Обрамление

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Обрамление — вид композиции повествовательного произведения. Чтобы не раздражать публику слишком короткими и не связанными между собой сюжетами, автор связывал их воедино ещё одним, дополнительным. См. также Шоу внутри шоу.

Примеры[править]

Театр[править]

  • «Укрощение строптивой» Шекспира в оригинале имеет обрамление: историю про пьяницу-медника Кристофера Слая, которому и показывают представление о, собственно, укрощении строптивой. При постановках и экранизациях это обрамление почти всегда опускают.

Литература[править]

  • См. статью Шкатулочный роман.
  • Пародия и субверсия: «Потерянная для света повесть» А. Белкина (скорее всего, О. Сенковского). Представляет собой развёрнутое, до смешного занудно-подробное обрамление, которое, однако, ничего не обрамляет, потому что сама история, как ясно из названия, потеряна.
  • «Сказки дядюшки Римуса»: дядюшка Римус рассказывает сказки про братца Кролика и братца Лиса.
  • А. П. Чехов, «Драма на охоте»: основная часть произведения — текст рукописи Камышева.
  • Интересный сюжетный ход в «Зелёном фургоне» — обрамление нужно только для того, чтобы удивить читателя напоследок: рассказчик Владимир Степанович Бойченко — не Володя, а Красавчик! Причём и в реальной жизни тоже.
  • Дэн Симмонс, «Гиперион» — первая книга из тетралогии.
  • Знаменитый Желтый Том, перевод «Властелина Колец» от Зинаиды Бобырь. Чтобы опубликовать произведение как научную фантастику (!!!), Бобырь добавила сцены обрамления с группой ученых, исследующих Кольцо и получающих из него информацию о Средиземье.
  • Уильям Голдман, «Принцесса-невеста» — история обрамлена рассказом о том, как самому Уильяму Голдману в детстве отец (в фильме — дедушка) читал роман С. Моргенштерна «Принцесса-невеста». Позже Голдман нашел эту книгу и обнаружил, что в отцовском исполнении она была лучше: отец пропускал налитую воду и скучные куски. Так что Голдман пересказал книгу так, как сам услышал её в детстве. Всё это — мистификация: писатель С. Моргенштерн и его роман никогда не существовали. Более того, и сам Уильям Голдман с отцом в книге не настоящие: биографии не совпадают с биографиями реальных Голдмана и отца.
  • Пьер Буль, «Планета обезьян». Основной текст представляет собой рукопись, найденную в бутылке. В финале обрамления — достаточно предсказуемый «вот это поворот»…
  • Майкл Крайтон, «Пожиратели мёртвых» (литературная основа фильма «Тринадцатый воин») — якобы найден древний манускрипт, скомпилированный из ещё более древних текстов, возможно, искажённых и неправильно переведённых, а местами рассказчик явно врёт, о чём нам сообщают комментарии. В экранизацию весь этот постмодернизм не вошёл, и получился более прямолинейный голливудский приключенческий фильм.
  • Владимир Сорокин, «Норма» — КГБшники конфискуют у диссидента самиздатовскую литературу, среди которой, помимо «Архипелага», обнаруживается некая рукопись «Норма». Рукопись передают по инстанциям, пока она не попадает к загадочному советскому школьнику, которые её и читает…
  • Михаил Шолохов, «Судьба человека» — основная часть произведения представлена в виде рассказа Андрея Соколова протагонисту.
  • «Страшные истории, рассказанные в поезде» Александра Устинова — собственно, именно то, что написано на упаковке — пассажиры купе рассказывают друг другу истории. Правда, и само обрамление не без сюжета, а истории играют роль флэшбеков.
  • «Страшные сказки, рассказанные дедом Егором, крестьянином бывшего Чердынского уезда Пермской губернии» Василия Тихова — история деда Егора лишь соединяет несколько быличек, основанных на реальном фольклоре.

Кино[править]

  • «За гранью возможного» («Beyond the limits») — смотритель кладбища даёт интервью юной журналистке, а в финале приносит её в жертву.
  • «Муви 43» — подростки в поисках таинственного «Муви 43» просматривают кучу короткометражек в Интернете.
  • «Отель „Гранд-Будапешт“» — много обрамлений, вложенных одно в другое. В наше время студентка смотрит снятый в 1980-е документальный фильм, в котором Автор рассказывает, как в 1960-е услышал в отеле историю Мустафы о событиях, происходивших в 1930-е. В результате основные события отодвинуты от реальности так далеко, что выглядят откровенно сказочными.
  • «Принцесса-невеста» (см. раздел «Литература», хотя фильм известнее книги)
  • «Солдаты неудачи» («Tropic Thunder»): основная история обрамлена фальшивыми трейлерами в начале, сценой вручения «Оскара» и бесподобным танцем довольного продюсера в конце. Причем «Оскар» дают за фильм, только что просмотренный зрителем. Благодаря этому обрамлению «Солдаты неудачи» превращаются в фильм о съемках фильма внутри другого фильма.
  • «Части тела» («Private parts») — Говард Стерн пытается убедить случайную соседку по самолёту в том, что он не такой уж урод и чудовище — это автобиографическое повествование и занимает основную часть фильма.
  • «Наследие Вальдемара» — две трети первого фильма посвящены грустной истории сеньора Вальдемара и его рано умершей супруги, которую рассказывает дракон главного гада своей попутчице в поезде. В конце фильма он даже спрашивает её, не забыла ли она о девушке, схваченной в особняке Вальдемара их подручными (что произошло ещё в начале фильма).
  • «Титаник» — фильм начинается с охотников за сокровищами, нашедшими корабль и вскрывшими сейф в каюте, но вместо драгоценностей нашедшей в нём портрет девушки. Пытаясь выяснить подробности, они находят её, и весь остальной фильм — её рассказ о единственном рейсе Титаника.

Телесериалы[править]

  • «Метод» — во время допроса Есеня вспоминает всё, через что прошла вместе с майором, и чем это всё закончилось. То есть события сериала — своего рода флэшбеки.

Мультфильмы[править]

  • «Тяжелый металл» 1981 г. — в форме злодейского глумления Лок-Нар рассказывает разные истории о себе. Пока его, увлеченного самолюбованием, не уничтожают в параллельном мире.
  • «Балто» (1995) — основное действие представлено в виде рассказа бабушки своей внучке (игровые сцены в начале и в конце мультфильма).
  • «Соловей императора» Иржи Трнки (1949, по сказке Г.Х. Андерсена «Соловей») — основное действие (кукольная анимация) обрамляется игровым сюжетом о богатом мальчике, которого тётки тщательно ограждают от всяких контактов с внешним миром и который в конце концов заболевает (уж не отсылка ли это к истории Вишенки из «Чиполлино»?). Основное же действие (собственно сюжет сказки Андерсена) представлено как сон больного мальчика.

Мультсериалы[править]

Видеоигры[править]

  • Хоррор-адвенчура Mogeko Castle — потрясающая игра со штампом, о которой даже под спойлером рассказывать грех.
  • Detroit: Become Human — в главном меню находится девушка-андроид Хлоя, которая периодически комментирует происходящие события, обращаясь к игроку.
  • Call of Juarez: Gunslinger — основные события представлены как сомнительные байки странного старика в салуне на Диком Западе.
  • Dragon Age 2 — сюжет игры представляет собой рассказ Варрика Кассандре. Вплоть до того, что Варрик в какой-то момент начинает завираться.
  • Drakensang: Река Времени — аналогично предыдущему примеру, события игры пересказывает воровке Глэдис гном Форгримм. В отличие от Dragon Age II, в случае гибели героев предусмотрены два загрузочных экрана, на которых гном прямо говорит, что все погибли, и пришла смерть, что Глэдис тут же опровергает тем, что разговаривает с участником событий, и требует рассказать, как все было на самом деле.