Дуэли

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Дуэль»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

Не важно то, что вас нечаянно задели, Не важно то, что вы совсем не из задир, А важно то, что в мире есть ещё дуэли, На коих держится непрочный этот мир!..

»
— Леонид Филатов, «Песенка о дуэлях» для спектакля «Театр Клары Газуль»
« Самая большая дуэль в истории состоялась, когда перчаточный обоз опрокинулся на эскадрон пьяных гусар. »
«

Look ‘em in the eye, aim no higher, Summon all the courage you require, Then count — One, two, three, four, Five, six, seven, eight, nine — Number — Ten paces! Fire!

»
— Рэп-мюзикл Hamilton, Ten Duel Commandments

Дуэль — выяснение отношений с помощью оружия, в виде поединка или в виде боя стенка на стенку (т. н. дуэль миньонов). Тесно связана с Новым временем, дворянством и аристократией.

См. также бретёр.

Особенности[править]

Стоит сразу сказать, чем дуэль кардинально отличается от гладиаторских боев и тому подобного. Во-первых, дуэль проводится между двумя участниками, то есть обидчиком и оскорблённым. Во-вторых, смысл сего действа не в развлечении зевак, но в выяснении отношений, а именно — т. н. восстановлении чести обидчика. Исключения из этого правила были, но об этом ниже. В-третьих, наличие у дуэлянтов смертоносного оружия. То есть кулачные бои явно не есть дуэль. Ну и наконец, наличие неких дуэльных кодексов, несоблюдение которых влекло за собой общественное порицание в среде аристократов. Впрочем, правила дуэлей сильно варьировались в зависимости от места и времени проведения, поэтому сложно выделить некий единый свод требований к сабжу. Более того, несмотря на все табу, разумеется, было много нарушений дуэльных традиций.

Само слово «дуэль» происходит от латинского «duellum», архаичной формы «bellum», которое в средневековой латыни означало «судебный поединок» — хотя позднее дуэлью почти всегда именовали поединок внесудебный, незаконный, а потому тайный. Трудно сказать, были ли дуэли в просвещенных античных Греции и Риме, но они, безусловно, практиковались у викингов, галлов и германцев: в виде «судебных» поединков на мечах, секирах или простых дубинах — на квадратной арене, огороженной канатами.

Происхождение[править]

Прототипом дуэли был средневековый судебный поединок — полностью легальное выяснение правых и виноватых при помощи драки. В 501 король бургундов Гундобад постановил решать судебные споры поединком — конечно, если истец настаивал, а ответчик не был уличён. Считалось, что Бог поможет победить тому, кто прав или кто защищает правого. Явление было крайне распространено по всей средневековой Европе вплоть до Руси включительно[1]. Но уже к Ренессансу верить в то, что судебный поединок призывает божественное вмешательство, стало уже немодно. Поэтому в XVI веке судебные поединки как-то сами собой кончились. Но драться продолжали — уже не ради защиты формальной законности, а ради защиты личной чести: так и получились дуэли.

Судебные поединки кончились вовсе не сами собой, а по конкретному поводу: после знаменитой «дуэли Жарнака» 10 июля 1547 года, когда неожиданно для всех присутствующих барон де Жарнак особым приёмом (вошедшим в историю как «удар Жарнака») победил в судебном поединке ранее непобедимого сеньора де Шатэнери, фаворита короля Генриха II и крёстного сына его предшественника Франциска I. Шатэнери, не выдержав позора поражения (а также того, что полученные раны гарантированно делали его пожизненным инвалидом), сорвал с себя повязки и истёк кровью, после чего крайне огорчённый его смертью король поклялся больше никогда не давать разрешения на судебные поединки. Вот и пришлось дворянам решать свои проблемы в обход закона…

Запрет на дуэли во Франции подкреплялся тем, что дуэлянтов ждала виселица, а не отрубание головы — чтобы позорная казнь отбила желание участвовать в дуэлях. И в России по воинскому артикулу Петра I дуэль также каралась повешением — ведь дуэли устраивали, чтобы защитить честь, а какая уж честь при повешении!.. Помогало не всегда.

В 1908 г. дуэль на пистолетах была включена в показательную программу Олимпийских игр. Пули были из воска, а дуэлянты — в масках и защитных жилетах.

Виды дуэлей[править]

  • Фехтовальные (на шпагах, рапирах, саблях). Наиболее классический вид. В эпоху Возрождения оружие использовалось любое — кто что имел с собой, и кое-кто мог притащить с собой даже фламберг — меч с волнистым лезвием, превращающий лёгкое ранение в кровавую лапшу с высоким риском перейти в гангрену. Ношение столь любимых киношниками кинжалов с каким-нибудь секретом вроде дополнительных откидывающихся лезвий тоже встречалось. Шпаги разной длины вообще были делом обычным: кто-то надеялся на большую длину, а кто-то считал, что недлинная шпага проворней и ловчее. Но в эпоху Просвещения в целях справедливости стало общепринятым, что участники вооружаются одинаковыми клинками и пытаются проткнуть друг друга. Дуэль может быть до первой крови, тяжёлого ранения или до смерти — в зависимости от остроты конфликта между обидчиком и обиженным.
    • Как ни странно, но правила фехтования на шпагах происходят от дуэлей до первой крови, а правила фехтования на рапирах — от дуэлей до смерти или тяжёлого ранения. В фехтовании на шпагах засчитываются любые попадания, в том числе и те, которые привели бы к лёгкому ранению, которого противник в горячке боя может сразу и не заметить и не почувствовать. А в фехтовании на рапирах засчитываются только попадания в корпус, что в реальном бою с высокой вероятностью означало бы тяжёлое ранение (особенно с учётом отсутствия антибиотиков и как следствие практически гарантированного сепсиса, при уколе в живот, да и укол в лёгкое — тоже не сахар).
    • Мензур — пожалуй, самая дурацкая разновидность дуэлей на холодном оружии. Проводилось в специальном снаряжении, защищающем глаза, оставляя открытым остальное лицо ради получения шрамов. Горло защищалось шарфом, тело — кожаным нагрудником, глаза — специальными очками с сеточкой, поединок проводился на тупых тяжёлых саблях без острия — шлегерах, не способных прорубить столь слабую защиту — весь бой проводился на месте без возможности свободно перемещаться. Особенно дурацким было то, что проиграть дуэль, получив шрам на морде, считалось более крутым, чем победить в дуэли, не получив ни единого ранения.
      • Чаще всего проводился среди студентов немецких университетов, и шрамы считались чуть ли не составной частью диплома, а их отсутствие — признаком трусости. В какой-то пьесе персонаж горько сожалеет о своём мастерстве фехтовальщика: «Да кто же поверит, что я получил приличное образование?»
      • В некоторых других вариантах дрались до определенного количества попаданий, так что шрамов хватало обеим сторонам (особенно учитывая, что раны намеренно зашивали неаккуратно). Автор правки ещё встречала упоминание, что «мокрым мензуром» назывался несколько усложненный вариант литрбола, но подтверждений не нашла и не может с уверенностью сказать, что это не стёб.
    • Японская дуэль — разновидность фехтовального поединка с японским колоритом. Канонично протекает так: противники стоят совершенно неподвижно, затем внезапно бросаются навстречу друг другу, на полпути нанося один-единственный удар. Затем оба замирают там, где раньше стоял противник, после чего один из дуэлянтов падает, а второй вкладывает катану в ножны.
    • Хольмганг — дуэль с викингским колоритом. Проводился по определенным правилам, разнившимся от расколотого щита или первой крови до смертельного исхода. Изначально участники и зрители уплывали на небольшие отдельностоящие острова (отсюда и название hólmganga — «прогулка по острову»), но позже стали проводить на огороженном ристалище. Для вызова человека на хольмганг достаточно было заявить права его на имущество или женщину, а отказ грозил статусом нидинга.
  • Стрелковые. Появились в XVIII веке, стали популярными в XIX. Обычно проводились на паре одинаковых пистолетов. Правила стрелковых дуэлей разнились: была, например, стоячая дуэль, когда дуэлянты расходились на заданное количество шагов и целились друг в друга, подвижная, когда они одновременно шли друг навстречу другу и целились. Было даже такое самоубийственное развлечение, как дуэль через платок: дуэлянты стояли рядом друг с другом, левыми руками держались за края одного и того же платка, а правыми лупили в упор друг в друга. Чтобы дуэль через платок не стала гарантированной обоюдкой, заряжали обычно только один пистолет.
    • В чём было преимущество дуэли через платок и почему её выбирали? Потому что она представляла собой чистый рандом и никак не зависела от скилла участников. Если вызванный на дуэль знал, что его противник — отъявленный стрелок и рубака и в обычной дуэли у него нет никаких шансов, дуэль через платок давала неумёхе его законные 50 на 50.
    • Впрочем, шансы и так были неплохи: дуэльные пистолеты специально делались гладкоствольными, и круглая пуля из них на 30 шагах могла свистануть куда угодно даже у самого умелого стрелка. С другой стороны, дуэльные пистолеты делались самыми лучшими мастерами и качеством (в том числе и точностью боя) заметно превосходили обычное оружие.
    • Еще одна интересная особенность — тренироваться в стрельбе из пистолета среди дворян (особенно штатских) считалось зазорным. Как попытка превратить дуэль из сравнительно хаотичного «поединка чести» в целенаправленное убийство.
  • Ковбойская. Среди освоителей Дикого Запада не бытовало таких жестких этических кодексов, как среди европейских дворян, поэтому и стрелялись ковбои попроще: по условленному сигналу выхватывали револьвер и лупили. Быстрее достал — первым пальнул. В фильмах жанра «вестерн» к этому добавляются ещё и гляделки между участниками: первым достаёт тот, кто проиграл в гляделки. Тонкость в этом виде дуэли была такая: первым достать — значило, получить преимущество перед противником, но лишиться отговорки «это самооборона» в суде.
    • Подвид стрелковой, но частично обусловленный многозарядным оружием: двое заходят на некое пространство (в дом, в рощу, в ущелье и т. д.) с разных сторон и пытаются друг друга убить. Минус состоит в том, что свидетелей при этом нет, чтобы их не подстрелили, поэтому сложно будет выяснить, каким именно образом был убит проигравший.
    • Дуэль по жребию, где проигравший обязан сам покончить с собой aka американская дуэль — нечастый, но вполне возможный вариант.
      • По одной байке, в такой дуэли по молодости пришлось поучаствовать Дюма-старшему, который как-то повздорил на постоялом дворе с кадровым военным. Уже успели сговориться на дуэль, когда выяснили, что на всём постоялом дворе не найти второго пистолета. Сошлись на том, что вытянут жребий, и проигравший должен выйти из комнаты и застрелиться. Дюма проиграл, взял пистолет, вышел за дверь, раздался выстрел… Через несколько секунд он заглянул обратно со словами «Простите, господа, я промахнулся!»
      • История постепенно вошла в фольклор, став анекдотом, на основе которого был придуман классический дореволюционный клоунский — номер про дуэль Белого и Рыжего.
  • Миньонов. Обычно у каждого участника дуэли был один секундант, который не дрался. Функции секундантов сводились к посредничеству в организации дуэли и к контролю за соблюдением правил поединка (а заодно они были свидетелями, что это именно дуэль, а не убийство с подкинутым потом оружием). Но если секунданты тоже дрались или стрелялись, да ещё их было больше одного, то дуэль превращалась в бой «стенка на стенку» (2 на 2, 3 на 3 или даже больше). Название этого вида дуэли происходит от первого известного случая, когда секунданты внезапно тоже решили подуэлировать между собой — боя между тремя приближенными французского короля (которые и назывались миньонами) и тремя сторонниками герцога де Гиза в 1578 году в Париже.
    • Четверная дуэль — вслед за основными противниками в поединок вступали секунданты.
  • Женская. Женщине с мужчиной дуэльные кодексы драться строго-настрого запрещали[2]: для таких случаев у женщины должен был быть муж, отец, брат или хотя бы любовник. Но запрета на дуэль женщины с женщиной не было, поэтому такие дуэли имели место. Обычно женская дуэль представляла собой кошмарное, душераздирающее зрелище: две кисы, поссорившиеся по идиотскому поводу типа одинаковых платьев или не поделившие мужика мужчину (мужик — не дворянин, а дворянин — не мужик), в первый раз в жизни брали в руки шпаги и тыкались (иначе это не назовёшь). Впрочем, встречались и умелые фехтовальщицы, ставшие прототипом Миледи у Дюма. Дуэль таких дам уже не была таким душераздирающим зрелищем. Часто, хотя и не всегда, участницы пытались чиркнуть шпагой по лицу противницы, а не убить её. Также есть версия, что женские дуэли были более жестокие, чем мужские. В некотором роде получить шрам на лице для некоторых дам было участью хуже смерти. Также часть женских дуэлей проходила в салонах, т.е. как бы за закрытыми дверями и присутствовали только "свои". Посему если информации о дуэли двух "барынек" просачивалась за пределы своего круга, то могла обрасти подробностями, которыми изначально и не пахло.
  • На мясорубках. Проигравший превращается в котлету. Шуточная несуществующая дуэль, придуманная Остапом Бендером для Кисы Воробьянинова в «Двенадцати стульях».
  • На боевых вениках. Тоже шуточная несуществующая дуэль, обычай которой народная молва почему-то приписывает толкинистам — вероятно, из-за саркастического послесловия Алексея Свиридова к «Звирьмариллиону»: «Благородные рыцари с деревянными мечами при встрече уже сейчас не подают мне руки, а что будет после того, как „Звирьмарилион“ увидит свет, я даже и не знаю — возможно, меня насильно запакуют в жестяные латы и устроят поединок чести на боевых вениках». В действительности этот род дуэлей задолго до него упоминал ещё Шарль Теодор Анри де Костер в своей «Легенде об Уленшпигеле», причём как приведший к гибели побеждённого (того от ярости удар хватил).
  • На канделябрах и в литрбол. А вот это уже не шуточные, а реально имевшие место в России XIX в. дуэли.
  • На песнях. Дважды состоялась в Средиземье. В первой Саурон одолел Финрода, во второй — был побеждён Лютиэнь. С прикрученным фитильком бывают и в реальной жизни: когда два человека искусства решают выяснить, кто талантливее, с публикой и судьями. В чистом виде, с агрессией: рэп-баттлы же, само название подсвечивает, что это драка!
    • Песенные дуэли были в большой моде у аргентинских гаучо (т. н. «паяда») и по сей день в моде у башкир, казахов и кыргызов — т. н. айтыш (айтеш, айтыс)
    • В среде фикрайтеров дуэль — соревнование, в ходе которого двое авторов за отведённое время пишут по рассказу на предложенную кем-то третьим тему. Проводится в основном просто по приколу.
  • Магическая. Без комментариев. Встречается в фэнтези.
  • Игра в ядик.
  • В 1843 два француза поспорили за игрой в бильярд и решили выяснить отношения на дуэли, выбрав в качестве оружия бильярдные шары. Один из дуэлянтов погиб.
  • Французская федерация фехтования признала дуэли на лазерных мечах официальным видом спорта. Они святятся и жужжат, прямо как в кино.
  • w:Хевсурские перстни (миникастеты с шипами в виде перстней) — использовались на Кавказе при поединках не насмерть, чтобы избежать кровной мести за убийство.
  • В какой-то мере можно причислить снайперскую.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Известная советская карикатура «Дуэль»: два длинноволосых мужика пытаются остричь друг друга длинными ножницами.
  • Анекдот про дуэль двух шотландцев (или другого народа, которому приписывают скупость). Вместе покупали билеты до условленного места, но один купил билет туда и обратно, другой — только туда («а назад я поеду по твоему билету!»)

Театр[править]

  • Шекспир, «Ромео и Джульетта» — известный бретёр Тибальт и его дуэли с Ромео, Меркуцио и опять с Ромео.
  • А. Н. Островский, «Горячее сердце» — пародия на троп. Пьяный и шутливый городничий Градобоев, которого раздражает поведение скандальной и малограмотной купеческой жены Матрёны, пугает (троллинга ради) её тем, что «вызовет её на дуэль». Не сработало: не поверила и не испугалась.
  • А. П. Чехов, одноактная пьеса-шутка «Медведь» — пародия на троп. Вдова дворянина оскорбила другого дворянина (тот очень грубо требовал срочно вернуть долг покойного мужа), этот дворянин вызвал её на дуэль, а пока старый лакей бегал за слугами, чтобы спасти госпожу, та приняла вызов и достала дуэльные пистолеты. Кредитор от такого так обалдел, что аж влюбился. Пришедшая толпа с вилами застала их в жарком поцелуе.
  • Hamilton — целых три дуэли, причём все произошли в реальной жизни. Джон Лоуренс против Чарльза Ли (с Гамильтоном и Бёрром в качестве секундантов), Филипп Гамильтон против Джорджа Икера, и, разумеется, знаменитая дуэль Александра Гамильтона и Аарона Бёрра.

Литература[править]

Русскоязычная[править]

« Ленский вышел на дуэль с Онегиным в панталонах. Они разошлись и раздался выстрел. »
— Из школьных сочинений
  • А. С. Пушкин и сам любил постреляться, а потому писал со знанием дела:
    • Евгений Онегин. Кодификатор в России. А вот тонкости, связанные с попытками Онегина не довести до убийства, современным читателям приходится узнавать из сторонних материалов.
      • По тогдашним нормам убийством это не было, однако Онегин действительно искренне старался сделать все, чтобы и не застрелить Ленского, и не погибнуть самому… но Ленский оказался упрямым. По иронии судьбы, через десяток лет во многом те же способы использовал Дантес, но Александр Сергеевич оказался не менее упрямым, чем его персонаж.
    • «Капитанская дочка». Услышав от Швабрина «Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег — я знаю по опыту ее нрав и обычай», Петруша обвинил его во лжи и получил вызов. Из-за вмешательства начальства дуэль была прервана в самом начале, ибо «поединки формально запрещены в воинском артикуле» и вообще «он вас в рыло, а вы его в ухо, в другое, в третье». Но при второй попытке Петруше отвлёкся на оклик Савельича и был ранен, после чего пять дней пролежал без сознания.
    • «Выстрел» из «Повестей Белкина». Бретёр Сильвио был безумно оскорблён, что противник не испугался его, а во время дуэли как ни в чём не бывало жевал себе вишни. Много лет спустя он нашёл этого противника (ставшего помещиком и примерным семьянином), снова вызвал на дуэль, полюбовался на лицо, которое он сделал (теперь-то ему было что терять!), развернулся и ушёл. Основано на реальных событиях: сам Пушкин на дуэли с неким Зубовым именно что поплёвывал ягодными косточками, пока противник стрелял первым. А когда Зубов промахнулся, Пушкин… всё верно, развернулся и ушёл.
  • М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени» — дуэль между Печориным и Грушницким. Конец немного предсказуем.
  • Н. А. Некрасов, «Нравственный человек» — здесь протагонист отказался от дуэли с тем, кого посчитал любовником своей жены (за что и получил вызов), в результате жена «слегла в постель и умерла, истерзана позором и печалью». Впрочем, едва ли для жены всё кончилось бы лучше, если бы протагонист принял вызов.
  • И. С. Тургенев, «Отцы и дети» — дуэль между Евгением Базаровым и Павлом Кирсановым. Ранив противника в ногу, Базаров тут же заявляет «Теперь я уже не дуэлист, а доктор» и сам оказывает ему медицинскую помощь.
  • Л. Н. Толстой, «Война и мир». Безухов ни разу не держал в руках оружия, но вызывает на дуэль Долохова, который вёл себя по-хамски (и к тому же, по слухам, был любовником жены Безухова). Результат — Пьер ранил Долохова! Впрочем, Пьер — здоровенный амбал, которому любая отдача нипочем.
  • Ф. М. Достоевский, «Бесы» — дуэль между Ставрогиным и Гагановым-младшим:
«

— Для чего он щадит меня? – бесновался Гаганов, не слушая. – Я презираю его пощаду… Я плюю… Я… — Даю слово, что я вовсе не хотел вас оскорблять, — с нетерпением проговорил Николай Всеволодович, — я выстрелил вверх потому, что не хочу более никого убивать, вас ли, другого ли, лично до вас не касается. Правда, себя я не считаю обиженным, и мне жаль, что вас это сердит. Но не позволю никому вмешиваться в мое право. — Если он так боится крови, то спросите, зачем меня вызывал? — вопил Гаганов… — Как же вас было не вызвать? — ввязался Кириллов. — Вы ничего не хотели слушать, как же от вас отвязаться!

»
  • А. И. Куприн, «Поединок». Роман закончился тем самым поединком между протагонистом, подпоручиком Георгием (Юрием) Алексеевичем Ромашовым, и мужем женщины, которая начала роман с Ромашовым — поручиком Владимиром Ефимовичем Николаевым. Ромашов был смертельно ранен.
  • А. Грин, «Дуэль». Вдова застрелившегося учёного вызвала на дуэль его удачливого соперника, но тот оставил выбор оружия за собой и предложил два флакона: в одном — яд, в другом — эликсир бессмертия. Дама отказалась от дуэли: оба варианта были неприемлемы.
  • В. Пикуль, «Крейсера» — плохой Житецкий убивает хорошего протагониста Панафидина в конце книги.
  • Борис Акунин, цикл Эраст Фандорин.
    • «Турецкий гамбит» — поединок между Луканом и д’Эвре на саблях (в фильме Лукан во-первых, стрелялся, во-вторых, не с д’Эвре, а с Перепелкиным).
    • «Смерть Ахиллеса» — дуэль Фандорина с одним из сопровождающих генерала Соболева «через платок».
    • «Азазель»:
      • Дуэль с применением «русской рулетки»: кто первым застрелится, тот и проиграл.
      • «Дуэль» между Зуровым и Фандориным на… картах — кто вытащит из колоды карту более слабую — тот стреляется.
  • Всеволод Мартыненко, «Пойнтер в гору не пойдет» — дуэль на оскорблениях. Причём это вам не шутка какая: поединок проводится в соответствии с кодексом Хтангской династии, с применением сугубо личных оскорблений, не затрагивая род и способности к деторождению. Вот на этом пункте, кстати, герой и выиграл: вконец разобиженный противник в запале обозвал его «Сукин сын», что есть гениальное оскорбление.
  • «Хроники странного королевства»:
    • В Мистралии дуэли проводятся в круге на ножах, причем участвуют в них не только дворяне, а «каждый, кто смеет называть себя мужчиной». В Галланте дуэлируют на пистолетах, что автоматически лишает низшие сословия этого удовольствия (пистолет — оружие ОЧЕНЬ дорогое). И в том, и в другом, успел отличиться Кантор: на пистолетах — защищая честь своей псевдо-супруги, а на ножах — по любому поводу. Есть дуэли и в Ортане, причем Шеллар отзывается о них очень нелестно: кому понравится, когда военная элита королевства режет друг друга в отсутствие врага?
    • В Хине есть такая уникальная штука, как словесная дуэль. В сущности, это нечто вроде судебного заседания, но не по вопросам нарушения закона, а по личным претензиям дуэлянтов друг к другу. Именно такую дуэль устраивает Ольга Кантору и Артуро, потому что дуэль на оружии между профессиональным убийцей и изнеженным бардом ничего бы не доказала. Впрочем, кто из них прав, а кто виноват, стало очевидно уже на моменте проверки на жульничество: оказалось, что Артуро пользуется запрещённой магией, чтобы вызывать у окружающих доверие к себе.
  • «Отблески Этерны» — «на наши деньги» в Кэртиане не то конец Возрождения, не то начало Нового времени, так что дуэли происходят довольно часто. Дерутся главным образом на шпагах, есть некий кодекс. Практикуется даже дуэль одного со многими — по очереди или всем сразу. Также важную роль играет дуэль на линии — что-то среднее между японской и дуэлью через платок.
  • «Тайный сыск царя Гороха» — на дуэли пострадал Кнут Гамсунович Шпицрутенберг, защищая свою родственницу — будущую царицу Лидию Адольфину от её сопровождающего Алекса Борра. Милицейское расследование показало: шпага у Борра была читерская.
  • Метавселенная Рудазова — в ассортименте.
  • Генри Лайон Олди, «Ойкумена»:
    • Дуэли помпилианцев «под шелухой»: ментальные поединки для дуэлянтов (и их рабов) выглядят как бои гладиаторов на арене Колизея (при этом рабы — зрители). Описывается дважды: один раз глазами зрителя-раба, другой раз — глазами участника.
    • Обычными дуэлями на шпагах и рапирах полна трилогия «Побег на рывок». А вот когда крутого фехтовальщика Диего Пераля на дуэль вызывает оскорблённый жених доньи Энкарны, Пераль выбирает пистолеты — он фехтует куда лучше артиллерийского офицера и не хочет, чтобы дуэль была заведомо неравной. Впрочем, и стреляет Диего Пераль лучше своего противника…
  • И. Дравин, цикл романов «Чужак» — дуэли традиционно являются прерогативой дворян и могут быть чисто фехтовальными, магическими и смешанными; проводятся чаще до смерти, чем до первой крови. За женщин и детей вступаются родственники, реже специальные поединщики; при неравном количестве бойцов могут «вписаться» и окружающие. Особо оговорено, что на убитых на законной дуэли не распространяются обычаи кровной мести. Кроме того, в дуэльные кодексы некоторых стран внесены поправки для отражения местных реалий:
    • В королевстве Орхет члены Гильдии Охотников приравнены к знати независимо от происхождения, но по традиции не должны вызывать дворян на дуэль — это даёт зарвавшемуся дворянину шанс если не извиниться, то покинуть Белгор, город Охотников, живым. Когда Влад избил группу семерых молодых дворян из Нарины, комендант Белгора выдал ему амулет ученика-Охотника (без которого Влада бы казнили как простолюдина за нападение на дворянина). Глубоко заблуждающиеся в оценке ситуации молодые дворяне всемером вызывают Влада в его новом статусе на дуэль. Влад убивает первого наглеца и обращается к окружающим согласно правилу о дополнительных бойцах. Благодаря тому, что о первой драке и поводе (оскорблении в адрес дочери предыдущего главы гильдии Охотников) уже знает весь город, из желающих сократить поголовье дворян выстраивается очередь. Кончается дело семью дворянскими трупами и одним нарушением кодекса.
    • На балу в Литии уже полноправные Охотники Влад, Ренс и Лей видят тройку эльфов, сопровождающих приглашённую знатную эльфийку. Пользуясь статусом гостей, эльфы оскорбляют Дарина, рыцаря Литии, который как вассал устроителей бала не имеет права вызвать их на дуэль. Влад в ответ предлагает эльфам дать ему «развлечься» с эльфийкой, и даже предлагает 5 золотых за право пользоваться в ходе «развлечений» её ушами. Эльфов уже и первое предложение взбесило, но за упоминание ушей в таком контексте они не раздумывая бросают троице Охотников вызов на дуэль до смерти. Итого — слегка подпорченный вечер и три эльфийских трупа.
    • Влад, назначенный бароном эл Стока, по прибытию в баронство встречает там недружелюбных соседей, баронов эл Ронст, которые собирались прибрать земли до того бесхозного баронства к рукам. В ответ на демонстрацию грамот о жаловании титула от руки короля Орхета Пятого эл Ронст-старший развёрнуто нецензурно высказывается о Владе, бумагах, титуле и вдогонку о короле Орхете. Именно последнего при свидетелях эл Ронсту говорить не следовало — при беседе присутствует официальный представитель королевства Декара, и отказ от своих слов или от дуэли грозит спонсируемому Декарой эл Ронсту потерей официальной поддержки или подозрением в ненадёжности уже по отношению к спонсорам.
    • На турнир в графстве Артуа на закате прибыл маг-бретёр и бросил открытый вызов местной школе магов. По традиции, бои турнира завершаются при свете дня, но сам турнир не окончен, пока солнце не сядет окончательно. Прибывший бретёр таким образом рассчитывает на то, что его уже нельзя записать в турнир на общих правах, вокруг нет свежих бойцов (или магов), а глава школы до формального окончания турнира исполняет роль судьи и не имеет права участвовать в любых боях. На беду бретёра, традиция о закате не кодифицирована — судья недолго думая объявляет о завершении турнира, снимает с себя судейские обязанности, и принимает вызов, после чего прибивает залётного гостя одним мощным заклинанием.
  • Алексей Пехов «Под Знаком Мантикоры». Групповая дуэль между Фернаном де Суоза и его кровниками является важной частью сюжета, раскрывая некоторые сюжетные линии. И создавая еще больше вопросов.
    • «Пересмешник». В Викторианском Рагпаре дуэли — яркое и захватывающее шоу. Тем более, что проходят они не в положении «стой пока в тебя стреляют», а представляют собой натуральную охоту на противника в полуразрушенном доме с кучей комнат. И все это, в прямом эфире местного магического телевидения.
    • «Ловцы Удачи». Авиационная версия. Главного Героя вызвал на дуэль волколак Косматый. Крутой пилот-отморозок. Да, летали без стрельбы, но бывший кронпринц и летчик-ас легко перекрутил волколака на виражах. Тот затаил мстю. Что его в итоге и сгубило.
  • Андрей Уланов в серии «Однажды на Диком Западе» старательно обстебывает штамп ковбойских дуэлей. Прагматичные Малыш и Крис Ханко предпочитают до дуэлей не доводить, заманивая потенциального противника в ловушку с динамитом или просто сдав его шерифу (один пёс тому виселица светит). А младший брат последнего, Кейн, вообще позорно удрал из салуна, где на него явно готовилась засада. Причем гном-бармен, предложивший Кейну ковбойскую дуэль как возможный выход из ситуации, оценивал шансы младшего Ханко, как 1 к 5 не в его пользу.
  • С. Лукьяненко, Лорд с планеты Земля — дуэлью за руку Принцессы (хотя, по факту, уже после бракосочетания) завершается первая часть трилогии. А дуэлью за правду о красоте — последняя.

На других языках[править]

  • Александр Дюма-отец:
    • Романы о трёх мушкетёрах и гугенотских войнах.
    • «Граф Монте-Кристо» — несостоявшаяся дуэль протагониста с Альбером де Морсером.
    • «Ущелье дьявола». Упоминается пьяная дуэль между немецкими студентами. Сошедшиеся сев друг против друга и накатив поочерёдно оскорбляли противника, повышая градус пойла и забористость ругани. Проигрывал тот кто первым падал и не подымался даже с помощью друзей и не мог даже пролепетать оскорбление. По атмосфере произведения такие дуэли порой стоили жизни дуэлянтам.
      • Вышеупомянутая дуэль послужила предлогом для классической между покровителями забулдыг.
  • Т. Майн Рид:
    • «Всадник без головы». Дуэль между Морисом Джеральдом и Кассием Колхауном. Колхаун ранен и затаил добро на ирландца.
    • «Оцеола, вождь семинолов». Если во «Всаднике» автор подробно описывает дуэль, то в «Оцеоле» затрагивается морально-этическая сторона и рассказывается об отношении различных людей к дуэлям. А также приведены ценные советы бретёра Галлахера.
  • Л. Буссенар, «Похитители бриллиантов» — две дуэли.
    • Между Альбером де Вильрожем и Клаасом. «…один бур добивался ее руки. Анна видеть его не могла. Мы с ним дрались на пистолетах. Мой нынешний тесть был его секундантом. Проповедник! Бур ужасно смутился и стрелял в меня как-то так неловко, что пуля прострелила ухо достопочтенному слуге божию».[3]
    • Между каталонцем Жозефом и неким богатым американцем по имени Дик. Жозеф вызвал на дуэль оскорбившего его американца на следующих условиях: у Жозефа нож, у американца револьвер с тремя пулями, Жозеф имеет право атаковать американца только после того, как тот сделает все три выстрела, и дуэлянты не имеют права приближаться друг к другу. После трёх выстрелов Жозеф потерял клок волос и отделался царапиной, а потом метнул в американца наваху, которая попала в горло, рассекла кадык и прошла насквозь.
  • Артур Конан Дойл, «Как бригадир прославился в Лондоне» из рассказов о бригадире Жераре. В последний момент обстоятельства изменились, бригадир не стал убивать противника. Пришлось, однако, разрядить пистолет в какую-то другую мишень, чтобы не нанести урона его чести. Вышло бафосно.
  • Р. Сабатини, «Капитан Блад»:
    • «Одиссея» — на которой Блад убил Левасёра.
    • «Хроника» — на которой Питт ранил Тондёра.
  • Хорхе Луис Борхес, «Встреча» — может, магия, а может, реальность. Протагонист рассказа, в детстве ставший свидетелем поединка, узнав через много лет историю этих клинков, понимает: оружие, не люди — вот что сражалось в ту ночь.
  • «Сага о Форкосиганах» — на Барраяре дуэли на парных клинках встречаются как пережиток феодализма, с которым на момент действия Саги нещадно борются (наказание — смертная казнь). Тем не менее, в Галактике немало тех, кто видит в Барраяре планету «мечей и звездолётов». Эйрел Форкосиган, например, в юности порешил на дуэли двоих любовников своей первой жены, а в начале регентства принял нелегкое решение отказать в помиловании племяннику своего погибшего друга, умудрившемуся убить приятеля на «шуточной» дуэли (декоративные мечи и кухонные ножи).
  • Владимир Короткевич, «Дикая охота короля Стаха» — Андрею шляхтичи подстраивают дуэль «по пьяному делу» с Алесем Вороной, однако заканчивается она неожиданным для заговорщиков (и самого Вороны) образом.
  • «Гарри Поттер» — магические дуэли, разумеется. В частности, Волдеморт дважды (в «Кубке огня» и «Дарах смерти») устраивал дуэльные поединки с Гарри Поттером.
    • По сути Роулинг называет дуэлью любой магический поединок (или переводчики неправильно переводят слово «duel»). Никакого дуэльного кодекса, секундантов, темы сатисфакции, запрещения дуэлей законом и так далее у волшебников нет. Есть два исключения — две именно «классические» дуэли:
      • Дуэль, на которую вызывает Драко Малфой Гарри Поттера. Тут есть и повод, требующий сатисфакции, и секунданты, и оговорённое место, и нарушение правил школы. Нет только самой дуэли — Малфой не явился, это была его провокация, чтобы Гарри и Рон попались школьному смотрителю. Не попались, потому что ещё и Гермиону (на тот момент ещё не подругу) с собой притащили (а она уже знает заклинание, открывающее запертые двери). Посмотреть бы на её лицо, если бы дуэль реально началась.
      • Дуэль Дамблдора и Гриндевальда. Проходила по правилам, состоялась, в результате Гриндельвальд извлёк из Бузинной палочки белый платок (что означало капитуляцию) и тем самым передал силу Бузинной палочки Дамблдору как проигравший дуэль. Потому что разочаровался в собственных идеалах. А потом добровольно сел в свою же тюрьму, именуемую Нурменгард.
  • «Хроники Нарнии» — если не считать рыцарские поединки, то о дуэлях много говорят, но реально не проводится ни одной. Герой Нарнии, вождь говорящих мышей Рипичип, в пятой книге пытается вызвать на дуэль безоружного подростка Юстэса за то, что тот имел наглость раскрутить его за хвост. Получился бафос — кончилось тем, что Рипичип отколотил Юстэса шпагой (плашмя) и, вызвав его на дуэль, удовлетворился простыми извинениями.
    • В фильме дуэль таки состоялась, но по сути превратилась в урок фехтования.
  • «Дюна» — тахадди-аль-бурхан, дуэль фременов. Дуэлянты сражаются на ножах-крисах без права сдаться (один обязан убить другого), вся жидкость, выжатая из тела побеждённого, переходит победителю. Фремен Джамис, опытный дуэлянт, вызывает на дуэль Джессику, чтобы исполнить ещё одно пророчество о мессии, и за неё на свою первую дуэль выходит Пол. Конечно, побеждает, и пророчество сбывается, а Полу достаётся и первый в жизни фраг, и вода из тела Джамиса, и его жилище, и его вдова с двумя детьми, которую он делает служанкой.
    • Ближе к финалу фремены пытаются спровоцировать дуэль Пола и Стилгара, чтобы решить, кто из двоих главный. Оба не ведутся на провокацию — Стилгар признаёт, что Пол главнее, без поединка.
    • А ещё один фремен пытается вызвать на дуэль Пола, но пока тот спит, его любимая, бой-девка Чани, просто убивает незадачливого дуэлянта своим ножом. Опозорился на всю Дюну, хорошо ещё, что сам об этом уже не узнал.
  • «Сага о ведьмаке» — Истредд приглашает Геральта разобраться по-мужски в отношениях их обоих с Йеннифер. Ведьмак в силу веских причин предпочёл самоустраниться. А охранник Герболта по прозвищу Цикада очень уж рвался проверить — кто круче в бою на мечах, он или Геральт? Так что даже официально вызвал ведьмака на дуэль и угрожал «в рожу наплевать», если тот вызов не примет. Когда собрался плевать, то получил кулаком в зубы. Потому как вызов-то Геральт не принял, рубиться на мечах отказался, а вот в морду дать — это святое!
  • «Хонор Харрингтон»: несмотря на 3900-е годы на дворе, в Королевстве Мантикора дуэли — законный способ разрешения конфликтов, хотя и не всеми одобряемый. Проводятся до первой крови или до смерти на раритетных пулевых пистолетах, стрелять из которых умеют только профессиональные бретеры, отдельные любители антиквариата и главная героиня.
    • В соседнем Протекторате Грейсон вообще остается право на Божий суд — замену судебного разбирательства поединком на мечах. И это главная героиня тоже умеет. Несмотря на то, что культура планеты живо напоминает Довоенный юг, сражаться на мечах учились по фильму «Семь самураев».
    • На Мантикоре действовал как бы бретер, а по сути киллер Денвер Саммерваль, приспособивший право на дуэли для «законной» ликвидации тех, кого ему заказали, путем провоцирования жертвы на оскорбление и «ответный» вызов на дуэль до смерти.
    • Правила дуэли на Мантикоре также устанавливают смертную казнь для любого нарушителя правил, приводящуюся в исполнение немедленно самим распорядителем (и не раритетным пулевиком, а современным импульсным пистолетом). Дворянин Павел Юнг нарушает правила и пытается застрелить Хонор в спину. Она каким-то шестым чувством осознаёт это и падает на землю, получая лишь скользящие ранения, после чего разряжает в обидчика весь магазин, опередив распорядителя на доли секунды. И после этого сторонники Юнга заявляют, что Хонор не имела права стрелять в «безоружного человека» (ибо он только опустошил всю обойму в неё), забывая о правилах дуэли.
      • Слишком вольная трактовка дуэли: Хонор была сосредоточенна на предстоящем выстреле (поскольку вызвала она, правила выбирает вызванный, а Юнг выбрал порядок, при котором участники расходятся, стреляют по одному разу, причем с разворота, после чего предлагается помириться, и так до пяти выстрелов. Разумеется, он сам намеревался мириться после первого же, так что Хонор понимала, что должна грохнуть его первым и единственным), и ничего такого не почувствовала, упав на землю по предупреждающему крику секундантов\зрителей\телохранителя. И получила далеко не скользящие ранения, а полноценное попадание в плечу, с раздробленными костями и обильным кровотечением….
  • Роберт Линн Асприн, «Шуттовская рота». Самая отстойная часть Легиона сходится в состязании с отборным армейским подразделением, в финале происходят три спортивные дуэли: на саблях, рапирах и шпагах. Итог — полтора на полтора: по одной победе и по одному поражению на команду.
  • «Чо́рна ра́да. Хроніка 1663 року» (Черный совет. Хроника 1663 года) Пантелеймона Кулеша — с прикрученным фитильком, так как культура немного другая и дуэлью это не называлось, но выяснение отношений с помощью оружия таки было. Дрался Петр Шраменко против Кирила Тура за девушку (невесту третьего персонажа), по пьяной лавочке. В итоге — обоюдка (переломали сабли, а кинжалами умудрились ударить друг друга в грудь), чудом без смертельного исхода.
  • Конни Мейсон, «Пробуждение страсти» — главный герой вступил в бой на мечах с похитителем своей жены.
  • Бернард Корнуэлл, «Месть Шарпа».
    • И книга, и экранизация начиается с того, что Шарп стреляется на дуэли с капитаном Бампфилдом, который эпично кинул Шарпа и его людей в прошлой части. Проблема в том, что лихой рубака и снайпер Шарп не умеет толком обращаться с пистолетом. Только поэтому Бампфилд отделался простреленной задницей.
    • Несостоявшаяся дуэль между Шарпом и полковником Розендейлом. Последний умудрился умыкнуть у него и жену и богатство, награбленное в боях с Наполеоном (а это — кругленькая сумма). Во всех салонах Лондона делаются ставки на то, сколько проживет Розендейл, как только попадется Ричарду. И что вы думаете, при превой же встрече Розендейл не только проглотил прямое оскорбление, которое само по себе тянуло на дуэль до смерти, но и согласился покрыть ущерб. Описание выражений лиц присутствующих — незабываемо.
  • Джош Рейнольдс, «Фабий Байл: Повелитель клонов»: обычай дуэлей — одни из последних, сохранившихся в среде Детей Императора после веков гедонизма. Однако и его используют в свою пользу: так бойцы Эйдолона выбивали верных Фабию десантников по пути к хранилищам геносемени.

Аудиоспектакли[править]

  • В одном из выпусков серии аудиоспектаклей о Слонёнке (позже были экранизированы в виде мультфильмов) — пародия на троп. Подлец, козёл и обманщик Кот, когда его ложь разоблачена, начинает строить из себя оскорблённую невинность и бретёра — грозить главным героям дуэлью, причём заведомо блефует. Он даже фехтовать не умеет, хотя желал, чтобы его принимали за того самого Кота в сапогах из классической сказки (во множестве адаптаций, оммажей и отсылок Кот в сапогах показан мастером клинка, это традиция).

Кино[править]

  • «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» — шутки ради: в новелле «Операция „Ы“» фехтуют Шурик и Балбес.
    • Какая же это дуэль? Это просто драка.
  • Советский фильм «Д’Артаньян и три мушкетёра» — из дуэлей оставлена одна, несостоявшаяся, между д’Артаньяном и этими тремя мушкетёрами. Но добавлены две песни про дуэли: реалистичная песня де Тревиля «Шпаги наголо, дворяне!» и лицемерная песня Арамиса «Хоть, право, я не дуэлянт…»
  • «Формула любви». Алексей вызывает Калиостро на дуэль, но дуэлянты не стреляют. Потом Алексей стреляет себе в сердце, но пистолет оказывается не заряженным. То же происходит и с Калиостро.
  • «Графиня де Монсоро» — тут и дуэль миньонов в наличии, и «Шико умеет ждать».
  • «Дуэлянт» (Россия, 2016, реж. А. Мизгирёв) — педаль в брусчатку. Большая часть героев большую часть фильма только и разговаривает, что о дуэлях и о фамильной чести. Действие происходит в Санкт-Петербурге, в середине XIX в. Главный герой, меткий стрелок, никогда не промахивается, может даже выстрелить так, чтобы пуля рикошетом попала в определенную цель. Более того, он не может умереть от пули, хотя и может быть ранен, если стреляют в упор в голову, то случается осечка. Это умение, граничащее с мистическим, он приобрел после того, как алеутская шаманка провела над ним определенный ритуал, закляв героя его собственной кровью из открытых ран. Главный герой стреляется на дуэлях не для собственного удовольствия, а выполняет таким образом заказы на убийства, часто выставляясь «замещающим лицом» за другого, кто не может участвовать в дуэли, например, за калеку. В финальной дуэли с злодеем он попадает точно в сердце противника и убивает его, а ответная пуля противника, тоже хорошего стрелка, отскакивает от металлической окантовки медальона, который герой носит на груди с левой стороны.
  • «Дикая охота короля Стаха (фильм)» — хороший Андрей Белорецкий ранил плохого Алеся Ворону.
  • Румынский «Капкан для наёмников» Серджиу Николаеску — дуэль между главным героем и его бывшим сослуживцем, а ныне противником, происходит на ручных гранатах, у каждого по три штуки. Главгерой побеждает, однако теряет ногу.
  • Паршивенький «Выживший» (слитый гранд-финал эпичной киносаги о комиссаре Микловане). В центре сюжета — нелегальный турнир по русской рулетке, устроенный богатыми прожигателями жизни.
  • «Святые из трущоб 2» — дуэль в стиле «русская рулетка на брудершафт»…
  • «Последняя дуэль» — точнее, суд поединком.
  • «Быстрый и мёртвый» — почти полностью про это. Для вида, правда, всё замаскировано под конкурс ганфайтеров, и на ранних этапах поединки даже ведутся не до смерти.
  • «Джонни-гитара» — дуэль между женщинами, одна из немногих в вестернах.
  • «Барри Линдон» (Великобритания, 1975, реж. Стэнли Кубрик) — Отец антигероя Редмонда Барри убит на дуэли, о чем упоминается в прологе; стрелковой дуэлью завершается завязка, в результате которой Редмонд вынужден покинуть дом; стрелковой же дуэлью фильм заканчивается. На первой дуэли Редмонда ему дали заряженный пыжом пистолет, чтобы инсценировать смерть его противника, на второй же спившийся Редмонд стреляется со своим пасынком и совершает один из немногих благородных поступков в своей жизни, стреляя в сторону и получая в ответ пулю в ногу.
  • «Дуэлянты» (Великобритания, 1977, реж. Ридли Скотт) — педаль в земную кору: почти весь фильм оба героя живут от поединка к поединку; при этом фильм весьма неплох, все-таки Ридли делал.
  • Rob Roy — «лёгкая шпага против тяжёлого шотландского палаша». На самом деле парировать шпагу палашом почти нереально, что и было показано, но героя спасла героическая сила воли.
  • «Профессионал» с Бельмондо — бывший оперативник французских спецслужб Жосс Бомон против великолепного мерзавца комиссара Розена. Дуэль импровизированная и неожиданная (для Розена), но честная.
  • «Перекресток» — Задорный и Чак Батлер. За обоих играет на гитаре, и одного воплощает лично Стив Вай.
  • «Четыре глаза и шестизарядный» — крутой шериф «пощадил» главгероя, пустив все пули мимо. На самом деле шериф ни черта не видит.
  • «Меня зовут Троица»/«Меня всё ещё зовут Троица» — персонаж Теренса Хилла в любом случае выхватывает пистолет быстрее, чем очередной противник. А уж будет Троица стрелять или просто по мордасам надаёт — это вопрос.
  • «Тринадцатый воин» — Харгар вызывает на хольмганг Ангуса, чтобы посрамить заезжего ярла.

Телевидение[править]

  • «Ералаш» — сюжет «Дуэль». Два пионера разыграли сценку с вызовом через бросок перчатки и дуэлью в костюмах XIX века. Неизвестно, чем были заряжены их пистолеты, но один из них признал поражение и упал в обморок, когда прицелился другому в сердце, а тот открыл на груди портрет девочки, которую они не поделили.
    • Более современный сюжет «Хотел как лучше» — школьник, заснувший на уроке, видит сон, как он пытается помешать дуэли Пушкина с Дантесом, но ему не даёт Лермонтов, который уже начал работу над стихами «Погиб поэт, невольник чести» и не хочет лишаться того, что принесёт ему славу.
  • Реклама шоколада «Россия» — дуэлянтов помирили, подложив в коробочку вместо дуэльных пистолетов две шоколадки.

Телесериалы[править]

  • Сериал «Сатисфакция» — именно то, что написано на упаковке: много дуэлей, хороших и разных. В том числе и хитрый план строится вокруг дуэли, и финальная разборка происходит в виде массовой дуэли.
  • «Светлячок» — в четвёртой серии у Малкольма Рейнольдса случается конфликт из-за Инары с аристократом-дегенератом, который вызывает его на дуэль на мечах. Несмотря на полное отсутствие фехтовальных навыков, Рейнольдсу удается выйти победителем, унизив оппонента по полной.
  • «Касл» — в одной из серий второго сезона герои расследуют убийство, случившееся во время «шуточной» дуэли двух любителей стимпанка (те рассчитали, что из раритетных пистолетов с сорока шагов черта с два попадут при всем желании, но не учли обиженного на одного из них парня с дробовиком, заряженным «раритетной» пулей)
  • «Звёздный путь» — дуэль является обычным делом для клингонов, помешанных на чести. Таким образом разрешается множество вопросов. Обычно сражаются на бет’летах (двуручных мечах в форме полумесяца), однако Дурас выбрал обычный прямой меч в поединке с Ворфом, тогда как последний взял бет’лет. Убив Дураса, Ворф попал под раздачу своего капитана, несмотря на то, что клингонский Верховный совет одобрил дуэль. А почему? Потому, что Ворф — офицер Звёздного флота, а в Федерации дуэли не приветствуются.
    • В серии 1 пятого сезона «Дальнего Космоса-9» попытка выявить метаморфа увенчалась успехом, когда «генерал Марток» потребовал, чтобы канцлера Гаурона (якобы метаморфа) убили безо всяких дуэлей. А ведь настоящий клингон никогда бы такого не сказал. Гаурон как раз в ответ на попытку убить вызвал Ворфа на дуэль, и запретил охране вмешиваться.
      • В серии 7-22 Гаурон снова вызывает Ворфа на дуэль в ответ на обвинение в недостойности быть канцлером (Ворф сознательно его на это провоцирует, и временно отрекается для дуэли от статуса офицера Звездного флота, а то с «носителем этой жалкой пижамы» разговаривать западло, не то, что драться). Ворф побеждает, становясь тем самым канцлером, но передает власть Мартоку.
    • Пару раз клингоны вызывают на дуэль Кварка, а ведь капиталисты ференги не верят ни в какие дуэли (хотя не следует забывать, что и слабаками их считать нельзя). В первый раз, Кварк отказывается сражаться, бросив свой бет’лет на пол и заявляет, что все знают, что у него нет шансов — дуэль для него не более чем казнь, так что хочешь убить, убивай. Противник всё равно собирается убить его, однако канцлер Гаурон останавливает поединок, убедившись в том, что у противника Кварка совсем нет чести, даже называя Кварка «храбрым ференги». Во второй раз, Кварка вызывает на дуэль слуга благородной клингонки, которую он пытается соблазнить (вообще-то, эта клингонка его бывшая жена, обстоятельства женитьбы на которой привели к прошлой дуэли). На этот раз, используются устройства, передающие действия Ворфа Кварку, позволяя ему победить. После победы, хозяйка поверженного но живого клингона объявляет, что его честь удовлетворена, после чего увольняет его.
    • У Вулканцев традиционно, если если невеста не хочет за назначенного в детстве жениха, и у нее есть другой кандидат, то она может потребовать, чтобы за нее дрались. Традиционно сражаются лирпами — посохами с полукруглым лезвием с одного конца и металлическим набалдашником с другого. Поединок не обязательно должен быть до смерти. Ситуацию осложняет то, что свадьба проводится во время первого для жениха и невесты Пон Фарра — Вулканцев раз в семь лет накрывает самый натуральный спермотоксиоз, чреватый летальным исходом, и нужна разрядка через секс. Бывает, что отпускает от шока от убийства в такой дуэли.
    • У Андориан есть дуэли на ледорубах. Также на левые руки надеваются связанные цепью защитные перчатки. Обычно дерутся до смерти, но Арчер в 4-м сезоне «Энтерпрайза» находит способ и выиграть дуэль, и не убивать Шрана — отрубив тому антенну, без которой сбоит вестибулярный аппарат, а значит, боец беззащитен. А антенна через год отрастет. Упомянуто, что в дуэльном кодексе семь тысяч поправок и черт ногу сломит.
  • «Земля: Последний конфликт» — бывает, хоть и очень редко, среди таэлонцев. Хотя таэлонцы якобы не способны убивать друг друга, они всё же нашли способ. Они играют в стратегическую игру под названием «фувлашаа». Играют до тех пор, пока один из игроков не израсходует последние крохи энергии (таэлонцы — энергетические существа) на игру, умирая. Следует заметить, что в эту игру также можно играть для развлечения, то есть не до смерти. Подобную дуэль устраивает Зоор и его политический противник Тсан, однако Зоор убеждает Сандовала воспользоваться своим мозговым имплантатом, чтобы просчитывать верные ходы и подсказывать их ему.
  • «Звёздные врата» — дуэли среди джаффа показаны трижды. В первом случае, сражаются Тил’к и К’тано (на самом деле, мелкий гоа’улд Имхотеп), и подобная дуэль называется «джома секу» — «обряд лидерства». Для боя используют либо боевые посохи, либо деревянные посохи-башааки. Тил’к убивает К’тано, сломав свой башаак и зарезав противника обломком. Во второй раз сражаются женщины Ишта и Нейт. Ишта побеждает, но решает не убивать соратницу. Третий экземпляр — «кел шак ло» — отличается тем, что случается только в племени Содан. Кэмерону Митчеллу приходсят сражаться с Джоланом, который и обучает его уникальному боевому искусству племени. Сражаются с помощью холодного оружия под названием «кранту».
  • «Параллельные миры» — в мире, где Республика Техас так и не присоединилась к США, все бывшие территории Мексики принадлежат Техасу. Ковбойские дуэли до сих пор являются законным способом разрешения споров и поглощения одной компании другой. Профессиональные дуэлянты являются чуть ли не знаменитостями и нанимаются если кому-нибудь необходимо кого-то убрать законным образом.

Мультфильмы и мультсериалы[править]

  • «Том и Джерри», джонсовская линейка, выпуск «Дуэлянты». Сабж подвергается безжалостному пародированию. Кот и мышь пытаются дуэлировать на чем попало (на шпагах, пистолетах, рогатках, луках со стрелами, спортивных метательных «молотах», артиллерийских орудиях) — но это неизменно приводит к фэйлу, трэшу и позору. Получается смешно.
  • «Ну, погоди!» — аналогично. Волк как-то раз показал свою способность перефехтовать кочергой противника, вооружённого шпагой.
  • «Белка и Стрелка. Звёздные собаки» — Веня предложил её… на зубочистках.
  • Короткометражка «Дуэль джентльменов». Дуэль на стимпанковских ме́хах. Правда, проиграли по сути оба: в сцене после титров дама, из-за которой был весь сыр-бор, вовсю развлекается в кустах с дворецким.

Аниме и манга[править]

  • Last Exile: дуэль… на летающих кораблях, да-да на большом военном корабле со всей командой, чтобы смочь участвовать в такой дуэли нужно быть настоящим аристократом.
  • В Arcadia of My Youth аналогичный случай с космическими кораблями — экипаж Аркадии против корабля командующего Зеды. Впрочем, с сильно прикрученным фитильком: с одной стороны повстанцы, с другой — инопланетные захватчики, бой был заведомо неизбежен, вопрос только в том, как именно он прошел и как персонажи это воспринимали. Так что это ближе к тропу «достойный противник». Ну и в принципе Харлок иногда разрешает критические противоречия дуэлью, при том, на довольно специфическом оружии — с тем-же фитильком, потому как «бросание перчатки» обычно происходит тогда, когда персонажи и так должны драться, так что хоть с их точки зрения это и дуэль, по сути, просто ключевой бой.
    • Необузданные догадки, конечно (автор мог и не подразумевать ничего такого), но одинаковые шрамы не менее чем у трех у поколений рода Харлоков очень уж похожи на последствия мензуров. Даже с учетом семейной традиции решать некоторые вопросы с использованием шпаги, поколениями получать почти одинаковые порезы по лицу еще умудриться надо — но вот если порезы были получены добровольно (зачем — см. тело статьи), и ставилась именно цель заработать шрам как у отца…
  • Легенда о героях Галактики, гайден «Дуэлянт»: Райнхард фон Мюзель принимает участие в дуэли, вызванной дележом активов. Разумеется, вместо профессионального дуэлянта[4] против него выставляют конкретного убивца (над которым разве что транспарант не вывешен «Ихь бин киллер»).
  • Overlord: В надежде остановить резню на равнине Катз Газеф Строноф вызвал на поединок Аинза.
  • Волчица и пряности: Лоуренс вляпался в дуэль торговцев, которая ведется по принципу кто кого разорит в игре на перегретом рынке пирита.
  • City Hunter — чуть ли не каждый второй противник Рё мечтает с ним подуэлится.
  • Мой очаровательный лакей — дуэль между главным героем графом Альфредом Дальвеном и вторым сыном графа Летоса Бенджамином основное событие всей маньхуа не состоялась. Сама дуэль была вызвана тем что Бенджамин за отказ подчинятся принялся главную героиню избивать, а поводом для собственно дуэли стали хамские замечания Бенджамина относительно возможной гомосексуальной связи Альфреда с главной героиней и оскорбительные комментарии относительно психического состояния матери Альфреда
  • «Noir» (2001) — в эпизоде «Возвращение тьмы» (24 серия) Кирика и Хлоя, одетые в нечто вроде гладиаторских костюмов, сразились друг с дружкой на мечах не то в ритуальных, не то в тренировочных целях. Как ни странно, ганфайтерша Кирика победила мастерицу холодного оружия Хлою.

Комиксы[править]

  • Ф. Миллер «Бэтмен. Возвращение Темного Рыцаря» (Batman: The Dark Knight Returns, 1986 г.) и его мультипликационная экранизация 2012-13 гг. Дуэль Бэтмена и Супермена перед самой развязкой. Оба используют спецсредства.
  • «Пиф и Геркулес» — небольшой комикс «Дуэль». Геркулес договорился о дуэли с неким господином. Секундант кота — Пиф. На чем дрались — главная интрига http://allforchildren.ru/humour/pif39.php
    • В мультсериале тоже есть серия о дуэли, но с совершенно другим сюжетом, Геркулес тренировался в фехтовании, а его противник осваивал стрельбу под руководством местной банды. Заканчивается всё тем, что вооружённый до зубов стрелок продолжает ждать Геркулеса в оговоренном месте.
  • Marvel Comics — великолепным дуэлянтом и фехтовальщиком, превзойти которого сумел только Ник Фьюри, заявлен барон Вольфганг фон Штрукер, все лицо которого покрыто шрамами от мензур.

Видеоигры[править]

  • Sid Meier’s Pirates (оригинальная игра и, возможно, ремейк): у каждого губернатора есть взрослая дочь, и на каждой из этих девушек пират, за которого мы играем, может жениться. Если девушка согласится выйти за него замуж, до свадьбы пират получит вызов на дуэль от её предыдущего жениха и должен будет победить его в рукопашном поединке.
  • Ancient Domains of Mystery — среди крысюков (ratlings) есть крысюки-дуэлянты, которые вызывают на дуэль любого заговорившего с ними героя. Если он специализируется не на ближнем оружии, то дуэлянту не жить, а иначе придётся несладко — они умеют выбивать ближнее оружие из рук.
    • В последней версии игры, где добавились 2 новые расы и 2 новых класса, одна из рас — как раз крысюк, а один из классов — как раз дуэлянт. (По игромеху — ничего особенного, просто воин ближнего боя с повышенной ловкостью, но со штрафами, если одна из рук не пустая). Так что один крысюк-дуэлянт может вызвать на дуэль другого.
  • Helish Quart — симулятор дуэлей XVII века. То есть, оружие у всех — разное, кто чем лучше владеет, то этим и дерётся. Так что, выйти с саблей против шпаги или длинного меча — вполне нормальная ситуация.
  • Вселенная Warcraft: обычай Мак’гора, поединок чести. Встречается неоднократно: Рексар против вождя огров (Warcraft III), Тралл против Гарроша (в WoW два раза), Дуротан против Гул’дана (в фильме).
  • Вселенная Starcraft: Рак’шир у протоссов-мраккультистов Талдаримов — псионическая дуэль, во время которой соратники могут подпитывать энергией каждого из поединщиков и убивать друг друга, чтобы «чужой» поединщик оставался без подпитки. Единственный способ подняться выше в талдаримской иерархии.
    • В одной из миссий Legacy of the Void нужно помочь Алараку выиграть Рак’шир, на который он вызвал главного Талдарима Ма’лаша, чтобы при победе самому стать главным Талдаримом. После победы Аларак скажет Артанису, что готов выйти на Рак’шир против любого, кто вызовет его. Миссия породила анекдот: «Любимые блюда Талдаримов — лапша „Дорак’шир“ и каша Ма’лаша».
  • В «Морровинде» путём дуэлей принято выяснять политические разногласия в крупных фракциях. Главгерой может быть вызван на дуэль архимагом Гильдии Магов, Камонны Тонг, Имперского Легиона или главой Дома Редоран, если претендует на соответствующий пост (дуэль с главой дома Редоран также входит и в Основной Квест). А в доме Тельванни всё намного проще и патриархальнее: надо всего-навсего заявиться к архимагистру на порог и порешить его любым удобным способом.
  • Skyrim: забияка-дуэлянт — возможная случайная встреча при определенных навыках персонажа (дуэлянту нужно помериться силами с достойным противником). Правда, если персонажа сопровождает спутник, то он… нет, не выступит секундантом. Устроит честную дуэль двое на одного.
  • Call of Juarez 1 и 2: классические вестерн-дуэли с боссами — по звуку колокола и остальной атрибутикой.
  • Mount & Blade: Warband — если ответить на хамское обращение лорда еще более хамским, герой получит вызов на дуэль — на арене.
    • На такую же дуэль можно вызвать лорда, если он распространял грязные слухи о даме (неважно, насколько правдивые), а вы хотите к этой даме подлизаться улучшить с ней отношения выступить защитником её честного имени.
      • Ну, и можно вызвать противника на дуэль за сердце благородной дамы.
      • В старых версиях слухи мог распространять… муж этой самой дамы.
  • Empire: Total War — джентльмены могут вызывать друг друга на дуэль, что в игре используется как способ уничтожения вражеского агента, не прибегая к наёмному убийце. Следует заметить, что летальный исход — необязательный результат. Иногда, агент бывает всего-лишь ранен и пропадает с карты на пару ходов. Анимация в этом случае показывает кивок этих двух персонажей, когда они проходят мимо друг друга.
  • Dota: автор этих строк называет главную дуэлянтку «легионелла, зараза этакая» (официально она Tresdin the Legion Commander; легионелла — заразный микроб). Вызов на дуэль — бафф провокации (потому и «зараза»), а сама дуэль — пародия на неё: Легионка с кучей наложенных баффов вызывает совершенно не готового соперника, к тому же члены обеих команд могут настреливать по врагу. Из трёх героев, способных бесконечно накапливать характеристики, Легионка считается самым вредным среди нубов и почти бесполезным — среди профи.
  • Gwent — специальная особенность некоторых карт. Карты поочередно наносят урон равный показанной силе. «Империх: шабаш» давит педаль в пол: он вызывает на дуэль сильнейшую карту противника в конце каждого хода.
  • Dishonored — Струсивший соратничек по заговору подставил Корво под дуэль, о чем последний узнает только доставив адресату записку. Дуэль стрелковая, но никто не мешает принципиальному пацифисту воспользоваться не пистолетом, а арбалетом с усыпляющими дротиками. Правда разницы никакой, присутствующие секунданты отреагируют точно так же, как если вы пристрелите оппонента: оставят храпящее тело валяться на газоне и удалятся, рассуждая, что теперь надо искать нового покровителя.
  • Witcher III — В Велене Геральта будет усиленно вызывать на поединок ради того, чтобы доказать свою любовь к «деве-ягодке» какой-то недотепа, то ли просто дурной, то ли тронутый. Судя по некоторым намекам — второе. Впрочем, это не помешает ему придти на очередную разборку с парой приятелей. Еще один претендент, но уже не недотепа, встретится в Туссенте. Однако ему можно объяснить, что повода для дуэли нет. Наконец, поединком, который вполне можно считать дуэлью, может закончиться один из разговоров в дополнении «Каменные сердца». Да и разрешение разногласий с ведьмаком из школы кота по одному из квестов в Велене тоже по сути представляет из себя дуэль.
  • Hitman: Blood Money — Как ни странно для этого сеттинга, но в одном случае противостояние с целью задания может принять форму специфической дуэли. Впрочем, 47-й может, как и положено профессионалу, не вестись на провокации, а решить вопрос бесчестно, зато эффективно.
    • Аж двумя способами.
  • «The Curse of Monkey Island» — чтобы убедить пирата-цирюльника Эдварда ван Хельгена пойти в его команду, Гайбрашу необходимо вызвать ван Хельгена на дуэль, вот только ван Хельген любым оружием владеет куда лучше Гайбраша. Единственный способ все же продержаться три раунда — устроить «музыкальный поединок» на банджо. После чего ван Хельген незамедлительно показывает, как он умеет играть НА САМОМ ДЕЛЕ. Настоящее решение: взять из другого футляра пистолет и выстрелить в банджо изображающего Ван Халена ван Хельгена (собственно, разгадка и скрыта в фамилии пирата), после чего тот оказывается настолько восхищённым по настоящему пиратской выходкой Гайбраша, что соглашается пойти в его команду.
  • «Assassin's Creed» — в финале, когда Альтаир настигает короля Ричарда и обвиняет Робера де Сабле, Ричард предлагает разрешить спор «божеским поединком», вот только де Сабле не собирается сражаться один-на-один. После победы над всеми тамплиерами, король Ричард заявляет, что Бог разрешил спор.
  • The Feud — Wild West Tactics — в лучших традициях Дикого Запада, накопив специальную шкалу, можно вызвать оказавшегося неподалеку противника на дуэль. Проигравший получит пулю.
  • Игра Tank-o-Box (в переводе «Танчики») 15-й уровень «Дуэль». Против танка игрока вражеский танк с пушкой типа «Слон» и засекреченными характеристиками. https://www.youtube.com/watch?v=IS0Awm015Zw 20.18
  • Touhou Project — даммаку-дуэли, они же дуэли на спелл-картах. В ходе дуэли нужно пережить заранее определённое число магических атак. При этом сами атаки ограничены по времени, а их узор должен быть красивым и символизировать дуэлянта. Придуманы Рейму Хакурей, чтобы собранные в одном месте сверхмощные демоны-ёкай не разнесли мир и при этом не пришлось устраивать их геноцид.

Визуальные романы[править]

  • «Академия Вайфу» — при высокой карме вам придётся выйти на ринг вместо своей подруги и наставницы Маки Такамуры.
    • вещь вот в чем семейным додзё Такамуры заинтересовался могущественный японский концерн и в итоге Такамуре поставили условие — либо она выходит на ринг против чемпиона Дзайбацу, и тогда концерн будет оказывать помощь порядком запустившимися додзё в случае выигрыша, в противном случае Такамура теряет все и будет вынуждена до конца жизни работать на концерн Есть и третий путь уговорить оппонента Такамуры лечь в бою, ведь Такамуру перед боем отравил (в силу личной неприязни и из за желания выслужиться перед отцом) наследник Дзайбацу, и выйти вместо неё, и опонентша которая таких подлян не выносит проиграет бой.

Музыка[править]

  • Народная песня «В нашу гавань заходили корабли…»: «Вот в воздухе сверкнули два ножа. / Пираты затаили все дыханье».
  • Александр Розенбаум, «По снегу»: «Пора, грянет выстрел, и, вскрикнув, / Я в снег упаду на плечо».
  • А. Городницкий, «Дуэль» (За дачную округу поскачем весело).
  • Леонид Филатов, «Песенка о дуэлях»
  • Михаил Боярский, «Баллада об одной дуэли»
  • «Легенда о принце» — примерно половина песен как раз об этом: «В ножнах не хочет дремать острие, / Гордость командует: „Драться!“…»; «Принц! В споре мужчин / Нужно решать всё один на один!»…
  • Клип Милен Фамер, «Libertine».
  • Iron Maiden, «The Duellists».
  • Rammstein — «Roter Sand». В песне, правда, описывается не столько дуэль, сколько смерть неудачливого дуэлянта. Но как описывается!
  • Шуточный вариант гр. "Отава Ё" клип "Дворник". Дуэль между Студентом и Барином. И потери среди дворников.
  • Песня "Bang Bang" (Shot Me Down). В разных версиях от разных исполнителей может присутствовать в кадре (на сцене) обычно ковбойская дуэль между мужчиной и женщиной.

Реальная жизнь[править]

  • Александр Гамильтон, изображенный на 10-долларовой бумажке — первый министр финансов США, убитый на дуэли вице-президентом США.
    • Следует отметить, что он просто первый министр финансов. Иначе может показаться, что вице-президенты убивали министров финансов неоднократно.
  • Ирландский политик Ричард Мартин, по прозвищу «Дик-курок» или «Дик-спусковой крючок», живший в конце XVIII — начале XIX в. Более ста дуэлей, причём несколько — в здании парламента.
  • Молодой французский математик Эварист Галуа погиб на дуэли.
  • А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов — тоже.
    • Наше Всё вообще вызывал и вызывался на дуэли более 20 раз, но до стрельбы дело дошло лишь 5 раз. Уже в 17 лет он вызвал родственника. Ответом стал экспромт: «Хоть ты, Саша, среди бала / Вызвал Павла Ганнибала, / Но, ей-богу, Ганнибал / Ссорой не подгадит бал!» Помирились.
  • Среди германских студентов XIX в. дуэли были настолько популярны, что об этом писали Амадей Гофман и Джером Джером.
  • Граф Федор Иванович «Американец» Толстой. Задира, картёжник, хулиган. Одиннадцать убитых, а самих дуэлей вообще никто не считал.
    • Тут, правда, стоит отметить, что в поздние годы граф сильно раскаивался в своем поведении и считал символичным, что его первые 11 детей (ровно по числу убитых им на дуэлях) умерли в раннем возрасте.
  • Отто фон Бисмарк в студенческие годы — более 20 дуэлей и лишь одно поражение. Учитывая прусскую моду на шрамы на морде полученные во время дуэлей, не исключено, что поражение было намеренным — ради шрама.
  • Германский студент Фриц Бахмайстер, с 1860 по 1866 год умудрился поучаствовать в сотне дуэлей в Гёттингене, Йене и Инсбруке. Учитывая, что всё это были вышеописанные мензуры, убитых не было.
  • Луи Пастер, будучи вызван на дуэль, по праву вызванного выбрал в качестве оружия две пробирки, в одной из которых были вирусы оспы (Variola vera). Субверсия, ибо соперник не решился на такой поединок и предпочёл отказаться от дуэли. Хотя тогда вакцинация в Европе уже была популярна.
  • В 1909 г. русские поэты М. Волошин и Н. Гумилёв устроили дуэль из-за поэтессы Елизаветы Дмитриевой, с которой Волошин сочинил весьма успешную литературную мистификацию — Черубину де Габриак. По результатам никто не пострадал, но формально выиграл рохля-пацифист Волошин, что доставляло профессиональному военному Гумилёву психологический дискомфорт всю оставшуюся жизнь.
  • Когда в декабре 1919 отступавшие от Омска чехословаки перекрыли движение по Транссибу для всех, кроме отступавших войск иностранцев, и задержали в Красноярске эшелон Колчака, генерал Каппель, командовавший отступавшей русской армией, отправил их командующему, генералу Яну Сыровому, телеграмму в конце которой прямо вызвал его на дуэль. Что интересно, три дня спустя уже самому Каппелю была отправлена телеграмма от Григория Семёнова, в которой атаман заявил о своей готовности заменить Каппеля у барьера. Чех, ясное дело, оба вызова проигнорировал.
  • Видный российский государственный деятель Пётр Столыпин, по одной из версий его биографии, в юности стрелялся и был ранен в руку. Ничего удивительного, если учесть, что он — троюродный брат М. Ю. Лермонтова.
  • Историк Лев Гумилёв в пылу спора вызвал на дуэль писателя Сергея Снегова. Но поединок не состоялся: Снегов выбрал оружием пистолеты, а их было не достать — оба находились в Норильском исправительно-трудовом лагере.
  • Генерал Джордж Паттон мечтал о том, чтобы выйти один на один против Эрвина Роммеля — на танках. Паттон на «Шермане», а Роммель на 3-м или 4-м «Панцере».
  • Знаменитый и окутанный мистификациями глава немецкой тайной службы Отто Скорцени в юности получил шрам на дуэли.
  • Уве, не к ночи будь помянут, Болл как-то раз предложил нескольким своим критикам встретиться на ринге. Тем, кто решился, а их было 5 человек, он на полном серьёзе выдал по паре перчаток и отшаромыздил всех по очереди, как Бог черепаху. Критик, помни: даже плохой режиссёр может оказаться хорошим боксёром!
    • Есть, правда, нюанс - вызов Болла приняло аж под сотню человек, а те пятеро были тщательно отобраны агентами режиссера. Так что бои можно считать постановой.
  • Российский политик и общественный деятель Алексей Навальный получил в 2018 г. вызов на дуэль от главы Росгвардии генерала Золотова после того, как обвинил его в воровстве. Получив вызов, Навальный, как вызванный, назначил место дуэли и выбрал оружие, а именно — дебаты на Ютубе. Золотов отказался участвовать.

Примечания[править]

  1. В России это называлось «поле» и практиковалось вплоть до XVII в. всеми сословиями и даже женщинами (!)
  2. Редчайшие случаи дуэлей между женщиной и мужчиной все-таки имели место быть; например, дуэль между мадам де Шаттеру и обидчиком её мужа — тряпки, который сам сатисфакции не потребовал — во Франции в 1827. Двумя столетиями раньше французская же оперная певица Жюли де Мопэн была настоящей бой-бабой и тоже не гнушалась драться с мужчинами.
  3. Любой бур был мастером в стрельбе из винтовки, но вполне мог быть никудышным стрелком из пистолета — навыки там нужны совсем другие.
  4. Дуэли ведутся не насмерть, а до первой крови/до неспособности противника продолжать бой.