Молитвы — пища богов

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Gods Need Prayer Badly. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Молитвы — пища богов — это распространённый закон мира в фэнтези, объясняющий природу божественной силы. Согласно ему, религия — это, по сути, мем в широком смысле слова, и боги черпают силу из распространённости этого мема. Каждый верующий отдаёт своему божеству часть «тонкой энергии» своей души, и с миру по нитке — богу всемогущество. Соответственно, чем более распространена религия, тем более могущественно божество, а если религия устаревает и иссякает, то и бог засыпает или умирает. Также изменение религиозных догматов может привести к изменению внутренней сущности самого божества.

Аналогично может происходить и сила антропоморфной персонификации. Это значит, что Смерти, к примеру, грех жаловаться на здоровье, а вот Призраку коммунизма пора писать завещание.

Это подштамп Силы веры, объясняющий, зачем и для чего богам, таким могучим, пытаться иметь дело с людишками, требовать от них чего-то или учить их чему-то. Или он может использоваться как На тебе! против организованной религии. Или как игровая механика в играх, позволяющих играть за бога. Или как объяснение механизма превращения могущественного человека во всемогущего бога.

В некоторых сеттингах боги могут и сами что-то предложить верующим. Например, в Dungeons & Dragons они предоставляют клирикам доступ к жреческой магии. Таким образом получается взаимовыгодное сотрудничество, когда смертные кормят богов, а те предоставляют им чудеса.

Примеры[править]

Мифология[править]

  • В шумеро-аккадской религии сотрудничество людей и богов рассматривалось именно так. Собственно говоря, так оно рассматривается в любом язычестве, уже поднявшемся от анимизма и шаманизма до уровня храмовой религии, но ещё не дошедшем до философского осмысления а-ля платонизм. Что делает данный троп старше, чем грязь.
    • Строго говоря, пищей являются жертвы (этимологически слово однокоренное с жрец и жрать, что намекает[1][2]). В связи с этим есть прикольный момент, где боги после устроенного ими потопа вылезают, говорят: «хорошо, тихо теперь без людей»… и тут задумываются: «блин, а кто же нас теперь кормить-то будет»?
  • Один — инверсия: никаких молитв Одину не существовало в принципе. Единственный способ к нему обратиться — это принести кровавую жертву, в том числе и в бою. Поэтому старались не упоминать Одина всуе.

Литература[править]

Отечественная[править]

  • Оксана Панкеева, «Хроники странного королевства»: упоминается, что маг, изобретший ритуал становления богом, умер от голода, когда вымерло поклонявшееся ему племя. Главгад, понадеявшийся повторить этот ритуал, учёл проблему и сначала взялся за создание достаточно популярного культа. Учитывая, что он был единственным магом в немагическом мире, с немалым начальным успехом.
  • Г. Л. Олди, «Ожидающий на Перекрестках» — с той разницей, что людской верой питаются не сами боги, а их служители, Предстоящие.
    • У них же, в различных книгах приводится теория мультивселенной, для каждого изолированного участка которой (номоса) его обитатели творят собственную космогонию и собственных богов, сила которых напрямую зависит от веры людей в них. Внутримировая версия этой концепции носит название теории Семенова-Зусера.
  • Ник Перумов, цикл «Летописи Разлома»: Спаситель питается надеждами и эмоциями людей, как могущественный вампир. Он неоднократно спускался в миры, находящиеся на грани гибели, чтобы забрать души обитателей, призвавших его, Спасителя, своими молитвами, оставляя после себя совершенно пустой мир.
  • Метавселенная Рудазова вообще и серия «Архимаг» в частности, основанная на упомянутой шумеро-аккадской мифологии и мифологии Лавкрафта. Боги питаются ба-хионь, высокоочищенным эфиром, пропущенным через астральное тело. А как эту энергию божеству предоставляют, через молитву или жертвоприношение, не суть важно.
    • Если точнее, для богов ба-хионь — ресурс скорее сродни воздуху для дыхания, а вот для демонов — именно что еда.
  • Анджей Ясинский, книги серии «Ник»: тема питания богов верой начинает раскрываться с пятой книги («Беглец»).
  • «Аварон» Владимира Сорокина. Причём иконы, через которые молитвы поглощаются, имеют ограниченную пропускную способность. И избыточную часть молитв присваивает некий Червь, проникающий в наш мир через Мавзолей на Красной площади.
  • Сергей Мусаниф, «Древнее китайское проклятие». Рассматривается как судьба греческих богов, так и участь Призрака Коммунизма, не говоря уже о флюктуативном зарождении новых богов вроде Бакса Всемогущего. Та же проблема исследована автором в романе «Во имя рейтинга».
  • Антон Орлов, книги серии мира Сонхи.
    • В романе «Пепел Марнейи» главгадина Лорма хочет предложить своему бывшему учителю Умбарху, который уже давным-давно достиг магического бессмертия и имеет множество сторонников, стать «хорошим богом», а «плохим богом» станет порождённое ею чудовище Гонбер-Живодёр.
    • В романе «Крысиный вор» после разгрома штаб-квартиры Ктармы (местных ваххабитов) Тейзург на божьем суде обвиняет их главу в том, что тот называет свои теракты и прочие дела «исполнением воли богов», тем самым заставляя думать других людей в то, что боги мира Сонхи действительно таковыми являются.
    • В следующей книге цикла маги обсуждают трактат одного учёного, который вывел математические формулы, описывающие процессы изменения сущности богов. Говорится о том, что Поводырь Ктармы однозначно читал эту книгу и решил применить эти теории на практике.
  • Евгений Лукин «Катали мы ваше солнце!» — субверсия. Местная валюта — резные деревянные статуэтки — буквально используется в Преисподней в качестве топлива для солнца. Там же конфликт художника со жречеством: волхвы желают жертвенных идольцев побольше да побыстрее, а протагонист желает делать тщательно и красиво (тем самым нанося двойной урон: и долго, и значительная часть древесины идёт в стружку).
  • Юрий Манов, «Последний довод». Олимпийские боги в общем-то неплохо устроились и в современности, поскольку для их существования не обязательно прямое религиозное почитание: достаточно будет, если влюбленные смертные будут поминать Афродиту-Венеру, а торгаши украшать изображениями Меркурия-Гермеса носы торговых кораблей. Вот только с расцветом международной торговли маны стало больше Гермесу, чем Зевсу, перепадать, на почве чего на Олимпе начались трения…

Зарубежная[править]

  • Аристофан, «Птицы» — старше, чем феодализм. Птицы по предложению хитрого грека перехватывают дым от жертвоприношений и создают на Олимпе неслабый кризис.
  • Джеральд Даррелл, «Говорящий свёрток». Попугай заявляет, что численность популяции мифических существ зависит от веры людей в их существование.
    • Не обязательно людей. Собственно, вся Мифландия была основана на идее, что мифические существа, проживая рядом друг с другом, могут друг в друга верить и тем взаимно поддерживать свое существование.
  • Терри Пратчетт, «Мелкие боги» — тоже. У некогда могущественного бога Ома остался всего один истинный верующий — глуповатый служка по имени Брута. Вся остальная храмовая иерархия омнианства состоит из сплошных лицемеров, от которых Ому не перепадает ничего. Сможет ли Ом, явившись Бруте, подвигнуть его на большие перемены в религиозной жизни всех омниан?
    • У Ома есть ещё один упёртый атеист, который искренне, фанатично не верит в него. И, как мы видим, даже такая личность для Ома здоровее и полезнее, чем разложившееся жречество.
    • В романе «Дед-кабан» (Hogfather, в более удачном переводе — «Санта-Хрякус») это используется для попытки убийства местного Деда Мороза. Если магически убедить детей в него не верить, он теряет силы и может пропасть совсем. Там вообще довольно интересно, по исчезновении Санта-Хрякуса высвободилось большое количество веры и стали оживать разные мало(но всё же) вероятные существа.
  • Трилогия Дэвида Эддингса «Тамули» (Tamuli): боги нуждаются в поклоняющихся им. Когда враги начинают убивать поклоняющихся богине Афраэли, Афраэль серьёзно заболевает.
  • «Американские боги» — боги существуют, пока хоть кто-то помнит или знает о них.
  • Dresden Files — сверхъестественные сущности питаются не столько молитвами или верой, сколько самим фактом того, что о них знают, и чем сущность известнее — тем большее её влияние на мир смертных. Например, Один, чтобы его не забыли, стал Кринглом, членом Зимнего двора, и Донаром Ваддерунгом, директором «Monoc Securities».
    • Инверсия в случае с ритуалами: чем меньше людей о них знает, тем они эффективнее, и чтобы ослабить большинство из них, Белый Совет… опубликовал их. Так что, возможно, в книжке из «готишшного» магазинчика описаны настоящие ритуалы по призыву древних демонов.
  • Джон Скальци, «Божественные двигатели» — побеждённые Господом боги используются людьми как живые гипердвигатели для полётов к звездам на поиски новых верующих. Причём вера обращённых в первом поколении питательнее, а прямое поглощение души верующего — ещё питательнее.

Кино[править]

  • «Битва титанов»: этим объясняется ярость олимпийских богов на восстание царя Акрисия, а потом Кефея, и в этом заключается план Аида — богам нужны поклонение, но если, например, Зевса подпитывает обожание и почитание, то Аид усиливается за счёт страха и смерти.
    • Сиквел «Гнев титанов»: уже показаны последствия этого — после событий первого фильма популярность богов упала и из-за угасания их сил начали ослабевать стены Тартара, где заключены титаны, которые намного хуже них. Также, из-за ослабевания, теперь олимпийцев можно убить.

Телесериалы[править]

  • Звёздные врата — Орай являются членами той же расы, что и Древние, только Древние пошли по пути науки, а Орай — религии. Когда Орай вознеслись, то поняли, что их сила прямиков зависит от веры обычных людей, поэтому они и создали религию Происхождение. Узнав о существовании «неверного» Млечного пути, послали сюда огромный флот, чтобы заставить всех поклоняться им под страхом смерти. Сами Древние именно поэтому не вмешиваются в жизнь простых смертных — им претит мысль, что, будучи обитателями иного плана бытия, а не божествами, они будут получать поклонение как боги и усиливаться от этого. Перед тем, как бежать из галактики Орай, Древние создали устройство, которое раскрывает правду об Орай обычным людям. Однако они решили, что воспользоваться этим устройством нарушит их правило о невмешательстве.

Мультфильмы[править]

  • Отечественный «Персей». Гермес помогает главному герою небескорыстно: он хочет выбиться в главные боги и рассчитывает, что Персей, став властелином всей Греции, застроит всю страну его храмами и жертвенниками, и тогда другим олимпийцам придется потесниться.

Аниме и манга[править]

  • KonoSuba — последователей Аквы гораздо меньше, чем у Эрис, но зато у них вера… ядрёнее.
  • Arifureta Shokugyou de Sekai Saikyou — тут это так и работает, только боги здесь на самом деле не боги, а верой они питаются, потому что научились преобразовывать её в ману.
  • Youjo Senki — напрямую не говорится, однако очень прямо намекается, что Существо X отнюдь не случайно столь обеспокоён тем, что люди перестали его так истово почитать.
  • Death March kara Hajimaru Isekai Kyousoukyoku — Тут боги силу подпитывает из молитв, поэтому всяческий мешают развитие печати и прочего.

Веб-комиксы[править]

  • Order of the Stick: здесь используется более сложная «диета». Богам этого мира нужны четыре составляющих: вера (то есть знание, что данный бог существует), поклонение (сами религиозные обряды), преданность (выделяется, когда душа в момент смерти направляется к конкретному богу, а не в общее посмерти) и души (подпитывают богов самим своим нахождением в соответствующем посмертии, а позже вливаются в него).

Видеоигры[править]

  • Skyforge — MMORPG про бессмертных героев, которые тем могущественнее, чем больше людей им поклоняются.
  • Black & White — в игре для использования любой магии необходимо, чтобы люди сначала тебе помолились в специально отведённом для этого месте.
  • Age of Mythology — египтяне получают благоволение богов строительством монументов, викинги — сражаясь, а греки — молитвами в храме. Появившиеся в дополнении The Titans атланты получают благоволение через городские центры, а пришедшие с дополнением Tale of the Dragon китайцы — через особые сады.
  • The Elder Scrolls — согласно принципу Мифопеи, достаточно сильная вера большого количества разумных существ во что-либо делает это реальностью. Более того, таким образом даже можно изменить саму реальность, в том числе и прошлое, словно она всегда существовала в таком виде. А ещё от веры обитателей Морровинда в божественность Трибунала (Альмалексии, Сота Сила и Вивека) косвенно зависит их сила.
  • Populous: The Beginning: чем больше Шаман(-ка) имеет последователей, тем быстрее копится мана на заклинания и быстрее происходит возрождение после смерти. Когда всех последователей убивают — происходит закономерный конец.
  • Tales of Berseria — искренняя вера людей в силу определенного малахима (местный аналог фейри/джиннов) способна даровать последнему богоподобное могущество.
  • Tyranny — архонты не боги, но суть та же: их могущество зависит от известности.
  • Серия игр Hyperdimension Neptunia — четыре местные богини-игровые приставки, имеют объем силы — соизмеримый с верой в нее людей. Как правило, это вера людей города-государства, которому богиня покровительствует, но в теории — ничто не мешает, скажем человеку из одного города верить (и тем самым усиливать) в богиню другого города.
  • Годвилль — именно молитвы героя являются основным источником праны, без которой бог только и может, что пассивно наблюдать за подопечным.
  • Okami — главгероиня, богиня Оками Аматерасу, увеличивает силы (растерянные было от реинкарнации) через Хвалу — благодарности и восхваления от её добрых дел.
  • Heroes of Might and Magic — место Богов-Драконов на Асхане зависит от веры и почитания их народами Асхана, а когда всех почитают одинаково и с уваженим, то Асхан держится на равновесии.

Настольные игры[править]

  • «World of Darkness», линейка «Demon: the Fallen» — субверсия: демонам (падшим ангелам) действительно нужна человеческая Вера, без неё они не способны на какое-либо колдунство. Среди них встречаются чудовищные Привязанные к Земле, многие из которых раньше почитались как боги, прописавшись во всех языческих пантеонах (а некоторые почитаются и ныне). Однако сам Господь не нуждается в человеческой Вере. Более того, он эту самую Веру генерирует в огромных количествах, кормя ею всё Воинство Небесное (не-падших ангелов). Тот факт, что люди так же способны на её производство — прямое следствие наличия в них Искры Творения, заложенной когда-то Господом.
  • Dungeons & Dragons: введено начиная со второго издания. С внутримировой точки зрения в Forgotten Realms законы мира таким образом изменил верховный бог-творец Ао, чтобы младшие боги не зарывались.
    • В сеттинге Planescape принцип воплощается непосредственно, поскольку сама планарная реальность формируется не материальными законами, но субъективными убеждениями, ради которых все и живут. Боги здесь существуют и обладают соответствующими своему статусу сверхъестественными возможностями лишь благодаря осознанной вере в них и практическому поклонению множества разумных существ. Как только активный культ того или иного бога на планах увядает и сходит на нет, само божество тоже умирает.
    • В романе Л. Смедман «Атака мертвецов» из серии, посвященной переформатированию пантеона дроу, зависимость божества от подпитки верущими используется, как уязвимость: богиня некромантии Киарансали (бывшая лич-дроу, постепенно достигшая статуса малого божества), мгновенно уничтожается с помощью мощного ритуала, стершего ее из памяти и смертных, и богов.
  • WarHammer 40,000 — практически все боги вселенной за исключением разве что К’Тан[3] существуют по подобным законам, однако питаются не столько формальными молитвами, сколько угодными им мыслями и эмоциями.
  • Warhammer Fantasy Battles — боги сильно зависят от подпитки верующими. Скажем, нехекарский бог мёртвых, благодаря Нагашу лишённый подпитки, ослаб, но был ещё довольно крепок, когда Великий Некромант в Конце Времён атаковал его. Вместе с тем Зигмар, из-за уловки Тзинча засевший в ветре Азир, обладал нехилой и стабильно растущей паствой и после распада Вихря воплотился в умирающего Императора, раздав люлей оккупировавшим Альтдорф нурглитским чемпионам. Был так крут, что сумел пережить конец света и перезапустил эру имени себя.
    • Возможно, что сеттинг показывает и нескольких богов в зачаточном состоянии: ветра магии являются отражением восприятия разных аспектов материального мира, и хотя личности ещё не имеют, уже оказывают давление на тех, кто пользуется их силой. Полноценные боги, в свою очередь, тоже предоставляют свою магию в рамках системы ветров как просачивающегося влияния царства Хаоса (Дисциплины колдунов Хаоса, шаманов Зеленокожих и «божественная магия» жрецов людей). Также в Конце Времён эти безличные ветра магии проявили себя как цельные сущности, после разрушения Великого Вихря избрав аватаров, а первый (Шаиш) вообще был оттуда вырван Нагашем в результате поедания богов смерти.

Интернет-проекты[править]

  • SCP Foundation — интересный пример тропа можно наблюдать в Библиотеке Странников, где есть группа Останков — по сути компания верозависимых (в этой вселенной бывают и другие) божеств, которые поддерживают своё существование верой друг в друга.
    • SCP-1541 — пьяное божество, живущее в этанольном облаке, очень обижается на отсутствие богослужений и ослабевает. Ревнует к Яхве.

Примечания[править]

  1. По другой версии, «жрец» и «жертва» имеют одно происхождение (от gerti — жертвовать, отсюда же «гореть», «греть»), а «жрать» и «жратва» — другое (от gьrаti — глотать, отсюда же «горло»). Жертва — огненное приношение богу, «принести в жертву» когда-то означало попросту сжечь. Жрецы поедали жертвенную пищу вместе с богами, не сжигая её, а готовя на огне. Жрецы приносили жертвы и жрали жратву — все логично. Благодаря сближению значений двух древних глаголов, которые звучали одинаково, произошло переосмысление и слияние их в одном значении.
  2. На украинском выглядит/звучит ещё веселее: жерці (жрецы), жерти (жрать), жертва. Однако в «жерти» е чередуется с и, в других двух словах никакого чередования нет.
  3. Которые молитвами не питались, а жрали души разумных существ, как изысканные деликатесы