Амбиции — это плохо

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Ambition Is Evil. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Есть персонаж, который хочет улучшить своё положение в жизни. Весьма вероятно, что этот персонаж — злодей или станет им. Благонамеренный экстремист совершит ужасные вещи во имя того, что он считает благом. Социальный дарвинист станет способен на любые преступления и манипуляции, чтобы подняться вверх. Бедняк, захотевший разбогатеть, станет коррупционером. А после достижения цели они, вероятно, забудут, для чего она им была нужна изначально.

Многие моральные кодексы осуждают последствия амбиций: эгоизм, гордыню, жадность, мегаломанию. Согласно словарям, значение этого слова шире: амбициозность — та вещь, которая мотивирует некоторых героев улучшить мир, но в этом случае она обычно называется «целеустремлённость».

Злодеи без амбиций не будут строить планы и создавать конфликты, а следовательно, будут скучными. Хотя есть и исключения. Но, как правило, они годятся только на роль злодейских шестёрок, исполнителей.

Пересекается с был никем, стал кошмаром. Противотроп — амбиции — это хорошо.

Примеры[править]

Театр[править]

  • «Голубая камея» — Шустов. Циничный карьерист-горлохват и именно по этой причине главный антагонист мюзикла — но как личность внезапно не так уж плох. В конце концов, он ведь хотел всего лишь признания своих (совершенно реальных!) заслуг на пользу родины и царицы…

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • А. Волков, «Волшебник Изумрудного города» — Урфин в книгах «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» и «Огненный бог Марранов».
  • Братья Стругацкие, «Град обреченный» — так считает Ван Лихун, предпочитая работать дворником или садовником, чем директором фабрики (отсылка к корейской новелле?). «Лучше всего быть там, откуда некуда падать. Но это обязательно. Или приходится прилагать такие усилия удержаться, что лучше уж сразу упасть».
  • «Волкодав» — жрец Хономер ради своих амбиций наворотил столько, что ему настучали по башке аж сами его Боги.
  • Александр Рудазов, «Архимаг» — с прикрученным фитильком. Прямо злом амбиция не является, но главной победой и достижением Креола стало понимание того, что сила ему на самом деле не нужна, и он пожертвовал ею ради любви к Ванессе. И вообще, у Креола очень много сходств с Рейстлином.

На других языках[править]

  • Средневековая корейская новелла о добродетельном золотаре, являющем собой идеал конфуцианской морали, так как он хорошо знает своё место и большего не желает, то есть абсолютно лишён каких-либо амбиций.
  • Индийская притча о том, как боги решили сделать всем людям по ценному подарку. Заранее предупредили о времени, когда с неба им упадут великие ценности и сбросили на каждого по великолепной жемчужине — вот только даже самые завзятые праведники так сильно жаждали божественных даров, что жемчужины попросту пролетали мимо их широко растопыренных рук…
  • В. Скотт, «Роб Рой» — антагонист Рэшли весьма амбициозен.
  • Оноре де Бальзак, «Человеческая комедия» — Растиньяк. Проходит путь от милого идеалистичного юноши до негодяя-политикана.
    • И вспомним, куда завели амбиции Люсьена Шардона де Рюбампре. Впрочем, толика благородства в нём оставалась до конца.
  • А. де Виньи, «Сен-Мар» — амбиции, подогреваемые желанием жениться на более знатной, чем он, возлюбленной (которая сама же, кстати, и призывает его быть честолюбивым), приводят заглавного героя на эшафот.
  • Стендаль, «Красное и чёрное» — времена другие, цели малость скромнее, результат для Жюльена Сореля ровно тот же самый.
  • Хинд Аль Кассеми, «Принцесса и нищая» — амбициозная Лулу, дочь разбогатевшего бедуина, в попытке выйти замуж за принца решается на брачную аферу, а когда затея проваливается, из зависти крадет и распродает приданое своей подруги.
  • «Гарри Поттер»: амбициозность — главная черта Слизерина, который традиционно считается самым «злым» из факультетов Хогвартса и откуда вышло немало тёмных волшебников.
    • Перси Уизли, наиболее амбициозный из своей семьи, контакты с ней практически разорвал ради карьеры. Потом одумался, помирился с семьёй и сказал «Я вёл себя как идиот».
  • «Артемис Фаул»: собственно, главный герой, подражая своему пропавшему отцу-мафиози, решился на крайне амбициозное ограбление подземного народца, выступив в роли антизлодея. Впоследствии исправился, став союзником эльфов и, соответственно, антигероем.
  • ПЛиО — Петир Бейлиш является воплощением данного тропа.
  • «Сага о ведьмаке» — ради своих амбиций и желания стать Богом мультиверса, чародей Вильгефорц из Роггевеена интриговал, развязывал войны, ставил ужасные опыты над женщинами, предавал и убивал своих союзников, в конечном счёте превратившись в полное чудовище.
  • «Коты-Воители» — постоянно упоминаются амбиции Звездоцапа. Каждый злодей был амбициозным.
  • (link)

    «Властелин ничего»
    Dragonlance — вся арка Рейстлина. Это история о, в принципе, неплохом человеке, которому мешает панический страх «ничего не добиться» и быть «просто ещё одним человеком» (что особенно хорошо видно в «кузнице души»). В результате он часто отвергает действительно счастливую жизнь, ссорится с другими людьми, считает слабостью любовь и изо всех сил пытается вылепить из себя социопата, которому на всех плевать, в безумной погоне за силой. И хоть эта сила и помогла спасти мир от войск Такхизис в Хрониках, она же чуть не уничтожила весь мир в Легендах. Суть идеально описывает песня «Властелин ничего».
  • Сага о Форкосиганах — расследование Майлза в «Памяти» показывает, что жутковатую диверсию против главы СБ устроил Гарош, его заместитель, давно мечтавший о повышении.
  • Джон Р. Р. Толкин, «Сильмариллион» — Ар-Фаразон так жаждал бессмертия и могущества, что пошёл войной на валар и случайно утопил всё своё государство, а сам удостоился участи хуже смерти.

Фанфики[править]

  • С. С. Сухинов, цикл «Изумрудный город» — алхимик Парцелиус изначально ставил себя на сторону добра, но подчиняться волшебницам считал ниже своего достоинства, намереваясь драться во главе собственной армии и наравне с ними, а после победы подумывал взять верховную власть в стране, представив себя новым Великим и Ужасным Гудвином. Вот только благо народа он забросил ради чародейских опытов, которые пошли прахом, так что без сбежавшего в ужасе народа и без ресурсов пришлось обратиться к принцессе Ланге, чтобы обрести желаемую им силу. Кое-чего он добился, но не смог добыть в уплату договора Черное Пламя и в итоге стал пленником Пакира. Да и другие персонажи на амбициях лишь погорели — Агнет, Аргут, Дональд, Корина.
  • Гарри Поттер и методы рационального мышления напрямую полемизирует с оригиналом: здесь амбиции — это хорошо, покуда эти амбиции направлены на достижение благих целей. И с этим можно бы было даже согласиться, только способы определять, какая именно цель благая, Иудковский предлагает очень уж бесчеловечные.

Кино[править]

  • «Чарли и шоколадная фабрика» (2005) — в этой экранизации Виолетте Боригард, помимо жевания жвачки, добавили такой порок, как чрезмерную амбициозность и самоуверенность.
  • «Чудо-Женщина 1984» — весь об этом.

Телесериалы[править]

  • «Красный карлик» — Арнольд Риммер стремится сделать карьеру, и его редкие успехи при этом каждый раз превращаются в катастрофу.
  • «Флэш» — Мыслитель начинал с желания помочь людям, но в процессе осуществления его планов его амбиции росли…
  • «Borgia» — Чезаре Борджиа мечтал объединить всю Италию и стать её императором даже после смерти своего влиятельного отца и попадания в плен к испанцам. Закончилось грустно.

Мультфильмы[править]

  • Frozen — Ханс, будучи самым младшим сыном своей семьи и мало претендующим на что-либо, решился заполучить Анну и престол и, в итоге, оказался тем еще мерзавцем.

Мультсериалы[править]

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Bleach — ради своих амбиций Айдзэн был готов принести в жертву целый город живых людей. Не задалось благодаря героям.
  • Берсерк — Гриффит сначала хотел стать королём, а потом — богом. Ради этого он приносит всех своих людей в жертву, насилует девушку Гатса у него на глазах и приводит в мир демонов.
  • Legend of the Galactic Heroes — аверсия: несмотря на то, что амбициозность до небес — главная черта Райнхарда фон Лоэнграмма, никто, включая автора, не видит этом ничего плохого. Скорее наоборот: не будь он амбициозен, не смог бы завоевать Галактику и улучшить жизнь своих подданных.
    • Справедливости ради: Оберштайн толкает эпичнейшую речь на тему того, что именно он думает о той части гордости и амбиций Райнхарда, которая побудила его устроить абсолютно бессмысленную в стратегическом и политическом смысле бойню в Изерлонском коридоре, стоившую Рейху миллионы жизней.
  • JoJo's Bizarre Adventure — троп играется и так, и эдак.
    • Дио Брандо — кристально чистый представитель этого тропа. Хотел устранить приёмного отца и оставить названного брата без наследства, а потом решил, что всё это мелко, и неплохо бы стать вампиром, а потом захватить мир.
    • Джорно Джованна не уступает в амбициях отцу, являясь при этом самым морально неоднозначным из протагонистов серии. Однако, он не лишённый благородства антизлодей, а его враги намного хуже.
    • Йошикаге Кира убеждён, что амбиции — это плохо. Ну и пусть? Как бы не так: наш скромный Йошикаге — серийный убийца. С другой стороны, страшно представить, чего бы он натворил, если бы амбиции у него были.
    • Фанни Валентайн — лицемерный, лживый и беспринципный мегаломаньяк, желающий захватить мир и оправдывающий своё стремление к власти благими намерениями. Ради этого он готов даже изнасиловать девушку-подростка и убивать своих подчинённых.
    • Джобин Хигашиката также страдает от нереализованных амбиций. Его богатая и влиятельная семья уже обладает многим, но он жаждет гораздо больше силы и власти, из-за чего конфликтует с консервативным отцом. Доконфликтовался до того, что сгоряча убил папашу, после чего застращал родственников.
  • One Piece — большинство злодеев данного сеттинга здесь пираты, которым амбиции ролью положены. Особенно ярко это показано с Маршаллом Д Тичем и Юстассом Кидом, как бы последнего ни облагораживали.
    • Однако же здесь играется в обе стороны, потому как у главных героев амбиции тоже о-го-го, начиная с протагониста, и быть положительными им это абсолютно не мешает.
  • «Основатель Тёмного пути» — хотя его и можно понять, но именно амбициозность, в конечном итоге, превратила Цзинь Гуанъяо в полное чудовище и довела его до не самого достойного конца (в том смысле, что умер-то он достойно, а вот посмертную славу получил такую, какой даже Вэй Усянь не удостоился). И что вдвойне показательно: не будь он столь повёрнут на клане своего отца, будь он лишь чуть менее одержим желанием возвыситься и он имел бы все шансы прожить долгую и достойную жизнь, наверняка занял бы уважаемое положение в Ордене Цинхэ Не и плечом к плечу с ним стояли бы его названные братья.
  • Youjo Senki — именно амбиции и карьеризм привели к тому, что главного героя в первой жизни столкнули под поезд. Да и в теле Тани ему его амбициозная натура приносит больше проблем, чем пользы.
  • Code Geass, и это при том, что вышло, судя по всему, случайно:
    • Первое место, естественно, достаётся Лелушу Британский, который по дороге к трону стольких людей обманывал, подчинял, отправлял на смерть и намеренно убивал, что репутация полного чудовища у него и без своего финального плана более чем заслуженная. Ах да, этот план вообще нечто: устраивать развлечения в лучших традициях безумных королей чтобы его возненавидели и с его убийством наступил всеобщий мир. Ну, в нашем мире был один злодей, уничтожения которого желал весь мир. Прошло несколько лет и бывшие союзники уже вовсю ведут Холодную Войну. Ах да, империю он оставил в руки следующих образцов для подражания и сестрёнки, которая вряд ли знает, что значит руководить.
    • Сузаку, коллаборационист, желавший оказаться на вершине и с того положения помочь своему народу, они же японцы, они же одиннадцатые. В результате только потворствовал дальнейшему террору собратьев и даже своих начальников предаёт по малейшему поводу. Нет, вставть на сторону японцев он не спешит, просто ищет трамплин повыше и проявляет себя банальным злодеем-карьеристом, воображающим себя героем. И да, это чудо теперь в лице рукоблудовводителей Британской Империи.
    • Шнайзель Британский. Авторы вроде говорили, что у него особых амбиций нет, но желание объединить мир вполне серьёзная цель. И ради неё он не постеснялся использовать ядрёные бомбы с эффектом дезинтеграции. Ещё один достойный правитель Британской Империи.

Видеоигры[править]

  • Undertale — Из-за высокого уровня разрушения четвёртой стены, тут злом является не столько амбиция какого-либо персонажа, а амбиция игрока — который хочет получить высший уровень и "победить" игру - и которая ведёт его на путь Геноцида. «Властелин ничего» снова невероятно уместен, когда висишь в пустоте разрушенной игры.
  • Final Fantasy VIII — амбиции Сейфера не привели его ни к чему хорошему.
  • Mafia II и Mafia: Definitive Edition — во многом именно желание выбраться из нищеты вынудило и Вито, и Томми из ремейка пойти по скользкой мафиозной дорожке.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 слишком огромен чтобы перечислять отдельных личностей, поэтому скажем что в мрачной тьме далёкого будущего улучшение жизни своей расы = Большая ошибка:
    • Некронтир не могли в Варп, но всё равно попёрлись в космос, и из-за плохой связи между колониями империя развалилась. Затем додумались в порядке маленькой победоносной войны наехать на Древних под предлогом выбить секрет бессмертия. Огребли, пошли на второй круг с загрузкой сознания по совету новых союзников… которые их надули, сожрав в процессе переноса души и оставив сходить с ума, а в старом каноне и вовсе поработив.
    • Эльдар, лучшее творение Древних, прокачались до супер-империи и забили на всё, включая выпил оставшихся некронов, которые даже не сопротивлялись, а почему-то в спячку ушли. Затем заскучали, ударились в треш, угар и содомию и породили Слаанеш, которое почти всех эльдар съело. А те из них, кто до сих пор верен амбициям и угару, живут в виде энерговампиров, которые зачахнут если не будут регулярно питаться чужой болью.
    • Люди прокачались до супер-империи, колонизировали всю галактику и устроили себе классический бунт машин. А эльдарский чад кутежа тем временем вызвал бурления в Варпе и сверху этого межзвёздные перелёты убил. Ах да, остальные три бога Хаоса сформировались под действием людских амбиций задолго до космоса.
    • Император захотел сделать человечество снова великим, насоздавал примархов и космодесантников, а те его не поняли и попереходили на сторону Хаоса, устроив гражданскую войну и скатив всё в ещё большее мракобесие.
      • И вообще, амбиции — вотчина Тзинча! Так что если ты, мерзкий еретик, захотел хоть чуть-чуть улучшить свою жалкую жизнь — за тобой уже выехали!
    • Тау пока ни на что фатальное не нарвались, но вселенная к ним явно несправедлива. Они, как и некронтир, нечувствительны к Варпу и в строительстве светлого будущего ограничены медленным сверхсветом, а галактика к их выходу на сцену уже набита и поделена упомянутыми выше ксенофобствующими мракобесами и до кучи порождёнными ими демонами, которых воевать без псайкеров или антипсайкеров очень трудно. Ах да, авторы превращают их режим единственной нормальной расы в тоталитарную антиутопию.

Музыка[править]

  • Песня «Капли датского короля» из кинофильма «Женя, Женечка и „Катюша“», слова Булата Окуджавы.

Прочее[править]

  • Transformers — Старскрим (он же Скандалист), просто Старскрим в любом из своих воплощений. Даже в тех версиях, где он злодей-прагматик, Старскрим является оным и не особенно пинает собак только из-за того, что так проще достичь желаемого. Знаменит своими амбициями настолько, что троп «Стремящийся в главгады» на TV Tropes назван его именем.
    • Справедливости ради — Старскрим из «Армады» всё же исключение из данного тропа. Хотя бы потому, что там его амбиции нельзя назвать однозначно деструктивными.