Верующий интеллектуал

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Первый глоток из сосуда естественных наук делает нас атеистами, но на его дне нас ожидает Бог. »
— Вернер Гейзенберг

Вера делает вас идиотами, говорите? Охотно верим: вас, может быть, и делает. А вот этого персонажа — ни в коей мере.

Верующий интеллектуал прекрасно образован. Скорее всего, в гуманитарной области как наиболее подходящей «ловцу человеков», но вовсе не обязательно — с тем же успехом это может быть и естественник, и технарь-прикладник, и даже волшебник, если устройство мира и догматы веры такое допускают. Он может не быть представителем академической науки, но в своей области он авторитетен, и к нему прислушиваются. Он не подвержен чрезмерным фантазиям и тем более не имеет проблем на голову; при принятии решений он грамотно анализирует имеющуюся информацию и руководствуется здравым смыслом, а иногда и жанровой смекалкой.

В общем, умник как умник, только верующий. И не просто во что-то там такое, а в конкретного Бога или богов, исповедующий конкретную религию и знакомый с её матчастью[1]. Нелады с богословием он не может позволить себе именно потому, что умник: взаимодействие со сверхъестественным миром требует критического мышления ничуть не меньше, а то и больше, чем с естественным. Это, конечно, ставит верующего интеллектуала в группу риска по впадению в ересь — но по этой же причине его не так-то просто объехать на кривой козе, и он гораздо более опасный оппонент недоброму пастырю, чем интеллектуал неверующий[2]. Естественно, проблема противопоставления науки и религии для него даже не стоит, за что верующего интеллектуала не любят фундаменталисты с обеих сторон баррикад.

Следующие ступени эволюции — пастырь любознательный, а позже учёный и священник (примеры помещайте в соответствующие статьи, а не в эту). Противотроп — баран Божий, причём этот последний может быть весьма разумен в любой другой области, и только при переходе к религии у него напрочь отключается мозг.

Примеры[править]

Комплексные франшизы[править]

  • BIONICLE — все положительные персонажи тут чтят Великого Духа и следуют его сакральным добродетелям. А интеллектуалы, понятное дело, в основном среди мирных, а не злодейских персонажей. Особенно характерно в районе Га-Метру: здесь одновременно центр всей педагогики в Метру Нуи и религиозный, духовный центр, здесь расположен Великий Храм, в котором Га-Маторанки рассматривают древние письмена.

Литература[править]

  • «Гарри Поттер» — согласно слову Божьему, среди книг на столе у Дамблдора имеется Библия. И, как можно видеть по делам директора, в жизни он ею очень даже руководствуется.
    • Именно он поставил Поттерам памятник с цитатой из Евангелия. Да и на памятнике, который он поставил матери и сестре, есть цитата оттуда. Кстати, не без смысла — цитата на надгробии Арианы и Кендры, если посмотреть на сюжет целиком, выглядит как укор Альбуса самому себе и напоминание о собственной вине.
    • Вот только те страницы Библии, где открытым текстом запрещаются магия и гомосексуализм, Дамблдор (или сама Джоан Роулинг) или не читал, или предпочитал игнорировать.
      • Магия в Библии понимается как поклонение идолам с целью получения от них каких-то плюшек. Магия в мире ГП представляет собой волшебные законы физики. Эрго, считать её противоречащей Библии — то же самое, что считать противоречащим Библии использование обычных, неволшебных законов физики. Что до гомосексуализма, то Писание считает грехом не гомосексуальную ориентацию, а гомосексуальную практику, которой в жизни Дамблдора (сама Роулинг это подчёркивает) не было — возможно, именно потому, что он всерьёз относится к Писанию, он и не стал развивать случайный эпизод юношеского влечения во что-то большее.
  • «Демоны в Ватикане» — сэр Исаак Ньютон собственной персоной, на сильно альтернативной Земле-1691 увлёкшийся не механикой и оптикой, а прикладной алхимией, и на глазах у протагониста осуществляющий реакцию холодного ядерного синтеза, всё так же сожалеет о том, что в молодости так и не принял сан (см. Реальная жизнь). Впрочем, кардинал Сардо обещает походатайствовать перед Папой.
  • Питер Уоттс, «Эхопраксия» — Двухпалатники выжимают педаль в асфальт, они фактически отказались от науки, стремительно заходящей в тупик, и превратили религиозн*ые откровения в новую, ещё более крутую науку. Хотя вера у них, мягко говоря, весьма своеобразна.
  • Умберто Эко, «Имя розы» — главный герой, францисканский монах-сыщик Вильгельм Баскервильский.
  • «Песнь Льда и Пламени» — септон Барт, сорок лет прослуживший десницей короля Джейхериса I Миротворца. Правление второго заслужило репутацию Золотого века не в малой степени стараниями первого.

Кино[править]

  • Звёздные войны — Хитровыкрученный зигзаг:
    • С одной стороны, каждый обученный джедай (и многие другие одарённые, среди ситхов тоже бывали выдающиеся учёные) — в некоторой степени интеллектуал, потому что обучение в академии джедаев включает не только махание световым мечом и телекинетические фокусы, но также изучение истории, философии, естественных наук и много чего еще.
    • С другой стороны, в реальности Силы усомниться невозможно, особенно одарённому. Так можно ли называть их отношение к этому явлению религиозной верой?
    • С третьей, некоторые проявления Силы настолько редки и диковинны, что даже далеко не все одарённые по-настоящему в них верят. Вспомним, к примеру, насмешки Вейдера над Оби Ваном после его заявлений, что умерев, он станет лишь сильнее. А ведь Вейдер — один из сильнейших одарённых, когда-либо живших в далёкой-далёкой галактике.
      • Вейдер даже не в первой десятке. «Один из сильнейших» можно говорить только про троих в порядке возрастания: Вишиэйт, Реван, Нихилус, естественно, исключая Небожителей.
    • Наконец, хотя джедаев и прочих одарённых, особенно в периоды расцвета ордена, были многие десятки и даже сотни тысяч, в масштабах галактики это даже не капля в море и абсолютное большинство разумных жителей галактики никогда не сталкивалось ни с обладателями подобных талантов, ни с иными проявлениями силы.
    • Суммируя, можно сказать, что как минимум по отношению к некоторым проявлениями Силы и одарённые, и тем более простые жители вселенной SW могут с полным правом зваться верующими, и среди них, несомненно, есть немало интеллектуалов.

Телесериалы[править]

  • «Великолепный век» — для кадия — исламского судьи и знатока шариата — высокая образованность обязательна, но Эбусууд-эфенди настолько выделяется своим профессионализмом и мудростью, что сам султан Сулейман часто обращается к нему за советом.
  • «Lucifer» — Элла Лопес, эксперт-криминалист и искренняя католичка, пришедшая к выводу, что у Дьявола незаслуженно плохая репутация. Подзащитный проникся и с тех пор относился к ней (и защищал) как старший брат к любимой сестрёнке. Вынужденно покидая мир людей в конце сериала и помня, как она раньше обиделась за уход не попрощавшись, Люцифер подчеркивает её интеллектуальность прощальным подарком … основав фонд её имени для поддержи занятия девочек и молодых женщин STEM.

Видеоигры[править]

  • Mass Effect — в определённый момент Эшли признается в том, что религиозна, и осторожно поинтересуется отношением капитана к этому делу. Шепард-герой может ответить, что-де не бывает атеистов в окопах под огнём, а сам(-а) он(-а) в окопах бывал(-а) куда как часто. Если класс нашего персонажа — инженер, то можно считать, что мы отыграли сабж.
  • Fallout: New Vegas — новые ханааниты, мормонская община, каждый член которой получает качественное образование. Непосредственно в игре можно встретить двоих из них: Джошуа Грэхема, военачальника и сооснователя Легиона Цезаря, и медика Дэниэла.
  • Pathfinder: Kingmaker — бард и писательница Линдзи поклоняется богине искусства Шелин.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40000 — практически каждый интеллектуал-человек верует или в Бога-Императора, или в Бога-Машину, или в Тёмных Богов.

Реальная жизнь[править]

« Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое величество, в другой — свою волю. Первая — видимый сей мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность его зданий, признал божественное всемогущество, по мере себе дарованного понятия. Вторая книга — Священное Писание. В ней показано Создателево благоволение к нашему спасению. В сих пророческих и апостольских богодохновенных книгах истолкователи и изъяснители суть великие церковные учители. А в оной книге сложения видимого мира сего суть физики, математики, астрономы и прочие изъяснители божественных, в натуру влиянных действий суть таковы, каковы в оной книге пророки, апостолы и церковные учители. Нездраво рассудителен математик, ежели он хочет божескую волю вымерять циркулом. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтире научиться можно астрономии или химии.

Толкователи и проповедники Священного Писания показывают путь к добродетели, представляют награждение праведным, наказание законопреступным и благополучие жития, с волею Божиею согласного. Астрономы открывают храм божеской силы и великолепия, изыскивают способы и ко временному нашему блаженству, соединенному с благоговением и благодарением ко Всевышнему. Обои обще удостоверяют нас не токмо о бытии Божием, но и о несказанных к нам Его благодеяниях. Грех всевать между ими плевелы и раздоры!

»
— Михаил Ломоносов, «Явление Венеры на Солнце, наблюденное в Санктпетербургской императорской академии наук майя 26 дня 1761 года»
« Следует неутомимо и непрестанно продолжать борьбу со скептицизмом и догматизмом, с неверием и суеверием, которую совместно ведут религия и естествознание, а целеуказающий лозунг в этой борьбе всегда гласил и будет гласить: к Богу! »
— Макс Планк, «Религия и естествознание»
« Если Бог, создав Вселенную, наделил людей умственными способностями для постижения законов, которые ею управляют, желал ли Он, чтобы мы отвергли этот дар? Могут ли наши знания о Его творении умалять Его или угрожать Ему? »
— Фрэнсис Коллинз, «Доказательство Бога: аргументы учёного»
  • Еврейская культура — педаль в асфальт. Традиции изучения Талмуда и невозможность в средневековой Европе иноверцу встроиться в систему трёх сословий привели к тому, что на протяжении веков 95 % диаспоры составляла интеллигенция.
  • Николай Коперник вообще всю свою жизнь был так или иначе связан с католической церковью.
  • Пьер Абеляр — средневековый французский философ-схоласт, теолог, поэт и музыкант. Один из основоположников и представителей концептуализма. При этом католическая церковь осуждала Абеляра за еретические, как она считала, воззрения.
  • Галилео Галилей — его конфликт с церковью был вызван в первую очередь тем что в одной из книг Галилея тогдашний Папа узнал себя чем был сильно недоволен (в той книге персонаж похожий на папу выставлен в край неприглядном свете)
  • Рене Декарт. Да, католическая церковь его жутко не любила за свободомыслие. Но, например, в «Первоначалах философии» он выводит от противного идею, что Бог таки есть.
  • Исаак Ньютон писал богословские труды и считал их гораздо важнее всякой там оптики и механики. Хотел даже принять сан, но не срослось. Правда не стоит забывать и о том, что религиозные взгляды Ньютона были несколько неканоническими и ближе к арианству. Учёный потратил несколько десятков лет на редактирование своих богословских трудов, чтобы не быть обвиненным в ереси.
  • Луиджи Гальвани сначала окончил Болонский университет и даже защитил докторскую диссертацию по богословию. А потом заинтересовался медициной и закончил уже медицинское отделение в том же университете. Нам он известен как врач, анатом и физик.
  • Блез Паскаль. Классик французской литературы, один из основателей математического анализа, теории вероятностей и проективной геометрии, создатель первых образцов счётной техники, автор основного закона гидростатики. Математик и механик, физик и философ… Чего-чего он только не изучал! Ну и «пари Паскаля» — это тоже его, да.
  • Фридрих Шлейермахер — философ, теолог, проповедник. Причём в последнем амплуа получил всеобщее признание.
  • Шарль и Франсуа Ленорманы, отец и сын, два знаменитых археолога XIX в. Имели профессорские звания, преподавали, писали научные труды — и были вполне верующими христианами. Собственно, отец-то и поверил на основании археологических раскопок.
  • Алексей Лосев, философ и культуролог-антиковед, на трудах которого и поныне воспитывают филологов. Вместе с женой даже тайно постригся в монахи.
  • Его ученик Сергей Аверинцев, известный филолог, культуролог, библеист и автор богословских трудов.
  • Игорь Сикорский в представлении не нуждается. А ведь у него есть и богословские труды, причём высочайшего уровня.
  • Два хороших друга, Джон Рональд Руэл Толкин и Клайв Стейплз Льюис. Реальные учёные (первый — лингвист, второй — литературовед и филолог) и настоящие христиане. Англиканин Льюис так вообще является одним из самых известных апологетов XX в. У него далеко не только Хроники Нарнии есть.
    • Сюда же — знаменитый диакон и математик Льюис Кэрролл, который жил на полстолетия раньше и похоронен на том же кладбище, что и двое вышеуказанных. Впрочем, если их особо фанатичные православные записывают не более чем в еретики и оккультисты, то Кэрролла — в педофилы и сатанисты. На себя бы посмотрели.
  • Тёмный вариант — Александр Дугин, философ, политолог и социолог красно-коричневой ориентации, пытающийся совместить телему Кроули с консервативным православием. Адепты того и другого от этих попыток ржут, как не в себя.
  • Ныне покойный Константин Крылов (Михаил Харитонов) являлся последователем малораспространенного в наше время зороастризма. Можно по-разному относиться к взглядам и творчеству этого автора, вплоть до зачисления и его в «тёмные варианты», но в эрудиции и интеллектуальности ему никак не откажешь.
  • Михаил Иосифович Кацнельсон — корифей в области графена и квантовой физики, учитель двух нобелевских лауреатов и просто остроумный поэт православного вероисповедания.
  • Фрэнсис Коллинз — руководитель проекта по расшифровке генома человека. Пришёл к вере, общаясь с умирающими людьми, и стал евангельским христианином. Да не просто уверовал, а даже написал книгу по апологетике.
  • Пьер Тейяр де Шарден, философ, теолог, а также биолог, палеонтолог, антрополог, археолог. Религиозность не помешала ему быть биологом-эволюционистом.
  • Как и Феодосию Добжанскому/Добржанскому, одному из крупнейших биологов-эволюционистов XX века и православному верующему.
  • А вот с Максом Планком, слова которого вынесены в эпиграф к разделу, зигзаг. Сей учёный муж был последовательным и твердокаменным материалистом, не верившим ни в сон, ни в чох, ни в кобылью голову. Почему он тут? А потому что несмотря на это он соблюдал все христианские обряды, активно участвовал в жизни религиозной общины и был её пресвитером. Просто потому, что полагал религию ценным и важным культурным явлением.
  • Автор правки входит в первый процентиль РИНЦ по цитируемости в биологических науках — и одновременно является прихожанином одной из крупнейших старообрядческих общин России, с более, чем четвертьвековым, стажем воцерковленности.

Примечания[править]

  1. Поэтому под троп не попадают пантеисты вроде Спинозы и Эйнштейна.
  2. Впрочем, почему обязательно недоброму? Если «атеизм — это круто!», то сабж вполне может быть выписан как великолепный мерзавец — мерзавец, потому что верующий, но великолепный, потому что интеллектуал.