Позитивная одержимость

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

Мой голос звучит, но где же я? Я жив, но где душа моя?

Пока душа готова в миг любой сменить привычный облик, очередной порог перешагнув — она жива.

Кто помогает рыбе очередной порог преодолеть, идти все выше, становясь сильнее и обретая мудрость? Перед порогом отступить — вот смерть.

Так погибает всадник без коня. Так гибнет конь в горах без седока — один он не найдет пути в долину.

И я один. Но кто поможет мне преодолеть очередной порог?

»
— Эдгар Кайро, «Песнь утратившего душу»

Антитроп к одержимости демонами. Тело и/или сознание человека контролируется внешней мистической силой (либо, как минимум, содержит ее в себе), но и он сам, и его ближайшее окружение рассматривают это как благо.

Родственный троп — медиум, однако здесь цель контроля не в том, или не только в том, чтобы передать людям послание свыше.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • В афробразильских религиях (кандомбле, кимбанда, умбанда) одержимость может быть благой и является целью некоторых ритуалов.
    • Да и в такой затасканной штуке, как вудуизм, лоа призывают добровольно.
  • Христиане, хотя и оценивают одержимость в целом весьма негативно, признают, что она может улучшать какие-то отдельные характеристики: давать необычную силу и гибкость тела, умение говорить на ранее неизвестных одержимому языках и т. п.

Литература[править]

Русскоязычная[править]

« По правилу святых апостолов, священник, ударивший человека, подлежит каноническому наказанию и запрещается в священнослужении.

Произошло это в 1977 году. Отец Рафаил был тогда совсем молодым иеромонахом, недавно рукоположенным в Псково-Печерском монастыре. Однажды, солнечным летним утром он в самом прекрасном расположении духа вошёл в Успенский пещерный храм — служить литургию. Однако первыми, кого он там увидел, были три пьяных хулигана. Один из них под хохот приятелей, прикуривал папироску от лампады у иконы Божией Матери. Дальнейшее, по словам отца Рафаила, он помнит смутно. Как потом рассказывали прихожане, свидетели этой сцены, молодой иеромонах сгрёб весёлого курильщика в охапку (а отец Рафаил обладал совершенно выдающейся физической силой), выволок его на улицу, на паперть храма, и нанёс такой удар, о котором до сих пор вспоминают очевидцы… И в этот момент отец Рафаил пришёл в себя. Словно в замедленном фильме, он увидел, как несчастный хулиган отделился от земли, воспарил над папертью и, грохнувшись оземь, остался недвижим… Насмерть перепуганные товарищи бросились к нему и, озираясь на отца Рафаила, за руки поволокли приятеля прочь от храма, к монастырским воротам. А отец Рафаил, осознав, что произошло непоправимое и он теперь не сможет служить литургию, схватился за голову и опрометью бросился в келью отца Иоанна, своего духовника. Отец Иоанн в этот час совершал монашеское молитвенное правило. Ворвавшись без стука в келью к старцу, отец Рафаил рухнул перед ним на колени. В отчаянии он поведал о своём преступлении и стал умолять простить ему этот грех и сказать, что же ему теперь делать. Отец Иоанн внимательно выслушал и сурово отчитал своего воспитанника: — Ты что ко мне под епитрахиль лезешь? Это не ты ударил, это Ангел! Но всё же прочёл разрешительную молитву, благословил отца Рафаила и отправил его служить литургию.

»
— митрополит Тихон (Шевкунов), «Несвятые святые»
  • «Ветер и Искры» — душа погибшей Лаэн вселилась в тело ее любимого Нэсса. В финале герои смогли отжать для нее тело у Митифы.
  • «Тайный город» — дайкини существуют в своего рода симбиозе с женщинами из других семей.
  • «Запрещенная реальность» — Светлена (sic!) постоянно вселяется в какую-либо женщину, делая из неё посвящённую.
  • Сергей Садов, «Рыцарь Ордена» — Мастер и Деррон сопровождают в первых двух книгах Энинга, а в третьей Аркадия в качестве «носимых» голосов в голове (оба уже давно не люди, а духи, так что для них это естественно) — с согласия носителей. По разу для каждого носителя Мастер также берёт контроль за телом на себя: в случае Энинга — для магического призыва Ключа (чтобы обойти полную немагичность самого ГГ), Аркадия — для разъяснения трио юных героев без «испорченного телефона».

На других языках[править]

  • Жоржи Амаду, «Пастыри ночи» — бог Огун (из пантеона йоруба) сообщает чернокожему Массу о намерении стать крёстным отцом для его сына Фелисио. А поскольку это требует чисто физических действий (стоять рядом с купелью, держать свечу, читать молитву), он временно вселяется в тело Артура да Гимы.
  • Суринамский поэт Эдгар Кайро сравнивает опыт одержания с отношениями «всадник-конь» (см. эпиграф).
    • У Гибсона в «Трилогии муравейника» «носителей» духов как раз-таки именуют «лошадьми». Барон Самеди в Матрице является отомстить «зарубившим лошадь Данбалы».
  • Грэм Мастертон, «Devil in Gray» — Джозеф Шрауд сначала был «конем» Шанго, из-за эксперимента, но такое устроить и не быть «расседланым» — Шанго явно нравилось.
  • Клайв С. Льюис, «Мерзейшая мощь» — Рэнсом убеждает Мерлина согласиться на эту роль: «Человек, чей разум открыт им, и кто открывает его по своей воле. Господь свидетель, я сделал бы это, но они не хотят входить в неискушенную душу. И чернокнижник не нужен им, он не вместит их чистоты. Им нужен тот, в чьи дни волшебство еще не стало злом… и все же, он должен быть способным к покаянию. Скажу прямо, им требуется хорошее, но не слишком хорошее орудие. Кроме тебя, у нас, в западной части мира, таких людей нет».
  • Анджей Сапковский, «Сага о Рейневане» — в тело Самсона, дурачка, обитающего при монастыре, вселился ангел.
  • Вернор Виндж, «Пламя над бездной» — Фам Нювен сначала служит «рупором» для «божества» по прозванию Старик. Позже, непосредственно перед гибелью, Старик загружает в протагониста так много знаний, как может вместить человеческое тело. Перегрузка знаниями и гибель «водителя» ставят протагониста на порог смерти — еле-еле удалось залатать.
  • Р. Фейст, серия Riftwar — в обычного солдата Томаса вселился дух древнего и могущественного Ашен-Шугара, представителя расы вальхеру, на равных сражавшейся с богами. Поначалу Томас — точнее, Ашен-Шугар — убил нескольких пленников в приступе гнева. Но Томас сохранил свою личность и вскоре справился с вальхеру — в результате оставшись самим собой, но при этом став одним из самых могущественных существ в мире.
  • Дэвид Вебер, «В ярости рожденная»(и старая версия «Дорога ярости») — Тисифона. Прямой контроль тела Алисии она вообще очень редко использует хотя может. Обычно просто общается и помогает. Это если Тисифона вообще существуетМожет, магия, а может, реальность.

Фанфики[править]

  • Фанфик по Dragon Age, «Похоть?», Eldar Blang  — Эрин Кусланд (и некоторые другие персонажи), официально Эрин войн духа, реально она одержимая демоном из Тени. Вот только это добровольно, Михаила еще и убеждали попробовать ее спасти а спасти вышло вот так. Прямой контроль тела использует очень редко, обычно помогает Эрин а сначала - вылечил ее. Вообще понять где тело Эрин, где искуственные магические или Волевые структуры - не очень просто, но маскировка хорошая.

Кино[править]

Телесериалы[править]

  • «Сверхъестественное»: демоны вселяются в людей по своему хотению, а вот ангелы — только по добровольному согласию. Правда, это не гарантирует ни хорошего поведения ангела, ни долгой счастливой жизни для человека, в которого он вселился (велик риск, например, пасть случайной жертвой в разборках крылатой братии, так как ангельское оружие убивает и ангела, и его носителя). Тем не менее среди верующих всегда находилось достаточное число желающих послужить Небесам в качестве «сосудов» для божьего воинства.
    • Вселившись в Клэр Новак, Кастиэль спас ее и ее родителей от демонов. Михаил, заняв тело Джона Винчестера, спас Мэри и исцелил Сэма. Да и Гадриэль, хоть и вел свою игру, но Сэма все-таки подштопал, как и обещал.
      • Архангел Михаил, как выяснилось в 15-м сезоне, вообще вдавливает педаль в пол: мало того, что он не подавляет сознание своего сосуда, Адама, а позволяет ему наблюдать за всем со стороны и даже временно брать управление телом обратно на себя, когда тот захочет, так ещё и смог с ним подружиться, и теперь они постоянно общаются и даже советуются друг с другом.
    • Есть один немаловажный нюанс: согласие не обязательно должно быть информированным (ничто не мешает ангелу просить принять его в облике близкого человека или солгать о своих истинных намерениях) и добровольным (шантаж и пытки никто не запрещал) — и многие этим пользуются.
  • Stargate: ток’ра принадлежат к тому же виду, что и гоа’улды, и тоже вселяются в гуманоидов. Но если гоа’улды полностью подчиняют себе сознание носителя, то ток’ра живут с носителем в симбиозе, и обе личности равно владеют телом — при этом симбионт обеспечивает телу долгую жизнь и отличное здоровье.

Мультсериалы[править]

  • «Гаргульи» (1994) — эпизод «Собака Ольстера» (2 сезон, 32 серия). Главный герой этого эпизода — простой ирландский юноша по имени Рори оказался потомком легендарного героя Кукулейна (или же Кухулина) и обрёл способность временно превращаться в героического предка, почти как Усаги Цукино в Сейлор Мун. Судя по тому, что личности и воспоминания у Рори и Кукулейна всё же разные, имеет место как раз-таки одержимость духом, а не реинкарнация.
  • «Аватар: Легенда об Аанге» и «Легенда о Корре»: состояние аватара — одержимость Раавой, великим духом света и порядка.

Аниме и манга[править]

  • «Fate/Apocrypha» — поскольку арбитр Войны Святого Грааля, Жанна д’Арк, по неким причинам не смогла воплотиться в современном мире обычным путём, ей пришлось вселиться в тело живой девушки, юной француженки Летиции. Жанна сделала это исключительно с прямого согласия Летиции, оставила той возможность наблюдать за происходящим и высказывать своё мнение, а также приняла все меры, чтобы «одолженное» тело не пострадало в предстоящих боях. Ну и цели у Жанны, конечно же, самые благие.
  • Shaman King — в начале Йо активно этим делом пользовался, используя одержимость подходящими духами на уроках. Да и боевая часть на этом была основана.
  • Kamichu! — два неоднозначных случая (с примесью противотропа):
    • Бимбогами — не такое уж благое божество, приносящее людям нищету и страдания и чуть не ввергшее Ономити в «великую депрессию» одним своим присутствием. Однако при этом он спас от гибели кошку главной героини Таму, вселившись в неё, и та принимает это вполне осознанно и добровольно, предупреждая, что при его изгнании уйдёт вместе с ним. В итоге Бин-тян остается жить у Юриэ на правах питомца и немножко ментора.
    • Напротив, Ясима-сама — вполне благой местный божок храма Райфуку и, вероятно, городка Ономити в целом, неоднократно консультирующий Юриэ и в некоторых случаях её подруг в божественных делах. Однако его страсть выступать на публике в качестве музыканта панковского толка, для чего он регулярно, иногда без предупреждения, «одерживает» подругу протагонистки Мицуэ Сидзё, последнюю совсем не радует.

Видеоигры[править]

  • Легенды Эйзенвальда — пусть это и одержимость демоном, но она даёт солдатам положительные эффекты (увеличивает силу, мстит за нанесенный урон или дает ещё ход в бою). Положительная она тогда, когда демонов вселяет твой колдун, а не вражеский (против врагов есть и заклинание одержимости, берущее их под контроль).
  • The Bureau: XCOM Declassified — сильно спойлер. Протагонист — не Уильям Картер, а контролирующий его эфириал, и ближе к концу игры он будет вынужден захватить разум другого агента.
  • Grim Dawn — если персонаж был одержим эфириалом, то он получает способности к магии и возможность телепортации. Однако тут самое главное потом изгнать из себя эфириала.
  • Pathfinder: Wrath of the Righteous — архетип «одержимый шаман». 3 навыка, которые не надо качать. И перекидывание кубика в случае заклинаний принуждения.
  • Dwarf Fortress — вариант «странного настроения», когда дварф становится одержим некой сущностью и под влиянием оной создаёт артефакт. Фитилёк прикручен, так как одержимый дварф не получит за артефакт положенный опыт, но, по крайней мере, он не будет делать свой шедевр из трупа соседа, как при «ужасающем» настроении.
  • Clive Barker's Jericho — командир отряда «Иерихон» Дэвин Росс погибает в самом начале игры, но так герои находятся в своего рода пространственной аномалии, дух павшего (за которого, формально, мы и играем) может захватывать контроль над телом любого из подчиненных. При этом хозяин тела осознает происходящее, но ничего поделать не может. Вариант скорее благостный, так как одержимый получает способность Росса исцелять товарищей.
  • Divinity II с фитильком. Сначала кажется, что в разум пламенного рыцаря вселился разум Таланы. А на самом деле…
  • Dragon Age — Винн одержима духом надежды, который вернул её к жизни после смерти в Башне Кинлоха. В эпилоге книги «Раскол» Винн перенаправляет духа в тело Эвангелины и умирает сама.
    • Зигзагом одержимости Справедливостью — будучи в трупе Кристоффа, стоял за справедливость и защиту слабых, но переместившись в Андерса (по его согласию, тело Кристоффа уже начинало разваливаться), подвёргся его гневу и превратился в духа мести. В конце-концов закончилось взрывом Церкви Киркволла и началом войны магов и храмовников.
    • Специализация Воин духа по сути такова — смертный позволяет доброжелательному духу вселиться в его/её тело и взамен использует его силу.
    • У авваров так обучают молодых магов — призывают духов из Тени и вселяют в них, чтобы те научились колдовству по опыту духа, а когда ученик повзрослеет, он/она сам(а) проводит ритуал экзорцизма на себя. Чтобы во время одержимости маг с духом не превратились в безумных монстров, за обоими наблюдают другие духи.
  • Parasite Eve — научно-фантастический вариант: в теле главной героини нео-митохондрии, эволюционировавшие до самосознания, притом не врожденные, а полученные при трансплантации, но они не пытаются ею управлять (кроме одной) а только усиливают и дают способности. А вот Мелиссе Пирс, получившей митохондрии из того же источника и в тот же день, повезло гораздо меньше.
  • Tales of Zestiria — в этом вся суть сотрудничества Пастыря с серафимами.
  • The Elder Scrolls IV: Oblivion — в финале Мартин становится един с Акатошем, и с помощью божественных сил изгоняет Мерунеса Дагона прочь из Нирна.

Настольные игры[править]

  • Warhammer Fantasy Battles — первый Король-Феникс высших эльфов стал одержим Азурианом когда попытался принести себя ему в жертву ради спасения мира от Хаоса, бросившись в священный огонь. Точнее, его личность стала постепенно заменяться тем, из чего состоит идея Азуриана. А ведь потом он ещё и взял меч Кхейна, и от двойной одержимости враждебными богами в итоге загнулся.
    • Технически древолюды и дриады — это деревья, одержимые лесными духами. Правда, для самих духов это путь в один конец, потому что нормально открепиться они не могут.

Реальная жизнь[править]

  • Гениальность можно рассматривать как позитивную одержимость, тем более, что само слово «гений» восходит к латинскому «genius» (дух).
  • Аверсия с подсветкой в выражении «свою голову не приставишь», являющемся, по сути, сетованием на невозможность вселиться в недалёкого человека и тем самым не дать ему сломать свою жизнь. Хотя как раз в искусстве ничего хорошего из такой «помощи» не выходит за редким исключением.
  • Удачное исполнение роли — также своего рода одержимость актёра персонажем. И причина нетерпимости христианских церквей к этой профессии.
    • Причина нетерпимости скорее в том, что театр как таковой выпочковался из дионисийских мистерий, то есть языческих богослужений, а у церковных людей местами слишком длинная память. Актёр же чисто светского театра, разумеется, подвергается искушению (особенно если предпочитает играть через переживание, а не представление), но ничуть не большему, чем, к примеру, полицейский или врач-гинеколог.