Мастер маскировки

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Master Of Disguise. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Его не видно. И не слышно. И даже с собаками и тепловизорами его можно долго искать без всякой гарантии найти. Ибо он — мастер маскировки.

По этой же специальности проходит мастер перевоплощения, способный изображать из себя другого человека так, что и не узнаешь. А если он встретится с тем, кого изображает, ждите тропа Не знаю, в кого стрелять.

В различного рода фантастических произведениях для маскировки могут использоваться костюмы-«хамелеоны», либо магические прибамбасы — шапки, мантии, кольца, либо специальные заклинания. В конце концов, таким умением владеет персонаж-полиморф.

В реальности же главные друзья мастера маскировки — камуфляж (особенно костюмы типа «леший»), спецсредства, позволяющие замаскировать излучаемое тепло и, самое главное, огромный запас терпения — ведь чем больше спрятавшийся человек шевелится, тем проще его увидеть.

Примеры[править]

Общее[править]

Фольклор[править]

  • Старый анекдот про ученика военного училища, которого учитель не заметил на уроке маскировки.
  • Штирлиц же!

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Старый советский рассказ для детей «Зеркальце» (не помню автора) — главгерой-солдат на учениях по маскировке «поспел к шапочному разбору», когда разбирали «реквизит», и за неимением альтернатив прихватил с собой зеркало. Как оказалось, можно спрятаться и за ним.
  • «Сфера Великорасы» — инженерно-сапёрные подразделения ОН: «Они тебе фрегат так замаскируют, что ты на нём грибы будешь собирать — и не заметишь».
  • А. Новоселов — микросказки про дракона и принцессу. В сказке «Прятки» и принцесса, и дракон умеют маскироваться так, что найти невозможно.
  • Анастасия Каменская у Марининой. Сама по себе — невзрачная блондинка, что её вполне устраивает. Однако при необходимости умеет перевоплощаться, благо, внешность позволяет рисовать, что угодно. Например, в одном из романов она мастерски изображала рыжую красотку с огненным темпераментом.
  • Метавселенная Рудазова — в ассортименте.
    • Нъярлатхотеп. Пересёк в компании двух серых колдунов Закатон, и никто не заподозрил в нём демона. Даже относились к нему лучше, чем к спутникам — серые успели настроить против себя всю планету, а тут просто какой-то мутный тип.
    • В принципе, любой серьёзный метаморф, как, например, Скайлер Тысяча Лиц в «Войне Колдунов» или Танзен в «Криабале».
  • Эраст Петрович Фандорин. В повести «Особые поручения» — мошенник Момус.
  • «Обречённые» Сергея Тармашева — Меркулов. Бизнесмен, продавец галстуков в наколках, склочная старуха — это всё он. Использует силиконовое лицо и парики.
  • «Восход чёрного солнца» Драко Локхарда — Альтаир. Научился скрывать свой вид у своих наставников в разбойничьей шайке, прикидываясь то старухой, то прокажённым.
  • «Тот, кто всегда ждёт» Андрея Сенникова — Кира отыгрывает троп, закашивая под дебильную попрошайку-наркоманку, чтоб втереться в доверие к возможным свидетелям. В итоге замаскировалась так хорошо, что даже слишком.

На других языках[править]

  • Шерлок Холмс был мастером маскировки, что очень помогало ему в некоторых щекотливых расследованиях.
  • Мсье Лекок, агент сыскной полиции и персонаж книг Эмиля Габорио, во многом, включая способности к перевоплощению, — «папа» Шерлока Холмса.
  • Благородный грабитель Арсен Люпен, персонаж книг Мориса Леблана.
  • Эркюль Дюрок, более известный как Фламбо из книг Г. К. Честертона об отце Брауне. Реалистичнее ряда других примеров осознанностью того, что высокий рост (193 см) накладывает серьёзные ограничения.
  • Карл Май, цикл о Виннету — он самый. Позже он учит этой премудрости и своего друга Шеттерхэнда.
  • Агата Кристи:
    • «Большая Четвёрка» — Номер Четвёртый, штатный экзекутор этой преступной организации, члены которой стремятся к мировому господству.
    • «Тайна замка Чимниз» — европейский авантюрист Король Виктор.
  • Джон Диксон Карр — мошенник и грабитель Немо («Охота на цирюльника») и французский грабитель Фламанд («Убийства единорога»). Положительный пример — инспектор Гаске, охотящийся за Фламандом.
  • «Фантомас» — заглавный герой (в переводе с французского — человек-призрак). Мастер перевоплощений: свои преступления он очень часто совершает под личиной другого человека, зачастую уже им убитого или которого он хочет дискредитировать.
  • «Голодные игры» — Пит Мелларк.
    • Отлично показано в экранизации. Этот грим, он же боди-арт — сам по себе шедевр.
  • «Сага о Копье» — Серебряные драконы не только идеально «косят» внешне под людей и эльфов, так ещё на «платину» знают их культуру.
  • «Плоский мир» — во время учебы в школе Гильдии убийц будущий патриций Витинари не получил зачёт по маскировке, потому что преподаватель не видел его ни на одном занятии.
  • Дик Фрэнсис, «По рукоять в опасности» — Крис, сотрудник детективного агентства «Юнг и Аттли». Вот только и мистер Юнг, и мистер Аттли — это тот же Крис. Их секретарша — это тоже он.
  • Энид Блайтон, «Пять тайноискателей и собака» — глава юных сыщиков по прозвищу Фатти (то есть Толстяк, что полностью соответствует его внешнему виду) мастерски умеет перевоплощаться, и таки да, разок его действительно родная мать не узнала.
  • «Гоблины» из серии книг The X-Files — Мэдди Винсент может по своему желанию менять цвет, визуально сливаясь с окружающей обстановкой.

Кино[править]

  • Таковы в обязательном порядке «народно-эпические» герои румынских киноэпопей. Шерлок Холмс обзавидовался бы! Даже непонятно, где они берут такие прекрасно сработанные парики точно по размеру.
    • Амза в цикле о гайдуках — неоднократно.
    • Мэрджелату — всего раз, но просто потрясающе.
  • «Хищник», фильм первый. Если бы майор Алан Шефер не был сабжем статьи — не выжил бы в схватке с инопланетным охотником на людей.
    • Да и сам алиен-охотник тоже маскировался ничего себе. Но инопланетянину было легче — у него был высокотехнологичный мимикрирующий «костюм невидимости» — а Датчу, то есть майору Шеферу, пришлось обходиться подручными и подножными средствами.
    • Во втором фильме логичный, но неудачный способ маскировки применили охотившиеся на Хищника федералы.
  • «Терминатор 2» — T-1000. Вот уж кого только с собаками и искать…
    • Разве что используя собак для различения человека и не обладающего его запахом жидкометаллического метаморфа. Идти по его следу по той же причине бессмысленно, да и животное жалко.
  • «Мастер перевоплощения» — то, что написано на упаковке.
  • Серия фильмов «Миссия невыполнима» — герои постоянно перевоплощаются в других персонажей, используя необычайно реалистичные, тут же «на коленке» изготавливаемые маски (чудо-гаджет называется Facemaker). Вплоть до подделки сетчаток глаз и отпечатков пальцев!.. Логично: и сетчатки, и отпечатки могут использоваться как идентификаторы.
    • Это пошло ещё из оригинального сериала, где был отдельный персонаж-фантомас Роллин Хэнд (а в версии 1988 года — Николас Блэк, он же обладает этой спецспособностью в игре на Денди).
  • «Бросок Кобры» — Зартан может изобразить кого угодно, с помощью технологий превращается в копию президента США.
  • Козырные тузы- персонаж Томми Флэннагана
  • Трилогия «Бабушка лёгкого поведения», которую снял Марюс в айсберг.
  • «Дикий, дикий Вест» — основная тактика федерального маршала Артемуса Гордона. Джеймс Вест один раз воспользовался его «гардеробом» для того, чтобы переодеться в танцовщицу.

Телесериалы[править]

  • «Меч», 1-й сезон — в одной из серий был преступник, способный выглядеть вообще как угодно. И никакой магии (в сеттинге её нет), только грим, парики и актёрская игра.
  • «Секретные материалы» — неведомая хищная фигня из s5e4. Интересно, что эти существа настолько хорошо умеют сливаться с фоном, что красные светящиеся глаза — это единственное, что их выдаёт.
  • «Лентяево» — Робби Злобный умеет перевоплощаться в кого угодно.
  • «След» — Юлия Соколова.
  • «Флэш» — Ганнибал Бейтс, он же Эвримэн.
  • «Легенды завтрашнего дня» — перевёртыш Чарли.
  • «Комиссар Рекс» — Пауль Валлиш, он же «человек с тысячью лиц», бывший актёр варьете.
  • Primewall — хищный лемур-гремлин из будущего.
  • «Секретный агент МакГайвер» (1985-92) — маньяк Мёрдок умеет кардинально менять голос и внешность.

Мультфильмы[править]

  • «Шпионские страсти» — троп используется многократно, во всех вариантах и почти всеми персонажами. Это ж пародия.
  • «Ограбление по…» (от того же пародиста — Ефима Гамбурга) — «французская» новелла из этого состоит. В рамках хитрого плана ограбления один грабитель, типа «сыгранный Жаном Габеном», полностью меняет лицо, на «такое, как у Фернанделя» — а потом просто расслаблением мышц возвращает себе прежние габеновские черты. А его сообщник, типа «сыгранный Аленом Делоном», умудряется спрятаться в чемодане с сантехническим инструментом! Явный намёк на комедийные боевики о Фантомасе.
  • «Плохие парни» — мистер Акула, несотря на размеры и негуманоидность.
  • Дюдюка Барбидокская же!

Мультсериалы[править]

  • RWBY — Илия, как фавн-хамелеон, умеет менять оттенок своей кожи по желанию или необходимости (в том числе для стелс-режима), а Нио обладает Проявлением — то есть личной сверхспособностью — кастовать иллюзии, позволяющие ей (помимо всего прочего) принимать чей угодно облик.
  • «Кругосветное путешествие с Вилли Фогом» — Трансфер. Где он, шут его возьми, берёт все эти маски, причём именно такие, какие нужны по ситуации?.. Хаммерспейс у него, что ли?..
  • «Джо-солдат: Настоящий американский герой» — Зартан и Зарана, члены работающей на Кобру байкерской банды Дредноки. Используют высокореалистичные маски и скопированные до мельчайших деталей костюмы.
  • «Гаджет и Гаджетины» — в одной из серий фигурировал злодей Хамелеон, при помощи специального набора способный маскироваться под кого угодно. И даже неважно, что фигура и одежда оригинала могут значительно отличаться: единственное, что выдаёт Хамелеона — чёрные круги вокруг глаз.
  • Shuriken School — в школе ниндзя учат и маскировке. Особые успехи делает Эми: в одной из серий проводился урок с инспекцией, но Кубо-сан (учитель) не пришел, и Эми пришлось изображать его перед инспектором. А в серии про айдол-группу она изображала одну из участниц этой группы перед ее менеджером… Ну а потом уже основная троица изображала эту группу на выступлении, и весьма убедительно.
    • В другой серии класс должен фотографироваться, но это одновременно и своеобразный экзамен: на фото не должно быть ни одного человека (как выразился директор: «день, когда на фото появится хотя бы один человек, станет началом конца»). Как назло, до этого ученики из соперничающей школы Катана услышали, как Дайскэ хвастался, что якобы может превратиться в дракона, и вынудили его доказать это… именно в день съёмки! Но ребята нашли способ и не испортить фото, и выручить Дайскэ: перед самым щелчком фотоаппарата они набросили на себя заранее сшитое полотнище с головой дракона. В результате никто из них не попал на фото, катанцы здорово перепугались, а директору снимок так понравился, что он повесил его на почетное место.
  • Totally Spies — в некоторых сериях трио ГГ маскируется, в том числе под мужчин, при помощи голографических устройств.

Комиксы[править]

  • Мисти́к из «Людей Икс» — классический случай полиморфа: благодаря суперспособности может прикинуться кем угодно.
    • Хамелеон и Морф.
    • Красный Череп, несмотря на отсутствие способностей метаморфа, мастерски маскировался под различных людей (одно из его прозвищ — Человек с Тысячей Лиц).
  • Марсианский Охотник из Вселенной DC — аналогично.
  • Les Aventures de Tintin — протагонист. Те из врагов, что знали об этом его навыке, несколько раз принимали совершенно посторонних людей за «Тинтина, надевшего парик/приклеившего бороду и т. п.»

Аниме и манга[править]

  • Hokuto no Ken — Рэй надел на себя чадру, изобразил из себя бегущую девушку, привлёк внимание бандитов и перебил их, получив в награду их провиант. Судя по всему, он такое проворачивал неоднократно. Это не соседний троп, потому как до раскрытия вообще невозможно было понять, что в чадре не хрупкая женщина, а рослый боец.
    • А Шачи изображал парию размером вдвое меньше настоящего себя. Благо, париям в стране Асура полагается носить маски с балахонами.
  • JoJo's Bizarre Adventure — Оинго из 3-ей части умеет копировать внешность и голос любого человека. Правда, он при этом злодей-недотёпа.
    • А другой злодей-недотёпа успешно маскировался под женщину, но его выдали вывернутые наизнанку ладони — про них-то он и забыл
    • А ещё одна злодейка (на сей раз действительно опасная) маскировалась под красавицу, будучи на самом деле страхолюдиной.
  • Люпен Третий — Люпен и его команда, в основном с помощью масок а-ля Фантомас.
  • Hidan no Aria — Рико Минэ, разумеется. Перевоплощается так хорошо, что хоть стой, хоть падай (автор правки подумывал об очень сильном колдунстве). Ей бы в «Миссия невыполнима» с такими способностями.
  • Kagaku Ninja-tai Gatchaman — Берг Гац способен выдать себя за кого угодно даже женщину (что неудивительно, он — гермафродит).
  • Lazy Dungeon Master — Кима, когда заполучил навык «Божественная трансформация» получил возможность превращаться в кого или во что угодно — от Рокуко до конверта с письмом. Он перенимает даже особенности, о которых не знает — к примеру, гермафродитизм Сетсуны.
  • Семья шпиона — «Сумрак». За свои выдающиеся актёрские навыки и экстраординарные способности к маскировке получил кличку «Человек с тысячью лиц».
  • Akame ga Kill! — Челси, которая владеет соответствующим Имперским Оружием.
  • Toaru Majutsu no Index — Этзали, ацтекский маг. Может перевоплотиться в другого человека, если снимет кусок его плоти.
  • Кайто Кид — персонаж «Meitantei Conan», получивший собственный спинофф: полиция зачастую не может его найти, даже если точно, знает, что он находится в комнате с кучей полцейских (скорее всего, Кайто Кид опять притворяется одним из них).

Видеоигры[править]

  • Серия Metal Gear Solid — всё семейство Снейков. Иногда пересекается с Неправдоподобно убедительная маскировка.
  • В стратегиях часто попадаются юниты-невидимки:
    • Призрак в StarCraft. Маленький невидимка, а может целую ядерную ракету запустить и смести вражескую армию.
    • WarCraft 3 — многие. От эльфов, которые невидимы в тени, пока не пошевелятся, до дренеев, которые невидимы, пока не начнут атаковать.
    • XCOM 2: War of the Chosen — целая фракция сопротивления «Жнецы», специализирующаяся на снайперском деле и стелсе.
    • Встречайте Company of Heroes. В ассортименте: снайпер а.к.а «хрен найдёшь» и отряды штурмовиков, способных незаметно ползти перед носом у врага, нагрузившись панцершреками.
    • Стеллс-танк он же «Берёзка» из Red Alert 2.
    • В первом Dawn of War навыки стелса сначала освоили скауты лояльного Космодесанта, а потом Культисты и даже Астартес-ренегаты! Ну и про Тау в костюмах XV-15 забывать не стоит.
  • WoW — много кто, но особо выделяется Дагг — он может проникнуть куда угодно и считая с любой местностью, но главное — это всё при том, что он — огр.
  • Second Life (гибрид онлайн-игры и соцсети) — практически «симулятор косплеера». Здесь, в силу игровых особенностей, абсолютно все персонажи такие. Так и задумано: не только «you can change your hair and you can change your clothes», не только цветные контактные линзы в глазах, но сменишь даже саму форму тела и кожу (!) — и выглядишь совсем иначе, и так сколько угодно раз. Это позволяет замаскироваться не только под противоположный пол, не только под вампира или оборотня, но и под робота или… транспортное средство.
    • Увы, только ватсониански, потому что «дойлистски» ник над головой всё тот же (типа, все до одного «чуют» некий идентификатор).
  • Jagged Alliance 2 — наёмники со специальностью «Камуфляж». В основном это снайпер Кайл «Тень» Симмонс, в аддоне появляется ещё Виктор «Монах» Колесников.
  • Armored Warfare — почти вся лёгкобронированная бронетехника вынуждена в той или иной степени полагаться на маскировку, но особенно выделяются ББМ (боевые бронированные машины) VBL, Griffin 50 mm, Shadow и лёгкий танк PL-01.
    • Среди командиров особенно отметилась Эрин О’Коннел — must have для означенных ББМ.
    • А также снайпер, которую десантируют как для ведения разведки, так и для отстрела вражеского десанта. Впрочем, в теории, она вполне в состоянии заковырять насмерть и какой-нибудь хлипкий броневик с символичной бронёй, вроде всё той же VBL.
  • Педаль в асфальт вдавливают персонажи Prototype, а именно Алекс Мерсер, Джеймс Хеллер и Высший Охотник, а также, возможно, остальные развитые (они подобного просто не показали, но, вероятно, способностью владеют). Поглощая жертву, вышеперечисленные ребята полностью перенимают его внешность, память, генетические данные, привычки и даже одежду, после чего они способны превратится в съеденного. Маскировка идеальна настолько, что не отличит ни близкий круг общения съеденного, ни даже медицинская проверка, из-за чего в рядах солдат царит ТАКАЯ паранойя, что от малейшего подозрения начинают стрелять на поражение (именно так работает способность «Обман» в первой части).

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — ассасины храма Каллидус благодаря наркотику полиморфину могут перевоплощаться хоть в чучело огородное.
    • Среди орков с одной стороны часто встречается неправдоподобно убедительная маскировка, когда обмазанный фиолетовой краской бочонок с табличкой «Сдесь оркав нет!» является идеальным способом одурачить врага. С другой стороны, есть такой коммандос всея орков Сникрот и его «Красные черепа», способные приходить из ниоткуда, ночами вырезать целые казармы имперцев и снова растворяться в джунглях. Достаточно сказать, что когда орков выпинали с планеты по итогам Второго вторжения на Армагеддон, Сникрот остался в джунглях, а когда спустя 50 лет Газкулл привёл туда новый WAAAAAAAAGH!, Сникрот всё ещё партизанил.
« Сникрот хорошо усвоил урок. Он поклялся устраивать партизанские вылазки из глубин джунглей. Он снял с себя практически всё обмундирование так, чтобы цвет его кожи сливался со цветом джунглей. Вместе со своими Коммандос он стал неразличим среди спутанных ветвей растительности, а их толстая кожа и сильный метаболизм наделили их сопротивляемостью смертоносным защитным механизмам кошмарного леса. Сникрот со своими парнями оттачивали свои и без того не слабые способности бесшумно передвигаться и устраивать диверсии, пока не научились проникать в бараки Имперской Гвардии и убивать спящих там солдат. Так началась кампания ужаса и психологическая война, с тех пор постоянно досаждающая Имперской военной машине на Армагеддоне. »
— Кодекс орков, 7-я редакция.

Реальная жизнь[править]

  • Актёр по определению должен быть мастером перевоплощения, хотя многим хватает и одного амплуа.
  • Таких много в армии:
    • Снайперы — для них хорошая маскировка — буквально вопрос жизни и смерти.
    • Разведчики — аналогично.
  • Охотники.
  • Ниндзя, ассасины и прочие деятели подобного рода.
  • Всякие мошенники умеют перевоплощаться и ездить по ушам.
  • Так называемая «социальная инженерия» у хакеров — умение убедительно разговорить так, чтобы сообщили пароль или иную косвенную информацию, дающую путь к получению доступа.
  • В мире животных — осьминоги. Способны за секунды менять цвет, рисунок и даже «рельеф» своего тела, полностью сливаясь с дном или кораллами, сжиматься и растягиваться, чтобы протиснуться куда угодно, а некоторые даже умеют маскироваться под ядовитых рыб или морских змей.
    • И хамелеоны туда же.
    • И камбалы умеют изменять свой окрас под цвет дна. Говорят, будто может даже поменять окраску на шахматные поля, если под неё поместить шахматную доску.
  • А животные, у которых окраска позволяет им сливаться с местностью (т. наз. покровительственная окраска)? Их вообще не перечесть, от лягушки (невидимой, пока не прыгнет в воду) до тигра (невидимого, пока не прыгнет на тебя).
  • Явления мимикрии (подражания в облике) как таковые. Некоторые животные маскируются под неодушевлённые/несъедобные объекты, некоторые — под других животных, которых их враги избегают. Забавно получается, когда насекомое-листовидку начинают жевать другие насекомые, приняв её за листья…