Расследование Мёрдока

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Расследование Мёрдока
Главные герои сериала: детектив Уильям Мёрдок, констебль Джордж Крэбтри, доктор Джулия Огден и инспектор Томас Брекенрид
Общая информация
ЖанрИсторический детектив
Страна производстваКанада
Канал премьерного показаCity, CBC Television
Когда выходил20 января 2008 г. — продолжается
Сезоны16
Всего серий263 серии
Длина серии46 минут

«Расследование Мёрдока» (англ. Murdoch Mysteries) — канадский исторический телесериал о детективе, раскрывающем преступления с помощью новейших достижений науки в Торонто конце XIX — начале XX веков. Уильям Мёрдок и его коллеги постоянно сталкиваются с меняющимся миром и людьми, которые не всегда адекватно реагируют на эти самые изменения. Иногда получается страшно, иногда — смешно.

Сериал густо замешан на реальных исторических событиях и людях, которые встречаются едва ли не через серию. Иногда главные герои бессовестно вмешиваются в историю, иногда — предсказывают будущее, иногда — иронизируют по поводу того, куда всё катится. Последнее — нередко с разрушением четвёртой стены.

«Расследование Мёрдока» — не особенно реалистичный и не всегда серьёзный сериал. Авторы любят пародировать клише самых разных жанров — от ранней научной фантастики до шпионских боевиков или современных полицейских процедуралов. Иногда сериал явно уходит в стимпанк.

Самый долгоиграющий и популярный канадский ТВ-проект, в котором снимались все более-менее значимые актеры страны. Иногда и не только актеры — в одном эпизоде, например, снимался действующий премьер-министр страны Стивен Харпер.

Основные персонажи

Уильям Мёрдок

Детектив участка № 4 полицейского управления Торонто. Первоклассный следователь и гениальный изобретатель. Знает всё (и даже чуть больше, чем возможно) о криминалистике, прикладных разделах физики, химии, биологии — как в теории, так и на практике. При этом достаточно хорошо понимает людей, чтобы не испытывать больших трудностей в полицейской работе, хорошо знает законы и неплохо работает кулаками, когда нужно.

Мёрдок хладнокровен, сдержан, вежлив и серьёзен. Или скучен, равнодушен и зануден — это с какой стороны посмотреть. Считается (ошибочно), что у него нет чувства юмора и он никогда не улыбается. На самом деле Мёрдок весьма саркастичен, а вне службы способен даже на шутки и розыгрыши. Личина невозмутимого британского джентльмена — это маска, которая приросла к лицу бывшего лесоруба после переезда в большой город.

Мёрдок гиперрационален. У него чрезвычайно организованный ум. Он обязательно систематизирует всю информацию по делу, постоянно использует таблицы, графики и блок-схемы. В расследованиях полагается на тщательное изучение всей доступной информации по делу и дедуктивные выводы, подкрепленные фактами. При этом может следовать собственной интуиции, обычно подсказывающей: не всё так просто, как кажется.

У Мёрдока очень живое воображение. Обычно во время расследования наступает момент, когда он мысленно реконструирует сцену преступления, помещая в неё себя. Уильям нередко мечтает о будущей семейной жизни и о том, как будет воспитывать своих детей. А в первых сезонах — ещё и о докторе Джулии Огден. Во время разговоров с ней.

Весь ум и знание психологии ничуть не помогают Уильяму в общении с окружающими. Вне службы он не способен разглядеть даже очень толстый намёк. Особенно если это касается женщин.

Уильям Мёрдок — верующий католик. Многие не понимают, как он может совмещать веру в Бога и в науку, но у него самого никаких проблем нет. Вера доставляет Мёрдоку немало проблем. Во-первых, Торонто — сугубо протестантский город, и у католика нет шансов сделать карьеру в местной полиции. Мёрдок уже в первой серии должен был стать инспектором и получить собственный участок, а вместо этого он почти два десятка лет сидит в одной должности. Во-вторых, Мёрдок не приемлет аборты, разводы, совместную жизнь до брака, брак без венчания в церкви и многое другое. Это ему здорово портит личную жизнь, потому что упрям он как стадо баранов, и своими принципами поступаться не любит.

Мёрдок — гениальный инженер, с которым с удовольствием сотрудничают Никола Тесла и изобретатель телефона Александр Белл. В основном он конструирует устройства, помогающие в расследовании преступлений (от ультрафиолетовой лампы до сонара и системы видеонаблюдения), реже — бытовую технику (микроволновый шкаф, посудомоечная машина). Некоторые его гаджеты опережают время на пару-тройку лет (та же ультрафиолетовая лампа), а некоторые — лет на сто (например, робот-пылесос)[1]. Он даже спроектировал собственный дом, но в итоге не выдержал конкуренции с малоизвестным тогда Фрэнком Ллойдом Райтом[2].

Мёрдок любит велосипеды и велоспорт. Он хорошо ездит верхом и отлично чувствует себя среди дикой природы, в отличие от остальных главных героев — горожан. Со времён работы лесорубом сохранил крепкие кулаки, хотя силу применять не любит. Исключение — оскорбления в адрес доктора Огден, которые почти обязательно ведут к нокауту обидчика.

Мёрдок — плохой актёр (хотя иногда успешно работает под прикрытием) и отвратительный рассказчик, а от его попыток научно-популярного творчества бросает в сон. Ещё он скуповат и не любит платить за то, что мог бы сделать сам.

Начало сериала застает Мёрдока с разбитым после смерти невесты сердцем. Вскоре он влюбляется в патологоанатома доктора Огден, на которой всё-таки женится спустя восемь лет непростых отношений, перемежавшихся годами расставаний. При этом у Мёрдока были и другие романтические интересы, и даже есть внебрачный сын.

Отец Мёрдока — мелкий преступник и алкоголик, доведший его мать до смерти. Поэтому Мёрдок терпеть не может спиртное, практически никогда его не пьёт и не понимает его привлекательность для других. Отца Уильям презирает, и не может заставить себя даже скорбеть по нему после его смерти.

У Мёрдока есть младшая сестра — католическая монахиня, с которой он не общался со школьных лет, и которая умирает от рака вскоре после их воссоединения. Во время одного из расследований Уильям с удивлением узнает, что у него есть еще и старший сводный брат — сержант Королевской конной полиции, такой же педант и зануда, как и он сам.

Джордж Крэбтри

Констебль участка № 4 полицейского управления Торонто, ученик, напарник (или мальчик на побегушках, по ситуации) и верный друг Мёрдока. Большой мечтатель, он восхищается умом детектива, но его методы до конца не понимает. При этом он хороший, компетентный полицейский, который способен самостоятельно расследовать тяжкие преступления. Один раз он даже почти что стал детективом, но вместо этого оказался в тюрьме.

Крэбтри — визионер, который часто предсказывает популярные в далёком для персонажей будущем явления. За этими предсказаниями могут стоять разумные бизнес-идеи — у Джорджа крепкая деловая хватка. Он знает, что нужно потребителю, умеет придумать броский слоган для товара и подать продукт в выгодном свете. Например, пенсионный фонд участка № 4 он инвестирует в будущие «голубые фишки» американской экономики, несмотря на скепсис Брекенрида и Мёрдока. А ещё он совладелец первого в Торонто автосервиса. Иногда, впрочем, его бизнес-идеи выходят боком самым неожиданным способом — например, когда он посоветовал хорошенькой медсестре продавать придуманный ей крем для лица. Та решила уехать в Нью-Йорк, чтобы набраться опыта в косметической фирме. В результате Элизабет Арден совершила революцию на рынке косметики и заработала миллионы, а Джордж в очередной раз остался с разбитым сердцем.

Крэбтри хорошо пишет. Он издал умеренно популярный в Канаде приключенческий роман о проклятье египетских фараонов, и, в качестве «литературного негра» — научно-популярную книгу детектива Мёрдока и доктора Огден о расследовании убийств. Джордж часто поощряет творить молодых писателей — например Люси Мод Монтгомери[3] или Говарда Лавкрафта.

Крэбтри — подкидыш, которого мать-одиночка оставила у дверей церкви. Большую часть детства и юности Джордж провёл на Ньюфаундленде, бывшем в те годы самостоятельным субъектом Британской империи, и до сих пор говорит с акцентом. Воспитывали его многочисленные «тетушки», истории из жизни которых Крэбтри рассказывает к месту и без. На самом деле проститутки - прихожанки церкви, в которой приёмный отец Джорджа служил настоятелем. С матерью он знакомится уже взрослым, но особых эмоций к ней не испытывает.

Джорджу патологически не везёт в любви. Его тип — амбициозные, умные девушки. Им или тесно в захолустном Торонто, или же их амбиции слишком сильно портят характер. Они уезжают в Лондон, Париж или Нью-Йорк, или же отравляют жизнь Джорджу уже после расставания.

Джулия Огден

Патологоанатом полицейского управления Торонто, напарница в расследованиях, романтический интерес и потом — жена Уильяма Мёрдока. Исключительно умная и независимая женщина, которую не устраивает текущая ситуация в обществе.

Доктор Огден пошла в медицину по стопам отца, который не одобрял выбор дочери. Судебной медициной заинтересовалась поначалу больше из нежелания работать с живыми пациентами, но потом увлеклась расследованием убийств (и детективом Мёрдоком). Впрочем, из судебной медицины регулярно уходит — то в педиатрию, то в психиатрию (училась у Зигмунда Фрейда), то в хирургию. Причина — как раз-таки желание работать с живыми людьми. При любой специализации остается на передовой прогресса в медицине, использует новейшие методики лечения и судебно-медицинской экспертизы.

Атеистка. Религиозность в других людях терпит, но не понимает.

Увлекается политикой. Выступает за равноправие женщин. Проводила избирательную кампанию для первой в Канаде женщины — кандидата в депутаты. Сама не избиралась, потому что это создало бы проблемы на службе для Мёрдока. В политике придерживается леволиберальных взглядов, и в избирательном «штабе» оказалась самой правой.

Много лет влюблена в Мёрдока, но замуж поначалу решила выйти за другого. Причина — нежелание причинять Уильяму боль своим бесплодием. Решение оказалось неудачным. В восьмом сезоне овдовевшая доктор Огден всё-таки сделала правильный шаг. Насколько правильный? Уильям и Джулия едва ли сорвали собственную свадьбу, обсуждая у алтаря очередное дело.

Огдены — богатая семья, представители высшего света провинции Онтарио. Доктор Огден немало путешествовала, спонсирует научные разработки, хорошо одевается, даёт щедрые чаевые в гостиницах.

У Джулии есть младшая сестра — журналистка. От неё можно узнать много интересного о бурной молодости доктора Огден.

Доктор Огден увлекается стрельбой из лука. отлично плавает и ездит верхом. Неожиданно хорошо дерётся, чего от неё обычно не ждут.

Томас Брекенрид

Инспектор[4] участка № 4 полицейского управления Торонто. Формальный руководитель Мёрдока — хотя на практике скорее старший напарник. Полицейский старой школы, не видящий ничего плохого в том, чтобы выбивать признания силой или быстро закрыть дело, отдав прокуратуре удобного подозреваемого. В то же время не возражает против современных методов Мёрдока, всегда готов прислушаться к мнению своего детектива и констеблей, и обладает острым чувством справедливости. Если дела плохи, Брекенрид не стесняется брать правосудие в свои руки, отложив в сторону жетон. Если Мёрдока под рукой нет, пытается использовать его методы расследования — обычно успешно.

Брекенрид — англичанин из Йоркшира. Служил в британской армии, воевал в Африке, после чего уехал в колонии. Почти сразу после приезда в Канаду стал полицейским, и постепенно дослужился до главного констебля[5] Торонто.[6]

Несмотря на возраст, остается в отличной физической форме. Любит бокс, футбол и хоккей. В футболе разбирается профессионально — в 1904 году был тренером канадской команды на Олимпийских играх в Сент-Луисе, и привёл её к золотой медали.

Брекенрид злоупотребляет алкоголем, к великому сожалению выступающей за «сухой закон» жены и трезвенника Мёрдока. Когда бутылка виски в его столе пустеет, инспектор в печали.

Очень любит оперу — страсть, которую с ним разделяет только работающая в морге под музыку доктор Огден. В целом довольно начитанный и культурный человек, хотя по внешности этого не скажешь.

Давно женат, растит двоих детей. Старший даже становится констеблем в участке № 4, и показывает себя неплохим полицейским. Отношения с женой у Томаса неровные — то пылкая страсть, несмотря на солидный возраст, то он оказывается выгнан из дома.

Что здесь есть

  • Автобус вернулся — Торонто в конце XIX — начале XX веков — небольшой город. Поэтому второстепенные и эпизодические персонажи иногда снова встречаются главным героям несколько лет спустя. Временами у них даже появляются свои сюжетные линии.
  • Америка захватит мир. Или хотя бы Канаду. Долгосрочная цель американского шпиона Аллена Клегга, пытающегося дать Вашингтону повод развязать войну против Оттавы.
    • Опыт у Клегга есть. В мире сериала именно он срежиссировал начало успешной для Вашингтона испано-американской войны 1898 года.
  • Анархисты — одна из многочисленных угроз спокойствию в Торонто, с которыми приходится бороться Мёрдоку и компании. Среди них есть разные личности — и борцы за права рабочих, и террористы, причастные к убийству американского президента Маккинли в 1901 году.
  • Гибкая мораль — особенно характерна для инспектора Брекенрида. Когда речь идет о друзьях и уважаемых им коллегах, то их благополучие оказывается выше принципов. Он против католиков, но всегда поддерживает католика Мёрдока в попытках продвинуться по службе. Он преследует по закону незнакомых ему гомосексуалистов, но доктору Эмили Грейс и детективу Льюэллин Уоттс помогает. Он вроде бы против эмансипации женщин, но всегда безоговорочно поддерживает выступления доктора Огден, если для этого есть хоть какая-то юридическая лазейка.
  • До того, как это стало мейнстримом — одна из основных идей сериала. Многие современные идеи, концепции и технологии были уместными и в начале XX века. Или могли бы быть ими, если бы появились.
  • Мальчик для битья — Джеймс Пендрик, гениальный изобретатель и редкостный неудачник. Обладает талантом оказываться не в том месте не в то время и доверять людям, от которых лучше бы держаться подальше.
  • Может, магия, а может, реальность — смерть доктора Ирис Баджали. Несчастный случай в грозу, или всё-таки кара за богохульство и похищение святого Грааля?
  • Наука — это круто — Мёрдок и многие другие персонажи свято верят в силу науки и прогресса. Один из секретов успеха Мёрдока как полицейского — подход к преступлению как к научной проблеме.
  • Оборотни в погонах — коррупция в полицейском управлении Торонто зашкаливает. То, что Мёрдок, Крэбтри, Брекенрид и другие сотрудники участка № 4 не берут взятки, вызывает недоумение.
  • План Стэплтона — инсценированные под нападения вервольфа убийства в одной из первых серий.
  • Повар-катастрофа — доктор Огден. С чего бы состоятельной работающей женщине уметь готовить?
    • Есть и аверсия — миссис Брекенрид и, внезапно, Крэбтри. Насколько хорош констебль на кухне? Когда они вместе участвуют в кулинарном конкурсе, Маргарет считает Джорджа своим главным конкурентом!
  • Самоирония — Мёрдок уверен, что никто не захочет смотреть фильм о его работе. Это же скучно!
  • Серийные убийцы — точнее «последовательные», если пользоваться термином доктора Огден. Некоторые из них содержатся в отделении для неизлечимо больных психиатрической больницы Торонто.
  • Спортсмен — все главные герои занимаются спортом и периодически участвуют в серьёзных соревнованиях. Полицейские играют в бейсбол и хоккей, доктор Огден с подругами предпочитает баскетбол и волейбол. Мёрдок — велогонщик, Крэбтри — шахматист (хотя и слабый). Брекенрид успешно тренировал канадскую олимпийскую команду по футболу.
  • Фрейд был прав — аверсия. Доктор Зигмунд Фрейд, когда появляется в кадре, оказывается не прав практически в каждом своём высказывании.
  • Шовинизм — педаль в пол. Чтобы хорошо жить в Торонто начала XX века, нужно быть белым мужчиной-протестантом, желательно канадцем или англичанином. Остальные — люди второго-третьего сорта, даже если у них есть деньги, репутация и знания. Политкорректностью и не пахнет.

Примечания

  1. Впрочем, он поначалу не работал как надо, и попытался пропылесосить самого Мёрдока
  2. Самый знаменитый американский архитектор XX века, создатель «органического стиля».
  3. Самая известная канадская детская писательница
  4. начальник
  5. начальника полицейского управления
  6. В спин-оффе «Расследования Фрэнки Дрейк».