Религия зла

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Religion of Evil. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Человек, поклоняющийся Сатане, должен быть успешен во всем. Он должен быть богат, знаменит и славен. Его должны знать, более того, если он хочет принести пользу, его должны уважать. Сатана жесток, он не любит сирых и убогих. Он не любит жалких и бедных. Он не любит смиренных и незаметных. Ему нужны сильные, алчные, богатые, жаждущие жизни, вкушающие мирские блага. Поклоняющимся Сатане должны завидовать, им должны подражать, множа грехи человеческие. Человек, по-настоящему поклоняющийся Сатане и желающий принести пользу, должен демонстрировать привлекательность греха. »
— С. Мусаниф, «Подземная канцелярия»
« Увечный Бог всегда найдёт множество смертных голосов, которые станут повторять его пустые обещания, а внутри его деспотичного культа будет процветать зло и скверна. Вера, обусловленная болью и чувством вины, не может провозглашать моральную чистоту. Вера, укоренённая в крови и страдании… »
— «Малазанская книга павших», книга «Охотники за костями»

Религии бывают разные. Большинство призывает своих приверженцев к высокоморальному поведению, обещая им за это грядущую жизнь в мире, где не будет зла. Но не эта. Попасть в рай? Скучно. Попасть в ад, но с вилами? Вот это да! Не убий? Тоскливо. Убий во имя Чёрного Властелина? Вот это весело! Царствие Божие на Земле? Ктулху нас упаси от этой беспросветной тюрьмы. Стать свободными, как Великие Древние? За это стоит побороться!

Религия зла — это, как говорит нам Капитан, религия, призывающая ко злу. Либо напрочь отрицающая деление на Добро и Зло, либо признающая его, но считающая именно Зло крутым. Молятся в этой религии Чёрному Властелину или Злому Богу на чёрном наречии, приносят человеческие жертвы, наряжаются на ритуалы в чёрные капюшоны и, в общем-то, веселятся напропалую.

Внимание: сюда не относятся религии с просто другой моралью. Если бог говорит, что испепелять города и истреблять народы во имя его — это добро и ведёт к царствию небесному, это не религия зла, это религия храмовников. А вот если описанное — байка для мирян, а церковники этой религии тайно осознаю́т, что творят зло и это круто — то это Мистерии зла, родственный, но отдельный троп.

Высший пилотаж — когда в религии зла появляется добрый пастырь.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Культы Великих Древних у Лавкрафта отрицают существование добра и зла, но творят явное зло и наслаждаются этим.
  • Различные культы Мелькора и Саурона в Легендариуме Толкина. Наиболее крупный — религия чёрных нуменорцев, созданная Сауроном во время его пленения в Нуменоре.
  • Цикл «Наследние» — Культ Хелгринда в Драс-Леоне, требующий человеческих жертвоприношений. Его жрецы ампутируют себе части тела — а главный жрец так и вовсе был «обрубком» без рук и ног, которого переносили другие.
  • Пулман в «Тёмных началах» пытался изобразить эталонных храмовников, но у него вышла именно религия зла.
  • Пимен Карпов, «Пламень». Культ Тьмяного.
  • «Последняя битва» Льюиса — «ташланский» культ. Он же — «на тебе!» в адрес синкретических (т. е. считающих разные религии равнозначными и соединяющих элементы оттуда) духовных учений.
    • Исходный культ Таш, распространённый в Калормене, тоже подходит.
      • Сомнительно: среди калорменцев тоже попадаются приличные, при этом религиозно мотивированные люди. Так что мистерии зла тут ближе.
  • «Diablo: Война Греха» Ричарда Кнаака — Храм Триединого, где поклоняются Изначальному Злу в лице Диабло, Мефисто и Баала, но как добрым духам-творцам, а жрецы до некоторого сана даже не догадываются о зловещей сущности своей религии. Нежить в качестве элитных воинов и демоны в качестве убийц. Заправляет всем Великий жрец Люцион — сын Мефисто.
  • Роберт Шекли, «Цивилизация статуса» — каторжники на Омеге поклоняются «великому чёрному». Земляне же сформировали единую религию гуманизма. А проповедуют обе религии практически одинаковыми стандартными фразами.
  • Фриц Лейбер, «Сгущайся, тьма!» — сатанистское подполье в тоталитарном глобальном христианском государстве. Оба варианта — религия зла: первый по форме, второй по содержанию.
  • Вадим Панов, «Тайный город» — философия Кадаф, основанная на открытой взаимной ненависти всех ко всем. Оригинальность данной философии проявилась в том, что построенная с её помощью культура, как это ни странно, не уничтожила сама себя. Напротив, её адепты и иерархи оказались способны как на героическую (на грани с самопожертвованием) защиту соратников в бою, так и на зверские пытки этих самых соратников после. И то, и другое делается абсолютно искренне и с полной самоотдачей, очевидно, по принципу «встретишь Джавдета — не трогай его, Джавдет мой».
  • «Метро 2033» — дикари-червопоклонники на Парке Победы.
  • Вера Камша, «Хроники Арции» — ройгианство. Жрецы падшего древнего бога пытаются вернуть его в мир. Для этого практикуют, среди прочего, человеческие жертвоприношения.
    • Тем не менее, они не провозглашают свои цели достаточно открыто, пытаясь мимикрировать под обычных магов или же священников другого культа. Так что ближе другой троп.
  • Александр Рудазов знает толк:
    • «Властелин» — собственно, культ Бельзедора. Некогда заглох и пришёл в упадок по причине того, что, в отличие от многих типовых тёмных культов, жрецы должны были не приносить в жертву Властелину юных девственниц, а ложиться под нож сами. На сегодняшний день численность приверженцев данной религии минимальна, сам Бельзедор считает их кретинами и периодически приносит в жертву самому себе, а современная Империя Зла — светское государство, где Властелин рассматривается в первую очередь как политический и военный лидер, а не как теократ или объект для поклонения.
    • «Паргоронские байки» — Предвестники Двадцать Седьмого. На самом деле, зигзаг на грани аверсии: да, двадцать седьмые приносят жертвы разумными существами — но это лишь потому, что их лидер нуждается в этом для прозрения будущего. А так-то далеко не факт, что сам Двадцать Седьмой непременно сделает что-то плохое, когда появится; и, между прочим, именно силой своего предвидения Обрубок помог остановить Антикатисто, потому что в противном случае чаемый новый бог не родился бы вообще.
      • Там же — демонизм, официальная религия Легационита (парифатской колонии Паргорона) с демолордами вместо богов.
    • Из слова Божия известны упоминавшиеся, но пока не встречавшиеся на страницах книг верования, подходящие под троп:
      • Малиганство aka Последняя Истина — поклонение первородному хтоническому чудовищу Малигнитатису, бывшему владыке Парифата, а ныне заключённому злу
      • Культ Бго — безумного паргоронского бога, исповедующийся демонами самого Паргорона и рядом смертных за его пределами. Религия радикальных имморталистов: считается, что Тот, Кто Кричит Во Тьме, равно ненавидит и праведных, и грешных, а потому единственный способ избежать страданий — подольше не попадать к нему на тот свет.
      • Чёрное Братство aka монахи смерти — севигистская секта адептов Савроморта. Считают смерть высшим благом, а себя — его дарителями; считаются упоротыми радикалами и преследуются даже умеренными савромортианами.
      • Фидианство — севигистская секта змеепоклонников, из всех Двадцати Шести более всего почитающая Якулянга. Чем плохи — неизвестно, но разумных существ в жертву приносят.
  • Мария Семёнова, «Волкодав». Культ Мораны, в котором есть как идейные наемные убийцы, в том числе и буквально ассасины, кончающие при опасности плена с собой или молчащие под пытками, так и мраккультисты, практикующие человеческие жертвы. Впрочем, вопрос, считают ли сами моранопоклонники свою деятельность злом, их позиция и мировоззрение в книгах не представлены. Однако с учётом, что в их число по итогам попал единственный персонаж женского пола, которого главный герой, отъявленный «феминист», был готов с радостью прикончить…
  • Г. Л. Олди, «Путь меча». Тайный культ батинитов-тусклых, чей символ веры: «Когда человечество разучится убивать, оно будет убито». Во исполнение его культисты регулярно напоминали, что убивать — можно. В реалиях романа это, по некоторым причинам, не то, чтобы не очевидно, но является некой древней и века назад позабытой мерзостью. Истребить скрытный и живучий культ не получалось, потому был заключён тайный договор о регулярных ритуальных поединках с обязательным смертельным исходом. С натяжкой, потому что, хотя батиниты несомненно служат злу и во исполнение своей службы зло творят, они считают его необходимым для выживания человечества, то есть, в конечном итоге, имеют благие цели. И по сюжету романа и всего цикла они оказываются в каком-то смысле правы. Человечество, в лице пацифистской культуры Кабира, разучилось убивать и было убито. Не физически, но утопия Кабира была разрушена и со временем забыта.
  • «Гробовой Колосс» Александра Дедова — демонопоклонники. Поклоняются полудемонам, приносят им и их родителям человеческие жертвы,

Кино[править]

  • Некоторые доморощенные культы ситхов в Звёздные войны, например, культ Рагноса из Jedi Academy. Сам Орден Ситхов тоньше, он скорее что-то среднее между социал-дарвиниствующими храмовниками и мистериями зла.
  • Некромонгеры из «Хроник Риддика».
  • «Шерлок Холмс» Гая Ричи — культ лорда Блэквуда.

Комиксы[править]

  • Crossed — христианство стало считаться именно таким явлением среди выживших людей через сто лет после Внезапности. Причины — характерный крестообразный стигмат на лице у заражённых. По мнению большинства населения США, Господь-Бог, если он существует, таким образом наказал человечество за его грехи. Ведь в Библии чётко было прописано, что Яхве не будет насылать на людей новый потоп — он и не насылал его. А вот про эпидемию маньяковируса там ничего не было написано, муа-ха-ха. Выжившие, правда, после этого решили, что поклоняться такому ублюдку — много чести, и теперь в большинстве своём крайне негативно относятся к немногим сохранившимся христианам. А вот к мусульманам, наоборот, относятся гораздо более дружелюбно (хотя те поклоняются, по сути, тому же Яхве. Но зато без крестов и прочей схожей символики).
  • DC Comics — культ дьякона Блэкфайра в Готэме.
    • Также Церковь Крови, поклоняющаяся демону Тригону.
  • Rat Queens — секта бога-кальмара Н’Ригота. Одна из главных героинь в прошлом была послушницей этой секты. Ему же поклоняется главгад.

Веб-комиксы[править]

  • Homestuck — клоунский культ.

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Pandora Hearts — Культ Бездны. Цель культа — устроить вторую Сабрийскую Трагедию, на этот раз провалив не один город, а весь мир в Бездну. А также это обманная религия.
  • Re:Zero kara Hajimeru Isekai Seikatsu — Культ Ведьмы.
  • Naruto — бог Джашин, которому поклоняется Хидан. Джашинизм требует от своих адептов нести смерть и полное уничтожение.
  • 100-Man no Inochi no Ue ni Ore wa Tatteiru — Драконьи Жрецы методом массовых жертвоприношений непричастных к их вере людей планируют пробудить древних драконов, чтобы те устроили их миру чистку огнём от недостойных (то бишь, от человечества в целом). И, судя по предсказанию о 10-ом квесте, они вполне себе знают своё дело.

Видеоигры[править]

  • Might and Magic VI: Орден Баа — культ, поклоняющийся криганцам, как благим созданиям. Хотя культисты простым людям помогают, но из-за антикоролевской пропаганды «мистериями» они не отделаются.
  • Gothic — культ Белиара и братство Спящего.
  • Blood — культ Кабал в первой части и мегакорпорация CabalCo во второй.
  • Arx Fatalis: Культ Акбаа, он же Орден Тьмы. Поклоняются богу Тьмы и Хаоса по имени Акбаа.
  • Quest for Glory: поклонение Авузлу Тёмному.
  • WarCraft 3 — Культ Проклятых, поклоняющийся Нер’Зулу, в WoW’е также присутствует зловещий Культ Сумеречного Молота, последователи которого поклоняются древним богам, ряженным под Ктулху. Ещё культ Рагнароса, дружественный последнему. А демоны верят в Саргераса.
  • StarCraft — «Цепь Вознесения» протоссов-Тал’даримов. Сама суть ещё более-менее нейтральная, построенная на личных качествах, конкуренции и умении чётко строить пирамиду власти, если не брать того, что эти протоссы верят в неминуемый Конец Света, когда их тёмный бог Амун уничтожит мир и создаст заново. Но реализована как всеохватывающая политическая борьба за повышение и власть, кровавая и жестокая, с минимумом принципов, кроме интриганства и права сильного. Не являющиеся Тал’даримами автоматически рассматриваются как недостойные, и убиваются по желанию левой пятки.
  • The Elder Scrolls — любой культ, поклоняющийся даэдра (кроме, пожалуй, последователей Меридии, Азуры и Малаката).
  • Resident Evil 4 — культ Лос Иллюминадос.
  • SpellForce 3 — культ Бога Света из дополнения (Праведный Свет из оригинала больше подходит к тропу Мистерии зла). Секта, похищающая души гуманоидов с целью впустить в мир, собственно, Бога Света, с приходом которого наступит Йаку. В отличие от более мелких антагонистов и всё того же Праведного Света, данная религиозная организация прекрасно знает, что она делает, и сознательно приближает наступление конца. Её злобность также не является ни для кого секретом.
  • S.T.A.L.K.E.R. — Культ Монолита. И тут же аверсия - про культ известно очень мало, а сами "монолитовцы" не столько злодеи, сколько промытые сектанты-отморозки, у которых к тому же ещё осталось что-то человеческое (группа Бродяги из ЗП вышла из-под контроля).
  • Stellaris — чтобы сделать империю Поборниками чистоты, вам понадобятся в качестве идеологий фанатичная ксенофобия и либо милитаризм, либо спиритуализм. Во втором случае получается эталонный сабж — вера, требующая тотального уничтожения всех разумных рас, кроме вашей.
  • Castlevania: Aria of Sorrow — культ Дракулы.
  • Grim Dawn — культ Х’тона. Судя по запискам, даже нормальные люди, попадающие туда, со временем превращаются в сумасшедших фанатиков, помешанных на больше крови кровавому богу! соберём всю кровь этого мира для Х’тона! Про лидеров культа и говорить нечего — все они сплошь эталонные мраккультисты.
  • Spore — служители Чёрного Когтя. Типичные мраккультисты с закосом под туземцев.
  • GTA V — есть аж целых три секты. Если про Детей Горы ничего внятного нельзя сказать, то Культ Эпсилон (пропагандирующий ненависть к рыжим людям) и, особенно, Альтруисты (секта поехавших каннибалов) попадают под троп однозначно.
  • Серия игр The Witcher — таких тут много:
    • В первой игре можно найти большой культ Львиноголового Паука в вызимской канализации. А ещё есть культ Дагона.
    • В третьей части: на островах Скеллиге было много древних жестоких религий (прежде всего стоит отметить культ бога Свальблода и Вороний клан, поклоняющийся Вороне-матери).
  • Warframe — Корпус имеет культ выгоды. А поскольку капиталисты плохие, получается именно оно. Благотворительность называется грехом, казначеи советуют неудачливым грабителям стараться лучше и тому подобное.
  • Arx Fatalis - Культ Акбаа. Ну и мелкие сатанисты решившие принести в жертву Шани ради вызова демона.

Визуальные романы[править]

  • Chaos;Head — Церковь Божественного Света.

Настольные игры[править]

  • Dungeons & Dragons — религии поклонения злым богам. А также архидьяволам и князьям демонов. Есть ещё (в Forgotten Realms) Культ дракона и стихийные культы. И Орден Синего Пламени. С точки зрения автора этой правки это всё ближе к Мистериям Зла (Орден синего пламени в четвёртой редакции — однозначный пример, ибо официально занимается помощью пострадавшим от «синего огня», реально будучи апокалиптическим культом), ибо, окромя некоторых стран, в открытую подобные организации не могут поклоняться своим покровителям (Орден дракона, например, запрещён во всех странах) и посему им приходится маскироваться под другие религии (обычно на недолгое время, из-за наличия Реальных богов) или нерелигиозные организации. Хотя культы Амберли действуют в открытую и в «добрых странах», а Церковь Бейна правит не такой уж и маленькой территорией.
  • Pathfinder — примерно то же, что и D&D (различные культы злых богов, лордов демонов и т.п.). Но следует отдельно отметить официально существующую во многих государствах религию Асмодея — законопослушо-злого бога договоров, обязательств и рассчитанного обмана путем правильных формулировок. Несмотря на однозначно злую природу, Асмодей таки приветствует порядок, цивилизацию и законы, противостоит хаотично-злым демонам и апокалиптическому чудовищу Ровагугу. Ему поклоняются государственные мужи, склонные к максиме "one vision, one purpose", акулы бизнеса, суровые военачальники и часть Рыцарей Преисподней.
  • Warhammer 40,000 — культы Хаоса, хотя и с элементами субверсии. Хаос противоречив и парадоксален по определению. Богов Хаоса можно описать как олицетворение какой-то в целом нейтральной (или даже доброй) идеи, но любая идея, доведённая до экзальтического предела, начинает выглядеть неблаговидно.
    • Кхорн олицетворяет войну, т. е. достижение цели оправданным применением силы. Для адептов Кхорна война всех против всех, война сугубо ради возвышения Трона Черепов, с которого правит Владыка Вечной Войны, является самоцелью.
    • Нургл олицетворяет жизнь, за что иногда именуется Добрым Дедушкой. Он противоречив сам по себе, т. к. олицетворяет как процесс распада и гниения, так и состояние неизменно сгнившего (но не сдохшего в процессе) полутрупа; как избавление от боли и страха, так и отчаяние и порабощение воли и смирение с властью Погонщика Рабов и Пастыря Обречённых.
    • Слаанеш олицетворяет стремление к совершенству и любым удовольствиям. Доведённая до предела, эта концепция приводит к тому, что к совершенству и вознесению собственного «Я» адепты стремятся в любом деле — от искусства войны или навыков кулинарии (можно и из человечины) и до навыков создания скульптур из сходящих с ума от боли живых тел (где оцениваются не только скульптура, но и качество страданий материала). Чем эпатажнее (в любом смысле) ваше «искусство» в глазах рядовых обывателей — тем более это угодно Тёмному Принцу и Госпоже Запретных Наслаждений.
    • Тзинч олицетворяет тягу к изменению и познанию мира. Изменению в любую сторону и любым способом и познанию безо всяких ограничений (такими для Хаоса несущественными вещами, как совесть или этика). Тзинчитам всё едино: двигать науку или нести в массы ересь, даровать надежду или подстрекать к предательству, лелеять амбиции или плести заговоры, изучать (или внедрять) мутации или толковать (своё ли, чужое ли) безумие. Или всё перечисленное вместе — любые перемены приветствует Архитектор Судьбы и Изменяющий Пути.
    • Почитание кого-то одного из богов Хаоса обычно носит характер разрозненных культов, не объединённых единой доктриной, а именно к религии зла — организованной религии, имеющей свой корпус священных текстов, канон богослужения и прочие признаки — ближе всего культ Хаоса Неделимого, распространяемый легионом Несущих Слово.

Интернет[править]

  • SCP — ЦРБ и Пятеринство, затем саркицизм и ГГГ. Причем среди саркитов известны добрые пастыри, как вот Карцист Отрава.

Реальная жизнь[править]

  • Пародийная абдуловера, поклонение Абдулову как злейшему человеку, что после смерти убил бога и стал богосатаной.
  • Вероятно спорно, но культ Кали с его душителями. Хотя сама Кали строго говоря не злая.