Я не бог

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья A God I Am Not. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Цивилизация достигнет рассвета лишь в тот день, когда последний камень последнего храма рухнет на голову последнего жреца. »
— Бог-Император
« — Я — не бог, — Настройщик щелкнул пальцами: тотчас на нем возникла долгополая фиолетовая рубаха с боковыми карманами, фиолетовые же брюки и кожаные сандалии; также рядом, в тенечке, материализовались четыре мягких кресла.
— Пальцем щелкнул и готово, — негромко заметил Мар, не удержался по своей вредности. — Типичный не бог, ей-ей…
— Я всемогущий только в пределах моего Комплексного Мира, — несколько раздраженно ответил Настройщик, — далее моя власть не распространяется!
»
— Михаил Бабкин, «Слимперия»

Этот персонаж является богом или обладает силами, близкими к божественным, — и при этом он не требует поклонения себе, не страдает зашкаливающим самомнением и даже может отказываться признавать свою божественность. Почему он это делает? Возможно, он просто слишком скромен, возможно, он слишком хорошо представляет себе, кем он может стать, признав свою божественность, возможно, то, что является божественными силами с точки зрения стороннего наблюдателя, для персонажа - сугубая обыденность, а возможно, он просто не знает о своём божественном статусе и отказывается его признавать.

Противотроп — Комплекс бога.

Сходный случай — когда персонажа принимают за бога и пытаются воздавать им соответствующие почести, и персонаж вынужден разубеждать свою «паству».

« Моя программа запрещает мне выдавать себя за божество! »
— C3PO

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Библия, книга Деяний Святых Апостолов — Павел и Варнава, прибыв в город Листру, что в Ликаонии, исцелили хромого от чрева матери. Они сказали, что сделали это во имя Иисуса Христа (и, соответственно, сила чудотворения происходит от Всевышнего, а не от них), но народ принял за богов их самих: Павла — за Гермеса, Варнаву — за Зевса, и жрец уже принёс венки и привёл волов, чтобы принести их в жертву. Еле-еле они отговорили ликаонцев от воздаяния почестей, при этом разодрав свои одежды, что в еврейской культуре было принято делать, увидев или услышав нечто особенно ужасное или печальное.
    • Сам Иисус — субверсия. Прямо Себя Богом не называл, но периодически оставлял весьма толстые намёки, в частности, Ин., 10:30 (впрочем, в аутентичности этой строчки некоторые сомневаются) и Ин., 18:5-6, где пришедшие с Иудой стражники пали ниц, потому что сказанное Иисусом «это я» звучало по-еврейски как буквальный тетраграмматон (имя Всевышнего, названное Им Самим, которое имел право произносить только первосвященник, и то раз в год), и у иудеев сработал на него условный рефлекс. А вот веровать Христос прямо и недвусмысленно призывал не только в Б~га, но и в Себя Самого (чем дистинктивно отличается от пророков, как раз-таки подчёркивающих, что говорят не от себя, а от Господа).
  • С прикрученным фитильком: характерный для житий христианских святых мотив — люди, при жизни почитаемые святыми, искренне отрицали свою святость. Потому что сравнивали себя не с другими людьми, а с Б~гом, на фоне которого и «свет, который во мне, есть тьма».

Литература[править]

  • Братья Стругацкие, «Трудно быть богом» (вынесено прямо в название!) — Румата уже задолбался объяснять бунтарю Арате, что земляне — не боги и не могут решить проблем Арканара чудесным образом! Для разнообразия здесь землянам не хватает именно что божественной мудрости, с Арканаром-то они могут сделать что угодно, только как сделать это на пользу арканарцам не знает никто.
  • «Мессия Дюны» и «Дети Дюны» — Пол Атрейдес.
  • Р. Бах, «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» — заглавный персонаж, когда один из учеников спрашивает, не бог ли он, твёрдо отвечает: «Нет, не бог» и мысленно сетует на непонимание простых чаек.
  • Трилогия Лукьяненко о Глубине — с прикрученным фитильком: протагонист первых двух романов приобретает неограниченные, практически божественные способности в виртуальной реальности, но, как оказывается в «Прозрачных витражах», предпочитает лишний раз не вмешиваться. Подсвечено Падлой (это персонажа так зовут): «А я говорю — взять за шкирку и тащить в глубину! Это что ж такое с Лёнькой творится? Трудно ему быть Богом, етит его…»
  • Ник Перумов, Упорядоченное начиная с событий «Гибели богов» — двое Истинных магов, оказавшись в роли Новых богов, очень быстро поняли, что им придется старательно избегать всяческих поклонений со стороны людей, формирования культов, и всего такого, иначе Равновесие будет постоянно нарушаться. Особенно Хедин переживал по этому поводу, а Ракоту оно оказалось привычнее, он раньше был Владыкой Тьмы. И все же, несмотря на всю законспирированность, названным братьям не удалось избежать появления своих последователей. А потом и тех, кто решил выступить против них…
  • Вера Камша, «Хроники Арции» — Герика «Тёмная Звезда» Годойя. Те, кто пытался создать культ её имени, получали люлей от неё же. А своё первое чудесное исцеление она и вовсе сотворила случайно, в порыве отвращения.
  • «Врата Смерти» Уэйс и Хикмэн — Альфред Монбанк. И отчасти Эпло с его прозвищем «бог, который не бог» (как это ни странно — пополам с противотропом в пятом томе: «Я лгал! Я не мистериарх! Я бог».).
  • Алексей Пехов, «Синее Пламя» — Мильвио. С прикрученным фитильком — его принимают не за бога, а «всего лишь» за великого волшебника, что он активно отрицает на словах, но постоянно даёт повод усомниться своим поведением. На самом деле он — бессмертный великий волшебник, потерявший магию. Мильвио не способен сплести ни одного заклинания, но его старые связи, подкованность в вопросах теории, хорошее знание тайной инфраструктуры, мастерское владение клинком (за столько лет тренировок-то!) и парочка старинных артефактов позволяют очень и очень многое.
  • Эрик Фрэнк Рассел, рассказ «Пробный камень» — жители планеты Шаксембендер так почитали землянина-исследователя, что после его смерти организовали религиозный культ. Спустя триста лет к ним прибывает ещё одна экспедиция с Земли, которая в кульминации пытается объяснить, что исследователь был не богом, а всего лишь достойным представителем своего вида. Туземцы людей спокойно выслушали и не обиделись.
  • В. Зыков, Дорога домой (цикл) — К′ирсан Кайфат. Воин и сильный маг, не гнушающийся официально запретных практик. В итоге пара солдат, сопровождавших его ещё в бытность кондотьером, воспринимают его как мессианский архетип. Решение Кайфата позволить им нести свои идеи в массы с одной стороны обеспечивает молодое государство агентурной сетью внешней разведки, с другой сразу две конкурирующие за благосклонность «Владыки» секты самого Кайфата ощутимо раздражают.
    • Пикантности ситуации добавляет откопанный какими-то энтузиастами весьма древний ритуал «единения с державой», который и проводят с Кайфатом в главной роли после провозглашения новой империи на Сардуоре. Ритуал оказывается действующим, превращая Кайфата в нечто большее, чем просто императора возрождённого Сардуора.
  • Александр Рудазов:
    • «Рыцари Пречистой Девы» — ехидный зигзаг. Креол именно что рвётся в боги — но на иштарианском Каабаре попыткам записать его в святые сопротивляется, хоть и не очень активно.
    • Тетралогия о яцхене — кодекс энгахов прямо запрещает выдавать себя за бога или иное высшее существо. Олег этот пункт как-то раз нарушил — но что ещё было делать, если Рабан закинул его аккурат в храм во время богослужения, а бог, которому в этом храме поклонялись, оказался на него очень похож?

Кино[править]

  • «Крот» Алехандро Ходоровского — после ряда оздоровительных порок, предательства любовницы и многолетней медитации, Эль Топо излечивается от комплекса бога — и к своему неудовольствую находит себя в пещере, где ему поклоняется как божеству племя калек, возникшее в результате многолетнего инбридинга. С прикрученным фитильком, поскольку сверхъестественных способностей Эль Топо не проявляет… хотя судя по финалу, какими-то он все-таки обладал.
  • "Житие Брайана по Монти Пайтону" же!

Телесериалы[править]

  • Франшиза «Звёздные врата» — Древние после вознесения жестко запретили себе не только организовывать поклонение собственным персонам, но даже контактировать со смертными и вмешиваться в их жизнь. Они считают, что путь к восхождению на энергетический уровень существования — это дорога, которую каждая разумная раса должна пройти сама (хотя даже в этом случае есть отступники, которые очень осторожно пытаются показать «детишкам» правильное направление. Иногда с весьма печальным результатом). После обнаружения Орай выяснилась еще одна причина этого запрета: поклонение и молитвы смертных действуют на вознесшихся как мощный наркотик, усиливающий их силы.
  • «Сверхъестественное» — местному Единому Богу не очень нравится, когда его называют «Богом», и он просит называть его просто Чак — по имени человека, за которого он себя выдавал.

Мультсериалы[править]

  • «Аватар: Легенда об Аанге» — собственно, заглавный герой.
  • Steven Universe — титульный герой разрывается между жизнью на Земле и мятежным прошлым своей матери-самоцвета, а позже статусом полубога-Алмаза. Во Future таки остаётся на Земле, и к нему присоединяется настоящая инопланетная диаспора.

Комиксы[править]

Аниме, манга и ранобэ[править]

« — Зе-е-ро! П-п-омоги-и нам, сп-п-аситель Яп-понии!
— ПРЕКРАТИТЕ! ОСТАНОВИТЕСЬ! Я НЕ ВАШ СПАСИТЕЛЬ! Я НЕ ВАШ МЕССИЯ! Я НЕ ВАШ БОГ!
»
— Лелуш разгребает последствия резни на стадионе
  • Code Geass (см. эпиграф) — Лелуш-Зеро несколько раз бил британские войска так, как не удавалось до него почти никому, за что его даже многие противники стали считать натуральным военным чудотворцем. Местные жители так вообще видели в нем мессию, и только парень сам понимал, что его действия — не более чем комбинация суперспособности и интеллекта. Особенно ярко он это осознал тогда, когда его сила телепатического внушения вышла из-под контроля и стала причиной кровавой резни, устроенной совершенно не виновным в ней человеком.
  • Gundam ZZ — на колонии Мун-Мун, населённой примитивными сектантами, Джудау Ашта решительно отказывается от титула местного мессии.
  • Overlord — Аинз Оал Гоун. Он уже смирился тем, что все в Назарике и в Колдовском Королевстве почитают его как бога, строят в честь него храмы и гигантские монументы, а также приносят ему в жертву кого-то или что-то либо. Впрочем на роль тёмного божества Момонга подходит почти идеально.
  • Toaru Majutsu no Index — Алистер Кроули. Он тот еще Всемогущий наблюдатель с прикрученным фитильком. Один из сильнейших магов в истории мира, имел потенциал стать Богом Магии, и членом истинного Гремлина. Однако Кроули отказался стать Магическим Богом, и решил остаться человеком, ни о чем, не сожалея. К тому-же он презирает Богов Магии из-за их природы.

Видеоигры[править]

  • Asura's Wrath — Асура, протагонист игры, хотя и является полубогом, но он ненавидит, когда ему поклоняются или называют его богом, и реагирует с отвращением на то, как его бывшие соратники используют свой «божественный» статус, чтобы собирать души людей ради Мантры, считая, что в мире не должно быть «богов, которые только берут». Особенно ярко выражено в самом конце игры, где Чакравартин просит его стать новым всемогущим единым богом мира. Асура совершенно чётко выразил ему свой ответ: «Я отказываюсь.»
  • Blood 2 — протагонист серии, Калеб, убив в конце первой игры Чернобога, получает его силу, однако не знает об этом сам и до конца игры отказывается пользоваться этой силой. В результате в мир начинают просачиваться чудовища из иной реальности, с которыми Калебу приходится сражаться.
  • Fallout: New Vegas — мистер Хаус не страдает ложной скромностью, но тем не менее богом себя не считает и другим прямо запрещает это делать.
  • Fallout 4 — Артур Мэксон, нынешний Старейшина Восточного Братства Стали, тоже не любит, когда солдаты начинают создавать культы его имени.
  • Mass Effect — геты-еретики считают Жнецов вершиной машинной жизни и поклоняются им, как богам (что-то подобное святилища можно найти на Феросе). Жнецы считают это оскорблением, но не против воспользоваться еретиками для выполнения Жатвы (в конце-концов, их тоже истребят, как часть проблемы, которую должны решить, и переработают в очередного Жнеца).
    • Кстати, Легион, будучи гетом-ортодоксом, тоже описывает Жнецов в подобном ключе, но только потому, что другими словами не может выразить своё восхищение ими. Сам более чем уверен, что Жнецы никакие не божества, а сверхразвитые по меркам современных цивилизаций машины.

Визуальные романы[править]

  • The Intoxicating Flavor — Инанна-Иштар (та самая, из Эпоса о Гильгальмеше), необычайно древнее и могущественое существо (по её словам, она была свидетельницей появления бактерий!), которая ненавидит поклонение себе и не терпит любые проявления подобного в свою честь. Отец ГГ — бессмертный, которому приходится скрипя зубами терпеть своё обожествление, поскольку он воплощенная идея идеального воина, известная в культуре Древнего Шумера как Нергал. Всем своим последователям (а это только мужчины) он говорит, что он, несмотря на все свои силы, не бог, и что они в первую очередь его солдаты, а он только их командир.

Настольные игры[править]

  • Planescape — правительница Сигила, Госпожа Боли, может по своему желанию открывать и закрывать порталы, связывающие Город Дверей с остальной Мультивселенной (через которые Сигил получает всё, включая еду, воду и даже воздух), может убивать богов (как минимум однажды она это уже делала), и никакое божество не может войти в её город. И при этом по неизвестной причине она резко отрицательно относиться к любым попыткам поклоняться ей как божеству — те, кто пытаются молиться ей и даже слишком часто думать о ней, очень быстро бесследно исчезают с улиц Сигила.
  • Бог-Император Человечества при жизни крайне негативно относился к любым попыткам поклоняться себе как божеству — но не от скромности (каковой он вовсе не страдал), а от ненависти ко всем проявлениям религии. После того как он, тяжело раненый, оказался при смерти и потерял возможность сходить с Золотого Трона, уже ничто не мешало правителям Империума обожествить его, превратив Империум именно в то, что Император ненавидел при жизни.
    • Впрочем, есть и версия, что это был хитрый план — уничтожить все конкурирующие культы, чтобы потом основать собственный и за счет подпитки от веры триллионов людей переродится в Звёздное Дитя и либо уничтожить всех богов Хаоса, либо стать одним из них. Косвенно подтверждается последними событиями игровой вселенной — воскресший Робаут Жиллиман после встречи с Императором на Терре отнюдь не бросился рушить Экклезиархию, как извратившую наследие отца, а вполне естественно встроился в существующие институты Империума.
      • Хитрый план, неожиданно, состоял в том, что Император как никто другой знает что есть такое Имматериум, а так же что «Боги Хаоса», просто разжиревшие демоны и опасался создания еще одной Варп-сущности мнящей себя «Божеством Человечества» и планировал свалить в аналог Паутины чтобы лишить демонов жратвы, а там и человечество прокачает свой псайкер-потенциал. А уже после того как Хорус все окончательно ухитрился испортить, лично дал указ о создании религии в стиле, «раз уж сижу, так хотя бы с пользой», что судя по непосредственному появлению на поле боя в «чумных войнах» (пусть и в теле лоли) и офигеванию Жили от встречи позволило ему прокачатся. И то не факт, так как даже Магнус признавал что при желании Батя бы вальнул примарха не отрываясь от утреннего кофе через пол-галактики, так что возросшая сила может быть плодом 10000 лет постоянного использования психосил.
      • Жиллиман скорее считает существование Экклезиархии необходимым злом, понимая необходимость веры для людей, а вовсе не действует по указаниям папочки — тому уже по всей видимости глубоко наплевать на происходящее в материуме, настолько изменился после десятитысячелетней нежизни, особено в свете того факта что сам Жиллиман поспособствовал в своё время появлению Церкви Бога Императора как таковой.

Музыка[править]