Вера меняет богов
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Молитвы — пища богов, говорите? А как насчёт того, что качество молитв, намерения верующего и прочее меняет бога? Если богу добра будут молиться убийцы и воры, то он в конце концов станет темнее. А если богу зла станут молиться добрые граждане, то он в конце концов станет светлее.
Очень логично срабатывает в ряде тех случаев, когда бог — это эгрегор, то есть некий разумный «конструкт», верой и молитвами приверженцев как раз и порождённый, и поддерживаемый (питаемый).
Примеры[править]
![]() | Да миллион раз же было! Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка? |
Литература[править]
- Это можно сказать про многих богов Плоского Мира, в особенности про Санта-Хрякуса. Ох, не добрым дедушкой с подарками он был изначально…
- Генри Лайон Олди, «Герой должен быть один» — кровавые, а тем более человеческие жертвоприношения довольно паршиво влияют на бога: в малом количестве просто неприятны, в большом портят характер и мировоззрение. И не только на бога: одна из серьёзных проблем главного героя в том, что некие недоброжелатели приносят человеческие жертвы ему.
- Малазанская книга павших — Осенней змее Д’рек пришлось убить почти всех своих верховных жрецов, когда они вздумали надавить на неё и повлиять на выбор стороны в войне богов.
- ЛитРПГ «Играть, чтобы жить»: главный герой выбрал класс Рыцарь Смерти, а богу, которому он поклоняется — Безымянному — игровой сюжет отвёл роль натурального воплощения Тьмы и Зла. Вот только в пластичном игровом мире, который давно сорвался и плевать хотел на программные алгоритмы и ограничения, вера людей значит много больше, чем в закоснелой реальности, а потому Безымянному приходится читать проповеди на тему тьма не есть зло, чтобы не скатиться вниз по наклонной. Главный герой, после большой войнушки ощутивший этот эффект на себе, приходит к выводу — надо организовать PR-службу, чтобы создавать себе и Пантеону положительный образ.
- Метавселенная Рудазова — в зависимости от того, какие жертвы приносят божеству, можно определить, Светлое ли оно или Тёмное. Так, Тёмным богам и богам-демонам обычно приносят кровавые и людские жертвоприношения, и если такие жертвы регулярно приносят Светлому божеству, то есть риск, что со временем оно тоже падёт во Тьму, а потому добрые боги обычно сразу запрещают подобные практики. Кроме того, в зависимости от восприятия паствы, бог получает новый облик в свою копилку образов. Например, Светлый бог вполне может предстать перед своим почитателем страшным чудовищем, если тот его именно так всегда и представлял, а Тёмный — обернуться прекрасным ангелом.
Сетевая[править]
- Exterminatus, «Everybody Loves Large Chests» (ELLC). Верующие влияют на богов, а боги — на верующих. Особенно сильно это проявляется для Избранных Героев бога.
- Богиня Правды и Справедливости в результате покровительства Империи Людей данного сеттинга помаленьку превратилась в лицемерную храмовницу из-за этого эффекта. Богу Хаоса пришлось её лечить, для начала отрезав от связи с её верующими.
- Богиня Гнева захирела и ослабла в результате утраты паствы, и в результате интриги Бога Хаоса культисты превратились в карикатурных хиппи с фиксацией на идеях "свободной" и "плотской" любви. В результате богиня сменила имя и специализацию на Богиню Любви.
Аниме, манга, ранобэ[править]
- KonoSuba — известная тема фанатских размышлений: это из-за глупости Аквы её последователи — упоротые фанатики, или, может, такие верующие отрицательно повлияли на интеллект своей богини?
Видеоигры[править]
- The Elder Scrolls — в сеттинге это называется «принцип мифопеи». Именно потому все взгляды разных культур на одних и тех же божеств являются абсолютно правильными, одновременно. И именно поэтому Третий Альдмерский Доминион пытается заставить людей перестать поклонятся Талосу — тогда он потеряет божественные силы.
- Pathfinder: Wrath of the Righteous – своей искренней верой в добро Уголёк склоняет Ноктикулу повернуть на право и из "Госпожи в тенях" стать "Королевой Одумавшихся" .
Настольные игры[править]
- Warhammer 40000 — фактически все боги Хаоса представляют как плохие, так и хорошие эмоции, но в таком хреновом сеттинге первых больше, что делает сеттинг еще хреновее, что делает богов еще хуже…
- Слаанеш поглотил/а большую часть пантеона эльдар (кроме трикстера, бога войны и богини жизни), однако получилось не божество расы, а Тёмное Божество с акцентом на предельный гедонизм во всём, собственно характерный для эльдар на момент падения их цивилизации.
- Иннеад, новое божество эльдар. Целенаправленно создаётся как средство уничтожения Слаанеш и спасения расы. Отсюда, наверное, и схожесть.
- Существует версия, что Император человечества переродится под воздействием веры миллиардов людей, на месте Святой Терры возникнет прорыв в Варп, наподобие Ока Ужаса, а в центре этого будет восседать Звёздное Дитя. В лучшем случае — Бог Человеческой Ксенофобии, манифестация действующих Имперских Истин (в редакции 41-го тысячелетия). В худшем — Бог Расизма, который просто уничтожит всех, кто не подходит под определение «чистокровный человек». Дополнительного ужаса добавляет тот факт, что под такое определение в сороковом тысячелетии не подходит ни один человек — люди Вахи при внешнем сходстве с нами нынешними сильно отличаются на генном уровне.[1] (наследие Тёмной Эры Технологий и результат банального естественного отбора в суровых условиях галактики будущего).
- Впрочем, если божество, в которое переродится Император, будет порождением веры людей Империума, то и руководствоваться оно будет картиной мира людей Империума, в которой критерии отнесения к роду человеческому слабо связаны с генетической экспертизой.
Примечания[править]
- ↑ Пруф в романе Дэна Абнетта «Сожжение Просперо», где потомки терранцев — Оланская Тишина — насчитали у пленённых имперцев более пятнадцати тысяч отличий от человеческого стандарта. Да, Тишина была постчеловеческой цивилизацией. Но образцы тканей изначальных людей у них должны были сохраниться, так как они являлись одной из древнейших колоний человечества.