Assassin's Creed: Revelations
Assassin's Creed: Revelations | |
---|---|
Общая информация | |
Жанр |
|
Год выхода | 2011 |
Разработчик | Ubisoft Montreal |
Издатель | Ubisoft |
Платформы |
|
Режимы игры | Одиночная |
« | Istanbul was Constantinople, |
» |
— Джимми Кеннеди |
Assassin’s Creed: Revelations (рус. «Кредо ассасина/Кредо убийцы: Откровения») — четвёртая из игр одноимённой серии, созданной компанией Ubisoft. Второй спин-офф условной номерной трилогии Дезмонда и финал собственной трилогии (которую составляет вместе с двойкой и Вротхерхудом), посвящённой личности Эцио Аудиторе да Фиренце.
Сюжет[править]
Хорошо знакомый нам Дезмонд Майлз приходит в себя на непонятном островке. Вокруг плещется море, а из земли торчат и с неба свешиваются странные светящиеся монолиты; иногда из ниоткуда слышатся голоса Шона, Ребекки и некоего Уильяма (как выяснится в следующей игре, родного дезмондова бати). Непонятно откуда взявшийся мужик просвещает героя: Дезмонд в данный момент валяется в коме после событий эпилога предыдущей игры, а вокруг него — тестовое пространство Анимуса, куда его спасли, чтобы эффект просачивания не доломал окончательно мозги. Чтобы эти мозги починить, Дезмонду придётся продолжать исследовать воспоминания тех, кто к нему просачивается — Альтаира и Эцио, а между делом и свои собственные — благо в них все с острова есть прямой выход. Пройдя через характерно светящуюся арку в основное пространство Анимуса, Дезмонд узнаёт, что…
- …разменяв пятый десяток лет, Эцио решил примерить на себя амплуа археолога-авантюриста и отправился в Масиаф на поиски альтаирова наследия. Наследие сокрыто в местной библиотеке, а библиотека запечатана на несколько ключей, выглядящих так, будто Яблоко Эдема нарезали тонкими ломтиками. Один из ключей удачно оказывается у лидера тамплиеров, которые ведут раскопки в поисках того же самого наследия, а за остальными Эцио придётся отправиться аж в стольный град Константинополь.
- В стольном граде Константинополе нет мира под оливами. С одной стороны, ассасины в Османской империи находятся на вполне легальном положении, стража не агрится на них просто потому что, а предыдущий наставник Братства Исхак-паша даже служил великим визирем. Сама империя на подъёме, богатые с жиру не бесятся, бедные с голоду не пухнут. С другой стороны, на не менее легальном положении находятся и враги ассасинов — подданные уже павшей, но ещё не согласившейся с этим империи Византийской; их лидер вполне открыто и законно содержит собственных воинов, которые кое-где даже подменяют османскую стражу; ну и, естественно, говорим «византиец» — подразумеваем «тамплиер». Так что игроку предстоит параллельно собирать ключи Масиафа, вычищать тамплиерско-византийское влияние из каждого отдельного района города и укреплять — своё, ассасинское, чтобы в финале вернуться в Масиаф и обнаружить в библиотеке схороненное Альтаиром Яблоко Эдема.
Действующие лица[править]
По сравнению с предыдущими частями их стало неприлично мало, и раскрыты их характеры очень скверно — больше через записи в журналах Анимуса, нежели в кадре. Как говорится, есть бюджет — не нужен сюжет.
Ассасины и их союзники[править]
- Юсуф Тазим — лидер стамбульского Братства ассасинов. Жгучий брюнет (а как ещё выглядеть расовому турку?), весёлый и дружелюбный живчик. Встретил Эцио прямо в порту, ввёл в местный курс дела и обучил местным приёмчикам, которых в Европе не знали; потом всё время рвался на помощь, когда же Эцио норовил отплатить тем же, Юсуф убеждал: мол, не вмешивайтесь в наши внутренние
еврейскиеразборки, Наставник, занимайтесь своими ключами, а мы тут уж как-нибудь сами. Таким подходом вызывал некоторые подозрения, но нет: Юсуф совершенно искренен и предан делу Братства. Погиб, защищая Софию в её лавке по просьбе Эцио; оставленный им след из трупов византийцев, кончающийся его собственным, надо просто видеть. - Хаджи-Мухиддин Пири ибн Хаджи-Мехмет аль Карамани, для своих просто Пири-реис — отставной турецкий адмирал, картограф и алхимик. Формально тоже ассасин, но сам на дело не ходит, а посиживает в своей конторе у Большого Базара и банчит ингредиентами для бомб.
- София Сартор — стамбульская купчиха венецианских кровей, хозяйка книжной лавки у тезоименитой мечети. Стройная элегантная дама в районе сороковника, любит зелёные платья. Не ассасинша, но сочувствующая; несколько раз помогала Эцио в расшифровке манускриптов, тот тоже оказывал ей услуги, какие уж умел — короче, стоит ли удивляться, что между ними в итоге зародилась очень тёплая и зрелая любовь, за кадром эпилога кончившаяся свадьбой?
- Ласкает слух — в дубляже София говорит голосом Татьяны Шитовой — иконической Йеннифэр. Что, естественно, только добавляет ей привлекательности.
- Слово Божие гласит, что для «Портрета молодой венецианки» Альбрехту Дюреру позировала именно София.
- Сулейман-челеби — попутчик Эцио в плавании, внук султана Баязида II и сам будущий султан. Скромный и умный юноша, уже подающий большие надежды как будущий государственный деятель. Сам в ассасины не вступал, но активно помогал Эцио информацией и обеспечивал ассасинам хороший имидж в Высокой Порте.
- Тарик Барлети — командир янычар, испытывающий сильную личную неприязнь к Селиму. Грубый и жлобный солдафон, но при этом отнюдь не дурак: сбывал византийцам оружие, чтобы узнать, где их база, и накрыть разом всех, в результате чего и стал первой жертвой Эцио, убитой им по ошибке — итальянец решил, что Тарик искренне пособничает тамплиерам, и решил проблему привычным способом, о чём впоследствии сожалел.
- Йерман Рагар — единственный ассасин-рекрут, чьё имя не генерируется процедурно, а предустановлено. Лёгкая, ненавязчивая разрядка смехом: Йерман предложит Эцио гонку по крышам, и если её выиграть — изумится тому, что такой седобородый пень его обошёл, и присягнёт на верность. Но смешно не это, а то, что он тут же начнёт бахвалиться подошедшей девушке, что вот ведь говорил же он, что он ассасин, и вот, погляди — а Эцио строго отбреет, мол, завтра утром жду на тренировке, ученичок.
Тамплиеры и их союзники[править]
- Шехзадэ Ахмет — старший сын султана Баязида II, дядя Сулеймана и главный претендент на трон, по совместительству — Великий магистр турецких тамплиеров. Умён, хитёр, бескорыстно предан тамплиерскому делу, мономаниями, в отличие от итальянских коллег, не одержим; если верить глашатаям, пишет стихи. Однако страдает от жажды власти, осложнённой болезненным аристократическим гонором — это, в общем-то, единственные черты, делающие его отрицательным персонажем. Что характерно, будет убит не Эцио: в финальной битве герой всего лишь загонит его к обрыву, а сбросит Ахмета оттуда его собственный брат, всё-таки ставший султаном в обход него.
- Мануил Палеолог — номинальный наследник свергнутой византийской династии, вступивший в тамплиеры, чтобы вернуть её на престол. Как и полагается мужу его происхождения и положения, плохой православный; носит солидное пузо и мощную, прямо-таки патриаршую бородищу. Вооружал для этих целей армию в одном из подземных городов Каппадокии (фанская викия утверждает, что в Деринкую), но Эцио Мануила заколол, а город взорвал (и хорошо, если не обрушил к такой-то матери).
- Шах-Кулу — туркменский повстанец, вступивший в тамплиеры, чтобы отомстить османам, разорившим его родную деревню. В прошлом поднял масштабное восстание, после его подавления стакнулся с Мануилом и исполнял при нём обязанности громилы. Убит Эцио в той же Каппадокии.
- Смотрящие за районами. С каждым из них Эцио встретится дважды, экзаменуя будущих мастеров-ассасинов для районных баз. В первый раз злодею всегда удастся сбежать, во второй Эцио с учеником всё-таки его настигнут.
- Вали сель Традат (с румынского — «Валерий, которого предали») — валашский аристократ, бывший ассасин, сменивший сторону после того, как Братство вступило в союз с османами. А османов Вали ненавидит за то, что те завоевали его родину и убили его кумира Влада Цепеша (короче, Шей Патрик Кормак конспектирует на будущее). Носит традиционный ассасинский белый костюм с зелёным кушаком. Какое-то время был агентом Ордена в Братстве, позже был раскрыт и охотился на бывших собратьев, пока не был выслежен и убит.
- Георгий Коста — греческий наёмник и профессиональный борец. Брутальный лысый и крутой бородач, слегка смахивающий на постаревшего Кратоса; очень тщеславен и слегка нарциссичен, прётся по тому, какой он сильный и как его боятся. Продолжит этим бахвалиться даже со скрытым клинком под ребром.
- Дамат Али-паша — турецкий офицер, разочаровавшийся в султане Баязиде после того, как тот решил, что завоевал достаточно и пора утихомириться. Однажды его ограбил тамплиерский сборщик податей, и Али устранил обидчика чужими руками, пожаловавшись ассасинам. Как говорится, не рой другому яму: при следующей встрече те прирезали его самого.
- Кирилл Родосский — православный дьякон-расстрига, пламенный оратор, лишённый сана за дискредитацию веры и с тех пор мстящий церкви через проповеди в пользу тамплиеров. Ну что тут можно сказать… дотрындится Кирюха очень быстро.
- Лисистрата — византийская уличная актриса, взявшая псевдоним в честь героини Аристофана. Тоже склонна к самолюбованию, попрекает Эцио тем, что «жизни, за которые ты сражаешься, тусклы и слабы; в них нет блеска». Чем помешала ассасинам — не очень понятно, но в итоге прирежут и её.
- Мирела Джурич — цыганка, гадалка и воровка, по беспределу обиравшая бедняков и травившая свидетелей. С тамплиерами явным образом не связана, но позволять такой личности продолжать безобразничать, дискредитируя тем самым остальной табор, было нельзя — ну, ассасины и не позволили.
- Одай Дункас — мятежный кузен сеннарского султана, изгнанный с родины непонятно за какие провинности. Давал взятки купцам в контролируемых ассасинами кварталах, чтобы те взвинчивали цены и направляли народный гнев на, собственно, ассасинов, за что и был убит.
Геймплей[править]
Отличается от Brotherhood чисто косметически. С одной стороны, разработчики, видимо, решили, что дальше улучшать уже некуда, и были не то чтобы совсем неправы (хотя следующая часть доказала, что можно-таки ЕЩЁ лучше); с другой — из-за этого игра смотрится скорее как огромный аддон к предыдущей части, нежели как самостоятельное произведение. К тому же принцип «тех же щей, да погуще влей» больно ударил по сюжетной составляющей (на которую уже достаточно пожаловались выше).
Оружие[править]
Убейсофтовцы наконец-то избежали штампа «ветеран-дилетант»: абсолютно все типы оружия и полезных свистоперделок вроде парашюта, открытые на протяжении предыдущих игр, доступны Эцио с самого начала (разве что некоторые придётся докупить, но и это можно сделать прямо сразу — были б только деньги). К тому же теперь они удобно делятся на основное и вспомогательное оружие, применяемое разными кнопками. К основному относятся длинное оружие, короткое оружие, скрытые ассасинские клинки и, что характерно, арбалет; к тому же почти сразу при встрече Юсуф модифицирует один из скрытых клинков Эцио до ножа-крюка, которым можно не только потрошить супостатов на 20 % круче, но и цепляться за натянутые верёвки и скользить по ним, что сильно сокращает дорогу по крышам. К вспомогательному оружию относятся метательные ножи, наручная пушка, отравленные дротики и бомбы. Вот об этих последних необходимо сказать отдельно.
Бомбы[править]
Бомбы турецкие ассасины ОБОЖАЮТ — периодически создаётся впечатление, что ради этой строчки вся песня и писалась. Верстаки для их создания имеются на каждой ассасинской базе, разбросаны по укромным углам всего Константинополя и разве что в султанском дворце не припрятаны; плюс у барыг с чёрного рынка можно купить готовые бабахалки. Теперь Эцио не бросает бомбу под ноги, как раньше бросал дымовую шашку, а должен некоторое время прицелиться — этому научит Юсуф при первой же встрече. Бомба состоит из трёх компонентов: корпуса, пороха и начинки, которая в свою очередь бывает трёх типов: летальной, тактической и диверсионной.
Корпуса:
- Ударный корпус ― бомба детонирует при попадании во что угодно.
- Корпус с запалом ― бомба детонирует через 3 секунды после броска, до этого отскакивая от всех поверхностей.
- Растяжка ― устанавливается под ноги и детонирует, когда в зону вокруг неё входит кто угодно. Кто угодно — значит, не только враг, этим растяжка и коварна: очень легко вляпаться в собственную ловушку или словить десинхронизацию от того, что на растяжку наступила шайка нищенок.
- Липкий корпус ― приклеивается к тому, во что попадёт (включая живых людей), через 5 секунд детонирует.
Порох определяет радиус поражения бомбы: у индийского пороха он самый маленький, у арабского средний, у британского самый большой (не иначе британские учёные разработали).
Начинка:
- Летальная:
- Шрапнель. Простенько и со вкусом убивает врагов (при неосторожном применении — не только врагов).
- Порошок дурмана. Отравляет всех в области поражения. При этом взрывается довольно тихо, что позволяет при должной сноровке выкашивать такими бомбами целые роты врагов и оставаться незамеченным: умершие от яда всё ещё вызывают меньше тревоги, чем зарезанные или задушенные.
- Угольная пыль. Наносит меньше урона, чем шрапнель, зато раскидывает их мощной ударной волной, что теоретически полезно, чтобы сбрасывать противников с крыш.
- Тактическая:
- Фосфор. Привычная по предыдущим играм дымовая шашка на максималках. Пикантный факт: в отличие от них, теперь Эцио тоже не видит сквозь дым, а потому приходится либо тыкать клинками вслепую, либо потратить время на прожатие Орлиного зрения, а этого времени не всегда бывает достаточно.
- Колючки. Ранят ноги врагов, замедляя их. Было бы очень полезно, имейся в игре возможность бросать бомбы за спину во время погони, а так — пока ты остановишься, пока развернёшься, пока прицелишься — хоп, уже и убит.
- Овечья кровь. Облитые ею противники пугаются, решив, будто ранены. Страх их ненадолго парализует, позволяя ранить и убить уже по-настоящему.
- Одорант. Мерзко смердит, заставляя всех убегать из радиуса поражения. Врага, очутившегося в эпицентре взрыва, также может парализовать.
- Диверсионная:
- Сера. Бомба взрывается с громким хлопком, привлекающим стражу, которая его услышит.
- Селитра. Бомба испускает дым, привлекающий стражу, которая его увидит.
- Пиритовые монетки. Бомба разбрасывает фальшивое золото, а мирные жители бросаются его подбирать, путаясь под ногами у стражи.
А теперь вишенка на торте: два из заданий на 100 % синхронизации — изготовить по одной бомбе с каждым типом корпуса и с каждым типом начинки. Операцию умножения можете произвести сами. При этом недостатка в самих ингредиентах нет, они валяются в сундуках по всему Стамбулу, но вот сам процесс крафта — это гринд в худшем значении данного слова.
Умения[править]
Призыв ассасинов и град стрел тоже доступны с самого начала — навербуй только достаточно народу. После гибели Юсуфа град стрел получит терминаторизатор — до самого конца миссии со штурмом янычарского арсенала (увы, не на всю игру; а ви таки думали, в сказку попали?) у него отключится кулдаун.
Орлиное зрение слегка прокачалось. Теперь Эцио не только видит в нём, кто друг, кто враг, и кто где ценный лут, но ещё и замечает маршруты, по которым ходят стражники, и даже изредка видит прошлое — например, как кто-то кого-то убил и куда потом побежал. А наводя «прицел» на однотипные объекты, можно присматриваться к ним, чтобы определить нужный. Этому нововведению, в отличие от многих, хочется только аплодировать, и очень жаль, что оно не пошло дальше по серии.
Базы ассасинов[править]
Помимо центральной штаб-квартиры игрока, которая необнаружима и неуязвима, в Константинополе есть семь баз, по одной в каждом районе, поначалу принадлежащих византийцам. Базы представляют собой идейное развитие башен Борджиа из Вротхерхуда: каждую требуется захватить, её начальника убить, а на крыше башни, венчающей здание, зажечь огонь, которым ассасины демонстрируют, что «мы здесь власть». После этого внутри появятся карта для выполнения международных заданий, верстак для бомб и, самое главное — возможность назначить этой базе наставника из завербованных ассасинов. Для этого он должен достичь десятого уровня (на котором его, собственно, в ассасины и посвятят), при этом Эцио получает задание вместе с ним ликвидировать тамплиерского смотрящего за районом. В первый раз ученик задание без вариантов провалит, но по достижении 15 уровня под чутким руководством Эцио возьмёт реванш.
Поскольку ассасины с османами в хороших отношениях, то известность, повышающаяся при противоправных действиях, обращает на героя внимание не стражи (даже если Эцио именно стражу для этого и резал), а византийцев. Кстати, не только при противоправных: ещё сильнее повышает её вложение денег в недвижимость. Когда показатель известности накручивается дважды, она обнуляется, а византийцы нападают на одну из баз, и Эцио должен бежать её защищать.
Здесь нас подстерегает внезапная смена геймплея: защита баз представляет собой почти классический Tower Defense. Эцио занимает позицию на крыше одного из домов на улице, ведущей к базе; по этой улице на базу будут набигать волны противников, и игрок должен не дать им прорваться. Изначально у него есть некоторое количество очков боевого духа, новые можно заработать, убивая осаждающих — именно на них набирается обороняющаяся армия, в которую входят:
- Ассасины-командиры (10 БД). Удерживают позицию, и только. На крышу, где нет командира, других ассасинов послать нельзя.
- Бойцы дальнего боя:
- Ассасины-арбалетчики (10 БД). Самые первые и базовые наши войска. Стреляют слабенько, но шустро, и вполне могут превратить в ёжиков волну-другую низкоуровневых нападающих.
- Ассасины-стрелки (15 БД). Эти палят уже из огнестрельных карамультуков, пореже, но и помощнее, чем арбалетчики.
- Бомбисты с колючками (15 БД). Забрасывают атакующих замедляющими бомбами. Малополезны, ибо складываются с одной пули.
- Бомбисты со шрапнелью (25 БД). Стеклянные пушки, столь же уязвимые, что и колючие товарищи, но наносящие гораздо больший урон.
- Бойцы ближнего боя:
- Ассасины-громилы (10 БД). Мощные и прочные. На крыше защищают товарищей от тамплиерских лазутчиков, внизу отвешивают осаждающим мощные УЧННР… и беславно складываются под огнём.
- Воздушные ассасины (10 БД). Прыгают на врагов с крыш, очень эффективно убивают, очень быстро умирают.
- Баррикады:
- Базовая баррикада (10 БД, каждое улучшение ещё столько же). За ней можно укрывать стрелков или громил… и всё. Но даже так она имеет все шансы простоять до самого финала, пока её не сомнёт осадное орудие.
- Баррикада с греческим огнём (20 БД). Мощно жарит подошедших близко врагов, но против осадного орудия не сдюживает.
- Баррикада с многоствольной пушкой (30 БД). Отстреливает врага на средней дистанции, хорошо ломает технику.
- Баррикада с бомбардой (40 БД). Мощная и дальнобойная — только не давайте тамплиерам прорваться в слепую зону, в упор она не стреляет.
Каких именно типов будут осаждающие войска и сколько их будет волн, всегда можно посмотреть перед боем, так что сюрпризы ожидают только ленивых и невнимательных. После последней волны всегда выкатывается осадное орудие — толстый и мощный босс; его нужно сломать прежде, чем оно доедет до базы и сломает её. Если сломать не получится, отвоёвывать базу обратно придётся заново.
Если же желания возиться с обороной нет, можно просто не набирать достаточно известности. Способы её понизить традиционные: подкуп глашатая даёт −25 %, убийство свидетеля — −50 %, и ещё −25 % — убийство убийц, которые иногда набрасываются на Эцио из толпы с ножом. Как правило, из-за спины, но иногда можно подловить негодяя и издалека, благо при его приближении начинает играть тревожная музыка. Когда рекрут, наззначенный начальником базы, достигает 15 уровня, та становится иммунной к тамплиерским атакам и больше Эцио не беспокоит.
Тропы и штампы (помимо вышеприведённых)[править]
- Крутой дедуля — Эцио Аудиторе и Альтаир. Какие чудеса акробатики творит этот почтенный пожилой человек и как лихо укладывает вражин-тамплиеров, можно увидеть уже во вступительном ролике. Альтаир же, дожив до девяноста двух лет, по крайней мере обладал весьма пафосной харизмой.
- Впрочем, престарелый Альтаир на акробатику уже неспособен, и даже бегает медленно и недолго. Но это не мешает ему вогнать зазевавшемуся вражине потайной клинок в глотку.
- Куда заводит месть — Аббас считает Альтаира своим кровным врагом. Ни к чему хорошему это не приводит. Несмотря на то что Альтаир прощает первую попытку измены.
- Прощай, Алиса — стареющий Эцио здесь прекратил молодиться и ведёт себя сдержанно, не выпендривается, и даже вместо того, чтобы тащить в постель всех женщин, до которых дотянется, очень трогательно ухаживает за Софией.
- Слезогонка — конец истории Альтаира. Вход во все топы слезогонок в видеоиграх обеспечен.
- Спрятаться за языковым барьером — чтобы проникнуть на пир во дворце Топкапы, Эцио переодевается менестрелем и старательно отыгрывает роль, пока его ассасины устраняют цели. Юмор ситуации заключается в том, что турки по-буржуйски не разумеют и потому думают, что Эцио поёт что-то безобидное, в то время как на самом деле он импровизированными стихами рассказывает, как в былые времена мочил в сортире всяких там Борджиа и прочих Пацци, как по-дурацки чувствует себя в костюме барда и другую подобную ересь: «Я пою по-итальянски, и меня вам не понять, греческих я слов не знаю, а турецких знаю пять…» (врёт. Точнее, стебётся).
- Флэшбэк — Эцио смотрит воспоминания Альтаира, заключённые им в артефакты Предтеч, в то время, как воспоминания самого Эцио об этом смотрит Дезмонд.
- Я устал, я ухожу — Эцио, увидев, как окончил жизнь Альтаир, решает отказаться от его Яблока Эдема и уходит на покой, чтобы провести остаток жизни не на войне, а вместе с любимой.