Карта

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Из географических объектов в Белерианде имелись реки, озера, горы, равнины, пещеры, заливы, леса, поля. Их взаимное расположение, конечно же, очень интересно, но пересказывать на десяти страницах то, что можно нарисовать на одной несложной карте — кому надо, тот пусть и займется. »
— С. О. Рокдевятый, «Звирьмариллион»
« Карта не есть территория »
— Альфред Коржибски
Вестерос из ПЛиО
Традиционная микронезийская карта
Традиционная арабская карта

Карта — географическая карта по литературному произведению или игре.

Когда открываешь книгу, и первая страница в ней — это карта, то уровень поднимается на 100500 %.

Карта увеличивает реалистичность сюжета и усиливает эффект погружения. Она является как бы доказательством правдивости сюжета, пусть хоть там будут орки с эльфийками и драконами. Дык кто рисует карту, если это не по-настоящему?

Хорошая карта — она как вся книга в одно мгновение. Вы видели книгу с хорошей картой? С топографией, городами, странами, пунктиром, который отмечает пути героев, отметками главных событий? Ува ля! Вы познали инфографику!

Часто используется стиль старых карт Средних веков с рисунками драконов и закорючками. Могут быть и космокарты со звездами и галактиками. А в компьютерных играх зачастую карта — основной способ перемещаться в реальности игры.

Карта также может играть значимую роль в самом сюжете произведения, если оно о путешествии. Вероятно, такая карта будет в единственном экземпляре, и на ней будут значиться некое тайное или слабоизученное место. Важная разновидность — Карта сокровищ.

Заметим, однако, что не всякому произведению карта на пользу. Если мир недостаточно исследован (с точки зрения героев), готовая карта может оказаться спойлером. Теоретически тут, впрочем, возможен интересный твист, когда карта, вынесенная на форзац книги, далее по сюжету окажется ложной или неточной, но автору данной правки такие примеры неизвестны.

Связанные с картами штампы[править]

Примеры[править]

Литература[править]

  • «Эпос о Гильгамеше» — Вавилонская карта. Этакое совмещение реальной и художественной карт, что в древности было как бы must. 1-е тысячелетие до н. э.!
  • «Остров сокровищ» Стивенсона.
  • Т. Майн Рид, советский оранжевый 6-томник. Перед каждым произведением — карта (даже если это трюм корабля в разрезе).
  • Ж. Верн, «Таинственный остров». Карта острова Линкольна, которую рисуют герои.
  • А. Конан Дойл, «Затерянный мир». Аналогично — карта страны Мепл-Уайта.
  • «Кондуит и Швамбрания» же! Причём карта со временем эволюционирует: от идеально гладких очертаний до вполне себе географически правдоподобных — с заливами, изломанной береговой линией и неровными границами.
  • Все хорошие издания Винни-Пуха сопровождаются картой Стоакрового леса.
  • Три красивые карты увлекательно иллюстрируют приключения муми-троллей.
  • «Хоббит» и «Властелин колец» — может, современный кодификатор произведений с приложенной картой мира.
  • А. Волков, «Волшебник Изумрудного города» — была на форзацах. Во всяком случае, в новосибирском издании.
  • В оригинале Фрэнка Баума «Волшебник страны Оз», разумеется, тоже была карта, причем с любопытной особенностью: на ней были перепутаны запад и восток.
  • «Песнь Льда и Огня» — там без карты вообще не разобраться.
  • «Сага о Ведьмаке».
  • «Тёмная Башня» — карта появилась только в комиксах, и этот факт не может не радовать.
  • Сварог — карта Талара в комплекте + целый глоссарий о культуре и географии.
  • Миры Ника Перумова: тут мультиверс, и карт много! Как и в случае с ПЛиО, без них можно не врубиться во все хитросплетения маршрута Фессов, Императоров и прочих Клар.
  • «Тайный город» В. Панова — присутствует карта Москвы с отметками мистических локаций.
  • «Метро» Д. Глуховского — схема Московского метрополитена в 2030-е гг.
  • «Хроники странного королевства» — зигзаг. Карта для первых томов прекрасная. Но! Она остается прежней на протяжении всего цикла (что, в общем-то, логично), и в результате в сюжете появляется множество значимых мест (включая особо значимые, вроде Оплота Вечности), на карте не отмеченных. Некоторые фанаты даже рисуют дополненные карты…
  • «Воздушные пираты» Т. Стюарта и К. Ридделла — как минимум общее изображение мира присутствует гарантированно, плюс хватает и множества более локальных.
  • Книги по Warhammer Fantasy — отличная средневековая карта на разворотах, в стиле «Here be dragons».
  • В серии книг Альфреда Шклярского каждая сопровождается картой реальных местностей с обозначением на них вымышленных маршрутов Томека Вильмовского.
  • Warriors — карты старой и новой территорий обитания племен.
  • Энн Маккефри, «Хроники Перна» — единственный известный автору правки пример, где карта менялась от тома к тому: на ней появлялись объекты, в предыдущем сюжете не упоминавшиеся или вовсе ещё не существовавшие.

Кино[править]

  • Индиана Джонс. Рисующаяся красная линия доставляет.
  • «Водный мир». Карта для нахождения суши зашифрована в татуировке на спине девочки Энолы.
  • Экранизация файтинга «Tekken»: карта планеты Земля с цветными зонами влияния корпораций.
  • Если это документально-военно-исторический фильм, жди анимированных карт. Баталии, изменение границ и т. д.
  • Артур и минипуты — в первом фильме главные герои пользовались картой для ориентирования на местности, но после того, как они чуть не погибли на реке, вышеупомянутая карта пришла в негодность.

Телесериалы[править]

  • «Игра престолов» — педаль в пол. Каноничная карта 3D с колесиками, в начале каждой серии показывающая, где будут происходить действия, и кто где сейчас у власти.
    • Там же две значимые карты: стол в виде рельефной карты в замке Драконий Камень, сделанный по приказу Эгона Завоевателя, и карта Вестероса написанная на полу внутреннего дворика Красного Замка по приказу Серсеи в 6-М сезоне.
  • «Папины дочки». Над кроватью ботана Галины Сергеевны висит, конечно же, карта.

Мультфильмы[править]

  • «Titan A.D.» — голографическая карта для поиска Земли является макгаффином.

Мультсериалы[править]

  • «Даша-путешественница» — карта является одушевлённым существом и подсказывает маршрут.
  • «My Little Pony» — имеются милые мультяшные карты Эквестрии.
    • Начиная с 5 сезона в распоряжении Принцессы Дружбы Твайлайт Спаркл и её подруг находится целая голографическая карта, которая охватывает не только Эквестрию, но и соседние королевства.
  • «Эй, Арнольд!» — обнаруженная на чердаке дома карта последней экспедиции отца Арнольда является связующим элементом между мультсериалом, завершившимся в 2002 году и полнометражкой, которая сейчас находится в производстве.
  • RWBY — карта мира Ремнанта, созданная, если верить Слову Божию, путем высокохудожественного наляпывания кетчупом на салфетку.
  • «Мумия» — вместо обычной карты здесь целый древний глобус, прокручивающийся и подсвечивающий область, куда занесло главных героев.

Видеоигры[править]

  • В любой RPG, включая ММО, естественно. Различного уровня исполнения. Да и в любой стратегии, в глобальных так вообще вся игра - это карта.
  • Аллоды Онлайн: объёмные арты самых важных островов.
  • Warcraft III — на экране загрузки появляются художественно прорисованные карты местности.
  • Серия Might and Magic - к каждой игре прилагалась карта на ткани. Сейчас все они оцифрованы. Карты художественные, прекрасно нарисованные, с символическими и реалистичными частями - один из лучших примеров карт в играх.
    • Серия Heroes of Might and Magic — в третьей, шестой и седьмой частях между уровнями кампании показывают красивую карту соответствующего участка игрового мира. В третьей и шестой эти карты похожи на спутниковые, в седьмой - на трёхмерный, детальный план.
  • «Проклятые земли» — помимо мини-карты и глобальной, есть стилизованные дикарские рисунки местности рядом со списком заданий.
  • Jagged Alliance — карта с секторами как дефолтный игровой предмет.
  • «Ведьмак» — художественно прорисованные карты местности.
  • «Zeno Clash». Экшн/файтинг в жанре первобытного фэнтези. Карта соответствующая — очень схематичная, но при том атмосферу передаёт на ура.
  • «Clive Barker's Undying» — карту особняка и окрестностей (то ли от разработчиков, то ли фанатскую) можно найти в интернете.
  • Серия «Pokémon» — карта носится с собой, может быть найдена на стенах многих домов, а ещё через неё осуществляются полёты.
  • Серия «DemiKids» — там для каждой локации есть собственная детальная карта, и их надо собирать.
  • GTA, пятая часть - весьма подробная полноразмерная карта игрового мира в довольно крупном масштабе прилагалась к дисковому изданию игры. Круто, но непрактично - через внутриигровую все же проще. Хотя при игре со зрителями пользу извлечь можно.
    • К первым частям тоже прилагалась карта, что очень помогало, потому что внутри игр до GTA Vice City карт не было! GTA 1 - каждый из трёх городов игры на отдельной странице. GTA 2 - разные районы города Anythere City на нескольких страницах. GTA 3 - город Свободы на развороте руководства. GTA Vice City - город Вайс-Сити (город Порок) тоже на развороте в виде рекламного буклета курорта с его достопримечательностями. GTA San Andreas и GTA 4 - внутри руководств тоже была "туристическая" карта.

Настольные игры[править]

  • Из советской классики — «Захват колоний» и «Пираты». Карты из журналов вручную переносились на ватманы.
  • В общем, все боардгеймы являются сабжем. И некоторые кардгеймы.

Реальная жизнь[править]

  • Первые карты существовали еще раньше грязи и раньше письменности. Вождю хочется знать, где он и где враг. А первооткрывателю нужна хоть какая-то надежда, что он не умрет раньше, чем достигнет цели.
    • Навигационные карты микронезийцев с ориентировками на острова, расположенные за тысячи километров, больше походили на мнемонику с ориентировками на морские течения и звёзды, чем на привычные карты, и использовались в основном для обучения начинающих навигаторов. Содержали несуществующие «острова духов», служившие опорными точками для ориентировки и навигации. Делались из прутьев и прожилок пальмовых листьев; переплетениями таких прутьев и прожилок обозначались морские течения. Острова отмечались на макетах белыми раковинами.
    • Традиционные арабские карты в форме правильных геометрических фигур (sic!), в которых прямая линия означала как весьма извилистую береговую линию, вдоль которой плыли, так и весьма извилистую же крупную дорогу
  • Колумб плыл в Индию. По карте.
  • Редкий проект на тему спекулятивной биологии обходится без карты, ибо там она играет едва ли не ключевую роль, показывая распределение климатических зон, а часто и самих зверяток.
  • Дети любят рисовать карты своего двора, деревни, города.
  • Карты до сих пор висят над кроватями.
  • А сегодня без навигатора почти никто не ездит.
  • Да, в общем, каждый из нас весь наш мир держит в голове в виде ассоциативной символической карты. Вспомните сейчас хотя бы, близкого человека, а теперь посмотрите на него настоящего. Есть разница между картинкой в голове и тем, что глаза видят в реальности? А как иначе? Всё до точности деталей в голове держать трудно, а жить как-то надо.

Где карты нет[править]

  • Н. Перумов, С. Логинов — «Чёрная кровь». Не помешала бы география весьма самобытно выписанного мира, и уж тем более, маршрут передвижения партии героев. Но увы…
  • Стивен Кинг при экранизации «Сияния» запретил рисовать какой-либо упорядоченный план Оверлука. Для нагнетания атмосферы, естественно.