Ветеран-дилетант

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
« I was the brightest in my unit got the tightest of training

So why am I down on the range learning basic aiming?
Guess I must have got my screws knocked loose in a fight
Cause I don't even remember how to aim down sights

»
— Miracle of Sound — Shooter Guy
« Генералы всегда готовятся к прошлой войне »
— Уинстон Черчилль

Наш герой — ветеран с исключительным послужным списком. В его досье — невероятные похождения. Но потом с ним случилось страшное: он стал главным героем RPG. Ну, или вступил в команду к главному герою. И теперь он имеет только общее представление о том, с какой стороны браться за пистолет, а с чем посерьезнее, вроде автомата или тем более снайперской винтовки, даже не возьмется пробовать, а если даже возьмется — не попадет в стену с трех метров. И нет, амнезии у него не было.

Встречается во всех играх, в которых у героя по бэку есть профильный опыт, а сделать прокачку всё же хочется.

Бывает, что у нас генерал или диванный эксперт, и он мастер тактики и стратегии/писать советы и нравоучения. И тут его выгнали из штаба, вручили калаш и в бой. Он прекрасно владеет тем оружием, которым пользовался в свое время (зачастую картой, циркулем и компасом, но может и обычным пистолетом, и то в целях самозащиты), а вот более современное вызывает у него затруднения. Ну не тому его учили.

Где встречается[править]

  • Mass Effect — зигзаг: Наш герой — лейтенант-коммандер (майор) спецназа и опционально герой боев за Элизиум или участник зачисток батарианских пиратов, и просто кандидат в Спектры. При этом на начало игры он/она более-менее умеет пользоваться только пистолетами, а что-то другое сможет нормально использовать только если хорошенько прокачаться. Думаю, понятно, почему людей не хотели брать в спектры, если это — лучший. А вот во второй и третьей части опыт уже есть.
    • Зависит от класса и выбранных умений. Скажем солдат — прекрасно владеет штурмовой винтовкой и с первой же миссии кладет хасков направо и налево.
    • Заид Массани же! Самый что ни на есть ветеран, но даже свой фирменный приём — гранаты Инферно — должен разучивать с нуля (обоснуй: он эти гранаты просто крафтит из случившихся на борту химикатов). Да и в остальном он ничуть не лучше молодых компаньонов. И это мы ещё о Самаре с её столетиями боевого опыта молчим…
  • Fallout 4 — в кои-то веки ГГ — взрослый человек, бывший солдат, и даже без амнезии. При этом никаких боевых навыков у него нет, и в бою он не отличается от своей супруги-адвоката. Понятно, почему Америка проигрывала войну. Или он таки отморозил мозги в анабиозе? Хотя, судя по его таланту в строительстве, служил он в инженерных и ничего опаснее лопаты в руках не держал.
    • Вообще-то, в начале игры персонаж вполне успешно может противостоять рейдерам.
    • А если немного оттолкнуться от реальной жизни? ГГ умеет заряжать, разбирать, модифицировать и возможно чинить и чистить оружие и броню. Этому в реале тоже надо учиться. Плюс он/она хорошо разбирается в строительстве.
  • X-COM. Вроде как рекруты — ветераны с приличной подготовкой. Любимое занятие новичков — мазать и паниковать, вооружить их можно только автоматами и пистолетами.
    • Это против людей они ветераны, а против пришельцев — новички.
      • Качаются они с такой скоростью, что, похоже, их нубовость продиктованна шоком от встречи с «аленями». Как только шок проходит — картина меняется кардинально.
      • В фанфике Вохи есть обоснуй — особое тарелочное силовое поле, ограничивающее доступное пространство до того самого квадрата и сдвигающее руки землян поближе к ногам.
  • Xenonauts. Если оригинальный Х-СОМ дает простор для фантазии о прошлом операторов организации, то здесь биография солдата описана достаточно подробно, включая род войск/воинскую часть и боевой опыт. Смешно смотреть, как ветераны групп «Альфа» и «Дельта», спецназовцы ГРУ, «зеленые береты» и солдаты гвардейских дивизий не могут взять с собой больше двух магазинов к автомату, да и попадают из него с большим трудом.
  • Stories: The Path of Destinies — игра с тропом. ГГ растерял навыки за время мирной жизни и не учится, а вспоминает.
  • Planescape: Torment — аналогично. ГГ обладает дефективным бессмертием — после смерти он воскресает, но при этом страдает его память. В итоге на начало игры он ничего не умеет, хотя за свою долгую жизнь успел побывать и великим воином, и магом, и вором — всё приходится учить заново.
  • Pillars of Eternity — в первой части в этом плане в глаза больше всего бросается Эдер. Участник войны, который знает с гулькин нос. Во 2-й части без обоснуя «пропили» свои навыки Эдер, Алот и Паледжина. У ГГ хоть обоснуй есть.
  • Crysis — протагонист первой части Номад, лейтенант и опытный вояка в нанокостюме.
    • Разве там есть прокачка? Вроде там только оружие прокачивать можно.
  • Risen 2 — пьянство до добра не доводит.
  • Risen 3 — В прологе герой достаточно прокачан, но смерть повлияла на него сугубо негативно.
  • Gothic 3 — ладно на старте игры «пираты угнали корабль со всем лутом и деньгами». Но герой опять ничего не умеет, а очень крутые, «сотые» для 1-2 игры показатели Силы и Ловкости оказываются издевательски слабы.
    • Всё становится на свои места, если предположить, что Безымянный на Хоринисе был Магом Огня. Магия то пропала, а запас маны (и прочие статы) в основном повышался за счёт грибов и зелий, которые, минуточку, в третьей части называют не «постоянными», а «долгоиграющими». Выветрился эффект за время путешествия.
      • Есть обоснуй от разработчиков, что ГГ несколько ослабел от болезни(или проклятия?), подхваченной на Иордорате.
    • А ещё, если задуматься, то герой в начале третьей части тащемта не такой-то и слабый. Посудите сами: он чуть ли не ваншотом гасит падальщиков, героически тащит в бою с небольшой стаей волков, а раз на раз так и вовсе способен надавать по сусалам… орку! В предыдущих играх Безымянный становился способен на такое только во второй, если не в третьей главе из шести. Кроме того, он уже со старта умеет ковать простое оружие, варить целебные зелья и вскрывать простые сундуки — ничего из этого Безымянный из начала второй части не умел (в первой части ситуация… специфическая[1]). Наконец, он вооружён вполне сносными и новенькими мечом и луком, в то время как в первой части первым оружием Безымянного становилась либо кирка, либо полуразвалившийся ржавый мечишко, а во второй он вообще уходил от Ксардаса с палкой в заднице руке. Так что если принять обоснуй о том, что в предыдущей части герой был магом (или что ослабел от проклятия Ирдората — как вам больше нравится), то такой расклад на начало игры выглядит вполне логичным.
  • Вся серия Heroes of Might and Magic — все герои первого уровня. У каждого такая биография, что вообще не понятно, как у них может быть всего-то первый уровень. Есть редкие исключения.
    • А ещё глупее, когда герои к первому уровню возвращаются. Особенно когда они прокачались в прошлой миссии.
      • Обыграно в кампании Зехира в «Повелителях Орды». Начинает он весьма приличным 25-ым уровнем, правда своего города на карте нет. Не беда: почти сразу же в начале миссии джинны предоставляют инновационное заклинание для призыва летающего города, вот только потребляет оно не ману а опыт и «демонстрация» съедает сразу 17 уровней. Неподалёку маг вручает ещё одно новое заклинания для призыва существ из города в любую точку на карте по аналогичному принципу и после очередной «демонстрации» Зехир остаётся уже 5-го уровня.
  • Серия Ys этим славится. Адол спасал мир от древних богов раз шесть, по дороге собирая коллекцию древних артефактов и прокачиваясь до соответствующего уровня, но в каждой следующей игре он опять новичок в тряпье с ржавым мечом.
  • Xenus 2 — игра и без того заслуженно критикуется, но полным финишем становятся сцены, в одной из которых местный житель (гражданский!) учит ГГ бегать быстрее — после чего засчитывается перк бегуна — а в другой ГГ учат задерживать дыхание при стрельбе из винтовки — засчитывается перк стрелка. И если остальное можно списать на жанровую условность (все-таки хоть протагонист и герой-ветеран-ловкач, но игрок-то — нет и должен учиться управлять персонажем), то это совсем уж вопиющий ход без хотя бы какого-то обоснуя.
    • И это еще прекрасный игродизайн по сравнению с первой частью (Xenus: Точка Кипения) — по сюжету, протагонист там являлся бывшим военнослужащим Иностранного Легиона (в международной версии — просто бывший военный). Бывшим он стал явно после тяжёлой контузии, повлёкшей инвалидность, поскольку все прокачиваемые параметры персонажа не просто на нуле (это было бы ещё можно понять как условную точку отсчёта для дальнейшего развития), а обозначены определениями вроде «косой», «слепой», «криворучка» или «руки-крюки».
  • Серия игр Ведьмак — в начале первой части Геральт не умеет практически ничего из ведьмачьих навыков. С фитильком, ибо потерял память, которую позднее восстановит. Правда, к третьей части память полностью восстановилась — да только всё равно толпа высокоуровневых мобов влёгкую запинает лучшего фехтовальщика Севера!
    • И много хороших фехтовальщиков в реальной жизни справится со, скажем, злым медведем в естественной среде обитания? А с двумя? А с толпой?
      • Ладно бы высокоуровневых, но крысы в подземельях Новиграда… Меня к такому не готовили.
    • Как минимум, если в первой игре ведьмачьи Знаки приходится учить с нуля, то во второй-третьей они доступны сразу, хоть и на минимальном уровне.
  • Star Wars: Knights of the Old Republic II: The Sith Lords — главный герой в прошлом могущественный форсюзер, крутой генерал, полноправный рыцарь-джедай и просто третий в иерархии реваншистов после собственно Ревана и Малака. Тем не менее, она знает ровно одну форму боя на световых мечах и полный ноль способностей и форм Силы, не говоря уже о прочих бойцовых и командных навыках. Нет, конечно у Ордена джедаев не лучшие времена, но рыцарь с квалификацией даже не падавана, а юнлинга это уже слишком…
    • … Если не вспоминать о том, что ГГ — Рана в Силе и лишилась своей связи с Силой. А она нужна в том числе для всех форм боя на мечах, кроме нубской «Шии-чо», которую учат неподкованные в Силе юнлинги. И она, как и многие в этом списке, ну учится с нуля, а «вспоминает снова» и восстанавливает свою связь с Силой. Поэтому и прокачка такая быстрая: когда уже знаешь, что и как сделать, «заново» овладеть этим куда проще.
  • LISA: the Joyful — Рандо. С прикрученным фитильком — он достаточно силён, и с обоснуем — Брэд его очень сильно поколотил в финале LISA: the Painful.
  • Tyranny — протагонист является Вершителем Судеб (что-то вроде Судьи Дредда, как гласит Слово Божье) при местном Тёмном Властелине, куда хлюпиков не берут по определению. К тому же Вершитель уже один раз принял участие в завоевании Ярусов — и отнюдь не отсиживался в тылу. Если откровенно никакущей экипировке ещё можно найти обоснование (мол, Владыка Кайрос просто не знал(а), насколько запущены дела в восставших Ярусах, и отправил Вершителя с церемониальным облачением и оружием), то вот нубству оправдания всё равно нет.
    • Нубство там по меркам возможного будущего развития, а шериф-судья-аудитор, который способен в одиночку завалить двоих-троих рядовых солдат или одного офицера, даже в церемониальном тряпье, с ковырялкой-зубочисткой в руках, по меркам своей должности и обязанностей уже достаточно крут.
  • Warcraft 3 — под троп можно подвести или лишь несколько примеров, или почти всех героев в зависимости от того, как трактовать героя первого (или другого небольшого) уровня. Если первый уровень — это уже сильно обученный персонаж (потому он «герой», а не «юнит»), то подойдут следующие примеры:
    • В конце кампании Альянса Артас представляет собой машину смерти: со скилом на временную неуязвимость и уроном тьмой он может в одиночку ломать базы нежити. Однако в начале кампании нежити мы получаем всё того же героя с тем же читерским артефактом, но теперь это рыцарь смерти 1 уровня, которого обычный всадник легко завалит в поединке. Обоснуй: потеря души и долгие скитания по ледяным пустошам на пользу не идут. Или просто Артас не освоился с новыми силами.
    • Тралл в кампании Орды. Случай, близкий к Артасу — в прологе (особенно в «полном» из Reforged[2]) Тралл успевает прокачать несколько уровней, однако «основную» кампанию за Орду он вновь начинает первым уровнем. Обоснуев с толком не придумаешь, так как между кампаниями Тралл всего лишь плыл на корабле. И герои других кампаний за плавание уровней не теряли.
    • Сильвана тоже потеряла от превращения в нежить несколько уровней. Обоснуи см. у Артаса.
    • Тиранда, Малфурион и Майев — эти герои являются ветеранами прошлой войны с демонами, потому для них низкие уровни прокачки нелогичны даже с т.з. «первый уровень — это уже сильно обученный персонаж». Они должны были «прокачаться» ещё до сюжета. Подсвечено в самой игре, в аддоне The Frozen Throne — там нам дают сразу прокаченных до максимума Тиранду и Малфуриона и через подсказку сообщают о том, что эти герои самые сильные, потому они 10 уровня. Но Майев, которая, на минуточку, была конкуренткой Тиранды, всё ещё стартует со 2 уровня (ну хоть не с первого). И она ещё на Иллидана 10 уровня охотится, хотя куда ей там с ним справиться! Вайш, пожалуй, примерно в ту же степь.
    • Ещё один вариант тропа отыгрывает Кель. Ладно, пускай он появляется перед нами 2 уровня — он как бы обучен теории, но ещё с толком не воевал. Однако он уже участвует в сражениях как наш союзник на протяжении двух миссий кампании за Майев. И ведь он не качается! Из-за чего он крайне блекло смотрится на фоне тех же Малфуриона и Тиранды, и на фоне Майев, которая уже успела прокачаться, да даже ноунейм паладин в одной из этих двух миссий имеет 8 уровень. По механике игры Кель должен был прокачаться минимум на два уровня (это стандарт — по уровню за миссию или больше), чего не происходит. Возможно, чтоб как и в случае с Траллом и Артасом не пришлось «откатывать» полученный героем опыт.
    • Если же считать, что первый уровень маловато для, например, прошедшего полную подготовку паладина Артаса (по книге он ещё и боевой опыт имеет), то под троп можно подвести почти каждого героя. Тралл — уже опытный шаман, заслуживший титул вождя Орды (дважды 1 уровень), Джайна — лучшая ученица города магов (2 уровень), Громмаш[3] и Рексар — ветераны Второй Войны (4 и 1 уровни соответственно), Ануб’Арак, хоть и величайший воин среди нерубов, лишь третьего уровня и т. д.
    • Но иногда тропа удавалось избежать. Обычно если героя давали не в начале кампании, потому его прокачка не ломала баланс. Те же Тиранда и Малфурион из аддона, Иллидан в аддоне сразу имеет максимальный 10, Самуро (временный «сменщик» Рексара) опять же 10 уровня и т. д.
    • На врагов троп тоже работает по-разному. Утер, как один из крутейших паладинов, сразу имеет 10 уровень и его завалить Артасом 3 уровня — задача нетривиальная. И ведь никто Утера «нерфить» не стал! А вот Малганис, хоть и крайне сильный натрезим, всё же прокачан не на максимум — тут создатели кампании не решились пустить против Артаса героя выше уровнем.
  • ELEX — Джакс был одним из лучших полевых командиров и воинов, но авиакатастрофа, выстрел в грудь, падение с высоты и, главное, выветрившийся из организма элекс, подпортили его навыки. Плюс у него сперли снаряжение.
  • Baldur's Gate: Калид и Джахейра, если взять их в отряд в первой главе, оба будут первого уровня. При этом они — опытные Арфисты, у которых за плечами уже есть несколько дел (как минимум они одолели работорговца барона Плойера).
    • Несомненно… И в этой же серии инверсия — Baldur’s Gate 2 начинается уже вполне прокачанными персонажами (так как является прямым продолжением первой игры, уровень примерно соответствует тому, с каким они могли бы завершить сюжет той игры) — создавая нового персонажа ему дается возможность пораскинуть скиллпойнтов за все предыдущие уровни, бывшие сопартийцы будут ему под стать…
  • Jagged Alliance — даже крутые профессиональные (!) наемники не способны более-менее метко стрелять. Более того, ничего лучше револьвера с десятком патронов на старте они не имеют.
    • Ну это уже возмутительно! Там кроме крутых наёмников есть ещё и откровенно гражданские нубы, решившие попробовать себя в деле солдата удачи. Наймите парочку и сразу убедитесь в том, что между местным профи и гражданским — пропасть в плане скиллов. Они даже в стену сарая попасть не могут, так руки трясутся. Как и у реальных «тепличных» гражданских, между прочим. Моя претензия в другом: почему там нельзя нанять за пять баксов какого-нибудь пацана из Сомали? Эти граждане стреляют тоже не сказать, чтобы суперски (хотя уже привыкли), зато обходятся дешевле чем «тепличные» гражданские (те хотят, если правильно помню, то ли $200 то ли $300), а если разница мала, то зачем платить больше?
      • На самом деле это поклеб, дорогие наемники вроде Рыси весьма прилично вооружены и могут захватить Драссен в одиночку, не говоря уже об элите. А что до цен на слабаков из MERC так это вероятно наценка за услуги организации.
  • Санитары Подземелий — герои, по сюжету опытные бойцы, вынуждены учиться воевать с нуля. Хотя во второй части можно выбрать «режим опытного бойца» — тогда Хартман будет отлично драться на кулаках и стрелять из имперского оружия, а вот обращению с местным должен будет учиться.
  • «Кейн и Линч: смертники». Герой, вроде как бывалый киллер (или наёмник, автор правки точно не помнит). Вроде как. Обучающую миссию даже ему не миновать.
    • Кейн действительно профессиональный наёмник, а Линч нет. И в обучающей миссии Кейн его учит: смотрит на что тот вообще способен и отрабатывает с ним командные взаимодействия.
  • Disgaea 5 — Киллиа в первой же катсцене разносит приличный отряд вражеских демонов, а затем оказывается, что в прошлом он был одним из сильнейших Оверлордов. Куда всё подевалось? Баал его знает.
    • А D2 (вернее Disgaea D2: A Brighter Darkness) вшибает педаль за пределы галактики: у нас тут Лахарл и Этна первого уровня, при том что по сюжету они ещё до событий данной игры завалили Баала.
  • Railroad Tycoon 3 — пусть пафосные имена наших олигархов это условность и они типа в начале своего пути, но во многих миссиях мы действительно играем за правителей, их приближенных, уже состоявшихся олигархов итд. Почти всегда это не влияет ни на что.
    • Внезапно в отдельной миссии в маоистском Китае отыграли — у нас безграничная кредитная линия в валюте под 5 % годовых, только перебрав с кредитами легко привести всю страну к экономической стагнации, не мы одни такие умные распиливать деньги.
  • Space Station 13 — по сюжету мы персонал космической станции и по определению высококлассные профессионалы, если добровольно не выбрали роль ассистента или гражданского. А на практике никаких навыков персонажа нет, есть только навыки игрока. И первый десяток раундов за профессию будет с мануалом на коленях.
    • Потому бывает и наоборот, когда какой-нибудь ассистент, причем пьяный и заляпаный опасными веществами после эксперимента, отчего он уже готов упасть в болевой шок, оказывается на редкость мозговитым, додумываясь и делая то, до чего весь научно-медицинский отдел додуматься не мог. Ну, если при игре за ассистента прямо не запрещается слишком сильно разбираться в профессии. Так что судят не по профессии, а по игроку.
    • А вообще, зависит ещё и от сборки. В некоторых форках скилы таки есть, и некоторые их них имеют в том числе и игромеханические ограничения.
  • «Серп и Молот» — сюжетно обыграно. Обучающий уровень представлен в виде тренировочного лагеря для диверсантов, и протагонисту предлагается прослушать обязательные вводные лекции и сдать нормативы. При этом инструктора подчёркнуто уважительно относятся к герою Сандомирско-Силезской операции и разрешают самому решать, какие тренировки ему нужны. Выбор полного обучающего курса нисколько не принижает самолюбия бойца, заявленного опытным ветераном: есть приказ сдать нормативы — есть сдать нормативы!
  • Deus Ex: Mankind Divided — аналогично предыдущему. В теле Дженсена обнаружились скрытые импланты, из-за чего всю его систему пришлось сбросить до заводских настроек.
  • Spellforce — главный герой — ветеран войн Призвания, продолжительного конфликта между сильнейшими магами мира Эо, с ретроактивным бессмертием и потенциально столетиями боевого опыта, начинает своё приключение хилым воякой или магом первого уровня. Конечно, ему стёрли недавние воспоминания, но, похоже, вместе с воспоминаниями случайно удалили и все воинские навыки.

Примечания[править]

  1. Кое-как ковырять замки герой может и без обучения — плохо только то, что отмычки при неудачном взломе почти всегда ломаются. Выковать меч он тоже может, но только весьма паршивый — даже у крестьян изредка встречается оружие получше! А вот механика алхимии в первой части отсутствует совсем.
  2. В Reforged добавили три миссии в пролог (раньше они шли отдельно), за счёт чего Тралл заканчивает кампанию не третьим уровнем, а шестым.
  3. Его я не отнёс к случаю Тиранды и других по двум причинам — во-первых, у эльфов опыт всё же посерьёзнее (учтём и тренировки во время десятитысячелетнего «перерыва» между войнами с демонами), во-вторых, Громмаш хотя бы не первого уровня, в отличие от Тиранды. Хотя случай Грома близок к Малфуриону, который в «перерыве» спал и который начинает третьим уровнем. Тут я лишь сошлюсь на удобство группировки примеров.