — именно так подготовлен Особый Специалист.
    • Его же «Линия Грёз» — Кей Дач. Телохранитель высшей категории, владеет двумя стилями рукопашного боя (синтез-йодо и поверкиллинг) и всем оружием, которое попадает ему в руки (за вычетом новейшего и секретнейшего «Эскалибура»), даже эксклюзивом диверсантов или десантных частей. Пилотирует всё что летает, причём может взломать систему управления. Приятный бонус — зрительная память, скорость реакции и способность к языкам разогнаны до сверхчеловеских параметров методами генной инженерии.
  • «Хроники странного королевства» — Виктор. Хорошо стреляет и дерётся, за время войны с войсками Повелителя прилично овладел верховой ездой и холодным оружием (предпочитая топоры), разбирается в технике и лихо водит любое транспортное средство с колёсами. При этом ни в одной дисциплине кроме работы с машинами не превосходит своих узкопрофильных коллег, оставаясь крепким середнячком.
  • Метавселенная Рудазова:
    • Цикл «Архимаг» — паладины. Мастерски владеют копьём-лэнсом для кавалерийского таранного удара, полуторным мечом для ближнего боя, арбалетом для дальнего и топориком на всякий случай. Обучены плавать в доспехе на животе и на спине, причём не в лёгком керефе, а в полновесном железе, владеют навыками выживальщиков. Когда партия богиня сказала «надо» — без вопросов пересели с обычных рысаков на крылатых раши; неплохо освоили и плонетские машины, но на живых скакунах им как-то комфортнее. Набираются из обладателей латентных магических способностей, которые означенная богиня им дополнительно баффает, так что владеют телепатией, исцеляют раны наложением рук и способны на несколько секунд «заимствовать» божественную мощь.
    • Тетралогия о яцхене — заглавный герой проектировался именно как сабж. Яцхен здорового человека — реактивный громила, который бегает быстрее среднего автомобиля, летает быстрее сокола-сапсана, плавает быстрее акулы-мако, роет быстрее крота, убивает быстрее нейротоксина, выдерживает в упор заряд дроби, автоматную очередь и удар дубиной огра. Для ближнего боя — шесть когтистых рук и чудовищная пасть, для средней дистанции — смертоносный плевок, для нелетальной нейтрализации — ядовитое жало на хвосте. Может при должных навыках пользоваться любым оружием и техникой, подходящей человеку. Переваривает любую органику (очень активно переваривает — с энергозатратами-то на всё вышеперечисленное) и не толстеет. Годится как в лобовую ударную силу, так и в скрытные диверсанты, а за счёт того, что не дышит и не чувствует температур, может использоваться хоть в космосе, хоть в земных недрах.
    • «Экипаж» — капитан звездолёта «Вурдалак» Святослав Моручи. Великолепно фехтует, отлично стреляет, неплохо пилотирует наземный и воздушный транспорт и даже способен магичить на двоечку с плюсом. При этом сам неоднократно подчеркивает, что в Империи Сварог (откуда он родом) это не экстраординарное явление, а офицерский минимум.

На других языках[править]

  • Л. Буссенар, «Капитан Сорвиголова» — автор описал главного героя как раз таким. Разве что холодным оружием не владеет, да и то лишь потому, что по сюжету не нужно. Получилось чересчур мартисьюшно, но для целевой аудитории (младший и средней школьный возраст) сойдёт.
  • «Властелин Колец» — Следопыты Севера. Умеют сражаться конными и пешими, владеют мечом и копьем (луки тоже явно не для красоты с собой возят), ну и навыки выживания у них прокачаны как мало у кого из людей. Благо, потомки нуменорцев живут достаточно долго, чтобы успеть всему этому выучиться. Итилиэнские следопыты (они же Следопыты Юга) — в общем, примерно то же самое, но, согласно закону сохранения ниндзюцу, уступают северянам в качестве, превосходя в количестве и делают больший акцент не на одиночную охоту, а на организованную партизанскую войну.
  • Джо Холдеман, «Бесконечная война» — именно так готовят офицеров ИСООН, прогоняя их в виртуальной реальности через все сражения истории, от копья с кремневым наконечником до нова-бомбы.
  • Конан — Конан-киммериец одинаково хорошо владеет прямым мечом Запада, кривой саблей зуагиров, туранским луком, гиборийским ножом, копьем, боевым топором и прочим арсеналом местных жителей. Плюс он смертельно опасен в рукопашной — ибо настоящий реактивный громила.

Кино[править]

  • Джон Рэмбо. Даже не столько солдат, сколько универсальная армия из одного человека. По словам полковника Траутмана — «этот человек в совершенстве владеет огнестрельным оружием, ножами и голыми руками». К тому же умеет управляться с военной бронетехникой, тоже в совершенстве.
    • В целом Траутмен не особо привирает — от Зеленых Беретов действительно требовалась изрядная многозадачность и знание оружия и тактики потенциального противника. Ведь им еще обучать местных инсургентов.
    • Во втором фильме при зачтении боевого пути оказывается, что Джон еще и медик, и вертолетчик, а в третьем фильме он и танк водит (впервые в жизни увиденный) и одновременно стреляет!
    • В финальном выпуске франшизы — «Рэмбо: Последняя кровь» — старенький Джон доказал делом, что он ещё ого-го. Боевая единица сама в себе, как какой-нибудь хренов Бойцовый Кот!
  • «Терминатор» — все терминаторы программируются именно так. Неизвестно, насколько хороши они в бою на мечах (так далеко в прошлое не засылали), но с любым огнестрельным оружием двадцатого столетия, с автомобилями и вертолётами управляются мастерски.
    • Как у терминаторов с боем на мечах, можно представить по сцене из второго фильма, где однорукий Т-800 одним ударом лома располовинил Т-1000 от плеча до пояса. Дайте такому вместо лома заточенный двуручник сравнимых габаритов — никакие доспехи не спасут.
  • «Матрица» — чтобы научиться управлять вертолётом или овладеть кунг-фу, повстанцам достаточно попросить оператора загрузить соответствующий навык и подождать тридцать секунд.
  • «Пятый элемент»: Корбен Даллас — отставной спецназовец, поэтому отлично владеет самыми разными видами оружия, водит космические корабли и даже на обычном (для XXIII века) такси выделывает трюки.
  • «В осаде»: Кейси Райбек. Главстаршина «морских котиков» ОБЯЗАН в совершенстве владеть всеми видами огнестрельного и холодного оружия. Как выяснилось, он ещё неплохо стреляет из 406-мм орудий главного калибра «Миссури».
    • Пополам с получилась реальность — бойцы SEAL действительно обучаются владению наиболее распространенными видами оружия как своей армии и союзников, так и потенциальных противников. А насчет больших пушек… Во первых — управлением орудиями занимались под руководством пары ветеранов ВМВ. А во вторых — все «тюлени» (особенно рядовой и мичманский состав) набираются из военных моряков. И действующий главстаршина вполне мог быть артилеристом до того как попал в SEAL.
      • Артиллеристом он быть мог, только вряд ли на «Айовах», выведенных в резерв в 1958 и возвращенных в начале 80-х. А там слишком все по-другому в сравнении с современными артиллерийскими установками.
  • «Солдат» (1998). Сержант Тодд и его товарищи по программе. Простой, крутой смертный, которого с рождения готовили для боя в любых условиях. В результате оказался круче, чем суперсолдаты-клоны.

Мультсериалы[править]

  • RWBY: со стороны злодеев — Синдер Фолл, отменно владеет рукопашным боем, разнообразным холодным (или не очень) оружием, стрельбой из лука и древней магией стихий, водит конвертоплан, умеет в стелс (но не любит), владение огнестрелом и наземным транспортом не показали, но скорее всего и это есть. Со стороны героев — Озпин/Озма, величайший воин своей эпохи, за дохренаста реинкарнаций обучившийся всему, чему только можно, и источник вышеупомянутой магии. В целом, любой прокачаный Охотник (например, Кроу) умеет драться в ближнем бою, в дальнем и без оружия, но до этой парочки мало кто дотягивает.

Комиксы[править]

  • Вселенная Marvel — в комиксах много персонажей, представляющих троп, но педаль в асфальт выжимает Таскмастер, суперзлодей-наёмник, умело использующий любое оружие или боевое искусство. Всё благодаря его способности сверх-быстро обучаться чужим навыкам, просто копируя их после короткого наблюдения.

Аниме и манга[править]

  • Biomega — Зоичи делает из пистолета тридцать фрагов в секунду, сбивает из офигенно большой пушки объекты в верхних слоях атмосферы, ездит на мотоцикле со скоростью 666 км/ч, лихо управляется с боевым топором и бьётся без оружия. В комплекте к Зоичи идёт антропоморфный ИИ Фую, которая способна взломать практически всё.
  • City Hunter — Рё за годы проведенные среди партизан в неназванной латиноамериканской стране приобрел кучу разных навыков из за чего его можно считать тропом.
    • он и сапер и снайпер и мастер рукопашник и спец в области слежки
  • Hataraku Saibou— Макрофаг выполняет функции солдата, горничной, учителя, повара и даже шпиона!
  • Girls und Panzer — Юкари не только отличный заряжающий, но в первом бою без промаха подбила три танка, а в Das Finale подменила Мако за рычагами прямо на ходу и хорошо маневрировала (притом что даже Михо призналась, то она плохой водитель). А в манге она была командиром своего танка и внесла немалый вклад в победу. Таким образом Юкари может хорошо исполнять любые функции, кроме радиста.

Видеоигры[править]

  • Персонажи многих игр жанра Hack’n Slash, песочниц (если там много видов оружия) и GTA-подобные.
  • Средний герой шутера именно таков — воюем автоматом и снайперской винтовкой. Мочим врага и технику из гранатомета или подрываем на фугасах. А если нужно, то и аптечкой поделимся с ближним своим. А если в игре есть управляемая техника — мы обязательно посидим за штурвалом.
  • Halo — все Спартанцы являются гениями, очень быстро учатся, а также носят в своей броне искусственный интеллект, способный расшифровать любую систему управления. Поэтому, даже если они не владеют каким-то оружием изначально — это ненадолго.
  • Mass Effect — выпускники суперкрутой и супертрудной военной программы N7, к которым принадлежит и главгерой. Эти могут всё: стрелять из всех видов оружия, драться в рукопашной, водить всё, что ездит и летает (не как асы, но всё же), совершать долгие марш-броски в полной выкладке по гребеням чужих планет, минировать вражеские базы, взламывать чужую технику и проч., и проч.
    • Впрочем, это всё только по бэку. В игромеханике они очень даже узкоспециализированы — класс «солдат» владеет всеми видами оружия, но не биотикой и не электроникой, а все остальные классы могут использовать лишь два типа стволов из четырёх. А иначе зачем бы Шепарду вообще были нужны напарники?
    • Что забавно, в Андромеде очень даже получится запилить честного универсала, умеющего всё на пятёрку, успевай только выходить в меню, навыки переключать.
  • Серия Mercenaries — главные герои — наемники высокой квалификации. Само собой, они владеют всеми видами оружия и умеют управлять любой подвернувшейся техникой.
  • Disgaea — Класс маджин, имеющий S-ранговую направленность для всех типов оружия, то есть наивысшую скорость прокачки владения всеми типами орудия. Да и чистые характеристики у этих демонов в полном порядке. Естественно, такое счастье вам сразу не пройдут, только после прохождения сюжета.
  • Fallout: New Vegas — система прокачки позволяет мастерски овладеть всеми видами оружия.
  • Warframe — кто там и как готовил Тенно, решительно непонятно, но в итоге они умеют стрелять из всего, что стреляет, от луков до плазмолазеров, мастерски владеть кучей холодного оружия всех сортов, летать на джетпаках и угнанных одноместных пепелацах, и даже пилотировать серьёзный космический корабль. А также охотиться на рыбу с острогой, на зверей с транквилизаторами и на руду с лазерным резаком. Надо сказать, что пользование отсталыми технологиями проходит как стиль дурака, потому что чем навороченнее была вундервафля, тем быстрее её взламывали Владеющие Разумом.
  • The Elder Scrolls V: Skyrim — можно без проблем, доведя все навыки до максимума.
  • Alpha Protocol — отыграть такого вполне реально в режиме «Ветеран», когда у тебя уже неплохо прокачаны все навыки.
    • Собственно, сам режим «Ветеран» уже является своеобразным «универсальным солдатом для начинающих».

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — целая (под)категория юнитов-полководцев, которых можно забилдить как душе угодно. Особенно выделяются эльдарские автархи — воины, освоившие тактику и снаряжение всех-всех аспектов и потому крайне умело командующие. А из рядовых бойцов — космодесантники тактического отделения, умеющие обращаться с большинством видов вооружения Астартес.

Прочее[править]

  • BattleTech — умение сражаться с помощью всего, что есть под рукой, а также выигрывать любое сражение минимальными средствами — обязательное качество воина Кланов, которых готовят к этому с детства.

Реальная жизнь[править]

  • Средневековые рыцари владели мечом, булавой, топором и копьем как в пешем, так и в конном строю и были обучены приемам рукопашного и ножевого боя. Достигались такие познания путем постоянных тренировок с шести лет и участия в сражениях с четырнадцати. Для комплекта умели и стрелять из арбалета — но в основном с охотничьими, а не боевыми целями, хотя испанские рыцари, многие из которых были не сколько всадниками, сколько мореходами, по долгу службы часто участвовали и в перестрелках.
    • К сожалению для рыцарей, к эпохе Возрождения выяснилось, что наемники, не обладавшие широтой рыцарских навыков, но намного более многочисленные, справлявшиеся со своей конкретной задачей не хуже рыцарей, а главное, куда более послушные и дисциплинированные, как армия на голову превосходят феодальное ополчение. Рыцари постепенно отошли на второй план, а с появлением регулярных армий на основе рекрутчины или вербовки в историю ушли и сами наёмники (кроме офицеров и узких профессионалов).
  • Аналогичные рыцарям представители благородных военных сословий — тоже, как правило, учили всё, что может потребоваться, а на Востоке ещё и стрелять из лука на скаку.
    • Инверсия с зигзагом: в Риме умение фехтовать считалось уделом гладиаторов, тем не менее нобили (патриции и очень богатые плебеи) не стеснялись нанять гладиатора для уроков фехтования.
  • Мамлюки и гулями — хоть и не благородные, а боевые рабы, но тоже обучались владеть всеми видами оружия, как пешком, так и с коня.
    • Янычары — тоже не благородные, а дети христиан-простолюдинов, забранных в армию, учились использовать всё, воюя пешком.
  • Традиционно в средневековой китайской армии учили рядового солдата всему по чуть-чуть (чуть-чуть с мечом, чуть-чуть с копьём, чуть-чуть с арбалетом и т. п.), а основное время отводилось строевой подготовке.
  • Силы Специального Назначения. С фитильком, ибо подготовка разведчика-диверсанта или полицейского штурмовика отличается и сильно. Плюс, в каждом подразделении есть свое разбиение по специальностям. И тот факт, что снайпер умеет оказывать первую помощь или может работать со взрывчаткой еще не означает, что он делает это так же хорошо, как медик или сапер.
  • Партизаны же! Да, с упором на диверсионную работу, но минно-взрывное дело, огневая подготовка, тактика малых групп, медподготовка, конспирация и агентурная работа должны быть на высоте. Иначе их жизнь будет очень недолгой.