Орден

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

(link)

Knightfall: падение ордена Тамплиеров

Орден — вид военно-религиозной организации, возникший на Земле в Средние века. Исторические ордена, такие, как тамплиеры, госпитальеры (Мальтийский орден) или Тевтонский орден, представляли собой сочетание монашеских и рыцарских организаций. Как монахи, рыцари орденов давали обеты воздержания, послушания, бедности. Как рыцари, они носили оружие и воевали.

Структура[править]

Орден основывается на иерархической структуре. Ниже всего стоят неофиты — вновь принятые в орден. Затем следуют братья-оруженосцы и братья-рыцари. Звание брата-рыцаря является основным; все более старшие наименования — уже скорее должности, чем звания. Среди этих должностей были такие, как приор (начальник местного отделения ордена), интендант (зам по матчасти и финансам), командор (комендант крепости), ландмейстер (наместник целой области) и др. Священники — члены ордена назывались капелланами. Все высшие должности ордена составляли совет, который назывался капитулом и обладал законодательной властью; над капитулом стоял гроссмейстер — глава ордена.

В соответствии с принципом «власть — это сила», самым крутым бойцом ордена является его глава, стоит только взглянуть на Тириона Фордринга.

История[править]

Аренсбург, замок одного из тевтонских конвентов

Старейшим орденом классического строя можно считать орден госпитальеров[1].

Устав ордена госпитальеров, дарованный (а по факту, одобренный) ему папой Пасхалием II, предписывал обеты целомудрия, послушания и добровольной нищеты, то есть нестяжательства. Рыцарям указывалось на то, что траты на любую необходимость должны быть минимальными, дисциплина опиралась на увещевание провинившегося, а не на его наказание, не поощрялись доносы. На основании этого устава писались уставы всех последующих орденов. Основной мирной задачей ордена госпитальеров было содержание бесплатных приютов на пути паломничества ко Гробу Господню. Поскольку на дороге было жарко, царила антисанитария, да и сами паломники далеко не всегда были богатыми и сытыми, многие из них по дороге заболевали, и при этих приютах организовывались бесплатные же лечебницы, в которых служили орденские братья, принадлежащие к монашескому, а не воинскому крылу ордена.

Почти одновременно с ним Готфрид Бульонский, отказавшийся от трона короля Иерусалимского и принявший титул Защитника Гроба Господня, создал Орден Святого Гроба Господня с той же целью — защита Иерусалима и других святых мест. Однако Готфрид был хорошим воином, но не лучшим политиком, и его орден быстро подмял под себя Ватикан: сначала подчинив орден одному из латинских каноников, а затем и вовсе сделав главой ордена одного из кардиналов.

Два десятилетия спустя появился Орден Храма Господня, иначе говоря, тамплиеры. Их основным занятием была охрана всё тех же паломников. Вскоре стараниями своего первого великого магистра Гуго де Пейна он приобрёл славу и популярность. Учитывая, что согласно уставу вступавший в орден рыцарь жертвовал ордену всё своё имущество, тамплиеры не бедствовали, а отсутствие растущих трат (как у тех же госпитальеров, которые открывали всё новые приюты и лечебницы), а так же оказание, по сути дела, банковских услуг паломникам позволило им накопить изрядные богатства, что и послужило в конце концов одной из причин падения ордена. Хотя главной причиной было то, что, в отличие от мальтийских рыцарей или тевтонцев, тамплиеры не нашли себе адекватной военно-политической ниши, а ничем не занятая сила такого масштаба была никому не нужна и опасна. Другие ордена продержались немного подольше, но утратили богатство, власть и влияние с возвышением централизованных государств.

Рядом с орденом госпитальеров появились лазариты, Орден Святого Лазаря, принимавший в свои ряды больных проказой. Стоит заметить, что в те времена проказа, при всей её малозаразности, бушевала: постоянный обмен одеждой, посудой и другими личными вещами позволял ей распространяться достаточно широко. Рыцари-лазариты не чувствовали боли от ран, но мучения, которые причиняла им болезнь, заставляли их искать смерти на поле боя. Ну а мирная деятельность ордена — лазареты, в то время были аналогом современных лепрозориев: проказу не научились вылечивать до сих пор.

В Испании времён Реконкисты также появилось несколько чисто испанских орденов, самые известные из них — Алькантара, Калатрава и орден Сантьяго, морские походы которого привели к возникновению Латинской Америки.

Век спустя ордена начали появляться не только для действий на Святой Земле, но и на восточной границе: Тевтонский орден (было бы точнее перевести его как Германский) занялся крещением пруссов, а орден меченосцев, он же Ливонский — как нетрудно догагаться, Ливонии. Поскольку по разрешению Папы ордена могли оставлять себе треть земель, освобождённых от безбожников (в число которых с помощью небольшого количества казуистики попадали и христиане не-католики) ордена процветали до тех пор, пока тевтонцы не попали под каток при Грюнвальде, а ливонцы не получили на орехи от Ярослава Всеволодовича, а затем при Сауле.

Некоторые ордена, такие, как мальтийский или тевтонский, продолжают существование как чисто традиционные институты, утратившие свое первоначальное назначение.

Следует заметить: хотя отдельно взятый рыцарь — это элитный боец, зачастую армия из одного человека, у обычного рыцарского войска обычно был фатальный недостаток — отсутствие дисциплины, и как следствие — неспособность биться в строю. Войско орденских рыцарей на голову превосходило обычное рыцарское войско именно благодаря знанию строя (в частности, знаменитой «свиньи» aka «кабаньей головы»). Те же госпитальеры за покидание строя — независимо от того, покинул ты его вперёд или назад — серьёзно наказывали.

Среди монашеских орденов особо выделяются доминиканцы, получившие прозвище «Псы Господни» (Domini Canes) за то, что этот орден был тесно связан с инквизицией, а также иезуиты, прославившиеся тем, что во время Реформации в целях борьбы с протестантами занимались шпионажем и контрразведкой.

В XIV веке в Венгрии был учреждён Орден Святого Георгия — первый светский орден Европы. Для вступления в него не нужно было принимать монашеские обеты, достаточно было желания главы ордена (то есть венгерского короля) тебя в него принять. Затем светские ордена полезли, как грибы после дождя, благо, сводился такой орден к носимым на одежде орденским знакам и пафосным титулам для его членов. Так произошли те ордена, которые наградные знаки. «Кавалер ордена» — это не «удостоенный награды», это «принятый в орден рыцарь»!

С прикрученным фитильком к орденам могут относиться и янычары, так как все они состояли в суфийском ордене w:бекташи.

Орденом так же часто называют сикхских Ниханги.

С фитильком так же и опричники Ивана Грозного. Так как имели устав наподобие монашеского и носили рясы, но были вооружены и имели право жениться. Игуменом опричников был лично сам царь, келарем был князь Афанасий Вяземский, а Малюта Скуратов официально занимал должность пономаря.

Кроме того, тайные оккультные сообщества, имеющие иерархию по степени посвящения, тоже часто называются орденами.

В произведениях[править]

Рыцарский[править]

Образ духовно-рыцарского ордена вдохновил немало авторов, пытавшихся создать более возвышенную воинскую организацию, нежели просто армия образца Нового времени. Без сомнения, самый известный вымышленный орден такого типа — это Орден джедаев, который и по смыслу, и по структуре очень напоминает реально существовавшие духовно-рыцарские ордена.

Вымышленный рыцарский орден может отличаться от просто войска рыцарей помимо иерархии и автономии ещё и тем, что в нём лучше снабжение (что означает лучшие доспехи и оружие) и есть свои правила (рыцари ордена могут придерживаться своего кодекса). Кроме того, в нём могут даже выдаваться «светлые» магические способности вроде исцеления или изгнания нежити.

Оккультный[править]

Как правило, изображается могущественной тайной организацией, имеющей влияние в правительстве, бизнесе и СМИ. Не говоря уж о том, что он наверняка владеет тайными магическими знаниями! Обычно мистический орден — зловещая и враждебная положительным персонажам сила. Даже если он и не владеет реальной магией, наверняка именно он стоит за нераскрытыми убийствами и загадочными исчезновениями, а ещё — скрывает множество исторических фактов, а то и научных знаний, которые не найдёшь в школьном учебнике.

Если же оккультный орден всё-таки изображён положительно, то он — геройская караульная служба, охраняющая человечество от сверхъестественных угроз. В этом варианте магию ему выдают чуть более эффектную и прямолинейную, хотя и не стандартную фэнтезийную.

Приземлённый вариант — клуб по интересам, члены которого реально никакой магией не владеют и никаким влиянием не обладают, но любят играть в иллюминатов на досуге. В американской культуре хрестоматийный пример — студенческие братства с названиями из греческих букв (занимаются исключительно дурацкими ритуалами, состоящими из клише про иллюминатов, которые периодически срываются в бафос-нежданчик).

Магический[править]

Смесь предыдущих двух пунктов — организация магов в стандартном фэнтези-сеттинге. Как и первый пункт, владеет землями и замками, как и второй — могучей тайной магией. Деятельность ведёт открыто, помимо поддержания собственной власти и уничтожения врагов может заниматься ещё и обучением новых магов. Помимо прочего, нередко отличается глупой униформой.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Имя розы — одна из сюжетных линий посвящена интригам францисканцев-миноритов против доминиканцев по поводу удобного толкования Писания. Также в книге есть монахи-бенедиктинцы (в чьём монастыре, собственно, вся бодяга и происходит), особо не участвующие в политике.
  • Хроники Хъёрварда — в «Земле без Радости» описывался Орден Звезды, охранявший Северный Хъёрвард от Орды.
  • «Эления» и «Тамул» Дэвида Эддингса. Четыре ордена рыцарей Церкви — Пандион, Альсион, Генидиан и Сириник. По сути своей — рыцарские, но с официальным разрешением пользоваться магией.
  • В «Песни Льда и Пламени» есть Святое Воинство. Оно включает в себя орден Сынов Воина — рыцарей-монахов церкви Семибожия. Давным-давно он был распущен, до тех пор, пока один очень инициативный верховный септон не убедил королеву Серсею его возродить. Есть еще орден Честных Бедняков, но это скорее пешее ополчение с топорами и копьями. Разница в том, что Сыны Воина — орден именно для рыцарей (в т. ч. и бывш. лордов), а Честные Бедняки — для простонародья, даже женщин принимали. Соответственно и выучка и снаряжение у дворян на порядок лучше. И очень часто Сыны Воина выполняли роль офицеров в отрядах Честных Бедняков. Фактически,Честные Бедняки в Святом Воинстве братья-сержанты, а Сыны Воина братья-рыцари.
    • Не забываем про Ночной Дозор: «Я не возьму себе ни жены, ни земель, не буду отцом детям. Я не надену корону и не буду добиваться славы».
    • А также о Королевской Гвардии — личных телохранителях короля на Железном троне. Клятвы их были скопипащены с клятв Ночного дозора, но набирают туда исключительно рыцарей (по ходу саги было одно исключение, но там случай особый — Сандор Клиган по идейным причинам не желал принимать рыцарские обеты, хотя и выполнял функции КГ — годами служил личным телохранителем кронпринца). Гвардейцы приносят обеты не иметь жены, имущества и всякое другое, ровно как и дозорные. А все для того, чтобы они не отвлекались ни на что кроме охраны тушки государевой. Иногда прокатывало, иногда нет.
    • Туда же — личная гвардия Ренли, просуществовавшая меньше года пародия на Белую Гвардию.
    • У просторских королей Гарднеров был свой рыцарский Орден Зеленой Руки. Орден погиб вместе с Гарденерами, но потомок беглецов с Простора лорд Мандерли среди прочего считает себя Рыцарем Ордена Зеленой Руки.
  • Дренайский цикл — орден Тридцати, воины-монахи-мистики. Сначала долго полируют свои воинские и мистические скиллы, потом едут на какую-нибудь войнушку и все там складываются, кроме одного, который основывает новый монастырь и набирает двадцать девять новых бойцов.
  • Elfenritter — воинствующая Церковь имеет два ордена: Орден Дерева Праха и Орден Дерева в Крови.
  • «Тайный город» — Великий Дом Чудь. В просторечии называемый просто Орден.
  • «Дюна» — Орден Бене Гессерит
  • Jumper — книга и экранизация. Орден занимается, тем что уничтожает Прыгунов, умеющих мгновенно телепортироваться.
  • Алексей Иванов, «Тени тевтонов» — средневековая часть романа много и подробно рассказывает о быте, порядках и целях того самого Тевтонского ордена.
  • Октавиан Стампас, Тамплиерский цикл романов — крайне сильно сдобренная мистикой, домыслами (да что там, откровенной фантазией) и теориями заговора, но, тем не менее, соблюдающая основные исторические вехи история Ордена Тамплиеров.
  • Метавселенная Рудазова:

Кино[править]

  • «Звёздные войны» — кроме джедаев есть ситхи, а в диснеевском каноне ещё и рыцари Рен. И не только: еще и созданный Вейдером орден Инквизиторов, и Джедаи-Часовые (из простой специализации превратившиеся в «орден внутри ордена», внутреннюю полицию джедаев)
    • А в до-диснеевской расширенной вселенной был, во-первых, орден Дже’Дайи (из которого потом джедаи и получились), а так же несколько совершенно отдельных орденов чувствительных к Силе:
      • Орден Матукаи — светло-серые по мировоззрению боевые монахи, использовавшие в качестве оружия не световые мечи, а под завязку пробаффаное Силой классическое холодное.
      • Джаль-Шей — «светлый» орден ученых, отрицавших духовное познание силы и подходивших к ее изучению чисто с научной стороны. Прославились как дипломаты получше, чем многие джедаи-консулы, но в бою большинстве своем никакие.
      • Баран До — расово Кел-Дорский орден Силовых прорицателей.
      • Зейсон Ша — выживальщики и мастера телекинеза, использовавшие метательные обручи а-ля Зена.
      • Хранители Оссуса — библиотекари, хранящие и копящие знания еще со времен Дже’Дайи.
      • Дженсарааи — орден тру-серых джедаев, с идеалами Светлых но с военизированной структурой и агрессивностью Ситхов до создания Правила Двух.
  • «Тайна ордена» с Ван Даммом.

Телесериалы[править]

  • Knightfall — про орден Тампильеров

Мультсериалы[править]

  • Аватар: Легенда об Аанге — орден Белого лотоса, существовавший еще до разделения мира на четыре нации и выходящий на свет только в самом крайнем случае. Каждый магистр — человек-армия. Члены ордена узнают друг друга не только по паролям, но и шифрам в игре пай-шо. Кто заподозрит тайное собрание в игре старичков в кости?

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Legend of the Sun Knight — всё произведение сконцентрировано вокруг верхушки рыцарского ордена Священных Рыцарей Церкви Бога Света.
  • «Основатель Тёмного пути» — большая часть заклинателей разбита по многочисленным Орденам, которые различны по своему влиянию, богатству и размерам.

Видеоигры[править]

  • Assassins Creed — братство Ассасинов противостоит ордену Тамплиеров. Уже сколько столетий.
  • В серии игр Fallout есть Братство Стали, орден, цель которого — коллекционирование довоенных технологий.
  • Во вселенной Warcraft орденов очень много, в них объединяются в основном паладины. Например, Орден Серебряной Длани после падения Лордерона (вернее после смерти Александроса Моргрейна, при котором Длань и стала из внутригосударственного ордена аналогом тевтонцев) распался на Алый Орден и Серебряный Рассвет, враждовавшие друг с другом. В конце концов под натиском рыцарей смерти Короля-Лича (у которых тоже есть свой орден Темного Клинка), Алые отплыли в Нордскол, заодно переименовавшись в Алый Натиск. Впрочем, Серебряные переименовались в Серебряный Авангард и тоже отправились на Север, чтобы положить конец правлению Артаса Менетила.
    • Армия Света, воюющая против демонов.
      • На альтернативном Дреноре под руководством Ирель государство дренеев превратилось, по сути, в огромный религиозно-военный орден, причём крайне фанатичный.
  • The Order: 1886 — орден рыцарей круглого стола. Пьют чёрную кровь которая делает их бессмертными.
  • Prophesy of Pendor (мод на Mount and Blade и Mount and Blade Warband). В Пендоре — в отличие от Кальрадии, которая была в оригинале — есть несколько рыцарских орденов со всем, что им полагается: уставами, символикой, сокровищницами, и даже порой с политическими амбициями и попытками вести свою игру.
  • Dragon Age:
    • Серые Стражи, целью которых является защита Тедаса от нашествий порождений тьмы и Моров. Для посвящения пьют кровь порождений тьмы, чтобы почувствовать их коллективный разум и иммунитет к скверне, но не все переживают этот процесс, а остальные неизбежно мутируют за тридцать лет и уходят на глубинные тропы чтобы погибнуть в сражении с порождениями тьмы. Почти в каждой стране есть свои филиалы Стражей под командованием Стража-командора, которые номинально подчиняются Первому Стражу в Андерфелсе, но в основном Страж-командор имеет большую свободу действий. Набирают кого попало от убийц и воров до дворян и придерживаются политического нейтралитета, однако, по слухам, Первый Страж желает заполучить трон Андерфелса, а Страж-командор Ферелдена после Пятого Мора одновременно является правителем княжества Амарантайн (в зависимости от действий игрока может также быть королём или королевой Ферелдена).
    • Орден Храмовников является военизированным крылом Церкви. Принимают растворенный лириум, от чего владеют антимагическими способностями, но у них развивается наркотическая зависимость и к старости впадают в маразм (но об этом пытаются молчать). Встречаются разные личности, от мирных воинов или адекватных личностей до магоненавистников и психопатов-социопатов. Главой ордена номинально считался Божественный рыцарь, но после отделения от Церкви храмовники распались на многочисленные фракции лоялистов и мятежников под командованием Рыцарей-командоров.
    • Искатели Истины. Фактически госбезопасность Церкви. Тайная организация, о которой знают практически все, но ничего не знают. Владеют, помимо сил храмовников, уникальными способностями (например, Кассандра может силой мысли воспламенить лириум в крови врага), но не принимают лириум. Появились до основания Церкви, были частью первой Инквизиции. После её роспуска присоединились к Церкви (остальная часть Инквизиции распалась на Круги магов и Орден Храмовников). В целом тайнственны, как Серые Стражи, но имеют достаточно грозную репутацию.
    • Существуют иные монашеские ордена Церкви, но из них назван только Августанский орден.
    • Орден Шевалье в Орлее. В основном снобы, развратная аристократия и самоуверенные мерзавчики, встречаются как представители я богатый, мне всё можно и я хороший, мне всё можно, так и честь прежде разума, прагматики и патриоты.
    • Орден Пламенного Обета. Апокалиптические маньяки, считающие себя истинными наследниками изначальных Инквизиции и Искателей Истины. Желают уничтожить мир, чтобы он возродился вновь в качестве Рая. Орден неоднократно истреблялся Искателями.
    • Орден Хранителей (или Каменотёсы). Небоевая организация гномов, занимается поисками потерянных знаний и реликвий их погибшей империи.
    • Ша-бритолы. Древний орден времён гномьей империи, когда они всё ещё помнили о существовании титанов. Их цели и существование ныне никому не известно, даже им самим.
  • Серия Trails — Гралсриттеры (в переводе с немецкого — Рыцари Грааля). Подконтрольный Септианской Церкви рыцарский орден, занимающийся поиском артефактов предтечей.
    • В прошлом существовал орден Eisenritter (Железные рыцари), Лаура — потомок заместителя их лидера.
  • «Ведьмак» — Орден Пылающей Розы. Возник из пришедшего в упадок Ордена Белой Розы. Активно боролся с нелюдями-партизанами, и Геральт может примкнуть к ним в этом непростом и опасном деле. Разделил судьбу исторического Ордена Тамплиеров — понеся огромные потери в войне с Нильфгаардом был распущен Радовидом Свирепым с конфискацией всех земель и имущества и расправой со всеми несогласными. Два последних магистра Ордена — Яков из Альдерсберга и Зигфрид из Денесле (при условии что Геральт принял сторону Ордена) были в дружеских отношениях с Геральтом.
    • Насчёт Якова неточность — он является антагонистом в первой части серии независимо от выбора Геральта.
  • Tropico 5 — здесь Орден является могущественной тайной организацией, в которую вступает Эль Президенте. Увы, наш наставник Леон Кейн оказался апокалиптическим маньяком. А когда его с превеликим трудом убили, его место заняла такая же поехавшая Адрианна Диас.
  • Dishonored — Орден Смотрителей, который борется со всеми проявлениями магии в мире, часто при этом перегибая палку и отправляя на костёр как реальных, так и мнимых еретиков. Главная особенность его в том, что сам орден ни в каких богов не верует (потому что единственного бога в округе он провозгласил воплощением зла, а единственную религию — ересью), но всё равно имеет аналог христианских заповедей — «Семь запретов» (Не убей, не укради, не прелюбодействуй…).
  • TES IV: Oblivion, дополнение «Knights of the Nine» — рыцарский орден Девяти, защищающий основы и идеалы верования Девяти Божеств.

Настольные игры[править]

  • Warhammer Fantasy не испытывает недостатка в орденах:
    • Рыцарские ордена Империи, часто поклоняющиеся одному из богов пантеона — например, Рыцари Белого Волка (храмовники Ульрика, самый многочисленный духовно-рыцарский орден Империи — но у волчьего бога есть ещё Рыцари Кровавого Кулака (поклонники «берсеркской» ипостаси Ульрика), нордландские Рыцари Северного Креста и малый орден Серого Волка, охраняющий перевал Серой Леди; все они официально Ар-Ульрику не подчинены). Богу дикой природы посвящены Рыцари Гнева Таала (малый орден, целиком выступающий на демигрифах). Службу Богу Мертвых несут Чёрная Стража Морра (носящие глухие черные доспехи эксперты борьбы с нежитью, почти всегда молчащие и порой использующие в пешем строю арбалеты) и более агрессивные Рыцари Ворона, заточенные на охоту за вампирами.
    • Ордена Серебряного Молота, Факела, Воюющих Волков и Альбатроса являются организациями проповедников культа Зигмара, Ульрика и Маннана соответственно. Если ульрикане (Воюющие Волки) и зигмариты (Серебряные Молоты) являются прежде всего жрецами-воинами, то маннаниты могут воззвать к мощи морского бога и их молитвы способны нанести солидный вред злопыхателям, даже если представитель ордена — это миловидная девушка, а не накачанный головорез. У ульрикан для них есть лишь один крупный храм — и тот в Нордланде, и не совсем ортодоксальный.
    • Орден Факела более связан с храмами, чем странствующие жрецы-воины Серебряного Молота, но они также обучены ратному делу и отвечают за создание отрядов молотоносцев: храмовой стражи из инициативных прихожан. В крупных храмах молотоносцы являются отрядами хорошо сопряженных воинов с двуручниками.
  • Воюющие Волки включают одновременно и храмовый клир и странствующих жрецов-воинов. Кроме того, на многих кораблях нордландского флота жрецы ордена ведут в бой морпехов при десантах и абордажах, а также выполняют функции капелланов. После смерти Ар-Ульрика совет высших жрецов Ордена Воющего Волка избирает из своих рядов нового первосвященника волчьего бога. Однако в выборах принимает участие ещё и великий магистр Рыцарей Белого Волка, причём действующий Ар-Ульрик, Эмиль Вальгир, прежде был не жрецом, а храмовником.
    • Кроме того, нельзя забывать фанатичных Длинноногих — друидоподобных поборников Таала, бога лесов и дикой природы, мастеров партизанской войны, ревностно защищающих владения своего патрона и одних из лучших следопытов Империи.
    • Орден Сестер Сигмара — воинственные монашки известны главным образом своими усилиями по очищению Мордхейма, падшего города.
    • Святой Орден Храмовников Сигмара — охотники на ведьм, колдунов (не путать с имперскими волшебниками!), мутантов, культистов Хаоса, вампиров, некромантов, одержимых и вообще всех, кто попался и похож на угрозу для Империи. Свои аналоги есть и у других имперских культов, но лишь сигмариты имеют господдержку, что злит их «коллег».
    • Орден Рыцарей Сияющего Солнца - храмовники тилейско-эсталийской богине войны Мирмидии, штаб располагается в эсталийской Магритте, но командории есть и в Империи. Единственный духовный рыцарский орден Империи, посвящённый иноземной богине и добившийся немалого успеха.
    • Основными орденами Мирмидии являются жреческий Орден Орла и рыцарский Праведного Копья. Последний мог бы поспорить по численности с Белыми Волками, если бы не одно «но». Праведные Копья имеют свою специфику, на местах храмовники могут иметь другие названия, скажем, Звёздного Щита или Мстительного Титана. К досаде иерархов культа, в курфюршествах Орлы и Копья уступают в популярности основанному имперцами Пылающим Солнцам.
    • Есть и светские ордена, такие как Рыцари Пантеры (самый многочисленный светский орден Империи — лейб-гвардия курфюрста Мидденланда и, в меньшей степени, графини Талабхайма) и Северные Быки Остланда, но всех затмевают легендарные телохранители Императора, Рейксгвардия. Бывают и маленькие ордена, вроде аверландского Ордена Чёрного Медведя. По гонору и драчливости они могут заткнуть за пояс многих. Как правило, в рыцарский орден попадают молодые дворяне после отличной службы в особой пистольерской роте либо отряде деми-лансеров — конных копейщиков в полудоспехах (так пополняются Красные Щиты — телохранители курфюрста Талабекланда), нередко кандидату (или его семье) придётся раскошелиться на приличную сумму вступительного взноса.
    • Богу морей Маннану посвящены несколько рыцарских орденов, некоторые, скажем Рыцари-Мореплаватели и Рыцари Маннана-базируются в вольном городе Мариенбург, а более многочисленные Сыны Маннана охраняют побережье Нордланда и Остланда. Меж «мариенбуржскими» и «имперскими» орденами идёт соперничество, усугубленное насмешками над «сухопутными моряками» Империи со стороны обитателей вольного города, где Маннан главное божество, а палуба корабля главное поле битвы.
  • В Warhammer 40000 Космодесантники, объединённые в ордена и живущие по распорядку «война-тренировки-молитвы», гораздо больше напоминают именно рыцарей-монахов, чем привычных крутых вояк с большими пушками. Что ничуть не мешает им быть и теми, и другими одновременно. Что характерно — в ранних редакциях напоминали рыцарей лишь доспехами и холодным оружием.
    • Adepta Sororitas — появились в результате того, что Церкви запретили иметь «вооружённых мужей». Сёстры вооружены по образу и подобию космодесанта, но в отличие от космодесанта являются обычными женщинами, а не суперсолдатами в 2.4 метра ростом и метр шириной.
    • Сёстры Тишины, созданный Императором орден из антипсайкеров.
  • «Берсерк: вселенная магических битв». Церковь Сеггера подразделяется на Алый, Белый и Серый Ордена. В Алом — администраторы и контролёры, а также те, кто следит за буквой и духом канона; здесь же и воины веры. В Белом — целители и наставники. Серый же Орден — это внутрицерковная спецслужба, то есть «те, кто сторожит самих сторожей».
    • И на Тёмной стороне тоже есть несколько организаций, называемых «Орден».
    • Орден Койаров — это ассасины. Формально они нейтральны, на деле же — давно раскололись на несколько враждующих группировок.
  • Mage: The Ascension — орден Тамплиеров.
  • Infinity — в игре существует целая фракция (а точнее секторальная армия) рыцарских орденов будущего в составе Панокеании. Сектор представляет собой дорогих, но хорошо подготовленных бойцов с широкими тактическими возможностями. В нем представлены Госпитальеры, Тевтонцы и почти все испанские ордена. А вот Тамплиеров нет — они, как всегда, отличились.

Реальная жизнь[править]

  • Католические рыцарские ордена:
    • Орден рыцарей госпиталя Святого Иоанна в Иерусалиме, более известны, как госпитальеры или иоанниты, а позже — Мальтийский орден. Старейший рыцарский орден. Возник в конце I Крестового похода (на рубеже XI и XII веков). Изначально ориентировался на создание госпиталей и странноприимных домов, но очень скоро выяснилось, что паломникам и врачевателям совсем не помешает защита от разбойников и всяких мамелюков, так что орден вскоре обзавелся боевым крылом. В отличие от тамплиеров, иоанниты не особенно лезли в политику, что позволило ордену дотянуть аж до наших дней. После окончательного поражения крестоносцев и исчезновения палестинских христианских королевств обосновались на Родосе, а затем под давлением турок переехали на Мальту. Там они создали мощный флот и долгое время служили щитом от североафриканских пиратов и османов. Вошли в историю совершенно эпическим отражением нападения на Мальту армии Сулеймана Великолепного в 1565 г. С ослаблением турецкой угрозы госпитальеры постепенно пришли в упадок и окончательно утратили свое военное значение в начале XIX века, капитулировав перед Наполеоном. Корсиканец распустил орден, но он вскоре был восстановлен, правда без военных функций. В настоящее время Мальтийский орден фактически существует в виде гуманитарной и благотворительной организации, а юридически является уникальным суверенным негосударственным образованием (в частности, имеет собственных дипломатических представителей), продолжая традиции независимой рыцарской державы.
    • Орден Святого Иакова в Альтопашо, более известны, как рыцари Тау (за то, что эмблема ордена имела форму этой греческой буквы). Другой древний орден, соперничающий с орденом госпитальеров за звание самого древнего и основанный примерно в то же время, хотя первое непосредственное упоминание о нём содержится в булле папы Евгения III (1145—1153 гг.). Этот орден малоизвестен по причине своего поразительного равнодушия к Святой Земле — первоначально военная функция ордена сводилась к борьбе с разбойниками на пилигримском маршруте Via Francigena между Францией и Италией, затем география расширилась, и мансионы ордена по образцу дорожных станций Римской империи появились на дорогах практически всей Западной Европы, но за её пределами орден никогда не действовал. На протяжении XV—XVII вв. имущество ордена в разных странах постепенно передавалось другим орденам, пока наконец французский приорат ордена не был поглощён орденом Святого Лазаря в 1672 году.
    • Воины Гроба Господня, также известны, как сепулькриеры, с 1868 года официально называются Рыцарский орден Святого Гроба Господня в Иерусалиме. Вероятно, воинское братство для охраны Гроба Господня было основано около 1100 года вместе с Иерусалимским королевством, и получило признание со стороны папства в 1113 году. После падения Иерусалимского королевства орден фактически перестал существовать, но звание рыцаря Святого Гроба продолжало оставаться престижным у европейских монархов, а в 1496 году орден был восстановлен, но с тех пор выполняет преимущественно церемониальную функцию.
    • Орден бедных рыцарей Иерусалимского храма, более известны, как тамплиеры (или, в переводе на русский, храмовники). Был основан в 1119 году и быстро стал богатым и популярным. Отличился во время Крестовых походов в Палестину, неоднократно засветился во множестве исторических и псевдоисторических романов. Был уничтожен в начале XIV века по распоряжению короля Филиппа Красивого. Согласно легенде, последний магистр ордена проклял королевский род Франции. Официальным обвинением, послужившим поводом для роспуска ордена, стали якобы практикуемые тамплиерами колдовские обряды, а также содомия и коррупция. Мистическая аура окружает этот орден и поныне, и тамплиеров часто изображают как некую оккультную организацию.
    • Орден Святого Лазаря в Иерусалиме, также известны, как лазариты. Незаслуженно малоизвестный орден. Был основан около 1119 года в госпитале для прокажённых в Иерусалиме. Лазариты не так прославились в битве, как госпитальеры, тамплиеры или тевтонцы, единственным крупным сражением, в котором они участвовали, была битва при Форбии, но они снискали себе славу на поприще ухода за больными — именно благодаря рыцарям этого ордена появилось слово «лазарет». Единственный орден, который принимал рыцарей, больных проказой.
    • Орден Тевтонского дома Святой Марии в Иерусалиме, более известный, как Тевтонский орден. Создан, а точнее, «отпочковался» от Ордена госпитальеров в конце XII века в Палестине, но уже в начале XIII века тевтонцы перебазировались в Восточную Европу, где весьма успешно продвигали католичество на восток. В это время Тевтонский орден, по сути, представлял собой суверенное государство. Закат тевтонцев начался поражением ордена в знаменитой битве при Грюнвальде (1410 г.), где погиб цвет его рыцарства. Но окончательно тевтонцы утратили политическую силу лишь в XVI веке и добили его не военные поражения, а Реформация. Орден был распущен в 1809 году Наполеоном (ну не любил он рыцарей) и восстановлен в 1834 г. как благотворительная организация, в виде которой он существует и по сей день.
    • Орден братьев меча, также известны, как гладиферы или меченосцы. Был основан в Риге в 1202 году для содействия крещению язычников Ливонии. Первоначально имел большое политическое значение, как инструмент папы римского для сдерживания политических аппетитов Дании и Священной Римской Империи. После того, как литовцы разгромили орден в битве при Сауле в 1236 году и убили магистра, он был реорганизован как Ливонское ландмейстерство Тевтонского ордена (Ливонский орден), и в этом качестве просуществовал до Ливонской войны Ивана Грозного, когда будучи не в силах сопротивляться русским войскам был расформирован, а земли ордена были поглощены Великим княжеством Литовским.
    • Большое количество рыцарских орденов существовало в Испании:
      • Орден Крыла Святого Михаила
      • Орден Монреаль
      • Орден Монтесы
      • Орден Сантьяго
      • Орден Сан Хорхе де Алфама — этот орден крестоносцев воевал против… крестоносцев, точнее, Альбигойского крестового похода, так как основатель ордена, арагонский король Педро II, счёл несправедливым изъятие земель у своих вассалов, феодалов Лангедока. Хотя и сам Педро, и его рыцари, были католиками, развитие событий привело к тому, что они едва ли не открыто выступили защитниками альбигойцев Тулузы, в сражении за которую погибли и король, и орден. Спустя полтора столетия орден был восстановлен, и ещё через двадцать пять лет поглощён орденом Монтесы.
      • Орден Калатрава
      • Орден Алькантара
      • Орден Монжуа
      • Орден Ависа
    • Орден Дракона — известен тем, что именно в нём состоял Влад II Дракула, отец того самого Влада III Дракулы.
  • Мусульманские военно-духовные организации:
    • Гузат (от арабского «газа» — «воевать») — воины-добровольцы, сражающиеся с неверными. В отличие от христианских рыцарей, гузат были организованы не в постоянные ордена, а во временные местные кампании, в случае успешного завершения которых как правило становились первыми мусульманскими феодалами и землевладельцами на захваченных территориях[2]. Кроме того, формально гази[3] не обязан был всю жизнь оставаться в этом качестве, хотя достойным, безусловно, считалось либо одержать победу, либо стать мучеником за веру, шахидом — умереть в бою. Иногда кампании гузат появлялись вследствие объявленной халифом или другим религиозным авторитетом священной войны, иногда стихийно. В некоторых регионах воины-добровольцы имели свои особенные названия — так, гузат, покорившие Афганистан во главе с Якубом ибн Лейсом, называли себя айярами.
    • У хариджитов воины за веру назывались «шурат» — в переводе с арабского «покупатели», то есть, купившие рай за земную жизнь.
    • Более близким аналогом христианских рыцарских орденов являются военизированные суфийские братства. В отличие от кампаний гузат, они имели выраженную иерархическую структуру с шейхом во главе и не прекращали своё существование, одержав большую победу и захватив достаточно территории для основания нового государства. Кроме того, дервишами становились как правило на всю жизнь, и они являются наиболее близким аналогом христианского монашества, хотя отсутствие обета безбрачия всё-таки способствовало их перерождению в феодальные элиты.
      • Мурабитун, на Западе более известные, как Альморавиды. Основатель братства, Абдулла ибн Ясин, с 1039 по 1043 год обратил в ислам языческие берберские племена санхаджа. Воинственные новообращённые, спаянные религиозным пылом, объединили под своей властью сначала Магриб, а потом и мусульманскую Испанию. Впоследствии, однако, Альморавиды феодализировались и окультурились, растеряв свой запал.
      • Мувахиддун, в европейских языках Альмохады. Братство, основанное в 1121 году среди берберов племени масмуда проповедником Мухаммадом ибн Тумартом на принципах традиционалистского ислама захиритского мазхаба. Разбили разложившееся уже к тому времени государство Альморавидов и вновь объединили Магриб и Испанию в рамках единой страны. В конечном итоге Альмохады повторили путь Альморавидов, их государство развалилось на отдельные эмираты, которые были разбиты христианскими королями в ходе Реконкисты.
      • Хасанийя — шиитский суфийский орден XIV—XVI веков, составлявший боевое крыло государства сербедаров в Иране и Средней Азии, а впоследствии бывший основой так называемого движения Сеидов. В отличие от Альморавидов и Альмохадов, довольно успешно противостоял феодализации, благодаря чему власть в государстве сербедаров до самого его конца не была наследственной.
      • Сефевийя — изначально суннитский суфийский орден, который был основан Сефи ад-Дином ещё в XIV веке, но «ошиитился» в XV веке и начиная с шейха Джунейда начал приобретать характер военной организации, окончательно трансформировавшись в XVI веке под влиянием вошедших в орден воинственных тюркских племён. Эти племена, которых изначально было семь, за их обычай подчёркивать свою религию ношением красной чалмы прозвали кызылбашами («красноголовыми»). Именно кызылбаши окончательно утвердили шиизм имамитского толка в качестве государственной религии Ирана и привели к власти династию потомков Сефи ад-Дина, Сефевидов, что является в сущности началом истории современного Ирана.
    • Чертами военно-духовного ордена обладало государство исмаилитов-низаритов в Талышских горах, европейцам более известное под названием государства ассасинов. Особенно это касается низшей ступени посвящения. Адепты, стоявшие на ней, назывались фидайюн, «жертвующие», и обязаны были без страха сражаться и умирать по приказу вышестоящих адептов. От низаритов слово «фидайюн» перешло к другим шиитам, суннитам и даже к исповедующим христианство армянам.

Примечания[править]

  1. Любой заклёпочник скажет вам, что название это некорректно: кратко их можно называть Иоаннитами или Странноприимным орденом, а полное название при основании — Орден Странноприимных Всадников Святого Иоанна Иерусалимского, современное можно посмотреть, например, в Википедии.
  2. Хотя существовали и постоянные гарнизоны гузат, например, на острове Аббадан в Иране.
  3. Единственное число от «гузат».