Grand Theft Auto 2

Материал из Posmotreli
< GTAGTA/Grand Theft Auto 2
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Soul makin', sound shakin', earthquakin', change! »
— заглавная тема от E-Z Rollers, «Short Change»
Grand Theft Auto 2
Grand Theft Auto 2 cover.jpg
Общая информация
Жанр
Год выхода1999
Разработчик
  • DMA Design
Издатель
  • Rockstar Games
Платформы
  • Microsoft Windows
  • Dreamcast
  • Game Boy Color
  • PlayStation
  • PlayStation 3
Режимы игры
  • Одиночный
  • Многопользовательский

Grand Theft Auto 2 — вторая часть основной 2-D вселенной серии, разработанная компанией DMA Design (ныне Rockstar North). Использует механику и вид сверху как в первой части, но добавляет в игровой процесс новые фишки вроде выбора между ночным режимом и дневным, возможности сохранить игру путём пожертвования в церковь и улучшенной шестизвёздочной системы розыска властями, уже ставшей классической почти для всей серии: теперь при достижении 4-6 уровня розыска вместо обычных полицейских игрока начинают преследовать SWAT, федеральные агенты и армейские силы соответственно.

В отличие от других частей (по крайней мере, пока что), действие игры переносится «на три недели в будущее»[1], в некий американский мегаполис Эниуэр-Сити[2] — антиутопичный ретрокиберпанковый гадюшник, на улицах которого царит всяческий трэш-угар, а всем заправляет преступность. Протагонистом становится бандит-наёмник по имени Клод Спид[3], чья цель предельно ясна: любыми способами заработать в общей сложности 8 миллионов местных долларов, и, судя по всему, свалить подальше из сего чудного местечка.

Группировки[править]

« And remember, respect is everything! »
— игра приветствует игрока

Эниуэр-Сити разделён на три района-этапа: Центральный, Жилой и Промышленный, каждый из которых контролируется тремя враждующими меж собой ОПГ. На них Клоду за солидное вознаграждение предлагается немножко побатрачить, получая инструкции по специальным телефонам. Помогая одной группировке, Клод повышает уровень её уважения и тем самым открывает доступ к более ценным заданиям, но при этом неизбежно роняет отношения с одним из её прямых конкурентов. Таким образом возникает работающий по принципу «камень-ножницы-бумага» репутационный треугольник, позволяющий поработать сразу на всех, попутно «кинув» каждого заказчика через известный орган[4]. Тем не менее, такой подход имеет негативные последствия: если увлечься и предать все три группировки, обманутые боссы не поленятся лично отправиться за головой ренегата.

  • GTA2 Zaibatsu.png
    Корпорация Дзайбацу — главенствующая группировка, появляющаяся во всех районах города. Преступная мегакорпорация, производящая всё подряд и поддерживающая хорошую внешнюю репутацию, но на деле активно практикующая наркобизнес, заказные убийства и теневую политику. В каждом районе рулят три разных босса: Трей Уэлш, Ред Валдез и Уно Карб, все трое называют Клода «Гекко». Уважают ликвидацию Отморозков, Деревенщин и Кришнаитов, но не уважают связавшихся с Якудза, Учёными и Русскими. Цвет банды — тёмно-серый, транспорт — фирменный Z-Type.
  • GTA2 Loonies.png
    Отморозки — банда поехавших головорезов во главе с боссом Элмо, погоняющего Клода «Громилой». Носят хирургические халаты светло-зелёного цвета и рассекают на зелёных минивэнах Dementia. Контролируют северо-западную часть Центрального района, на территории которой можно услышать сумасшедший смех. Любят убийц Якудза и не любят работающих с Дзайбацу.
  • GTA2 Yakuza.png
    Якудза — ячейка синдиката в Эниуэр-Сити. Главный бизнес строится вокруг наркотиков, производимых в J-Лаборатории. Глава — Джонни Зу, кличащий Клода «Козай» (возможно, намёк на японское «кохай», то бишь «младшой».). Бойцы носят тёмно-синее и гоняют на спортивных Y-Type, также известных как Miara. Контролирует южную и юго-западную части Центрального района. Репутация нарабатывается убийством Дзайбацу и теряется при работе с Отморозками.
  • GTA2 Scientists.png
    Учёные СРС — тайный исследовательский институт учёных-радикалов, занимающийся разработками новейшего оружия, клонированием, генетической инженерией и роботехникой. Лидер — подозрительно смахивающий на Эйнштейна доктор ЛаБрат, обращается к Клоду как «THC-303». Все их бойцы являются генномодифицированными клонами в жёлтом, использующими быстрейшую среди банд машину Meteor. Контролируют южную и юго-восточную части Жилого района. Котируют сокращение популяции Дзайбацу и враждебны к сообщниками тупых Деревенщин.
  • GTA2 Rednecks.png
    Реднеки / Деревенщины — возглавляемые Билли Бобом Беном преданные фанаты Элвиса в ярко-синих шмотках, шляпах и на Pickup’ах. Их бизнес — изготовление и продажа самогона, взрывчатка и автомобильный пресс на территории их трейлер-парка. Контролируют западную и северо-западную части Жилого района. Уважают резню умников-Учёных и презирают подельников Дзайбацу.
  • GTA2 Russian.png
    Русская мафия — злые Иваны в красном, специализирующиеся на заказных убийствах и продажи оружия. Обладатели самого прочного среди банд бронированного автомобиля Bulwark. Контролируют северную и северо-восточную части Промышленного района. Одобряют резню капиталистов Дзайбацу и не одобряют работу на Кришнаитов. Руководитель — Жерков, обращается к Клоду «Товарищ».
  • GTA2 Krishna.png
    Харе Кришна или просто Кришнаиты — пацифисты в оранжевых чадарах, взбесившиеся на почве того, что их слишком часто давили в первой игре. Ездят на Karma Bus, жёлтых школьных автобусах с нарисованными цветами на крыше. Контролируют восточную и юго-восточную части Промышленного района. Их босс — Солнечный Луч, именует Клода «Кузнечик». Будут работать с теми, кто избавляется от Русских, и не будут с пособниками Дзайбацу.

Фильм по мотивам игры[править]

Заставка к игре и экраны загрузки являются нарезкой из восьмиминутной короткометражки, снятой в год выхода игры для её продвижения. В отличие от игры, действие происходит в наше время. Фильм демонстрирует элементы игровой механики вроде перекраски авто и большинство группировок. Клода Спида играет британский актёр и модель Скотт Маслен, также отметился сценарист игры Дэн Хаузер в эпизодической роли одного из пленных кришнаитов.

Что тут есть[править]

  • Аллюзия:
    • Сеть мастерских по перекраске автомобилей «Max Paynt» как реклама родственного проекта, находившегося тогда в разработке.
    • Название миссии Отморозков «Radio Za-Za!».
    • Члена Деревенщин, чей трейлер нужно взорвать в начале миссии «Blow Job!», зовут Fat Boy Jim — вероятно пародийная отсылка к диджею Fatboy Slim.
    • Одна из фраз прохожих «I’m walking here!» — отсылка к знаменитой сымпровизированной фразе Дастина Хоффмана из фильма «Полуночный ковбой».
  • Анимация простоя — Клод закуривает.
  • Античитерская фича — с прикрученным фитильком: активация чита «без полиции» затрудняет до невозможности прохождение некоторых миссий, вроде «SWAT Van Swipe!» от Якудза (требуется угнать фургон SWAT), «Law Enforcement Larceny!» от Дзайбацу (требуется угнать фургон SWAT и машину федералов) и «Officer Down!» от Русских (требуется уничтожить несколько полицейских транспортных средств разного типа).
  • Бафосное имя/каламбур — ЛаБрат читается как «lab rat» то есть «лабораторная мышь». Аналогично Жерков — «Jerk off», в локализации его перевели как Хренов.
  • Билингвальный бонус — диджей Funami FM Терияки-тян большую часть эфира болтает на родном японском.
  • Геймплей сочетается с сюжетом — Отморозки, миссия «Radio Za-Za!»: Дзайбацу моет мозги населению новым наркотиком через радиостанцию Futuro FM, посему её нужно взорвать. Во время следования к цели все буду нападать на Клода, а после выполнения миссии Futuro FM по очевидным причинам станет недоступна для прослушивания, но только до конца первого этапа благодаря выжившему диджею.
  • Ели мясо мужики… — Русская мафия, миссия «Hot Dog Homicide!»: протагонист должен угнать рейсовый автобус, поездить по городу от остановки к остановке в час пик, а затем пригнать забитый под завязку транспорт на мясокомбинат мафии. Завтра в городе будут вкуснейшие хот-доги!
    • В PS1-версии задачу изменили[5]: вместо рейсового автобуса нужно было угнать Karma Bus и набить его уже Кришнаитами.
  • Искусственный идиот — НПС часто ведут себя как кандидаты на премию Дарвина: угонщики отжимают пылающие автомобили, наглые карманники пытаются воровать у членов банд с предсказуемым результатом, прохожие бегают кругами от грозящего из задавить танка и т. п. Но тут сложно сказать, нарочно ли это разработчики или нет.
  • Испортить воздух — при нажатии кнопки сигнала пеший Клод начинает рыгать и пердеть. Унаследовано от первой части игры.
  • Клюква — много её, дабы никто не ушёл обиженным.
  • Крутая тачка — Z-Type. Относительно крепкая, шустрая, манёвренная и, благодаря присутствию Дзайбацу по всему Эниуэр-Сити, повсеместно встречающаяся машина. Подсвечено даже соперником Дзайбацу, Элмо, во время миссии «Gang War A-Go-Go!».
  • Круто, но непрактично — парные пистолеты. Удвоенная скорость и плотность стрельбы при дурацкой параллельной баллистике и редко встречающейся амуниции.
  • Круто, но трудно — прохождение игры без совершения преступлений, благо она это, как ни странно для серии, позволяет. Кредиты зарабатываются выполнением трюков, переработкой автомобилей, собиранием секретных жетонов и работой в такси. С учётом местных ИИ и механики данный метод на порядок муторнее, чем обычное прохождение, и вполне тянет на неофициальную ачивку.
  • Неадекватное возмездие — Отморозки это любят:
    • Миссия «Pizza Cake!»: Элмо закажет подкинуть взрывчатку к одному из ресторанов одноимённой пиццерии, а затем, когда жахнет не очень, уничтожить их грузовик доставки. Просто за то, что они портят его любимые блюда.
    • Миссия «Taxi Drivers Must Die!»: Элмо пожалуется, что таксисты отказываются его возить, и потребует отправить три их автомобиля под пресс, предварительно ликвидировав водителей.
  • Нестандартная заставка — логотип Rockstar имитирует тормозящую машину и разбивается как стекло, а у DMA-человечка от пролетевшей мимо полицейской погони кружится голова, и он падает на землю.
  • Ограбление банка:
    • Якудза, миссия «Bank Robbery!»: необходимо убить двух охранников для безопасного прохода подельника с деньгами, а затем довезти его до базы.
    • Дзайбацу, миссия «Big Bank Job!»: Трею нужны деньги для взяток полицейским, поэтому Клод должен заехать на территорию банка с помощью угнанного инкассаторского фургона.
      • Несовместимая с жизнью жадность — продажный полицейский, для которого предназначается взятка, просит Клода на прощание передать Трею, что цена возросла. Однако, как окажется мгновение спустя, Трей заранее решил, что оборзевшему копу вместо денег проще передать пачку взведённой взрывчатки.
  • Огнемёт — основной рабочий инструмент Клода. Жжёт не очень далеко, но стоит противнику только попасть под пламя — и он, считай, уже труп, стрелять больше не может, только бегает туда-сюда, пока не кончится здоровье. Да только чтобы послушать вопли горящих, его применить стоит! А в миссии Дзайбацу «Fire Truck Fun!» устанавливается на пожарную машину, и Клод жарит 30 реднеков.
  • Операция под фальшивым флагом:
    • Отморозки, миссия «Gang War A-Go-Go!»: Элмо хочет развязать войну между Якудза и Дзайбацу, для чего нужно сначала переехать трёх лейтенантов Якудза на Z-Type, а затем наоборот.
    • Деревенщины, миссия «Double-Cross Crush!»: аналогично предыдущему пункту, требуется переехать на вражеских автомобилях 50(!) рядовых Дзайбацу и Учёных с каждой(!!) стороны.
    • Дзайбацу:
      • Миссия «Science Friction!»: необходимо подставить Деревенщин, угнав набитый взрывчаткой Pickup и взорвав с его помощью лабораторию Учёных.
      • Миссия «It was an Accident!»: с помощью радиоуправляемого лимузина нужно выманить Русских на территорию Кришнаитов.
  • Поздравления, ты подебил! — всё, что игрок получит после завершения финального Промышленного района — это красная надпись «ИГРА ПРОЙДЕНА» на фоне коллажа с кадрами из фильма. Негусто. Хотя по сравнению с концовкой фильма не так уж и плохо, да.
  • Поплыл, как топор — Клод моментально тонет в воде, хотя из-за архитектуры районов упасть в неё непросто. Остальные плавают не лучше, чем и пользуется Клод в миссии Учёных «Sink or Swim!».
  • Почему я тикаю? — именно по этой причине в демо-версии у игрока есть всего шесть минут на всё про всё. По истечении времени произойдёт угадайте что.
  • Танки — это круто: протагонист на танке становится неуязвимой Машиной смерти — на локации, где танк припрятан, силами уничтожить его не располагает никто, кроме очень разозлившейся мафии (на этапе, когда у них появятся базуки и огнеметы) и других танков в Промышленном районе.
  • Тарабарский язык — хотя реплики и радио звучат на чистом инглише (и местами ингрише), телефонные сообщения представляют собой неразборчивую ускоренную мешанину.
  • Уныло, но практично — пистолет-пулемёт. Не самое убойное оружие, зато поставляется всеми группировками в неограниченном количестве.
  • Электрическая пушка — появляется во втором и третьем районе.
  • FedEx-квест — Дзайбацу, миссия «Wheeler-Dealing!»: необходимо за три минуты доставить наркотики на точки четырём людям.

Примечания[править]

  1. Согласно официальной документации, в 2013 году, что означает таки одно.
  2. Прототипом предположительно является Детройт, а в фильме показан Нью-Йорк
  3. Нет, не тот, что станет протагонистом третьей части, это разные люди.
  4. Что несколько странно: если в отношении основных банд можно предположить, что они, потирая руки, наблюдают за уничтожением конкурентов и закрывают глаза на выкрутасы блудного наёмника, то как можно «кинуть» три раза подряд Дзайбацу? Ладно, один раз в первом районе подобное прокатило, а остальные куда смотрели?
  5. Либо «смягчили», либо выкручивались, заменяя потерявшийся при портировании обычный автобус.