Три мира
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Самые древние и архаичные верования обычно делят вселенную на два мира — мир живых существ и мир духов, куда после смерти попадают как люди, так и животные. Следующим этапом развития этой системы принято считать веру в триединство мира, когда помимо мира смертных и мёртвых был также добавлен некий мир богов и других благих существ, куда после смерти могут попасть и праведные люди. Наибольшей популярности подобная картина получила во времена Античности и в Средние века, да и сейчас её элементы встречаются как в подавляющем большинстве религий, так и в фэнтезийных произведениях.
Про более сложную и многообразную систему мироздания смотреть тут.
Чуть подробнее[править]
- Верхний мир — чуть менее чем всегда локализуется на небесах, вершинах гор или в неких абстрактных высших сферах, реже на затерянных островах. Традиционно считается воплощением всего самого хорошего, уютного и красивого, что только может быть — например, тут могут течь молочные и винные реки, стоять дома из драгоценностей и золота, а про непогоду даже и не слышали. Обычно совмещает в себе функции Рая и Олимпа, служа пристанищем праведным и/или достойным душам, а также добрым духам, богам или Богу.
- Средний мир — мир смертных, в котором мы живём. Согласно верованиям индоевропейцев, изначально мало чем уступал миру Верхнему — был полон чудес и волшебства, но с каждой новой эпохой/периодом/веком становился всё хуже и гаже.
- Нижний мир — обычно подаётся как царство мёртвых, демонов и хтонических чудовищ, реже — как обитель нечеловеческих (дивных) народов. Почти всегда его помещают глубоко под землю, реже — на океанское дно или иные планы бытия. В противовес прекрасному верхнему миру, нижний обычно полон ужаса, мрака или просто скорби и уныния.
Примеры[править]
Мифология и фольклор[править]
- Многие воспринимают в качестве кодификатора древнегреческую мифологию, даром, что сами древние греки делили вселенную на четыре мира/домена — небеса и землю Зевса, подземное царство Аида и океан Посейдона.
- Кодификатор тут скорее индуисткая Трилока — небо, земля и подземный мир
- Берите шире — то и другое происходит из общей индоевропейской мифологии, а индоевропейцы вообще любили все троичное. Три мира, три сословия-касты, три верховных бога…
- Стандартная христианская мифология на этом тропе стоит: Земля, глубоко-глубоко под землёй Ад, а высоко-высоко на небе Рай. Про то же Чистилище либо не вспоминают вовсе, либо делают этакой полуавтономной частью Небес, а не самостоятельной локацией. Верующих (и хорошо знающих, во что они верят) людей такое примитивное представление страшно бесит, но образ до сих пор живёт и здравствует.
- Вообще же троп гораздо старше, чем грязь и встречается уже в очень архаических шаманских верованиях. Более того, иногда подвергается усложнениям и модификациям: так, коряки иногда выделяют два верхних мира и два нижних, так что суммарно их получается пять. У якутов Верхний мир и Нижний мир в количестве одной штуки каждый, но внутри себя разделены на ярусы: внизу их три, небеса же называют когда тоже трёхярусными, а когда и восьмислойными.
Литература[править]
- Цикл книг Рика Риордана о Перси Джексоне — царство Аида располагается в подземельях под Голливудом, а Олимп — на вершине Эмпайр-стейт-билдинга. В циклах, посвященных египетской и скандинавской мифологиям, загробные миры также расположены в местах пониже, а божественные апартаменты — повыше.
- Трилогия Г. Л. Олди «Чёрный Баламут» — сам термин буквально упоминается персонажами в речи, хотя действие преимущественно происходит в Первом (небеса) и во Втором (земля).
- Толкиновское Средиземье — если натягивать сову на глобус, то имеется тройственность Чертоги Безвременья (обиталище Эру Илуватара) — сама Арда — Предвечная Тьма, или же Арда (где живут смертные) — Аман (где живут бессмертные, включая ангелов и архангелов (по факту, языческих божков-концептников)) — Тьма (в которую смертные души уходят после суждения в Мандосе, и их дальнейшая судьба неизвестна) после того, как Эру свернул Арду в шар и отделил Аман от физической реальности, но в целом Толкину тройственность не свойственна, из Тьмы упоминается только создание в ней Арды, происхождение из неё Унголиант и то, что Моргота сковали и вышвырнули во Тьму через Двери Ночи на западной границе всё ещё плоской Арды. Средиземье как топоним не сюда, так как оно названо по буквально своему нахождению посередине плоской Арды, между Валинором на западе и неназванным континентом на востоке.
Мультфильмы[править]
- «Геркулес» — предельно прямо: райский Олимп находится на вершине одноименной горы, а мрачное и полное мук царство Аида располагается буквально под землёй, и туда могут на своих двоих пролезть даже простые смертные.
- Moana — мира богов или каких-нибудь добрых духов нам не показывают, но по сюжету главные герои посещают архетипичнейший нижний мир — царство чудовищ Лапотаи, расположенное где-то под морским дном. К слову, в черновике сценария Лапотаи должны были быть пристанищем духов людей, и Моана во время путешествия встретила бы призраков своих родичей.
- «Нэчжа» — помимо мира людей и Небес, немалое внимание уделено драконьему царству, расположенному на дне морском. Изначально прозябающие там драконы гордо парили в небесах, но боги приказали им усмирить морских чудовищ. Драконы кое-как загнали их под дно, а потом обнаружили, что фактически сами оказались в тюрьме — если они уйдут, то твари вырвутся на свободу, и небожители не погладят оставивший свой пост стражей по голове. На этом пытался сыграть главный антагонист, заручившись поддержкой царя драконов и взяв в ученики его сына.