Прогнившая церковь

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

— Батюшка, вы можете мою собачку отпеть? — Иди вон, богохульница. — Но у меня есть 1000$. — Что же ты сразу не сказала, что собачка крещёная?

»
— И это ещё не худший вариант![1]
« Вы захва­тили себе в собственность третью часть, как оказывается, городов, посадов и деревень нашего государства… вы продае­те и покупаете души нашего народа. Вы ведете жизнь празд­ную, утопаете в удовольствиях и наслаждениях: дозволяе­те себе ужаснейшие грехи, вымогательства, взяточничество и непомерные росты. Ваша жизнь изобилует кровавыми и вопиющими грехами: грабительством, обжорством, празд­ностью, содомским грехом. Вы хуже, гораздо хуже скотов! »
— Иван IV Грозный о монахах
« Найди себе бога получше, Вентрала. — Он помолчал. — Впрочем, может, именно подобные тебе и создали Ущербного бога. Возможно, без искалеченных, уродливых поклонников он давно исцелился бы. »
— «Малазанская книга павших», книга «Буря Жнеца»

Эта религия давно уже пережила свои лучшие времена. Дни пророков, героев и мучеников безвозвратно отошли в прошлое. Теперь верховных адептов религии, да и простых священников больше интересуют земные удовольствия. Они проявляют рвение только в сборе десятины и преследовании инакомыслящих (ведь чем их больше — тем меньше десятина). И естественно, что такая церковь вызывает антиклерикализм.

Характерные типажи Прогнившей церкви:

  • Пастырь нерадивый: положить душу свою за овец? Дураков нет. Овец много, душа одна. Пастырь нерадивый вообще не очень-то думает об овцах, его больше интересует церковная казна, а проповедует он в основном по кабакам и борделям. И это в лучшем случае. В худшем перед нами один из следующих типажей.
  • Религиозный фанатик. Этого хлебом не корми — дай прочесть проповедь о вреде всего. Он не дает своим прихожанам ни минуты покоя: не так крестишься, не так молишься, не так одеваешься, не то ешь. Он способен затравить любого, кто смеет ему возразить или чем-то выделиться из толпы. Сам он без конца изводит себя постами и бдениями, поэтому на хорошем счету у начальства, да и в пастве пробуждает уважение, замешанное на страхе. Он может быть даже милым иногда. Но стоит ему заподозрить тебя в ереси или вольнодумстве — как он вцепится всеми когтями и отпустит только после того, как разорвет.
  • Князь церкви.
  • Храмовник.
  • Лицемер.
  • Пастырь недобрый: много сортов плесени заводится в прогнившей церкви, но чтобы такая?! Под видом священника или монаха скрывается колдун, чернокнижник или кто похуже.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Современная притча про парня, которого прихожане не пустили в церковь. Появившийся Иисус Христос сказал герою, что его самого давно в церковь не пускают.

Литература[править]

  • Чарльз Мэтьюрин, «Мельмот-скиталец» — сферический эталон в вакууме, хранить вечно. Место действия – Испания XVII-XVIII веков, а насквозь прогнившая церковь во власти рулящих Инквизицией Доминиканцев и Иезуитов показана истинным злом: собственно адекватных служителей господа только два (духовник семьи де Гусман и падре Хосе, несмотря на все свои недостатки) в лучшем случае, попадаются пастыри нерадивые и неверующие, а в худшемотмороженные настолько, что сам падре Максвелл покажется добрым праведником. А за ними следует орда наделённой властью и богатством знати, тоже предпочитающих вместо разума прокачивать усердие духа.
  • Владимир Короткевич, «Христос приземлился в Городне/Евангелие от Иуды» — аж две прогнившие церкви разом. Наиболее выпукло представлена католическая — как господствующая в средневековой Литве. Но и православным митрополитам Гродненскому и Московскому от автора «прилетело на орехи».
  • Роберт Хайнлайн — религия не нужна. Церковь — в лучшем случае бюрократия («Иов, или осмеяние справедливости»), в худшем — механизм тотального угнетения («Если это будет продолжаться…»). Впрочем, каждый имеет право верить в то, что считает нужным — лишь бы не принуждал других.
  • «Сварог» — большей частью аверсия, за вычетом теократической страны Святая Земля. Недаром в десятой книге намекается, что эту самую землю неплохо бы завоевать.
  • Анджей Сапковский, «Сага о Рейневане» — католическая церковь глазами персонажей-гуситов. Хотя, понаблюдав за местными канониками и епископами, волей-неволей начинаешь им верить…
    • Сами гуситы, хоть и не прогнили в силу новизны, к третьей книге лишаются романтического ореола.
  • Вера Камша:
  • Ник Перумов — ЛЮБАЯ церковь, кому бы она не поклонялась. Даже церковь авторских фаворитов Хедина и Ракота в «Земле без радости» поощряет погромы и ксенофобию. Про церковь Спасителя и говорить нечего.
  • Dragonlance — культ Паладайна времён Короля-Жреца. Дошло до того, что перед Катаклизмом на весь столичный город-храм нашёлся один истинный жрец, и тот ушёл с Фистандантилусом. Сам Король — старый маразматик, не воспринимаемый всерьёз даже собственными приближёнными, наживающимися на гладиаторских боях, однако его молитвы об очищении мира огнём Паладайн таки услышал. С него и начал.
    • В мюзикле-адаптации — педаль в пол. В ранних версиях, особенно у Полины Меньших, КЖ уже не просто храмовник, а апокалиптический маньяк, репрессирующий невиновных и восхваляющий непричастных в духе тоталитарных вождей XX века, в диалоге цитирующий достоевского Великого Инквизитора, а визуальнолорда Огня Озая. В видеоверсии (с Рейстлином-Герасименко) и современной постановке (с Рейстлином-Бириным) ещё хуже — мелкотравчатый местечковый садист, пытающийся остановить Рейстлина и очень потешно не замечающий его прямо у себя под носом соответствующими методами. Конец немного предсказуем.
  • С. Садов, «Цена победы». В первой трети книги представлен религиозный фанатик (одна штука), но ближе к концу выясняется, что религия не настоящая, а навязанная планете «сверху» одним жаждущим власти индивидуумом, и вся система Церкви — кузница кадров, искусственный способ остановить развитие планеты в Средних веках и инструмент для использования народных масс.
  • Дэвид Вебер, Safehold — Церковь Господа Ожидающего. По факту это Обманная религия, но этого почти никто не знает, и конфликт строится на том, что она прогнившая.
  • «Заражение» Сергея Тармашева — церковь помогает продажным чиновникам отмывать деньги за процент.

Видеоигры[править]

  • TES III: Morrowind — храм Трибунала давно живет по принципу «за ваши деньги — любой каприз». Впрочем, эта рыба прогнила с самой головы: Трибунал — ложные боги, изначально благонамеренные, но тем не менее погрешимые (непогрешимы в этом мире только Аэдра). Хотя это сложный и спорный вопрос, кто лучше: по-человечески погрешимый и по-человечески же понятный Трибунал или серобуромалиновая мораль Даэдра.
  • Ведьмак 3 — церковь Вечного Огня, педаль в пол. Недаром уже во вступлении показывают проповедь священника, которая заканчивается призывом к погромам мерзких волшебников. А если спасти чародеев, то погромы обрушатся на нелюдей — эльфов, краснолюдов и низушков. Что интересно, агрессивное отношение к нелюдям, чародеям и зачастую и ведьмакам, жрецы Вечного Огня демонстрируют постоянно. Короли Севера периодически прижимали к ногтю «пастырей» но после мятежа Вильгефорца, разгрома Ложи Чародеек и партизанщины всяких там «белок» дали добро на борьбу с «нильфгардскими прихвостнями».
  • Gothic II — Круг Огня, маги и священники Инноса. На словах сильно кичатся тем, что противостоят Белиару, но по факту давно замкнулись в стенах своего монастыря и свалили всю борьбу со злом на плечи паладинов, которым практически ничем не помогают. За благословение вымогают (правда, не все) с жителей Хориниса деньги, послушников эксплуатируют в хвост и в гриву, очень редко и неохотно допуская до знаний. В конце концов проворонили Глаз Инноса, на поиски которого ни один из монастырских магов отправиться так и не соизволил.
  • World of Warcraft — Алый Орден, позиционирующий себя как продолжатель дела некогда существовавшей благородной Серебряной Длани, может показаться армией безрассудных храмовников, но на самом деле являет собой именно сабж, ибо на какого лидера не глянь — то трус-предатель (Рено Могрейн), то тиран-фанатик (генерал Бриджит Аббендис), а то и вовсе замаскированный демон (Верховный рыцарь Датрохан — Бальназзар, Адмирал Бареан Вествинд — Мал'ганис).
    • Внезапно, Штормградская церковь, хоть и с фитильком. Она долгие годы была опорой для паладинов и жрецов королевства. Возглавляли ее архиепископ Бенедикт, прославленный герой войны с Плетью (родился он где-то в Лордероне), и епископ Фартинг, его заместитель. Вот только выясняется, что Бенедикт перешел на сторону культа Сумеречного Молота, служащего Смертокрылу и Древним Богам, и долгое время скрывался под личиной добрейшей души священника. Фартинг этому не поверил, даже получив свидетельские показания героя Альянса. Потому что на самом деле продолжил дело Бенедикта и во время вторжения Пылающего Легиона с отрядом культистов попытался захватить кинжал, в котором засела темная сущность. Дальше? Еще до этих событий игроки сталкивались в подвалах церкви с неким «темным епископом», которого благополучно убивали. А теперь подумайте, скольких еще адептов из числа рьяно верующих могли завербовать в процессе служения, если, согласно игровой вселенной, Свет (наару) и Тьма (Бездна) — две стороны одной медали.
  • Dragon Age — такой можно считать Церковь Андрасте. В первой части трилогии эта церковь ещё адекватно выглядит, но уже во второй и третьих частях можно увидеть насколько сильно она прогнила. Если в конце третьей части Вивьен выберут Верховной жрицей то церковь продолжит гнить ещё сильней, но если выберут Кассандру или Лелиану то они начнут проводить реформы и очищать церковь от гнили.
  • Серия Final Fantasy:
    • Final Fantasy Tactics — местная церковь развязала в Ивалисе кровавую гражданскую войну, с целью стать единственной правящей силой на континенте.
    • Final Fantasy X — церковь поддерживает веру в то, что Син послан жителям в наказание за грехи, отрицательно относится к техническому прогрессу и народу Аль Бэд.
  • Sacred 2 — ох и прогнила же здешняя церковь, если в ней появляются такие прелаты, как Инквизитор!
  • Сатирическая игра Operation: Pedopriest вдавливает педаль в асфальт: служителям церкви под управлением игрока предстоит стоять на страже «обыденной и устоявшейся сексуальной жизни» священников и не допускать вызова полиции свидетелями.
  • Sally Face — культ «Пожирателей Бога» под руководством католического священника.
  • War of Omens — церковь Аусонии в целом и кардинал Поччи с сестрой Изадорой из дома Веспитоле в частности. Вся церковь продажна, а ритуалы давно заменили её князьям веру, и на всё это равнодушно взирает с престола мумифицированный труп последнего её главы. И даже на этом фоне выделяется Поччи, который не гнушается ни магией, ни откровенным чернокнижием, и считает себя обладателем благословения божьего.
  • This is the Police — Церковь тут фактически является одной из банд. Её делишки, начиная от педофилии и заканчивая наркоторговлей, можно расследовать и в итоге пересажать всех нерадивых и недобрых падре с епископом во главе.

Настольные игры[править]

Реальная жизнь[править]

  • Среди различных христианских течений до фига таких примеров, но всё-таки локальных.
    • Например, период, когда сменилось большое количество римских пап-развратников, вернее время большой игры престолов в Риме, отметившейся в том числе и развратом. Закончилось дело тем, что крутой король Германии Оттон I захватил Рим, разогнал этот балаган, придумал кардинальские выборы и короновался Римским императором.
    • Православные иерархи в Византии тоже отличались на этом поприще. В частности, из-за доктрины цезарепапизма они де-факто были частью государственного аппарата империи (католическая церковь всегда имела автономию от светских властей)
      • Впрочем, ещё вопрос, что прогнило глубже: церковь, подчинённая государственной власти (в православии) или церковь, превратившаяся в государственную власть (средневековое католичество), когда Папа одновременно и глава церкви, и крупный игрок в европейские престолы, который пытается подчинить религиозным властям светские.
    • И вообще, недаром Мартину Лютеру хватило всего одной поездки в Рим, чтобы написать свои «105 тезисов» и порвать с католичеством.
  • Ранний синтоизм в эпоху Асука и Нара, несколько кланов сумели узурпировать должности жрецов и нагло использовали этот ресурс для своего обогащения и узурпации политической власти, недаром для слома этой системы пришлось из Китая заимствовать буддизм и огнем и мечом его насаждать. Позже сегуны, чтобы подорвать власть императора и придворной аристократии дали буддистким монастырям столько власти, что к XVI века они сами испортились дальше некуда — изначально добровольные пожертвования стали тяжкими податями и с буддизмом стали ассоциировать все худшее, наглый и жадный монах стал устойчивым образом народного фольклора.

Примечания[править]

  1. Есть похожий по фабуле анекдот про исповедь кота, но там как раз аверсия: в разных вариантах, священник то ли просто не въехал, чего от него вообще хотят, то-ли пожалел явно больную женщину (есть еще вариант, который оканчивается на фразе «Кто кота исповедовал?!» без объяснения действий священника, оставляющий ощущение, что тот сам не от мира сего).