Религия — это магия

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« — Я спрашиваю, вы можете произнести заклинание, стабилизирующее след?

— Заклинание? — Богослужитель гордо поднял голову. — Я не безбожный колдун! Я не произношу заклинаний! Мое могущество проистекает из веры и молитв! — Можете или нет? — Могу.

»
— Анджей Сапковский, «Последнее желание»

Религия — форма осознания мира, построенная на вере в сверхъестественное и бескорыстном, самоотверженном служении человека сверхъестественным и потусторонним силам.

Магия — форма осознания мира, построенная на вере в сверхъестественное и получении от этого сверхъестественного каких-либо конкретных, практических результатов.

Казалось бы, огромная разница? Разница, собственно, в том, что религия — это «проси и получишь (или не получишь)», а магия — это «сделай сам». Религия предписывает обращаться как на самый верх, к богу/богам, так и к предметам. Магия позволяет работать с сущностями даже равными магу или стоящими ниже его (что с точки зрения религии может быть расценено как ересь, присваивание себе божественных полномочий). У религии и магии общие корни: и то, и другое произошло от первобытного анимизма и шаманизма. Шаманы, с одной стороны, служат духам и ублажают их, с другой стороны, они делают это не просто так, а за встречные услуги. Поэтому шаманизм — это и религия, и магия. В древнем мире, когда шаманизм уступил место язычеству, религия и магия разделились, но остались родственными, невраждебными сферами. В эпоху главенства авраамических религий магия была подвергнута проклятию, как нечто нечестивое, за что сжигают на кострах — ибо Тому Единственному, Кто творит истинные чудеса, и тем духам, что Ему служат, приказывать невозможно, будь ты хоть сорок два раза архимаг, а значит, колдуны обращаются к противоположной стороне баррикад. Но и тогда магия еще не полностью отделилась от религии: средневековые представления о магии все равно включали в себя обращение за помощью к разным духам, принесение им жертв, и т. д. И только в эпоху торжества научного мировоззрения магия стала представляться как некое механистичное искусство, используя которое, маг просто знает, как метнуть файербол, исцелить раны или напустить проклятие. Тем не менее, даже современная религия включает в себя магические обряды, например, вполне официально признаваемый католической церковью экзорцизм (но при этом экзорцист должен изгонять духов от имени Иисуса, а не от своего собственного, как «обычный» маг).

Этот троп, встречающийся в жанре фэнтези — аверсия механицизма магии: преподнесение взаимоотношений религии и магии в древнем, традиционном виде, когда одно и другое взаимопроникающи. Вымышленная религия, включающая в себя магические практики, или, наоборот, магия, берущая силы от божеств в обмен на религиозное поклонение.

Довольно часто в жанре фэнтези такая трактовка дается культам хрустального дракона Иисуса; эффекты, очень похожие на божьи чудеса из Библии или житий святых, производятся в таких религиях с помощью белой магии. Также часто и обратное явление; Религия зла включает в себя чёрную магию, чтобы она была страшнее. С другой стороны, если догматы веры такое позволяют, её адепт может честно выучиться на мультикласс под названием клирик и маг и не выдавать собственные фокусы за божественное вмешательство — как говорится, мухи отдельно, котлеты отдельно.

Где встречается[править]

Литература[править]

  • В «Песни льда и пламени» действует культ Р’глора, тесно связанный с магией огня, крови и тени. В цикле упоминаются колдуны с похожими способностями, не имеющие отношения к культу, но все сюжетно важные персонажи, практикующие эту магию — жрецы Р’глора. Культ Р’глора, как и большинство других институтов этой вселенной, морально амбивалентен; это не религия зла (если Джордж Мартин однажды не докажет нам обратное), но и явно не такая всеблагая религия, как утверждают жрецы.
    • Однако рглориане не раз подчёркивают, что без милости Владыки Света ничего не намагичат.
    • Религия Старых богов Севера, судя по всему, тоже с их древовидением и возможностью вселятся в животных.
  • Dresden Files — маги отличаются скорее техномагическим (герметическим) мировоззрением. Обращение к высшим (или наоборот) силам даёт другие способности. Для магов — дополняющие магию.
  • Лев Прозоров «Евпатий Коловрат» — шаманка Нишань-Удаган издевается над христианским проповедником, утверждая, что Иисус был шаманом, причём не самого высокого пошиба. А в подтверждение своих слов нанесла себе и быстро зарастила смертельную рану и предложила священнику сделать то же самое. Сама признаёт, что получает силу от тёмных духов. Но против Велеса даже её колдовство оказывается бессильным
  • Серия книг Вадима Панова «Анклавы». Тут религия и магия существуют в киберпанк-мире будущего.
  • Серия того же автора «Тайный город». Монахи из Оптиной пустыни вполне себе компетентно общаются с представителями магических рас, пусть и стараются держаться в стороне (те тоже не горят желанием — вера ослабляет их магию), а в книге «Тень инквизитора» внезапное массовое уверование толпы в чудо вырубило всю магию в радиусе нескольких километров и позволило кандидату в патриархи очистить храм Христа Спасителя от террористов без капли крови.
  • «Ответный удар» Юрия Нестеренко — пример того, как могли бы выглядеть христианство и сатанизм, если бы были основаны на реально работающей магии (при этом различаются они идеологией, а не типом используемой магии, которая сама по себе не делится на белую и черную).
  • Хроники странного королевства Панкеевой. Хотя мистик и маг — разные классы, их возможности во многом пересекаются (вроде как основной нишей мистиков выступает лечение, но маги Пятой Стихии умеют то же самое). Более того, излучатели, блокирующие магию, равно мешают и магам, и мистикам. А у ордена Небесных Всадников и вовсе не мистики, а маги, потому что это Обманная религия.
  • «Маг в законе» Громова и Ладыженского (Г. Л. Олди) — один из персонажей утверждает что и пророки и Иисус — просто очень сильные маги. Кроме того, Церковь как институт обладает некоторой властью над магами — например, если приговор суда по отношению к чародею был визирован представителем церкви, маг не может применять свои способности для побега из-под стражи или влияния на ход судебного процесса.
    • «Сеть для миродержцев» этих же авторов из трилогии «Чёрный баламут». Древние индийские брахманы, совершая обряды, как бы ловят богов в сеть и вынуждают исполнять свои обязанности: посылать обильный урожай, устраивать дождь в засуху, помогать роженицам и дарить армиям победу на поле боя.
    • «Мессия очищает диск» — и даосы, и буддистские монахи имеют сверхъестественные способности, помогающие обеспечить стабильность здешнего мироздания.
  • Чужак (цикл) И. Дравина — священники Создателя и культисты Разрушителя владеют рядом уникальных способностей. При этом благословения и проклятия вполне действуют на магов. Колар эр Килам в своих исследованиях теории магии дошёл до того, что причисляет способности клериков к стихиям, выделяя их в отдельную стихию, Дух. Несмотря на еретичность выкладок, это куда более похоже на правду, чем официальная версия об «особой благодати Создателя».
  • Алексей Пехов, «Под знаком Мантикоры» — буквально, Дар священников это на самом деле магия, которой владеет практически каждый, просто у всех, кроме церковников, она намеренно заблокирована.
  • «Порри Гаттер» — отец Браунинг старательно отрицает магию, однако при случае оказывается весьма мощным магом.

Сетевая литература[править]

  • Цикл «Просто Богиня» 2 и 3 части Павла Алексеева — магия там тоже очень своеобразная, на самом деле — ближе к Магия - это наука но это совершенно нормально — построить в Брежневской Москве сеть храмов дохристианских языческих богов, жрецы которых — будут творить чудеса (лечить например) для тех кто готов немного поверить, религия разумеется подправлена в интересах государства. А еще оная сеть заставляет явных или тайных врагов СССР испытывать страх. Сильный. И способна в случая ядерного удара закрыть Москву куполом. Храмы женских божеств реально работают на героиню первой части цикла, а мужских на второго. . Власти СССР совсем даже не против.

Аниме и манга[править]

  • Насуверс — Священные таинства, которыми могут пользоваться всякие там католические экзорцисты — это магия. Особая. Доступная только служителям церкви.
    • По слухам, создана эта магия самим Иисусом — вписана в мир ритуальным жертвоприношением, а силу черпает из веры последователей. При этом, сам Йешуа поправился и по сей день возглавляет учебную организацию магов. Правда, озвучивать эти слухи — не самый лучший вариант самоубийства.)
  • «Kyomu Senki», манга Кена Исикавы — напополам с техномагией. Присутствует космофлот монахов-буддистов (!), которые используют мантры как космическое оружие против демонов размером с планету. Серьёзно, там такое есть.
  • «To Aru Majutsu no Index». Священники, жрецЫ и жрИцы, клирики, монахи и монашки — точно такие же маги и волшебники, как и остальные. А магия там противопоставляется не религии, а науке, в том числе технологиям и спец. способностям (эсперам).

Видеоигры[править]

  • Серия «Готика». Маги являются жрецами трёх богов и черпают от них силы: жрецы Инноса — маги Огня, Аданоса — воды, Белиара — тьмы и хтонических сил.
  • Heroes of Might and Magic. Светлая сторона — одна из нескольких. До IV части магия делится по стихиям, рыцарям ближе всего водная.
    • С пятой части вся магия идёт от различных богов (драконов), но тем не менее маги (те, что с фракции «Академия»), колдуют, никаким богам не поклоняясь.
  • Disciples — интересный зигзаг. Существуют некие «Тайные знания», которые, впрочем, вполне открыто изучают в имперских университетах, и обладатели которых становятся самыми настоящими магами, колдующими от собственных сил. Однако параллельно есть и божественная магия, источник которой — в набожности кастующего.
  • Warcraft. Стихия Света безлична, хотя и требует определённого уровня благородства, аскезы. Изнанка её — Тень, не являющаяся злой, одна из веток талантов Жреца.
    • А шаманы относятся к стихиям по-религиозному.
  • Интересная по сюжету, но погубленная чудовищными багами RPG 2003 года Mistmare — в альтернативной Европе католическая церковь владеет магией (более того — построена на магии), с помощью которой смогла в свое время победить Черную Смерть и создать единое государство. Самыми мощными магическими артефактами являются колокола кафедральных соборов, объединяющие соборы в единую магическую сеть, которая защищает Европу.
  • Pillars of Eternity — жрецы черпают мистические силы от своих богов, существ капризных и опасных. На самом деле все боги этого мира — искусственные механизмы из волшебного минерала адры, так что жрецов и их силу питает именно адра и вера в свое служение.
  • Civilization 6 — жреческие теологические дебаты выглядят аки сражения магов (хотя верно обычный вариант был бы слишком неприемлем для игры с общим рейтингом).
  • Dark Souls — настолько, что игра буквально использует формулировку «заклинания чудес» типа как «заклинания пиромантии» или «заклинания волшебства». При этом о самой на вид псевдохристианской религии, от которой как бы происходят эти чудеса, известно чуть менее чем ничего: ни обрядов, ни привязки к богам, ни священных писаний. Только стата «вера», а во что и в кого верить — решительно непонятно. Потому что оно и не важно, главное чтобы выглядело как западная экзотика.

Настольные игры[править]

  • В Warhammer Fantasy Battles молитвы имперцев — по сути светлая магия, а молитвы скавенов и нехекарцев так и вовсе в лоб используют систему для общей нейтральной магии. Огры, гномы Хаоса и ледяная магия Кислева — туда же. Да и Зеленокожие, в принципе, пользуются услугами своих Горка и Морка, а их маги зовутся шаманами.
  • То же касается Warhammer 40,000 — ведь Император не Бог, а человек, пусть и с ярко выделенной приставкой сверх-.
    • Впрочем, сейчас стараниями Экклезиархии в Варпе зарождается новый бог в обличье Императора (все помним, какие светопреставления сопровождали рождение Слаанеш?), поэтому «чудеса» имперских святых — на самом деле не просто магия, а самое натуральное колдовство.
  • Magic: The Gathering. Белый — один из пяти цветов магии, не абсолютное добро. Nuff said.
  • Dungeons & Dragons, где вообще любая религия работает именно так и включает в себя магию, используемую священнослужителями (клириками).
  • GURPS — есть и такой вариант.
  • Shadow of The Demon Lord — здесь вся магия строится на вере мага в его способности, поэтому тут возможны колдующие священники, шаманы, ведьмы, техномаги, шаолиньские монахи, да кто угодно — источником магии является сам маг, и, покуда он верит что конкретные слова и жесты могут менять реальность, то не важно, молитва это, заклинание или шаманское песнопение.

Реальная жизнь[править]

  • Существуют религии прикладного магического направления, такие, как викка или вуду.
  • Каббала же! Формально считается, разумеется, что это не «безбожные заклинания», а молитвы — но при этом такие эффективные, что Яхве их исполняет в обязательном порядке!
  • Собственно, зороастрийские жрецы у древних персов звались магами, а у славянских язычников — волхвами, отсюда корни слов «магия» и «волшебство».
  • Атеисты зачастую приравнивают религию к суевериям, священников, шаманов и колдунов, так как это всё «пережитки буржуазного прошлого». Так и писали: «против религии и суеверий». И логика есть, потому что всё это — вера в сверхъестественное. Но всё же разницы между ними немало, и, в частности, христианство проповедует ложность и греховность колдовства и суеверий.
    • Однако всё равно существуют примитивные народные трактовки различных религий. Например, когда православная бабка считает, что, поставив свечку такому-то святому, можно вызвать дождь или приманить деньги, а опрыскав швейную машинку святой водой — изгнать из неё беса ржавчины, она демонстрирует совершенно магическое мышление. В более отсталых регионах вроде Африки формальные христиане спокойно обращаются за помощью к колдунам и не испытывают никакого смущения. Собственно, для христианства такие народные расхождения вполне естественны. Т. н. «народное христианство» и было все это время самой распространенной формой религии, совмещая более древние языческие представления и само христианство. И магия для этой версии религии вполне аутентична.
    • Да чего уж там, когда вполне «официальные» попы поливают святой водой ракеты-носители или аварийные участки дорог — это тоже оно, родимое, внешне неотличимое совершенно. И на этом фоне осуждение церковью таких вот бабок и прочих колдунов подозрительно смахивает на выдавливание конкурентов.
    • Обыватель, что считает священника магом, который даёт баффы на удачу — это ещё полбеды. Вот обыватель, который ставит в церкви свечки за упокой живого недруга, чтобы быстрее скопытился…[1]
      • Свечка за упокой или так называемая «забидящая свеча» — это обычное колдовство, своего рода симпатическая магия. И от степени веры результат зависеть не может…
      • Обряд пульса ди нура из Каббалы — вообще просьба к Богу, но с жесткими правилами кворума без которых он не будет слушать. А именно — минимум 10 женатых мужчин старше 40 лет, соблюдающих заповеди и изучающих Тору. Если бог не покарает обвиняемого то покарает просящих.
        • Зачем богу формальности? Это как к королю можно прийти с просьбой поддержать вердикт суда, а можно просить самому.
  • Практическое приложение в реальной жизни. В декабре 1944 года контрнаступление под Арденнами приостановилось из-за начавшихся дождей. Генерал Паттон вызывает к себе полковника О’Нила и требует немедленно исправить ситуацию с погодой. Тот какое-то время упирается, но, получив прямой приказ, отправляется делать всё, от него зависящее. Что характерно, погода вскоре улучшается. Джеймс Хью О’Нил — капеллан Третьей армии США, за Арденнскую операцию он награждён Бронзовой звездой.

Примечания[править]

  1. Что неудивительно, свечки за упокой не сработают и при самой ярой вере, поскольку это попытка ввести всезнающего бога в заблуждение.