Приключения в Комаляндии
TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Adventures in Comaland. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
Приключения в Комаляндии — красочные и реалистичные сны о других мирах, прошлом или загробном мире, которые видят персонажи в коме, состоянии клинической смерти и тому подобных состояниях между жизнью и смертью. Важность этих снов может заключаться в том, что персонажу нужно выполнить некую определённую задачу, чтобы проснуться, но иногда всё зависит не от персонажа, а от врачей, которые пытаются вернуть его в сознание. Благодаря тому, что это — не реальность, а плоды больного воображения персонажа или реальный, но сверхъестественный загробный мир, образы и ландшафты Комаляндии могут и должны быть сколь угодно сюрреалистичными. Один из подштампов — попадание не в иной мир или прошлое, а в будущее после пробуждения, что на самом деле является обычной галлюцинацией.
Если в компьютерной игре есть реклама или антиреклама наркотиков, есть шансы, что и в Комаляндии дадут побегать.
- См. также
- Твист Амброза Бирса — если выездную визу из Комаляндии получить не удалось.
- Приглючения в Глюколяндии — вариант с фитильком: персонажа глючит, но при этом он не лежит в отключке, а одновременно приключается в реале. И не может понять, где кончаются глюки и начинается реальность.
- Бабочка и император — что из произошедшего с героем реально, а что нет, так и остаётся под вопросом.
Где встречается[править]
Литература[править]
Отечественная[править]
- «Хроники странного королевства»: важную роль в сюжете играет концепция Лабиринта. Лабиринт — это субреальность, в которую попадают разумы всех людей, по тем или иным причинам лишившихся связи с реальностью, — коматозников, безумцев, умирающих. Кроме того, в Верхнем Лабиринте расположены миры снов. Антураж Лабиринта регулярно меняется: даже одно и то же место может выглядеть по-разному в разное время и даже для разных людей, но непременно сюрреалистично. Ориентироваться в нём могут только маги уникальной школы Пламени Духа, они же могут дать встреченному в Лабиринте человеку возможность осознать пребывание там. В противном случае человек не осознаёт, что окружающие его события нереальны. Из Лабиринта два выхода — Тоннель на тот свет и Ступени в реальный мир. Нередко содержимое Лабиринта тянет умирающих к Тоннелю (например, бурным течением; или просто представлением своего состояния как висения над обрывом), а коматозников — удерживает на месте. Порой по окружению в Лабиринте можно судить о реальном состоянии человека: например, валяющийся с лихорадкой будет ощущать себя бредущим по раскалённой пустыне. Ах да: в Лабиринте невозможно лгать. Что, впрочем, не мешает умалчивать истину и искажать факты.
- «Багдадский вор» Андрея Белянина: пока тело главного героя лежит в коме в городской больничке, его гордый дух переносится в арабский халифат, где он, Лев Оболенский — тот самый Багдадский вор.
- «Лётчик и девушка» Ольги Онойко. Летящий на биплане по Солнечной системе (а-ля Экзюпери) лётчик — на самом деле очень больной мальчик. А девушка, к которой он стремится, — медиум, пытающийся вывести его из комы.
- «Дом, в котором» — именно так работает как минимум один из уровней Изнанки.
- «Мои посмертные приключения» Юлии Вознесенской — мытарства души, Рай и Ад в комплект входят. Их описание нещадно раскритиковано некоторыми священниками (хотя встречаются среди них и диаметрально противоположные мнения), но в защиту писательницы можно сказать, что видимый в коме тот свет — едва ли реальность.
- «Теркин на том свете» Александра Твардовского — неужели загробный мир обыкновенен? Нет, это наш троп, в конце Василий Теркин просто выходит из комы.
- «Стервятник» Александра Бушкова. Неудачливый инженер Родион Раскатников от отчаяния берёт пистолет и выходит на большую дорогу. Встретив подругу жизни в лице девочки из эскорт-услуг (кстати, Соней звать), главный герой окончательно погружается в пучину преступной жизни. В конце концов героя осеняет, что ничего из случившегося не было, что он ударился головой и лежит в больнице, и пытается пробудиться, но прав ли герой в своих догадках, остаётся неизвестно если не считать, что в других книгах другими персонажами похождения Раскатникова упоминаются, как вполне реальные события
- «Самолет по имени Сережка» Крапивина. Начинается в полном соответствии с каноном жанра — сперва главный герой возвращает себе способность ходить во сне. А затем и наяву. Или… это был не сон?
- Зотов «Москау» — весь мир победившей Оси, пораженный странным неизлечимым недугом, при котором здания и люди просто растворяются в небытии — горячечный бред умирающего от пули в голове немецкого солдата под Сталинградом. Таинственная девушка-вестница бедствия — инкарнация той, что он убил при зачистке деревни. Таинственный офицер, умеющий менять внешность как Т-1000 и расстрелявший руководство рейхскомиссариата — реальный немецкий офицер, любивший носить накладные усы или очки и расстрелявший от отчаяния одного из командиров. Только когда главный герой вспоминает все и искренне раскаивается во всем содеянном, жизнь ему становится настолько не мила, что Смерть милостиво соглашается забрать его.
- Серия «Эмобой» Антона Сои. Причём Комаляндия оказывается настолько мощной, что прёт в реальный мир и грозится его разрушить.
Зарубежная[править]
- «Убик» Филипа Дика: человек, которого из-за несчастного случая или неизлечимой болезни погрузили в состояние «послежизни» или особого анабиоза, способен по-прежнему осознавать себя и даже воспринимать вокруг галлюцинаторное подобие прежней реальности.
- «Месть Стальной Крысы» Гарри Гаррисона: Джим ди Гриз в бессознательном состоянии переживает одиночный бой против толпы плюшевых мишек и оловянных солдатиков.
- Джордж Мартин, цикл «Песнь Льда и Пламени» (с 1996) — одна из глав первой книги от лица Брана является натуральным коматозным сном, в котором Бран впервые встретил трёхглазую ворону. В сериале зарубили (точнее, свели до одной крохотной сценки).
- «Мост» Иэна Бэнкса — сабж в квадрате пополам с Это был только сон: попавший в автомобильную аварию инженер приходит в себя на гигантском железнодорожном мосту, который по сути представляет из себя город-государство со странными порядками, причём по мере того, как его состояние ухудшается, мир тоже погружается в хаос. «Человек-на-мосту» тоже приключается в Комаляндии, правда по собственной воле — в своих видениях он видит то инженера под капельницей, то уморительно косноязычного варвара, творящего жуткие вещи.
- «Дом в тысячу этажей» — классика жанра.
- «Dragon Age: Призыв» — вся команда Женевры в один не очень приятный момент попадает под контроль демона и оказывается в Тени (см. «Dragon Age» в разделе «Видеоигры»), где демон, желая удержать их под контролем (они нужны ему, как источник жизненных сил), создаёт для каждого сон, отражающий затаённое и очень-очень горячее желание. Что интересно — у всех этим желанием оказался жизнь с человеком (или людьми), который чрезвычайно много значил(и) для спящего, но уже умер(ли). В итоге один член команды — воин Николас — предпочёл остаться в Тени, где исполнилось его желание тихой и мирной совместной жизни вместе с другом-любовником Жюльеном (который погиб незадолго до того, как команда попала в ловушку почти на глазах Николаса), умерев, однако, в реальном мире.
- «Кошмары аиста Марабу» — телега от угодившего в кому футбольного хулигана с очевидно фрейдистским подтекстом.
- Грэм Мастертон, в одном из романов о Джиме Руке Ночные Воины оказываются на большом лугу, где дает представление цирк, и все зрители умрут, если не уйдут по своей воле. По лугу бегает маленький мальчик и поясняет Ночным Воинам, что вот именно ему лучше здесь, родители последние деньги на хоспис тратят. Допонительная жуть в том, что выглядит мальчик обычно, и мило играет с собакой.
- Кэрол Хьюс «Магия предательства» — изначально мальчик Джо Брукс последовал за таинственной девочкой Кэтрин в другой мир исключительно из чувства вины перед попавшей в больницу при смерти младшей сестрой Ханной, которой он до того сгоряча пожелал смерти и которую Кэтрин пообещала найти в обмен на помощь. А вот в финале побежденный злодей Орлеманн раскрывает, что на самом деле в больницу попала не Ханна, а он сам, и этот мир являет собой самую настоящую Комаляндию, куда попадают дети-«кандидаты» и откуда могут в свой срок уйти.
- Нил Шустерман, трилогия «Междумир» — как выясняется ближе к концу, все персонажи в реальном мире лежат в коме. Почему в междумир попадают только дети и подростки лет до семнадцати — тайная великая есть.
Кино[править]
- «Иван Васильевич меняет профессию» — основные события фильма, включая путешествие во времени привиделись главному герою: Шурика шарахнуло током, и он полтора часа валяется в отключке…
- В первой редакции пьесы-первоисточнике М. Булгакова это была реальность, во второй стало сном.
- Впрочем, есть и другое объяснение: основные события фильма изменили историю, а пролог и эпилог — получившаяся от давления бабочек альтернатива.
- Или вообще сон как раз они, потому что чёрно-белые, происходят только с Шуриком, воплощают его мечту о любящей жене. Остальная часть фильма — именно реальность: цветная, с песнями, и в части сцен даже нет самого главгероя.
- «Человек ниоткуда» — основные события фильма привиделись герою Яковлева, когда он был без сознания, упав с обрыва. И тоже реальность чёрно-белая, сон цветной.
- «На комете» Карела Земана (по мотивам романа Жюля Верна «Гектор Сервадак») — в отличие от первоисточника, в фильме столкновение Земли с кометой и последующие события привиделись Сервадаку, когда он в отключке лежал на берегу, упав с обрыва в воду, откуда его спас сослуживец.
- «Коматозники»: главные герои (врачи-экспериментаторы) при погружении в искусственную кому переживают события из прошлого, связанные с совершёнными ими ошибками.
- «Потрошители». Автор этих строк обратил внимание, что после пробуждения героя после сотрясения картинка дёрнулась, словно Матрица или иной виртуальный мир, да и действие потом становилось всё менее и менее логичным. Оказалось, с момента получения травмы герой лежит в состоянии овоща, и все дальнейшие события — пихаемые ему программами глюки.
- «Секс-миссия», известный также в другом переводе как «Новые амазонки», представляет нам игру со штампом: героям и хотелось бы надеяться, что увиденное ими после выхода из заморозки пост-апокалиптическое будущее является лишь анабиозным сном, но увы — та сцена, где всё это оказывается сном, сама по себе не более чем сновидение.
- «Кома» — все события происходят в «мире, который существует на основе памяти о реальности людей, находящихся в глубокой коме». Поскольку человеческая память очень нестабильна, мирок там довольно мозговыносящий — а-ля лабиринт Тзинча.
- «Гравитация» — главная героиня теряет надежду вернуться с орбиты на планету живой и отключает подачу кислорода (или что-то в этом роде — автор правки не разбирается в устройстве космических модулей), чтобы умереть. Внезапно в люк модуля врывается её товарищ Ковальски, который «погиб» перед этим, и спасает её, включая подачу кислорода обратно. Когда героиня спрашивает Ковальски, как ему удалось спастись, она понимает, что он на самом деле не спасся, и всё это было её галлюцинацией, но к ней возвращается воля к жизни.
- «Синяя бездна» — Лиза, застряв в противоакульей клетке, смогла дотянуться до сброшенного баллона с кислородом, высвободить ногу, найти на дне слегка поеденную акулами сеструху-экстремалку Кейт и дотащить её до самой поверхности и до лодки, отмахиваясь от акул и вообще показывая, что и она сама не лыком шита относительно крутой сестрицы и может о ней позаботиться, если запахнет жареным. Ага, щас. От притока свежего кислорода из баллона девушка словила хорошие глюки, и на самом деле она всё ещё лежит в клетке с придавленной ко дну ногой, а Кейт погибла за кадром.
- «Бразилия» Терри Гиллиама. Спасение из застенков Министерства и воссоединение с любимой — лишь спасительный бред героя, сошедшего с ума из-за сильнейшего стресса. Режиссерский финал показался прокатчикам в США настолько мрачным, что там попытались выпустить фильм без последней сцены, с «хэппи-эндом», хотя его бредовость (даже на фоне бредовости вселенной фильма) очевидна и без последующих объяснений.
- «Я остаюсь».
- «В бреду» — сценарист получил в челюсть неудачно открывшимся багажником автомобиля и якобы переместился в сериал, сценарий которого он пишет.
- «Истории призраков»: всё происходящее — вызванные угрызениями совести кошмары протагониста, который пустил себе пулю в лоб, остался жив, но впал в кому.
- «Вспомнить все» — когда главный герой собирается вкусить глюков путём вживления в память воспоминаний, оператор походя описывает возможные варианты и… большинство из них происходит в дальнейшем фильме! Концовка открыта, так и не ясно, были ли все приключения глюками и сцена с прерыванием процедуры была нужна для подавления недоверия или происходили на самом деле. Режиссер утверждает что это были глюки, Шварц — что правда :)
- Для глюков в фильме слишком много сцен без участия главного героя. Во сне и в видении люди как правило не видят «катсцены» с персонажами, находящимися далеко отсюда. А если именно Rekall такие вставляет — Куэйд неизбежно узнал бы планы противника (и задумался, почему его жизнь прерывается катсценами).
- Если немного прищурится и допустить, что вживленные воспоминания могут включать в себя изменение восприятия, то можно растянуть объяснение, что герой в некотором смысле был в курсе катсцен, но из-за специфики устройства глюков, знания из катсцен не учувствовали в его процессе принятия решений внутри воспоминания, и были полностью осознаны после окончания глюков.
- Проще уж предположить, что катсцены введены режиссером, чтобы подавить недоверие у зрителя.
- Если немного прищурится и допустить, что вживленные воспоминания могут включать в себя изменение восприятия, то можно растянуть объяснение, что герой в некотором смысле был в курсе катсцен, но из-за специфики устройства глюков, знания из катсцен не учувствовали в его процессе принятия решений внутри воспоминания, и были полностью осознаны после окончания глюков.
- Для глюков в фильме слишком много сцен без участия главного героя. Во сне и в видении люди как правило не видят «катсцены» с персонажами, находящимися далеко отсюда. А если именно Rekall такие вставляет — Куэйд неизбежно узнал бы планы противника (и задумался, почему его жизнь прерывается катсценами).
- «Волшебник страны Оз» — в фильме приключения в стране Оз Дороти приснились, когда она лежала в отключке получив во время урагана выбитой оконной рамой по голове.
Телесериалы[править]
- «Секретные материалы» (1993) — много эпизодов с комой: серия «Одри Поли» — расследование в коме, «4-D» — осложненная кома, «Один вздох» — чудом вернувшаяся Скалли в коме, «Шестое вымирание» — борьба внутри Малдера в коме.
- «Сверхъестественное» (2005) — исключая сны без балансирования на грани жизни и смерти, реальные путешествия по загробному миру и выходы душ из тела, получаем следующее:
- Джинны погружают жертву в сон и питаются её кровью. Подпадает под троп, так как жертва видит мир своих желаний и одновременно умирает. Существует семейство джинов питающихся страхом, поселяющих жертву в мир своего страха.
- «На пороге смерти». Бобби: пуля попадает в голову, а сам он в кому, где вынужден убегать по закоулкам памяти от пришедшего за ним жнеца. Чтобы попасть в реальный мир и передать важную информацию Винчестерам, ему надо встретиться лицом к лицу с самыми плохими своими воспоминаниями.
- «Думаю, я здесь приживусь». На этот раз в реанимации Сэм. Сам Смерть пришёл за его душой. Сэм совершает своё путешествие в сопровождении олицетворений желания жить и желания умереть.
- «Доктор Хаус»: в одной из серий в Хауса стреляют, и дальнейшие события серии — его коматозный бред. Схожие явления происходят ещё как минимум в одной из серий, когда Хаус пытается целенаправленно отключиться от сознания, чтобы вспомнить, что он увидел во время аварии автобуса.
- «Интерны»: доктор Быков на мотоцикле попал в ДТП, а как следствие — в длительную кому. Через несколько серий он без проблем из неё вышел. Через десятки серий он ещё раз очнулся из комы — и понял, что события тех самых десятков серий ему приглючились. Он оказывается в мире недалёкого будущего, оформленном в стилистике ай-всё. Поняв, что мир изменился сильно, он прыгает с крыши — и вновь просыпается. Продолжение комы и пробуждение от него оказалось комой алкогольной, снами, вызванными вчерашней пьянкой с Купитманом.
- «Одиссея» — мальчик Джей Зиглер случайно падает с дерева и попадает в кому. В своём подсознании он путешествует по реальности, в которой живут только дети и нет ни одного взрослого. В поисках выхода из этого странного мира ему помогают его друзья — девочка Альфа и мальчик Флеш (олицетворение его друзей из реального мира).
- «Жизнь на Марсе» (американская версия) — приключения героя, попавшего не в своё время, оказываются вызваны ошибкой загружаемого сновидения при погружении в анабиоз. Той же канвы придерживается российский ремейк «Обратная сторона Луны». Действие, соответственно, переносится в СССР 1970-х гг.
- «Клан Сопрано» — в первой серии 6-го сезона Джуниор, страдающий от деменции, принимает Тони Сопрано за «Маленького Пусси» Маланга и стреляет ему в живот. Тони успевает набрать 911, но теряет сознание раньше, чем успевает объяснить оператору причину своего звонка. В следующей серии Сопрано находится в глубокой коме и видит сон, как он попадает в какой-то штат, который вполне может оказаться чистилищем или другим вариантом его жизни. Но в третьей серии Тони выходит из состояния комы и быстро идёт на поправку.
- Австралийский детский телесериал «Джош Кирби — воин времени» (Josh Kirby… Time Warrior). Или это конец-перезагрузка.
- «Меня зовут Эрл» — протагонист несколько серий пребывает в коме, ему грезится, что наконец-то всё наладилось.
- «Вавилон-5» — серия «Очень долгая ночь Лондо Моллари».
- «Звездные врата: Атлантида» — Элизабет Вейр пробуждается в психиатрической лечебнице, где ей рассказывают, что экспедиция на Атлантиду и Звёздные врата — лишь продукты её воображения. Элизабет то верит, что больница реальна, то вдруг начинает видеть странные образы, которые говорят ей, что на самом деле реальна Атлантида.
- Farscape. Землянин-попаданец, приключающийся на корабле с пестрой шайкой инопланетян, телом валяется в коматозе, а сознанием — в мультике вроде серии Tiny Toon про койота и страуса. После пробуждения на вопрос иноплатетянина-воина «Как ты понял, что умираешь?» астронавт ответил долгой паузой и словами «Дружище, если бы я только мог это объяснить…»
- «Тёмная материя» — путешествуя по воспоминаниям членов команды (находясь как бы на месте владельца), Пятая в какой-то момент попадает в воспоминания о благополучном и счастливом детстве Третьего. Эта жизнь так понравилась ей, что она не захотела уходить и провела там много месяцев (в реальности же не прошло и суток). Шестой сумел уговорить её вернуться: мальчик, чьей жизнью живёт Пятая, не стал бы членом экипажа «Разы», если бы не произошло что-то ужасное. Здесь она не в силах это предотвратить, но в реальной жизни всё ещё можно изменить к лучшему.
- «Кости» — Бут находится в коме, оправляясь от удаления опухоли головного мозга, и ему кажется, что он — владелец ночного клуба, Бреннан — его жена, Ходжинс — пьющий романист, Кэм — детектив. Это видение навеяно историей, которую Бреннан сочиняет и читает вслух Буту, дежуря у его постели.
- «Кухня» — предпоследняя серия. В начале серии Баринов, изнемогающий от приступа болезни, валится на диван. Медленно рушащаяся реальность… Дальше — бред Баринова, впавшего в кому.
- «Super Sentai» — в сезоне «Gokaiger» Гай Икари, спасая ребёнка, получает травмы и отчаливает прямиком в Комаляндию, где к нему приходят духи дополнительных рейнджеров из прошлых сезонов и дарят ему свои легендарные силы. За храбрость. Проснувшись, Гай обнаруживает, что это — не шиза сентайного фаната (каким он является), а реальность.
- «Темный ангел» — последняя серия первого сезона. Команде трансгенетиков и их союзников удается уничтожить лабораторию Мантикоры, и они пытаются сбежать. Макс встречает своего молодого клона с пистолетом, но отбирает его и все спасаются. В конце все развлекаются в баре, но оказывается, что клон Макс успел выстрелить в неё и Зак жертвует собой, чтобы спасти её, хотя Макс и остается в плену у Мантикоры.
- «Секретный агент Макгайвер» — в одном из эпизодов Макгайвер стукнулся головой и впал в кому. В бреду ему казалось, что он попал в Англию времён короля Артура, где встретил Мерлина.
Мультфильмы[править]
- Советский мультфильм «Тяп-Ляп» — через это приходится пройти герою для исправления.
- Российский мультфильм «Необыкновенное путешествие Серафимы» — заглавное событие точно соответствует тропу. Путешествие души в рай начинается с набора парящей в воздухе гигантской еды, а заканчивается двумя гигантскими жёлтыми руками. Да, верующим это тоже не понравилось.
- «Том и Джерри», мультфильм «The Cat and the Mermouse» — в погоне за Джерри, Том утонул и обнаружил, что может спокойно дышать под водой. В конце серии выяснилось, что на самом деле Том едва не умер, наглотавшись воды, а Джерри его откачивал.
Мультсериалы[править]
- «Губка Боб Квадратные Штаны». Серия «Остолопы и драконы» - Губка Боб и Патрик из-за столкновения на морских коньках в ходе турнира теряют сознание и им снится, будто они попали в средневековье. В конце эпизода они приходят в себя уже на поле арены рыцарского турнира, где Губка Боб говорит Патрику, что всё это было просто сном.
- «Спецагент Арчер» — с восьмого по десятый сезоны, в последнем эпизоде десятого он всё-таки просыпается и выясняет что провёл в коме три года. Причём выясняет он это от архи-Скверной Мамочки/Мамы-Медведицы всех времён и народов Мэллори--которая, как выяснилось, все эти три года была рядом! Въехала в больничный покой, поставила себе раскладушку с тумбочкой, жила из чемодана и три года подряд не отходила от сына, твёрдо решив быть рядом когда (да когда, чёрт подери, а не если!!) он проснётся. Дождалась… Учитывая их… весьма разные… отношения за все сезоны сериала, это один из её лучших моментов.
- «Футурама» — в одном из эпизодов Лила ужалена космической пчелой и проходит через серию всё более и более сюрреалистичных видений, в которых ужалена не она, а Фрай; тот в её видениях как бы умирает, но возвращается и возвращается из мёртвых.
- «Люди в чёрном» — в одной из серий к мозгу Джея прицепился паразит, создающий сновидения, приятные для жертвы. В его сне за рулем машины всегда сидит Джей, Кей над ним не издевается, а Эл (образ которой и принял паразит) проявляет к нему симпатию. Чтобы избавиться от паразита, Эл с помощью специального устройства пробирается в сон Джея и устраняет «неправильную» Эл.
- «Мистер Пиклз» — глава семьи Гудманов попадает в кому от удара планшетом по голове и попадает в мир, где он — собака.
- «По ту сторону изгороди» — с той оговоркой, что произошедшее героям не «приглючилось» (да и как бы оно приглючилось сразу двоим, ещё и со сценами без их участия?), а «Комаляндия», где они побывали, была своего рода загробным миром — Лимбом или Чистилищем.
- «Охотники на драконов» — в эпизоде «Сонное зелье» приключений в Комаляндии удостаивается Гвиздо, отравившийся драконьей газовой бомбой. Сны, которые он видит, основаны на его подсознательных желаниях и похожи на его обычную жизнь, только немного лучше. Вот только данный вариант комы является изощрённой формой драконьего гипноза, так как побуждает пострадавшего самому идти дракону в пасть, поэтому самый безопасный план — держать человечка привязанным к кровати. Годами. Единственный способ разбудить беднягу — дать дракону на него дыхнуть. А живёт этот дракон на дне глубокого илистого озера... Садистский выбор, но что поделать: в итоге Лиан-Чу на это идёт.
- «Ну, погоди!», 16-й выпуск: сказочные приключения Волка — галлюцинации после потери сознания от солнечного удара.
- «Конь БоДжек» — предпоследняя серия 6 сезона. Бо Джек сначала думает, что это просто сон и ожидает, что сейчас, когда закончится застолье с погибшими друзьями, он проснётся и будет весь день ходить в дурном настроении. И не замечает жирных намёков на его нынешнее положение, пока ему об этом не сообщают прямым текстом. В конце концов он пытается схватиться за единственную соломинку — позвонить Диане, но та в Чикаго и не смогла бы его спасти, даже если бы он позвонил наяву.
Комиксы[править]
- «Инок»: главный герой попадает в автокатастрофу при странных и околосверхъестественных обстоятельствах и в своих снах путешествует по прошлым эпохам истории России в образе монаха. Там он попадает в разные исторические события, в которые вмешиваются мерзкие злодеи-колдуны, и, чтобы проснуться, должен их всех одолеть.
- Gen-13 — В сюжетной арке «Необыкновенное Приключение Гранджа» отравившись тухлым гамбургером Грандж теряет сознание и попадает в мир населенный персонажами различных комиксов (не принадлежащих ко вселенной WildStorm в которой в реальности обитает он сам).
Веб-комиксы[править]
- «Самый тупой в мире маг» — первая встреча Грегора с Быдидиндием. Да и после тот ему являлся в основном во снах.
Аниме и манга[править]
- GoShogun: Toki no Étranger — 2/3 действия происходит внутри сознания находящейся в коме героини.
- Волчий дождь, пополам с машиной лотофагов и Островом Удовольствий: «Сады Вечности», которые Киба поначалу принимает за вожделенный Рай, оказываются галлюцинацией, вызванной ядовитым запахом плотоядного растения — так оно приманивает жертв. Есть жирные намёки, что это не просто галлюцинация, а по-своему реальный мир — но смерть в родном мире всё равно прилагается.
- «Берсерк» — для возвращения Каске разума Ширке и Фарнезе необходимо удачно провести путешествие по Комаляндии. Вроде бы, у них получилось.
- «Первый отряд» — сначала Надя теряет сознание из-за контузии и видит воспоминания о прошлом, но вовремя пробуждается благодаря вмешательству умершего друга. Во второй раз главгероиню целенаправленно погружают во временную кому и таким образом отправляют в мир мёртвых с посланием.
- Space Pirate Captain Harlock: The Endless Odyssey — пока Кей находится в коме после ранения и несвоевременно оказанной помощи (а потом не может вернуться потому, что восстановившееся тело кое-кто занял раньше нее), она странствует по загробному миру (учитывая предшествовавшие и дальнейшие события, загробный мир явно настоящий), где находит души погибших у врат Ада ученых и узнает, что там все-таки произошло на самом деле.
- Нулл и Пета — милая сахарная комедия с мрачноватой завязкой про воскрешение школьницей Нулл своей старшей сестры Петы в виде робота и их похождения оказалась коматозным сном: на самом деле не Пета, а сама Нулл попала под грузовик. Происходит все почти как в Little Busters: однажды героиня осознает, что осталась абсолютно одна в и без того не обремененном персонажами мире и между попыток (безуспешного) самоубийства вспоминает истину, пытается всеми способами вернуть сестру и после катарсиса принятия возвращается в реальность.
- Parallel Paradise — главный герой попадает в параллельный, фэнтезийный мир. Однако, иногда он, на какое-то, непродолжительное, время выходит из комы и каждый раз обнаруживает себя в больнице, где его лечат после падения из окна, и все его похождения в параллельной реальности были не более чем результатом нахождения в коме. Поскольку манга ещё издаётся, однозначного ответа имеет ли место данный троп, либо главный герой — тру попаданец, на данный момент нет.
- [[Насуверс|Fate/kaleid liner Prisma Illya] — с этого начинается гранд-финал, заодно имеем субверсию соседнего тропа. Сразу после событий фильма Licht (по-русски, просто "Фильм"), Земля Миювёрса полностью уничтожается ГлавГадом, после чего Иллия внезапно просыпается у себя дома, в Иллиявёрсе, где всё хорошо и ничего не происходило. И никакая волшебная палочка её не находила, никакой магии не было. Потом Иллия начинает замечать странности, и выходит на крышу, где встречает, как она думает, своего брата. Тот ей начинает объяснять, что "теперь всё хорошо, и она может жить спокойной жизнью, а в том мире — одни страдания. Иллия же говорит, что не может бросить друзей, и её долг — вернуться. Тогда её брат превращается в Куро, и говорит, что теперь Иллия должна проснуться "по настоящему". Иллия снова просыпается, но на этот раз в Миювёрсе, ей говорят, что прошло 2 года, грязь выпущенная Дариусом из Ящика Пандоры покрыла всю планету, и все умерли, остались только Танака, Гильгамеш, Иллия, Руби... Ну и сама Пандора умереть не может. А Дариус и его монстры застряли во времени в шаге от победы, и не сдвинутся, пока наблюдатели, то есть Пандора и Иллия, присутствуют в мире.
Видеоигры[править]
- Metro 2033: Fear the future — Артём забрался на верхушку Останкинской башни и навёл ракеты на улей Чёрных, включив ЛЦУ. На этом игра кончается, и игрока ждут титры на фоне ракетного пуска по Ботаническому саду? Не спешите. У Чёрных ещё есть козырь в рукаве, и последний уровень этой замечательной игры одновременно с финальной битвой будет происходить в подсознании Артёма, пока сам главгерой балансирует на мачте телебашни на высоте в 350 метров.
- Max Payne: главгерою несколько раз вкатывают лошадиную дозу наркотика валькирина, от которой запросто можно склеить ласты. В результате нам предлагаются к прохождению уровни в виде глюков и видений Макса.
- Myst IV: Revelation: реклама наркотиков; глюки — это просто цветные пятна, из которых надо сложить головоломку.
- Syberia II: ещё одна реклама наркотиков. Глюки — детство Ганса Форальберга.
- The Whispered World = «Ускользающий мир»: вся игра — Комаляндия серьёзно больного мальчика.
- «Секреты твоих кошмаров»: главная героиня лежит в коме. Чтобы пробудиться, она должна пройти все уровни своего подсознания и вспомнить, что же с ней произошло.
- American McGee's Alice: здесь в роли Комаляндии изуродованная версия Страны чудес в голове у Алисы. Первая игра проходит там целиком, пока Алиса лежит в кататонии в психушке. В сиквеле уровни в Комаляндии перемежаются интерлюдиями в реальном мире.
- фитилек потому что действие игры происходит в снах психбольной Алисы, и чтобы душевная болезнь стала уходить в Лету героине нужно победить Черную Королеву.
- Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth. Лавкрафтовские ужасы обязывают. Глюки персонажа разнообразные и вызваны разными причинами.
- Герой боится самых обычных вещей, которые неприятны любому психически здоровому человеку вроде искалеченных трупов. Персонаж игры себя винит за смерть маленькой девочки полукровки-дагонитки, убитой чистокровной матерью. Эта девочка будет ему являться на всем протяжении игры в виде галлюцинации зрительной и слуховой. Обычно является под землей.
- Встречаются типичные для этого жанра вещи, которые лучше не знать, вроде дагонитов, летающих полипов и прочей гадости. Так же авторы игры прозрачно намекнули, что мозги главного героя имел в течение нескольких лет представитель иной расы, поэтому герой изначально больной из-за повреждённой души. Сидел в психушке, заработал пробел в памяти.
- Приключения в комаляндии. После очередного сильнейшего психического шока герой видит один и тот же коридор — то с кровью и трупами, то с жуткими чёрными щупальцами, — вероятнее всего, коридор психушки, в которой его лечили. Побегать особо не дадут — максимум полминуты реального времени.
- Глюки от морфия. Используется в игре как обезболивающее при крупных ранениях: от боли тоже можно загнуться. Морфий сам по себе бесконечен. Одна-две дозы действуют положительно, хотя мир становится расплывчатым. Если продолжать злоупотреблять, герой начинает впадать в панику: невнятно бормотать, слышать и видеть галлюцинации. При сильном злоупотреблении выпадает из реальности полностью и совершает самоубийство.
- Dragon Age — похоже на концепцию из «Хроник странного королевства» выше. Тень — астральное измерение, где обитают магические существа, духи и демоны. Они отражают какие-то свойства характера разумных гуманоидов (гнев, праздность, гордыня, доблесть, справедливость, месть, сострадание и т. д.) и внутри своей реальности могут изменять окружающую действительность усилием воли или эмоциями (там вообще всё изменчиво и хаотично, в отличие от материального мира). В Тень во сне попадают души всех разумных рас, кроме гномов (которые имеют устойчивость к лириуму и неспособны связаться с Тенью)[1]. Они, как правило, не могут осознать, что спят, и их сон в Тени происходит сам по себе. Магически одарённые способны связаться с Тенью и черпать оттуда энергию, творя заклинания, но им грозит опасность стать одержимыми демоном. И они могут входить в Тень, бодрствуя и полностью в сознании, но для этого нужно немало лириума (или крови, если это магия крови) и помощь ещё как минимум одного мага. Так вот, на протяжении серии игроку или другим персонажам придётся входить в Тень несколько раз. Например, в Origins как минимум один раз в любом случае — в сюжетном квесте по зачистке башни магов от демонов и одержимых, куда его заточит демон праздности, и героям надо бродить по сюрреалистическим ландшафтам, сражаться с демонами и освобождаться. Если протагонист — маг, то сам(а) отправится в Тень ещё дважды: первый раз в предыстории, во время ритуалов Истязания, чтобы доказать свою способность противостоять демонам, второй раз — опционально в квесте по спасению замка Редклиф и эрла Эамона, в рамках экзорцизма демонессы, вселившейся в сына эрла с магическим даром (если игрок решит не убивать демона прямо в его нынешнем теле, а позвать помощь магов из Круга или Йована, если он оставлен в живых, за счёт крови матери мальчика).
- DEEMO — На самом деле главная героиня Алиса всё это время находилась в коме после ДТП, в котором погиб её брат Ганс, оттолкнувший Алису от проезжающего автомобиля. Диимо - это манифестация Алисиных воспоминаний о Гансе, а Леди-в-Маске - та часть Алисы, которая отказывается принимать смерть брата и хочет воссоединится с ним в смерти.
- Driver: San Francisco — Таннер, в ходе погони за сбежавшим Джерико, попадает в аварию, и последующая игра есть ничто иное как его похождения в коме.
- Gangstar Rio: City of Saints — java-аналог GTA. Зомби-тема пробралась и сюда: когда персонаж умер и госпитализирован, он оказывается посреди зомби-апокалипсиса с пистолетом и несколькими обоймами патронов, дальше по улице есть сломанный джетпак, а по карте разбросаны его запчасти. Если починить джетпак и свалить, то по приходе в себя у персонажа остаются оружие и деньги. Если быть съеденным зомбаками — отбираются стволы и 10 % наличности.
- Postal 2, аддон Apocalypse Weekend: после пережитого за прошедшие пять дней Чувак ещё не оклемался, но сбегает из больницы раньше времени. Ходит он в обычном мире, но реальность видит о-очень искажённо, в виде комичного подобия Silent Hill. И да, все повреждения, полученные в этом режиме, при «отходняке» останутся.
- Внезапно, почти весь первый (в смысле перезапуск) X-COM — как выясняется во второй части, X-COM был разгромлен уже через несколько недель, а Командор попал в плен, где его подключили к виртуальной реальности, где он продолжал командовать отрядами виртуальных бойцов в тактических симуляциях. Зачем это сделали? А чтобы обучить новообращенных бойцов Адвента тактике — с их промытыми мозгами обучаться они могут только путем загрузки в мозг чужого боевого опыта.
- Хотя концепция Анимуса и состоит в том, что ты лишь смотришь воспоминания своих предков, события AC:Revelations разворачиваются именно в Комаляндии.
- «Вовочка и Петечка» — на одном из уровней главные герои разбились на мотоцикле, и на нескольких последующих уровнях действие происходит в Комаляндии. В основном она представляет собой фантасмагорическую версию обычной жизни героев (класс с учителем-роботом, школьный туалет с жуткой гориллой, пляж в Артеке, на который главные герои мечтают попасть в реале, и др.)
- «ШтЫрлиц: Операция „Бюст“» — в одной из сцен Геббельс ставит опыты над мозгом Штырлица, и тот попадает… в мир квестов «Петька и Василий Иванович» в роли Петьки.
- Tales of Berseria — во время послеигровых титров показано, как слившимся в вечном цикле поглощения Велвет и Лафицету снится сон об их жизни, какой она могла бы быть, не случись с ними всего того, что случилось: у Артура и Селики родился сын, сам Лафицет излечился от своей болезни и отправился в путешествие по миру вместе с Велвет (в ходе которого они посетили те места, которые героиня посещает по сюжету и повстречали тех людей, с которыми мы знакомимся по ходу игры), а после возвращения все пятеро зажили тихой, мирной и счастливой жизнью.
- Трилогия онлайн-квестов «Deep Sleep» от польского разработчика Scriptwelder — люди, попавшие в осознанное сновидение, остаются заключёнными в нём. Собственно, цель главного героя — как можно скорее проснуться. Также, в первой игре можно найти вырезки из газет о подобных случаях, а во второй косвенно помочь маленькому мальчику вернуться в реальный мир.
- Dangerous Dave IV (незавершенный) — демоническая психушка, из которой Дядя Дэйв спасается — плод его воспаленного воображения.
- Hotline Miami — основная часть сюжета (до главы Trauma) происходит внутри сознания главного героя, который находится в коме.
- w:Weird Dreams (старая, еще для DOS игра) — пока протагонисту делают операцию на мозге, его сознание путешествует по сюрреалистическим кошмарам, в которых требуется победить демона, чтобы не умереть в реальном мире.
- Fallout 3 — сюжетно обдолбавшись веществами, попадаем в мрачный мир, состоящий из тоскливых и пугающих глюков, который реально удивляет. И, не в последнюю очередь, тем, что эти интересные эффекты смогли сделать на весьма бедном возможностями движке игры. В одном из убежищ можно надышаться и также неслабо глюкануть. Наконец, целый эпизод игры посвящен блужданиям в виртуальной реальности, тогда как герой физически неподвижно лежит в яйцеобразной капсуле.
- Far Cry 3 — проползая по специфической пещере за шаманскими грибочками, герой может внезапно-ненамеренно занюхнуть этих самых грибочков полной грудью и будет выбираться из пещеры в состоянии измененного сознания, что весьма непросто, хоть и красочно. Ближе к концу игры шаманские практики тоже отправят героя в виртуальный мир.
- Dreamfall:The Longest Journey и Dreamfall Chapters. Зои погрузила в кому собственная "мать". Все события D:TLJ оказались рассказом главной героини, находящейся в коме, встречному хранителю Мира снов. В DC Зои путешествует сначала по Миру снов, пока её тело в коме в Старке. Потом выходит из комы и путешествует по Старку, а затем - по Аркадии. Потом снова просыпается в Старке окончательно. Но она действительно физически путешествовала по всем этим местам, пока её тело было в коме. Сверхспособность у неё такая - материализовать своё "астральное тело" где-угодно. Даже рядом с собой-любимой, лежащей в коме.
- Wanishing of Ethan Carter . Протагонист - детектив с псионическими способностями Просперо и весь окружающий его психоделический пейзаж - всего лишь плод воображения мальчика Итана, живущего в глуши в семье реднеков, и задыхающегося от угара в подвале горящего дома.
- Юрий Нестеренко, «День Валентина»: Странный и жуткий дом, в котором проснулась Вики, оказывается подсознанием Валентина, погибшего в ДТП в результате столкновения с её машиной, а физически она находится в больнице. В зависимости от исхода игры в конце концов Вики или окончательно умирает, или возвращается в реальный мир.
- Super Mario Bros. 2 в конце оказывается лишь сном главного героя.
Музыка[править]
- Ayreon — The Human Equation. Весь альбом — о том, как герой, попавший в автокатастрофу, переосмысливает свою жизнь, так как это — единственный путь к приходу в сознание.
- The Mars Volta — De-Loused in the Comatorium. Главный герой концептуального альбома, Серпин Такст, попадает в кому после передозировки наркотиками и сражается с психоделическими видениями в своем разуме.
- Lady Gaga — 911, клип на эту песню был вдохновлён «кино не для всех» в том числе советским/армянским «Цвет граната». Абсолютно все странные вещи, что происходят в клипе являются действиями медиков пытающихся спасти жертв автомобильной аварии. Главная героиня получила травму головы, поэтому до определённого момента видит всё символически.
Социальная реклама[править]
- «Бухаете? Тогда я иду к вам!» © — социальный ролик от минздрава, в котором белочка рассказывает о своих приключениях вместе с теми, кто употребил лишнего. И пусть всё лишь со слов белочки, выглядит это действительно жутко.
Реальная жизнь[править]
- Многие люди, пережившие клиническую смерть, вспоминают сцены, схожие с религиозными представлениями о загробном мире.
- Причём, что характерно, совпадающие в общих чертах (полёт сквозь туннель к свету, встреча с неким существом, описываемым обычно как «наставник, учитель» в гиперреальном окружении) у большинства это запомнивших, вне зависимости от вероисповеданий (а вот от него зависит уже содержание). И у намеренно входящих в подобное состояние опытных медитаторов. Понять, что это — действительно загробие или глюки постепенно выключающегося мозга, пока что не получается.
Примечания[править]
- ↑ Но даже если вы играете гномом, у вас будет квест в Тени: особо зловредные демоны могут запузырить туда и гнома.
Сеттинг | |||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Место действия |
| ||||||||||||||||||||
Время действия | Додревняя тьма • Давным-давно • Пещерное человечество • Эпоха кровавых оргий/Древний Грим • Тёмные Века • Средневековье (Романтическое Средневековье vs Навозные века) • Плащи и шпаги • Именные годы • Ревущие двадцатые • Великая депрессия • Где-то в наше время (Ковидная эпоха) • Через недельку нашей эры • Наше время + 20 • Далёкое будущее • Нескоро-нескоро (Забытые звёзды • Эра гаснущих звёзд) • Эклектичное будущее
Вне времени: Доисторическая фауна в фентези • Замороженное время • Золотой век • Конец Эпохи vs Рассвет новой Эпохи • Легендарная реальность • Мир вне эпох • Мифическая эра • Начало конца • Полночь без пяти • Час Быка • Человечество на испытании • Эпоха тьмы … | ||||||||||||||||||||
Эстетика |
| ||||||||||||||||||||
Страны и континенты | Не-государства Антарктида • Арктика • Атлантида • Граница проходит по Андуину • Декоративная локация • Затерянный мир • Оазис • Облачная страна • Остров (Зловещий остров) • Сказочный мир • Страна Чудес • Страна чудовищ • Тортуга • Эдем
Государства Афины и Спарта • Восточная сказка • Единая Европа • Китай захватит мир • Клюква-лэнды (Банановая республика • Булунги • Верхняя Вольта с ракетами • Древний Грим • Испексика • Коммилэнд • Курак • Руритания/Убервальд vs Франглиспания • Утай) • Полярные медведи и пингвины • Россия (Белая Россия • Красное будущее • Медведь снова зол • Россия — часть Запада) • США (Америка захватит мир • Дикий Запад • Довоенный Юг • Разъединённые Штаты Америки vs Расширенные Штаты Америки) • Япония (Бакумацу • Япония захватит мир) | ||||||||||||||||||||
Государственное устройство | Альянс • Анархия ( — мать порядка • — это бардак) • Балканизация (Кто сколько унесёт суверенитета • Разъединённые Штаты Америки) • Вольный город (Город-государство) • Вампирократия/Некрократия • Демократия (Демократия — это хорошо • Демократия — это плохо) • Единый мировой порядок • Замок-государство • Иллюминократия • Капиталисты плохие • Кастовое сообщество (Иерархия улья) • Конституция • Королевство (Королевства — плохо, а республики — хорошо • Королевства — хорошо, а империи — плохо • Королевства — хорошо, а республики — плохо • Крохотное королевство • Личная уния • Деятельный правитель) • Корпоратократия • Загнивающий Запад • Магократия\Парадокс магократии • Марионеточное государство • ООН — сверхдержава/Альтернативная ООН • Племя • Пиратское братство • Республика (Аристократическая республика • Олигархическая республика • Республиканская Империя • Тиранская Народно-Демократическая Республика) • Сволочи бывают разные... (Буржуазно-коричневая сволочь • Красно-буржуазная сволочь • Красно-коричневая сволочь • Серобуромалиновая сволочь • Толерантная сволочь) • Теократия • Триумвират • Федеративная монархия • Федерация
| ||||||||||||||||||||
Мирография | Безводный океан • Дисбаланс полушарий • Карта • Колония (Забытая колония) • Космический океан • Мир тысячи островов • Море на западе, земля на востоке • Нет дорог, только направления • Пангея • Пара континентов • Символическая география • Три сверхдержавы… | ||||||||||||||||||||
Остановки на дорогах и тропах | Великая река vs Весёлый ключ журчащий vs Речка-говнотечка • Горы Слёз • Дикое Поле • Замороженный Север • Место передышки (Город Приключенск • Деревня со зловещим секретом • Избушка каннибалов • Остров Удовольствий) • Мордор • Пустыня Смерти • Река Безумия • Чудесный лес (В березняке веселиться • Корабельная роща) vs Тёмный лес (Джунгли Помрачения • Жуткий ельник) • Ширские холмы • … | ||||||||||||||||||||
Погода и климат | Аномальная погода • Благое солнце vs Зловещий рассвет • Осенняя хандра (Вечная осень) • Гроза • Война под дождём • Драматический ветер • Драматический гром • Зловещая луна vs Прекрасная луна • Конец осени • Крайне долгая зима • Многозначительный туман • Надвигающаяся буря • Низкая облачность, возможен кратковременный рок • Очистительный дождь (Потоп смывает зло) vs Унылый дождь • Прекрасная зима (Романтический снег) • Просвет в тучах • Роковой туман • Снег означает смерть • Солнечное затмение • … | ||||||||||||||||||||
Небесные тела |
Однообразные планеты: Вулканическая • Радиоактивная (Выжженная радиацией) • Ледяная • Мир смерти • Болотная • Водяная • Планета Луна • Планета Небо • Пустынная • Райская • Раскалённая • Токсичная • Экуменополис
| ||||||||||||||||||||
Прочее | Ангелы, демоны и кальмары/Ангелы, демоны и эльфы • Антисеттинг (Идиотский сеттинг) • Географический сеттинг vs Героецентричный сеттинг vs Идеецентричный сеттинг vs Мироцентричный сеттинг (Типа я Толкин) vs Семьецентричный сеттинг vs Фракциоцентричный сеттинг • Земля — поле боя • История по-голливудски • Маскарад (Влипнуть в маскарад vs Просочиться в маскарад) • Мозаика сверхспособностей • Мультивселенная • Неудобных точек зрения нет • Общая вселенная • Парадокс магократии • Планы бытия (Три мира) • Повседневность • Призрачный сеттинг • Стандартный фэнтези-сеттинг • Стандартная христианская мифология • Статичный сеттинг vs Развитие техники сквозь время • Хроноцентризм • Человеко-звериный сеттинг • Шкала технических уровней сеттинга | ||||||||||||||||||||
← | Основы • Море |
Размытая реальность и ненадёжные рассказчики | |
---|---|
Тропы | Бабочка и император • Жизнь в двух мирах • Искусственно сконструированная история • Приглючения в Глюколяндии • Приключения в Комаляндии • Твист Амброза Бирса • … |