Хорошая «плохая девочка»

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Good Bad Girl. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
«

Как много девушек хороших! Но тянет что-то на плохих…

»
— Издевательский филк

В реальной жизни морализаторы смотрели бы на неё с брезгливым отвращением, ханжи демонстративно осуждали, а поборники духовных скреп посылали на её голову отборные ругательства. И всей дружной высокодуховной компанией называли бы её шлюхой, безнравственной, грязной и порочной женщиной.

А почему? А потому, что она ведёт себя совсем не так, как полагается «нравственным и чистым» девушкам. Возможно, она любит секс и меняет партнёров чаще, чем положено. Возможно, она практикует «свободную любовь» и легко относится к романтическим связям. А может, она просто слишком ветреная, кокетливая и любит откровенные наряды. В конце концов, причины, по которой женщину могут назвать грязной и порочной, разнятся в зависимости от сеттинга, времени, культуры, а также личных взглядов и религиозных убеждений каждого осуждающего. Для некоторых, например, будет достаточно просто неприкрытых коленок (а в средние века развратом считалось платье выше… щиколоток, за что кампен-фрау с их платьями выше щиколотки и ниже колена моралисты за глаза называли «шлюхами»). А может она просто слишком самостоятельная, независимая в суждениях и слишком смелая для своего времени и места действия. Обществу это тоже может не нравиться.

Но почему «плохую девчонку» можно назвать хорошей? Потому что женские персонажи, подпадающие под этот троп, нередко добры, заботливы, бескорыстны и великодушны. Они прекрасные друзья и всегда готовы прийти к ним на помощь. Они часто отличаются приятным характером, с ними легко и радостно общаться. Словом, люди они хорошие.

Как правило, выйдя замуж или заведя серьезные отношения, хорошая «плохая девчонка» остепеняется.

Но нет, проституцией она не занимается. Это другой троп — Шлюха с золотым сердцем.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Скандинавская мифология — богиня Фрейя. Ей приписывают не только множество любовных связей, но и доброе сердце, в котором найдется сострадание для каждого.

Театр[править]

  • О. Уайльд, «Веер леди Уиндермир» — миссис Эрлин. «Женщина с прошлым», которая много лет назад оставила семью. Следует за дочерью, чтобы не дать ей совершить тот же промах, при этом ставит себя в компрометирующее положение, чтобы спасти ее репутацию в свете.

Литература[править]

  • М. Булгаков, «Мастер и Маргарита» — собственно Маргарита. Изменяла мужу с Мастером, потом вообще стала ведьмой и насовершала множество безумных поступков (в том числе разгромила квартиру критика, «наезжавшего» на Мастера). Но Мастера при этом искренне любит, утешает маленького мальчика, напуганного звуками погрома, который сама же и устроила, и жертвует своим желанием воссоединиться с Мастером ради того, чтобы помочь осуждённой грешнице Фриде. А ещё она помогла Наташке остаться ведьмой, как та и хотела, помешала Азазелло и Бегемоту убить Латунского, чью квартиру она разнесла ранее, посочувствовала Пилату и даже поинтересовалась судьбой Коровьева-Фагота.
    • Впрочем, «хорошесть» не мешает моралистам разных политических взглядов клеймить её позором.
      • И правильно. Если она такая хорошая, что мешало ей развестить с нелюбимым мужем? По непонятным причинам на него её сочувствие не распространялось.
        • Так в том-то и дело, что она не «такая хорошая», чтобы ее не в чем было упрекнуть. Иначе ее и не рассматривали бы как «хорошую плохую», а просто назвали бы хорошей.
        • Если точнее, Марго очень долго устраивало, что какие-то обязательства её связывают именно с мужем, который её всем обеспечивает, а к мастеру она ходит исключительно «на сладкое». Хотя под конец у неё стали случаться проблески совести: «Вот как приходится платить за ложь, — говорила она, — и больше я не хочу лгать. Я осталась бы у тебя и сейчас, но мне не хочется это делать таким образом. Я не хочу, чтобы у него навсегда осталось в памяти, что я убежала от него ночью. Он не сделал мне никогда никакого зла». Но это именно что проблески (и если бы не произошло вмешательство Воланда в судьбу главных героев, Маргарита вскоре бы наверняка затосковала по роскошной жизни и засомневалась в правильности поговорки «с милым рай и в шалаше»). «Плохая» на то и «плохая», иначе бы в эту статью не попала.
  • Братья Стругацкие, «Отель „У погибшего альпиниста“» — Брюн изрядно козлит и не раз чуть не доводила дядю до инфаркта своим поведением, но девушка она неплохая, а под маской хулиганки она одинокая и испуганная.
  • Б. Васильев, «А зори здесь тихие…» — Женя Комелькова. Довольно легкомысленная, бойкая, яркая и веселая девушка, которую многие осуждали за короткий роман с женатым мужчиной. При этом верная подруга, решительная и смелая. Погибает героически, спасая своих.
  • «Анжелика — маркиза ангелов». Анжелика — бывшая графиня, лишённая всего, становится сожительницей главаря разбойничьей банды. Затем неоднократно и последовательно соблазняет нескольких мужчин всё выше рангом, чтобы выбраться с самого дна наверх, к королевскому двору. Заставляет шантажом на себе жениться маркиза. Ее несколько раз насиловали, избивали, в том числе второй муж. Штука вся в том, что в этом ханжеском королевском дворе при всем осуждении неверности нормально, что герцогиня родила и сплавила куда подальше чернокожего мальчика от слуги… Нормально королю менять фавориток как перчатки… Мда… И нет, кармического возмездия здесь нет. Никому. Хорошей Анжелику можно назвать уже хотя бы потому, что она смогла вытащить из ада не только саму себя, но и детей от мужа, которого считала покойным.
    • Позже она спасает из уже другого ада протестантов Ла-Рошели.
  • Владимир Кунин, «Русские на Мариенплац» — Катя Гуревич, которую, как выразился молодой отчим-насильник, «уже пол-института переимело!..» Но она даёт только тем, кто ей симпатичен.
  • «Песнь Льда и Пламени» — Эллария Сэнд, бисексуалка, не имеет ничего против секса втроем. Добрая женщина, которой претит насилие и жестокость. В сериале ее превратили в полную противоположность.
    • Предвосхищая возражения тех, кто плохо знает канон: на Планетосе не существует «единой нормы по всему миру». Культур там много, и они разные. В Вестеросе (в отличие от Эссоса) и церковь, и патриархальная, традиционная светская ментальность осуждают гомосексуальность/бисексуальность, секс с несколькими партнёрами за раз, инцест, педофилию… и даже супружеские измены. Другое дело, что в таких регионах Вестероса, как Простор (откуда родом Лорас Тирелл) и особенно Дорн (откуда родом Эллария и её возлюбленный Оберин), немалая часть дворянства чихать хотела на такие запреты. А отдельные эксцентричные личности — и в других регионах. Но в любых землях священник, получив толстый кошелёк («на нужды церкви»), нередко начинает смотреть на всё чуть иначе и соглашается не поднимать шума.
    • После окончания Войны Пяти Королей небезызвестный Его Воробейшество хотел эту ситуацию поменять, введя строгое и неотменимое повиновение всем запретам и строжайшие кары за их нарушение. В книгах пока жив, в сериале — взорван Серсеей.
    • Самый суровый запрет — на инцест. Серсея и Джейме недаром так прятались, а на словах отрицали. Исключение сделано только для рода Таргариенов (одно время — правящей королевской династии, но дело не в этом), «потому что в них кровь мистических существ: богов и драконов».
  • Межавторский цикл «Шальные карты» (под редакцией Дж. Мартина) — Соколица (Peregrine). В мирное время — скандальная телеведущая и борец за права жертв мутагенного вируса, благодаря которому отрастила крылья и получила прозвище. Во время очередной заварушки — сбрасывает костюм, одевает перчатки с когтями и летит драться на стороне героев. Гуляет много и с удовольствием, при этом стала единственной женщиной, к которой обратился за помощью псионик-тантрик Фортунато перед битвой с Астрономом.
  • Стивен Эриксон, «Малазанская Книга Павших» — Шерк Элалле, жизнерадостная красотка-ревенант, обожающая соблазнять противоположный пол. Воровка и пиратка, но при этом одна из наиболее положительных героинь цикла.
  • Частый персонаж произведений «Антона Орлова» (Ирины Кобловой). Светлая бисексуальность прилагается.
    • «Сонхийский цикл» — Хеледика. После того как на неё пал жребий девственницы, которую должны были принести в жертву чудовищу, сбежала из родной деревни и отдалась первому встречному (точнее, трём пастухам сразу), поэтому на съедение отдали другую девушку, а её саму изгнали. После долгих мытарств она стала тайным агентом службы безопасности государства Ларвеза. Будучи песчаной ведьмой, активно применяет секс в магических ритуалах, при выполнении служебных заданий и просто для совершения хороших дел. Испытывая комплекс вины выжившего, активно участвует в отлове местных шахидов и других плохих парней. После провала разведывательной миссии без какого-либо приказа спасла свою напарницу, которая была самым обычным человеком.
    • «Тина Хэдис» — Мисс Фансервис цикла Лейла. Очень хорошая, поскольку не хочет огорчать Тину и Стива, которые в итоге заменили ей родителей, и очень-очень-очень «плохая», поскольку это позволяет ей забыть кошмарное детство и оставшийся в старом теле букет неизлечимых врождённых патологий, обеспечивавших ей участь хуже смерти. Обожает секс во всех его проявлениях: с друзьями, с подругами, с случайными знакомыми, и даже с представителями других рас — уроки обольщения от блистательного Лиргисо позволяют ей соблазнить кого угодно. Изначально пыталась следовать серобуромалиновой морали Лиргисо и глушила комплекс вины за смерть настоящей Лейлы, которая после обмена телами умерла в её старом теле рассуждениями о «незначительных личностях», однако под влиянием главных героев совершила поворот направо. В последних книгах она — внештатный агент Космопола, занимается отловом преступников, обладающих сверхъестественными способностями (в том числе лично обезвредила Римму Кирч), и снимает с пострадавших последствия психических травм (в том числе сексом).
  • Метавселенная Рудазова — это сейчас Инанна такая из себя нежная воздушная няша/прекрасная и грозная воительница (по ситуации). А так ей приходилось и самой промышлять на панели, и в полиандрическом (а с некоторых точек зрения и инцестуальном) браке состоять, и вообще в шумерском фольклоре она персонаж, сравнимый с Анкой-пулемётчицей.
    • Джина Кроу из экипажа «Вурдалака» — чоткая и резкая бой-баба с адским причесоном и неприкрытыми садо-мазо-наклонностями. Однако играет за хороших и очень трогательно оберегает Фриду.
    • Лахджа в «Апофеозе» — демоница, что в рудазовской системе координат уже диагноз. Но таковой она стала только недавно и некоторые человеческие табу (не есть разумного мяса и тем более душ) сохраняет принципиально, местами очень напоминая тёмную версию Ванессы. А что пользуется новообретёнными способностями себе на выгоду и удовольствие — а вы бы на её месте не пользовались?
  • Пирс Энтони, «Воплощения бессмертия» — Керина «Нокс» и Лила давят педали в пол. Первая занимается сексом со всеми подряд, разными способами и чаще, чем типичный принц Амбера думает о короне, а Шерлок Холмс — курит. Вторая — профессиональный суккуб, так что «плохая» втройне (демоница, развратница, а заодно ещё и клеветница, внёсшая в Компьютер Чистилища ложную информацию о Сатане). Тем не менее, первая выведена автором именно как положительная героиня, хоть и не без реальных ошибок и глупостей; но одно только её понимание «мести» как концепции позволяет зачислить её в разряд личностей добрых и великодушных. Лила же, совершая поворот на шпильках, спасает мир в четвёртом томе и находит свой эквивалент семейного счастья, благо ни она, ни её возлюбленный-индус, ни его возлюбленная ничего ненормального в полиамории не находят.
  • Йеннифэр же! Трудно сказать, сколько раз она ходила налево, но при этом идёт против всей Ложи Чародеек для спасения Цири, жертвует жизнью ради Геральта и помогает женщинам, страдающим бесплодием. Да и есть отношения, к которым она относится очень серьезно.
  • Хроники странного королевства Панкеевой — во все поля. Азиль, Морриган, Этель, да и сама Ольга… и это только навскидку. Остепенились не все.
    • Азиль — педаль в пол. Будучи чистокровной нимфой, на каждую ночь выбирает себе нового любовника, которому своей сексуальной магией исцеляет какую-нибудь болезнь. Обычные горожанки считают её проституткой и всячески избегают общения с ней. Она же сама избегает проституток и содержанок, потому что не понимает, как можно заниматься любовью за деньги, из-за чего до знакомства с Ольгой не имела подруг.
  • Дэн Абнетт «Призраки Гаунта», книга «Некрополь». Тона Криид — бандитка, острая на язык и быстрая на расправу. Но как она оберегает совершенно чужих для нее детей на фоне безумия городской войны… Позже прокачалась до крутого офицера и мамы-медведицы.
    • Кара Сволл — бывшая акробатка и просто красотка. Любит жизнь во всех её проявлениях и готова помочь даже одержимому другу…
  • Лесков, "Леди Макбет Мценского уезда", - Фиона. За чрезмерную сексуальную раскрепощенность (просто никому не отказывала) прозвана "мирской табакеркой", при этом единственная на каторге, кто заступается за Катю и жалеет ее.

Кино[править]

  • «A Woman of the World» (1925) с Полой Негри. Итальянская графиня, модница 20-х годов (флаппер) с татуировкой на руке (череп) и сигаретой, поссорившись в любимым, уезжает в гости к родственникам в США: а там дикость и морализм, как в рассказе О. Генри, «Дверь, не знающая покоя» — местные жители принимают графиню за дорогую проститутку и пытаются ее изгнать, причем один из местных моралистов влюбляется в нее с первого взгляда и безропотно терпит, когда она избивает его хлыстом, решив, что именно он выступает против нее. Трогательный момент: жена дальнего родственника графини, суровая матрона, не просто признает графиню членом семьи, но и готова защищать ее от местных моралистов с ружьем в руках.
  • «Море любви» (1989), своего рода анти-«Основной инстинкт». Героиня любит секс, и даже, похоже, жесткий секс. И нет, маньяк-убийца — не она. И нет, она не наказана кармической смертью в духе ужастиков 80-х годов. Она хорошая.
  • В некотором роде — Алиса Кингсли из дилогии Т. Бёртона. Нет, она не «шлюха», а «сильная женщина». С точки зрения жителя викторианской эпохи — невероятная бунтарка, слишком самостоятельная, безрассудная и подвергающая сомнению нормы, которые считает глупыми или излишними, т. е. как бы опередившая свое время. И уж быть капитаном корабля, идущего из Англии в Китай и обратно, в те времена считалось явно не женским делом.
    • Да и не только с точки зрения жителя викторианской эпохи — даже сейчас далеко не все рады иметь работодателем девушку, авторитетно заявляющую подчинённым, что слово «невозможно» для неё неприемлемо.
  • «И Бог создал женщину» с Брижит Бардо — главная героиня Жюльетт.
  • «Старшая сестра» — подруга главной героини по прозвищу Колдунья. Девушка заработала сомнительную репутацию, но сердце у нее чуткое и нежное.
  • «Секрет моего успеха» — Кристи.
  • «Бандитки» — Мария, крестьянка, которой нагрубить как два пальца... Но, в отличие от аристократки Сары, она решила грабить банки из чисто альтруистических побуждений, ради своей страны и людей, которых ограбили американцы. Потом склонила на свою сторону и свою коллегу по несчастью.
  • "Титаник" Дж. Кэмерона - Роза. Курит, может нагрубить матери и окружающим, не стесняется позировать обнаженной, а потом и вовсе изменяет жениху и бросает мать. При этом она лишена классовых предрассудков, сострадательна, не может бросить погибающего ребенка.

Телесериалы[править]

  • «Твин Пикс» — Лора Палмер.
  • «Светлячок» — Кейли, милая и жизнерадостная девушка-механик. К интимным связям относится легко, что помогло ей попасть на корабль. Нет, не так. В свое время бывший механик «Серенити» во время посадки пригласил ее «уединиться» на корабле. Там же она показала, чего стоит — починила механизм, в котором тот никак не смог разобраться. Так Кейли стала членом команды, а того парня выкинули на мороз за некомпетентность.
  • Battlestar Galactica — Старбек. Пьёт, курит, буянит, трахается с кем попало, козлит, но девушка отважная, добрая и героическая.
  • «Теория большого взрыва» — Пенни, живая и общительная девушка, куда более социализированная, чем остальные персонажи. В свое время меняла бойфрендов как перчатки, но потом остепенилась.
  • «Игра престолов» — Игритт. С прикрученным фитильком, так как она храбрая и преданная, но не добрая[1]. По меркам Семи Королевств, ведет себя неприемлемо — спит с кем захочется, откровенно соблазняет парня, который ей нравится, не стесняется говорить на темы интимного характера. Таки добивается своего и срывает цветочек Джона Сноу.
  • «Чёрные паруса» — Энн Бонни. Зашуганный ребёнок под маской хладнокровной маньячки-бисексуалки. На людях предпочитает только мрачно глядеть из-под широкополой шляпы да зрелищно резать глотки по указивке начальства, а отдушину находит в койке с Макс и Рэкхемом. Иногда одновременно.
    • Она и в реальной истории была такая. Если к пиратке можно применить слово «хорошая».
  • «Клон» — Иветти. Меняет мужчин как перчатки, периодически возвращается к одному из бывших, но всё по любви. Добрая и в чём-то даже наивная. В конце остепенилась.
  • Гадалка — серия «Клеопатра». Мать главной героини, Капитолина. Даже будучи пожилой до сих пор является роковой женщиной и магнитом для противоположного пола, но это однако не мешает ей быть хорошей женой, матерью, тёщей и просто добрым человеком, за которого искренне переживаешь, из-за чего антагонистка Люба, наславшая на неё порчу из зависти, выглядит ещё более омерзительно.
  • «засланец из космоса» — Д’арси Блум. Владелица бара и та ещё оторва, клеющаяся к любым симпатичным мужикам в округе. При всём при этом — надёжная и верная подруга, бывшая олимпийская спортсменка и просто замечательный человек, готовый рискнуть своей жизнью ради спасения близких и просто случайных людей.
  • «Люцифер» — Мазикин, развратная, жестокая, периодически от ангста примыкающая к противникам главного героя (впрочем, он не особенно и в обиде) и вообще демон — но за друзей порвёт, не взирая на последствия для самой себя. И Рори (дочь Люцифер и Хлои) с её панкующе-металистским образом и перенятой у Мейз любви к психологическим пыткам.
  • «Castle» — Кейт не то такая, не то дразнит главного героя.
  • Super Sentai, сезон Gokaiger - Лука Милифи, жёлтый рейнджер. Предприимчивая воровка, которая любит золото и цацки, а вдобавок - бой-девка, которая и без формы рейнджера может врезать кому угодно. Мечтает украсть «величайшее сокровище Вселенной», но... чтобы на эти деньги купить планету, на которой она поселит сирот, пострадавших от империи Зангияк. На своей родной планете она подкармливала таких сирот, воруя для них еду, и вообще добра, отзывчива и по сути бескорыстна.
  • "Настоящая кровь" - Джессика и Пэм.

Мультсериалы[править]

  • «Футурама» — Эми Вонг — забавная и жизнерадостная сотрудница профессора Фарнсворта. Встречалась со множеством мужчин. Причём не все из них были людьми. В итоге серьёзно влюбилась в зелёного человечка Кифа Крокера. А потом замутила с Бендером.

Аниме и манга[править]

  • Gate: Jieitai Kanochi nite, Kaku Tatakaeri — Рори Меркури — психопомп проводящая погибшие души к своему богу и получающая от этого сексуальное наслаждение. Как следствие если рядом активно убивают народ, превращается в полного психопата. Впрочем, не стоит слишком обольщаться по поводу ее «доброты» — Рори и ее бог покровительствуют любым убийствам. Ведь и солдат, и мародер оба просто пытаются выжить.
    • Но когда она «не на работе» она довольно неплохая девчонка, даже проявляет внимание и заботу к окружающим. Хотя очень любит выпить и часто ведет себя развратно.
  • «Выдающиеся звери» — крольчиха Хару, ведущая беспорядочную половую жизнь.
  • One Piece — Рейджу
  • «Она — непослушный мальчик»: главная героиня Чоу Меньси она же Корнет Шурочка.
  • Yankee-kun to Megane-chan — Ранко Адачи, главная героиня. Несмотря на прошлое крутой бандитки, которое тщательно скрывает, добра и отзывчива. Иногда даже слишком.
    • Еще больше подходит Химеджи Ринко, её старая подруга и кохай. В отличии от ГГ — часто ведет себя как заправская хулиганка. Но сердце у нее действительно золотое.
  • Oshiete! Galko-chan! — сама главная героиня — Гяруко. Несмотря на легкомысленный внешний вид, на самом деле довольно невинная девушка.

Видеоигры[править]

  • Borderlands 2 — Мокси заодно воплощает Шлюха с золотым сердцем. Переспала едва ли не со всеми ключевыми NPC, но не денег ради, а именно, что по любви. К моменту начала игры заматерела и стала немного циничней, но любит всё равно всех.
  • Fallout: New Vegas — Кэсс. Бой-баба, которая матерится через фразу, пьёт всё, что горит (предпочитает вискарик), после чего падает в первую попавшуюся койку (из игры был вырезан квест, в ходе которого Курьер с Кэсс после попойки во Фрисайде просыпались в законном браке — Вегас же!). Тем не менее, единственный напарник, который будет судить игрока не по лояльности разным фракциям, а по карме: доброму Курьеру будет верной боевой подругой, злого пошлёт в неприличные места.
  • Pathfinder: Kingmaker — Октавия, добрейшей души че… Полуэльф, готовая обнять, приласкать и обласкать чуть ли не каждого встречного. На грани соседнего тропа, потому что, будучи рабыней, вынуждена была оказывать определённые услуги тем, кому понадобится. Хотя основной профессией это не было.
  • Planescape: Torment — подходят и Анна и Грейс. Грейс здесь только потому что она — суккуб. А то, что эта «суккуба» чиста помыслами, добра и вообще по местным меркам ангел во плоти, с первого взгляда не поймешь. Анна с фитильком: хорошая она только для главгероя, в которого влюбилась, и с большой натяжкой для папы-работодателя. А по жизни-то воровка и хабалка, но как раз половой распущенностью не страдает. Просто откровенные костюмы любит. Скорее всего, из-за специфических тифлингских форм и хвоста.
  • Red Dead Redemption II — Карен Джонс, весёлая и бойкая мошенница, которая любит и умеет обращать на себя внимание. Большую часть сюжета ходит в подоткнутой юбке и без блузки, только в нижней рубашке (что вполне объяснимо жаркой погодой), отвлекает флиртом врагов, пока товарищи заняты ограблением, практически в открытую спит с Шоном. Гибель парня и последующий упадок банды приводят к тому, что Карен теряет свой оптимизм и постепенно спивается.
  • Mass Effect — Джек. По преданности и героизму уступает разве что Лиаре. И да, пьёт, курит, матерится и трахается (и употребляет вещества) просто постоянно.
    • Келли Чамберс, готовая обнять, приласкать и пожалеть почти любого. Сама напрашивается в экипаж идущего на почти верный суицид корабля (вторая часть), помогает беженцам (третья часть, из-за волонтёрства может даже не успеть сделать фальшивые документы и погибнуть).
  • Dragon Age — Лелиана в первой части (с фитильком), Изабелла в первой и второй, Сэра в Инквизиции. Прямо по ходу трилогии в этот троп мутирует стерва Морриган. В Инквизиции это уже вполне хорошая, тихая девочка с аккуратными скелетиками в шкафчике. Ее даже ко двору взяли!

Визуальные романы[править]

  • «Бесконечное лето» — Алиса Двачевская.
  • Monster Girl Quest — королева суккубов Альма Эльма после того, как оказывается с главным героем по одну сторону баррикад. Случай стоит упоминания хотя бы из-за того, что именно её главгад называет высокомерной шлюхой (хотя суккуба это, конечно же, ничуть не расстроило).

Музыка[править]

  • Овиди Монльор — «Homenatge a Teresa». Пополам с добрый безумец — собственно, с нездоровой после ужасов Гражданской войны психикой раскрепощенность Терезы и связана.
  • Ольга Тишина — «Телотерапия». Как раз от лица «хорошей плохой девчонки».

Примечания[править]

  1. Для одичалых вполне себе.